ЮИД Безопасное колесо

Оглавление
Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы ....................................... 3
1.1 Пояснительная записка...................................................................................... 3
1.2 Цели и задачи программы ................................................................................. 5
1.3 Содержание программы .................................................................................... 6
1.4 Планируемые результаты .................................................................................. 7
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» ........................... 9
2.1 Календарно-учебный график ............................................................................ 9
2.2 Условия реализации программы .................................................................... 10
2.3 Формы аттестации ........................................................................................... 11
2.4 Оценочные материалы..................................................................................... 11
2.5 Методические материалы ............................................................................... 12
2.6 Список литературы .......................................................................................... 14

2

Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Программа «ЮИД: Безопасное колесо» направлена на изучение ПДД и
профилактику дорожно-транспортного травматизма.
Данная программа разработана и опирается на документы
регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования
детей:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
 Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»
 письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
 Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в
Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от
05.08.2019 № 645-рп;
 Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
(дополнительным общеразвивающим) программам детям в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, на территории
Хабаровского края приказ министерства образования и науки
Хабаровского края от 30.01.2019 № 2;
 Положение о дополнительной общеобразовательной программе,
реализуемой в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития
творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного
образования детей Хабаровского края)» № 383 П от 26.09.2019 г.);
 Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ.
Направленность программы – социально-гуманитарная.

3

Программа «ЮИД: Безопасное колесо», являясь социальногуманитарной, носит профилактический характер, направленный на овладение
учащимися знаниями и полезными навыками безопасного поведения на
проезжей части.
Тип программы: одноуровневая; стартовый уровень освоения.
Актуальность программы: Программа «ЮИД: Безопасное колесо»
отвечает современным требованиям по организации и осуществления
образовательной деятельности, способствует развитию навыка здорового и
безопасного образа жизни подростков средствами обучения правилам
дорожного движения. Эта деятельность созвучна с Концепцией развития
дополнительного образования (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014
№ 1726-р). В рамках программы проходит ежегодный городской конкурс юных
инспекторов движения «Безопасное колесо», который является этапом краевого
конкурса юных инспекторов движения «Безопасное колесо».
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает
объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий.
И, к сожалению, зачастую причиной ДТП является неправильное поведение
детей вблизи проезжей части. Для предупреждения роста детского дорожнотранспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста
правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных
навыков.
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся 9, 10, 11 лет
рождения. К участию допускаются команды от общеобразовательных
организаций в составе 10 человек (5 мальчиков, 5 девочек) в сопровождении
руководителей отряда ЮИД.
Педагогическая
целесообразность
программы.
Программа
педагогически целесообразна, так как направлена на развитие у учащихся
мотивации к изучению правил дорожного движения и безопасного поведения,
также на раскрытие творческого потенциала личности, через воспитание
стойкого интереса культуре поведения на дороге.
Объем и срок освоения программы. Объем освоения программы
«Безопасное колесо» 16 часов. Программа краткосрочная, рассчитана на 1
месяц обучения.
Форма обучения: дистанционная.
Особенности
организации
образовательного
процесса:
образовательный процесс организовывается в соответствии с индивидуальными
учебными планами творческих объединений школьников, отрядов Юных
инспекторов дорожного движения. Команды участников формируются из
обучающихся 9, 10, 11 лет, являющихся основным составом объединения.
Состав группы постоянный.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа в
течение месяца. Общее количество часов в год – 16.
4

1.2 Цели и задачи программы
Цель программы: обучение детей школьного возраста правилам
дорожного движения и формирование у них специальных навыков безопасного
поведения на улице.
Задачи программы:
Предметные:
- обучать Правилам дорожного движения;
- формирование практического навыка безопасного поведения на дороге;
- обучать новым активным формам агитации и пропаганды ПДД;
Метапредметные:
- обучать правильному поведению на улицах;
- формировать умение применять на практике полученные знания, обеспечивая
тем свою собственную безопасность;
- развивать мотивацию к соблюдению правил дорожного движения;
Личностные:
- способствовать формированию уверенности в успешном результате работы;
- способствовать формированию опыта участия в конкурсной деятельности;
- способствовать воспитанию навыков сотрудничества, оказания помощи
товарищам,
выстраивания
доброжелательных
взаимоотношений
со
сверстниками и педагогом;
- развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность,
активность.

5

1.3 Содержание программы
Учебный план.
№

1.

2.

3.

4.

Тематика занятия Всего
часы
16
Знатоки
правил 4
дорожного
движения
Основы
6
медицинских
знаний
Творческий
2
конкурс
команд
«Вместе
–
за
безопасность
дорожного
движения»
Фигурное
4
вождение
велосипеда

Теория
час.
8
2

Практика
час.
8
2

2

4

Форма
аттестации
Творческий
конкурс

2

2

2

Обучение
Данный уровень предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Содержание учебного плана
№

Тематический
блок занятий
Всего
1. Знатоки правил
дорожного
движения

Содержание занятий
16 ч.
1.Задачи: Познакомиться с основными правилами
дорожного движения. Познакомиться с планом работы
программы. Проведение контрольного теста.
2.Теоретическая часть: Знакомство с основными
правилами дорожного движения. Вводный инструктаж
по выполнению тестовой работы. Проведение
тренингов на знакомство. Проведение тренингов на
творчество. Проведение игр на сплочение кол-ва.
3.Практическая часть: выполнение контрольного
теста.
4.Результат: изучение правил дорожного движения,

6

выполнение контрольного теста.
5.Форма контроля: зачёт.
2. Оказание первой 1.Задачи: Познакомить с основами оказания первой
помощи
помощи пострадавшим.
пострадавшим
2.Теоретическая часть: Изучить виды ран и способы
их обработки; виды перевязок и способы их наложения,
виды кровотечений, их признаки;
3.Практическая часть: отработка умения оказания
первой помощи пострадавшим.
4.Результат: изучение основ оказания первой помощи
пострадавшим.
5.Форма контроля: зачёт.
3. Творческий
1.Задачи:
привлечение детей к пропаганде правил
конкурс команд безопасного поведения на улицах и дорогах,
«Вместе – за безопасного участия в дорожном движении.
безопасность
3.Практическая часть: представление агитационнодорожного
пропагандистских
мероприятий
по
тематике
движения»
безопасности дорожного движения.
4.Результат:
участие детей в пропаганде правил
безопасного поведения на улицах и дорогах,
безопасного участия в дорожном движении.
5.Форма контроля: творческий конкурс.
4. Фигурное
1.Задачи:
повторить
права
и
обязанности
вождение
велосипедиста.
велосипеда
2.Теоретическая часть: повторение прав и обязанностей
велосипедиста.
3.Практическая
часть:
отработка
технических
элементов на велосипеде. Сборка и разборка
велосипеда.
4.Результат: безопасное вождение велосипеда.
5.Форма контроля: соревнование.
1.4 Планируемые результаты
Предметные:
- будут знать правила дорожного движения;
- овладеют практическим навыком безопасного поведения на дороге;
- обучаться новым активным формам агитации и пропаганды ПДД;
Метапредметные:
- обучаться правильному поведению на улицах;
- сформируют умение применять на практике полученные знания, обеспечивая
тем свою собственную безопасность;

7

- появление мотивации к соблюдению правил дорожного движения;
Личностные:
- приобретение уверенности в успешном результате работы;
- приобретение опыта участия в конкурсной деятельности;
- овладение навыками сотрудничества, оказания помощи товарищам,
выстраивания доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и
педагогом;
- развитие таких личностных качеств как самостоятельность, ответственность,
активность.

8

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарно-учебный график
Календарно-учебный график составляется каждый год перед реализацией программы.

Социально-педагогическая

Учебные занятия

Учебные занятия

2 четверть

3 четверть

Каникулы

Направленность

Число

Начало и

Число

Начало и

недель

Конец

недель

конец

2н

14.12.2020

28.12.2020-

2н

11.01.2021-

25.12.2020

10.01.2020

22.01.2021

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое
обеспечение.
В
связи
с
эпидемиологической обстановкой основная часть занятий будет проходить в
дистанционном формате. Направляющая сторона обеспечивает участникам
программы доступ к специально оборудованному помещению –
компьютерному кабинету, соответствующему санитарно – гигиеническим
нормам: помещение хорошо проветривается и хорошо освещается.
Техническое оснащение и мебель (столы, стулья, шкафы) должны отвечать
требованиям, предъявляемым к детскому оборудованию.
Контрольное занятие по фигурному вождению велосипеда будет
проводиться в закрытом помещении, которое включает площадку с
препятствиями и площадку для проведения видео- и фотосъемок. Площадка
станции содержит не более 6 элементов фигурного вождения. С учетом
условий нахождения и размеров площадки разрабатывается схема станции
«Фигурное вождение велосипеда» с указанием на ней элементов
(препятствий).
Техническое обеспечение:
-сеть Интернет;
-компьютер;
-принтер;
-проектор.
Информационное обеспечение:
аудио
- http://psisa61.narod.ru/avtodiskoteka-singles.html Песни про ПДД
- https://nsportal.ru/sites/default/files/audio/2018/02/10_svetofor.mp3
- https://nsportal.ru/sites/default/files/audio/2018/02/03_perehod_dorogi.mp3
видео
- https://vimeo.com/130723928
- https://youtu.be/KbC6KF7ew50https://youtu.be/KbC6KF7ew50
- https://youtu.be/Pg9-cs08vCk
фото
-http://mirmol.ru/wpcontent/uploads/2019/09/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE-1-81.png ;
- https://evclid.edusite.ru/images/article3833.jpg
https://mchildren.ru/wp-content/uploads/2018/06/Deti-perehodyat-dorogu-11024x582.jpg
интернет источники:
-https://yuid.ru/dvizhenie-yuid/ ЮИД
-http://www.dddgazeta.ru/about/subscribe/ Добрая дорога детства
-http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов
10

-http://knigi-2004.narod.ru/knigi-rossii2004/data/index_25243.htm«Педагогическое образование и наука»
-http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html
Современные
образовательные
технологии
Кадровое обеспечение: осуществлять реализацию программы может
методист, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, без
предъявления требований к квалификации.
2.3 Формы аттестации
Используются следующие формы аттестации: зачёт, соревнование,
творческий конкурс.
Во время обучения по программе проводится промежуточная
диагностика и итоговая диагностика. При оценке результатов принимается
во внимание: способность понимания задания, владение знаниями и
практическими навыками.
Формы отслеживания и фиксация образовательных результатов.
- видеозапись;
- материалы тестирования;
- дипломы участия в конкурсе;
- свидетельство об обучении.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов. В рамках работы программы «Безопасное колесо» проводится
соревнование и творческий конкурс.
На протяжении всего процесса обучения, результаты промежуточных
тестирований и выполнения практических заданий будут опубликоваться в
официальном инстаграмм-аккаунте МОУ ДО ДТДиМ: dtdim.kna и на сайте
МОУ ДО ДДТ dvoreskms.27.ru . Так же пройдет творческий конкурс «Вместе
– за безопасность дорожного движения»
2.4 Оценочные материалы
Аттестационный контроль осуществляется суммированием результатов
промежуточных результатов выполнения проверочных тестов и решения
практических задач.
- проверочные тесты;
- решение практических задач;
- творческий конкурс.

11

2.5 Методические материалы
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Образовательный процесс по программе «Безопасное колесо» реализуется
дистанционно.
Методы обучения. В процессе реализации программы используются
различные методы обучения:
- словесный;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный.
- личностно-ориентированный.
Формы организации учебного занятия
- лекция;
- практическое занятие;
- соревнование;
- конкурс.
Педагогические технологии
Технология

Особенности на занятии

Использование
на
занятиях
Используется для проведения -проведение
Технология
мероприятий.
Этот
способ творческого
коллективнодеятельности
позволяет конкурса;
творческого дела
развивать
коммуникативные
навыки ребенка.
Организация учебных занятий, -Создание
Технология
проблемного обучения. которая предполагает создания проблемных
проблемной
ситуации
и ситуаций;
активную
самостоятельность
деятельность учащихся.
Технология
игровой Используется, прежде всего для - викторины;
проведения занятий с детьми
деятельности
младшего школьного возраста.
на
занятиях -подготовка мастерТехнология обучения в Используются
групповые формы обучения.
классов для своих
сотрудничестве
сверстников;
(командная, групповая
- командные задания;
работа).
Создание
информационной -дистанционное
Информационнообстановки,
стимулирующей обучение;
коммуникационная
интерес и пытливость ребенка, - создание
технология.
усиление мотивации обучения.
видеоролика
Видео-занятия и контрольные - прохождение
тесты будут размещаться на онлайнгугл-палтформе.
тестирования.
12

Дистанционная
технология.

Использование при обучении на - создание
занятиях
электронно- занятий
образовательных ресурсов.
учащихся

видеодля

Алгоритм учебного занятия
№
1

Этап занятия
Орг. Момент. Постановка
цели и задачи данного
занятия.

Основные характеристики
Постановка цели занятия. Создания педагогом
благоприятного климата с настроем детей на
творческую
деятельность.
Активизация
внимания детей.
технике Необходимый этап на занятии. Педагог
знакомит или повторяет технику безопасности
с детьми.
Педагог обеспечивает восприятие учащимися
учебного
материала.
Максимальная
активизация познавательной деятельности
учащихся на основе теоретического материала.
часть. Ведение практических заданий, контроль за
задания, выполнением заданий.

2

Инструктаж по
безопасности.

3

Основная часть.

4

Практическая
(практические
физкультминутки,
самостоятельная работа)

5

Рефлексия.

Осознанное освоение
учебного материала

учащимися

нового

Дидактические материалы
Контроль знаний:
- тест по теме «Знатоки правил дорожного движения» (Приложение 2),
- кроссворд и тест по теме «Оказание первой помощи пострадавшим»
(Приложение 3).

13

2.6 Список литературы
Литература для педагога.
1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от
30.12.2001
года, № 196-ФЗ.
2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года
№265.
Введены в действие с 1.07.2003 года.
3. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.
4. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожнотранспортного
травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
5. Методические рекомендации по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -1998.
6. Ковалько В.И. «Игровой модульный курс по ПДД или школьник
вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
7. Щуркова Н.Е. Игровые методики. – М: Педагогическое общество
России, 2006, - 224 с.
Интернет-ресурсы.
1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный
центр
информационнообразовательных ресурсов
2. http://knigi-2004.narod.ru/knigi-rossii2004/data/index_25243.htm«Педагогическое образован. и наука»
3. http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html Современные образовательные
технологии
4. http://www.1september.ru/ Электронное издание «1 сентября»
5. http://school.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал
Литература для обучающихся.
1. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для
школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности
жизнедеятельности». 5-9 кл.– М.: Дрофа, 2004.
3. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия
«Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
4. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения
для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
5. Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.:
АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
6. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел
на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Интернет ресурсы:
-https://yuid.ru/dvizhenie-yuid/ ЮИД
-http://www.dddgazeta.ru/about/subscribe/ Добрая дорога детства
14

Приложение 1

Заявка на участие городского этапа конкурса
юных инспекторов движения
«Безопасное колесо – 2024-2025»
№ п/п

Ф.И.О.
участника

Дата
рождения,
полных лет

Название
команды

Образовательное
учреждение

Сопровождающие команды (Ф.И.О., должность, контактный телефон)
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________

15

Приложение 2

Зачет по теме «Знатоки дорожного движения»
1. Определите очередность проезда перекрестка

3

1
2

1). 2, 1, 3

2). 2, 3, 1

16

3). 1, 2, 3

4. Определите очередность проезда перекрестка

2
1

3

1). 2, 3, 1

2). 1, 3, 2

17

3). 3, 2, 1

5. Определите очередность проезда перекрестка
3
1

2

1). 2, 3, 1

2). 2, 1, 3

3). 3, 2, 1

6. Определите очередность проезда перекрестка

1

2

3

1). 3, 2, 1

2). 2, 3, 1

18

3). 1, 2, 3

7. Кому из участников дорожного движения
разрешено продолжить путь
при таком сигнале регулировщика?
4
3

1

2

1). 4, 1
2). 3, 1
3). 1, 2
8. Какому автомобилю разрешено продолжать
движение при таком сигнале регулировщика?

2
1

1). Разрешено только автомобилю 1
2). Разрешено только автомобилю 2
3). Запрещено обоим автомобилям
4). Разрешено обоим автомобилям

19

9. Выберите верный знак
из предложенных вариантов.

1).

2).

3).

4).

10. Выберите верный знак из
предложенных вариантов

1).

2).

3).

20

4).

11. Если красный сигнал светофора
застал на середине дороги:

1). Следует остановиться на разделительной
полосе и дождаться зеленого сигнала светофора
2). Следует продолжить движение и завершить переход
через дорогу

12. Если пешеходная дорожка отсутствует,
то идти нужно:

1). По обочине дороги, навстречу движению транспорта
2). По обочине дороги, в одном направлении
с движущимся транспортом

21

13. Выберите один вариант ответа с теми элементами,
которые относятся к транспортному средству
«Велосипед»
1.)

3.)

2.)
5.)

4.)

6.)

8.)

7.)

9.)

1). 2;4;1;5;3;8;9;
2). 1;3;5;6;7;8;9; 3). 2;3;4;5;6;7;9;

14. Какие детали относятся к экипировке
велосипедиста?
4.)
1.)

2.)

3.)

7.)

5.)
6.)

8.)

1). 1;4;5;6;7;
2). 1;3;6;7;8;
3). 2;3;4;7;8;

22

15. В какую сторону выполняют поворот водители
под буквами «А» и «Б»

А

Б

1.) «А»; «Б» - поворот направо;
2.) «А» - поворот налево; «Б» - поворот на право;
3.) Оба водителя совершают остановку;

16. Нарушают ли велосипедисты правила,
двигаясь по дороге, имеющей пригодные
для движения обочины?

В

А

Б

1). Не нарушают
2). Нарушают велосипедисты «А», «В»
3). Нарушают велосипедисты «Б», «В»

23

17. Определите, кто из пассажиров соблюдает
правила поведения заходя в общественный транспорт,
а кто нет.
2.)

1.)

1). Никто не соблюдает правила
2). 2
3). 1

18. Определите, кто из участников дорожного
движения, нарушает правила ?

А
Б

1). «Б»

2). «А»

24

19. Определите, кто из пешеходов соблюдает ПДД,
а кто нет?

1

3

5

2
4
1). Соблюдает: 1,3,4 пешеход;
2). Соблюдает: 2, 3,5 пешеход;
3). Соблюдает: 2,3,4 пешеход;

20. Как надо переходить дорогу, выйдя из автобуса?

1). Обойти автобус сзади;
2). Обойти автобус спереди;
3). Дождаться, когда автобус отъедет от остановки;

25

Приложение 3
Оказание первой помощи пострадавшим
Кроссворд
команда МОУ ___________
Б

М

О

Р

О

П

Т

Е

Ч

К

А

Р

А

Д

У

С

Н

И

О

Д

И

Н

Т

Е

Н

И

Е

Р

А

В

М

1.

о
2.

А
3.

Г

4.
5.

Ш

П

Р

И
6.

Б
7.

К

Р

О

В

О

Т

Е

Ч
8.

Т

К

И

К

Ц

А

Вопросы:
1. Внезапная потеря сознания.
2. Набор лекарств для оказания первой медицинской помощи или
домашнего лечения.
3. Прибор для измерения температуры.
4. Спиртовой раствор вещества темно-коричневого цвета, используемый
для обработки ран.
5. Медицинский инструмент, предназначенный для введения или
выведения жидкостей из организма.
6. Кусок ткани в виде длинной ленты для лечебной повязки.
7. Выход крови за пределы сосудов или в полость тела.
8. Физическое повреждение организма под воздействием внешних
факторов.

26

Тест «Оказание первой доврачебной помощи»
1. При несчастном случае в первую очередь:
а) необходимо освободить пострадавшего от воздействия вредных условий и
вызвать медицинского работника;
б) необходимо оказать доврачебную помощь;
в) необходимо создать условия для нормального дыхания.
2. При ранениях и кровотечениях нельзя:
а) обрабатывать рану перекисью водорода 3%;
б) освобождать рану от остатков одежды;
в) промывать рану водой.
3.При артериальном кровотечении наложенный жгут нельзя держать
более:
а) 30 мин;
б) 1 ч;
в) 45 мин.
4.При ушибах и растяжениях на поврежденное место накладывается:
а) холод;
б) тепло;
в) свободная повязка.
5.При переломах костей конечностей накладывается шина:
а) выше области перелома;
б) ниже области перелома;
в) выше и ниже области перелома, так чтобы шина захватывала не менее
двух ближайших суставов.
6. При черепно-мозговой травме:
а) необходимо положить на голову холод;
б) необходимо положить на голову тепло;
в) необходимо наложить на голову марлевую повязку.
7.При попадании в глаза щелочного раствора:
а) необходимо промыть глаза мыльным раствором;
б) необходимо промыть глаза проточной водой в большом количестве;
в) создать пострадавшему покой.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».