Патриоты Отчизны

Пояснительная записка
Основу содержательной деятельности программы «Патриоты Отчизны»
составляет гражданско-патриотическое воспитание подростков, включающее
несение службы на Посту № 1, изучение основ военного дела и военной
службы, приобретение практических навыков по гражданской обороне и
действий в экстремальных ситуациях, способствующее воспитанию у
молодежи высокого морального духа, героизма, мужества, инициативы,
любви к России и выполнению гражданского долга перед ней.
Программа разработана с учётом следующих нормативных документов:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
 письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
 Концепция персонифицированного дополнительного образования детей
в Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от
05.08.2019 № 645-рп;
 Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
(дополнительным
общеразвивающим)
программам
детям
в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на
территории Хабаровского края приказ министерства образования и
науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2;
 Положение о дополнительной общеобразовательной программе,
реализуемой в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития
творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного
образования детей Хабаровского края)» № 383 П от 26.09.2019 г.);
 Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ.

Направленность программы: социально-гуманитарная, направление
гражданско-патриотическое воспитание.
Вид программы: одноуровневая, базовый уровень, краткосрочная.
Актуальность: несение Почетной вахты стало престижной и почетной
среди старшеклассников школ города. Между общеобразовательными
учреждениями организовано соревнование на право несения Почетной вахты
на Посту № 1. Несение Почетной вахты позволяет юнармейцам получить
глубокие знания в области правовых основ службы в вооруженных силах РФ
и обороны государства.
Педагогическая целесообразность: Штаб Поста № 1 по праву является
центром патриотического воспитания молодежи в городе Комсомольске-наАмуре. За более чем 40-летний период у Вечного огня прошли школу
мужества более 12000 мальчишек и девчонок, сложились определенные
традиции. Здесь проходят уроки мужества, линейки памяти, слеты часовых
Поста № 1, диспуты, конкурсы, викторины.
Штаб Поста № 1 является активным участником в проведении
месячника, посвященного Дню защитника Отечества, принимает участие в
спартакиаде допризывной молодежи, в подготовке и проведении военноспортивных игр «Зарница» и «Орленок».
За отличную строевую подготовку и высокие показатели несения
службы, по решению штаба Поста № 1, ежегодно более 30 юнармейцев
заносятся в Книгу Почета мемориального комплекса, 100 юнармейцам
вручаются значки «За отличную службу на Посту № 1», 200 человек
награждаются грамотами и благодарственными письмами.
Работа Поста № 1 имеет и профессиональную направленность. Более 500
юнармейцев, несших службу на Посту № 1, успешно обучаются на военных
кафедрах в ВУЗах городов Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, СанктПетербурга, достойно служат в Вооруженных силах РФ и в органах
правопорядка.
Отличительные особенности:
Отличительные особенности программы заключаются в самом
содержании, в стремлении изучать проблему патриотического воспитания
углубленно, расширенно через несение Почетного караула у вечного огня на
Мемориальном комплексе землякам-комсомольчанам, павшим в годы
Великой Отечественной войны..
В целях усиления работы по гражданско-патриотическому воспитанию
молодежи в 1977 году администрацией города Комсомольска-на-Амуре
учрежден Почетный караул у Вечного огня на Мемориальном комплексе
землякам-комсомольчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны.
Для организации и непосредственного руководства практической
деятельностью Почетного караула создан штаб Поста № 1, осуществляющий
свою деятельность через реализацию дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Патриоты Отчизны».
Деятельность штаба Поста № 1 – это целенаправленная взаимосвязанная
работа с юнармейцами по реализации основных направлений государственной

молодежной политики Хабаровского края в области развития
гражданственности и патриотизма.
В 2022 году в программу добавлены разделы «Государственные
символы РФ», «Конституция РФ».
Адресат программы: программа адресована учащимся 15-17 лет,
состоящими в юнармейских отрядах школ города.
Объем и срок освоения программы: программа краткосрочная,
рассчитана на 7 дней, реализуется в период несения почетной вахты на Посту
№ 1 г. Комсомольска-на-Амуре (с 9 мая по 2 сентября), общее количество
часов – 36 ч.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса: учащиеся
сформированы в юнармейские отряды одного возраста, являющиеся
основным составом объединения, состав отрядов постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Занятия проходят в течение 7 дней, ежедневно, продолжительность занятия 4
часа, по 45 минут, с перерывом 15 минут.
Цель: развитие у юнармейцев (обучающихся) гражданственности,
патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социально значимых
ценностей, формирование у них профессиональных качеств верности
конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного
времени, высокой ответственности и дисциплинированности.












Задачи:
направленные на получение личностных результатов:
развивать
личностные,
физические
и
духовные
качества,
соответствующие высокому уровню гражданственности;
формировать и развивать чувство преданности своему Отечеству;
воспитывать культуру организации и выполнения деятельности,
повышать работоспособность, сосредоточенность на выполнении
задания;
направленные на получение метапредметных результатов:
развивать навыки коллективного взаимодействия;
воспитывать нравственно-ориентированного, толерантного поведения у
подростков;
прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный
статус, выполнять определенную роль в коллективе.
направленные на получение предметных результатов:
стимулировать к усвоению знаний: об исторических и культурных
ценностях; о влиянии исторического прошлого на современного



гражданина, общество и государство; о государственной системе
военно-патриотического воспитания граждан; о системе и способах
оказания ПМП, способах выживания в природе.
способствовать формированию у подростков таких видов деятельности,
как: оказание ПМП; обращение с боевым оружием и средствами
противопожарной и химической защиты; основы рукопашного боя и
самозащиты; освоение нормативных основ физического воспитания;
усвоение основ туризма, строевой и огневой подготовки.

Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
контроля/
аттестации

Теория
Практика
Всего
Раздел 1. Гражданско-патриотическая деятельность
1.1

Государственные символы
РФ

2

2

1.2

Конституция РФ

2

2

1.3

Основы воинской службы
Дни воинской славы России

1

1.4

Мемориальный комплекс
1
1
«Землякам-комсомольчанам,
павшим в суровые годы Вов
1941 – 1945 г.г.»
Раздел 2. Физкультурно-спортивная деятельность

2

Экскурсионн
ый проект

2.1

Строевая подготовка

6

6

Конкурс на
лучший
караул

2.2

Огневая подготовка

1

2

1

1

2

Раздел 3. Социально- патриотическая деятельность
3.1

Пожарная безопасность

1

2

3

3.2

Основы ПМП

1

2

3

3.3

Несение почетной вахты на
Посту № 1
Итого:

14

14
36

Содержание программы
Раздел I. Гражданско-патриотическая деятельность.
1.1

Теория:

Современная российская символика. Федеральные законы о
государственных символах России. Государственный флаг, Государственный
герб, Государственный гимн России.
1.2 Конституция РФ: понятие Конституции, основное содержание и виды.
Принципы основного закона РФ. Структура Конституции РФ. Порядок
пересмотра и принятие новой Конституции РФ.
1.3 Основы воинской службы, Дни воинской славы России:

Теория:

 Вооруженные силы РФ.
 Боевые традиции вооруженных сил РФ. Символы воинской чести

 День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда
от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944г.) - 27 января.
 День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
 Сталинградской битве (1943г.) - 2 февраля.
 День защитника Отечества – 23 февраля.
 День победы русских воинов князя Александра Невского над
немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242г.) - 18
апреля.
Практика:

 Освобождение советскими войсками города Ленинграда от блокады его
немецко-фашистскими войсками (27.01.1944г.) - работа с картами.
 Сталинградская битва (1943г.)
 День защитника Отечества -праздник.
 День победы русских воинов князя Александра Невского. Ратные игры.
Анкета «Отечество моё − Россия».
Онлайн-тест по истории Отчества.
1.4. Мемориальный комплекс «Землякам-комсомольчанам, павшим в
суровые годы Вов 1941 – 1945 г.г.»
Теория
 мемориальный комплекс от момента создания до сегодняшних дней.
Практика
 трудовой десант на территории комплекса.
Раздел 2. Физкультурно-спортивная деятельность.
2.1 Строевая подготовка
Теория
 Строй и его элементы. Развернутый и походный строй.
 Управление строем. Обязанности юнармейца и командира перед
построением и в строю.
 Выполнение приветствия. Отчет.
 Выполнение приемов с автоматом.
Практика











Атрибуты строя.
Строевые приемы и движение без оружия.
Строевая стойка и выполнение команд. Повороты на месте.
Строевые приемы и движение. Повороты в движении.
Выполнение воинского приветствия без оружия
Выполнение воинского приветствия на месте.
Выполнение воинского приветствия в движении
Выход из строя и подход к начальнику.
Выход из строя и возвращение в строй.

 Подход к начальнику и отход от него. Ответ на приветствие.
 Строевые приемы и движение с оружием. Строевая стойка.
 Выполнение приемов с автоматом: «На ремень», «Ремень – Отпустить»
или «Ремень подтянуть», «Положить оружие», «В ружье».
 Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в
движении.
2.2 Огневая подготовка.
Теория
 Меры безопасности при стрельбе и при работе с оружием.
 Боевые свойства и устройство пневматического оружия.
 Автомат Калашникова: назначение, боевые свойства, устройство и
принцип действия.
 Явление выстрела. Назначение и линия прицеливания.
 Основы и правила стрельбы.
Практика
 Боевые свойства и устройство пневматического оружия.
 Автомат Калашникова: назначение, боевые свойства, устройство и
принцип действия.
 Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. Порядок неполной
разборки и сборки АК. Неполная разборка и сборка АК на время.
Зачет нормативов по сборке-разборке автомата.
Раздел 3. Социально-патриотическая деятельность.
3.1. Пожарная безопасность.
Теория
 Основные факторы пожара, наиболее частые причины пожара. Что
нельзя делать при пожарах.
o Детские шалости с огнем. Небрежность – основная причина
возникновения пожаров.
 Правила и способы эвакуации при пожаре.
Практика
 Наиболее доступные средства тушения огня. Какие горящие предметы
нельзя тушить водой.
 Что относится к первичным средствам пожаротушения. Назначение
огнетушителей и правила работы с ними. Правила содержания и
обслуживания огнетушителей.
 Правила поведения при пожаре и угрозе взрыва.
 Действия при пожаре в общественном месте.

 Действия при пожаре в общественном транспорте.
 Средства тушения пожаров и правила их применения для тушения
пожаров, действия при пожаре и вызов пожарной охраны
o Использование порошкового огнетушителя.
o Использование углекислотного огнетушителя.
o Использование воздушно пенного огнетушителя.
o Тушение возгорание первичными средствами пожаротушения.
o Назначение подсобных средств для тушения пожара (песок,
различные покрывала, ведра с водой и бочки, пожарный
инвентарь), внутренних пожарных кранов. Правила их
эксплуатации.
 Тушение различных видов возгорания.
 Пожарная эстафета.
 Надевание «боёвки» - боевой одежды.
 Противогазы и респираторы. Средства индивидуальной защиты. Средства
защиты кожи.

3.2. Первая медицинская помощь.
Теория
 Принципы и порядок оказания первой помощи.
 Аптечка для оказания первой помощи.
 Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.
 Профилактика инфекционных болезней.
 Травмы. Виды травм: ушибы, растяжения, сдавления, переломы,
обморожения, ожоги.













Практика:
Раны и их классификация.
Оказание первой помощи при ранениях.
Правила наложения повязок. Кровотечения. Виды кровотечений.
Первая помощь.
Техника наложения жгута (жгута-закрутки)
Оказание первой помощи при ушибах, растяжениях
Понятие «перелом» и «иммобилизации». Первая помощь при
переломах. Оказание первой помощи при переломах.
Механическая травма. Первая помощь при повреждениях мягких
тканей, костей и суставов.
Тепловой удар. Первая помощь.
Оказание первой помощи при тепловом ударе.
Ожоги. Первая помощь.
Оказание первой помощи при ожогах.











Обморожение, переохлаждение. Первая помощь.
Первая помощь при укусах пчел, ос, шмелей, шершней и клещей
Отравления. Первая помощь.
Отравление препаратами бытовой химии.
Утопление. Первая помощь Способы высвобождения из захвата
утопающего.
Потеря сознания. Причины. Первая помощь
Понятие сердечно-легочной реанимации. Применение искусственной
вентиляции легких.
Тренировка непрямого массажа сердца на манекене.
Виды транспортировки пострадавших при различных повреждениях
без использования вспомогательных средств и с применением
подручных материалов.

3.3 Несение почетной вахты на Посту № 1.
Практика
Непосредственное несение почетной вахты у Вечного огня.
Планируемые результаты реализации программы
Конечным результатом реализации программы должны стать:
положительная динамика показателей по достижению личностных,
метапредметных и предметных результатов, по сравнению с началом периода
обучения.






Личностные результаты:
подростки систематически проявляют личностные, духовные и
нравственные качества, обеспечивающие защищенность жизненно важных
интересов личности;
обучающийся проявляет чувство преданности к своему Отечеству, которое
выражается в сформированности убеждений, смелости суждений и знании
истории Отечества;
подросток умеет организовать личную деятельность, старательно
выполняет задание, стремится полностью завершить каждую работу,
выстраивает и удерживает поставленную цель, стремится к победе.

Метапредметные результаты:
 Проявление активности в коллективе в адекватных приемлемых формах
поведения.
 Ориентация на нравственные ценности при принятии решения действия,
при решении педагогической ситуации.
 Осознание меры личной ответственности и объёма обязанностей в
соответствии со званием / статусом в группе / объединении.

Предметные результаты:
 Обучающийся знает об основных исторических событиях Отечества,
осознаёт влияние исторического прошлого на современное государство.
 Обучающийся имеет представление о государственной системе военнопатриотического воспитания граждан.
 Знает и умеет оказать ПМП при травмах, умеет пользоваться средствами
защиты при вирусной и бактериальной опасности.
 Обучающиеся основы рукопашного боя и самозащиты, усвоили нормативы
ВФСК ГТО согласно возрастной группе.
Условия реализации
Эффективность реализации
дополнительной образовательной
программы «Мемориал» зависит от наличия соответствующего материальнотехнического оснащения.
1.
2.
3.
4.

5.

6.
7.

Средствами оснащения являются:
Учебно-методическая литература (см. библиографический список).
Аудио и видеоаппаратура, проекционная аппаратура.
Средства программного обучения и контроля знаний: тесты,
диагностические материалы.
Технические средства обучения:
1) экспонаты музея посвященные комсомольчанам-героям Советского
Союза.
2) ММГ (макеты массо-габаритные) различного оружия, ВОВ и
современное (ППШ, револьвер системы Наган, кольт 1911г,ПК. РПК. АК74, АК-103, ПМ, ПАРАБЕЛУМ, МП-38, винтовка МОСИНА.
3) ММГ различных ручных осколочных гранат и противопехотных мин (
Ф-1, РГД-5, РГО, ВОГ-25, МОН-5О.
4) пожарно-спасательное оборудование (пожарная одежда, огнетушители,
дыхательные аппараты, противогазы).
5) полотнище Российского флага 6*9 метров.
6) пневматические винтовки. (МР-512)
Стенды и плакаты: Организационная структура Вооружённых Сил, Ордена
и медали России, Военная присяга, Воинские звания и знаки различия
военнослужащих России, Устройство 5,45 мм модернизированного
автомата Калашникова, Индивидуальные средства защиты, Строевая
подготовка, Оказание первой медицинской помощи.
Средства индивидуальной защиты.
Использование информации сети Интернет.

Формы контроля реализации программы
С целью определения результативности
освоения
программы
согласно учебному плану используются следующие формы контроля:
- зачет,
- соревнование,
- парад, смотр.
С целью отслеживания и фиксации образовательных результатов
используются следующие формы:
- аналитическая справка по итогам работы,
- видеозапись,
- грамота, диплом,
- материал анкетирования и тестирования,
- фото,
- отзывы детей и родителей.
Формами предъявления и демонстрации образовательных
результатов по итогам реализации программы являются:
- аналитическая справка,
- результаты конкурсов, парадов, соревнований,
- результаты поступления выпускников в специализированные
учреждения с целью продолжения военной карьеры.

Оценочные материалы:
1) Онлайн-тест по истории Отчества
https://ustaliy.ru/testi/testi-uma/testyi-po-naukam/testyi-po-istorii/
2) Анкета «Отечество моё − Россия» (Д.В. Григорьева)
3) Зачет нормативов по сборке-разборке автомата

Список литературы
Для педагога
1. Многообразие культуры как единство народа: материалы IV и V
межрегиональных научно-практических конференций / под науч. ред. В. А.
Кумпана. - Краснодар, 2013. - 248 с.
Научно-методический сборник содержит материалы IV и V
межрегиональных научно-практических конференций "Многообразие
культуры как единство народа". Издан в рамках программы "Духовнонравственное развитие детей и молодежи, становление и укрепление
семейных традиций в Краснодарском крае на 2012-2014 годы".
2. Патриотическое воспитание детей и подростков: педагогические и
библиотечные технологии: науч.-практ. ст., метод. материалы, худож.
произведения / общ. ред., сост. и авт. предисл. Г. В. Варганова. - М.: РШБА,
2015. - 328 с.
В сборнике рассматриваются актуальные вопросы патриотического
воспитания детей и подростков на базе учреждений начального общего и
основного общего образования, а также библиотечно-информационных
учреждений. Самостоятельными разделами являются художественные
произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. современных
писателей и поэтов-лауреатов, а также методические разработки уроков
внеклассного чтения патриотической тематики. Сборник адресован
учителям ОУ, библиотечным специалистам, работающим в школьных,
муниципальных, областных библиотеках, руководителям литературных
детских и подростковых центров и студий. - ISBN 978-5-91540-114-2.
3. Расскажем детям о Победе: методические рекомендации / авт.-сост. Е.
П. Арнаутова, Т. А. Котова. – М.: Русское слово - учебник, 2015. - 56 с. (ФГОС ДО. "Даты Семейного календаря").
В методических рекомендациях для педагогов ДОО по патриотическому
воспитанию детей школьного возраста представлены семейные проекты,
связанные с военной историей страны. - ISBN 978-5-00092-149-4.
4. Авакова, Н. В. Это – наше оружие, наши боевые награды, наша армия и
наши Победы / Н. В. Авакова // Физическая культура в школе. - 2015. - № 3. С. 29-37 (цв. вкл. 4 с.).
О создании школьного Музея боевой славы.

5. Агапова, И. А. Краеведение как основа воспитательной деятельности
образовательного учреждения к 70-летию Победы в Великой Отечественной
войне 1941- 1945 гг. / И. А. Агапова // Методист (прил. Мастер-класс). - 2015.
- № 5. - С. 27-32.
6. Агеносов, В. В. Война в восприятии писателей русской эмиграции / В.
В. Агеносов. // Литература в школе. - 2015. - № 6. - С. 7-11.
В статье дается обзор литературы о Великой Отечественной войне,
раскрывается ее восприятие русскими эмигрантами.
7. Беззубенкова, В. С. Программа по духовно-нравственному воспитанию
в учреждении дополнительного образования детей / В. С. Беззубенкова, Л. Н.
Исакова, Н. В. Дикова // Методист. - 2015. - № 8. - С. 25-33.
8. Бостанджогло, М. М. Воспитательный потенциал детского туризма / М.
М. Бостанджогло, М. И. Рожков // Воспитание школьников. - 2015. - № 8. - С.
23-28.
В статье описаны компоненты и содержание туристской деятельности
и воспитательные функции, и возможности детского туризма, позволяющие
формировать
у
детей
нравственные
ценности,
патриотизм,
толерантность.
9. Бурлакова, И. И. Патриотическое воспитание: от теории к практике / И.
И. Бурлакова // Научно-методический журнал заместителя директора школы
по воспитательной работе. - 2015. - № 6. - С. 3-81.
Теоретические основы патриотического воспитания, методические
аспекты работы по патриотическому воспитанию молодежи.
10. Двоенко, Е. А. Методическая разработка комбинированного урока "И
помнит мир спасенный... (поэтическая география Великой Отечественной
войны)" / Е. А. Двоенко, С. И. Прилипа // Среднее профессиональное
образование (прил.). - 2014. - № 9. - С. 13-29.
Разработка комбинированного урока с приложениями (стихи, рассказы,
викторина) для учащихся старших классов и студентов.
11. Дригота, В. В. Подвижные музеи наглядных пособий в прошлом и
настоящем / В. В. Дригота // Начальная школа. - 2015. - № 4. - С. 3-6.
12. Егорова, О. А. Взгляд сквозь время. Первая мировая война: разработка
урока (посвящен 100-летию начала Первой мировой войны 1914-1918 гг.): 9
класс / О. А. Егорова // Вестник образования России. - 2014. - № 16. - С. 1022.
13. Жарикова, Е. А. Песни военных лет: классный час / Е. А. Жарикова //
Методист (прил. Мастер-класс). - 2015. - № 2. - С. 48-52.
14. Иванова Е. И. Народная педагогика духовно-нравственного
воспитания / Е. И. Иванова // ОБЖ. - 2012. - № 12. - С. 27-30.
15. Из опыта работы по патриотическому воспитанию молодежи
Воронежской области // Бюллетень. Региональный опыт развития
воспитания и дополнительного образования детей и молодежи. - 2012. - № 2.
- С. 2-40.

16. К

70-летию Великой Победы! // География и экология в школе XXI
века. - 2015. - №4. - С. 3-56.
Методические материалы, разработки уроков (урок-посвящение, вечер
памяти, экскурсии) на тему о Великой Отечественной войне.
17. Корытько, В. Единство духовного, нравственного и патриотического
воспитания / В. Корытько // Духовно-нравственное воспитание. - 2015. - № 6.
- С. 49-56.
Опыт работы по организации и реализации проекта сотрудничества
школы и епархиального молодежного объединения.
18. Курганский, С. М. Формы и методы патриотического воспитания
обучающихся / С. М. Курганский // Справочник классного руководителя. 2015. - № 9. - С. 4-19.
В статье рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи,
направления, формы и методы патриотического воспитания школьников в
условиях образовательного процесса.
19. Марш Победы: опыт регионов по подготовке и проведению событий,
посвященных празднованию 70-летия Великой Победы. Вып. 1 // Бюллетень.
Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования
детей и молодежи. - 2015. - № 3. - С. 2-40.
В сборнике представлен опыт образовательных организаций регионов
России по подготовке и празднованию 70-летия Победы нашего народа в
Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Выпуск адресован педагогам и
руководителям, организующим деятельность в сфере патриотического
воспитания детей, подростков и молодежи.
20. Марш Победы: опыт регионов по подготовке и проведению событий,
посвященных празднованию 70-летия Великой Победы. Вып. 2 // Бюллетень.
Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования
детей и молодежи. - 2015. - № 4. - С. 2-40.
Собраны материалы разработок тематических занятий, проектной и
поисково- исследовательской деятельности взрослых и детей в изучении
опаленных войной страниц нашей Родины и героев, вставших на ее защиту.
В сборнике представлены методические рекомендации по проведению
классных часов и занятий, посвященных Дням воинской славы. Выпуск
адресован педагогам и руководителям, организующим деятельность в сфере
патриотического воспитания детей, подростков и молодежи.
21. Медведева, Ю. В. Междисциплинарный урок с использованием
исторических фактов о Великой Отечественной войне: Ю. В. Медведева //
Справочник заместителя директора школы. - 2015. - № 4. - С. 74-86.
22. Педагогические инновации в образовательных комплексах: сборник
материалов из опыта работы в образовании Омской области // Методист
(библ. журнала). - 2015. - № 10. - С. 2-76.
Материалы посвящены организации воспитательной работы в условиях
создания образовательного комплекса в сельской местности, разработке
программ и проектов, способствующих выстраиванию системы
методической работы.

23. Пищалева, О. В. Открытый урок "Мир без нацизма": итоги
регионального конкурса Всероссийской акции / О. В. Пищалева // Библиотека
школы. - 2014. - № 9. - С. 13-20.
24. Пронина, Е. П. Тема Великой Отечественной войны в литературе XX
века / Е. П. Пронина // Литература в школе. - 2015. - № 4. - С. 35-39.
25. Публичные уроки в Год литературы "Поклонимся великим тем годам"
// Литература в школе. - 2015. - № 8. - С. 37-58.
Галицких, Е. О. Это всё правда. Все это было. Детство, опалённое войной,
в повести Альберта Лиханова "Последние холода". К 80-летию со дня
рождения писателя. Сергеева, З. П. Тарашнина, С. В. "И помнит мир,
спасённый...". По рассказу А. Ивакина "Меня нашли в воронке". Галкина, И.
В. О войне мы узнали из книг. Булдакова, Н. В.
«Книга, которую нужно прочесть каждому».
26. Савицкая, А. С. "Времен связующая нить": классный час / А. С.
Савицкая, М. А. Забелина // Методист (прил. Мастер-класс). - 2015. - № 2. - С.
43-47.
27. Сафронова, Е. М. О целостном характере оценки качества
патриотического воспитания в общеобразовательной школе / Е. М. Сафронов
// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - № 6. - С. 3-8.
В статье рассматриваются авторские методики оценки качества
патриотического воспитания в общеобразовательной школе.
28. Смирнова, Ф. В. Программа гражданско-патриотического воспитания
детей и молодежи "Растим патриотов Отечества" / Ф. В. Смирнова, М. Н.
Мясникова, Е. Г. Кучерова // Научно-методический журнал заместителя
директора школы по воспитательной работе. - 2014. - №6. - С. 22-41.
29. Чанышев, А. Х. 1418 дней и ночей / А. Х. Чанышев // Физическая
культура в школе. - 2014. - № 7. - С. 45-47.
30. Чуев, С. О государственной программе патриотического воспитания
граждан / С. Чуев // Справочник руководителя образовательного учреждения.
- 2015. - № 8. - С. 6-10.
Комментарий к проекту государственной программы "Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы".
31. Шишкова, А. П. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в
рамках программы "Моя малая родина" / А. П. Шишкова // Управление
начальной школой. - 2014. - № 10. - С. 41-51.
32. Щербакова, Т. Н. Метапредметная неделя, посвященная 70-й
годовщине Победы в Великой Отечественной войне / Т. Н. Щербакова //
Справочник заместителя директора школы. - 2015. - № 3. - С. 5-24.
В статье (приложение 3) также представлен исследовательский проект
"Дети - герои Великой Отечественной войны".
33. Юрченко, А. А. Инновационные подходы к системе дополнительного
образования детей / А. А. Юрченко // Методист. - 2014 . - № 3. - С. 29-35. Освещается опыт работы" Центра отдыха и оздоровления детей"
(Якутия).

Список литературы
Для обучающихся
1. Соколов, Я. В. Антитеррор: книга для учащихся / Я. В. Соколов. - М.:
Гражданин, 2012. - 48 с.: ил. - (Я – гражданин России).
Книга способствует развитию гражданского, патриотического сознания
и поведения учащихся. - ISBN 978-5-88433-059-7.
2. Соколов, Я. В. Мы - против экстремизма: книга для учащихся / Я. В.
Соколов. - М.: Гражданин, 2012. - 48 с.: ил. - (Я - гражданин России). –
Книга способствует развитию гражданского, патриотического сознания
и поведения учащихся. - ISBN 978-5-88433-057-3.
3. Шорыгина, Т. А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны
/ Т. А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2011. - 80 с.: ил. - (Вместе с детьми). –
В пособии рассказывается о подвигах детей-героев 11-14 лет во время
Великой Отечественной войны.
4. Андреева, Г. А. Исследовательский проект "Я помню, я горжусь" / Г. А.
Андреева // Библиотека школы. - 2015. - № 3. - С. 19-29.
Проект ориентирован на учащихся 9-11-х классов и может быть
реализован в рамках предмета "История", а также при проведении
внеклассных мероприятий.
5. Вальчук, М. К. "О, книг солдатская судьба - судьба терпенья и
упорства" (Судьба книги в годы блокады) / М. К. Вальчук // Библиотека
школы. - 2014. - № 10. - С. 2-10.
6. Василенко, Е. В. После войны: тема возвращения солдата домой в
стихотворениях М. Исаковского, Ю. Левитанского и В. Высоцкого / Е. В.
Василенко // Литература в школе. - 2015. - № 5. - С. 7-10.
7. Глазунова, Л. В. 70 лет Победы в Великой Отечественной войне: обзор
Интернет- ресурсов / Л. В. Глазунова // Библиотека школы. - 2015. - № 4. - С.
36-40.
8. Зябликов, А. В. Песни Великой Отечественной войны / А. В. Зябликов
// Литература в школе. - 2015. - № 5. - С. 2-6.
9. Каленикин, С. Крах "каменного фронта", или Блицкриг по-русски / С.
Каленикин // Наука и религия. - 2014. - № 5. - С. 10-12.
Об обороне Севастополя в годы Великой Отечественной войны.
10. Камакин, О. Н. Классный час "Равняемся на героев-ровесников" / О.
Н. Камакин // Справочник классного руководителя. - 2015. - № 3. - С. 56-62.
11. Михайлова, О. Ребенок на войне: Интерпретация художественного
образа в произведениях А. Т. Твардовского, В. П. Катаева, В. О. Богомолова /
О. Михайлова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 11. - С. 11-17.
12. Морозова, Т. Уходит взвод в туман, в туман, в туман... / Т. Морозова //
Искусство в школе. - 2015. - № 2. - С. 3-9.
О фильмах про Великую Отечественную войну.
13. Рослякова, Л. Н. Повесть В. Быкова "Стужа": размышления о
прочитанном / Л. Н. Рослякова // Литература в школе. - 2015. - № 5. - С. 29-35.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».