1 1. Общие положения 1.1. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах (далее – Положение) Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи (далее МОУ ДО ДТДиМ) разработано в соответствии с: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»); Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (дополнительным общеразвивающим) программам детям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на территории Хабаровского края приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2 Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (Приказ Министерства образования и науки Хабаровского края № 383П от 26.09.2019 г.); 1.2.Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению, а также регламентирует порядок принятия и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи. 1.3. К дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам относятся: дополнительные общеразвивающие программы 2 1.4. Занятия в детских объединениях МОУ ДО ДТДиМ могут проводиться по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам различной направленности: технической; естественнонаучной; физкультурно-спортивной; художественной; туристско-краеведческой; социально-гуманитарной. 1.5. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной в МОУ ДО ДТДиМ. 1.6. Освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) программы, сопровождается промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных данной программой. 1.7. Сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ реализуется с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с которыми совместно заключается договор о сотрудничестве. 1.8. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы могут быть реализованы как в очной, очно-заочной форме, так и с использованием дистанционных образовательных технологий. 1.9. Образование по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в МОУ ДО ДТДиМ ведётся на русском языке. 2. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам 2.1 Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам должна быть направлена на: формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся; 3 создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов и инвалидов; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся. 2.2. В МОУ ДО ДТДиМ могут реализовываться следующие виды дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: одноуровневые (программы одного уровня сложности: стартового, базового или продвинутого уровня); традиционные (программы непереведенные в уровневые); разноуровневые программы, которые могут быть представлены двумя вариантами: 1) многоуровневые программы, предполагающие освоение нескольких уровней сложности последовательно; 2) программы, ориентированные на детей разного уровня развития и предполагающие реализацию освоения содержания на тех уровнях сложности, которые соответствуют возможностям каждого участника коллектива или учебной группы. 2.3. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы могут быть: комплексные – представляют собой соединение отдельных направлений, видов деятельности в некое целое, но в рамках одной направленности; интегрированные – объединяет в целое отдельные направления разных направленностей на основе того или иного единства; модульные, модуль представляет собой логически завершенную относительно самостоятельную часть образовательной программы, формирующую определенную компетенцию или группу компетенций в ходе ее освоения; 2.4. По срокам реализации дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы могут быть: краткосрочные (от 16 часов); годичные; двух-, трехгодичные; длительного срока реализации. 2.5. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ должно соответствовать: достижениям мировой культуры, российским традициям, культурнонациональным особенностям края и города; 4 определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); направленностям программ дополнительного образования детей (технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристскокраеведческой, социально-гуманитарной, естественнонаучной); современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах, методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся). 3. Функции дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и направленности она относится, выполняет следующие функции: нормативную – является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; целеполагания – определяет ценности и цели, для достижения которых она разработана; определения содержания образования – фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности; процессуальную – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; оценочную – выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности и личностного развития обучающихся. 4. Цели и задачи дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. - личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.; 5 - метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.; - образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, компетенций и т.п. 5. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 5.1. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает комплекс основных характеристик программы (пояснительная записка; цель и задачи программы; содержание программы; планируемые результаты) и комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации (календарный учебный график; условия реализации программы; формы аттестации; оценочные материалы; методические материалы; рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы; список литературы). 5.2. Титульный лист программы (лат. Titulus - «надпись, заглавие») – первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки). 5.3. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: 5.3.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы): направленность (профиль) программы техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристскокраеведческая, социально-гуманитарная (Порядок № 196, п.9); - актуальность программы - соответствие основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу/запросам родителей и детей; обоснование актуальности должно базироваться на фактах – цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы; - отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие; - адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе – возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе; 6 - объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; - формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т.д.) и виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ; - срок освоения программы – определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения; - режим занятий – периодичность и продолжительность занятий. 5.3.2. Цель и задачи программы: - цель - это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе; формулируется с учетом содержания программы, должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна; - задачи - это конкретные результаты реализации программы; должны быть технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы: научить, привить, развить, сформировать, воспитать. 5.3.3. Содержание программы: - учебный план содержит наименование разделов и тем, определяет последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля), оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения: № Название п/п темы раздела, Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля - содержание учебно-тематического плана должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения; это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом. 5.3.4. Планируемые результаты формулируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы. 5.4. Комплекс организационно-педагогических условий: 7 - календарный учебный график - это составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней, продолжительность каникул, сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т.п.; календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе и составляется для каждой учебной группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5). № Месяц п/п Число Время проведения занятия Форма Кол-во Тема Место Форма занятия часов занятия проведения контроля - условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные, методические и иные ресурсы; - формы аттестации/контроля – разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы, отражают цели и задачи программы, перечисляются согласно учебно-тематическому плану (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.); необходимо указать, как именно эти формы аттестации/контроля позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам; - оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5); - методические материалы – обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации - указание тематики и формы методических материалов по программе (пособия, оборудование, приборы, дидактический материал); краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся; описание используемых методик и технологий, в том числе информационных (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5); 5.5. Список литературы - включает перечень основной и дополнительной литературу (учебные пособия, сборники упражнений (контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов), справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам. 8 6. Права педагога - разработчика дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Разработчик программы самостоятельно определяет: цель, задачи, ведущую педагогическую идею дополнительной общеобразовательной программы; актуальность и отличительные признаки дополнительной образовательной программы от других программ дополнительного образования детей; образовательную область и содержание программы, наполнение отдельных разделов (тем); последовательность их изучения и количество часов на освоение, с разбивкой на теоретические и практические занятия; продолжительность и частоту занятий в неделю; состав обучающихся по программе (по возрасту, по уровню развития и др.); приемы, методы и формы организации образовательного процесса по программе, требования к помещению, оборудованию и материалам; возможности использования информационно коммуникационных технологий; ожидаемые результаты, критерии их оценки, методы и формы выявления. 7. Разработка, согласование, утверждение и реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 7.1.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разрабатывается педагогом дополнительного образования (включая старшего) самостоятельно. В случае необходимости методисты и заместители директора по УВР, НМР осуществляют индивидуальное консультирование в процессе разработки программы. 7.2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассматривается на заседании Методического совета МОУ ДО ДТДиМ, в случае положительных результатов экспертизы качества разработанности программы она рекомендуется к реализации, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом директора. 7.3. Коррективы в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу вносятся ежегодно с учетом результатов мониторинга полноты и качества реализации программы, последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов, развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 7.4. Коррекция дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы производится в период, предшествующий срокам комплектования детских объединений. 7.5. Экспертиза и утверждение вновь разработанных и откорректированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ проводится в период с 01сентября по 10 сентября текущего учебного года. 7.6. Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ без утверждения осуществляться не может. 9 Приложение 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «Рассмотрено» На методическом совете Протокол № от «Принято» На педагогическом совете Протокол № от «Утверждено» Приказ директора № от _____________ И.В. Юн Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир техники» для детей 5 - 18 лет срок реализации 10 лет Составитель: Иванов И.И. педагог дополнительного образования г. Комсомольск – на – Амуре 20___ год. 10