СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка…………………………………………………………… 3 Учебный план первого года обучения………………………..................................... 6 Учебный план второго года обучения………………………....................................... 8 Учебный план третьего года обучения………………..………………………… 10 Условия реализации программы…………………………………………………… 12 Диагностика планируемых результатов и оценочные материалы.Мониторинг 13 оценки результативности освоения программы……………............................... Протокол результатов…………………………………………………....................... 19 Формы выявления, фиксации и предъявления результатов обучения по 20 программе……………………………………………………………….... Методическое обеспечение………………………………………… 21 Список литературы для детей и педагогов………………… 23 2 Данная программа это углублённый курс изучения классической хореографии с использованием техники танца на пуантах. Программа «Балеро» является дополнением к образовательной программе образцового художественного коллектива ансамбля танца «Багульник» «Хореографическое искусство» и реализуется на базе МОУ ДО ДТДиМ. Танец на пальцах является одним из главных компонентов классической хореографии. Его легкость, пластичность, динамика и выразительность необходимы танцовщице. Движения на пальцах вводятся тогда, когда ноги (и в особенности ступни) достаточно укреплены. Данная программа является художественной направленности и разработана с учетом: • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р). • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»); • Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019 № 645рп; • Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (дополнительным общеразвивающим) программам детям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на территории Хабаровского края приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2; • Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» № 383 П от 26.09.2019 г.); • Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ. Актуальность программы обусловлена образовательными потребностями конкретной категории учащихся. Эта объективная заинтересованность в определённых образовательных услугах субъективно выражена в обращённых к системе образования интересах и ожиданиях в отношении классического танца. Отличительная особенность настоящей программы состоит в том, что в ней: • классический танец адаптирован к возможностям детей разных возрастов ,определено минимальное (дающее общее физическое, музыкальное, эстетическое, нравственное развитие и способствующее оздоровлению ребёнка) и оптимальное (позволяющее говорить о начале формирования танцевальной культуры) содержание программы, которое могут освоить дети, подростки; 3 • используются развивающие и здоровье сберегающие технологии - влияние хореографии на формирование физических и личностных качеств, эмоциональной сферы учащихся; • предложены приёмы интеграции и способы синхронизации хореографии с предметами общеобразовательного цикла по историческому принципу; подобран диагностический инструментарий, позволяющий определить гармонизирующее влияние хореографии на развитие обучающихся. Адресат программы: программа адресована детям 9 - 12 лет, прошедших курс обучения по образовательной программе «Хореографическое искусство», стартовый уровень», при индивидуальном отборе с целью выявления необходимых физических способности и хореографической подготовки. Объём и сроки усвоения: программа рассчитана на 3 года обучения, объём программы – 324 часа. Режим занятий: Год Часы за неделю Часы за год обучения I год 3 108 II год 3 108 III год 3 108 ИТОГО 324ч Форма обучения: очная. Формы занятий: Теоретические занятия Практические занятия Итоговые занятия Рассказ, объяснение, Практические занятия, мастер- Зачет, тестирование, выполнение показ. класс, репетиции, класс- контрольных заданий творческий концерт, конкурс, фестиваль. отчет. Формы организации деятельности на занятиях: групповые индивидуальные фронтальные Цель программы: Повышение исполнительского мастерства учащихся посредством освоения основ классического танца. Задачи: Предметные: развивать навыки правильного и выразительного движения в области классического танца; выработать необходимые двигательные навыки; научить правильной технике выполнения упражнений пальцевой техники; повышать уровень теоретических знаний. Метапредметные: формировать художественно-эстетический вкус; поддерживать и развивать природные танцевальные данные; 4 развивать координацию движений; развивать наблюдательность, повышенную скорость реакции; содействовать развитию творческой активности подростков; Личностные: воспитать личностные качества: веру в свои силы, дисциплинированность, ответственность; поддерживать уважительное отношение к искусству танца, к культурному наследию собственной страны и народов мира; обучать умению контролировать процесс и результативность учебной деятельности; воспитать чувство гармонии, эстетики движения, жеста. 5 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Первого года обучения Задачи первого года обучения: познакомить девочек с пальцевой техникой классического танца, укрепить устойчивость стопы, укрепить корсет мышц спины. Выучить базовые движения на пуантах. № Названия раздела 1. 2. 108 часов всего теория Вводное занятие 1 1 Основы классического танца и пальцевой 59 4 техники. 3. Экзерсис на середине зала. 22 2 4 5 Постановка концертного номера. Контрольный урок. ИТОГО: 24 2 108 1 8 Форма практика контроля Зачёт Зачёт, 55 контрольный урок Зачёт, 20 контрольный урок 24 Концерт Открытый урок 1 100 Содержание учебного плана первого года обучения. 1. Вводное занятие. Решение организационных вопросов. Планы на год, постановка целей и задач. Напоминание учащимся правил техники безопасности.Учимся правильно обувать пуанты. 2. Основы классического танца и пальцевой техники. Занятия на укрепления всех групп мышц, совершенствование хореографической техники. Знакомство с базовыми элементами танца на пуантах. Теория: 1.«Балет- это?»; 2. «Важные мышцы стопы» Практика: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Вскоки в пуантах по I, II и V позиции лицом к станку; Pasreleve по I, II и V позиции лицом к станку; Paséchappé с I и V позиции с окончанием на II позицию лицом к станку; Pas assemblésoutenuлицомкстанку; Sissonne simple лицом к станцу; Pasdebourrée с переменой ног лицом к станку; Pascouru вперед и назад по невыворотной I позиции лицом к станку; Pasdebourréesuivi по V позиции без продвижения и с продвижением в сторону лицом к станку. 6 3. Экзерсис на середине зала. Первоначально движения изучаются лицом к палке, по мере усвоения переносятся на середину зала. Теория: 1.«Основа выполнения движения на середине зала». Практика: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Вскоки в пуантах по I, II и V; Paséchappé с I и V; Шаги по VI позиции с подниманием ног назад; Pascouru вперед и назад по невыворотной I позиции; Pasdebourréesuivi по V позиции без продвижения и с продвижением в сторону; Повороты на одном месте по V позиции при помощи pasdebourréesuivi. 4.Постановка концертного номера. Разработка новых танцевальные номеров, где есть возможность распределение исполнителей в новой постановке по правильности исполнения движения и умений. Объяснение смысла изучаемых номеров. Знание того, что должен исполнитель в этом танце рассказать зрителю. 5.Контрольный урок. Теория: 1.Проверка теоретических знаний и терминологии. Практика: 1.Открытый урок. Целью является мониторинг развития способностей детей. Планируемы результат по окончанию первого года обучения. Предметные результаты: • Будут знать: хореографические элементы и комбинации; терминологию классического танца; • Научаться исполнять базовые элементы пальцевой техники у станка; • Осознают свой «апломб» при исполнении движений на пальцах; • Научаться крепкой работе мышц стопы. Метапредметные результаты: • Будут владеть навыками мышечного напряжения и расслабления; • Будут уметь координировать свои усилия с усилиями других; • Будут уметь соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; • Будут уметь владеть своим мышечным аппаратом и навыками координации движения. Личностные результаты: • Приобретут эмоционально-ценностное отношение к искусству, танцевальной деятельности; • Будут более наблюдательным и внимательным. 7 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Второго года обучения Задачи второго года обучения: повторение и развитие навыков первого года обучения; выработка силы ног за счет увеличения повторений однородных движений в более подвинутом музыкальном темпе. № Названия раздела 1. 2. 108 часов всего теория Вводное занятие 1 1 Основы классического танца и пальцевой 52 1 техники. 3. Экзерсис на середине зала. 28 1 4 5 Постановка концертного номера. Контрольный урок. ИТОГО: 24 2 108 1 8 Форма практика контроля Зачёт Зачёт, 51 контрольный урок Зачёт, 27 контрольный урок 24 Концерт Открытый урок 1 100 Содержание учебного плана второго года обучения. 1.Вводное занятие. Решение организационных вопросов. Планы на год, постановка целей и задач. Напоминание учащимся правил техники безопасности. 2.Основы классического танца и пальцевой техники. Теория: 1. «Вспомним, что знаем». Практика: 1. Вскокипо IV позиции лицом к станку; 2. Pasrelevés по IV позиции лицом к станку; 3. Pasechappé по IV позиции лицом к станку; 4. Relevé на одной ноге лицом к станку; 5. Pasechappé на II позицию с окончанием на одну ногу, другая – surlecou-depiéd вперед или назад лицом к станцу; 6. Pas de bourréedessus-dessousлицомкстанку; 7. Pasjeté у станка; 8. Paspiquéfondu у станка; 9. Поворот в V позиции soutenu у станка; 3.Экзерсис на середине зала. Теория: 1. «Образца классического танца». 8 Практика: 1. Pasdebourréesuivi и pascouru изучаются в более подвинутом музыкальном темпе; 2. Sissonnesimple на середине зала; 3. Tempslié; 4. Pasdebourrée с переменой ног на середине зала; 5. Pasjeté на месте с открыванием ноги в сторону; 6. Pas sheneпо диагонали; 7. Поворот в V позиции soutenu по диагонали. 4.Постановка концертного номера. Разработка новых танцевальные номеров, где есть возможность распределение исполнителей в новой постановке по правильности исполнения движения и умений. Объяснение смысла изучаемых номеров. Знание того, что должен исполнитель в этом танце рассказать зрителю. 5.Контрольный урок. Теория: 1.Проверка теоретических знаний и терминологии. Практика: 1.Открытый урок. Целью является мониторинг развития способностей детей. Планируемы результат по окончанию второго года обучения. Предметные результаты: • Усовершенствуют исполнения движений на пуантах; • Научаться исполнять сложные координационные движения на середине зала; • Научатся совмещать работу рук и работу ног при исполнении танцевальных комбинаций на пуантах; Метапредметные результаты: • Будут владеть навыками мышечного напряжения и расслабления; • Будут уметь владеть своим мышечным аппаратом и навыками координации движения. Личностные результаты: • Будут иметь сформированные навыки уважительного отношение к истории и культуре балета; • Будут более наблюдательным и внимательным. • будет воспитан художественный вкус; 9 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Третьего года обучения Задачи третьего года обучения: дальнейшее развитие природных данных, силы ног, устойчивости; ускорение темпа исполнения движений, начало освоения движений entournant, развитие координации движений во всех разделах урока; работа над выразительностью. Особое внимание уделяется сценической. № Названия раздела 1. 2. 108 часов всего теория Вводное занятие 1 1 Основы классического танца и пальцевой 41 1 техники. 3. Экзерсис на середине зала. 40 1 4 5 Постановка концертного номера. Контрольный урок. ИТОГО: 24 2 108 1 8 Форма практика контроля Зачёт Зачёт, 40 контрольный урок Зачёт, 39 контрольный урок 24 Концерт Открытый урок 1 100 Содержание учебного плана третьего года обучения. 1. Вводное занятие. Постановка целей и задач. Напоминание учащимся правил техники безопасности. 2. Основы классического танца и пальцевой техники. Теория: 1. «Вспомним, что знаем». Практика: 1. Paséchappé на II и IV позиции у станка; 2. Tours из V позиции у станка; 3. Changement de piédустанка; 4. Pasballonnéв перёд и назад у станка; 5. Pas de bourréeen tournentустанка; 6. Подготовка к повороту fouetté с ногой на 45*; 7. Relevéentournant на одной ноге по 1/4 поворота, другая нога в положении surlecoude-pied у станка; 8. Pas польки у станка. 3. Экзерсис на середине зала. Теория: 1. «Образца классического танца». Практика: 1. Pas échappé на IIentournant на ½ поворота; 10 Sissonne simple en tournantпо 1/4 и 1/2 поворота. Tempssauté на пальцах в V позиции с продвижением вперед и назад; Pas glissade soutenu en tournant; Tours en dedans подиагонали; Pas arabesque в продвижении. Pascouru и pasdebourréesuivi в разных направлениях в более быстром темпе. 8. Pas de bourréesuiviпокругу. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 4. Постановка концертного номера. Разработка новых танцевальные номеров, где есть возможность распределение исполнителей в новой постановке по правильности исполнения движения и умений. Объяснение смысла изучаемых номеров. Знание того, что должен исполнитель в этом танце рассказать зрителю. 5.Контрольный урок. Теория: 1.Проверка теоретических знаний и терминологии. Практика: Открытый урок. Целью является мониторинг развития способностей детей. Планируемы результат по окончанию третьего года обучения. Предметные результаты: • Усовершенствуют исполнения движений на пуантах; • Научаться исполнять движения в более быстром музыкальном темпе; • Освоят движения освоения движений entournant; • Научаться выразительной работе корпуса и рук в сложных комбинациях на пуантах. Метапредметные результаты: • Будут сформированы умения понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; • Будут уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата; • Будут уметь владеть своим мышечным аппаратом и навыками координации движения. Личностные результаты: • будут воспитаны чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению; • Будут более наблюдательным и внимательным; • Обретут понимание пластической культуры как неотъемлемой части духовной культуры. 11 Условия реализации программы Для успешной реализации программы необходимо соблюдение ряда следующих условий: 1. Кадровое обеспечение: • уровень квалификации лиц, осуществляющих педагогическую деятельность по программе «Балеро», определяется наличием высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее одного года; 2. Материально-техническое обеспечение и инфраструктура: • просторный специализированный зал, оборудованный зеркалами и станками, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам (температурный режим, световой режим и т. д.); • наличие отдельных раздевалок для мальчиков и девочек, оборудованных скамейками (стульями), вешалками, емкостями для мусора, туалетами и душевыми; • наличие отдельного помещения для переодевания и отдыха педагогов; • наличие медицинского пункта в учреждении; • музыкальное сопровождение, концертмейстера, магнитофона для воспроизведения музыки, телевизора для просмотра видео; • наличие учебного, диагностического и дидактического материала; • Наличие материалов и аксессуаров для изготовления сценических костюмов, танцевальная обувь и сценического инвентаря. 3. Иные условия: • Специализированная форма у учащихся: гимнастический купальник, трико, хитон, балетки, пуанты; • Медицинская справка 12 Диагностика планируемых результатов и оценочные материалы Формы аттестации/контроля За период обучения дети получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводится промежуточный контроль участие в концертах, сдача зачетов в форме тестов и контрольных занятий. Обязательным и важным элементом учебного процесса является систематический контроль усвоения учебного материала учащимися. Виды контроля обучающихся: Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование; мониторинг, педагогическое наблюдение; Текущий контроль (в течении года) – опрос, зачёт, контрольные задания, участие в концертных программах; Итоговый контроль (итоговая аттестация) – участие в концертах и конкурсах разного уровня, мониторинг, контрольное занятие по окончанию года Диагностика планируемых результатов Результаты Предметные результаты Умеют различать танцевальные мелодии по их характеру, танцевальному направлению, слышат и используют в танце ритм мелодии. Умеют правильно выполнять упражнения по классическому и русскому танцу. Знают терминологию классического танца. Методика Опрос Наблюдение Наблюдение Опрос Наблюдение Тестирование (тест составляется педагогом на основе пройденного материала) Готовы (физически и эмоционально) и могут Наблюдение участвовать в концертах Анализ практической работы Беседа Метапредметные результаты Организовывают, при помощи родителей, Наблюдение самостоятельную домашнюю работу для Беседа с родителями отработки пройденного материала. Анализ работы Умеют анализировать окружающий мир, Беседа явления и отличают «красивое» от Опрос «некрасивого». Наблюдение Умеют концентрироваться на работе, быстро и Опрос надолго запоминают пройденный материал. Наблюдение Умеют правильно ставить свое тело, стараются Наблюдение всегда держать красивую осанку. Выполняют более сложные координационные Наблюдение движения, стали более гибкими и пластичными. 13 Личностные результаты Могут свободно взаимодействовать с людьми разного возраста, пола, национальности, активно участвуют в общественной жизни. Проявляют интерес к здоровому образу жизни Наблюдение Анализ мероприятий, проведенных в коллективе Наблюдение, опрос Проявляют внимание и сочувствие к Наблюдение окружающим, стараются помогать другим в Анализ поведения мероприятий в коллективе различных ситуациях. Беседа с родителями Проявляют интерес к культуре танца, Наблюдение интересуется культурой своей страны Беседа Беседа с родителями Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие параметры оценивания включают: балетные данные, музыкально-ритмические способности, сценическая культура. Параметры и критерии оценивания уровня хореографической подготовки Параметры Балетные данные Музыкально-ритмические способности Сценическая культура Критерии • осанка • выворотность • танцевальный шаг • подъем стопы • гибкость • прыжок • чувство ритма • координация движений: • нервная • мышечная • двигательная • музыкально-ритмическая координация • эмоциональная выразительность • создание сценического образа 14 Критерии оценивания результатов освоения программы Параметры /отметка Знание терминологии пройденных движений «3» Слабое знание терминологии движений, изучаемых в данном классе Знание методики исполнения отдельныхPas Слабое знание правил исполнения элементов экзерсиса, применение их на практике только с помощью учителя. Исполнение движений в соответствии с темпом и ритмом музыкального сопровождения Запоминание и исполнение танцевальных композиций на основе пройденного материала. Координация движений во всех разделах урока Сложно согласовывает свои движения с темпом и ритмом музыкального сопровождения изза слабо развитого мышечного аппарата Запоминает комбинации слабо, а исполняет танцевальные композиции на основе пройденного материала вяло и не достаточно выразительно Слабо владеет музыкальнодвигательными навыками, испытывает большие затруднения при исполнении сложных сочетаний танцевальных Pas в координации с движением рук и корпуса Не хватает выразительности, в пластике проявляется «зажатость» при передаче образных ассоциаций музыки Пластическая выразительность «4» Знание терминологии движений, изучаемых в данном классе, не всегда стабильно Знает правила исполнения элементов экзерсиса, но не всегда может их использовать на практике самостоятельно. Слышит начало музыкальной фразы и её окончание, но не всегда может согласовать свои движения с темпом музыки Запоминает и исполняет танцевальные композиции на основе пройденного материала достаточно выразительно, но не всегда уверенно Владеет музыкальнодвигательными навыками, испытывает некоторые затруднения при исполнении сложных сочетаний танцевальных Pas в координации с движением рук и корпуса Пытается выражать в пластике общее содержание музыки, 15 «5» Полностью владеет знанием терминологии движений, изучаемых в данном классе Знает правила исполнения элементов экзерсиса и умеет их использовать на практике самостоятельно. Хорошо слышит начало музыкальной фразы и её окончание, умеет согласовывать свои движения с темпом музыки Запоминает и исполняет танцевальные композиции на основе пройденного материала уверенно и выразительно. Хорошо владеет музыкальнодвигательными навыками, исполняет сложные сочетания танцевальных Pas в координации с движением рук и корпуса Умеет выражать в пластике общее содержание Творческая активность её образные ассоциации эмоционально, но не хватает яркости Творчески мало активен, пытается Творчески активен, способен составлять комбинации упражнений, но в составлять комбинации упражнений в основном с помощью учителя частичном объеме с помощью учителя музыки, её образные ассоциации ярко и эмоционально Творчески всегда активен, способен свободно составлять комбинации упражнений самостоятельно Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы Показатели (оцениваемые параметры) 1. Терпение 2. Воля 3. Самоконтроль 1. Самооценка. Критерии Степень выраженности оцениваемого качества I. Организационно-волевые качества: Способность переносить (выдерживать) - терпения хватает меньше, чем на ½ занятия; известные нагрузки в течение определенного - терпения хватает больше, чем на ½ занятия; времени, преодолевать трудности. - терпения хватает на все занятие. Способность активно побуждать себя к практическим действиям. — волевые усилия ребенка побуждаются извне; — иногда — самим ребенком; — всегда — самим ребенком. Умение контролировать свои поступки — ребенок постоянно действует под воздействием (приводить к должному результату свои контроля извне; действия). — периодически контролирует себя сам; — постоянно контролирует себя сам. II.Ориентационные качества Способность оценивать себя адекватно - завышенная; реальным достижениям. - заниженная; - нормальная. 16 Возможное кол-во баллов Форма диагностики Наблюдение 1 5 10 1 5 10 1 5 10 Опрос 1 5 10 2. Интерес к занятиям Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы. - интерес к занятиям продиктован ребенку извне; - интерес периодически поддерживается самим ребенком; - интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно. 17 1 5 10 Оценке и контролю результатов обучения подлежат: • Осанка. Для занятий танцами кроме хорошего физического развития необходимо выработать правильную осанку. Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым поясом. • Выворотность–способность развернуть ноги (в бедре, голени и стопе) наружу. Она за-висит от двух факторов: от строения тазобедренного сустава и строения ног. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к двенадцати годам. • Подъем стопы – изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема (высокий, средний, маленький) находится в прямой зависимости от строения стопы и эластичности связок. • Танцевальный шаг – способность свободно поднимать ногу на определенную высоту в сторону, назад, вперед при выворотном положении обеих ног. • Гибкость тела зависит от гибкости позвоночного столба. Степень подвижность определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. • Прыжок, его высота и легкость зависят от силы мышц, согласованности всех частей тела (сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев). • Координация движений. Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную. Нервная координация определяет чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки, запоминание движения и зависит от работы зрительного и вестибулярного аппаратов. Для мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях). Двигательная координация – это процесс согласования движений тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное). • Музыкально – ритмическая координация Это умение согласовывать движения тела во времени и пространстве под музыку. • Эмоциональная выразительность – это наличие актерского мастерства, умение свободно держаться на сцене. Определение результата: максимальное количество баллов, которое может получить учащийся – 85 баллов. Уровень результативности учащегося определяется по количеству набранных баллов: высокий уровень – 60-85 баллов средний уровень – 16 – 59 балла низкий уровень – 0 - 15 баллов Таблица мониторинга № Ф.И. Термино Основные Терпе Воля Самоко Сотрудн Ито Уровень ребёнка логии движения ние нтроль ичество го 18 ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ промежуточной аттестации учащихся детского объединения ____________________________МОУ ДО ДТДиМ _________________ учебный год Ф.И.О. педагога__________________________________________________________ № группы_______________________________________________________________ Дата проведения аттестации________________________________________________ № п/п Фамилия, имя ребенка Год обучения Форма проведения Итоговая оценка Итоги промежуточной аттестации: Критерии оценки Высокий уровень Кол-во учащихся Средний уровень Низкий уровень ________ учащихся переведено на следующий этап (год) обучения. ________ учащихся оставлено на этом же этапе обучения Подпись педагога_________________________ Подписи членов аттестационной комиссии ________________ / ________________/ ________________ /_________________/ ________________ /_________________ 19 % учащихся Формы выявления, фиксации и предъявления результатов обучения по программе Способы и формы выявления результатов Способы и формы фиксации результатов Способы и формы предъявления результатов контрольных Контрольные занятия Открытые занятия Беседа, опрос, наблюдение Праздничные мероприятия Открытые и итоговые занятия Протоколы уроков Видеозапись Фотографии Отзывы (детей, родителей, организаций) 20 Методическое обеспечение образовательной программы. Методы и приёмы обучения. Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе можно условно разделить нанаглядные, словесные и практические. Кроме того, в методическом арсенале педагога есть методы с ярко выраженной психолого-педагогической доминантой, а также более локальные, частные, специфические приёмы, в которых преобладает хореографическая составляющая (постановочные и исполнительские). Наглядный метод обучения включает: образный показ педагога; эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем; подражание образам окружающей действительности; приём тактильно-мышечной наглядности; наглядно-слуховой приём; демонстрацию эмоционально-мимических навыков; использование наглядных пособий. Словесный метод обучения включает: рассказ; объяснение; инструкцию; лекцию; беседу; анализ и обсуждение; словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца; раскладки хореографического па; закрепление целостного танцевального движения-комбинации; словесную репрезентацию образа хореографического движения. Практический метод обучения обогащен комплексом приёмов, сочетающих наглядность и слово: игровая ситуация; детское «сотворчество»; соревновательность и переплясность; использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор; выработка динамического стереотипа (повторяемости и повторности однотипных движений); фиксация отдельных этапов хореографических движений; сравнение и контрастное чередование движений и упражнений; приём пространственной ориентации; развитие основных пластических линий; музыкальное сопровождение танца как методический приём; хореографическая импровизация; приём художественного перевоплощения. Принципы обучения: принцип последовательности, принцип постепенности, принцип доступности, принцип наглядности в освоении материала. 21 Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях обучения балетной гимнастики. Используемые на занятиях педагогические технологии: • личностно-ориентированное обучение; • технология сотрудничества; • технология саморазвития • технология развивающего обучения; • информационная технология • здоровьесберегающие 22 Список используемой литературы 1. Абдоков Ю. Музыкальная поэтика хореографии: пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве. Взгляд композитора. - Москва: МГАХ: РАТИ-ГИТИС, 2009. - 272с. 2. Антоненко Г.С. Задачи педагога-хореографа в работе с детским хореографическим коллективом / Г.С.Антоненко // Хореографическое искусство. - Киров: Диамант, 2007. - 156с. 3. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. - СПб.: Лань, 2006. - 240с. 4. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - СПб.: Лань, 2002. - 158с. 5. Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов, хореографическая педагогика. - СПб.: СПбГУП, 2000. - 287с. 1. Звездочкин В.А. Классический танец: учеб.пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. 410с. 2. Звездочкин В.А. Творчество Леонида Якобсона. - СПб.: Гуманитарный университет профсоюзов, 2007 - 219с. 3. Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца. - Л.: Искусство, 1976. - 266с. 4. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца (с 1 по 8 классы): учебнометодическое пособие. - Л.: Искусство, 1981. - 282с. 5. Козлов Н.И. Пластическая выразительность как один из определяющих компонентов в создании художественного образа. - СПб.: Композитор, 2006. - 120с. 6. Красовская В.М. История русского балета. - СПб.: Планета музыки, Лань, 2010. 312с. 7. Красовская В.М. Балет сквозь литературу. - СПб.: АРБ им. Вагановой, 2005. - 421с. 8. Маца И.Л. Идея и образ. Очерки по теоретическому искусствознанию. - М., 1930. 330с. 9. Мессерер, А.М. Уроки классического танца. - М.: Искусство, 1967. - 552с. 10. Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. - М., 1990. - 450с. 11. Митрохина Л.В. Основы актерского мастерства в хореографии: учеб.пособие. Орел: Орловский гос. институт искусств и культуры, 2003. - 108с. 12. Мориц В.Э., Тарасов Н.И., Чекрыгин А.И. Методика классического тренажа. СПб.: Лань, 2009. - С.4-5. 13. Музыкальная форма / ред. Ю.Н. Тюлина, Т. Бершадской, И. Пустыльника. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Музыка, 1974. - 360с. 14. Мюллер В.Н. Декорационное оформление спектакля. - М.: Искусство, 1956. - 101с. 15. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика : учебное пособие/ науч. ред. В.А. Звездочкин, рук.авт. кол. Ю.И. Громов. - СПб.: СПбГУП, 2006.- 632с. 16. Тарасов Н.И. Классический танец. - М.: Искусство, 1981. - С.16-22 23 24