Академия развития

Пояснительная записка

Программа

разработана

с

учётом

следующих

нормативных

документов:
•

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

•

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030

РФ».
г. (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
•

Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
•

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
•

письмо

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе

с

«Методическими

дополнительных

рекомендациями

общеразвивающих

по

проектированию

программ

(включая

разноуровневыепрограммы)»);
•

Концепция персонифицированного дополнительного образования

детей в Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от
05.08.2019 № 645-рп;
•

Стандарт

услуги

по

организации

и

осуществлению

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
(дополнительным общеразвивающим) программам детям в организациях,
осуществляющих

образовательную
2

деятельность,

на

территории

Хабаровского края приказ министерства образования и науки Хабаровского
края от 30.01.2019 № 2;
•

Положение о дополнительной общеобразовательной программе,

реализуемой в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития
творчества

детей

(Региональный

модельный

центр

дополнительного

образования детей Хабаровского края)» № 383 П от 26.09.2019 г.);
•

Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ.

Направленность программы: социально-гуманитарная.
Тип программы – одноуровневая, базовый уровень.
Актуальность программы:
Во время учебного года далеко не все родители могут предоставить
своему ребёнку полноценный, правильно организованный досуг. Зачастую
дети большую часть времени предоставлены сами себе. Поэтому в помощь
детям и родителям создана группа «Академия развития» для социализации,
индивидуальной коррекции и разностороннего развития ребёнка.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям
дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески,
показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат
группы продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок
талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности
каждого.
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью данной программы является то, что с
помощью данной программы формируется воспитывающая образовательная
среда, что позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.
В структуру программы входит 2 образовательных блока:

3

Первый блок: самоподготовка(развитие умственных способностей
учащихся, формирование обще - учебных навыков и умений, потребности
самостоятельного добывания знаний)
Второй блок: тематический (развитие познавательных процессов,
логического мышления, внимания, сообразительности)
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение
теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического
опыта.

Практические

задания

способствуют

развитию

у

детей

интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы,
психических процессов.
Занятия по разделам повторяются через 2 недели.
Адресат программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения и реализуется в объеме 432
часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Форма обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Программа

реализуется

в

центре

раннего

эстетического

развития

«Солнышко». Обучение проходит в форме групповых занятий с учащимися
одного возраста; состав группы – постоянный. В группах 10 – 15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
период
1 год
2 год

продолжительность кол-во
кол-во
кол-во
занятия
занятий в часов в недель
неделю
неделю
2 часа
3
6
36
2 часа

Итого по
программе

Цель

программы:

кол-во
часов в
год
216

3

6

36

216

3

6

36

432

воспитание

у

детей

самостоятельности,

самодисциплины, гармоничное развитие личности учащегося с учетом
4

возрастных особенностей младшего школьника, интеллекта и интересов
каждого ребенка.
Задачи программы:
Личностные:
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в

разных

социальных

ситуациях,

умения

не

создавать

конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 Формирование умения самостоятельно выполнять домашнее
задание;
 Укрепление здоровья и развитие навыков личной гигиены;
 Формирование сознательного отношения к результатам своего
труда, умение делать выбор;
 Развитие основных нравственных качеств личности.
Метапредметные:
 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
 Самостоятельно

формулировать

цели

занятий

после

предварительного обсуждения
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации

среди

предложенных

учителем

словарей,

энциклопедий, справочников.
 Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных
речевых ситуаций.
5

 Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
 Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться
договариваться.
Предметные задачи:
 Воспитывать патриотическое отношение

к

стране, учить

называть свой домашний адрес;
 Участие в конкурсах рисунков, поделок; в беседах о дружбе,
профессиях;
 Развивать чувство гражданского отношения к эстетической
стороне жизни общества, к искусству как составной части
духовной культуры;
 Формировать умение различать знаки дорожного движения,
быть осторожным на улице;
 Готовить подарки для кого-то, украшать класс к празднику;
 Выполнять различные поделки;
 Формировать убеждение в важности и красоте физической
культуры;
 Воспитывать бережное отношение к своей семье.

6

Учебный план
1 класс

№
п/п

Наименование
разделов (тем)

Кол-во часов

Формы контроля

Всего теория практика

1

Вводное занятие

2

2

Рассказ о себе. Игра

2

Литературная
гостиная

22

5

17

Практическая
работа. Игра Викторина

3

Я и мое здоровье

21

4

17

Практическая
работа. Тест

4

Школа вежливости

21

5

16

Практическая работа.
Игра

5

Экологическая
азбука

21

9

12

Практическая работа.
Игра

6

Познай себя

21

1

20

Практическая работа.
Конкурс рисунков

7

Самоподготовка

108

108

Выполнение и
проверка домашнего
задания

ИТОГО

216

Содержание учебного плана
1 класс
Тема 1«Вводное, организационное занятие.
Теория: Знакомство детей друг с другом и с учителем. Организационные
вопросы. Установка на положительную мотивацию. Правила поведения на
уроке.
Практика: Выполнение интеллектуальных заданий. Дидактические игры.
Тема 2Литературная гостиная. Здравствуй, книга.
Теория: Учебная книга, элементы структуры учебной книги (обложка,
титульный лист, оглавление). Правила пользования книгой, домашняя
7

библиотека, классная библиотека, школьная библиотека, правила поведения
в библиотеке.
Тема 3 «Книги о Родине и родной природе»
Теория: Книги о Родине и родной природе детских писателей (книгапроизведение и книга-сборник).Структура книги, справочный аппарат книги.
Практика: Подготовка и участие в конкурсе стихов.
Тема 4 «Мои любимые книги»
Теория:Расширять кругозор, пополнять словарный запас. Воспитывать
бережное отношение к книге. Развивать сценические способности детей.
«Откуда пришла книга?»
Практика:Отгадывание загадок.
Игра «Угадайка», «Корзина с потерянными вещами», «Юмористические
блицвопросы»
Тема 5«Литературная гостиная. Писатели детям»
Теория: Детские книги с рассказами современных писателей (С. Георгиев,
М. Дружинина, С. Степанов и др.), выставка книг детских писателей,
слушание и рассматривание одной из детских книг.
Практика: Оформление выставки книг.
Тема 6«Литературная гостиная. Народная мудрость»
Теория: Книги-сборники пословиц.
Практика: Игра «Объясни пословицу».
Тема 7 «Литературная гостиная. Ни окошек, ни дверей»
Теория:Развивать умение отгадывать загадки различной тематики.
Практика:Книжки-самоделки «Загадки для моих друзей»
Тема 8 «В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья»»
Теория:Познакомить с произведением.
Практика:Чтение и рассматривание книги. Придумывание своего названия
сказки. Пересказ сказки парами.
Тема 9 «Литературная гостиная. Народная мудрость. Книги-сборники»
8

Теория: Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских
книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Практика: Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Тема 10«Литературная гостиная. Книги-сборники о животных»
Теория:Развивать интерес к окружающему миру, воображение, логическое
мышление. Воспитывать бережное отношение к животным.
Практика: Творческая работа - сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Тема 11 «Литературная гостиная. Писатели детям»
Теория: Знакомство с произведениями М. Пляцковского, С. Георгиева, М.
Дружининой, С. Степанова.
Практика: Инсценирование картин-эпизодов из книги М. Пляцковского, С.
Георгиева, М. Дружининой, С. Степанова на выбор.
Тема 12 «Литературная гостиная.Книги-сборники стихотворений для детей
А. Барто»
Теория: Чтение стихотворений А.Барто.
Практика: Литературная игра «Послушай и назови».
Тема 13 «Литературная гостиная. По страницам книг В.Сутеева»
Теория: Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура
книги-сборника. В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Практика: Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Тема 14Итоговое занятие.Литературная игра «Слабое звено»
Теория:Развивать внимание, сообразительность. Воспитание стремления к
постоянному совершенствованию своих знаний.
Практика:Игра по прочитанным книгам.
Тема 15 «Я и мое здоровье» Режим дня школьника
Теория: Знакомство с режимом дня школьника, важность его соблюдения.
Практика: Составление режима дня. Работа с пословицами.
Тема 16«Я и мое здоровье. Личная гигиена»
Теория: Просмотр видеоролика «В гостях у Мойдодыра»
9

Практика: Обсуждение правил личной гигиены.
Игра «Знаешь ли ты?», «Можно-нельзя»
Тема 17«Я и мое здоровье. Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»
Теория: Беседа о пользе зарядки и необходимости ее выполнения каждый
день.
Практика: Выполнение различных комплексов упражнений на уроке под
музыку.
Физминутка «На зарядку», «Дружно маме помогаем», «Раз-два»
Тема 18«Я и мое здоровье. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные
продукты!»
Теория: Беседа с презентацией «Витаминные продукты».
Практика: Проведение с детьми викторины «Лукошко здоровья».
Отгадывание загадок. Тест полезные и вредные продукты. Рисование
любимых фруктов и овощей.
Игра «Найди такой же», «Четвертый лишний», «Морской бой», «Пословицы
заблудились», «Ребусы»
Тема 19«Я и мое здоровье. Пирамида правильного питания»
Теория:Белки, жиры, углеводы.
Практика: Мини-проект «Пирамида правильного питания». Составление
меню из полезных продуктов
Тема 20«Правила закаливания организма»
Теория:Роль закаливающих процедур в формировании здорового образа
жизни. Правила соблюдения личной гигиены во время физических нагрузок.
Практика:Вопросы к детям. Отгадывание загадок. Просмотр презентации.
Игра «Что лишнее»
Тема 21«Подвижные игры»
Теория:Роль подвижных игр в формировании здорового образа жизни.
Практика:Проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Игра «Солнце, воздух и вода», «Пустое место», «Придумай свою игру»
Тема 22«Дружи с водой»
10

Теория:Чтение сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр». Презентация «Советы
доктора Воды»
Практика:Отгадывание загадок. Заучивание стихотворения. Пословицы и
поговорки о воде.
Тема 23«Здоровые зубы – здоровью любы»
Теория: Закрепить знания о том, что вредно и полезно для зубов. Средства
гигиены полости рта, особенности их применения. Формировать потребность
ежедневно заботиться о чистоте зубов.
Практика:Игра «Вредно-полезно»
Тема 24 «Береги глаз как алмаз»
Теория:Закрепить знания о том, что глаза – важный источник информации
об окружающем мире. Воспитание правильной посадки во время занятия –
основа сохранения зрения.
Практика:Разучивание простых упражнений для отдыха глаз.
Тема 25«Лесная столовая»
Теория:Лесные ягоды, орехи. Съедобные и несъедобные грибы. Способы
хранения и блюда из лесных даров.
Практика:Работа на листочках «Съедобные и несъедобные грибы»
Тема 26Итоговое занятие «Что я знаю о себе»
Теория:Определить уровень усвоения детьми материала.
Практика:Викторина «Что я знаю о себе». Конкурс рисунков.
Тема 27«Школа вежливости». Правила поведения на уроке и на перемене.
Теория: Знакомство с правилами поведения на уроках и перемене.
Практика: Игра «Да или нет»
Тема 28«Школа вежливости. Правила поведения в общественных местах»
Теория: Беседа о правилах поведения в общественных местах.
Практика: Ролевая игра «Экскурсия в музей».
Тема 29«Школа вежливости. Правила поведения в столовой.»
Теория: Беседа о правилах поведения в столовой.
Практика: Тест «Минутка размышлений».
11

Тема 30«Школа вежливости. Правила поведения в библиотеке»
Теория: Презентация о правилах поведения в библиотеке.
Практика: Ролевая игра «Мы пришли в библиотеку»
Тема 31«Школа вежливости. Правила поведения в школьном дворе»
Теория: Беседа о правилах поведения во дворе.
Практика: Мини – проект «Правила поведения во дворе». Рисование по
данной теме, составление коллажа из рисунков.
Тема 32«Школа вежливости. Что такое добро и зло»
Теория: Хорошие и плохие поступки.
Практика: Игра «Правда наоборот». Мини-проект «Мои добрые дела»
Тема 33 «Школа вежливости. Ежели вы вежливы.»
Практика:Беседа о значении вежливости в жизни человека. Диагностика
этики поведения, ответы на вопросы викторины «Волшебные слова». Минипроект в группах «Кому нужна вежливость»
Тема 34«Школа вежливости. Ученье – свет, а не ученье – тьма»
Теория: Беседа о ценности знаний в жизни человека.
Практика: Творческая работа «Знания – клад»
Тема 35 «Экологическая азбука. Что такое экология?»
Теория: Знакомство с программой, правилами поведения при проведении
практических работ.
Практика: Игра «Поле чудес»
Тема 36«Экологическая азбука. Заяц – «Длинное ухо».
Теория: Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из
энциклопедии),чтение рассказа В. Зотова «Заяц – беляк». Беседа по
содержанию рассказа.
Практика: Знакомство с народными приметами и пословицами.
Тема 37«Экологическая азбука. Всеядное животное - барсук»
Теория: Рассказ учителя о барсуке. Работа с наглядно-иллюстративным
материалом чтение рассказа В. Зотова «Барсук», беседа по рассказу.
Практика: Работа в группах «Собери мозаику»
12

Тема 38«Экологическая азбука. Лисица. «Лиса Патрикеевна».
Теория: Знакомство с особенностями поведения лисы и использование
образа лисицы в народном творчестве, чтение рассказа В. Зотова «Лиса».
Практика: Работа по содержанию рассказа, разгадывание загадок
Тема 39«Экологическая азбука. Хозяин леса – медведь»
Теория: рассказ учителя(материал из энциклопедии), чтение рассказа
В.Зотова «Медведь». Беседа по содержанию рассказа. Знакомство с
народными приметами и пословицами.
Практика: Составление портрета «Бурый медведь».
Тема 40«Экологическая азбука. Лесной красавец – лось»
Теория:рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В.
Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа.
Практика: изготовление панно «Лесной красавец»
Тема 41«Экологическая азбука. Сердитый недотрога – ёж»
Теория:Материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж»
Практика: Лепка из пластилина «Ёж». Разгадывание загадок. Игра «В гости
к ёжику с подарком».
Тема 42«Серый хищник – волк»
Теория:Материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк».
Работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов.
Практика: Работа в группах «Раскрась».
Тема 43«Экологическая азбука. Куница - охотник на белок»
Теория: Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой».
Отгадывание кроссворда
Практика: Творческое задание «Придумай загадку»
Тема 44«Экологическая азбука. Любознательный зверёк – белка»
Теория: Знакомство с особенностями поведения белки. Разгадывание
загадок. Рассказ В.Зотова «Белка».
Практика: работа в группах «Собери мозаику»
Тема 45«Экологическая азбука. Бобр-строитель»
13

Теория: Картинки с изображением бобра, рассказ учителя о бобрах Чтение
рассказа В. Зотова «Бобр».
Практика: Работа над скороговорками и народным приметами.
Разгадывание загадок.
Тема 46«Экологическая азбука. Запасливый бурундук»
Теория: Знакомство с бурундуком. Рассказ учителя о бурундуке. Чтение
рассказа В. Зотова «Бурундук». Разгадывание кроссворда.
Практика: Работа над словесным описанием.
Тема 47«Экологическая азбука. Кабан - дикий родственник домашней
свиньи»
Теория: Знакомство с диким кабаном. Чтение рассказа В.Зотова «Кабан».
Отгадывание загадок.
Практика: Конкурс «Кто? Где? Когда?»
Тема 48«Экологическая азбука. Мышка-норушка»
Теория: Знакомство с мышью, сообщения учащихся. Чтение рассказа В.
Зотова «Мышь» или «Полёвка». Разучивание стихотворения «Вышли
мышки как-то раз». Разгадывание кроссворда, загадок.
Практика:Сценка «Теремок».
Тема 49«Экологическая азбука. Соболь - «дорогой» зверёк»
Теория:Знакомство с соболем. Работа с картой России. Чтение рассказа В.
Зотова «Соболь»
Практика: Игра «Эти забавные животные».
Тема 50«Экологическая азбука. Рысь - родственник кошки»
Теория: Знакомство с дикой кошкой – рысью. Разгадывание загадок. «Где
живут рыси?». Работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью.
Чтение рассказа В. Зотова «Рысь».
Практика: Рисование домашней кошки или рыси
Тема 51«Познай себя» Познакомимся с собой.

14

Теория: Вводная беседа. Психотехнические игры и упражнения на снятие
психоэмоционального напряжения (психогимнастика, «снежный ком»,
«улыбка»).
Практика: Рисование, графический диктант.
Тема 52«Познай себя. Развитие концентрации внимания. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной координации»
Практика: Выполнение упражнений и заданий «Саймон сказал», «Веселый
счет». Графический диктант. Штриховка.
Тема 53«Познай себя. Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций»
Практика: Психогимнастика, выполнение упражнений и заданий. Игра
«Животные - растения», «Право - лево». Графический диктант. Штриховка
Тема 54«Познай себя. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование
мыслительных операций»
Практика: Выполнение упражнений и заданий. Игра«Незнайки», «Лево –
право». Графический диктант. Штриховка.
Тема 55 «Познай себя. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций»
Практика: Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая
пауза «Зайки-барабанщики», «Саймон сказал». Графический диктант.
Штриховка
Тема 56«Познай себя. Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей»
Практика: Выполнение упражнений и заданий «Лево - право», «Веселый
счет». Графический диктант. Штриховка.
Тема 57«Познай себя. Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления»
Практика: Выполнение упражнений и заданий «Четыре стихии», «Что
можно сделать из…». Решение ребусов, графический диктант, штриховка.
15

Тема 58«Познай себя. Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций»
Практика: Выполнение заданий «Нос, пол, потолок», «Зернышки»,
графическийдиктант,штриховка.
Тема 59 «Познай себя. Развитие концентрации внимания. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной координации»
Практика: Выполнение упражнений и заданий. Динамическая пауза
(«Запрещенное движение», «Зеркало»).Графический диктант. Штриховка.
Тема 60«Познай себя. Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать»
Практика: Психогимнастика, разминка (вопросы – ответы), выполнение
упражнений и заданий, динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»,
«Веселый счет»)
Тема 61 «Познай себя. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование
мыслительных операций»
Практика: Выполнение упражнений и заданий. Динамическая пауза
(«Тень», «Будь внимателен»). Графический диктант, штриховка.
Тема 62 «Познай себя. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций»
Практика: Психогимнастика, разминка (вопросы – ответы). Выполнение
упражнений и заданий, динамическая пауза («Четыре стихии», «Веселый
счет»). Графический диктант, штриховка.
Тема 63 «Познай себя. Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей»
Практика: Разминка (вопросы – ответы). Выполнение упражнений и
заданий. Динамическая пауза «Гимнастика в зоопарке», «Да - нет».
Графический диктант, штриховка.
Тема 64«Познай себя. Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления»
16

Практика: Психогимнастика, разминка (вопросы – ответы). Выполнение
упражнений и заданий в тетради. Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»). Решение ребусов.
Тема 65«Познай себя.Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций»
Практика: Психогимнастика. Разминка (вопросы – ответы). Работа в
тетради. Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения»).
Графический диктант. Штриховка.
Тема 66«Познай себя. Развитие концентрации внимания. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной координации»
Практика: Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая
пауза («Запрещенное движение», «Саймон сказал»). Графический диктант,
штриховка.
Тема 67«Познай себя.Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций»
Практика: Выполнение упражнений и заданий. Динамическая пауза
«Зеркало», «Незнайки». Графический диктант, штриховка.
Тема 68 Самоподготовка. Выполнение и проверка домашнего задания.
Практика:Развитие умственных способностей учащихся. Формирование
обще - учебных навыков и умений, потребности самостоятельного
добывания знаний.

17

Планируемые результаты
Личностные результаты:
 формировать внутреннюю позицию школьника, самоуважение,
правильную самооценку
 развивать умение работать в группе, согласовывать свои действия с
товарищами
 воспитывать потребность в здоровом образе жизни
 развивать экологическое мышление, умение применять его в
познавательной практике
 развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение
преодолевать трудности
 развивать самостоятельность и личную ответственность за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе
 воспитывать бережное отношение к вещам, учебному оборудованию.
Метапредметные результаты:
 формировать умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата
 формировать

умения

понимать

причины

успеха/неуспеха

учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха
 развивать умение

слушать собеседника и вести диалог;

признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий
 определять

общие

цели

и

пути

её

достижения;

уметь

договариваться о распределении функций и ролей в совместной
18

деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих
Предметные результаты:
 осознавать целостность окружающего мира, осваивать
основы экологической грамотности, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего

поведения

в

природной

и

социальной среде
 уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения
 воспитывать уважительное отношение к позиции другого;
бережное отношение к своей семье
 развивать умение контролировать и оценивать свои
действия

19

Учебный план
2 класс
№

Наименование разделов

п/п (тем)
1

Кол-во часов

Формы

всего теория практика контроля

Вводное занятие

1

1

Игра
Практическая
работа

2

Литературная гостиная

21

8

13

Игра Викторина

3

Я и мое здоровье

21

6

15

Тестирование

4

Школа вежливости

23

4

19

Тестирование

5

Экологическая азбука

21

4

17

Играсоревнование

6

Познай себя

21

1

20

Итоговая
диагностика

7

Самоподготовка

108

ИТОГО

216
Содержание учебного плана
2 класс

Тема 1Вводное занятие «Здравствуй школа»
Теория:Организационные вопросы. Установка на положительную
мотивацию. Правила поведения на уроке.
Практика: Выполнение интеллектуальных заданий. Дидактические игры.
Развлекательная программа.
Тема 2 «Литературная гостиная. Книга, здравствуй»
Теория: Роль книги в жизни человека, учебная книга и её справочный
аппарат.

20

Практика: Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление
рукописной книги.
Тема 3 «Литературная гостиная. Книгочтей — любитель чтения»
Теория: Библиотека, библиотечный формуляр, поиск книги по каталогам,
алфавитный каталог, назначение библиотечного каталога, работа с
каталожной карточкой.
Практика: Викторина «Что вы знаете о книге?»
Игра «Я - библиотекарь»
Тема 4 «Литературная гостиная. Осень в русской поэзии»
Теория:Прививать интерес детей к русской поэзии. Отработать навыки
выразительного чтения.
Практика:Чтение стихов Ф. И. Тютчева, А. К. Бальмонта. Рассматривание
картины «Осень». Слушание музыки П. И. Чайковского. Рисование «Ковер
из листьев».
Тема 5«Литературная гостиная. Книги-сборники В. Драгунского, Н. Носова и
других детских писателей»
Теория: Знакомство с произведениями из книги-сборника.
Практика: Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг»
Тема 6 «Литературная гостиная. Крупицы народной мудрости»
Теория: Книги-сборники малых жанров фольклора.
Практика: Творческая работа «Пословицы о труде»
Тема 7«Литературная гостиная. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по
тропинкам фольклора»
Теория: Пословица, темы пословиц, объяснение смысла пословиц.
Практика:Работа над проектом «Цветок народной мудрости»
Тема 8«Литературная гостиная. Книги писателей-сказочников»
Теория: Знакомство с книгами-сборниками писателей- сказочников.
Практика: Оформление выставки книг сказок, обзор выставки
Тема 9«Литературная гостиная. Творческая работа «Лукошко сказок»
Теория: Чтение выбранной книги.
21

Практика: Мини-проект «Лукошко сказок»
Тема 10«Литературная гостиная. Книги о семье»
Теория: Жанры произведений о семье (стихотворения, пословицы, сказки,
рассказы, колыбельные песни)
Практика: Литературная игра «По страницам учебника». Рукописная книга
«Семья»
Тема 11«Литературная гостиная. По страницам любимых книг»
Теория: Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Практика: Коллективная творческая работа - комиксы и весёлые истории.
Проект « Комиксы»
Тема 12«Литературная гостиная. Книги о защитниках Отечества»
Теория: Былины и сказы о защитниках Отечества.
Практика: Оформление выставки книг. Оформление рукописной книги
«Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания,
рисунки.
Тема 13«Литературная гостиная. С. Алексеев «Рассказы о Великой
Отечественной войне»
Теория: Знакомство с рассказами Алексеева о решающих сражениях
Великой отечественной войны.
Практика:Работа над рассказом «Испаряются», «Не пустили»
Тема 14 «Литературная гостиная. Итоговое занятие «Русские поэты и
писатели детям»
Теория:Закрепить знания детей в жанровом разнообразии литературы
(сказки, рассказы, стихи, малые формы фольклора).
Практика:Презентация «Волшебные предметы». Игра «Продолжи
стихотворение»
Тема 15 «Я и мое здоровье. Наши знания о здоровом образе жизни»
Теория: Здоровый образ жизни и его составные части.
Практика: Викторина «Наши знания о здоровом образе жизни». «Игра путешествие в город Здоровейск»
22

Тема 16 «Я и мое здоровье. Мой организм – целая планета»
Теория: Беседа о том, как функционирует организм человека.
Практика: Мини – проект «Мой организм - целая планета»
КВН «Что для здоровья хорошо, а что бывает плохо?»
Тема 17 «Я и мое здоровье. Сон – лучшее лекарство»
Теория: Беседа о значении сна для здоровья организма.
Практика: Практическая работа в группах. Мини – проект «Сон для
здоровья»
Тема 18 «Я и мое здоровье. Обтирание и обливание»
Теория: Водные процедуры, закаливание, его значение для укрепления
здоровья.
Практика: Оформление памятки «Закаливание»
Тема 19 «Я и мое здоровье. Море для моего здоровья»
Теория: Беседа о пользе для здоровья морской воды и морского воздуха.
Практика: Конкурс рисунков «Кладовая моря»
Тема 20«Я и мое здоровье. Что такое иммунитет»
Теория: Презентация «Мой иммунитет». Прививки.
Практика: Тест «Иммунитет»
Тема 21 «Я и мое здоровье. Правила безопасности при занятиях спортом»
Теория: Беседа «Как сделать спорт безопасным»
Практика: Инструктаж по ТБ при занятиях спортом
Тема 22 «Я и мое здоровье. Почему устают глаза?»
Теория: Влияние гаджетов на здоровье глаз.
Практика: Гимнастика для снятия напряжения с глаз
Тема 23 «Я и мое здоровье. Сколиоз. Как его предотвратить?»
Теория: Беседа о том, какое значение имеют физические упражнения для
формирования правильной осанки.
Практика: Составление комплекса физических упражнений «Моя осанка»
Тема 24 «Я и мое здоровье. Игры и травмы»
Теория: Беседа о том, какие травмы можно получить во время игр.
23

Практика: Инструктаж по технике безопасности во время подвижных игр.
Тема 25 «Я и мое здоровье. Переутомление и утомление»
Теория: Что такое переутомление? Как его избежать?
Практика: Составление памятки «Как избежать переутомления»
Тема 26 «Я и мое здоровье. Итоговое занятие»
Практика: Итоговое тестирование «Что я знаю о ЗОЖ»
Тема 27 «Школа вежливости. Как быть прилежным и старательным»
Теория: Беседа о прилежании в учебной деятельности.
Практика: Игра «Прилежание и старание залог успешной учебы!»
Тема 28 «Школа вежливости. Наш труд в классе»
Теория: Беседа о значении общественно-полезного труда школьников.
Практика: Игра «Строители». Практическая работа «Мой уютный класс»
Тема 29 «Школа вежливости. Мой труд каждый день дома»
Практика: Практическая работа «Люблю я взрослым помогать»
Тема 30 «Школа вежливости. Культура внешнего вида»
Практика: Представление моделей школьной формы, конкурс рисунков
Тема 31 «Школа вежливости. Каждой вещи своё место»
Теория: Значение правильной организации учебного места школьника для
успешной учебы.
Практика:Работа в группах - составление коллажа «Как организовать
рабочее место школьника»
Тема 32 «Школа вежливости. Умейте ценить своё и чужое время»
Теория: Беседа «Делу время, потехе час»
Практика: Творческая работа в группах «Мое время»
Тема 33 «Школа вежливости. Как вести себя на улице и дома»
Теория:Обсудить с детьми правила поведения на улице и дома.
Практика: Групповая работа: «Объяснение ситуации»
Тема 34 «Школа вежливости. Как приветствовать людей и знакомиться с
ними»
Теория: Правила этикета во время знакомства
24

Практика: Ролевая игра «Знакомство». Работа в парах «Оценка ситуаций»,
анализ ситуаций, выявление ошибок в поведении героев.
Тема 35 «Школа вежливости. Познавательно-развлекательная программа
«Школа вежливых наук»
Практика: Конкурс «Волшебные слова», кроссворды, ребусы.
Тема 36 «Школа вежливости. Итоговое занятие»
Практика: Итоговое тестирование «Чему нас научили уроки
нравственности?»
Тема 37 «Экологическая азбука. Тигр - самая большая кошка на Земле»
Теория: Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание
ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа
В.Зотова «Тигр»
Практика: Составлениесловесного портрета.
Тема 38 «Экологическая азбука. Косуля - самый маленький европейский
олень»
Теория: Рассказ о косуле. Разгадывание кроссворда, загадок. Чтение
рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля».
Практика: Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги»
Тема 39 «Экологическая азбука. Ворона - «интеллектуальная» птица»
Теория: Рассказ о вороне. Загадки, народные приметы. Чтение и анализ
рассказа В. Зотова «Ворона»
Практика: Составление словесного портрета
Тема 40 «Экологическая азбука. Воробей - самая распространённая птица на
Земле»
Теория: Знакомство с маленькой птичкой нашей страны - воробьём. Загадки,
пословицы, народные приметы.
Практика: Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Тема 41 «Экологическая азбука. Ворон - красивая, умная птица»
Теория: Книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон»
Практика: Работа в группах «Рисование ворона»
25

Тема 42 «Экологическая азбука. «Лесной доктор» - дятел»
Теория: Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»? Отгадывание загадок.
Работа над скороговорками, пословицами, поговорками,народными
приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Практика: Оформление книжки «Лесной доктор»
Тема 43 «Экологическая азбука. Сорока - белобока - «лесная сплетница»»
Теория: Просмотр видеоролика о сороке. Загадки, пословицы, поговорки.
Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока»
Практика: Чтение стихотворения «Сорока - трещётка»
Тема 44 «Экологическая азбука. Галка - городская птица»
Теория: Беседа о галке. Сообщения учеников. Разгадывание кроссворда и
загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка».
Практика: Работа в группах «Собираем мозаику».
Тема 45 «Экологическая азбука. Загадочная птица - кукушка»
Теория: Рассказ учителя о кукушке (энциклопедия). Сообщения учеников.
Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В.
Бианки «Кукушонок»
Практика: Работа над народными приметами и поговорками.
Тема 46 «Экологическая азбука. Любимая птица - снегирь»
Теория: Беседа о маленькой и красивой птице - снегире. Разгадывание
загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Работа над
пословицами и народными приметами.
Практика: Выполнение аппликации «Снегирь»
Тема 47 «Экологическая азбука. Наш добрый сосед - скворец»
Теория: Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения
учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова
«знахари». Чтение стихотворения «Скворец».
Практика: Мини - проект «Вестник весны»
Тема 48 «Экологическая азбука. Соловей - «великий маэстро»
26

Теория: Рассказ «Знакомство с соловьём». Сообщения учеников. Загадки,
народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ
рассказа В. Зотова «Соловей».
Практика: Конкурс рисунков.
Тема 49 «Экологическая азбука. «Пернатая кошка» - сова»
Теория: Знакомство с «Пернатой кошкой» - совой. Сообщения учеников.
Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова».
Практика: Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»
Тема 50 «Экологическая азбука. Итоговое занятие о птицах»
Теория: Рассказ «О чём поют птицы». Разгадывание загадок и ребусов.
Практика: КВН «Крылатая компания».
Игра - соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на
картинке», «Кто так поёт?», «Почему их так зовут?»
Тема 51 «Познай себя.Тренировка зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций»
Практика: Выполнениеупражнений и заданий в тетради. Динамическая
пауза («Четыре стихии», «Из чего»). Графический диктант. Штриховка.
Тема 52 «Познай себя.Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать»
Практика: Выполнение упражнений и заданий. Динамическая пауза
«Гимнастика в зоопарке», «Да - нет». Графический диктант. Штриховка.
Тема 53 «Познай себя. Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления»
Практика: Психогимнастика, выполнение упражнений и заданий.
Динамическая пауза «Четырестихии», «Заверши предложение». Решение
ребусов. Графический диктант, штриховка.
Тема 54 «Познай себя. Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций»

27

Практика: Психогимнастика, разминка (вопросы – ответы). Работа в
тетради. Динамическая пауза «Нос, пол, потолок», «Смена имен».
Графический диктант, штриховка.
Тема 55 «Познай себя.Развитие концентрации внимания. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной координации»
Практика: Выполнение упражнений и заданий. Динамическая пауза
«Запрещенное движение», «Зеркало». Графический диктант, штриховка.
Тема 56 «Познай себя. Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать»
Практика: Выполнение упражнений и заданий в тетради. Динамическая
пауза «Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…». Графический диктант,
штриховка.
Тема 57 «Познай себя. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование
мыслительных операций»
Практика: Психогимнастика, выполнение упражнений и заданий в тетради.
Графический диктант, штриховка.
Тема 58 «Познай себя. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций»
Практика: Выполнение упражнений «Четыре стихии», «Да - нет».
Графический диктант. Штриховка.
Тема 59 «Познай себя. Развитие логического мышления»
Теория: Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать.
Практика: Психогимнастика, выполнение упражнений и заданий «Лево право», «Будь внимателен», графический диктант, штриховка.
Тема 60 «Познай себя. Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления»
Практика: Выполнение упражнений «Четыре стихии», «Да - нет».
Графический диктант, штриховка.
28

Тема 61 «Познай себя. Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций»
Практика: Психогимнастика, разминка (вопросы – ответы). Выполнение
упражнений и заданий. Динамическая пауза «Гимнастика в зоопарке», «Да нет». Графический диктант.
Тема 62 «Познай себя. Развитие концентрации внимания. Развитие
пространственного восприятия и сенсомоторной координации»
Практика: Психогимнастика, разминка (вопросы – ответы). Выполнение
упражнений и заданий. Динамическая пауза «Четыре стихии», «Что можно
сделать из…». Решение ребусов.
Тема 63 «Познай себя. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование
мыслительных операций»
Практика: Психогимнастика, разминка (вопросы – ответы). Выполнение
упражнений и заданий. Динамическая пауза «Запрещенное движение»,
«Зеркало». Графический диктант.
Тема 64 «Познай себя. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций»
Практика: Психогимнастика, разминка (вопросы – ответы). Выполнение
упражнений и заданий. Графический диктант, штриховка.
Тема 65«Познай себя. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование
мыслительных операций»
Практика: Психогимнастика, разминка (вопросы – ответы). Выполнение
упражнений и заданий. Динамическая пауза «Лево - право», «Будь
внимателен». Графический диктант, штриховка.
Тема 66 «Познай себя. Итоговая диагностика «Чему мы научились».
Практика: Выполнение диагностических заданий.
Тема 67 Самоподготовка. Выполнение и проверка домашнего задания.
Практика:Развитие умственных способностей учащихся. Формирование
обще - учебных навыков и умений, потребности самостоятельного
добывания знаний.
29

Планируемые результаты.
Личностные результаты:
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика)
 оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей
 формировать

основы

российской

гражданской

идентичности,

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю
России,

осознавать

принадлежность;

свою

формировать

этническую
ценности

и

национальную

многонационального

российского общества
 развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный
смысл учения
 самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для
всех

людей

правила

поведения

(основы

общечеловеческих

нравственных ценностей)
 формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работу на результат,
бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
 определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем
 овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления
 активно использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных
и познавательных задач

30

 использовать различные способы поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации
 овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать
аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение
 определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о
распределении

функций

осуществлять

взаимный

и

ролей

в

совместной

деятельности;

контроль

в

совместной

деятельности,

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
 осваивать доступные способы

изучения

природы и общества

(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.
с получением информации из семейных архивов, от окружающих
людей, в открытом информационном пространстве)
 развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в окружающем мире
 оценивать правильность поведения людей в природе, быту.

31

Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
Материально-техническое обеспечение:
 Видео, -аудиоаппаратура (ПК, видеопроектор, экран,
принтер, аудиоколонка, флешкарта)
 Рабочие листы к занятию, инструкционные, технологические
карты,

задания,

упражнения,

карточки,

наглядно-

иллюстративный материал.
 Магнитная доска
 Карандаши цветные, карандаши простые, ручки, линейки,
счетные палочки
 Программа и методические разработки к ней
 Учебники, рабочие тетради
 Дидактические пособия
Кадровое обеспечение: Педагог, реализующий данную программу
должен иметь высшее педагогическое образование в области,
соответствующей профилю кружка, первую или высшую квалификационную
категорию, без предъявления требований к стажу педагогической работы.
Формы аттестации.
Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка исходного
уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится по
всем разделам программы с целью определения уровня развития детей.
Текущий контроль – это оценка качества усвоения обучающимися учебного
материала; отслеживание активности обучающихся.
Учёт знаний и умений для текущего контроля и оценки результатов освоения
программы

происходит

индивидуальных

и

путём

групповых

архивирования
проектов

творческих

обучающихся,

работ,

накопления

материалов по типу «портфолио».
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост
обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском
32

коллективе. Предполагается участие школьников в конкурсах на разных
уровнях; выпуск газет, составление кроссвордов, викторин, памяток и т.д.);
участие в интеллектуальных играх (КВН, викторины, познавательные
конкурсные программы и т.д.)
Подобная организация учёта знаний и умений для контроля и оценки
результатов освоения программы будет способствовать формированию и
поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет
способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при
котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Итоговая аттестация – это оценка уровня достижений обучающимися
планируемых

результатов

по

завершении

освоения

дополнительной

общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня
развития детей, их творческих способностей.
Способы фиксации: диагностическая карта, портфолио.
Формами

предъявления

результатов служат
диагностик,

и

демонстрации

образовательных

аналитические материалы по итогам проведения

викторины,

конкурсы,

портфолио,

праздники,

игры-

соревнования.
Информационное обеспечение:
 Интернет источники https://infourok.ru/, https://multiurok.ru/,
https://solncesvet.ru/, https://nsportal.ru/https://kopilkaurokov.ru/,
nachalniyeKlassi/meropriyatia/klassnyi_chas_v_1_klassie_my_za_zdorovyi
_obraz_zhizni, https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/196434,
https://урок.рф, https://vk.com/ .

33

Методические материалы.
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы обучения:
информативно- рецептивный; словесный; репродуктивный; эвристический;
исследовательский; метод проблемного изложения материала.
Основной

формой

групповые

занятия.

организации
Занятия

образовательного

могут

процесса

являются

быть интегрированными.

Форма

проведения интегрированных занятий зависит от программного содержания
и конкретных образовательных задач. Это могут быть тематические занятия,
занятия

в

значительные

рамках

проекта.

педагогические

Интегрированные
возможности,

занятия

снимают

раскрывают
утомляемость,

ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения,
внимания, мышления, речи и памяти. В результате интегрированных занятий
проводится большая работа для участия детей в конкурсах, подготовке
досуговых мероприятий.
Формы организации учебного занятия:
Урок - игра, интеллектуально – творческие игры, конкурс, практическое
занятие, соревнование, КВН, праздник.
Педагогические технологии:
Ведущей педагогической технологией является игровая технология, так
как игровая деятельность остается одной из ведущих у детей 7-9 лет. Также
её преимущество заключается в том, что с ее помощью раскрывается
творческий потенциал ребёнка; развивается интеллектуальные, творческие и
физические способности; формируются навыки позитивного общения со
сверстниками. Широко используются такие активные методы работы с
детьми, как ролевая игра, методы театрализации, состязательности,
34

импровизации, методы воспитывающих ситуаций (через специально
созданные педагогом условия) и другие.
Также используется технология группового обучения. Сама технология
предполагает

учебное

взаимодействие

детей,

поэтому

я

строю

взаимоотношения не с каждым учеником в отдельности, а с группой
совместно

работающих

детей

и

использую

следующие

приёмы:

кооперативное обучение, групповая дискуссия, «мозговой штурм». Игра
«Продолжи», «Снежный ком», «Охота за сокровищами».
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Технология направлена на организацию работы с текстами с целью их
усвоения,

осмысления,

размышления

над

поставленными

вопросами

(«мозговой штурм», перепутанные логические цепи, кластеры (работа с
таблицей), «Корзина идей», «Верные и не верные утверждения», «Ключевые
слова», «Лови ошибку», прогнозирование с помощью открытых вопросов.
Технология развивающего обучения. Развитие личности ребёнка на этапах
развивающего обучения предполагает:
 В деятельности целеполагания воспитываются: свобода,
целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность.
 При планировании: самостоятельность, воля, творчество, созидание,
инициатива, организованность.
 На этапе реализации целей: трудолюбие, мастерство,
исполнительность, дисциплинированность, активность.
 На этапе анализа формируются: отношения, честность, критерии
оценки, совесть, ответственность,
долг.
Методы развивающего обучения: создание проблемной ситуации, метод
решения учебных задач, учебный диалог.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества
личности, дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами
других,

сдерживать

свои

желания.
35

У

них

развивается

чувство

ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплинированность,
воля, характер.
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание,
призыв к действию, например: “Кто верней?”, “Кто быстрей?”, “Отвечай
сразу!”.
В

своей

педагогической

деятельности

использую

следующие

здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого
возраста

на

основе

личностно-ориентированного

подхода

к

детям:

физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика
для

глаз,

кинезиологические

упражнения,

мимические

упражнения,

упражнение «Путешествие на облаке».
Технология коллективной творческой деятельности позволяет создать
широкое игровое творческое поле, где каждый участник находится в
ситуации придумывания, фантазии, то есть создания чего – то нового.
Викторина «Правила дорожного движения», фото выставка «Береги
природу», стенгазета «Здоровым быть здорово».
Алгоритм учебного занятия.
В зависимости от содержания учебного занятия педагог определяет его
форму

и

выстраивает

его

структуру.

Программой

предусмотрено

использование групповых и индивидуальных форм работы (в рамках
групповых занятий). Для активизации детей и повышения интереса к
занятиям

используются

дидактические

и

малоподвижные

игры,

демонстрационный и раздаточный материал. В целях предотвращения
переутомления, разнообразные виды деятельности регулярно сменяют друг
друга. По мере необходимости проводятся физкультминутки и пальчиковые
игры в сочетании с речью. Это не только помогает снять детям
эмоциональное напряжение, но и совершенствовать речь, общую моторику и
закреплять полученные знания, т.к. физкультминутки связаны с темами
занятий.
36

Примерная структура учебного занятия
Данная

программа

рассчитана

на

групповые

занятия,

которые

предполагают индивидуальный подход к каждому учащемуся. На занятиях
используются дидактические, развивающие игры, игры-эксперименты, игрынаблюдения, конкурсы, выставки. В каждое занятие включены физминутки,
что позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную,
речевую), не выходя из учебной ситуации.
Все занятие делится на несколько частей:
1. Организационный

момент

–

подготовительный

этап

занятия,

призванный заинтересовать, увлечь детей предстоящей деятельностью.
2. Основная часть:
Непосредственно образовательная деятельность – основной этап, на
котором

решаются

поставленные

задачи.

Совместная

с

педагогом

деятельность – этап занятия, на котором педагог выступает как партнер,
носитель

культуры, которую передает детям в процессе совместной

деятельности. Самостоятельная деятельность детей - деятельность детей,
направленная

на

контроль

усвоения

материала

занятия,

которая

сопровождается организацией педагогической поддержки.
3. Заключительная часть – заключительный этап, на котором происходит
подведение

итогов

и

оценка

(самооценка)

деятельности.

37

результатов

учебной

Список литературы
1. Агеева, И. Д. Занимательные материалы по математике [Текст]:
Методическое пособие/ И. Д Агеева.– М.: ТЦ Сфера, 2016. – 240 с.
(Игровые методы обучения).
2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 2018. 240 с.
3. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция,
педагогическая поддержка. Методические рекомендации. М. 2008 г.214с.
4. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в
дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2020г.-306с
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический
конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.:
Просвещение, 2010. – 223 с
6. Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по
развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших
школьников. – М.: АРКТИ, — 2018.
7. Ковалѐва Г. Е. «Как дети читают и понимают текст» М., «Народное
образование» 2006, № 5, 71-76.
8. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: 1-4 классы
[Текст]/В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2021. – 304
9. Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской
самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской»,
«Материалы X межрегиональной научно – практической
конференции.Ч.1», под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. –
Воронеж: ВОИПКиПРО, 2020
10.МищенковаЛ. В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и
что такое плохо», Программа, методическое пособие; -М., РОСТ книга, 2019г.
38

11.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е « 135 уроков здоровья,
или школа докторов природы».-М., ВАКО 2014г.
12.Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
13.Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 1
класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.
14.Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 2
класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.
15.В.Г.Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей младшего
школь-ного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.
16.Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1
класс/ сост.– М.: Издательство «Экзамен», 2011.

39

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».