Балеро

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………

3

Учебный план первого года обучения……………………….....................................

6

Учебный план второго года обучения………………………....................................... 8
Учебный план третьего года обучения………………..…………………………

10

Условия реализации программы……………………………………………………

12

Диагностика планируемых результатов и оценочные материалы.Мониторинг 13
оценки результативности освоения программы……………...............................
Протокол результатов………………………………………………….......................

19

Формы выявления, фиксации и предъявления результатов обучения по 20
программе………………………………………………………………....
Методическое обеспечение…………………………………………

21

Список литературы для детей и педагогов…………………

23

2

Данная программа это углублённый курс изучения классической хореографии с
использованием техники танца на пуантах. Программа «Балеро» является дополнением к
образовательной программе образцового художественного коллектива ансамбля танца
«Багульник» «Хореографическое искусство» и реализуется на базе МОУ ДО ДТДиМ. Танец
на пальцах является одним из главных компонентов классической хореографии. Его
легкость, пластичность, динамика и выразительность необходимы танцовщице. Движения
на пальцах вводятся тогда, когда ноги (и в особенности ступни) достаточно укреплены.
Данная программа является художественной направленности и разработана с
учетом:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
• письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»);
• Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в
Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019 № 645рп;
• Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным (дополнительным общеразвивающим)
программам детям в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, на территории Хабаровского края приказ министерства образования и
науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2;
• Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в
Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей
(Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского
края)» № 383 П от 26.09.2019 г.);
• Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ.
Актуальность программы обусловлена образовательными потребностями
конкретной категории учащихся. Эта объективная заинтересованность в определённых
образовательных услугах субъективно выражена в обращённых к системе образования
интересах и ожиданиях в отношении классического танца.
Отличительная особенность настоящей программы состоит в том, что в ней:
• классический танец адаптирован к возможностям детей разных возрастов
,определено минимальное (дающее общее физическое, музыкальное, эстетическое,
нравственное развитие и способствующее оздоровлению ребёнка) и оптимальное
(позволяющее говорить о начале формирования танцевальной культуры) содержание
программы, которое могут освоить дети, подростки;
3

• используются развивающие и здоровье сберегающие технологии - влияние
хореографии на формирование физических и личностных качеств, эмоциональной сферы
учащихся;
• предложены приёмы интеграции и способы синхронизации хореографии с
предметами общеобразовательного цикла по историческому принципу; подобран
диагностический инструментарий, позволяющий определить гармонизирующее влияние
хореографии на развитие обучающихся.
Адресат программы: программа адресована детям 9 - 12 лет, прошедших курс
обучения по образовательной программе «Хореографическое искусство», стартовый
уровень», при индивидуальном отборе с целью выявления необходимых физических
способности и хореографической подготовки.
Объём и сроки усвоения: программа рассчитана на 3 года обучения, объём
программы – 324 часа.
Режим занятий:
Год
Часы за неделю
Часы за год
обучения
I год
3
108
II год
3
108
III год
3
108
ИТОГО
324ч
Форма обучения: очная.
Формы занятий:
Теоретические занятия
Практические занятия
Итоговые занятия
Рассказ,
объяснение, Практические занятия, мастер- Зачет, тестирование, выполнение
показ.
класс,
репетиции,
класс- контрольных заданий творческий
концерт, конкурс, фестиваль.
отчет.
Формы организации деятельности на занятиях:
 групповые
 индивидуальные
 фронтальные
Цель программы: Повышение исполнительского мастерства учащихся посредством
освоения основ классического танца.
Задачи:
Предметные:
 развивать навыки правильного и выразительного движения в области классического
танца;
 выработать необходимые двигательные навыки;
 научить правильной технике выполнения упражнений пальцевой техники;
 повышать уровень теоретических знаний.
Метапредметные:
 формировать художественно-эстетический вкус;
 поддерживать и развивать природные танцевальные данные;
4

 развивать координацию движений;
 развивать наблюдательность, повышенную скорость реакции;
 содействовать развитию творческой активности подростков;
Личностные:
 воспитать личностные качества: веру в свои силы, дисциплинированность,
ответственность;
 поддерживать уважительное отношение к искусству танца, к культурному наследию
собственной страны и народов мира;
 обучать умению контролировать процесс и результативность учебной деятельности;
 воспитать чувство гармонии, эстетики движения, жеста.

5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Первого года обучения
Задачи первого года обучения: познакомить девочек с пальцевой техникой
классического танца, укрепить устойчивость стопы, укрепить корсет мышц спины.
Выучить базовые движения на пуантах.
№ Названия раздела
1.
2.

108 часов
всего теория
Вводное занятие
1
1
Основы классического танца и пальцевой 59
4
техники.

3.

Экзерсис на середине зала.

22

2

4
5

Постановка концертного номера.
Контрольный урок.
ИТОГО:

24
2
108

1
8

Форма
практика контроля
Зачёт
Зачёт,
55
контрольный
урок
Зачёт,
20
контрольный
урок
24
Концерт
Открытый урок
1
100

Содержание учебного плана первого года обучения.
1. Вводное занятие.
Решение организационных вопросов. Планы на год, постановка целей и задач.
Напоминание учащимся правил техники безопасности.Учимся правильно обувать пуанты.
2. Основы классического танца и пальцевой техники.
Занятия на укрепления всех групп мышц, совершенствование хореографической
техники. Знакомство с базовыми элементами танца на пуантах.
Теория:
1.«Балет- это?»;
2. «Важные мышцы стопы»
Практика:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Вскоки в пуантах по I, II и V позиции лицом к станку;
Pasreleve по I, II и V позиции лицом к станку;
Paséchappé с I и V позиции с окончанием на II позицию лицом к станку;
Pas assemblésoutenuлицомкстанку;
Sissonne simple лицом к станцу;
Pasdebourrée с переменой ног лицом к станку;
Pascouru вперед и назад по невыворотной I позиции лицом к станку;
Pasdebourréesuivi по V позиции без продвижения и с продвижением в сторону
лицом к станку.

6

3. Экзерсис на середине зала.
Первоначально движения изучаются лицом к палке, по мере усвоения переносятся
на середину зала.
Теория:
1.«Основа выполнения движения на середине зала».
Практика:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Вскоки в пуантах по I, II и V;
Paséchappé с I и V;
Шаги по VI позиции с подниманием ног назад;
Pascouru вперед и назад по невыворотной I позиции;
Pasdebourréesuivi по V позиции без продвижения и с продвижением в сторону;
Повороты на одном месте по V позиции при помощи pasdebourréesuivi.

4.Постановка концертного номера.
Разработка новых танцевальные номеров, где есть возможность распределение
исполнителей в новой постановке по правильности исполнения движения и умений.
Объяснение смысла изучаемых номеров. Знание того, что должен исполнитель в этом танце
рассказать зрителю.
5.Контрольный урок.
Теория:
1.Проверка теоретических знаний и терминологии.
Практика:
1.Открытый урок. Целью является мониторинг развития способностей детей.
Планируемы результат по окончанию первого года обучения.
Предметные результаты:
• Будут знать: хореографические элементы и комбинации; терминологию
классического танца;
• Научаться исполнять базовые элементы пальцевой техники у станка;
• Осознают свой «апломб» при исполнении движений на пальцах;
• Научаться крепкой работе мышц стопы.
Метапредметные результаты:
• Будут владеть навыками мышечного напряжения и расслабления;
• Будут уметь координировать свои усилия с усилиями других;
• Будут уметь соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
• Будут уметь владеть своим мышечным аппаратом и навыками координации
движения.
Личностные результаты:
• Приобретут эмоционально-ценностное отношение к искусству, танцевальной
деятельности;
• Будут более наблюдательным и внимательным.
7

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Второго года обучения
Задачи второго года обучения: повторение и развитие навыков первого года
обучения; выработка силы ног за счет увеличения повторений однородных движений в
более подвинутом музыкальном темпе.
№ Названия раздела
1.
2.

108 часов
всего теория
Вводное занятие
1
1
Основы классического танца и пальцевой 52
1
техники.

3.

Экзерсис на середине зала.

28

1

4
5

Постановка концертного номера.
Контрольный урок.
ИТОГО:

24
2
108

1
8

Форма
практика контроля
Зачёт
Зачёт,
51
контрольный
урок
Зачёт,
27
контрольный
урок
24
Концерт
Открытый урок
1
100

Содержание учебного плана второго года обучения.
1.Вводное занятие.
Решение организационных вопросов. Планы на год, постановка целей и задач.
Напоминание учащимся правил техники безопасности.
2.Основы классического танца и пальцевой техники.
Теория:
1. «Вспомним, что знаем».
Практика:
1. Вскокипо IV позиции лицом к станку;
2. Pasrelevés по IV позиции лицом к станку;
3. Pasechappé по IV позиции лицом к станку;
4. Relevé на одной ноге лицом к станку;
5. Pasechappé на II позицию с окончанием на одну ногу, другая – surlecou-depiéd вперед или назад лицом к станцу;
6. Pas de bourréedessus-dessousлицомкстанку;
7. Pasjeté у станка;
8. Paspiquéfondu у станка;
9. Поворот в V позиции soutenu у станка;
3.Экзерсис на середине зала.
Теория:
1. «Образца классического танца».
8

Практика:
1. Pasdebourréesuivi и pascouru изучаются в более подвинутом музыкальном
темпе;
2. Sissonnesimple на середине зала;
3. Tempslié;
4. Pasdebourrée с переменой ног на середине зала;
5. Pasjeté на месте с открыванием ноги в сторону;
6. Pas sheneпо диагонали;
7. Поворот в V позиции soutenu по диагонали.
4.Постановка концертного номера.
Разработка новых танцевальные номеров, где есть возможность распределение
исполнителей в новой постановке по правильности исполнения движения и умений.
Объяснение смысла изучаемых номеров. Знание того, что должен исполнитель в этом танце
рассказать зрителю.
5.Контрольный урок.
Теория:
1.Проверка теоретических знаний и терминологии.
Практика:
1.Открытый урок. Целью является мониторинг развития способностей детей.

Планируемы результат по окончанию второго года обучения.
Предметные результаты:
• Усовершенствуют исполнения движений на пуантах;
• Научаться исполнять сложные координационные движения на середине зала;
• Научатся совмещать работу рук и работу ног при исполнении танцевальных
комбинаций на пуантах;
Метапредметные результаты:
• Будут владеть навыками мышечного напряжения и расслабления;
• Будут уметь владеть своим мышечным аппаратом и навыками координации
движения.
Личностные результаты:
• Будут иметь сформированные навыки уважительного отношение к истории и
культуре балета;
• Будут более наблюдательным и внимательным.
• будет воспитан художественный вкус;

9

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Третьего года обучения
Задачи третьего года обучения: дальнейшее развитие природных данных, силы ног,
устойчивости; ускорение темпа исполнения движений, начало освоения движений
entournant, развитие координации движений во всех разделах урока; работа над
выразительностью. Особое внимание уделяется сценической.
№ Названия раздела
1.
2.

108 часов
всего теория
Вводное занятие
1
1
Основы классического танца и пальцевой 41
1
техники.

3.

Экзерсис на середине зала.

40

1

4
5

Постановка концертного номера.
Контрольный урок.
ИТОГО:

24
2
108

1
8

Форма
практика контроля
Зачёт
Зачёт,
40
контрольный
урок
Зачёт,
39
контрольный
урок
24
Концерт
Открытый урок
1
100

Содержание учебного плана третьего года обучения.
1. Вводное занятие.
Постановка целей и задач. Напоминание учащимся правил техники безопасности.
2. Основы классического танца и пальцевой техники.
Теория:
1. «Вспомним, что знаем».
Практика:
1. Paséchappé на II и IV позиции у станка;
2. Tours из V позиции у станка;
3. Changement de piédустанка;
4. Pasballonnéв перёд и назад у станка;
5. Pas de bourréeen tournentустанка;
6. Подготовка к повороту fouetté с ногой на 45*;
7. Relevéentournant на одной ноге по 1/4 поворота, другая нога в положении
surlecoude-pied у станка;
8. Pas польки у станка.
3. Экзерсис на середине зала.
Теория:
1. «Образца классического танца».
Практика:
1. Pas échappé на IIentournant на ½ поворота;
10

Sissonne simple en tournantпо 1/4 и 1/2 поворота.
Tempssauté на пальцах в V позиции с продвижением вперед и назад;
Pas glissade soutenu en tournant;
Tours en dedans подиагонали;
Pas arabesque в продвижении.
Pascouru и pasdebourréesuivi в разных направлениях в более быстром
темпе.
8. Pas de bourréesuiviпокругу.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

4. Постановка концертного номера.
Разработка новых танцевальные номеров, где есть возможность распределение
исполнителей в новой постановке по правильности исполнения движения и умений.
Объяснение смысла изучаемых номеров. Знание того, что должен исполнитель в этом танце
рассказать зрителю.
5.Контрольный урок.
Теория:
1.Проверка теоретических знаний и терминологии.
Практика:
Открытый урок. Целью является мониторинг развития способностей детей.
Планируемы результат по окончанию третьего года обучения.
Предметные результаты:
• Усовершенствуют исполнения движений на пуантах;
• Научаться исполнять движения в более быстром музыкальном темпе;
• Освоят движения освоения движений entournant;
• Научаться выразительной работе корпуса и рук в сложных комбинациях на пуантах.
Метапредметные результаты:
• Будут сформированы умения понимать причины успеха/неуспеха и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• Будут уметь определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
• Будут уметь владеть своим мышечным аппаратом и навыками координации
движения.
Личностные результаты:
• будут воспитаны чувство коллективизма, способность к продуктивному
творческому общению;
• Будут более наблюдательным и внимательным;
• Обретут понимание пластической культуры как неотъемлемой части духовной
культуры.

11

Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо соблюдение ряда следующих условий:
1. Кадровое обеспечение:
• уровень квалификации лиц, осуществляющих педагогическую деятельность по
программе «Балеро», определяется наличием высшего профессионального
образования и стажа работы по специальности не менее одного года;
2. Материально-техническое обеспечение и инфраструктура:
• просторный специализированный зал, оборудованный зеркалами и станками,
соответствующий санитарно-гигиеническим нормам (температурный режим,
световой режим и т. д.);
• наличие отдельных раздевалок для мальчиков и девочек, оборудованных
скамейками (стульями), вешалками, емкостями для мусора, туалетами и душевыми;
• наличие отдельного помещения для переодевания и отдыха педагогов;
• наличие медицинского пункта в учреждении;
• музыкальное сопровождение, концертмейстера, магнитофона для воспроизведения
музыки, телевизора для просмотра видео;
• наличие учебного, диагностического и дидактического материала;
• Наличие материалов и аксессуаров для изготовления сценических костюмов,
танцевальная обувь и сценического инвентаря.
3. Иные условия:
• Специализированная форма у учащихся: гимнастический купальник, трико, хитон,
балетки, пуанты;
• Медицинская справка

12

Диагностика планируемых результатов и оценочные материалы
Формы аттестации/контроля
За период обучения дети получают определенный объем знаний и умений, качество
которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводится промежуточный контроль участие в концертах, сдача зачетов в форме тестов и контрольных занятий. Обязательным
и важным элементом учебного процесса является систематический контроль усвоения
учебного материала учащимися.
Виды контроля обучающихся:
Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование;
мониторинг, педагогическое наблюдение;
Текущий контроль (в течении года) – опрос, зачёт, контрольные задания, участие в
концертных программах;
Итоговый контроль (итоговая аттестация) – участие в концертах и конкурсах разного
уровня, мониторинг, контрольное занятие по окончанию года

Диагностика планируемых результатов
Результаты
Предметные результаты
Умеют различать танцевальные мелодии по их
характеру,
танцевальному
направлению,
слышат и используют в танце ритм мелодии.
Умеют правильно выполнять упражнения по
классическому и русскому танцу.
Знают терминологию классического танца.

Методика
Опрос
Наблюдение
Наблюдение

Опрос
Наблюдение
Тестирование (тест составляется педагогом на
основе пройденного материала)
Готовы (физически и эмоционально) и могут Наблюдение
участвовать в концертах
Анализ практической работы
Беседа
Метапредметные результаты
Организовывают, при помощи родителей, Наблюдение
самостоятельную домашнюю работу для Беседа с родителями
отработки пройденного материала.
Анализ работы
Умеют анализировать окружающий мир, Беседа
явления
и
отличают
«красивое»
от Опрос
«некрасивого».
Наблюдение
Умеют концентрироваться на работе, быстро и Опрос
надолго запоминают пройденный материал.
Наблюдение
Умеют правильно ставить свое тело, стараются Наблюдение
всегда держать красивую осанку.
Выполняют более сложные координационные Наблюдение
движения,
стали
более
гибкими
и
пластичными.
13

Личностные результаты
Могут свободно взаимодействовать с людьми
разного возраста, пола, национальности,
активно участвуют в общественной жизни.
Проявляют интерес к здоровому образу жизни

Наблюдение
Анализ
мероприятий,
проведенных
в
коллективе
Наблюдение,
опрос
Проявляют внимание и сочувствие к Наблюдение
окружающим, стараются помогать другим в Анализ поведения мероприятий в коллективе
различных ситуациях.
Беседа с родителями
Проявляют интерес к культуре танца, Наблюдение
интересуется культурой своей страны
Беседа
Беседа с родителями

Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии,
так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие
параметры оценивания включают: балетные данные, музыкально-ритмические
способности, сценическая культура.
Параметры и критерии оценивания уровня хореографической подготовки
Параметры

Балетные данные

Музыкально-ритмические способности

Сценическая культура

Критерии
• осанка
• выворотность
• танцевальный шаг
• подъем стопы
• гибкость
• прыжок
• чувство ритма
• координация движений:
• нервная
• мышечная
• двигательная
• музыкально-ритмическая
координация
• эмоциональная выразительность
• создание сценического образа

14

Критерии оценивания результатов освоения программы
Параметры /отметка
Знание терминологии
пройденных движений

«3»
Слабое знание терминологии движений,
изучаемых в данном классе

Знание методики
исполнения отдельныхPas

Слабое знание правил исполнения
элементов экзерсиса, применение их на
практике только с помощью учителя.

Исполнение движений в
соответствии с темпом и
ритмом музыкального
сопровождения
Запоминание и исполнение
танцевальных композиций
на основе пройденного
материала.
Координация
движений во всех разделах
урока

Сложно согласовывает свои движения с
темпом и ритмом музыкального
сопровождения изза слабо развитого
мышечного аппарата
Запоминает комбинации слабо, а
исполняет танцевальные композиции на
основе пройденного материала вяло и не
достаточно выразительно
Слабо владеет
музыкальнодвигательными навыками,
испытывает большие затруднения при
исполнении сложных сочетаний
танцевальных Pas в координации с
движением рук и корпуса
Не хватает выразительности, в пластике
проявляется «зажатость» при передаче
образных ассоциаций музыки

Пластическая
выразительность

«4»
Знание терминологии движений,
изучаемых в данном классе, не всегда
стабильно
Знает правила исполнения элементов
экзерсиса, но не всегда может их
использовать на практике
самостоятельно.
Слышит начало музыкальной фразы и
её окончание, но не всегда может
согласовать свои движения с темпом
музыки
Запоминает и исполняет танцевальные
композиции на основе пройденного
материала достаточно выразительно,
но не всегда уверенно
Владеет музыкальнодвигательными
навыками, испытывает некоторые
затруднения при исполнении сложных
сочетаний танцевальных Pas в
координации с движением рук и
корпуса
Пытается выражать в
пластике общее содержание музыки,

15

«5»
Полностью владеет знанием
терминологии движений,
изучаемых в данном классе
Знает правила исполнения
элементов экзерсиса и умеет их
использовать на практике
самостоятельно.
Хорошо слышит начало
музыкальной фразы и её
окончание, умеет согласовывать
свои движения с темпом музыки
Запоминает и исполняет
танцевальные композиции на
основе пройденного материала
уверенно и выразительно.
Хорошо владеет
музыкальнодвигательными
навыками, исполняет сложные
сочетания танцевальных Pas в
координации с движением рук и
корпуса
Умеет выражать в
пластике общее содержание

Творческая активность

её образные ассоциации
эмоционально, но не хватает яркости
Творчески мало активен, пытается
Творчески активен, способен
составлять комбинации упражнений, но в составлять комбинации упражнений в
основном с помощью учителя
частичном объеме с помощью учителя

музыки, её образные ассоциации
ярко и эмоционально
Творчески всегда активен,
способен свободно составлять
комбинации упражнений
самостоятельно

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1. Терпение

2. Воля
3. Самоконтроль

1. Самооценка.

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

I. Организационно-волевые качества:
Способность переносить (выдерживать)
- терпения хватает меньше, чем на ½ занятия;
известные нагрузки в течение определенного - терпения хватает больше, чем на ½ занятия;
времени, преодолевать трудности.
- терпения хватает на все занятие.
Способность активно побуждать себя к
практическим действиям.

— волевые усилия ребенка побуждаются извне;
— иногда — самим ребенком;
— всегда — самим ребенком.
Умение контролировать свои поступки
— ребенок постоянно действует под воздействием
(приводить к должному результату свои
контроля извне;
действия).
— периодически контролирует себя сам;
— постоянно контролирует себя сам.
II.Ориентационные качества
Способность оценивать себя адекватно
- завышенная;
реальным достижениям.
- заниженная;
- нормальная.
16

Возможное
кол-во
баллов

Форма
диагностики
Наблюдение

1
5
10
1
5
10
1
5
10
Опрос
1
5
10

2. Интерес к
занятиям

Осознанное участие ребенка в освоении
образовательной программы.

- интерес к занятиям продиктован ребенку извне;
- интерес периодически поддерживается самим
ребенком;
- интерес постоянно поддерживается ребенком
самостоятельно.

17

1
5
10

Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
• Осанка. Для занятий танцами кроме хорошего физического развития необходимо
выработать правильную осанку. Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым
поясом.
• Выворотность–способность развернуть ноги (в бедре, голени и стопе) наружу. Она
за-висит от двух факторов: от строения тазобедренного сустава и строения ног.
Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к двенадцати годам.
• Подъем стопы – изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема (высокий,
средний, маленький) находится в прямой зависимости от строения стопы и эластичности
связок.
• Танцевальный шаг – способность свободно поднимать ногу на определенную
высоту в сторону, назад, вперед при выворотном положении обеих ног.
• Гибкость тела зависит от гибкости позвоночного столба. Степень подвижность
определяется строением и состоянием позвоночных хрящей.
• Прыжок, его высота и легкость зависят от силы мышц, согласованности всех частей
тела (сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного,
стопы и пальцев).
• Координация движений. Среди двигательных функций особое значение для танца
имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную,
мышечную, двигательную.
Нервная координация определяет чувство ритма, равновесия, различных поз,
осанки, запоминание движения и зависит от работы зрительного и вестибулярного
аппаратов.
Для мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое
обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).
Двигательная координация – это процесс согласования движений тела в
пространстве и во времени (одновременное и последовательное).
• Музыкально – ритмическая координация
Это умение согласовывать движения тела во времени и пространстве под музыку.
• Эмоциональная выразительность – это наличие актерского мастерства, умение
свободно держаться на сцене.
Определение результата: максимальное количество баллов, которое может
получить учащийся – 85 баллов. Уровень результативности учащегося определяется по
количеству набранных баллов:
высокий уровень – 60-85 баллов
средний уровень – 16 – 59 балла
низкий уровень – 0 - 15 баллов
Таблица мониторинга
№ Ф.И.
Термино Основные Терпе Воля Самоко Сотрудн Ито Уровень
ребёнка
логии
движения ние
нтроль ичество го

18

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
промежуточной аттестации учащихся
детского объединения ____________________________МОУ ДО ДТДиМ
_________________ учебный год
Ф.И.О. педагога__________________________________________________________
№ группы_______________________________________________________________
Дата проведения аттестации________________________________________________
№
п/п

Фамилия, имя ребенка

Год
обучения

Форма
проведения

Итоговая оценка

Итоги промежуточной аттестации:
Критерии оценки
Высокий уровень

Кол-во учащихся

Средний уровень
Низкий уровень
________ учащихся переведено на следующий этап (год) обучения.
________ учащихся оставлено на этом же этапе обучения
Подпись педагога_________________________
Подписи членов
аттестационной комиссии ________________ / ________________/
________________ /_________________/
________________ /_________________

19

% учащихся

Формы выявления, фиксации и предъявления результатов обучения по
программе
Способы и формы
выявления результатов

Способы и формы
фиксации результатов

Способы
и
формы
предъявления
результатов
контрольных Контрольные занятия
Открытые занятия

Беседа, опрос, наблюдение
Праздничные мероприятия
Открытые
и
итоговые
занятия

Протоколы
уроков
Видеозапись
Фотографии
Отзывы (детей, родителей,
организаций)

20

Методическое обеспечение образовательной программы.
Методы и приёмы обучения.
Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе можно
условно разделить нанаглядные, словесные и практические.
Кроме того, в методическом арсенале педагога есть методы с ярко выраженной
психолого-педагогической доминантой, а также более локальные, частные, специфические
приёмы, в которых преобладает хореографическая составляющая (постановочные и
исполнительские).
Наглядный метод обучения включает:
 образный показ педагога;
 эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;
 подражание образам окружающей действительности;
 приём тактильно-мышечной наглядности;
 наглядно-слуховой приём;
 демонстрацию эмоционально-мимических навыков;
 использование наглядных пособий.
Словесный метод обучения включает:
 рассказ;
 объяснение;
 инструкцию;
 лекцию;
 беседу;
 анализ и обсуждение;
 словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;
 раскладки хореографического па;
 закрепление целостного танцевального движения-комбинации;
 словесную репрезентацию образа хореографического движения.
Практический метод обучения обогащен комплексом приёмов, сочетающих
наглядность и слово:
 игровая ситуация;
 детское «сотворчество»;
 соревновательность и переплясность;
 использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
 выработка динамического стереотипа (повторяемости и повторности однотипных
движений);
 фиксация отдельных этапов хореографических движений;
 сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
 приём пространственной ориентации;
 развитие основных пластических линий;
 музыкальное сопровождение танца как методический приём;
 хореографическая импровизация;
 приём художественного перевоплощения.
Принципы обучения:
 принцип последовательности,
 принцип постепенности,
 принцип доступности,
 принцип наглядности в освоении материала.
21

Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному,
опирается на индивидуальные особенности ученика интеллектуальные, физические,
музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей образовательной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и
задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
обучения балетной гимнастики.
Используемые на занятиях педагогические технологии:
• личностно-ориентированное обучение;
• технология сотрудничества;
• технология саморазвития
• технология развивающего обучения;
• информационная технология
• здоровьесберегающие

22

Список используемой литературы
1. Абдоков Ю. Музыкальная поэтика хореографии: пластическая интерпретация
музыки в хореографическом искусстве. Взгляд композитора. - Москва: МГАХ:
РАТИ-ГИТИС, 2009. - 272с.
2. Антоненко Г.С. Задачи педагога-хореографа в работе с детским хореографическим
коллективом / Г.С.Антоненко // Хореографическое искусство. - Киров: Диамант,
2007. - 156с.
3. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. - СПб.: Лань, 2006. - 240с.
4. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - СПб.: Лань, 2002. - 158с.
5. Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов, хореографическая
педагогика. - СПб.: СПбГУП, 2000. - 287с.
1. Звездочкин В.А. Классический танец: учеб.пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. 410с.
2. Звездочкин В.А. Творчество Леонида Якобсона. - СПб.: Гуманитарный
университет профсоюзов, 2007 - 219с.
3. Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца. - Л.: Искусство,
1976. - 266с.
4. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца (с 1 по 8 классы): учебнометодическое пособие. - Л.: Искусство, 1981. - 282с.
5. Козлов Н.И. Пластическая выразительность как один из определяющих
компонентов в создании художественного образа. - СПб.: Композитор, 2006. - 120с.
6. Красовская В.М. История русского балета. - СПб.: Планета музыки, Лань, 2010. 312с.
7. Красовская В.М. Балет сквозь литературу. - СПб.: АРБ им. Вагановой, 2005. - 421с.
8. Маца И.Л. Идея и образ. Очерки по теоретическому искусствознанию. - М., 1930. 330с.
9. Мессерер, А.М. Уроки классического танца. - М.: Искусство, 1967. - 552с.
10. Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. - М., 1990. - 450с.
11. Митрохина Л.В. Основы актерского мастерства в хореографии: учеб.пособие. Орел: Орловский гос. институт искусств и культуры, 2003. - 108с.
12. Мориц В.Э., Тарасов Н.И., Чекрыгин А.И. Методика классического тренажа. СПб.: Лань, 2009. - С.4-5.
13. Музыкальная форма / ред. Ю.Н. Тюлина, Т. Бершадской, И. Пустыльника. - 2-е
изд., испр. и доп. - М.: Музыка, 1974. - 360с.
14. Мюллер В.Н. Декорационное оформление спектакля. - М.: Искусство, 1956. - 101с.
15. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика :
учебное пособие/ науч. ред. В.А. Звездочкин, рук.авт. кол. Ю.И. Громов. - СПб.:
СПбГУП, 2006.- 632с.
16. Тарасов Н.И. Классический танец. - М.: Искусство, 1981. - С.16-22

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».