Пояснительная записка Программа разработана с учётом следующих нормативных документов: • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 РФ». г. (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р). • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими дополнительных рекомендациями общеразвивающих по проектированию программ (включая разноуровневыепрограммы)»); • Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019 № 645-рп; • Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (дополнительным общеразвивающим) программам детям в организациях, осуществляющих образовательную 2 деятельность, на территории Хабаровского края приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2; • Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» № 383 П от 26.09.2019 г.); • Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ. Направленность программы: социально-гуманитарная. Тип программы – одноуровневая, базовый уровень. Актуальность программы: Во время учебного года далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный досуг. Зачастую дети большую часть времени предоставлены сами себе. Поэтому в помощь детям и родителям создана группа «Академия развития» для социализации, индивидуальной коррекции и разностороннего развития ребёнка. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат группы продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого. Отличительные особенности программы: Отличительной особенностью данной программы является то, что с помощью данной программы формируется воспитывающая образовательная среда, что позволяет оказывать действенную помощь семье и детям. В структуру программы входит 2 образовательных блока: 3 Первый блок: самоподготовка(развитие умственных способностей учащихся, формирование обще - учебных навыков и умений, потребности самостоятельного добывания знаний) Второй блок: тематический (развитие познавательных процессов, логического мышления, внимания, сообразительности) Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Занятия по разделам повторяются через 2 недели. Адресат программы: Программа рассчитана на 2 года обучения и реализуется в объеме 432 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Форма обучения - очная. Особенности организации образовательного процесса: Программа реализуется в центре раннего эстетического развития «Солнышко». Обучение проходит в форме групповых занятий с учащимися одного возраста; состав группы – постоянный. В группах 10 – 15 человек. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: период 1 год 2 год продолжительность кол-во кол-во кол-во занятия занятий в часов в недель неделю неделю 2 часа 3 6 36 2 часа Итого по программе Цель программы: кол-во часов в год 216 3 6 36 216 3 6 36 432 воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины, гармоничное развитие личности учащегося с учетом 4 возрастных особенностей младшего школьника, интеллекта и интересов каждого ребенка. Задачи программы: Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Формирование умения самостоятельно выполнять домашнее задание; Укрепление здоровья и развитие навыков личной гигиены; Формирование сознательного отношения к результатам своего труда, умение делать выбор; Развитие основных нравственных качеств личности. Метапредметные: Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; Самостоятельно формулировать цели занятий после предварительного обсуждения Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 5 Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Предметные задачи: Воспитывать патриотическое отношение к стране, учить называть свой домашний адрес; Участие в конкурсах рисунков, поделок; в беседах о дружбе, профессиях; Развивать чувство гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры; Формировать умение различать знаки дорожного движения, быть осторожным на улице; Готовить подарки для кого-то, украшать класс к празднику; Выполнять различные поделки; Формировать убеждение в важности и красоте физической культуры; Воспитывать бережное отношение к своей семье. 6 Учебный план 1 класс № п/п Наименование разделов (тем) Кол-во часов Формы контроля Всего теория практика 1 Вводное занятие 2 2 Рассказ о себе. Игра 2 Литературная гостиная 22 5 17 Практическая работа. Игра Викторина 3 Я и мое здоровье 21 4 17 Практическая работа. Тест 4 Школа вежливости 21 5 16 Практическая работа. Игра 5 Экологическая азбука 21 9 12 Практическая работа. Игра 6 Познай себя 21 1 20 Практическая работа. Конкурс рисунков 7 Самоподготовка 108 108 Выполнение и проверка домашнего задания ИТОГО 216 Содержание учебного плана 1 класс Тема 1«Вводное, организационное занятие. Теория: Знакомство детей друг с другом и с учителем. Организационные вопросы. Установка на положительную мотивацию. Правила поведения на уроке. Практика: Выполнение интеллектуальных заданий. Дидактические игры. Тема 2Литературная гостиная. Здравствуй, книга. Теория: Учебная книга, элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Правила пользования книгой, домашняя 7 библиотека, классная библиотека, школьная библиотека, правила поведения в библиотеке. Тема 3 «Книги о Родине и родной природе» Теория: Книги о Родине и родной природе детских писателей (книгапроизведение и книга-сборник).Структура книги, справочный аппарат книги. Практика: Подготовка и участие в конкурсе стихов. Тема 4 «Мои любимые книги» Теория:Расширять кругозор, пополнять словарный запас. Воспитывать бережное отношение к книге. Развивать сценические способности детей. «Откуда пришла книга?» Практика:Отгадывание загадок. Игра «Угадайка», «Корзина с потерянными вещами», «Юмористические блицвопросы» Тема 5«Литературная гостиная. Писатели детям» Теория: Детские книги с рассказами современных писателей (С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.), выставка книг детских писателей, слушание и рассматривание одной из детских книг. Практика: Оформление выставки книг. Тема 6«Литературная гостиная. Народная мудрость» Теория: Книги-сборники пословиц. Практика: Игра «Объясни пословицу». Тема 7 «Литературная гостиная. Ни окошек, ни дверей» Теория:Развивать умение отгадывать загадки различной тематики. Практика:Книжки-самоделки «Загадки для моих друзей» Тема 8 «В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья»» Теория:Познакомить с произведением. Практика:Чтение и рассматривание книги. Придумывание своего названия сказки. Пересказ сказки парами. Тема 9 «Литературная гостиная. Народная мудрость. Книги-сборники» 8 Теория: Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Практика: Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Тема 10«Литературная гостиная. Книги-сборники о животных» Теория:Развивать интерес к окружающему миру, воображение, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к животным. Практика: Творческая работа - сочинение рассказа «Мой маленький друг». Тема 11 «Литературная гостиная. Писатели детям» Теория: Знакомство с произведениями М. Пляцковского, С. Георгиева, М. Дружининой, С. Степанова. Практика: Инсценирование картин-эпизодов из книги М. Пляцковского, С. Георгиева, М. Дружининой, С. Степанова на выбор. Тема 12 «Литературная гостиная.Книги-сборники стихотворений для детей А. Барто» Теория: Чтение стихотворений А.Барто. Практика: Литературная игра «Послушай и назови». Тема 13 «Литературная гостиная. По страницам книг В.Сутеева» Теория: Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В. Сутеев — автор и художник-оформитель. Практика: Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Тема 14Итоговое занятие.Литературная игра «Слабое звено» Теория:Развивать внимание, сообразительность. Воспитание стремления к постоянному совершенствованию своих знаний. Практика:Игра по прочитанным книгам. Тема 15 «Я и мое здоровье» Режим дня школьника Теория: Знакомство с режимом дня школьника, важность его соблюдения. Практика: Составление режима дня. Работа с пословицами. Тема 16«Я и мое здоровье. Личная гигиена» Теория: Просмотр видеоролика «В гостях у Мойдодыра» 9 Практика: Обсуждение правил личной гигиены. Игра «Знаешь ли ты?», «Можно-нельзя» Тема 17«Я и мое здоровье. Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» Теория: Беседа о пользе зарядки и необходимости ее выполнения каждый день. Практика: Выполнение различных комплексов упражнений на уроке под музыку. Физминутка «На зарядку», «Дружно маме помогаем», «Раз-два» Тема 18«Я и мое здоровье. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты!» Теория: Беседа с презентацией «Витаминные продукты». Практика: Проведение с детьми викторины «Лукошко здоровья». Отгадывание загадок. Тест полезные и вредные продукты. Рисование любимых фруктов и овощей. Игра «Найди такой же», «Четвертый лишний», «Морской бой», «Пословицы заблудились», «Ребусы» Тема 19«Я и мое здоровье. Пирамида правильного питания» Теория:Белки, жиры, углеводы. Практика: Мини-проект «Пирамида правильного питания». Составление меню из полезных продуктов Тема 20«Правила закаливания организма» Теория:Роль закаливающих процедур в формировании здорового образа жизни. Правила соблюдения личной гигиены во время физических нагрузок. Практика:Вопросы к детям. Отгадывание загадок. Просмотр презентации. Игра «Что лишнее» Тема 21«Подвижные игры» Теория:Роль подвижных игр в формировании здорового образа жизни. Практика:Проведение подвижных игр на свежем воздухе. Игра «Солнце, воздух и вода», «Пустое место», «Придумай свою игру» Тема 22«Дружи с водой» 10 Теория:Чтение сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр». Презентация «Советы доктора Воды» Практика:Отгадывание загадок. Заучивание стихотворения. Пословицы и поговорки о воде. Тема 23«Здоровые зубы – здоровью любы» Теория: Закрепить знания о том, что вредно и полезно для зубов. Средства гигиены полости рта, особенности их применения. Формировать потребность ежедневно заботиться о чистоте зубов. Практика:Игра «Вредно-полезно» Тема 24 «Береги глаз как алмаз» Теория:Закрепить знания о том, что глаза – важный источник информации об окружающем мире. Воспитание правильной посадки во время занятия – основа сохранения зрения. Практика:Разучивание простых упражнений для отдыха глаз. Тема 25«Лесная столовая» Теория:Лесные ягоды, орехи. Съедобные и несъедобные грибы. Способы хранения и блюда из лесных даров. Практика:Работа на листочках «Съедобные и несъедобные грибы» Тема 26Итоговое занятие «Что я знаю о себе» Теория:Определить уровень усвоения детьми материала. Практика:Викторина «Что я знаю о себе». Конкурс рисунков. Тема 27«Школа вежливости». Правила поведения на уроке и на перемене. Теория: Знакомство с правилами поведения на уроках и перемене. Практика: Игра «Да или нет» Тема 28«Школа вежливости. Правила поведения в общественных местах» Теория: Беседа о правилах поведения в общественных местах. Практика: Ролевая игра «Экскурсия в музей». Тема 29«Школа вежливости. Правила поведения в столовой.» Теория: Беседа о правилах поведения в столовой. Практика: Тест «Минутка размышлений». 11 Тема 30«Школа вежливости. Правила поведения в библиотеке» Теория: Презентация о правилах поведения в библиотеке. Практика: Ролевая игра «Мы пришли в библиотеку» Тема 31«Школа вежливости. Правила поведения в школьном дворе» Теория: Беседа о правилах поведения во дворе. Практика: Мини – проект «Правила поведения во дворе». Рисование по данной теме, составление коллажа из рисунков. Тема 32«Школа вежливости. Что такое добро и зло» Теория: Хорошие и плохие поступки. Практика: Игра «Правда наоборот». Мини-проект «Мои добрые дела» Тема 33 «Школа вежливости. Ежели вы вежливы.» Практика:Беседа о значении вежливости в жизни человека. Диагностика этики поведения, ответы на вопросы викторины «Волшебные слова». Минипроект в группах «Кому нужна вежливость» Тема 34«Школа вежливости. Ученье – свет, а не ученье – тьма» Теория: Беседа о ценности знаний в жизни человека. Практика: Творческая работа «Знания – клад» Тема 35 «Экологическая азбука. Что такое экология?» Теория: Знакомство с программой, правилами поведения при проведении практических работ. Практика: Игра «Поле чудес» Тема 36«Экологическая азбука. Заяц – «Длинное ухо». Теория: Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии),чтение рассказа В. Зотова «Заяц – беляк». Беседа по содержанию рассказа. Практика: Знакомство с народными приметами и пословицами. Тема 37«Экологическая азбука. Всеядное животное - барсук» Теория: Рассказ учителя о барсуке. Работа с наглядно-иллюстративным материалом чтение рассказа В. Зотова «Барсук», беседа по рассказу. Практика: Работа в группах «Собери мозаику» 12 Тема 38«Экологическая азбука. Лисица. «Лиса Патрикеевна». Теория: Знакомство с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве, чтение рассказа В. Зотова «Лиса». Практика: Работа по содержанию рассказа, разгадывание загадок Тема 39«Экологическая азбука. Хозяин леса – медведь» Теория: рассказ учителя(материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь». Беседа по содержанию рассказа. Знакомство с народными приметами и пословицами. Практика: Составление портрета «Бурый медведь». Тема 40«Экологическая азбука. Лесной красавец – лось» Теория:рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа. Практика: изготовление панно «Лесной красавец» Тема 41«Экологическая азбука. Сердитый недотрога – ёж» Теория:Материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Практика: Лепка из пластилина «Ёж». Разгадывание загадок. Игра «В гости к ёжику с подарком». Тема 42«Серый хищник – волк» Теория:Материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк». Работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов. Практика: Работа в группах «Раскрась». Тема 43«Экологическая азбука. Куница - охотник на белок» Теория: Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой». Отгадывание кроссворда Практика: Творческое задание «Придумай загадку» Тема 44«Экологическая азбука. Любознательный зверёк – белка» Теория: Знакомство с особенностями поведения белки. Разгадывание загадок. Рассказ В.Зотова «Белка». Практика: работа в группах «Собери мозаику» Тема 45«Экологическая азбука. Бобр-строитель» 13 Теория: Картинки с изображением бобра, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр». Практика: Работа над скороговорками и народным приметами. Разгадывание загадок. Тема 46«Экологическая азбука. Запасливый бурундук» Теория: Знакомство с бурундуком. Рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Разгадывание кроссворда. Практика: Работа над словесным описанием. Тема 47«Экологическая азбука. Кабан - дикий родственник домашней свиньи» Теория: Знакомство с диким кабаном. Чтение рассказа В.Зотова «Кабан». Отгадывание загадок. Практика: Конкурс «Кто? Где? Когда?» Тема 48«Экологическая азбука. Мышка-норушка» Теория: Знакомство с мышью, сообщения учащихся. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка». Разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз». Разгадывание кроссворда, загадок. Практика:Сценка «Теремок». Тема 49«Экологическая азбука. Соболь - «дорогой» зверёк» Теория:Знакомство с соболем. Работа с картой России. Чтение рассказа В. Зотова «Соболь» Практика: Игра «Эти забавные животные». Тема 50«Экологическая азбука. Рысь - родственник кошки» Теория: Знакомство с дикой кошкой – рысью. Разгадывание загадок. «Где живут рыси?». Работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью. Чтение рассказа В. Зотова «Рысь». Практика: Рисование домашней кошки или рыси Тема 51«Познай себя» Познакомимся с собой. 14 Теория: Вводная беседа. Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка»). Практика: Рисование, графический диктант. Тема 52«Познай себя. Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации» Практика: Выполнение упражнений и заданий «Саймон сказал», «Веселый счет». Графический диктант. Штриховка. Тема 53«Познай себя. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций» Практика: Психогимнастика, выполнение упражнений и заданий. Игра «Животные - растения», «Право - лево». Графический диктант. Штриховка Тема 54«Познай себя. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций» Практика: Выполнение упражнений и заданий. Игра«Незнайки», «Лево – право». Графический диктант. Штриховка. Тема 55 «Познай себя. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций» Практика: Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Зайки-барабанщики», «Саймон сказал». Графический диктант. Штриховка Тема 56«Познай себя. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей» Практика: Выполнение упражнений и заданий «Лево - право», «Веселый счет». Графический диктант. Штриховка. Тема 57«Познай себя. Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления» Практика: Выполнение упражнений и заданий «Четыре стихии», «Что можно сделать из…». Решение ребусов, графический диктант, штриховка. 15 Тема 58«Познай себя. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций» Практика: Выполнение заданий «Нос, пол, потолок», «Зернышки», графическийдиктант,штриховка. Тема 59 «Познай себя. Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации» Практика: Выполнение упражнений и заданий. Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»).Графический диктант. Штриховка. Тема 60«Познай себя. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать» Практика: Психогимнастика, разминка (вопросы – ответы), выполнение упражнений и заданий, динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Веселый счет») Тема 61 «Познай себя. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций» Практика: Выполнение упражнений и заданий. Динамическая пауза («Тень», «Будь внимателен»). Графический диктант, штриховка. Тема 62 «Познай себя. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций» Практика: Психогимнастика, разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий, динамическая пауза («Четыре стихии», «Веселый счет»). Графический диктант, штриховка. Тема 63 «Познай себя. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей» Практика: Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий. Динамическая пауза «Гимнастика в зоопарке», «Да - нет». Графический диктант, штриховка. Тема 64«Познай себя. Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления» 16 Практика: Психогимнастика, разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»). Решение ребусов. Тема 65«Познай себя.Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций» Практика: Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Работа в тетради. Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения»). Графический диктант. Штриховка. Тема 66«Познай себя. Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации» Практика: Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Саймон сказал»). Графический диктант, штриховка. Тема 67«Познай себя.Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций» Практика: Выполнение упражнений и заданий. Динамическая пауза «Зеркало», «Незнайки». Графический диктант, штриховка. Тема 68 Самоподготовка. Выполнение и проверка домашнего задания. Практика:Развитие умственных способностей учащихся. Формирование обще - учебных навыков и умений, потребности самостоятельного добывания знаний. 17 Планируемые результаты Личностные результаты: формировать внутреннюю позицию школьника, самоуважение, правильную самооценку развивать умение работать в группе, согласовывать свои действия с товарищами воспитывать потребность в здоровом образе жизни развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной практике развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе воспитывать бережное отношение к вещам, учебному оборудованию. Метапредметные результаты: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха развивать умение слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной 18 деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Предметные результаты: осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения воспитывать уважительное отношение к позиции другого; бережное отношение к своей семье развивать умение контролировать и оценивать свои действия 19 Учебный план 2 класс № Наименование разделов п/п (тем) 1 Кол-во часов Формы всего теория практика контроля Вводное занятие 1 1 Игра Практическая работа 2 Литературная гостиная 21 8 13 Игра Викторина 3 Я и мое здоровье 21 6 15 Тестирование 4 Школа вежливости 23 4 19 Тестирование 5 Экологическая азбука 21 4 17 Играсоревнование 6 Познай себя 21 1 20 Итоговая диагностика 7 Самоподготовка 108 ИТОГО 216 Содержание учебного плана 2 класс Тема 1Вводное занятие «Здравствуй школа» Теория:Организационные вопросы. Установка на положительную мотивацию. Правила поведения на уроке. Практика: Выполнение интеллектуальных заданий. Дидактические игры. Развлекательная программа. Тема 2 «Литературная гостиная. Книга, здравствуй» Теория: Роль книги в жизни человека, учебная книга и её справочный аппарат. 20 Практика: Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Тема 3 «Литературная гостиная. Книгочтей — любитель чтения» Теория: Библиотека, библиотечный формуляр, поиск книги по каталогам, алфавитный каталог, назначение библиотечного каталога, работа с каталожной карточкой. Практика: Викторина «Что вы знаете о книге?» Игра «Я - библиотекарь» Тема 4 «Литературная гостиная. Осень в русской поэзии» Теория:Прививать интерес детей к русской поэзии. Отработать навыки выразительного чтения. Практика:Чтение стихов Ф. И. Тютчева, А. К. Бальмонта. Рассматривание картины «Осень». Слушание музыки П. И. Чайковского. Рисование «Ковер из листьев». Тема 5«Литературная гостиная. Книги-сборники В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей» Теория: Знакомство с произведениями из книги-сборника. Практика: Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг» Тема 6 «Литературная гостиная. Крупицы народной мудрости» Теория: Книги-сборники малых жанров фольклора. Практика: Творческая работа «Пословицы о труде» Тема 7«Литературная гостиная. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора» Теория: Пословица, темы пословиц, объяснение смысла пословиц. Практика:Работа над проектом «Цветок народной мудрости» Тема 8«Литературная гостиная. Книги писателей-сказочников» Теория: Знакомство с книгами-сборниками писателей- сказочников. Практика: Оформление выставки книг сказок, обзор выставки Тема 9«Литературная гостиная. Творческая работа «Лукошко сказок» Теория: Чтение выбранной книги. 21 Практика: Мини-проект «Лукошко сказок» Тема 10«Литературная гостиная. Книги о семье» Теория: Жанры произведений о семье (стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни) Практика: Литературная игра «По страницам учебника». Рукописная книга «Семья» Тема 11«Литературная гостиная. По страницам любимых книг» Теория: Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Практика: Коллективная творческая работа - комиксы и весёлые истории. Проект « Комиксы» Тема 12«Литературная гостиная. Книги о защитниках Отечества» Теория: Былины и сказы о защитниках Отечества. Практика: Оформление выставки книг. Оформление рукописной книги «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. Тема 13«Литературная гостиная. С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне» Теория: Знакомство с рассказами Алексеева о решающих сражениях Великой отечественной войны. Практика:Работа над рассказом «Испаряются», «Не пустили» Тема 14 «Литературная гостиная. Итоговое занятие «Русские поэты и писатели детям» Теория:Закрепить знания детей в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи, малые формы фольклора). Практика:Презентация «Волшебные предметы». Игра «Продолжи стихотворение» Тема 15 «Я и мое здоровье. Наши знания о здоровом образе жизни» Теория: Здоровый образ жизни и его составные части. Практика: Викторина «Наши знания о здоровом образе жизни». «Игра путешествие в город Здоровейск» 22 Тема 16 «Я и мое здоровье. Мой организм – целая планета» Теория: Беседа о том, как функционирует организм человека. Практика: Мини – проект «Мой организм - целая планета» КВН «Что для здоровья хорошо, а что бывает плохо?» Тема 17 «Я и мое здоровье. Сон – лучшее лекарство» Теория: Беседа о значении сна для здоровья организма. Практика: Практическая работа в группах. Мини – проект «Сон для здоровья» Тема 18 «Я и мое здоровье. Обтирание и обливание» Теория: Водные процедуры, закаливание, его значение для укрепления здоровья. Практика: Оформление памятки «Закаливание» Тема 19 «Я и мое здоровье. Море для моего здоровья» Теория: Беседа о пользе для здоровья морской воды и морского воздуха. Практика: Конкурс рисунков «Кладовая моря» Тема 20«Я и мое здоровье. Что такое иммунитет» Теория: Презентация «Мой иммунитет». Прививки. Практика: Тест «Иммунитет» Тема 21 «Я и мое здоровье. Правила безопасности при занятиях спортом» Теория: Беседа «Как сделать спорт безопасным» Практика: Инструктаж по ТБ при занятиях спортом Тема 22 «Я и мое здоровье. Почему устают глаза?» Теория: Влияние гаджетов на здоровье глаз. Практика: Гимнастика для снятия напряжения с глаз Тема 23 «Я и мое здоровье. Сколиоз. Как его предотвратить?» Теория: Беседа о том, какое значение имеют физические упражнения для формирования правильной осанки. Практика: Составление комплекса физических упражнений «Моя осанка» Тема 24 «Я и мое здоровье. Игры и травмы» Теория: Беседа о том, какие травмы можно получить во время игр. 23 Практика: Инструктаж по технике безопасности во время подвижных игр. Тема 25 «Я и мое здоровье. Переутомление и утомление» Теория: Что такое переутомление? Как его избежать? Практика: Составление памятки «Как избежать переутомления» Тема 26 «Я и мое здоровье. Итоговое занятие» Практика: Итоговое тестирование «Что я знаю о ЗОЖ» Тема 27 «Школа вежливости. Как быть прилежным и старательным» Теория: Беседа о прилежании в учебной деятельности. Практика: Игра «Прилежание и старание залог успешной учебы!» Тема 28 «Школа вежливости. Наш труд в классе» Теория: Беседа о значении общественно-полезного труда школьников. Практика: Игра «Строители». Практическая работа «Мой уютный класс» Тема 29 «Школа вежливости. Мой труд каждый день дома» Практика: Практическая работа «Люблю я взрослым помогать» Тема 30 «Школа вежливости. Культура внешнего вида» Практика: Представление моделей школьной формы, конкурс рисунков Тема 31 «Школа вежливости. Каждой вещи своё место» Теория: Значение правильной организации учебного места школьника для успешной учебы. Практика:Работа в группах - составление коллажа «Как организовать рабочее место школьника» Тема 32 «Школа вежливости. Умейте ценить своё и чужое время» Теория: Беседа «Делу время, потехе час» Практика: Творческая работа в группах «Мое время» Тема 33 «Школа вежливости. Как вести себя на улице и дома» Теория:Обсудить с детьми правила поведения на улице и дома. Практика: Групповая работа: «Объяснение ситуации» Тема 34 «Школа вежливости. Как приветствовать людей и знакомиться с ними» Теория: Правила этикета во время знакомства 24 Практика: Ролевая игра «Знакомство». Работа в парах «Оценка ситуаций», анализ ситуаций, выявление ошибок в поведении героев. Тема 35 «Школа вежливости. Познавательно-развлекательная программа «Школа вежливых наук» Практика: Конкурс «Волшебные слова», кроссворды, ребусы. Тема 36 «Школа вежливости. Итоговое занятие» Практика: Итоговое тестирование «Чему нас научили уроки нравственности?» Тема 37 «Экологическая азбука. Тигр - самая большая кошка на Земле» Теория: Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр» Практика: Составлениесловесного портрета. Тема 38 «Экологическая азбука. Косуля - самый маленький европейский олень» Теория: Рассказ о косуле. Разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Практика: Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги» Тема 39 «Экологическая азбука. Ворона - «интеллектуальная» птица» Теория: Рассказ о вороне. Загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворона» Практика: Составление словесного портрета Тема 40 «Экологическая азбука. Воробей - самая распространённая птица на Земле» Теория: Знакомство с маленькой птичкой нашей страны - воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Практика: Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?» Тема 41 «Экологическая азбука. Ворон - красивая, умная птица» Теория: Книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» Практика: Работа в группах «Рисование ворона» 25 Тема 42 «Экологическая азбука. «Лесной доктор» - дятел» Теория: Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»? Отгадывание загадок. Работа над скороговорками, пословицами, поговорками,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел». Практика: Оформление книжки «Лесной доктор» Тема 43 «Экологическая азбука. Сорока - белобока - «лесная сплетница»» Теория: Просмотр видеоролика о сороке. Загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Практика: Чтение стихотворения «Сорока - трещётка» Тема 44 «Экологическая азбука. Галка - городская птица» Теория: Беседа о галке. Сообщения учеников. Разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Практика: Работа в группах «Собираем мозаику». Тема 45 «Экологическая азбука. Загадочная птица - кукушка» Теория: Рассказ учителя о кукушке (энциклопедия). Сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» Практика: Работа над народными приметами и поговорками. Тема 46 «Экологическая азбука. Любимая птица - снегирь» Теория: Беседа о маленькой и красивой птице - снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Работа над пословицами и народными приметами. Практика: Выполнение аппликации «Снегирь» Тема 47 «Экологическая азбука. Наш добрый сосед - скворец» Теория: Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари». Чтение стихотворения «Скворец». Практика: Мини - проект «Вестник весны» Тема 48 «Экологическая азбука. Соловей - «великий маэстро» 26 Теория: Рассказ «Знакомство с соловьём». Сообщения учеников. Загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей». Практика: Конкурс рисунков. Тема 49 «Экологическая азбука. «Пернатая кошка» - сова» Теория: Знакомство с «Пернатой кошкой» - совой. Сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Практика: Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?» Тема 50 «Экологическая азбука. Итоговое занятие о птицах» Теория: Рассказ «О чём поют птицы». Разгадывание загадок и ребусов. Практика: КВН «Крылатая компания». Игра - соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке», «Кто так поёт?», «Почему их так зовут?» Тема 51 «Познай себя.Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций» Практика: Выполнениеупражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего»). Графический диктант. Штриховка. Тема 52 «Познай себя.Развитие аналитических способностей и способности рассуждать» Практика: Выполнение упражнений и заданий. Динамическая пауза «Гимнастика в зоопарке», «Да - нет». Графический диктант. Штриховка. Тема 53 «Познай себя. Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления» Практика: Психогимнастика, выполнение упражнений и заданий. Динамическая пауза «Четырестихии», «Заверши предложение». Решение ребусов. Графический диктант, штриховка. Тема 54 «Познай себя. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций» 27 Практика: Психогимнастика, разминка (вопросы – ответы). Работа в тетради. Динамическая пауза «Нос, пол, потолок», «Смена имен». Графический диктант, штриховка. Тема 55 «Познай себя.Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации» Практика: Выполнение упражнений и заданий. Динамическая пауза «Запрещенное движение», «Зеркало». Графический диктант, штриховка. Тема 56 «Познай себя. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать» Практика: Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза «Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…». Графический диктант, штриховка. Тема 57 «Познай себя. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций» Практика: Психогимнастика, выполнение упражнений и заданий в тетради. Графический диктант, штриховка. Тема 58 «Познай себя. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций» Практика: Выполнение упражнений «Четыре стихии», «Да - нет». Графический диктант. Штриховка. Тема 59 «Познай себя. Развитие логического мышления» Теория: Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Практика: Психогимнастика, выполнение упражнений и заданий «Лево право», «Будь внимателен», графический диктант, штриховка. Тема 60 «Познай себя. Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления» Практика: Выполнение упражнений «Четыре стихии», «Да - нет». Графический диктант, штриховка. 28 Тема 61 «Познай себя. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций» Практика: Психогимнастика, разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий. Динамическая пауза «Гимнастика в зоопарке», «Да нет». Графический диктант. Тема 62 «Познай себя. Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации» Практика: Психогимнастика, разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий. Динамическая пауза «Четыре стихии», «Что можно сделать из…». Решение ребусов. Тема 63 «Познай себя. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций» Практика: Психогимнастика, разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий. Динамическая пауза «Запрещенное движение», «Зеркало». Графический диктант. Тема 64 «Познай себя. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций» Практика: Психогимнастика, разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий. Графический диктант, штриховка. Тема 65«Познай себя. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций» Практика: Психогимнастика, разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и заданий. Динамическая пауза «Лево - право», «Будь внимателен». Графический диктант, штриховка. Тема 66 «Познай себя. Итоговая диагностика «Чему мы научились». Практика: Выполнение диагностических заданий. Тема 67 Самоподготовка. Выполнение и проверка домашнего задания. Практика:Развитие умственных способностей учащихся. Формирование обще - учебных навыков и умений, потребности самостоятельного добывания знаний. 29 Планируемые результаты. Личностные результаты: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать принадлежность; свою формировать этническую ценности и национальную многонационального российского общества развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работу на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач 30 использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций осуществлять взаимный и ролей в совместной деятельности; контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире оценивать правильность поведения людей в природе, быту. 31 Условия реализации программы. Для успешной реализации программы необходимы следующие условия: Материально-техническое обеспечение: Видео, -аудиоаппаратура (ПК, видеопроектор, экран, принтер, аудиоколонка, флешкарта) Рабочие листы к занятию, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, карточки, наглядно- иллюстративный материал. Магнитная доска Карандаши цветные, карандаши простые, ручки, линейки, счетные палочки Программа и методические разработки к ней Учебники, рабочие тетради Дидактические пособия Кадровое обеспечение: Педагог, реализующий данную программу должен иметь высшее педагогическое образование в области, соответствующей профилю кружка, первую или высшую квалификационную категорию, без предъявления требований к стажу педагогической работы. Формы аттестации. Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится по всем разделам программы с целью определения уровня развития детей. Текущий контроль – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала; отслеживание активности обучающихся. Учёт знаний и умений для текущего контроля и оценки результатов освоения программы происходит индивидуальных и путём групповых архивирования проектов творческих обучающихся, работ, накопления материалов по типу «портфолио». Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском 32 коллективе. Предполагается участие школьников в конкурсах на разных уровнях; выпуск газет, составление кроссвордов, викторин, памяток и т.д.); участие в интеллектуальных играх (КВН, викторины, познавательные конкурсные программы и т.д.) Подобная организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. Итоговая аттестация – это оценка уровня достижений обучающимися планируемых результатов по завершении освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Способы фиксации: диагностическая карта, портфолио. Формами предъявления результатов служат диагностик, и демонстрации образовательных аналитические материалы по итогам проведения викторины, конкурсы, портфолио, праздники, игры- соревнования. Информационное обеспечение: Интернет источники https://infourok.ru/, https://multiurok.ru/, https://solncesvet.ru/, https://nsportal.ru/https://kopilkaurokov.ru/, nachalniyeKlassi/meropriyatia/klassnyi_chas_v_1_klassie_my_za_zdorovyi _obraz_zhizni, https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/196434, https://урок.рф, https://vk.com/ . 33 Методические материалы. Особенности организации образовательного процесса – очно. Методы обучения: информативно- рецептивный; словесный; репродуктивный; эвристический; исследовательский; метод проблемного изложения материала. Основной формой групповые занятия. организации Занятия образовательного могут процесса являются быть интегрированными. Форма проведения интегрированных занятий зависит от программного содержания и конкретных образовательных задач. Это могут быть тематические занятия, занятия в значительные рамках проекта. педагогические Интегрированные возможности, занятия снимают раскрывают утомляемость, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. В результате интегрированных занятий проводится большая работа для участия детей в конкурсах, подготовке досуговых мероприятий. Формы организации учебного занятия: Урок - игра, интеллектуально – творческие игры, конкурс, практическое занятие, соревнование, КВН, праздник. Педагогические технологии: Ведущей педагогической технологией является игровая технология, так как игровая деятельность остается одной из ведущих у детей 7-9 лет. Также её преимущество заключается в том, что с ее помощью раскрывается творческий потенциал ребёнка; развивается интеллектуальные, творческие и физические способности; формируются навыки позитивного общения со сверстниками. Широко используются такие активные методы работы с детьми, как ролевая игра, методы театрализации, состязательности, 34 импровизации, методы воспитывающих ситуаций (через специально созданные педагогом условия) и другие. Также используется технология группового обучения. Сама технология предполагает учебное взаимодействие детей, поэтому я строю взаимоотношения не с каждым учеником в отдельности, а с группой совместно работающих детей и использую следующие приёмы: кооперативное обучение, групповая дискуссия, «мозговой штурм». Игра «Продолжи», «Снежный ком», «Охота за сокровищами». Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Технология направлена на организацию работы с текстами с целью их усвоения, осмысления, размышления над поставленными вопросами («мозговой штурм», перепутанные логические цепи, кластеры (работа с таблицей), «Корзина идей», «Верные и не верные утверждения», «Ключевые слова», «Лови ошибку», прогнозирование с помощью открытых вопросов. Технология развивающего обучения. Развитие личности ребёнка на этапах развивающего обучения предполагает: В деятельности целеполагания воспитываются: свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность. При планировании: самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность. На этапе реализации целей: трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность. На этапе анализа формируются: отношения, честность, критерии оценки, совесть, ответственность, долг. Методы развивающего обучения: создание проблемной ситуации, метод решения учебных задач, учебный диалог. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности, дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. 35 У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплинированность, воля, характер. Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: “Кто верней?”, “Кто быстрей?”, “Отвечай сразу!”. В своей педагогической деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого возраста на основе личностно-ориентированного подхода к детям: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения, мимические упражнения, упражнение «Путешествие на облаке». Технология коллективной творческой деятельности позволяет создать широкое игровое творческое поле, где каждый участник находится в ситуации придумывания, фантазии, то есть создания чего – то нового. Викторина «Правила дорожного движения», фото выставка «Береги природу», стенгазета «Здоровым быть здорово». Алгоритм учебного занятия. В зависимости от содержания учебного занятия педагог определяет его форму и выстраивает его структуру. Программой предусмотрено использование групповых и индивидуальных форм работы (в рамках групповых занятий). Для активизации детей и повышения интереса к занятиям используются дидактические и малоподвижные игры, демонстрационный и раздаточный материал. В целях предотвращения переутомления, разнообразные виды деятельности регулярно сменяют друг друга. По мере необходимости проводятся физкультминутки и пальчиковые игры в сочетании с речью. Это не только помогает снять детям эмоциональное напряжение, но и совершенствовать речь, общую моторику и закреплять полученные знания, т.к. физкультминутки связаны с темами занятий. 36 Примерная структура учебного занятия Данная программа рассчитана на групповые занятия, которые предполагают индивидуальный подход к каждому учащемуся. На занятиях используются дидактические, развивающие игры, игры-эксперименты, игрынаблюдения, конкурсы, выставки. В каждое занятие включены физминутки, что позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Все занятие делится на несколько частей: 1. Организационный момент – подготовительный этап занятия, призванный заинтересовать, увлечь детей предстоящей деятельностью. 2. Основная часть: Непосредственно образовательная деятельность – основной этап, на котором решаются поставленные задачи. Совместная с педагогом деятельность – этап занятия, на котором педагог выступает как партнер, носитель культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности. Самостоятельная деятельность детей - деятельность детей, направленная на контроль усвоения материала занятия, которая сопровождается организацией педагогической поддержки. 3. Заключительная часть – заключительный этап, на котором происходит подведение итогов и оценка (самооценка) деятельности. 37 результатов учебной Список литературы 1. Агеева, И. Д. Занимательные материалы по математике [Текст]: Методическое пособие/ И. Д Агеева.– М.: ТЦ Сфера, 2016. – 240 с. (Игровые методы обучения). 2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 2018. 240 с. 3. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методические рекомендации. М. 2008 г.214с. 4. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2020г.-306с 5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с 6. Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, — 2018. 7. Ковалѐва Г. Е. «Как дети читают и понимают текст» М., «Народное образование» 2006, № 5, 71-76. 8. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: 1-4 классы [Текст]/В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2021. – 304 9. Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской», «Материалы X межрегиональной научно – практической конференции.Ч.1», под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2020 10.МищенковаЛ. В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», Программа, методическое пособие; -М., РОСТ книга, 2019г. 38 11.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е « 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2014г. 12.Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008 13.Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 1 класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г. 14.Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 2 класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г. 15.В.Г.Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школь-ного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г. 16.Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост.– М.: Издательство «Экзамен», 2011. 39 40