1
1. Общие положения
1.1. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах (далее – Положение) Муниципального образовательного
учреждения дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи
(далее МОУ ДО ДТДиМ) разработано в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей»
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
(дополнительным общеразвивающим) программам детям в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, на территории
Хабаровского края приказ министерства образования и науки
Хабаровского края от 30.01.2019 № 2
Положение о дополнительной общеобразовательной программе,
реализуемой в Хабаровском крае (Приказ Министерства образования и
науки Хабаровского края № 383П от 26.09.2019 г.);
1.2.Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению,
а также регламентирует порядок принятия и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в Муниципальном
образовательном учреждении дополнительного образования Дворец творчества
детей и молодежи.
1.3. К дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим
программам относятся:
дополнительные общеразвивающие программы
2
1.4. Занятия в детских объединениях МОУ ДО ДТДиМ могут проводиться по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
различной направленности:
технической;
естественнонаучной;
физкультурно-спортивной;
художественной;
туристско-краеведческой;
социально-гуманитарной.
1.5. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой,
разработанной и утвержденной в МОУ ДО ДТДиМ.
1.6. Освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета,
курса, дисциплины (модуля) программы, сопровождается промежуточной и
итоговой аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных
данной программой.
1.7. Сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ реализуется с организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, с которыми совместно заключается договор о
сотрудничестве.
1.8. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
могут быть реализованы как в очной,
очно-заочной форме, так и с
использованием дистанционных образовательных технологий.
1.9.
Образование
по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам в МОУ ДО ДТДиМ ведётся на русском языке.
2. Образовательная деятельность по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам
2.1 Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном
и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся;
обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
3
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в
соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе
из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов
и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся.
2.2. В МОУ ДО ДТДиМ могут реализовываться следующие виды
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
одноуровневые (программы одного уровня сложности: стартового,
базового или продвинутого уровня);
традиционные (программы непереведенные в уровневые);
разноуровневые программы, которые могут быть представлены двумя
вариантами:
1) многоуровневые программы, предполагающие освоение нескольких
уровней сложности последовательно;
2) программы, ориентированные на детей разного уровня развития и
предполагающие реализацию освоения содержания на тех уровнях
сложности, которые соответствуют возможностям каждого участника
коллектива или учебной группы.
2.3. По форме организации содержания и процесса педагогической
деятельности дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы могут быть:
комплексные – представляют собой соединение отдельных направлений,
видов деятельности в некое целое, но в рамках одной направленности;
интегрированные – объединяет в целое отдельные направления разных
направленностей на основе того или иного единства;
модульные, модуль представляет
собой логически завершенную
относительно самостоятельную
часть образовательной программы,
формирующую определенную компетенцию или группу компетенций в ходе ее
освоения;
2.4. По срокам реализации дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы могут быть:
краткосрочные (от 16 часов);
годичные;
двух-, трехгодичные;
длительного срока реализации.
2.5.
Содержание
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ должно соответствовать:
достижениям мировой культуры, российским традициям, культурнонациональным особенностям края и города;
4
определенному уровню образования (дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования);
направленностям программ
дополнительного
образования
детей
(технической,
художественной,
физкультурно-спортивной,
туристскокраеведческой, социально-гуманитарной, естественнонаучной);
современным образовательным технологиям, которые отражены
в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности,
результативности); формах и методах обучения (активных методах, методах
дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях,
конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и
управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности
детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов
и материалов в расчете на объединение обучающихся).
3. Функции дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа вне
зависимости от того, к какой образовательной области и направленности она
относится, выполняет следующие функции:
нормативную – является документом, обязательным для выполнения в
полном объеме;
целеполагания – определяет ценности и цели, для достижения которых
она разработана;
определения содержания образования – фиксирует состав элементов
содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их
трудности;
процессуальную – определяет логическую последовательность усвоения
элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия
обучения;
оценочную – выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты
контроля и критерии оценки уровня обученности и личностного развития
обучающихся.
4. Цели и задачи дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную
направленность и желаемый конечный результат.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих
пути достижения цели.
- личностные - формирование общественной активности личности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков
здорового образа жизни и т.п.;
5
- метапредметные - развитие мотивации к определенному виду
деятельности,
потребности
в
саморазвитии,
самостоятельности,
ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
- образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к
чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение
определенных знаний, компетенций и т.п.
5. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
5.1. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы включает комплекс основных характеристик программы
(пояснительная записка; цель и задачи программы; содержание программы;
планируемые результаты) и комплекс организационно-педагогических условий,
включая формы аттестации (календарный учебный график; условия реализации
программы; формы аттестации; оценочные материалы; методические
материалы; рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы; список
литературы).
5.2. Титульный лист программы (лат. Titulus - «надпись, заглавие») –
первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником
библиографической информации, необходимой для идентификации документа
(наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с
указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы,
адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов)
программы, город и год ее разработки).
5.3.
Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы:
5.3.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):
направленность
(профиль)
программы
техническая,
естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристскокраеведческая, социально-гуманитарная (Порядок № 196, п.9);
- актуальность программы - соответствие основным направлениям
социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере
науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному
социальному заказу/запросам родителей и детей; обоснование актуальности
должно базироваться на фактах – цитатах из нормативных документов,
результатах
научных
исследований,
социологических
опросов,
подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы;
- отличительные особенности программы - характерные свойства,
отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные
идеи, которые придают программе своеобразие;
- адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет
актуальным обучение по данной программе – возраст, уровень развития, круг
интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе;
6
- объем программы – общее количество учебных часов, запланированных
на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
- формы организации образовательного процесса (индивидуальные,
групповые и т.д.) и виды занятий по программе определяются содержанием
программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские
занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские,
деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение
самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования
и другие виды учебных занятий и учебных работ;
- срок освоения программы – определяется содержанием программы и
должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов,
заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
- режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.
5.3.2. Цель и задачи программы:
- цель - это обобщенный планируемый результат, на который направлено
обучение по программе; формулируется с учетом содержания программы,
должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна;
- задачи - это конкретные результаты реализации программы; должны быть
технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов
обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы: научить,
привить, развить, сформировать, воспитать.
5.3.3. Содержание программы:
- учебный план содержит наименование разделов и тем, определяет
последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием
теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля),
оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения:
№ Название
п/п темы
раздела, Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации/
контроля
- содержание учебно-тематического плана должно быть направлено на
достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения; это
реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с
последовательностью, заданной учебным планом.
5.3.4. Планируемые результаты формулируются с учетом цели и
содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также
компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты,
приобретаемые учащимися в процессе изучения программы.
5.4. Комплекс организационно-педагогических условий:
7
- календарный учебный график - это составная часть образовательной
программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и
определяющая даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество
учебных недель или дней, продолжительность каникул, сроки контрольных
процедур, организованных выездов, экспедиций и т.п.; календарный учебный
график является обязательным приложением к образовательной программе и
составляется для каждой учебной группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).
№ Месяц
п/п Число
Время
проведения
занятия
Форма Кол-во Тема
Место
Форма
занятия часов занятия проведения контроля
- условия реализации программы - реальная и доступная совокупность
условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование,
приборы, информационные, методические и иные ресурсы;
- формы аттестации/контроля – разрабатываются и обосновываются для
определения результативности усвоения программы, отражают цели и задачи
программы, перечисляются согласно учебно-тематическому плану (зачет,
контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль
художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные
концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.); необходимо указать, как именно
эти формы аттестации/контроля позволяют выявить соответствие результатов
образования поставленным целям и задачам;
- оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих
определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2,
п.9; ст. 47, п.5);
- методические материалы – обеспечение программы методическими
видами продукции, необходимыми для ее реализации - указание тематики и
формы методических материалов по программе (пособия, оборудование,
приборы, дидактический материал); краткое описание общей методики работы в
соответствии с направленностью содержания и индивидуальными
особенностями учащихся; описание используемых методик и технологий, в том
числе информационных (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
5.5. Список литературы - включает перечень основной и дополнительной
литературу (учебные пособия, сборники упражнений (контрольных заданий,
тестов, практических работ и практикумов), справочные пособия (словари,
справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может
быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов,
учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим
ссылкам.
8
6. Права педагога - разработчика дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Разработчик программы самостоятельно определяет:
цель, задачи, ведущую педагогическую идею дополнительной
общеобразовательной программы; актуальность и отличительные признаки
дополнительной образовательной программы от других программ
дополнительного образования детей;
образовательную область и содержание программы, наполнение
отдельных разделов (тем); последовательность их изучения и количество часов
на освоение, с разбивкой на теоретические и практические занятия;
продолжительность и частоту занятий в неделю;
состав обучающихся по программе (по возрасту, по уровню развития и
др.);
приемы, методы и формы организации образовательного процесса по
программе, требования к помещению, оборудованию и материалам;
возможности использования информационно коммуникационных
технологий;
ожидаемые результаты, критерии их оценки, методы и формы выявления.
7. Разработка, согласование, утверждение и реализация дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
7.1.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
разрабатывается педагогом дополнительного образования (включая старшего)
самостоятельно. В случае необходимости методисты и заместители директора по
УВР, НМР осуществляют индивидуальное консультирование в процессе
разработки программы.
7.2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
рассматривается на заседании Методического совета МОУ ДО ДТДиМ, в случае
положительных результатов экспертизы качества разработанности программы
она рекомендуется к реализации, принимается на педагогическом совете и
утверждается приказом директора.
7.3. Коррективы в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу вносятся ежегодно с учетом результатов мониторинга полноты и
качества реализации программы, последних изменений в законодательстве,
новых нормативных актов и документов, развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
7.4. Коррекция дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы производится в период, предшествующий срокам комплектования
детских объединений.
7.5. Экспертиза и утверждение вновь разработанных и откорректированных
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
проводится в период с 01сентября по 10 сентября текущего учебного года.
7.6. Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ без утверждения осуществляться не может.
9
Приложение 1.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
«Рассмотрено»
На методическом совете
Протокол № от
«Принято»
На
педагогическом
совете
Протокол № от
«Утверждено»
Приказ директора
№ от
_____________ И.В. Юн
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Мир техники»
для детей 5 - 18 лет
срок реализации 10 лет
Составитель: Иванов И.И. педагог
дополнительного образования
г. Комсомольск – на – Амуре
20___ год.
10