Хореографическое искусство. Продвинутый уровень

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Пояснительная записка……………………………………………………………………...
Учебный план восьмого года обучения………………………...........................................
Учебный план девятого года обучения……………………...............................................
Учебный план десятого года обучения…………………………………….......................
Планируемые результаты…………………………………………………………………..
Календарный график учебного процесса…………………………….................................
Условия реализации программы…………………………………………………………...
Диагностика планируемых результатов и оценочные материалы. Мониторинг оценки
результативности освоения программы …………………………………………………..
Протокол результатов………………………………………………….................................
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов обучения по
программе…………………………………………………………………………………....
Оценочные материалы………………………………………………………………………
Методическое обеспечение…………………………………………………………………
Список литературы ……………………….………………………………………………...

2

2
4
7
10
13
14
15
16
22
23
24
31
33

Программа «Хореографическое искусство» реализуется на базе МОУ ДО ДТДиМ в
образцовом художественном коллективе ансамбля танца «Багульник».
Программа относится к продвинутому уровню усвоения.
Программа разработано в соответствии с нормативными документами:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
• письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
• Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в
Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019 №
645-рп;
• Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным (дополнительным
общеразвивающим) программам детям в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, на территории Хабаровского края приказ
министерства образования и науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2;
• Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в
Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей
(Региональный модельный центр дополнительного образования детей
Хабаровского края)» № 383 П от 26.09.2019 г.);
• Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ.
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей
на получение теоретических и практических знаний и навыков для дальнейшего
поступления в профессиональные ВУЗы.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что помимо
усовершенствований хореографической подготовки детей, уделяется внимание пальцевой
технике танца.
Адресат программы: Продвинутого уровня программы «Хореографическое
искусство» рассчитан на 3 года обучения учащихся с 16 до 18 лет. На продвинутый уровень
дети переходят после прохождения подготовки базового уровня программы
«Хореографическое искусство».
По окончанию реализации программы Свидетельство об обучении по
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе.
3

Форма обучения: очная
Объём и сроки усвоения: Продвинутого уровеня рассчитан на 3 года обучения:
Возраст
16
17
18

Год обучения
VIII год
IX год
X год
Итого за 3 года

Часы за год
324
324
324
972

Особенности организации образовательного процесса – учащиеся одного возраста
сформированы в группы по 12-14 детей.
Режим занятий:
№ Год обучения
Кол-во
недель
1
2
3

VIII год
IX год
X год

36
36
36

Кол-во
неделю

часов

9
9
9

в Кол-во
занятий
неделю
3
3
3

Продолжительность
в занятий
3
3
3

Цель: Способствовать развитию творческой свободы учащихся на занятиях
хореографии.
Задачи:
Предметные:
• Сформировать осознание хореографической профессии;
• Углубить знания по хореографии на основе освоения и овладения
программного материала;
• Обучить основам постановочной деятельности;
Метапредметные:
• Обучить планировать, контролировать и оценивать личные действия в
соответствии с поставленной задачей, определять эффективные способы
достижения результата;
• Развивать артистические качества у учащихся;
• Развить навык создания проектных танцевальных номеров, организации
своей творческой и социально-значимой деятельности;
• Сформировать умения понимать цели и задачи собственного обучения,
развитие мотивов, интересов своей учебной профессиональной деятельности.
Личностные:
• Воспитывать социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и
разнообразии народов и культур;
• Формировать чувство и понимание своей сопричастности окружающему
миру, искусству;
•
• Формировать волевые качества (настойчивость, выдержку);
4

• Научить организовывать сотрудничество и совместной деятельности с
педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в коллективе;
• Совершенствовать
общечеловеческие
качества:
трудолюбия,
дисциплинированности, обязательности, аккуратности.

5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Восьмой год обучения.
Техника «форс» в прыжках и вращениях. Закономерность правильной и быстрой
смены поворотов корпуса в различные ракурсы. Движения у станка в большие позы.
№ Название раздела
1.
2.

Я-Комсомольчанин
Основы классического танца.

324 часа
всего теория
3
3
54
12

3.

Упражнения на середине.

30

3

4.

Народно-сценический станок.

63

18

5.
6.
7.
8.

Сценическая репетиция.
Индивидуальная работа.
Концертная деятельность.
Контрольное занятие.
ИТОГО:

93
30
48
3
324

9
3
1
49

Форма контроля
практика
Зачёт
Зачёт,
контрольный
42
урок
Зачёт,
контрольный
27
урок
Зачёт,
контрольный
45
урок
Контрольный урок
86
Контрольный урок
27
Концерт, конкурс
48
Зачёт, Открытый урок
2
275

Содержание учебного плана восьмого года обучения.
1. Я-Комсомольчанин.
Формирование групп. Решение организационных вопросов. Планы на год.
Знакомство с историей Края.
2. Основы классического танца.
Закрепление пройденного материала.
Теория:
1.«Вспомним что знаем»;
2.«История классического танца»;
3.«Имена и Фамилии».
Практика:
Исполнение двежений на полупальцах в позах effacee и croisee.
•
Battement foundu на 45* на полупуальцах;
•
Rond de jamb en lair на всей стопе, на plie;
•
Battement frappe с неожиданным поворотом корпуса, развивающими ловкость и
координацию;
•
Grand battement jete в большие позы, на полупальцах, с изменением ритма движения.
Пальцевая техника классического танца.
• Temps leve на две ноги (по всем позициям)
• Echappe на пальцах (без переменны и с переменной ног)
• Temps lie ( из V позиции, вперёд, в сторону, назад)
• Упражнения на развитие эмоциональности
• Упражнения, развивающие силу ног, стопы
• Passouvi ( в сторону и в перёд)
6

• Вскок на одну ногу из V позиции (вторая нога на culecoe-de-pied)
• Sissonne simple ( с ногой у щиколотки, а затем нога поднимается до колена)
3. Упражнения на середине.
Теория:
1.«Вспомним, что знаем».
Практика:
• Большие позы: Croisee, effasee c подъемом ноги на 90*
• Пируэты из V и II позиций;
• Pas jete;
• Sissonne ouverte - открытый прыжок, изучается в сторону (носком в пол);
• Sissonne semple – прыжок с двух ног на одну и с одной на две;
• Sissone ferme.
4. Народно-сценический станок. (Первый год народно-сценического танца).
Теория:
1.« История народного танца»;
2.«Имена и Фамилии»;
3.«Народный танец – как вид искусства каждого народа»;
4.«Элементы народного танца»;
5.«Музыка. Танец. Костюм.».
Практика:
Начинается с изучения с несложных движений. Упражнения на станке развивают
специфические для характерного танца технику и силу. Тренаж включает в себя повороты
стопы и бедра во внутрь, удары стопой и полупальцами в пол, движения на присогнутых
ногах, движения расслабленной стопой, вырабатывающие многообразие народного
характерного танца.
• Demi plie, grand plie по I, II,V позициям (плавное и отрывистое).
• Battement tendu с подъёмом пятки опорной ноги, то же с Demi plie и с двойным
ударом опорной ноги:
• а) с переходом работающей ноги с носка на каблук, то же с plie в III позицию
• в момент выноса работающей ноги на каблук;
• б) с выносом ноги на каблук.
• Подготовительное упражнение к flic-flac, то же на croisee с ударом в пол.
• Battement tendu jete с акцентом «от себя», то же с Demi plie и с подъемом пятки
рабочей ноги.
• Упражнение на выстукивание, например:
o а) чередование ударов всей стопы с полупальцами,
o б) то же с двумя ударами полупальцами (м/р – 2/4, 3/4),
o в) то же с шагом,
o г) с переносом работающей ноги выворотно и невыворотно.
• Подготовка к «верёвочке» на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.
• Упражнение для бедра на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.
• Pas tortilla одинарное с ударом стопы.
• Характерный rond de jamb.
• Rond de pied.
• Подготовка к « штопору».
7

•
•
•
•

Подготовка к «голубцу».
Grand battement developpe плавное и отрывистое.
Grand battement developpe с одним ударом пятки.
Grand battement jete на целой стопе, на plie и с подъёмом на полупальцы опорной
ноги.
• Перегибы корпуса.
• Различные port debras в определённом характере.
• «голубец» одинарный и в прыжке
5. Сценическая репетиция.
Теория:
1.«Актёрское мастерство»;
2.«Образца народного танца».
Тест 1.
Практика:
Изучение новых движений и комбинаций для новых танцевальных номеров. Перевод
танцевальных номеров из репертуара коллектива на следующий состав. Подготовка нового
репертуара.
6. Индивидуальная работа.
Теория:
1.«Я- солист».
Практика:
Работа с отдельными учениками для ввода их в сольные части танцевальных
номеров.
7. Концертная деятельность.
Подготовка и проведение тематических выступлений и концертов.( на
избирательных компаниях, день города, 9 мая, день защиты детей).
8. Контрольное занятие.
Теория:
1.Мониторинг 1.
Практика:
Итоговое занятие. Целью является мониторинг знаний и умений.

8

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Девятый год обучения
№

Название раздела

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Мы устремлены в будущее.
Основы классического танца.
Экзерсис на середине зала.
Народно-сценический станок.
Сценическая репетиция.
Концертная деятельность.
Индивидуальная работа.
Анализ выступлений.
Отчётный концерт
ИТОГО:

всего
3
48
21
81
108
36
21
3
3
324

324 часа
теория практика
3
6
42
3
18
18
63
12
96
36
3
18
3
3
48
276

Форма контроля
Зачёт
Зачёт, контрольный урок
Зачёт, контрольный урок
Зачёт, контрольный урок
Зачёт, контрольный урок
Концерт, конкурс
Контрольный урок
Зачёт
Концерт

Содержание учебного плана девятого года обучения.

1. Мы устремлены в будущее.

Решение организационных вопросов. Планы на год. Напоминание учащимся
правил поведения во Дворце, на занятиях.
2. Основы классического танца.
Теория:
1.«Вспомним, что знаем»;
2.«Образцы классического танца».
Практика:
Качественное закрепление материала. Усложнение и разнообразие комбинаций у
станка и на середине.
• Battement foundu на 90* и на полупальцах.
• Battement double frappe и на releve.
• Grand rond de jamb jete en dehors и en dedans.
• Полуповорот fouette en dehors и en dedans на 90*. Нога поднята на 45* вперед и
назад.
• Battement developpe с медленным поворотом en dehors и en dedans с ногой
поднятой вперед и назад на 90*.
Пальцевая техника классического танца:
• Changement depied;
• Pasde Bourrée (без перемены и с переменой ног);
• Pas de bourree dessus-dessous;
• Pas echappe по II и IV позиции;
• Pas fondu;
• Sissonne ouverte на 90*;
3. Экзерсис на середине зала.
Теория:
1.«Вспомним что знаем».
Практика:
• Temps lie вперед и назад, с перегибом корпуса.
• 4 и 5 port de brass
• 4 arabesgue
9

•
•
•

Pas debourree с переменной ног, с окончанием в эпольман в круазе и маленькие
позы.
Па де ша
Адажио на пройденном материале.

4. Народно-сценический станок. (Народно-сценический танец 2 год обучения.)

Теория:
1.«Вспомним, что знаем»;
2.«Народный танец – как вид искусства каждого народа»;
3.«Имена и Фамилии»;
4.«Образца народного танца»;
5.«Музыка. Танец. Костюм.».
Практика:
Дальнейшее усовершенствование техники танца. Несложные танцевальные
комбинации. В данных классах может проводиться раздельное обучение девочек и
мальчиков. В классе девочек изучается и вырабатывается пластика рук и корпуса, в классе
мальчиков особое внимание уделяется изучению присядок и полуприсядок.
• Demi plie, grand plie выворотное и невыворотное по I, II,V позициям.
• Battement tendu с поворотом бедра.
• flic-flac (движение свободной стопой).
• Pas tortilla одинарное с поворотом стопы, то же с подъёмом на полупальцы и с
прыжком на опорной ноге.
• Упражнение на выстукивание.
• Характерный rond dejamb с поворотом стопы опорной ноги, то же с кругом по
воздуху.
• Rond de pied с поворотом стопы опорной ноги, то же с кругом по воздуху.
• Подготовка к « качалке» и «качалка»
• Подготовка к «верёвочке» с прыжком на опорной ноге.
• Упражнение для бедра (в один темп) на целой стопе и подъемом на полупальцы.
• «Верёвочка»
• Опускание на подъём.
• Battement foundu на целой стопе и подъемом на полупальцы опорной ноги.
• Battement developpe с 2-мя ударами пятки опорной ноги.
• Grand вattement jete , tombe coupe
• «Голубец» с двойным ударом в прыжке.
• Полуприсядка с выбросом ноги в сторону на носок и на каблук.
• Присядка с выбросом ноги вперед.
Движения присядок и полуприсядок, проученные на палки, выносятся на середину зала.
5. Сценическая репетиция.
Теория:
1.«Актёрское мастерство»;
2.«Сюжет в танце».
Практика:
Изучение новых движений и комбинаций для новых танцевальных номеров. Перевод
танцевальных номеров из репертуара коллектива на следующий состав. Подготовка нового
репертуара.
6. Концертная деятельность.
Участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях.
7. Индивидуальная работа.
Теория»
«Я – солист».
10

Практика:
На индивидуальных занятиях происходит работа с отдельными учащимися для ввода
их в сольные части номера, а так же коррекция не удающихся моментов в исполнении тех
или иных движений.
8. Анализ выступлений.
Теория:
«Разберём ошибки».
9. Отчётный концерт.
Проведение традиционного отчетного концерта коллектива.

11

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Десятого года обучения
Десятый год обучения насыщен сложнейшими движениями во все разделах
обучения. Усложняются все виды вращений: увеличиваются количество tour, вводятся
комбинированные вращения по диагонали и кругу, убыстряется темп вращений. Работа над
техникой занозок, вводятся более сложной формы адажио.
Учебный план расчитан на группу, в которой проходят занятия 4 раза в неделю по 3
часа.
№ Название раздела
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

324 Часы
Форма контроля
всего теория практика
Моя профессия
3
3
Зачёт
Основы классического танца.
45
6
39
Зачёт, контрольный
урок
Экзерсис на середине зала.
21
3
18
Зачёт, контрольный
урок
Народно-сценический станок.
66
12
54
Зачёт, контрольный
урок
Сценическая репетиция.
114
15
99
Зачёт, контрольный
урок
Концертная деятельность.
45
36
Концерт, конкурс
Подготовка
к
отчетному 27
6
21
Контрольный урок
выпускному концерту.
Отчётный выпускной концерт.
3
3
Концерт.
ИТОГО:
324
45
387
Содержание учебного плана девятого года обучения.

1. Моя профессия.
Регистрация детей. Формирование групп. Организационные вопросы.. Планы на год.
Тест 1.
2. Основы классического танца.
Теория:
1.«Вспомним, что знаем».
Практика:
Исполнение классического экзерсиса со сменой темпа внутри комбинаций.
контрдвижениями, что в музыке аналогично конртемпу. Подобные «неудобные»
комбинации ставят перед учащимися дополнительные сложности, воспитывают ловкость и
собранность, умение владеть своим телом.
Пальцевая техника классического танца:
• pas польки;
• Sissonne ouverte на 90*;
• Sissonne simple;
• Вальсовый шаг на пальцах (сначало прямо, затем в повороте);
• Pas sissonne;
• Вскок на одну ногу в attitudes
• Tour;
3. Экзерсис на середине зала.
Теория:
12

1.«Вспомним, что знаем»
Практика:
• Tempslie на 90*;
• Tour из V, II, IV позиции;
• Прыжки – па амбуате с продвижением;
• Double assemble;
• Sissonne ouverte;
• Grand jete с различных приемов.
4. Народно-сценический станок. (Народно-сценический танец 3 год обучения.)
Теория:
1.«Вспомним, что знаем»;
2.«Гримм в народном танце»;
3.«Музыка. Танец. Костюм»
Практика:
Пройденный экзерсис в более быстром темпе и сложных комбинациях с
добавлением следующих упражнений.
• flic-fiac:
а) с двойным ударом;
б) со скачком и переступанием;
в) с поворотом стопы.
• Усложненные упражнения на выстукивание, например:
комбинация ударов каблуков и полупальцев из испанских и цыганских танцев.
• Опускание на подъём и переход с одной ноги на другую.
• «Веер» на полу с double-flic.
• «Веер» навоздухе.
• battement jete – balancoir.
• rond de jamb, Rond de pied:
а) круговое движение носком по полу с поворотом пятки опорной ноги;
б) круговое движение пяткой по полу с поворотом пятки опорной ноги;
в) круговое движение ногой по воздуху с вытянутым подъёмом;
г) круговое движение ногой по воздуху с сокращенным подъёмом;
д) круговое движение ногой по воздуху с поворотом пятки опорной ноги.
• Developpe:
а) раскрывание ноги низкое, среднее и высокое на 90*, во всех направлениях.
б) раскрывание ноги на 90* в сочетании с опусканием на колено.
• Усложненные упражнения на гибкость корпуса.
• Дробные выстукивания в характере русского танца:
а) дробь с синкопами на всей ступне;
б) дробь (пятка-носок с двух ног поочерёдно;
в) комбинированные упражнения 1-го 2-го года обучения.
Специальные комбинации для развития выразительности корпуса и рук (для класса
девочек) и технически сложные комбинации, построенные на прыжках, вращениях и
присядках (для класса мальчиков).
• Полуприсядка.
• «Разножка».
• «Разножка» вперед и назад.
• «Ползунок».
• «Закладки».
• «Кольцо», «Щучка», «Разножка» воздушная.
• «Стульчик», «Шнурок», «Ножницы», «Бедуинский».
• «Коза», «Блоха».
Для девочек:
13

•

«Крутки» и «Вертушки». Можно использовать как на месте, так и в продвижении в
различных направлениях.
5. Сценическая репетиция.
Теория:
1.«Актёрское мастерство»;
2.«Партнёрство в танце»;
3.«Сюжет танца».
Практика:
Репетиции, подготавливающие новые номера для репертуара ансамбля. Готовятся
танцевальные номера с исполнением эмоциональной окраски. Используется
индивидуальная выразительность участников. Подготовка нового репертуара.
6. Концертная деятельность.
Подготовка и проведение тематических мероприятий города и дворца творчества.
Разовые выступления и большие концерты, посвящены определённым датам и событиям.
Выезды на фестивали и конкурсы в другие города.
7. Подготовка к отчетному выпускному концерту.
Теория:
1.«Куда уходит детство».
Практика:
• Подготовка к выпускному концерту.
8. Отчётный выпускной концерт.
Традиционный концерт коллектива.

14

Планируемый результат.
Предметные результаты:
•
•
•
•
•
•
•

Будут знать: хореографические элементы и комбинации;
Бедет владеть терминологией классического танца;
Научаться исполнять экзерсис классического танца и народного танца у станка и на
середине зала;
Научаться видеть ошибки при выполнении учебных заданий, и находить способы их
исправления;
Будут уметь сочинять собственных комплексов и показательных выступлений на
базе изученных элементов композиции и функционального тренинга;
Научаться объективной оценки выступлений своих сверстников;
Смогут передать на сцене характер, манеру исполнения танцев народов мира;
алгоритм исполнения (комплекс упражнений) хореографических движений.

Метапредметные результаты:
• Научаться выполнять творческие задачи;
•
•
•
•
•
•

Сформируют потребность качественного исполнения движений;
Научаться понимать и принимать учебную цель и задачи,в сотрудничестве с
учителем ставить новые учебные задачи;
Научаться соотносить темп движений с темпом музыкального произведения при
создании танцевальной композиции;
Научаться видеть, анализировать, и исправлять ошибки исполнения;
Сформируют умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Научаться осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Лисностные результаты:
• Сформируется внутренняя позиция учащегося, которая находит отражение в
эмоционально-положительном отношении учащегося к образовательному
учреждению через интерес к танцевальным занятиям;
• Будут иметь творческие навыки при самостоятельной работе в художественнотворческой деятельности;
• Разовьют творческое мышление;
• Преобретут мотивацию на дальнейший выбор пути своего профессионального
развития в области хореографии.;

•

Будут уметь самостоятельно давать оценку своей творческой деятельности;
адекватно реагировать на мнение окружающих;

15

Календарный график учебного процесса на 2019 – 2020 учебный год.

Название
программы

«Хореографи
ческое
искусство»

Учебные
занятия
I четверть
число
недель
8 н 1д

начал
ои
конец
01.09
27.10

Каник
улы

28.1003.11

Учебные
занятия
II четверть
чис
начал
ло
ои
нед
конец
ель
8н
05.11
29.12

Кани
кулы

30.12
12.01

16

Учебные
занятия
III четверть
чис
начал
ло
ои
нед
конец
ель
10 13.01н
22.03

Кани
кулы

23.03
29.03

Учебные
занятия
IV четверть
чис начал
ло
ои
нед коне
ель
ц
9 н 30.03
31.05

Кани
кулы

31.05
31.08

Колво
недел
ь
39 н
1д

Условия реализации программы.
•
•

•
•
•

медицинская справка о состоянии здоровья, желание ребенка.
просторный специализированный зал, оборудованный зеркалами и станками,
соответствующий санитарно-гигиеническим нормам (температурный режим,
световой режим и т. д.);
музыкальное сопровождение, концертмейстер;
костюмы;
наличие учебного, диагностического и дидактического материала.
Технические средства обучения:
магнитофон; музыкальный центр
видеомагнитофон;
телевизор
наличие ковриков.
Тренировочная форма:
Девочки – гимнастический купальник, трико, хитон, балетные туфли, народные

туфли.
Мальчики – черные брюки народного характера, белая футболка, балетные туфли,
народные сапоги.

17

Диагностика планируемых результатов и оценочные материалы
Формы аттестации/контроля
За период обучения дети получают определенный объем знаний и умений, качество
которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводится промежуточный контроль участие в концертах, сдача зачетов в форме тестов и сдача экзаменов в форме контрольных
и открытых занятий. Обязательным и важным элементом учебного процесса является
систематический контроль успеваемости учащихся.
Виды контроля обучающихся:
Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование;
мониторинг, педагогическое наблюдение;
Текущий контроль (в течении года) – опрос, зачёт, контрольные задания, участие в
концертных программах;
Итоговый контроль (итоговая аттестация) – участие в концертах и конкурсах разного
уровня, мониторинг, контрольное занятие по окончанию года

Диагностика планируемых результатов
Результаты
Предметные результаты
Умеют различать танцевальные мелодии по их
характеру,
танцевальному
направлению,
слышат и используют в танце ритм мелодии.
Умеют правильно выполнять упражнения по
классическому и русскому танцу.
Знают терминологию классического танца.

Методика
Опрос
Наблюдение
Наблюдение

Опрос
Наблюдение
Тестирование (тест составляется педагогом на
основе пройденного материала)
Готовы (физически и эмоционально) и могут Наблюдение
участвовать в концертах
Анализ практической работы
Беседа
Метапредметные результаты
Организовывают, при помощи родителей, Наблюдение
самостоятельную домашнюю работу для Беседа с родителями
отработки пройденного материала.
Анализ работы
Умеют анализировать окружающий мир, Беседа
явления
и
отличают
«красивое»
от Опрос
«некрасивого».
Наблюдение
Умеют концентрироваться на работе, быстро и Опрос
надолго запоминают пройденный материал.
Наблюдение
Умеют правильно ставить свое тело, Наблюдение
стараются всегда держать красивую осанку.
Выполняют более сложные координационные Наблюдение
движения,
стали
более
гибкими
и
пластичными.
Личностные результаты
Могут свободно взаимодействовать с людьми Наблюдение
18

разного возраста, пола, национальности, Анализ
мероприятий,
проведенных
в
активно участвуют в общественной жизни.
коллективе
Проявляют интерес к здоровому образу жизни Наблюдение,
опрос
Проявляют внимание и сочувствие к Наблюдение
окружающим, стараются помогать другим в Анализ поведения мероприятий в коллективе
различных ситуациях.
Беседа с родителями
Проявляют интерес к культуре танца, Наблюдение
интересуется культурой своей страны
Беседа
Беседа с родителями

Мониторинг оценки результативности освоения программы.
Показатели
Критерии
(оцениваемыепараметры)

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

Теоретическая подготовка
Владение
специальной Осмысленность минимальный
терминологией
по и правильность уровень (ребенок,
тематике программы
использования как
правило,
специальной
избегает
терминологии
употреблять
специальные
термины);
- средний уровень
(ребенок
сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой);
максимальный
уровень
(специальные
термины
употребляет
осознанно
и
в
полном
соответствии с их
содержанием).
Практическая подготовка

19

Методы
диагностики

Кол.
баллов

Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос

1

5

10

Практические умения и точность
навыки, предусмотренные грамотность
программой
выполнения
изученных
процессе
занятий
основных
движений
танцев
соответствии
этапами
обучения)

и минимальный
уровень: исполняя
танец,
учащийся
в держится
неуверенно,
периодически
подглядывая
и
ориентируясь
на
(в других
учеников,
с допуская ошибки в
построении,
траектории
движений и техники
танца. Эмоции и
ритм
движений
слабо выражен или
отсутствует;
- средний уровень:
учащийся
выполняет задание,
допуская ошибки в
позициях рук, ног
исполняя
танец.
Прослеживаются
неточности
в
исходных позициях
и
движениях,
недоработка стопой
и т.п. Движения
скоординированные,
но не всегда точные.
Не
всегда
прослеживаются
эмоции, во время
исполнения
и
характер танца;
максимальный
уровень: учащийся
четко
исполняет
танец, не допускает
ни одной ошибки.
Движения
уверенные,
скоординированные.
Характерное
20

Контрольное
1
задание,
контрольный
урок,
классконцерт.

5

10

выделение
ритма,
счета, акцентов в
каждом
танце.
Эмоциональность в
исполнении,
правильное
построение
в
начале, во время и
по
завершению
танца.

Личностноеразвитие.
Терпение

Воля

Самоконтроль

Способность
выдерживать
нагрузки
в
течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности.

Способность
активно
побуждать себя
к практическим
действиям.

Умение
контролировать
свои поступки
(приводить
к
должному свои
действия).

минимальный Наблюдение
уровень: терпения
хватает меньше чем
на ½ занятия;
- средний уровень:
терпения
хватает
больше чем на ½
занятия;
максимальный
уровень: терпения
хватает
на
все
занятие
минимальный Наблюдений
уровень:волевые
усилия
ребенка
побуждаются извне
средний
уровень:иногда
–
самим ребенком;
максимальный
уровень:всегда
–
самим ребенком
минимальный Наблюдение
уровень:
ребенок
постоянно
находится
под
воздействием
контроля из вне;
- средний уровень:
периодически
контролирует себя
21

1

5

10

1

5

10

1

5

сам;
максимальный
уровень: постоянно
контролирует себя
сам
Тип
сотрудничества Умение
минимальный Наблюдение,
(отношение ребенка к воспринимать
беседа,
уровень:
общим делам детского общие
дела, избегаетучастия в тестирование
объединения)
как
свои общих делах;
собственные
- средний уровень:
участвует
при
побуждении извне;
максимальный
уровень:
инициативен
в
общих делах

10

1

5

10

Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии,
так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие
параметры оценивания включают: балетные данные, музыкально-ритмические
способности, сценическая культура.
При переходе с одной ступени обучения на другую, дети проходят контрольную
аттестацию.
Параметры и критерии оценивания уровня хореографической подготовки
Параметры

Балетные данные

Музыкально-ритмические способности

Сценическая культура

Критерии
• осанка
• выворотность
• танцевальный шаг
• подъем стопы
• гибкость
• прыжок
• чувство ритма
• координация движений:
• нервная
• мышечная
• двигательная
• музыкально-ритмическая
координация
• эмоциональная выразительность
• создание сценического образа

Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
22

• Осанка. Для занятий танцами кроме хорошего физического развития необходимо
выработать правильную осанку. Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым
поясом.
• Выворотность - способность развернуть ноги (в бедре, голени и стопе) наружу. Она
зависит от двух факторов: от строения тазобедренного сустава и строения ног.
Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к двенадцати годам.
• Подъем стопы – изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема (высокий,
средний, маленький) находится в прямой зависимости от строения стопы и эластичности
связок.
• Танцевальный шаг – способность свободно поднимать ногу на определенную
высоту в сторону, назад, вперед при выворотном положении обеих ног.
• Гибкость тела зависит от гибкости позвоночного столба. Степень подвижность
определяется строением и состоянием позвоночных хрящей.
• Прыжок, его высота и легкость зависят от силы мышц, согласованности всех
частей тела (сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного,
голеностопного, стопы и пальцев).
• Координация движений. Среди двигательных функций особое значение для танца
имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную,
мышечную, двигательную.
Нервная координация определяет чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки,
запоминание движения и зависит от работы зрительного и вестибулярного аппаратов.
Для мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое
обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).
Двигательная координация – это процесс согласования движений тела в
пространстве и во времени (одновременное и последовательное).
• Музыкально – ритмическая координация
Это умение согласовывать движения тела во времени и пространстве под музыку.
• Эмоциональная выразительность – это наличие актерского мастерства, умение
свободно держаться на сцене.
Определение результата: максимальное количество баллов, которое может
получить учащийся – 60 баллов. Уровень результативности учащегося определяется по
количеству набранных баллов:
высокий уровень – 40 - 60 баллов
средний уровень – 16 – 39 балла
низкий уровень – 0 - 15 баллов

Таблица мониторинга
№ Ф.И.
ребёнка

Термино Основные Терпе
логии
движения ние

23

Воля

Самоко Сотрудн
нтроль ичество

Ито
го

Уровень

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
промежуточной аттестации учащихся
детского объединения ____________________________МОУ ДО ДТДиМ
_________________ учебный год
Ф.И.О. педагога__________________________________________________________
№ группы_______________________________________________________________
Дата проведения аттестации________________________________________________
№
п/п

Фамилия, имя ребенка

Год
обучения

Форма
проведения

Итоговая оценка

Итоги промежуточной аттестации:
Критерии оценки

Кол-во учащихся

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

________ учащихся переведено на следующий этап (год) обучения.
________ учащихся оставлено на этом же этапе обучения
Подпись педагога_________________________
Подписи членов
аттестационной комиссии ________________ / ________________/
________________ /_________________/
________________ /_________________

24

% учащихся

Формы выявления, фиксации и предъявления результатов
обучения по программе.
Способы и формы
выявления результатов
Беседа, опрос, наблюдение
Праздничные мероприятия
Концерты
Открытые
и
итоговые
занятия

Способы и формы
фиксации результатов
Протоколы
контрольных
уроков
Анкеты
Дипломы
Благодарственные письма
Видеозапись
Фотографии
Отзывы (детей, родителей,
организаций)
Аналитические справки

25

Способы
и
формы
предъявления результатов
Контрольные занятия
Открытые занятия
Концерты
для
родителей
внутри коллектива;
Участие
в
различных
мероприятиях и праздниках;
Проведение
итоговых
концертов в конце учебного
года;
Отчётный концерт.

Оценочные материалы.
VIII год обучения.
Тест 1. «Готов ли я выбрать свою профессию?».
Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.
Ход проведения: учащимся предлагается прочитать перечисленные ниже
утверждения и выразить свое мнение или несогласие с ними ответами «да» или «нет».
1.
Вы уже твердо выбрали будущую профессию.
2.
Основной мотив выбора – материальные интересы.
3.
В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.
4.
Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться
Ваши друзья.
5.
Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.
6.
если Вам не удается получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные
варианты.
7.
Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
8.
Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
9.
Не важно, кем работать, важно, как работать.
10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить
аттестат.
11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности,
Вам не достает.
12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.
15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.
18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное
заведение.
19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).
22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.
23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться
еще раз.
24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».
Обработка и интерпретация результатов: поставьте полученные варианты ответов в два
столбца следующим образом:
1)
1, 3, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23…
2)
2, 4, 5, 9, 10, 13, 15, 18, 21, 24…
Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во втором – сумму ответов «нет».
Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору
профессии по следующей шкале:
0 – 6 баллов – неготовность;
7 – 12 баллов – низкая готовность;
13 – 18 баллов – средняя готовность;
19 – 24 балла – высокая готовность.
Мониторинг 1. «Проверка знаний».
Цель: проверить усвоение программы учащимися.
1. Солло – это…
26

2. Sissonne ouverte – это…
3. Sissonne semple - это…
4. К какой национальности относиться танец «Хоровод»?
5. К какому танцу относятся эти движения «переменный шаг», «припадание»?
6. Port de brase – это…
7. Год основания ансамбля народного танца Игоря Моисеева?
8. Народный танец – это…
9. Battement tendu – это…
10. Grand plie – это…
0-3 правильных ответа – низкий уровень
4-7 правильных ответа – средний уровень
8-10 правильных ответа – высокий уровень.

IX год обучения.
Тест 1. «Насколько вы волевой человек?»
(«ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ»)
1.Способен ли ты, если надо, встать утром с постели, как бы рано это ни было?
2.Каждое ли утро ты делаешь зарядку?
3.Стремишься ли ты соблюдать режим дня?
4.Как бы тебе ни мешали, можешь ли ты на занятиях не отвлекаться и делать то, что
требуется?
5.Осуждаешь ли ты, хотя бы про себя, тех, кто опаздывает или пропускает занятия, мешает
на них другим?
6.Всегда ли ты выполняешь домашнее задание, пусть даже не самостоятельно?
7.Читаешь ли ты дополнительно рекомендованную литературу, если это делать не
обязательно?
8.Выпоняешь ли поручение, которое тебе не совсем приятно?
9.Попав в конфликтную ситуацию, находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться,
можешь ли ты этого не сделать?
10.Способен ли без напоминаний принимать лечение по предписанию врача?
11.Есть ли у тебя дни или часы, в которые любишь заниматься одним и тем же делом?
12.Если ты начал что-то делать, но потом понял, что это не интересно, доведешь ли начатое
до конца?
13.Можешь ли отказаться от самой интересной телепередачи или кинофильма, если у тебя
срочное и важное дело?
14.Всегда ли выполняешь свои обещания?
15.Регулярно ли анализируешь свое поведение, поступки и делаешь из этого для себя
определенные выводы?
«ДА» - 2 очка
«НЕТ» - 0 очков
«НЕ ЗНАЮ» - 1 очко
Если набралось от 22 до 33 очков – с силой воли все в порядке! Человек вы волевой,
на вас можно положиться, не подведете!

27

Если набралось от 13 до 21 очков, сила воли развита средне. Если чувствуете, что
иначе нельзя, вы действуете должным образом, но если увидите, что чего-то можно и не
делать, то не станете за это браться. Если вам поручают что-то, вы выполняете, но по своей
инициативе лишние обязанности на себя не берете.
Если набралось 12 и менее очков, то с силой воли у вас неблагополучно. Делаете
лишь то, что легче и интереснее. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны и
попытайтесь хоть что-то изменить. И не сомневайтесь, вы станете более волевым
человеком!
Тест 2. на профориентацию
Ответьте на вопрос: «Мне нравится…»
1а. Ухаживать за животными.
1б Обслуживать машины, приборы (следить,
регулировать)
2а. Помогать больным людям, лечить их.
2б. Составлять таблицы, схемы, программы
вычислительных машин.
3а. Следить за качеством книжных 3б. Следить за состоянием, развитием
иллюстраций,
плакатов, художественных растений.
открыток, грампластинок.
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, 4б. Доводить товары до потребителя
пластмассу и т.д.).
(рекламировать, продавать).
5а. Обсуждать научно-популярные книги, 5б. Обсуждать художественные книги.
статьи.
6а. Выращивать молодняк животных какой- 6б. Тренировать сверстников (или младших)
либо породы.
в
выполнении
каких-либо
действий
(трудовых, учебных, спортивных).
7а. Копировать рисунки, изображения, 7б. Управлять каким-либо грузовым,
настраивать музыкальные инструменты.
подъёмным, транс портным средством
(подъёмным краном, машиной и т.п.).
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные для 8б. Художественно оформлять выставки,
них сведения в справочном бюро, во время витрины,
участвовать
в
подготовке
экскурсии и т.д.
концертов, пьес и т.п.
9а. Ремонтировать изделия, вещи (одежду, 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах,
технику), жилище.
таблицах, рисунках.
10а. Лечить животных.
10б. Выполнять расчёты, вычисления.
11а. Выводить новые сорта растений.
11б.
Конструировать
новые
виды
промышленных изделий (машины, одежду,
дома и т.д.).
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, 12б. Разбираться в чертежах, схемах,
убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать. таблицах (проверять, уточнять, приводить в
порядок).
13а. Наблюдать, изучать работу кружков 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
художественной самодеятельности.
14а. Обслуживать, налаживать медицинские 14б. Оказывать людям медицинскую
приборы и аппараты.
помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Составлять точные описания, отчёты о 15б. Художественно описывать, изображать
28

наблюдаемых
явлениях,
событиях,
измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в
больнице.
17а. Красить или расписывать стены
помещений, поверхность изделий.
18а. Организовывать культ походы людей в
театры,
музеи,
на
экскурсии,
в
туристические путешествия и т.п.
19а. Изготовлять по чертежам детали,
изделия (машины, одежду), строить здания.
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с
вредителями леса, сада.
Запишите свои ответы в таблицу
Группы профессий
Человек
— Человек
— Человек
природа
техника
человек
1а
3б
6а

1б
4а
7б
9а

10а
11а
13б
16а

11б
14а
17б
19а

2а
4б
6б
8а

события наблюдаемые или представляемые.
16б. Принимать, осматривать больных,
беседовать с ними, назначать лечение.
17б. Осуществлять монтаж здания или
сборку машин, приборов.
18б. Играть на сцене, принимать участие в
концертах.
19б. Заниматься черчением, копировать
карты, чертежи.
20б. Работать на машинах (пишущая
машина, компьютер, телетайп, телефакс).

— Человек
знаковая
система
2б
5а

9б
10б
12б
15а

12а
14б
16б
18а

— Человек
—
художественный
образ
3а
5б
7а
8б

13а
15б
17а
18б

19б
20б

20а

Результаты тестирования
Теперь подсчитайте, сколько вариантов вы отметили в каждом столбике. Там, где
оказалось наибольшее количество ответов — ваша профессиональная сфера.
Человек — природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с
различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог,
математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.
Человек — техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой
деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, её использованием или
конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, механизатора,
сварщика и т.п.
29

Человек — человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих
взаимодействие людей, например политика, религия, педагогика, психология, медицина,
торговля, право.
Человек — знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся
создания, изучения и использования
различных знаковых систем, например лингвистика, языки математического
программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.
Человек — художественный образ. Эта группа профессий представляет собой
различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр,
изобразительное искусство.

X год обучения.
Тест 1. «Матрица выбора профессии».
Если Вы еще не выбрали профессию, задайте себе следующие вопросы (если для вас
привлекательны несколько «сфер труда» и «видов труда», отметьте не более 3-х):
С кем или с чем Вы бы хотели работать? Какой объект деятельности Вас привлекает?
(СФЕРА ТРУДА)
1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и
пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)
1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки
программирования)
1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)
1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)
1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)
1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные)
1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные
изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты)
1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)
1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения)
Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает? (ВИД
ТРУДА)
2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью)
2.2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)
2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности)
2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)
2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства)
2.6. Производство (изготовление продукции)
2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов)
2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
2.9. Защита (охрана от враждебных действий)
2.10. Контроль (проверка и наблюдение)
Анализ производится с помощью нижеследующей таблицы («Матрица выбора
профессии»). Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда»,
являются (предположительно) наиболее близкими Вашим интересам и склонностям.
30

Матрица выбора профессии.
3 финансы

4 техника

5 искусство

1.3.
Консультант
Экономист
Менеджер

1.4.
Водитель
Штурман
Машинист
Техник

1.5
Режиссер
Дирижер
Балетмейстер

2.2.
Оператор связи
Информатик
Библиотекарь
Менеджер по
рекламе

2.3
Инкассатор
Бухгалтер
Брокер
Кассир

2.4
Электромонт
ер Слесарь
Наладчик
Автомехани
к

3.2

3.3

3.4

-----

….

1
человек
1.1
Администратор
Менеджер по
персоналу
Секретарь

2
информация
1.2
Логистик
Маркетолог
Диспетчер
Оператор

2
обслуживан
ие

2.1 .
Продавец
Официант
Фельдшер
Социальный
работник

3
обучение и
воспитание

3.1
Воспитатель
Инструктор по
вождению
Руководитель
студии Мастер
производствен
ног о обучения
4.1

1
управление

4
производст
во

…..

6 животные
и растения
1.6
Фермер
Дрессировщи
к Почвовед

7 изделия и
продукты
1.7
Мерчендайзер
Менеджер по
продажам
Товаровед
Логистик

8 природные
ресурсы
1.8
Техник по
земельному
кадастру
Гедеозист
Техникэнергетик
2.8
Лесничий
Техникнефтяник
Садовник
(садовод)

2.5
Гримерпастижер
Декоратороформитель
Парикмахер
Экскурсовод
3.5

2.6
Механизатор
Животновод
Растениевод
Ветеринарны
й фельдшер

2.7
Товаровед
Продавец
Экспедитор

3.6

3.7

3.8

….

….

….

….

4.5 Ювелиргравер Резчик
по дереву
Вышивальщи
ца
Кинооператор

4.6
Семеновод
Пчеловод
Животновод
Растениевод

4.7
Повар
Технолог
Кондитер
Портной

4.8
Гидролог
Горнорабочий
Машинист

….

4.2
Методист
Верстальщик
Корреспондент
Чертежник

4.3
Экономист
Операторучетчик
Брокер
Кассир

4.4
Слесарь
Электросвар
щик
Фрезеровщи
к Станочник

31

5
конструиро
вание

5.1.

-----

5.2
Веб-дизайнер
Менеджер по
рекламе
Картограф
Программист

5.3
Бухгалтер
Экономист
Калькулятор

5.4
Мастер
автосервиса
Конструктор
Техник
Зубной
техник

5.5
Дизайнер
Композитор
Режиссер
Театральный
художник

6.3
Помощник
аудитора
Экономист
Операторучетчик
7.3
Инкассатор
Менеджер
по
страховани
ю Охранник

6.4
Испытатель
двигателей
Метролог
Хронометра
жист
7.4
Инспектор
по ТБ
Наладчик
станков
Пожарный
Водолаз

6.5
Искусствовед
Киновед
Культуролог

8.3
Налоговый
инспектор
Бухгалтер ревизор
Помощник
ауд итора
Контролер кассир

8.4
Контролер
Аппаратчик
Техник механик
Метролог

8.5
Музейный
рабо ник
Искусствовед
Киновед
Культуролог

6
исследован
ие

6.1
Лаборант
Следователь
Социолог

6.2 Маркетолог
Статистик
Социолог

7
защита

7.1
Сотрудник
правоохраните
льных органов
Военный
Телохранитель
Фельдшер

8
контроль

8.1
Инспектор
Табельщик
Ревизор
автокран
спорта

7.2
Программист
Специалист по
защите
информации
Помощник
нотариуса
Архивариус
8.2
Программист
Корректор
Оператор ЭВМ

32

7.5
Каскадер
Художник реставратор
Музейный
работник

5.6
Агрономсеменовод
Агротехник
Зоотехник
Мастер
цветоводдекоратор
6.6
Агротехник
Лаборантэколог
Зоотехник
Зоолаборант
7.6
Егерь
Лесничий
Лаборант эколог
Ветеринарны
й фельдшер
8.6
Агротехник
Зоотехник
Зоолаборант
Мастер леса

5.7
Технолог
Модельер
Закройщик
Монтажник

5.8
Техникозеленитель
Архитектор
ландшафта
Горный
техник

6.7
Лаборант
Товаровед
Технолог
Дегустато

6.8
Метеоролог
Геолог
Техникгидрогеолог

7.7
Лаборант
Диетолог
Менеджер по
работе
стаможней

7.8
Мелиоратор
Эколог
Лесничий

8.7
Контролер
Санитарный
инспектор
Риэлтер
Техник смотритель

8.8
Радиолог
Лаборант эколог
Метеоролог

Методическое обеспечение образовательной программы.
Методы и приёмы обучения.
Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе можно
условно разделить на наглядные, словесные и практические.
Кроме того, в методическом арсенале педагога есть методы с ярко выраженной
психолого-педагогической доминантой, а также более локальные, частные,
специфические приёмы, в которых преобладает хореографическая составляющая
(постановочные и исполнительские).
Наглядный метод обучения включает:
 образный показ педагога;
 эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;
 подражание образам окружающей действительности;
 приём тактильно-мышечной наглядности;
 наглядно-слуховой приём;
 демонстрацию эмоционально-мимических навыков;
 использование наглядных пособий.
Словесный метод обучения включает:
 рассказ;
 объяснение;
 инструкцию;
 лекцию;
 беседу;
 анализ и обсуждение;
 словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;
 раскладки хореографического па;
 закрепление целостного танцевального движения-комбинации;
 словесную репрезентацию образа хореографического движения.
Практический метод обучения обогащен комплексом приёмов, сочетающих
наглядность и слово:
 игровая ситуация;
 детское «сотворчество»;
 соревновательность и переплясность;
 использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
 выработка динамического стереотипа (повторяемости и повторности однотипных
движений);
 фиксация отдельных этапов хореографических движений;
 сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
 приём пространственной ориентации;
 развитие основных пластических линий;
 музыкальное сопровождение танца как методический приём;
 хореографическая импровизация;
 приём художественного перевоплощения.
Принципы обучения:
 принцип последовательности,
 принцип постепенности,
 принцип доступности,
 принцип наглядности в освоении материала.
33

Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному,
опирается на индивидуальные особенности ученика интеллектуальные, физические,
музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей образовательной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и
задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся
традициях обучения балетной гимнастики.
Используемые на занятиях педагогические технологии:
• личностно-ориентированное обучение;
• технология сотрудничества;
• технология саморазвития
• технология развивающего обучения;
• информационная технология
• здоровьесберегающие
Форма обучения – очная.
При особых условиях (актированных дней,
неблагоприятной эпидемиологической ситуации) предусматривается применение
дистанционной формы обучения с использованием сайта учреждения, сайта ансамбля,
мессенджеров, электронной почты и онлайн-платформы ZOOM, YouTube
Формы проведения занятий:
1. коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив,
имеющий своих лидеров (при самостоятельной постановке хореографических
композиций);
2. групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и более),
имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;
3. парная, предполагающая общение с двумя учащимися при постановке дуэтных
танцев.

34

Список литературы.
Список источников:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 9.11 2018года
№196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо от 18.112015г. №09-3242 Министерства образования и науки Российской
Федерации, письмом Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования»
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»
Приказ Минобрнауки России от 9.08.2013 N 1008 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»

1.
2.

3.

4.
5.

6.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Список литературы для учащихся:
Блазис К. «Кодекс Терпсихоры», 2017, «ГИТИС».
Богданов Г. «Русский народный танец. Теория и история», 2019, «Юрайт».
Ваганова А.Я. «Основы классического танца», 2000, изд. «Лань» Санкт-Петербург.
Вашкевич Н.Н. «История хореографии всех веков и народов». 2019 «Специальная
литература»
Каннингем М. «Гладкий, потому что неровный…», 2019, «АртГид».
Маликов Е. «Я, враг балета», 2017, «Канон+».
Фирер А. «Вкус танца», 2019, «Волшебная флейта».
Хамфри Д. «Искусство сочинять танец», 2019 «Музей современного искусства
«Гараж»».
Список литературы для педагога:
Айламазян А. «В ожидании танца: беседы, наброски, размышления», 2018
«Русский печатный дом».
Арбузова, Е.Н. Анисимов А.И. Шатрова О.В. «Практикум по психологии
общения», 2010, Москва, «Аист».
Ваганова А.Я. «Основы классического танца», 2000, изд. «Лань» Санкт-Петербург.
Валяев Д. «То, чего не видит зритель», 2012, «Век информации», Москва.
Вихрева Н. «Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем»,
2004 «М.:Театралес»
Володькина Н. «Урок народно-сценического танца», 2019, «Специальная
литература».
Гончукова О. Авидон И. «Тренинги формирования команды», 2009, Москва,
«Астрель».
Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца» (учебное пособие) М.,2002г.

8.
9.
10. Доско В.«Простые правила для успеха вашего ребенка», 2009, Москва, Айрес
«Пресс».
11. Дубских Т. Народно сценический танец», 2017, «»Специальная литература».
35

12. Забылин М «Праздники, обряды и обычаи на Руси», 2005, изд. «Белый город»,
Москва.
13. Капшук О.Н. «Русские праздники и обряды», 2010, Ростов-на-Дону, «Феникс».
14. Карпенко В. Карпенко И. Багана Ж. «Народно-сценический танец», 2016, «Научная
мысль».
15. Маликов Е. «Я, враг балета», 2017, «Канон+».
16. Пичуричкин С.«Имидж творческого коллектива», 2012, «Век информации».
Москва.
17. Савченко А.В. « Программа ритмика и хореография для хореографических
отделений общеобразовательных школ, гимназий, детских музыкальных школ и
школ искусств» г. Хабаровск 2006г.
18. Э. Сарабьян «Актерский тренинг по системе Станиславского «Как быть
максимально естественным и убедительным», 2011, изд. «Астрель».
19. М. Соколова, А.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях», 2003,
Москва, «Айрес Пресс».
20. Цорн А.Я. «Грамматика танцевального искусства и хореографии», 2011, «Лань».
21. Шарапова Н.И. «Детский танец», 2011, «Лань»

36

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».