Академия детского творчества

Содержание
1 Коплекс основных характеристик программы. ........................................ 3
1.1 Пояснительная записка ............................................................................. 3
1.2 Цель и задачи программы ........................................................................ 5
1.3 Содержание программы ........................................................................... 6
1.4 Планируемые результаты ....................................................................... 14
2 Коплекс организационно-педагогических условий. .............................. 15
2.1 Условия реализации программы .......................................................... 15
2.2 Формы аттестации................................................................................... 16
2.3 Оценочные материалы ............................................................................ 18
2.4 Методические материалы....................................................................... 20
3 Список литературы. ................................................................................... 27
4 Приложения ................................................................................................ 29

1 Комплекс основных характеристик программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изобразительная деятельность неотъемлемо связанна с образным познанием
детей окружающей действительности и как всякая познавательная деятельность
имеет большое значение для их умственного развития. Как интересный,
увлекательный вид продуктивной деятельности, рисование позволяют ребенку
получить быстрый и яркий художественный образ, выразить свое отношение к нему.
Обучение проходит от простого к сложному. Последовательно развиваются навыки,
умения, внимание, усидчивость, умение самостоятельно работать.
Программа разработана с учётом следующих нормативных документов:
•
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
•
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»);
•
Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в
Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019 № 645рп;
•
Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным (дополнительным
общеразвивающим) программам детям в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, на территории Хабаровского края приказ
министерства образования и науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2;
•
Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в
Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей
(Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского
края)» № 383 П от 26.09.2019 г.);
•
Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ.
Предлагаемая программа имеет художественную направленность.
Программа направлена на развитие творческих способностей детей, обучение
различным техникам рисования; формирование у них эстетического вкуса, чувства
гармонии, знакомит с народным творчеством.
Актуальность программы.
Сегодня, когда во многих дошкольных
образовательных учреждениях на занятия по изобразительному и декоративноприкладному творчеству отводится ограниченное количество времени, его развитие
через систему дополнительного образования становится особенно актуальнным.
Способность к творчеству- отличительная черта человека. Ученые пришли к выводу,
что начинать развивать творческие способности ребенка необходимо еще в

дошкольном возрасте. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет
разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и
первые проявления творчества. Именно дошкольный возраст является яркой,
неповторимой порой в жизни каждого человека, когда устанавливается связь ребенка
с ведущими факторами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям. Развивается
любознательность, формируется интерес к творчеству.
Отличительная
особенность данной программы. Данная программа
является модифицированной, разработана на основе программ декоративноприкладного профиля педагога Кашкаревой М.В. "Я познаю свой мир" и педагога
Тарабриной О.Г. "Юный художник". При создании программы использованы
материалы из опыта работы детских объединений и программы декоративноприкладного профиля педагогов различных УДОД (см. Список литературы) [6,10],
специальной литературы по прикладному творчеству и личного опыта работы.
Содержание данной программы разнообразно по видам деятельности и
удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных
желаний и возможностей.
Отличительной чертой является развитие творческих и коммуникативных
способностей детей дошкольного возраста на основе их собственной творческой
деятельности. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он
способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен
принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой
взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Тематика
занятий строится с учетом интересов детей. В ходе усвоения детьми содержания
программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень
самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет
индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна
сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При
этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность
предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и
создавать.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности, активизирует внимание детей, формирует опыт творческого
общения. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение
сопоставлять и анализировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в
совокупности и составляет творческие способности. Периодическая организация
выставок и участие в творческих конкурсах дают детям возможность заново увидеть
и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Адресат программы. Возрастной состав учащихся от 5 до 7 лет.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Уровень программы «стартовый».
Начать обучение по программе можно в любом возрасте, и в 5 и в 6 лет. Дети приходят
в объединение без специального отбора и подготовки. Главное, чтобы у ребенка был
интерес и желание заниматься декоративно-прикладным творчеством.
Приём в детское объединение осуществляется на добровольной основе, по
желанию и интересу учащихся и их родителей.
Форма обучения - очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2). Учебные группы
формируются по возрасту детей: группа 4-5, 5-6 и 6-7лет Формируются без
предварительного отбора. Форма организации занятий - групповая. Состав группы

постоянный.
Объем и сроки освоения программы.
Объем реализации программы 252 академических часа, 27 месяцев:

1год обучения
2год обучения
Итого

Количество
учащихся в
группе
10-15
10-12

Количество
занятий в
неделю
1
1

Количество
часов в неделю

Кол-во
недель

Количество
часов в год

1
1

36
36

36
36
72

Продолжительность одного занятия 30 минут.
Число детей одновременно находящихся в группе от 10 до 15 человек.
Цель программы - развитие у обучающихся художественно-творческих
способностей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Предметные - познакомить с несложными и нетрадиционными техниками
рисования; дать знания о многообразии художественных материалов, о приемах
работы с ними;
Личностные - способствовать формированию: уважительного отношения к
традициям и обычаям своего народа; ответственного отношения к учению;
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и
его мнению; нравственных качеств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к своим поступкам и способность к оценке действий
других учащихся.
Метапредметные
- развивать навыки активной, самостоятельной
деятельности; развивать мотивацию к художественно-творческой деятельности;
развивать внимание, образное мышление, художественный вкус, мелкую моторику
руки; развивать ответственность, трудолюбие, аккуратность; развивать умение
организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать
индивидуально и в группе.

1.3 Содержание программы

Учебный план первого года обучения
Формы аттестации \контроля
№ Название раздела
Количество часов
п/п
Всего Теория Практика
1 Рисование
2 Бумажное конструирование
3 Лепка
Итого:

12

1

11

12
12
36

1
1
3

11
11
33

Творческая работа. Выставка
работ.
Контрольная работа.
тчетная выставка.

Содержание учебного плана
Продолжительность занятия 30минут (теория 5мин, практика 25мин)
№

Раздел. Тема.

1

Вводное занятие. Радуга
красок.
Рисование. "Радуга"

2

3

Кол-во
часов
1

«Осень - чудная пора».
Дары осени. Рисование.
«Мухоморы»
Урожай.
Рисование. "Яблоки и
груша"
Аппликация "Огурцы и
помидоры в банке"
Осень в лесу.
Рисование. "Деревья
осенью"
Аппликация "Осенний
листопад"

5
1

«Путешествие в
дальневосточную тайгу»
Обитатели тайги. Рисунок
«Ежик»
Бумагопластика "Заяц"
Лепка "Ежик"

4

Звери готовятся к зиме.
Рисование. «Хозяин
тайги- медведь».

1

«Путешествие в страну
птиц»
Птицы зимой. Рисование.
«Снегири».
Лесные птицы.
Аппликация "Сова"
Лепка "Ворона"

6

2

2

3

Содержание занятий.
Иллюстрированный рассказ о материалах
и инструментах. Техника безопасности на
занятии.
Знакомство с основными цветами. Рисуем
радугу акварелью. Теплые холодные
цвета. Учимся рисовать акварелью.

Понятийный
аппарат
Цвет.
Акварель.
Цветовая
гамма. Теплые,
холодные
цвета.

Знакомство с разнообразием грибов.
Учимся рисовать гуашью.
Знакомство с разнообразием фруктов и
овощей. Учимся составлять
композицию. Виды геометрических
фигур. Учимся вырезывать по
шаблону круги-яблоки.

Гуашь.

Признаки осени. Знакомство с
разнообразием деревьев в лесу. Теплые
цвета. Учимся смешивать краски.
Правила работы с цветной бумагой.
Учимся вырезать овалы .Правила
вырезания и составления из
геометрических фигур изображений
предметов. Рванная аппликация.

Палитра.
Рванная
аппликация.

Знакомство с животными леса.
Изображения животных.
Самостоятельное добавление деталей
(яблочко, листья, солнышко и т. д.)
Поделка на цилиндре. Основные приемы
лепки: шарик, валик, капелька.
Знакомство с дальневосточной тайгой.

Бумагопластика.

Сюжетное рисование.
Рисование гуашью. Холодные цвета.
Учимся рисовать ближний и задний план.

1

Знакомство с птицами края. Рисунок
гуашью. Техника "набрызг".

2

Знакомство с лесными птицами.
Зеркальная аппликация. Учимся вырезать
круги способом последовательного
закругления четырех углов квадрата.
Лепка плоскостная.

Композиция.
Круг.
Овал.

Геометрически
е формы.
Цилиндр.
Шарик, валик,
капелька.

Ближний и
задний план.

Набрызг
Примазывание

Техника "примазывания".

4

5

6

7

8

Птицы жарких стран.
Лепка "Попугай""Павлин"
Аппликация "Попугайчик"
«Волшебница зима»

3

Зимние забавы.
Аппликация "Снеговики"
Лепка "Снеговик"
Птицы Антарктиды.
Лепка "Пигвиненок"

2

Птицы материков. Вылепливание
птички по образцу. Объемная
аппликация.

3

1

Знакомство с зимним сезоном года.
Праздник новый год, обычаи. Учимся
вырезать круги разного размера.
Птицы разных материков. Знакомство
с миром Антарктиды. Обитатели
Антарктиды. Вылепливание фигурки
пингвина.

«Мир моря»

2

Рисование. «Рыбка"

1

Знакомство с морскими обитателями.
Холодные цвета. Акварельный рисунок с
использованием мелков. Холодными
цветами рисуем акварелью волны.

Бумагопластика
"Пароход"

1

Знакомство с транспортом. Водный
транспорт. Работа с трафаретом, по
шаблону.

«Мой мир"
Домашние животные.
Рисование. «Кошка"
Аппликация "Кот"
Лепка "Собака"

8
3

Цирк.
Рисование. "Веселый
клоун"
Лепка "Клоун"
Путешествие по сказкам.
Лепка "Золотая рыбка"

2

Подарочки для мамочки.
Рисование. «Букет в вазе"
Бумагопластика "Цветок"
«Пробуждение природы»

2

Маленькие обитатели
планеты. Лепка "Улитка"

1

Чудеса природы.
Аппликация "Гусеничка"
Лепка "Гусеница и
яблоко"

2

Аппликация. Композиция
«Одуванчики».
«Калейдоскоп лета»
Летнее настроение.
Рисование. «Одуванчики"

1

1

Маленький,
средний,
большой

Водный
транспорт.
Шаблон.

Знакомство с миром домашних
питомцев. Изображение животных.
выполнение поделок в технике
"плоскостной аппликации":работа с
шаблоном. вырезание деталей.
приклеивание, декорирование готовой
работы.
Новый год. Карнавал. Учимся
рисовать человека, учитывая
пропорции – от общей формы к
деталям. Передача покоя и движения.
Знакомство со сказочными
персонажами. Лепка плоскостная.
Щипковая техника лепки.
Поздравительные открытки для
праздника своими руками. Подбор
цветосочетаний.

4

3
1

Обитатели аквариума. Учимся
вылепливать улитку из колбаски,
сворачивая её спиралькой. Спираль.
Обитатели леса. Знакомство с мелкими
животными леса. Учимся катать
шарики из пластилина, складываем
гусеничку. Учимся составлять
композицию.
Учимся вырезать круги разного
размера.
Летнее настроение. Знакомство с
техникой монотипии. Создание
отпечатков гуашью и дорисовывание

Спираль.

цветовых пятен до придуманного образа.

Животные жарких стран.
Лепка "Черепашонок"

1

Бумагопластика
"Цветочек"

1

Работа акварелью
Выбор выразительных приемов лепки
для реализации собственного замысла.
Лепка отдельных фрагментов и их
соединение. Оформление поделки.
Воспитание любви к природе, желание
передать ее красоту в своем творчестве.

Учебный план второго года обучения
Формы аттестации \контроля
№ Название раздела
Количество часов
п/п
Всего Теория Практика
1 Рисование
2 Бумажное конструирование
3 Лепка
Итого:

12

1

11

12
12
36

1
1
3

11
11
33

Творческая работа. Выставка
работ.
Контрольная работа.
тчетная выставка.

Содержание учебного плана
Продолжительность занятия 30минут (теория 5мин, практика 25мин)
№

Раздел. Тема.

1

Вводное занятие. Чем и
как рисует художник?
Рисование. "Цветиксемицветик"

2

3

Кол-во
часов
1

«Осень - чудная пора».
Натюрморт. Рисование.
"Сентябринки"

7
1

Дары осени.
Рисование.
«Подберезовики»
Урожай.
Аппликация "Яблоко"
Лепка "Овощи", "Яблоко и
половинка"
Осень в лесу.
Аппликация "Осенний
лес", "Ветка рябины с
ягодами"
«Путешествие в
дальневосточную тайгу»
Обитатели тайги.
Бумагопластика "Заяц"
Лепка "Ежик"

1

«Путешествие в страну
птиц»

3

3

2

Содержание занятий.
Иллюстрированный рассказ о материалах
и техниках используемых разными
художниками. Вводный инструктаж.
Цветовой спектр. Знакомство с цветовым
спектром в виде круга, с основными
цветами и дополнительными.

Понятийный
аппарат
Цветовой
спектр.

Дары осени. Теплые цвета. Натюрморт.
Акварель. Рисование "по мокрому" .
Рисуем акварелью с натуры осенний
натюрморт.

Теплые
цвета.
Акварель.

Осень в лесу. Знакомство с
разнообразием грибов. Рисуем грибы.
Теплые цвета. Гуашь. Свет и тень.
Урожай. Знакомство с разнообразием
фруктов и овощей. Учимся составлять
композицию. Техника "мозаика".

Гуашь

Признаки осени. Знакомство с
разнообразием деревьев в лесу.
Учимся вырезать круги и овалы.

Коипозиция

Мозаика.

2
2

Дальневосточная тайга. Знакомство с Бумагопластика.
Цилиндр.
миром лесных обитателей.
Поделка на цилиндре. Продолжаем
учиться вырезывать круги и овалы.

4

5

6

7

8

Птицы зимой.
Рисование.
«Снегири».
Домашние птицы. Лепка
"Петух"
Птицы жарких стран.
Лепка "Страус"
«Волшебница зима»

1

Знакомство с птицами края. Рисунок
гуашью. Техника "набрызг".

1

Домашние птицы.

1

Птицы материков. Закрепляем
приемы скатывания и расплющивания

Зимние забавы.
Рисование. «Веселый
снеговик"
Аппликация. Открытка с
сюрпризом "Зайчонок"
Бумагопластика. Поделка
"Снеговик"
Зимний лес.
Бумагопластика «Елочка"

3

«Мир моря»

2

Набрызг

4

1

Водный транспорт.
Рисование." Корабль"
Лепка
"Подводный мир"
«Мой мир"
Домашние животные.
Лепка "Овечка"
Натюрморт. Рисование.
"Кувшин и кружка"
Рисование.
"Узоры на посуде"

11
1

Открытка с сюрпризом
"Цыпленок в яйце"

1

Путешествие по сказкам.
Лепка "Медведь", "Кот",
"Машенька"
Бумагопластика "Золотая
рыбка"
Народные традиции.
Дымковские игрушки.
Рисование. "Барышня"
Подарочки для папочки.
Аппликация "Парусник"
Рисование. Автопортрет.

4

«Весна пришла!»

1

1
1

1
1

1

1
1

Цветочное настроение.
Рисование. «Тюльпаны"

1

«Калейдоскоп лета»

5

Времена года. Рисунок гуашью.
Зимние истории. Сюжетное рисование.
Рисование в движении.
Учимся работать с картоном.
Изготовление поделки с подвижными
деталями.

Картон

Признаки зимы в природе.
Аппликация, виды аппликации.
Материалы, необходимые для работы.
Аппликация из полос.
Морской пейзаж.
Художники - моринисты.
Подводный мир. Знакомство с
обитателями морей и океанов.
Учимся вылепливать фигурки
животных.
Учимся рисовать натюрморт из двух
предметов. Тень. Полутень.
Узоры и украшения. Узоры и
орнаменты. Учимся составлять узоры
в полосе, квадрате, круге.
Поздравительные открытки для
праздника своими руками.
Особенности выполнения объемной
аппликации. Разновидности клеев,
используемых для склеивания бумаги.
Знакомство со сказочными
персонажами. Лепка плоскостная.
Звери готовятся к зиме. Учимся
вылепливать фигурки животных.
Знакомство с народными традициями.
История возникновения дымковской
игрушки. Рисование по образцу.
Поздравительные открытки для
праздника своими руками.
Автопортрет. Знакомимся с
пропорциями лица.
Весеннее настроение. Знакомство с
техникой монотипии. Создание
отпечатков гуашью и дорисовывание
цветовых пятен до придуманного образа.

Тень.
Полутень.
Узор.

Дымковская
игрушка.

Автопортрет

Летнее настроение.
Рисование. «Цветы в
лейке"
Аппликация
"Одуванчики"
Пластилинография
«Арбузная долька»
Животные жарких стран.
Лепка "Слон", "Бегемот"
Бумагопластика "Астра"

2

Рисуем летнее настроение. Тёплые цвета.
В колорите картины должны преобладать
тёплые цвета.
Работа акварелью. Многослойная
аппликация. Бахрома.

Учимся рисовать арбузную дольку в
технике пластилинографии.
2
1

Учимся вылепливать фигурки
животных.
Учимся использовать знания и
представления об особенностях
внешнего вида цветка; виды бумаги и
картона.

Метапредметные
обучающиеся
научатся:

Личностные
У обучающихся будут
сформировано

Предметные
учащиеся будут знать/уметь:

1.4 Планируемые результаты.
В результате обучения, учащиеся получают следующие основные знания и умения
1год обучения
Технологию работы в разных техниках
декоративного творчества (изо, лепка.
аппликация);
название, назначение, инструментов и
материалов;
работать различными инструментами и
материалами;
выполнять поделки по образцу;
основные этапы выполнения работы;
правила техники безопасности;
правила организации рабочего места.
Положительное отношение к учению;
умение слушать и вести диалог; умение
анализировать свою деятельность;
умение оценивать свои поступки и действия
других.

2год обучения
Технологичность изготовления работ в
различных техниках: традиционных и
нетрадиционных; специальную
терминалогию; основы цветоведения;
различать такие жанры, как натюрморт,
пейзаж, портрет;
технологию составления композиции;
самостоятельно подбирать материал и
способы выполнения изделий;
самостоятельно изготавливать
индивидуальную композицию на заданную
тему.

Уважительное отношение к традициям и
обычаям своего народа; ответственное
отношение к учению; осознанное,
уважительное и доброжелательное
отношения к другому человеку и его
мнению; осознанное и ответственное
отношение к своим поступкам и
способность к оценке действий других
учащихся, умение вести диалог с учителем и
одногруппниками;
умение высказывать свою точку зрения.

Ответственно относиться к своей работе;
работать индивидуально и в паре;
планировать свою работу;
осуществлять контроль своей деятельности в
процессе работы;

Работать по самостоятельно
разработанному плану;
адекватно оценивать свои
достижения и результаты работы;
организовывать учебное
сотрудничество с учителем и
сверстниками, работать
индивидуально и в группе,
презентовать результаты своего
труда.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график.
Примерный годовой календарный учебный график
в соответствии с примерным годовым учебным графиком МОУ ДО ДТДиМ.
на 2021-22 уч.год
Учебные
занятия
I четверть
начал
ои
конец

Кани
кулы

01.09- 25.1024.10 31.10

Учебные
занятия
II четверть
начал
ои
конец

Кани
кулы

01.11- 27.1226.12 09.01

Учебные
занятия
III четверть
начал
ои
конец

Кани
кулы

10.01- 28.0327.03 03.04

Учебные
занятия
IV четверть
начал
ои
конец

Каник
улы

04.03- 01.0631.05 31.08

2.1Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для занятий необходимо просторное, хорошо освещенное помещение, с
размещением рабочих столов от направления дневного света, с системой общего
освещения, оборудованное мебелью (парты, стулья, шкафы), отвечающее
требованиям СанПиНа 2.4.4.3172-14. Организация внутреннего пространства
кабинета должна соответствовать характеру работ проводимых в кабинете и
соответствовать принципу целесообразности. Желательно, чтобы мебель свободно
переставлялась (при смене вида деятельности на занятиях) внутри кабинета.
Соблюдение теплового режима и требований пожарной безопасности.
Материалы, инструменты, приспособления
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и
приспособления: бумага чертежно-рисовальная, гофрированная, цветная, картон,
салфетки, ножницы, кисточки, карандаши простые и цветные, гуашь,
краски акварельные, палитры, фломастеры, мелки восковые.
Информационное обеспечение
В кабинете желательно наличие магнитной доски, компьютера с выходом в
INTERNET, доступ к справочным поисковым системам INTERNET проектора для
мультимедийных презентаций, экрана, принтера, сканера.
Кадровое обеспечение программы: педагог дополнительного образования по
профилю декоративно-прикладное творчество.
2.2 Формы аттестации и контроля
В соответствии с Уставом ДТДиМ оценка качества освоения программы и
индивидуальной динамики обучающегося предусмотрены следующие формы
диагностики, контроля и аттестации:
- Входная диагностика (сентябрь) – анализ данных об уровне готовности
обучающихся к освоению программы, их интересах, потребностях и возможностях.
Проводится в форме анкетирования, беседы, беседы с родителями.
- Промежуточная аттестация (декабрь, май) проводится с учётом данных текущего
контроля. Текущий контроль осуществляется педагогом методом наблюдения на

занятиях, после изучения разделов в целом (тестирование, практическая работа).
Результаты фиксируются в диагностических картах.
- Итоговый – проводится по окончанию обучения по программе в форме выставки,
творческого отчёта, контрольного урока.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- определение уровня развития детей, их творческих способностей;
- наблюдение;
- опрос;
- готовые работы;
- определение степени усвоения учебного материала;
- составление альбома лучших работ;
- определение изменения уровня развития, их творческих способностей,
определение результатов обучения;
- аналитическая справка;
- творческий отчет руководителя на педсовете.
Формы предоставления результатов:
- выставки детских работ;
- участие в конкурсах художественно - эстетической направленности;
- презентация детских работ родителям.
Форма
мониторинга
Входная
диагностика
Промежуточ
ная
аттестация
Итоговая
аттестация

Методы диагностики
Анкетирование, беседа, интервьюирование
родителей
Тестирование, игровые задания,
наблюдение; анкетирование родителей;

Тестирование, наблюдение; анализ
творческих работ детей; анкетирование
родителей

Участники/ параметры

Дети, родители

Знания по предмету
Умения и навыки
по предмету

Формы сбора информации

Средства мониторинга

Анкеты для родителей
Психологические, практические
тесты, практические тесты ,
Оценочные карты, Анкеты для
родителей
Психологические, практические
тесты. Оценочные карты. Анкеты
для родителей

Формы фиксации и
хранения
информации

Анкетирование родителей. Беседа с Аналитические справки
детьми и родителями
Знания, умения, компетенции.
Викторина
Тестовые задания
Просмотр работ
Мониторинговая карта
Выставки

Сформированные
компетенции

Творческий отчет
Презентации готовых продуктов.
Педагогическое наблюдение

Контроль и оценивание формирования личностных качеств учащихся
Воспитательные
и развивающие
задачи
Формирование
адекватного
отношения к миру и
самому себе.

Фиксация
Качества,
Формы
результатов
которые
и методы
формируются
отслеживания
Умение учащегося
Тестирование,
Личная карточка
делать правильный
психологическое
выбор, анализировать сопровождение,
как свои работы и
анализ выполненных
работы других.
работ.
Формирование
Художественный вкус, Выставки, экскурсии, Портфолио
интереса к творчеству. творческое восприятие практические работы.
мира.
Личная карточка.
Формирование
Качественный рост
Беседы,
эстетического вкуса. эстетического
педагогическое
представления
наблюдение.
учащихся.
Развитие волевых
Трудолюбие,
Практические
Личная карточка
качеств.
целеустремленность, работы,
умение доводить
тестирование.
дело до конца.
Портфолио
Формирование
Коммуникативные
Определение уровня
коллектива.
навыки.
развития
коллектива.

2.3

Оценочные материалы
Мониторинг УУД:
Универсальные учебные действия формируются только в процессе образовательной
деятельности. Для диагностики применяются методы:
•
тестирование (тест Торренса);
•
педагогический анализ проявления УУД детьми себя на занятии;
При этом используются такие средства мониторинга как:
•
анкеты для родителей и детей;
•
психологические тесты;
•
практические тесты;
•
компетентностные задания;
•
оценочные карты (критерии оценки работ, материалы для проведения опроса
по теме).
В основе педагогической диагностики лежат методические рекомендации
Н. Н. Леоновой.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются
исключительно для решения следующих задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы
проводится без прекращения образовательного процесса.

Критерии
Низкий (1 балл):
- интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен;
- эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении
взрослого;
- ребенок видит общие признаки предметов, их характерные особенности;
- основным свойством при узнавании является форма, а затем уже цвет;
- знает изобразительные инструменты и материалы, но не хватает умения
пользоваться ими;
- не достаточно освоены технические навыки и умения.
Средний балл:
- у ребенка есть интерес к восприятию эстетического в окружении;
- знает способы изображения некоторых предметов и явлений;
- правильно пользуется материалами и инструментами;
- владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью
взрослого;
- проявляет интерес к освоению новых техник;
- проявляет самостоятельность.
Высокий балл:
- ребенок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета,
некоторые его оттенки;
- быстро усваивает приемы работы в новых нетрадиционных техниках;
- владеет основными техническими навыками рисования;
- может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат,
пользуясь нетрадиционной техникой.
Задания можно выполнять как индивидуально, так и в составе группы.
Максимальный балл равен 3, что соответствует высокому уровню, 2 балла – средний
уровень, 1 балл – низкий уровень.
Полученные по каждому из названных критериев баллы суммируются.
На основе суммарного балла определяется уровень знаний дошкольников в
соответствии со следующей градацией:
- высокий уровень – 30-37 баллов;
- средний уровень - 22-33 балла;
- низкий уровень – 14-21 балл.
Начало учебного года
Таблица 3
Уровни
Количество детей
Показатели в %

Высокий

Средний

Конец учебного года

Низкий

Таблица 4
Уровни
Количество детей
Показатели в %

Высокий

Средний

Низкий

Анализ
2.4 Методическое обеспечение
Методы, которые лежат в основе способа организации занятия.
- Словесные методы обучения: (рассказ, объяснение, беседа).
- Наглядные
методы
обучения:(просмотр
литературы,
эскизов,
технологических карт, образцов работ, показ видеоматериалов, иллюстраций,
показ исполнения педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.).
- Практические методы обучения:(работа по образцу, творческие задания,
практические работы и др.).
- Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры, творческие
конкурсы, экскурсии, итоговые мероприятия).

-

-

Характерными методами освоения программы для каждого возраста
являются:
Для детей 4-5лет: объяснительно-иллюстративные методы обучения. При
использовании такого метода обучения дети воспринимают и усваивают
готовую информацию.
Для детей 5-6лет: репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся
воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Для детей 6-7лет: частично-поисковые методы обучения. Участие детей в
коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Исследовательские методы обучения: овладение детьми методами научного
познания, самостоятельной творческой работы.
Формы организации деятельности:
-Групповая;
-Индивидуальная;
-Мелко - групповая;
Методика организации теоретических и практических занятий
На занятиях учащиеся знакомятся с различными материалами прикладного
творчества и техниками. Освоение материала происходит в основном в
процессе практической деятельности.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное
повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.
Используются следующие дидактические материалы:
-наглядные пособия;
-фотографии;
-дидактические карточки;
Для реализации программы используются следующие формы занятий:

• Беседа –педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных
техниках
с
различными
материалами
(обучающиеся
получают
преимущественно теоретические знания).
• Тематическое занятие – детям предлагается работать над реализацией поделки
к заданной теме.
• Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную
свободу в выборе материалов и использовании различных техник. Подобные
занятия пробуждают фантазию ребёнка.
• Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения
темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна
помощь педагога.
• Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме
для стимулирования творчества детей.
• Занятие-викторина – работа индивидуально, в группах.
• Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим
обсуждением.
• Коллективное занятие – выполнение групповых работ (панно, поделки,
коллаж).
• Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный
год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ,
их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Педагогические технологии.
Использование различных педагогических технологий обоснованно, с учетом целей и задач обучения,
воспитания и развития используемой образовательной программы выбраны конкретные современные
образовательные технологии.
Наименование
технологии

Обоснование выбора

Владение технологией

Диагностика
результативности

Технология
личностноориентированно
го подхода

Создание условий для
проявления познавательной
активности учащихся

индивидуальные
карточки учащихся

Технология
дифференцирова
нного обучения.

У педагога появляется
возможность помогать
учащимся, отстающим в
усвоении материала.
Сильные учащиеся
утверждаются в своих
способностях, отстающие
получают возможность
испытывать учебный успех,
повышается уровень
мотивации ученья.
Учебный предмет
позволяет выявить и
развить задатки и
способности каждого
ребёнка, в то же время даёт
ему возможность выбора,
поиска и проявления своей
индивидуальности.
Создание в учебной
деятельности проблемных
ситуаций и организация
активной самостоятельной
деятельности учащихся
по их разрешению, в
результате чего происходит
творческое овладение
знаниями, умениями,
навыками, развиваются
мыслительные
способности.

Задания разного
уровня сложности к
занятиям

-Анкета
«Познавательная
активность
учащихся»
-Личностный рост
(методика Д. В.
Григорьева, И. В.
Кулешова, П. В.
Степанова),
-Анкета «Зеркало»
-Выполнение
разноуровневых
заданий

Творческие задания
различной
направленности
(сочинить
стихотворение,
сказку и др.)

-Выставки
творческих работ
учащихся,
-Ситуация выбора
(методика Л. В.
Байбородовой)

Проблемные задания

Расширение кругозора,
развитие познавательной
деятельности,
формирование
определенных умений и

Игры в
образовательном
процессе.

-Методика
«Недописанная
сказка»,
-Диагностика уровня
творческой
активности
учащихся (методика
М. И. Рожкова, Ю.
С. Тюнникова,
Б. С. Алишева, Л. А.
Воловича),
-Успешное
выполнение
творческих
заданийучащимися
-Анкета «Интересы
и досуг» (устно)

Культуровоспи
-тывающая
технология
дифференциро
ванного
обучения по
интересам
Технология
проблемного
обучения

Технология
использования
в обучении
игровых
методов

Технология
обучения в
сотрудничеств
е (командная,
групповая
работа)

Технология
проектных
методов
обучения

навыков, необходимых в
практической деятельности,
развитие общеучебных
умений и навыков.
Совместная развивающая
деятельность взрослых и
детей. Индивидуальный
подход к ребенку, учёт его
возможностей,
психологических
особенностей.

Возможность развивать
индивидуальные
творческие способности
учащихся.

Здоровьесберег Усиление
ающие
здоровьесберегающего
технологии
аспекта

Технология
инновационно
й оценки
«портфолио»

Формирование
персонифицированного
учета достижений
учащихся как инструмента
педагогической поддержки
социального
самоопределения,
определения
индивидуального маршрута
обучения.
Информационн Создание информационной
ообстановки,
коммуникацио стимулирующей интерес и
нная
пытливость ребенка,
технология
усиление мотивации
обучения
Технология
Развитие образного
коллективной
мышления,
творческой
коммуникативных навыков,
деятельности
умения работать в команде.

мини-тренинги,
упражнения,
способствующие
бесконфликтному
поведению на
занятиях

опыт «социальных
практик»

Создание на
учебных занятиях,
воспитательных
мероприятиях
условий для
укрепления
физического и
психического
здоровья учащихся
Портфолио
учащихся

упражнения для
использования на
занятиях цифровых
и электронных
образовательных
ресурсов
групповое участие в
конкурсах,
выставках, мастерклассах

-Анкета
«Определение
уровня
комфортности в
коллективе»,
-Выявление
коммуникативных
склонностей
учащихся
(методика
составлена на основе
материалов пособия
Р. В. Овчаровой
«Справочная книга
школьного
психолога»)
- Самостоятельное
успешное
выполнение
учащимися проектов
-Диагностика уровня
творческой
активности
учащихся
-Состояние
физического и
психического
здоровья учащихся

-Портфолио
учащихся

-Анкета «Интересы
и досуг»,
- Анкета
«Познавательная
активность
учащихся»
-Наши отношения
(методика составлена
по книге: Л. М.
Фридман и др.

Развитие самоуправления в
объединении.

«Изучение личности
учащегося и
ученических
коллективов»),
-Определение уровня
развития
самоуправления в
коллективе
(методика М. И.
Рожкова)
-Выявление
коммуникативных
склонностей
учащихся,
-Диагностика уровня
творческой
активности учащихся

Алгоритм учебного занятия.
Занятие состоит из теоретической и практической частей. Причем, большее
количество времени занимает практическая часть.
Организационная часть.
- Психологический настрой учащихся на занятие.
- Проверка присутствующих учащихся.
Вводная часть.
- Сообщение темы занятия.
- Постановка цели, выделение дидактических задач занятия.
Теоретическая часть.
- Изложение нового материала или повторение основ пройденного
материала.
Практическая часть.
- Самостоятельная работа.
- Первый целевой обход (выяснение все ли приступили к работе,
проверка техники безопасности, организации рабочего места).
- Второй целевой обход (оказание индивидуальной помощи
учащимся).
- Третий целевой обход (анализ работы учащихся).
Заключительная часть.
- Подведение итогов занятия.
- Уборка рабочих мест.

Литература для педагога
2.7 Список литературы
1. Аверьянова А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду” –
М.: Мозаика Синтез, 2001.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., “Игрушки из бумаги” – Спб.:
Регата, 2000.
3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. “Конспекты занятий в старшей группе
детского сада. ИЗО” – Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2004.
4. Давыдова Г.Н. “Детский дизайн. Пластилинография”. М.:Скрипторий,
2006.
5. Казакова Р.Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста.
Нетрадиционные техники” – М.: ТЦ Сфера, 2004.
6. Кашкарева М.В. программа "Я познаю свой мир"
7. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. “Аппликация в детском саду”
- Ярославль: Академия развития, 2000.
8. Петрова И.М. “Объёмная аппликация” – Спб.: Детство-пресс, 2002.
9. Рябко Н.Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников.
Бумажная пластика” – М.: Педобщество России.
10. Тарабрина О.Г. программа "Юный художник"
11. Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском
саду” – М.:Владос, 2002, (старшая группа), (подготовительная группа).
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ.

1. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991.
2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.
3. Расписные изделия мастеров Урала. - М., 1983.
4. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.
5. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям»
М., 2003
6. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.

приложения
Тесты по изобразительному искусству для дошкольников

первого года обучения
(дети обводят букву)
Цель: выявить теоретические знания и практические умения учащихся в соответствии с программными
требованиями.
Цвета бывают:
А) тёплые
Б) сырые
В) прохладные
Жёлтый цветА) тёплый
Б) холодный
В) нейтральный
Зелёный цвет:
А) тёплый
Б) холодный
В) нельзя сказать тёплый или холодный
Отметь материалы, которые ты используешь на занятиях ИЗО.
А) гуашь, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, ножницы.
Б) гуашь, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, пастель, кисти.
В) гуашь, акварельные краски, бумагу, восковые мелки, пластилин, пастель.
Назови 7 цветов радуги
1__________________(красный)
2__________________(оранжевый)
3__________________(желтый)
4__________________(зеленый)
5__________________(голубой)
6__________________(синий)
7__________________(фиолетовый)
Зелёный цвет можно получить, смешав:
А) красный и синий
Б) синий и жёлтый
В) жёлтый и красный
Пейзаж это:
А) изображение человека
Б) изображение моря
В) изображение природы

Тесты по изобразительному искусству для дошкольников
второго года обучения
(дети обводят букву)

1. Васнецов этоА) писатель
Б) художник
В) артист
2. Ближе к линии горизонта изображаемые предметы должны быть
А) крупнее
Б) все одинаковые
В) мельче
3. Что такое пейзаж?
А) изображение овощей, фруктов, отдельных предметов
Б) изображение природы
В) изображение людей
4. Палитра нужна для того, чтобы
А) рисовать на ней
Б) смешивать краски
В) для порядка на рабочем месте
5. Кто рисует животных?
А) сам художник
Б) художник анималист
В) скульптор
6. Рисунки сделанные карандашом или тушью - все это
А) живопись
Б) скульптура
В) графика
Отметь материалы, которые ты используешь на занятиях ИЗО.
А) гуашь, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, ножницы,
Б) гуашь, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, пастель, кисти.
В) гуашь, акварельные краски, бумагу, восковые мелки, пластилин, пастель.

Загадки для детей «Про художника»
Прилeтeли гaлки в пoлe
И усeлись нa снегу...
Стану я учиться в школе —
Рисовать на нeй смогу. (БУМАГА)
Он бывает очень острым
И рисует ярко, пестро.
Грифелёк сo всeх стoрoн
Дрeвесинoй oкружен. (КАРАНДАШ)
Вы цветным карандашом
Свой листок рaскрасьте.
Чтoб подправить всё пoтoм,
Пригoдится (ЛАСТИК)
Используют школьники в грaфике.

И живопись тоже нуждается в них,
В этих мeлках нeoбычных тaких.
От латинского «тeстa» названье, пoверь.
И отвечай, что же это? (ПАСТЕЛЬ)
Если сломан карандаш –
Я помощник верный ваш.
Я как врач, его лечу –
Быстрo, oстрo зaточу. (ТОЧИЛКА)
Нанесет она узор
Очень трепетный и нежный –
Будь то небо или бор,
Инeй тонкий белоснежный,
Зеленеющий aпрель –
Все рacкраcит (АКВАРЕЛЬ)
Мы рисyем, крaсим тоже,
Каждый делает, что может.
Начнет рисунок кaрaндаш,
А зaвершит его (ГУАШЬ)
Создаю я новый цвет,
На дoщечку я пoхoжа.
Краску, что в коробке нет,
Сделать сам художник может.
Он смeшaeт крaски хитрo
С пoмoщью мeня – (ПАЛИТРЫ)
Вoт тeбe помощник дeревянный.
Шлет тебе он пламенный привет,
Ты на нeм работы нарисуешь,
А помощникa зовут (МОЛЬБЕРТ)
Волоски пушистой белки
Окyнy слeгкa в гуaшь я.
Все кaртинки и поделки
Очень яpкo я раскрашy.
Нарисую солнце, листья
Мягкoй шелкoвиcтoй (КИСТЬЮ)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».