Содержание 1 Коплекс основных характеристик программы. ........................................ 3 1.1 Пояснительная записка............................................................................. 3 1.2 Цель и задачи программы ........................................................................ 5 1.3 Содержание программы ........................................................................... 6 1.4 Планируемые результаты ....................................................................... 14 2 Коплекс организационно-педагогических условий. .............................. 15 2.1 Условия реализации программы .......................................................... 15 2.2 Формы аттестации .................................................................................. 16 2.3 Оценочные материалы............................................................................ 18 2.4 Методические материалы ...................................................................... 20 3 Список литературы. ................................................................................... 27 4 Приложения ................................................................................................ 29 1 Комплекс основных характеристик программы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изобразительная деятельность неотъемлемо связанна с образным познанием детей окружающей действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для их умственного развития. Как интересный, увлекательный вид продуктивной деятельности, рисование позволяют ребенку получить быстрый и яркий художественный образ, выразить свое отношение к нему. Обучение проходит от простого к сложному. Последовательно развиваются навыки, умения, внимание, усидчивость, умение самостоятельно работать. Программа разработана с учётом следующих нормативных документов: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»); Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019 № 645-рп; Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (дополнительным общеразвивающим) программам детям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на территории Хабаровского края приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2 Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» № 383 П от 26.09.2019 г.). Предлагаемая программа имеет художественную направленность. Программа направлена на развитие творческих способностей детей, обучение различным техникам рисования; формирование у них эстетического вкуса, чувства гармонии, знакомит с народным творчеством. Актуальность программы. Сегодня, когда во многих дошкольных образовательных учреждениях на занятия по изобразительному и декоративноприкладному творчеству отводится ограниченное количество времени, его развитие через систему дополнительного образования становится особенно актуальнным. Способность к творчеству- отличительная черта человека. Ученые пришли к выводу, что начинать развивать творческие способности ребенка необходимо еще в дошкольном возрасте. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Именно дошкольный возраст является яркой, неповторимой порой в жизни каждого человека, когда устанавливается связь ребенка с ведущими факторами бытия: миром людей, природы, предметным миром. происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Отличительная особенность данной программы. Данная программа является модифицированной, разработана на основе программ декоративноприкладного профиля педагога Кашкаревой М.В. "Я познаю свой мир" и педагога Тарабриной О.Г. "Юный художник". При создании программы использованы материалы из опыта работы детских объединений и программы декоративно-прикладного профиля педагогов различных УДОД (см. Список литературы) [6,10], специальной литературы по прикладному творчеству и личного опыта работы. Содержание данной программы разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей. Отличительной чертой является развитие творческих и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста на основе их собственной творческой деятельности. Ребенок с творческими способностями активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Тематика занятий строится с учетом интересов детей. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности, активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Периодическая организация выставок и участие в творческих конкурсах дают детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Адресат программы. Возрастной состав учащихся от 4 до 7 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения. Уровень программы «стартовый». Начать обучение по программе можно в любом возрасте, и в 4,5 и в 6 лет. Дети приходят в объединение без специального отбора и подготовки. Главное, чтобы у ребенка был интерес и желание заниматься декоративноприкладным творчеством. Приём в детское объединение осуществляется на добровольной основе, по желанию и интересу учащихся и их родителей. Форма обучения - очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2). Учебные группы формируются по возрасту детей: группа 4-5, 5-6 и 6-7 лет без предварительного отбора. Форма организации занятий - групповая. Состав группы постоянный. Объем и сроки освоения программы. Объем реализации программы 252 академических часа, 27 месяцев: 1год обучения 2год обучения 3 год обучения Итого Количество учащихся в группе 10-15 10-12 10-12 Количество занятий в неделю 2 2 3 Количество часов в неделю Кол-во недель Количество часов в год 2 2 3 36 36 36 72 72 108 252 Продолжительность одного занятия 30 минут. Число детей, одновременно находящихся в группе от 10 до 15 человек. Цель программы - развитие у обучающихся художественно-творческих способностей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Задачи программы: Предметные - познакомить с несложными и нетрадиционными техниками рисования; дать знания о многообразии художественных материалов, о приемах работы с ними; Личностные - способствовать формированию: уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа; ответственного отношения к учению; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению; нравственных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам и способность к оценке действий других учащихся. Метапредметные - развивать навыки активной, самостоятельной деятельности; развивать мотивацию к художественно-творческой деятельности; развивать внимание, образное мышление, художественный вкус, мелкую моторику руки; развивать ответственность, трудолюбие, аккуратность; развивать умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе. 1.3 Содержание программы Учебный план первого года обучения Формы аттестации \контроля № Название раздела Количество часов п/п Всего Теория Практика 1 Рисование 2 Бумажное конструирование 3 Бумагопластика Лепка Итого: 36 3 33 18 18 72 1,5 1,5 6 16,5 16,5 66 Творческая работа. Выставка работ. Контрольная работа. тчетная выставка. Содержание учебного плана Продолжительность занятия 30минут (теория 5мин, практика 25мин) № Раздел. Тема. 1 Вводное занятие. Радуга красок. Рисование. "Радуга" 2 3 Кол-во часов 2 «Осень - чудная пора». Знакомство с цветом. Рисование. «Веселая гусеница». 7 1 Дары осени. Рисование. «Мухоморы» Урожай. Рисование. "Яблоки и груша" Аппликация "Огурцы и помидоры в банке" Осень в лесу. Рисование. "Деревья осенью" Аппликация "Осенний листопад", "Ветка рябины" 1 «Путешествие в дальневосточную тайгу» Обитатели тайги. Рисунок «Ежик» Бумагопластика "Заяц" Лепка "Лиса", "Ежик" 5 Звери готовятся к зиме. Рисование. «Хозяин тайги- медведь». 1 «Путешествие в страну птиц» 2 3 4 Содержание занятий. Иллюстрированный рассказ о материалах и инструментах. Техника безопасности на занятии. Знакомство с основными цветами. Рисуем радугу акварелью. Знакомство с цветом. Теплые холодные цвета. Учимся рисовать акварелью. Цветовая гамма. Теплые, холодные цвета. Знакомство с разнообразием грибов. Учимся рисовать гуашью. Знакомство с разнообразием фруктов и овощей. Учимся составлять композицию. Виды геометрических фигур. Учимся вырезывать по шаблону круги-яблоки. Гуашь. Признаки осени. Знакомство с разнообразием деревьев в лесу. Теплые цвета. Учимся смешивать краски. Правила работы с цветной бумагой. Учимся вырезать овалы .Правила вырезания и составления из геометрических фигур изображений предметов. Рванная аппликация. Палитра. Рванная аппликация. Знакомство с животными леса. Изображения животных. Самостоятельное добавление деталей (яблочко, листья, солнышко и т. д.) Поделка на цилиндре. Основные приемы лепки: шарик, валик, капелька. Знакомство с дальневосточной тайгой. Бумагопластика. Сюжетное рисование. Рисование гуашью. Холодные цвета. Учимся рисовать ближний и задний план. 10 Понятийный аппарат Цвет. Акварель. Композиция. Круг. Овал. Геометрически е формы. Цилиндр. Шарик, валик, капелька. Ближний и задний план. 4 5 6 Птицы зимой. Рисование. «Снегири». Лесные птицы. Рисование. «Птица у гнезда" Аппликация "Сова", "Птичья семья" Лепка "Синичка", "Ворона" 1 Знакомство с птицами края. Рисунок гуашью. Техника "набрызг". 5 Домашние птицы. Рисование. "Петушок" 1 Знакомство с лесными птицами. Лепка плоскостная. Зеркальная аппликация. Учимся вырезать круги способом последовательного закругления четырех углов квадрата. Техника "примазывания". Вылепливание птички по образцу. Домашние птицы. Знакомство с разнообразием домашних птиц. Рисунок акварелью. Учимся рисовать петуха – от общей формы к деталям. Птицы жарких стран. Лепка "Попугай" Аппликация "Попугайчик" Лепка "Павлин" «Волшебница зима» 3 Зимние забавы. Рисование. «Снеговик" Аппликация "Снеговики" Лепка "Снеговик" Зимний лес. Рисование. «Елка в лесу" Птицы Антарктиды. Рисование. "Пингвин" Лепка "Пигвиненок" Аппликация "Пингвин на льдине" Зимние фантазии. Рисование. «Медведь в шарфике». 3 Животные Арктики. Аппликация "Белый медведь" «Мир моря» 1 Рисование. «Рыбка" 1 Знакомство с морскими обитателями. Холодные цвета. Акварельный рисунок с использованием мелков. Холодными цветами рисуем акварелью волны. Водный транспорт. Рисование. " Кораблик" Бумагопластика "Пароход" Лепка "Лягушка" 2 Знакомство с транспортом. Водный транспорт. Работа с трафаретом, по шаблону. 1 Знакомство с обитателями рек и болот. Морские животные. Рисование. "Дельфины" Аппликация «Веселая улитка» «Мой мир" Домашние животные. Рисование. «Кошка" Аппликация "Кот" Лепка "Котенок", "Собака" 2 Подводный мир. Знакомство с Набрызг Примазывание Птицы материков. Объемная аппликация. 9 1 3 1 Знакомство с зимним сезоном года. Маленький, Праздник новый год, обычаи. Рисунок средний, гуашью. Учимся вырезать круги большой разного размера. Признаки зимы в природе. Рисунок гуашью. Птицы разных материков. Выполнение сюжета в разных техниках. Обитатели Антарктиды. Знакомство с миром Антарктиды. Вылепливание фигурки пингвина. Учимся выполнять работу, используя разные материалы: краски, мелки, фломастеры. Выполнение аппликации на темном фоне. Темные и светлые цвета. 6 обитателями морей и океанов. Учимся вырезать круги разного размера. 16 4 Знакомство с миром домашних питомцев. Изображение животных. выполнение поделок в технике "плоскостной аппликации":работа с шаблоном. вырезание деталей. Водный транспорт. Шаблон. приклеивание, декорирование готовой работы. 7 8 9 Цирк. Рисование. "Веселый клоун" Аппликация "Лев" Лепка "Клоун" Путешествие по сказкам. Рисование. Иллюстрация к сказке "Колобок", "Заячья избушка" Лепка "Золотая рыбка" Подарочки для мамочки. Рисование. «Букет в вазе" Бумагопластика "Цветок" Народные традиции. дымковские игрушки. Рисование. "Лошадка", "Пасхальный натюрморт" Подарочки для папочки. Рисование."Моряк" Рисование. Автопортрет. 3 Новый год. Карнавал. Учимся рисовать человека, учитывая пропорции – от общей формы к деталям. Передача покоя и движения. 3 Знакомство со сказочными персонажами. Рисуем иллюстрацию к сказке акварельными красками по воображению. Лепка плоскостная. Щипковая техника лепки. Поздравительные открытки для праздника своими руками. Подбор цветосочетаний. Знакомство с народными традициями. Рисунок с использованием аппликации. «Пробуждение природы» 5 Маленькие обитатели планеты. Лепка "Улитка" 1 Лесные животные. Рисование. "Олененок" Чудеса природы. Аппликация "Гусеничка" Лепка "Гусеница и яблоко" 1 Рисование."Птенчик" 1 «Весна пришла!» Аппликация. Композиция «Одуванчики». Первоцветы. Рисование. «Корзина с цветами" 2 1 «Калейдоскоп лета» Летнее настроение. Рисование. «Одуванчики" Насекомые. Рисование. "Бабочки", "Веселая пчела","Божья коровка" Лепка "Пчела на цветке", "Бабочка" Животные жарких стран. Рисование. "Жираф", "Черепаха" Лепка "Черепашонок" 10 1 2 2 1 1 2 1 Поздравительные открытки для праздника своими руками. Автопортрет. Знакомимся с пропорциями человека. Обитатели аквариума. Учимся вылепливать улитку из колбаски, сворачивая её спиралькой. Спираль. Обитатели лесов. Обитатели леса. Знакомство с мелкими животными леса. Учимся катать шарики из пластилина, складываем гусеничку. Учимся составлять композицию. Учимся вырезать круги разного размера. Весна в лесу. Приметы весны. Весеннее настроение. Знакомство с техникой монотипии. Создание отпечатков гуашью и дорисовывание цветовых пятен до придуманного образа. 5 3 Работа акварелью Насекомые. Волшебные бабочки. Монотипия. Работа в технике монотипии. Рисуем бабочек акварельными красками. Сюжетное рисование. Выбор выразительных приемов лепкидля реализации собственного замысла. Дымковская игрушка. Автопортрет Спираль. Лепка отдельных фрагментов и их соединение. Оформление поделки. Бумагопластика "Цветочек" Воспитание любви к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. 1 Учебный план второго года обучения Формы аттестации \контроля № Название раздела Количество часов п/п Всего Теория Практика 1 Рисование 2 Бумажное конструирование 3 Лепка Итого: 46 4 42 14 12 72 1,5 1 6,5 12,5 11 65,5 Творческая работа. Выставка работ. Контрольная работа. тчетная выставка. Содержание учебного плана Продолжительность занятия 30минут (теория 5мин, практика 25мин) № Раздел. Тема. 1 Вводное занятие. Чем и как рисует художник? Рисование. "Цветиксемицветик" 2 Кол-во часов 2 «Осень - чудная пора». Натюрморт. Рисование. «Ваза с осенними листьями», "Сентябринки" 9 3 Дары осени. Рисование. «Подберезовики» Урожай. Аппликация "Яблоко" Лепка "Овощи", "Яблоко и половинка" Осень в лесу. Аппликация "Осенний лес", "Ветка рябины с ягодами" «Путешествие в дальневосточную тайгу» Обитатели тайги. Рисование. «Ежик» Бумагопластика "Заяц" Лепка "Ежик" 1 3 2 Содержание занятий. Иллюстрированный рассказ о материалах и техниках используемых разными художниками. Вводный инструктаж. Цветовой спектр. Знакомство с цветовым спектром в виде круга, с основными цветами и дополнительными. Понятийный аппарат Цветовой спектр. Теплые цвета. Акварель. Рисование "по мокрому" Дары осени. Натюрморт. Рисуем акварелью с натуры осенний натюрморт. Осень в лесу. Знакомство с разнообразием грибов. Рисуем грибы. Теплые цвета. Гуашь. Свет и тень. Урожай. Знакомство с разнообразием фруктов и овощей. Учимся составлять композицию. Техника "мозаика". Теплые цвета. Акварель. Признаки осени. Знакомство с разнообразием деревьев в лесу. Теплые цвета. Учимся вырезать круги и овалы. Коипозиция Гуашь Мозаика. 3 3 Дальневосточная тайга. Знакомство с Бумагопластика. Цилиндр. миром лесных обитателей. Изображения животных. Рисование гуашью. Поделка на цилиндре. Продолжаем учиться вырезывать круги и овалы. Составляем фигурку зайца. 3 4 5 6 «Путешествие в страну птиц» Птицы зимой. Рисование. «Снегири». Лесные птицы. Рисование. «Птицы на ветке " Домашние птицы. Лепка "Петух" Птицы жарких стран. Лепка "Страус" «Волшебница зима» 6 2 Знакомство с птицами края. Рисунок гуашью. Техника "набрызг". 2 Лесные птицы. Зеркальный рисунок. Домашние птицы. Рисунок акварелью. 1 1 Набрызг Птицы материков. Закрепляем приемы скатывания и расплющивания 11 Зимние забавы. Рисование. «Веселый снеговик", "Зайцы играют в снежки", "Дети на катке" Аппликация. Открытка с сюрпризом "Зайчонок" Бумагопластика. Поделка "Снеговик" Зимний лес. Бумагопластика «Елочка" 8 Зимние фантазии. Рисование. «Чаепитие у зверей». «Мир моря» 2 Рыбы. Рисование. «Рыба", "Рыбки в аквариуме" Водный транспорт. Рисование." Корабль" Лепка "Подводный мир" «Мой мир" Домашние животные. Рисование. «Собака" Лепка "Овечка" 4 Разнообразие рыб. Холодные и теплые цвета. Акварельный рисунок с использованием маркера, фломастеров. 2 Морской пейзаж. Художники - моринисты. Подводный мир. Знакомство с обитателями морей и океанов. 1 Времена года. Рисунок гуашью. Зимние истории. Сюжетное рисование. Рисование в движении. Учимся работать с картоном. Изготовление поделки с подвижными деталями. Картон Признаки зимы в природе. Аппликация, виды аппликации. Материалы, необходимые для работы. Аппликация из полос. Учимся выполнять работу, используя разные материалы: краски, мелки, фломастеры. 7 1 24 2 Натюрморт.Рисование. "Кувшин и кружка" Рисование. "Узоры на посуде", "Чудорыба", "Разнос", "Пасхальное яйцо" Открытка с сюрпризом "Цыпленок в яйце" 2 Путешествие по сказкам. Лепка "Медведь", "Кот", "Машенька" 4 7 2 Изображения животных. Учимся работать с мелками и пастелью. Домашние друзья. Учимся рисовать, учитывая пропорции – от общей формы к деталям. Передача покоя и движения. Пастель Учимся рисовать натюрморт из двух предметов. Тень. Полутень. Узоры и украшения. Узоры и орнаменты. Учимся составлять узоры в полосе, квадрате, круге. Графика. Тень. Полутень. Узор. Поздравительные открытки для праздника своими руками. Особенности выполнения объемной аппликации. Разновидности клеев, используемых для склеивания бумаги. Знакомство со сказочными персонажами. Лепка плоскостная. Звери готовятся к зиме. Учимся вылепливать фигурки животных. Бумагопластика "Золотая рыбка" 7 8 Подарочки для мамочки. Рисование. «Букет в вазе" Народные традиции. Дымковские игрушки. Рисование. "Барышня" Подарочки для папочки. Аппликация "Парусник" Рисование. Автопортрет. 2 «Весна пришла!» 1 Поздравительные открытки для праздника своими руками. Знакомство с народными традициями. История возникновения дымковской игрушки. Рисование по образцу. Поздравительные открытки для праздника своими руками. Автопортрет. Знакомимся с пропорциями лица. 2 1 1 Цветочное настроение. Рисование. «Тюльпаны" 1 «Калейдоскоп лета» Летнее настроение. Рисование. «Цветы в лейке" Аппликация "Одуванчики" Животные жарких стран. Рисование. "Жираф", "Обезьянка" Лепка "Слон", "Бегемот" Бумагопластика "Астра", "Бабочка" 10 3 Дымковская игрушка. Автопортрет Весеннее настроение. Знакомство с техникой монотипии. Создание отпечатков гуашью и дорисовывание цветовых пятен до придуманного образа. Рисуем летнее настроение. Тёплые цвета. В колорите картины должны преобладать тёплые цвета. Работа акварелью. Многослойная аппликация. Бахрома. 5 Сюжетное рисование. 2 Учимся использовать знания и представления об особенностях внешнего вида цветка; виды бумаги и картона. Учебный план третьего года обучения Формы аттестации \контроля № Название раздела Количество часов п/п Всего Теория Практика 1 Рисование 2 Бумажное конструирование 3 Лепка Итого: 72 6 66 22 14 108 2 1 9 20 13 99 Творческая работа. Выставка работ. Контрольная работа. тчетная выставка. Содержание учебного плана Продолжительность занятия 30минут (теория 5мин, практика 25мин) № Раздел. Тема. 1 Вводное занятие. Чем и как рисует художник? Рисование. "Радужный зонтик" «Осень - чудная пора». Кол-во часов 2 15 Содержание занятий. Иллюстрированный рассказ о материалах и техниках используемых разными художниками. Вводный инструктаж. Цветовой спектр. Знакомство с цветовым спектром в виде круга, с основными цветами и дополнительными. Понятийный аппарат Цветовой спектр. 2 3 4 Рисование. «В огороде пугало стояло...», «Осеннее дерево» 4 Теплые цвета. Акварель. Рисование "по мокрому" Дары осени. Натюрморт. Рисуем акварелью с натуры осенний натюрморт. Кляксография с трубочкой. Знакомить детей с приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Теплые цвета. Акварель. Дары осени. Рисование " Ветка рябины" Аппликация. «Осенний букет» 3 Рисование ватными палочками. Учить анализировать натуру, выделять её признаки, особенности. Продолжать учить детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции, восприятия. Гуашь Урожай. Рисование. «Компот из яблок» Аппликация "Груша", "Подсолнухи" Пластилинография «Арбузная долька» 5 Осень в лесу. Рисование. "Гусеница и гриб" Аппликация. «Грибы в лукошке». «Путешествие в дальневосточную тайгу» Обитатели тайги. Рисование. «Олень» Бумагопластика . "Лиса" Лепка "Олень" «Путешествие в страну птиц» Птицы весной. Рисование. «Аисты» Лесные птицы. Рисование. «Сова на ветке дуба " Бумагопластика « Улетают птицы» Домашние птицы. Рисование. "Утка на пруду" Птицы жарких стран. Рисование. "Павлин" Бумагопластика "Павлин" Лепка "Страус" «Волшебница зима» 3 Знакомство с разнообразием фруктов и Мозаика. овощей. Учимся рисовать с помощью оттиска фруктами. (печатание фруктами). Развивать чувство композиции, цвета. Учимся составлять композицию. Техника "мозаика". Учимся рисовать арбузную дольку в технике пластилинографии. Признаки осени. Знакомство с Композиция разнообразием деревьев в лесу. Теплые цвета. Учимся вырезать круги и овалы. Зимние забавы. Рисование. «Дети лепят снеговика", "Дед мороз" "Друзья снеговики". 4 4 Дальневосточная тайга. Изображения животных. Рисование гуашью. Поделка на цилиндре. Оригами . Бумагопластика. Цилиндр. 11 2 Знакомство с птицами края. Рисунок гуашью. Техника "набрызг". 3 Лесные птицы. Оригами. Учимся складывать детали по образцу ,используя в работе метод сгибания, сглаживания и т.д. Домашние птицы. Рисунок акварелью. Учимся создавать композицию из отдельных деталей Птицы материков. 2 4 18 10 Времена года. Рисунок гуашью. Зимние истории. Сюжетное рисование. Рисование в движении. Набрызг Бумагопластика . Открытка с сюрпризом "Новогодние шары", "Фонарик" Лепка "Снегурочка" Рисование. «Новогодняя елка». 5 6 Учимся работать с картоном. Изготовление поделки с подвижными деталями. 2 Зимние фантазии. Рисование. «Снежная королева», "Кот на прогулке", "Мишка на севере" «Мир моря» 6 Рыбы. Бумагопластика . "Рыбки" Водный транспорт. Бумагопластика " Кораблик" Лепка "Аквариум", "Морж" «Мой мир" Цирковое представление. Рисование. "На арене цирка" Бумагопластика "Клоун" Лепка "Слон" Рисование."Космос" Лепка "Моряк" Рисование. "Узоры на посуде" Бумагопластика "Ковер" Рисование."В деревне" Транспорт . Рисование. "Поезд" Лепка "Вертолет" Путешествие по сказкам. Лепка "Дракон" Подарочки для мамочки. Рисование. «Букет в вазе" Народные традиции. Дымковские игрушки. Рисование. "Парочка", "Матрешка" Лепка "Кукла", "Игрушкапогремушка" Аппликация "Матрешка", "Пасхальный сувенир" Подарочки для папочки. Рисование. "Портрет папы" 1 Картон Признаки зимы в природе. Использовании соли в рисовании. Техника рисования при помощи соли. Учимся выполнять работу, используя разные материалы: краски, мелки, фломастеры. 4 Оригами Оригами 1 2 Подводный мир. Знакомство с обитателями морей и океанов. 39 4 3 3 2 3 1 2 9 2 Изображения животных. Учимся работать с мелками и пастелью. Домашние друзья. Учимся рисовать, учитывая пропорции – от общей формы к деталям. Передача покоя и движения. Пастель Учимся рисовать натюрморт из двух предметов. Тень. Полутень. Узоры и украшения. Узоры и орнаменты. Учимся составлять узоры в полосе, квадрате, круге. Графика. Сюжетное рисование. Наземный транспорт. Знакомство с категорией транспорт. Рисуем картинку в подарок близким. Раму украшаем отпечатками. Знакомство со сказочными персонажами. Лепка плоскостная. Поздравительные открытки для праздника своими руками. Знакомство с народными традициями. Рассказ о традициях русских мастеров. Дымковская игрушка. История возникновения дымковской игрушки. Расписные игрушки. Рисование по образцу, по выбору. Создаем два или три эскиза росписи. Рисуем с натуры игрушку . Тень. Полутень. Узор. Поздравительные открытки для праздника своими руками. Учимся рисовать портрет, стараясь передать сходства (цвет волос и форма причёски, цвет глаз, одежда и т.д.). Познакомить с пропорциями и симметрией человеческого лица. Закреплять умение делать лёгкий Дымковская игрушка. набросок простым карандашом, а затем рисовать акварелью. Рисование. Лепка «Добрый сказочный герой». 3 Рисование. Портрет семьи. Автопортрет " Я художник" Рисование. "Мой город" Аппликация "Городок" 4 «Весна пришла!» 6 Цветочное настроение. Рисование «Нарцисы и мимоза", "Букет сирени" Аппликация "Тюльпаны", "Подснежники" 6 «Калейдоскоп лета» Летнее настроение. Рисование «Ромашки", "Краски лета", "Букет" Оригами."Бабочки" Бумагопластика "Букет в стаканчике" Бумагопластика . Открытка с сюрпризом "Лягушонок" 9 8 7 8 3 1 Учить детей создавать образ сказочного героя, декоративному оформлению образа, прорисовке деталей костюма. Автопортрет. Знакомимся с пропорциями лица. Автопортрет Продолжаем учиться вырезывать круги, овалы, трапецию. Составляем композицию. Весеннее настроение. Учимся рисовать природу, используя нетрадиционные материалы. Знакомство с техникой монотипии. Создание отпечатков гуашью и дорисовывание цветовых пятен до придуманного образа. Работа с акварелью. Рисование ватными палочками. Объемная аппликация. Учить детей из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другой, совмещая вершины углов и стороны деталей. Рисуем летнее настроение. Тёплые цвета. В колорите картины должны преобладать тёплые цвета. пальчиковое рисование. Работа акварелью. Многослойная аппликация. Бахрома. Продолжаем учиться вырезывать круги, овалы, трапецию. Составляем композицию. Предметные учащиеся будут знать/уметь: 1.4 Планируемые результаты. В результате обучения, учащиеся получают следующие основные знания и умения 1год обучения Технологию работы в разных техниках декоративного творчества (изо, лепка. аппликация); название, назначение, инструментов и материалов; работать различными инструментами и материалами; выполнять поделки по образцу; основные этапы выполнения работы; правила техники безопасности; 2год обучения Технологию составления композиций; специальную терминалогию; различать такие жанры, как натюрморт, пейзаж, портрет; основы цветоведения; самостоятельно изготавливать индивидуальную композицию на заданную тему. 3год обучения Технологичность изготовления работ в различных техниках: традиционных и нетрадиционных; технологию составления любой сложной композиции; разрабатывать и воплощать собственные идеи; самостоятельно подбирать материал и способы выполнения изделий; Положительное отношение к учению; умение слушать и вести диалог; умение оценивать свои поступки и действия других. Метапредметные обучающиеся научатся: Личностные У обучающихся будут сформировано правила организации рабочего места. выполнять работу по собственному эскизу. Положительное отношение к Уважительное отношение учению; желание приобретать к традициям и обычаям новые знания; умение своего народа; анализировать свою деятельность; ответственнон умение вести диалог с учителем отношенин к учению; и одногруппниками; осознанное, умение высказывать свою точку уважительное и зрения. доброжелательное отношения к другому человеку и его мнению; осознанное и ответственное отношение к своим поступкам и способность к оценке действий других учащихся. Ответственно относиться к своей работе; работать индивидуально и в паре; осуществлять контроль своей деятельности в процессе работы; Планировать свою работу; адекватно оценивать свои достижения; работать в группах; презентовать результаты своего труда. Работать по самостоятельно разработанному плану; адекватно оценивать свои достижения и результаты работы; организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе. 2. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график. Примерный годовой календарный учебный график в соответствии с примерным годовым учебным графиком МОУ ДО ДТДиМ. на 2021-22 уч.год Учебные занятия I четверть начал ои конец Кани кулы Учебные занятия II четверть начал ои конец Кани кулы Учебные занятия III четверть начал ои конец Кани кулы Учебные занятия IV четверть начал ои конец Каник улы 01.09- 25.1024.10 31.10 01.11- 27.1226.12 09.01 10.01- 28.0327.03 03.04 04.03- 01.0631.05 31.08 2.1Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Для занятий необходимо просторное, хорошо освещенное помещение, с размещением рабочих столов от направления дневного света, с системой общего освещения, оборудованное мебелью (парты, стулья, шкафы), отвечающее требованиям СанПиНа 2.4.4.3172-14. Организация внутреннего пространства кабинета должна соответствовать характеру работ проводимых в кабинете и соответствовать принципу целесообразности. Желательно, чтобы мебель свободно переставлялась (при смене вида деятельности на занятиях) внутри кабинета. Соблюдение теплового режима и требований пожарной безопасности. Материалы, инструменты, приспособления Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления: бумага чертежно-рисовальная, гофрированная, цветная, картон, салфетки, ножницы, кисточки, карандаши простые и цветные, гуашь, краски акварельные, палитры, фломастеры, мелки восковые. Информационное обеспечение В кабинете желательно наличие магнитной доски, компьютера с выходом в INTERNET, доступ к справочным поисковым системам INTERNET проектора для мультимедийных презентаций, экрана, принтера, сканера. Кадровое обеспечение программы: педагог дополнительного образования по профилю декоративно-прикладное творчество. 2.2 Формы аттестации и контроля В соответствии с Уставом ДТДиМ оценка качества освоения программы и индивидуальной динамики обучающегося предусмотрены следующие формы диагностики, контроля и аттестации: - Входная диагностика (сентябрь) – анализ данных об уровне готовности обучающихся к освоению программы, их интересах, потребностях и возможностях. Проводится в форме анкетирования, беседы, беседы с родителями. - Промежуточная аттестация (декабрь, май) проводится с учётом данных текущего контроля. Текущий контроль осуществляется педагогом методом наблюдения на занятиях, после изучения разделов в целом (тестирование, практическая работа). Результаты фиксируются в диагностических картах. - Итоговый – проводится по окончанию обучения по программе в форме выставки, творческого отчёта, контрольного урока. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - определение уровня развития детей, их творческих способностей; - наблюдение; - опрос; - готовые работы; - определение степени усвоения учебного материала; - составление альбома лучших работ; - определение изменения уровня развития, их творческих способностей, определение результатов обучения; - аналитическая справка; - творческий отчет руководителя на педсовете. Формы предоставления результатов: - выставки детских работ; - участие в конкурсах художественно - эстетической направленности; - презентация детских работ родителям. Форма мониторинга Входная диагностика Промежуточ ная аттестация Итоговая аттестация Методы диагностики Средства мониторинга Анкетирование, беседа, интервьюирование Анкеты для родителей родителей Тестирование, игровые задания, Психологические, практические наблюдение; анкетирование родителей; тесты, практические тесты , Тестирование, наблюдение; анализ творческих работ детей; анкетирование родителей Участники/ параметры Дети, родители Знания по предмету Умения и навыки по предмету Сформированные компетенции Оценочные карты, Анкеты для родителей Психологические, практические тесты. Оценочные карты. Анкеты для родителей Формы сбора информации Формы фиксации и хранения информации Анкетирование родителей. Беседа с Аналитические справки детьми и родителями Знания, умения, компетенции. Викторина Тестовые задания Просмотр работ Мониторинговая карта (см. Выставки Приложение № 2) Творческий отчет Презентации готовых продуктов. Педагогическое наблюдение Контроль и оценивание формирования личностных качеств учащихся Воспитательные и развивающие задачи Формирование адекватного отношения к миру и самому себе. Фиксация Качества, Формы результатов которые и методы формируются отслеживания Умение учащегося Тестирование, Личная карточка делать правильный психологическое выбор, анализировать сопровождение, как свои работы и анализ выполненных работы других. работ. Формирование Художественный вкус, Выставки, экскурсии, Портфолио интереса к творчеству. творческое восприятие практические работы. мира. Формирование эстетического вкуса. Развитие волевых качеств. Формирование коллектива. Качественный рост эстетического представления учащихся. Трудолюбие, целеустремленность, умение доводить дело до конца. Коммуникативные навыки. Беседы, педагогическое наблюдение. Личная карточка. Практические работы, тестирование. Личная карточка Определение уровня развития коллектива. Портфолио 2.3 Оценочные материалы Мониторинг УУД: Универсальные учебные действия формируются только в процессе образовательной деятельности. Для диагностики применяются методы: • тестирование (тест Торренса); • педагогический анализ проявления УУД детьми себя на занятии; При этом используются такие средства мониторинга как: • анкеты для родителей и детей; • психологические тесты; • практические тесты; • компетентностные задания; • оценочные карты (критерии оценки работ, материалы для проведения опроса по теме). В основе педагогической диагностики лежат методические рекомендации Н. Н. Леоновой. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих задач: - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); - оптимизации работы с группой детей. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится без прекращения образовательного процесса. Критерии Низкий (1 балл): - интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен; - эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого; - ребенок видит общие признаки предметов, их характерные особенности; - основным свойством при узнавании является форма, а затем уже цвет; - знает изобразительные инструменты и материалы, но не хватает умения пользоваться ими; - не достаточно освоены технические навыки и умения. Средний балл: - у ребенка есть интерес к восприятию эстетического в окружении; - знает способы изображения некоторых предметов и явлений; - правильно пользуется материалами и инструментами; - владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого; - проявляет интерес к освоению новых техник; - проявляет самостоятельность. Высокий балл: - ребенок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки; - быстро усваивает приемы работы в новых нетрадиционных техниках; - владеет основными техническими навыками рисования; - может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционной техникой. Задания можно выполнять как индивидуально, так и в составе группы. Максимальный балл равен 3, что соответствует высокому уровню, 2 балла – средний уровень, 1 балл – низкий уровень. Полученные по каждому из названных критериев баллы суммируются. На основе суммарного балла определяется уровень знаний дошкольников в соответствии со следующей градацией: - высокий уровень – 30-37 баллов; - средний уровень - 22-33 балла; - низкий уровень – 14-21 балл. Начало учебного года Уровни Количество детей Показатели в % Высокий Средний Таблица 3 Низкий Конец учебного года Уровни Количество детей Показатели в % Анализ Высокий Средний Таблица 4 Низкий 2.4 Методическое обеспечение Методы, которые лежат в основе способа организации занятия. - Словесные методы обучения: (рассказ, объяснение, беседа). - Наглядные методы обучения:(просмотр литературы, эскизов, технологических карт, образцов работ, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ исполнения педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.). - Практические методы обучения:(работа по образцу, творческие задания, практические работы и др.). - Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры, творческие конкурсы, экскурсии, итоговые мероприятия). - - - Характерными методами освоения программы для каждого возраста являются: Для детей 4-5лет: объяснительно-иллюстративные методы обучения. При использовании такого метода обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию. Для детей 5-6лет: репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. Для детей 6-7лет: частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом. Исследовательские методы обучения: овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы. Формы организации деятельности: -Групповая; -Индивидуальная; -Мелко - групповая; Методика организации теоретических и практических занятий На занятиях учащиеся знакомятся с различными материалами прикладного творчества и техниками. Освоение материала происходит в основном в процессе практической деятельности. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Используются следующие дидактические материалы: -наглядные пособия; -фотографии; -дидактические карточки; Для реализации программы используются следующие формы занятий: • Беседа –педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания). • Тематическое занятие – детям предлагается работать над реализацией поделки к заданной теме. • Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка. • Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. • Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей. • Занятие-викторина – работа индивидуально, в группах. • Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением. • Коллективное занятие – выполнение групповых работ (панно, поделки, коллаж). • Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам. Педагогические технологии. Использование различных педагогических технологий обоснованно, с учетом целей и задач обучения, воспитания и развития используемой образовательной программы выбраны конкретные современные образовательные технологии. Наименование технологии Обоснование выбора Владение технологией Диагностика результативности Технология личностноориентированно го подхода Создание условий для проявления познавательной активности учащихся индивидуальные карточки учащихся Технология дифференцирова нного обучения. У педагога появляется возможность помогать учащимся, отстающим в усвоении материала. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, отстающие получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. Учебный предмет позволяет выявить и развить задатки и способности каждого ребёнка, в то же время даёт ему возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Задания разного уровня сложности к занятиям -Анкета «Познавательная активность учащихся» -Личностный рост (методика Д. В. Григорьева, И. В. Кулешова, П. В. Степанова), -Анкета «Зеркало» -Выполнение разноуровневых заданий Творческие задания различной направленности (сочинить стихотворение, сказку и др.) -Выставки творческих работ учащихся, -Ситуация выбора (методика Л. В. Байбородовой) Проблемные задания Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и Игры в образовательном процессе. -Методика «Недописанная сказка», -Диагностика уровня творческой активности учащихся (методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А. Воловича), -Успешное выполнение творческих заданийучащимися -Анкета «Интересы и досуг» (устно) Культуровоспи -тывающая технология дифференциро ванного обучения по интересам Технология проблемного обучения Технология использования в обучении игровых методов Технология обучения в сотрудничеств е (командная, групповая работа) Технология проектных методов обучения навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. Совместная развивающая деятельность взрослых и детей. Индивидуальный подход к ребенку, учёт его возможностей, психологических особенностей. Возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся. Здоровьесберег Усиление ающие здоровьесберегающего технологии аспекта Технология инновационно й оценки «портфолио» Формирование персонифицированного учета достижений учащихся как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения индивидуального маршрута обучения. Информационн Создание информационной ообстановки, коммуникацио стимулирующей интерес и нная пытливость ребенка, технология усиление мотивации обучения Технология Развитие образного коллективной мышления, творческой коммуникативных навыков, деятельности умения работать в команде. мини-тренинги, упражнения, способствующие бесконфликтному поведению на занятиях опыт «социальных практик» Создание на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях условий для укрепления физического и психического здоровья учащихся Портфолио учащихся упражнения для использования на занятиях цифровых и электронных образовательных ресурсов групповое участие в конкурсах, выставках, мастерклассах -Анкета «Определение уровня комфортности в коллективе», -Выявление коммуникативных склонностей учащихся (методика составлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога») - Самостоятельное успешное выполнение учащимися проектов -Диагностика уровня творческой активности учащихся -Состояние физического и психического здоровья учащихся -Портфолио учащихся -Анкета «Интересы и досуг», - Анкета «Познавательная активность учащихся» -Наши отношения (методика составлена по книге: Л. М. Фридман и др. Развитие самоуправления в объединении. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов»), -Определение уровня развития самоуправления в коллективе (методика М. И. Рожкова) -Выявление коммуникативных склонностей учащихся, -Диагностика уровня творческой активности учащихся Алгоритм учебного занятия. Занятие состоит из теоретической и практической частей. Причем, большее количество времени занимает практическая часть. Организационная часть. - Психологический настрой учащихся на занятие. - Проверка присутствующих учащихся. Вводная часть. - Сообщение темы занятия. - Постановка цели, выделение дидактических задач занятия. Теоретическая часть. - Изложение нового материала или повторение основ пройденного материала. Практическая часть. - Самостоятельная работа. - Первый целевой обход (выяснение все ли приступили к работе, проверка техники безопасности, организации рабочего места). - Второй целевой обход (оказание индивидуальной помощи учащимся). - Третий целевой обход (анализ работы учащихся). Заключительная часть. - Подведение итогов занятия. - Уборка рабочих мест. Литература для педагога 2.7 Список литературы 1. Аверьянова А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду” – М.: Мозаика Синтез, 2001. 2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., “Игрушки из бумаги” – Спб.: Регата, 2000. 3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО” – Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2004. 4. Давыдова Г.Н. “Детский дизайн. Пластилинография”. М.:Скрипторий, 2006. 5. Казакова Р.Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники” – М.: ТЦ Сфера, 2004. 6. Кашкарева М.В. программа "Я познаю свой мир" 7. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. “Аппликация в детском саду” - Ярославль: Академия развития, 2000. 8. Петрова И.М. “Объёмная аппликация” – Спб.: Детство-пресс, 2002. 9. Рябко Н.Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика” – М.: Педобщество России. 10. Тарабрина О.Г. программа "Юный художник" 11. Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” – М.:Владос, 2002, (старшая группа), (подготовительная группа). ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ. 1. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991. 2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991. 3. Расписные изделия мастеров Урала. - М., 1983. 4. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988. 5. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство детям» М., 2003 6. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г. Приложения Тесты по изобразительному искусству для дошкольников второго года обучения (дети обводят букву) Цель: выявить теоретические знания и практические умения учащихся в соответствии с программными требованиями. Цвета бывают: А) тёплые Б) сырые В) прохладные Жёлтый цветА) тёплый Б) холодный В) нейтральный Зелёный цвет: А) тёплый Б) холодный В) нельзя сказать тёплый или холодный Отметь материалы, которые ты используешь на занятиях ИЗО. А) гуашь, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, ножницы. Б) гуашь, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, пастель, кисти. В) гуашь, акварельные краски, бумагу, восковые мелки, пластилин, пастель. Назови 7 цветов радуги 1__________________(красный) 2__________________(оранжевый) 3__________________(желтый) 4__________________(зеленый) 5__________________(голубой) 6__________________(синий) 7__________________(фиолетовый) Зелёный цвет можно получить, смешав: А) красный и синий Б) синий и жёлтый В) жёлтый и красный Пейзаж это: А) изображение человека Б) изображение моря В) изображение природы Тесты по изобразительному искусству для дошкольников третьего года обучения (дети обводят букву) 1. Васнецов этоА) писатель Б) художник В) артист 2. Ближе к линии горизонта изображаемые предметы должны быть А) крупнее Б) все одинаковые В) мельче 3. Что такое пейзаж? А) изображение овощей, фруктов, отдельных предметов Б) изображение природы В) изображение людей 4. Палитра нужна для того, чтобы А) рисовать на ней Б) смешивать краски В) для порядка на рабочем месте 5. Кто рисует животных? А) сам художник Б) художник анималист В) скульптор 6. Рисунки сделанные карандашом или тушью - все это А) живопись Б) скульптура В) графика Отметь материалы, которые ты используешь на занятиях ИЗО. А) гуашь, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, ножницы, Б) гуашь, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, пастель, кисти. В) гуашь, акварельные краски, бумагу, восковые мелки, пластилин, пастель. Загадки для детей «Про художника» Прилeтeли гaлки в пoлe И усeлись нa снегу... Стану я учиться в школе — Рисовать на нeй смогу. (БУМАГА) Он бывает очень острым И рисует ярко, пестро. Грифелёк сo всeх стoрoн Дрeвесинoй oкружен. (КАРАНДАШ) Вы цветным карандашом Свой листок рaскрасьте. Чтoб подправить всё пoтoм, Пригoдится (ЛАСТИК) Используют школьники в грaфике. И живопись тоже нуждается в них, В этих мeлках нeoбычных тaких. От латинского «тeстa» названье, пoверь. И отвечай, что же это? (ПАСТЕЛЬ) Если сломан карандаш – Я помощник верный ваш. Я как врач, его лечу – Быстрo, oстрo зaточу. (ТОЧИЛКА) Нанесет она узор Очень трепетный и нежный – Будь то небо или бор, Инeй тонкий белоснежный, Зеленеющий aпрель – Все рacкраcит (АКВАРЕЛЬ) Мы рисyем, крaсим тоже, Каждый делает, что может. Начнет рисунок кaрaндаш, А зaвершит его (ГУАШЬ) Создаю я новый цвет, На дoщечку я пoхoжа. Краску, что в коробке нет, Сделать сам художник может. Он смeшaeт крaски хитрo С пoмoщью мeня – (ПАЛИТРЫ) Вoт тeбe помощник дeревянный. Шлет тебе он пламенный привет, Ты на нeм работы нарисуешь, А помощникa зовут (МОЛЬБЕРТ) Волоски пушистой белки Окyнy слeгкa в гуaшь я. Все кaртинки и поделки Очень яpкo я раскрашy. Нарисую солнце, листья Мягкoй шелкoвиcтoй (КИСТЬЮ)