Хореографическое искусство. Базовый уровень.

Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………..
Учебный план четвёртого года обучения………………………......................................
Учебный план пятого года обучения……………………….............................................
Учебный план шестого года обучения…………………………………….......................
Учебный план седьмого года обучения…………………………………………………...
Планируемые результаты…………………………………………………………………..
Календарный график учебного процесса…………………………….................................
Условия реализации программы…………………………………………………………...
Диагностика планируемых результатов и оценочные материалы ……………...............
Протокол результатов…………………………………………………................................
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов обучения по
программе…………………………………………………………………………………....
12. Оценочные материалы……………………………………………………………………...
13 Методическое обеспечение………………………………………………………………...
14. Список литературы ……………………….………………………………………………..
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

2

2
5
8
11
14
16
17
18
19
25
26
27
33
35

Программа «Хореографическое искусство» реализуется на базе МОУ ДО ДТДиМ в
образцовом художественном коллективе ансамбля танца «Багульник».
Программа относится к базовому уровню усвоения.
Программа разработано в соответствии с нормативными документами:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
 письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»);
 Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае.
Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019 № 645-рп;
 Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным (дополнительным общеразвивающим) программам
детям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на территории
Хабаровского края приказ министерства образования и науки Хабаровского края от
30.01.2019 № 2;
 Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском
крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный
центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» № 383 П от 26.09.2019 г.);
 Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ.
Направленность программы – художественная.
Актуальность данной программы заключается в предоставлении ребёнку и подростку
спектра возможностей по реализации его интересов и способностей в сфере хореографии.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что помимо
усовершенствований хореографической подготовки детей, уделяется расширенное внимание
теоретическим познаниям народного творчества, истории и культуры народов.
Адресат программы: Базовый уровень программы «Хореографическое искусство»
рассчитан на 4 года обучения учащихся с 12 до 15 лет. На базовый дети переходят после
прохождения подготовки стартового уровня программы «Хореографическое искусство».
По окончанию реализации программы учащимся выдаётся Свидетельство об обучении по
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе. Желающие продолжить
обучение в ансамбле танца «Багульник» переходят на продвинутый уровень.
Форма обучения: очная
Объём и сроки освоение: Базовый уровень рассчитан на 4 года обучения:
Год обучения

Возраст

Часы за год
3

IV год
V год
VI год
VII год
Итого

12
13
14
15

216
324
324
324
1188

Особенности организации образовательного процесса – учащиеся одного возраста
сформированы в группы по 15-17 детей.
Режим занятий:
№ Год обучения
Кол-во
недель
1
2
3
4

IV год
V год
VI год
VII год

36
36
36
36

Кол-во
неделю

часов

6
9
9
9

в Кол-во
занятий
неделю
3
3
3
3

Продолжительность
в занятий
2
3
3
3

Цель: Способствовать творческой самореализации личности ребёнка, по средствам
танцевального искусства.
Задачи:
Предметные:
• Воспитать уважение к искусству, народному танцу, понимание его эстетической ценности;
• Сформировать хореографические компетентности на основе освоения и овладения
программного материала;
• Поддерживать изучение истории и географии народа на основе национальных
хореографических постановок.
• Обучать большим танцевально-музыкальным формам;
• Обучить хореографии в малых формах, в том числе соло, дуэтных танцевальных композициях;
Метапредметные:
• Сформировать музыкальный вкус и познакомить учащихся с лучшими образцами
национальной культуры в области музыки и костюма;
• Формирование навыков самоконтроля;
• Развивать познавательные, творческие и физические способности;
• Продолжать развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, переключения внимания,
образного мышления;
• Стимулировать к совершенствованию физического состояния организма;
• Способствовать развитию мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения и
обобщения; умозаключения и способности самостоятельно решать творческие задачи;
Личностные:
• Развить уважительное отношение к другим культурам;
• Формирование художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к искусству;
• стимулировать активность и самостоятельность обучающихся;
4

• обеспечить условия для формирования качества инициативности, целеустремленности,
ответственности по отношению к своему и чужому труду;
• Воспитывать бережное отношение к концертным костюмам и атрибутике;
• Формировать самообладание и дисциплину;
• Развить коммуникативные навыки, самостоятельность.
Программа базового уровня направлена на сценическое мастерство учащихся. А также
рассчитана закрепление и углубление хореографических навыков проученных на стартовом уровне
программы «Хореографическое искусство».

5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Четвёртый год обучения

12

Форма
216 часов
теория практика контроля
Зачёт
2
Зачёт,
10
44
контрольный
урок
Зачёт,
2
16
контрольный
урок
Зачёт
6
26
контрольный
урок
Зачёт
12
44
Концерт,
2
20
конкурс.
Концерт
12

10

-

10

Контрольный
урок

2

-

2

Концерт

6
2

2
1

4
1

Зачёт
Открытый
урок

216

35

181

№ Названия раздела
1.
2.

Польза танцев для здоровья человека
Основы классического танца.

всего
2
54

3.

Движения на середине зала.

18

4.

Элементы русского танца.

32

5.
6.

Сценические репетиции.
Концертная деятельность.

56
22

Подготовка и участие в городских и
внутренних
мероприятиях
Дворца
творчества.
8 Подготовка номеров к традиционному
празднику «День рождение» коллектива
9 Концерт, посвящённый «Дню рождения
коллектива».
10 Анализ выступлений.
11 Контрольный урок.
7.

ИТОГО:

Содержание учебного плана четвёртого года обучения.
1. Польза танцев для здоровья человека.
Решение организационных вопросов. Планы на год. Напоминание учащимся правил поведения
во Дворце, на занятиях.
2. Основы классического танца.
Упражнения развивают устойчивость, укрепляют суставно-связочный и мышечный аппарат
обучающихся, вырабатывают силу и эластичность ног, пластичность рук и корпуса, закрепляют и
развивают навыки координации движений.
Теория:
1.«Основные правила движений у станка.»;
2.«Понятие о поворотах en dehors и en dedans.»;
3.«Эстетика, логика и техника смены epaulement. (croisee, effasee).»;
4.«Законы равновесия в позах классического танца.»;
5.« Закономерности координации движений рук и головы.»
Практика:
• battement tendu, battement tendujete – исполнениена ¼,
• rond de jambe par terre – законченная форма;
6

•
•
•
•
•
•
•
•

rond de jamdeen lair (endehors et en dedans) на 45*;
battement frappes – с окончанием в маленькие позы;
pas de bourree ( без перемены ног, с переменной ног)
grand battement jete – в большие позы;
растяжки;
sissonne simple (изучается сначала лицом к палке, затем на середине зала);
большое pas echappe (без остановки)
pas assemble ( в сторону, вперед)
3.
Движения на середине зала.
Теория:
1.«Основные позы классического танца: croisee, effasee»
Практика:
• I, II arabesgue (затем вводятся в комбинации у станка), первоначально рабочая нога вытянута
носком в пол;
• полуповороты на полупальцах вокруг себя на одном месте в V позиции;
• pas de bourree suivi;
• подготовка к toir по V позиции - (вскоки по V позиции);
• вскоки на одну ногу с положением другой на passeе.
4. Элементы русского танца.
Теория:
1.«Истоки русского костюма»;
2.«Разнообразие русской культуры»;
3.«Основы русского танца».
Практика:
• поклоны;
• верёвочка одинарная;
• простой ключ;
• дроби «из-за» такта;
• дробь в такт;
• поочерёдные выстукивания (каблуки, полупальцами);
• «молоточки», в повороте;
• вращение по диагонали «беговое»;
• «припадание» на месте и в продвижении;
• вращение на месте «припаданием» по III позиции;
• ходы с открыванием и закрыванием руки.
5. Сценическая репетиция
Репетиции как творческий процесс на результат с использованием всех знаний, навыков и
умений. Разработка новых танцевальные номеров, где есть возможность распределение
исполнителей в новой постановке по правильности исполнения движения и умений. Объяснение
смысла изучаемых номеров. Знание того, что должен исполнитель в этом танце рассказать зрителю.
Разработка и пошив костюмов, изготовление реквизита (если есть необходимость),
административная и техническая работа, генеральные и сводные репетиции.
Теория:
1.«Правила поведения на сцене»;
2.«Актёрское мастерство как часть танцевального искусства»;
7

3.«Танцы народов мира»;
4.«Особенности русской культуры в танце».
Практика:
Разучивание новых танцевальных номеров.
6. Концертная деятельность.
Теория:
1.«Концертный макияж»;
Практика:
Проведение
отчетного концерта
коллектива; участие в
концертах, конкурсах,
фестивалях и других мероприятиях.
7. Подготовка и участие в городских и внутренних мероприятиях Дворца творчества.
Практика:
Подготовка концертных номеров для тематических мероприятий. Подготовка и проведение
новогодних мероприятиях и сказок на сцене Дворца творчества. Подготовка
и проведение
познавательных и развлекательных мероприятий на уровне группы, коллектива.
8. Подготовка номеров к традиционному празднику «День рождение» коллектива.
Отработка разученных номеров к традиционному празднику ансамбля танца «День
рождения коллектива».
9. Концерт, посвящённый «Дню рождения коллектива»
Проходит большой концерт для зрителей города. Участвует весь коллектив. Проходит
награждение лучших обучающиеся за учебный год.
10. Анализ выступлений.
Теория:
1.«Разберём ошибки»
Практика:
• Просмотр видео с выступления, разбор ошибок, отработка движений.
11. Контрольный урок.
Теория:
1.«Мониторинг 1».
Практика:
• Контрольный урок.
Целью является мониторинг развития способностей детей.

8

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Пятый год обучения
Развитие устойчивости. Усвоение полуповоротов и поворотов у станка и на середине зала.
Исполнение средних прыжков на середине зала. Особое внимание уделяется выразительности поз,
координации и развитию силы ног. Овладение техникой пируэт. Adajio постепенно усложняется, в
него ходят 2-3 движения. Большое количество часов выделяются на постановочную работу, так как
пятый год обучения является концертным составом коллектива.
Учебно-тематический план рассчитан для группы, в которой проходят занятия 3 раза в
неделю по 2 часа и один раз по 3 часа
Форма контроля

№ Название раздела

практика
Зачёт
1
Зачёт,
26
урок

3.

324 часа
всего
теория
«Пожарная безопасность»
2
1
Повторение
материала 26
2
предыдущего года.
Основы классического танца.
110
24

4.

Экзерсис на середине зала.

38

4

34

5.
6.
7.
8.
9.

Сценическая репетиция.
Концертная деятельность.
Индивидуальная работа.
Анализ выступлений.
Контрольный урок.
ИТОГО:

108
10
22
4
4
324

14
4
2
2
61

94
10
18
2
2
263

1.
2.

86

контрольный

Зачёт,
контрольный
урок
Зачёт,
контрольный
урок
Контрольный урок
Концерт, конкурс
Контрольный урок
Зачёт
Открытый урок

Учебно-тематический план засчитан на группу, в которой проходят занятия 3 раза в неделю по 3
часа.
№

Название раздела

Форма контроля.

часы
практика

3.

всего
«Пожарная безопасность»
3
Повторение
материала
27
предыдущего года.
Основы классического танца.
105

4.

Экзерсис на середине зала.

45

9

36

5.
6.
7.
8.
9.

Сценическая репетиция.
Концертная деятельность.
Индивидуальная работа.
Анализ выступлений.
Контрольный урок.

105
21
12
3
6

12
3
3

90
21
9
3
3

1.
2.

теория
3
3

24

Зачёт
Зачёт,
урок

21

84

Зачёт,
контрольный
урок
Зачёт,
контрольный
урок
Контрольный урок
Концерт,конкурс
Контрольный урок
Зачёт
Открытый урок

9

контрольный

ИТОГО:

324

57

267

Содержание учебного плана пятого года обучения.
1. «Пожарная безопасность»
Формирование групп. Составление расписания. Решение организационных вопросов. Итоги
лето. Планы на год. Инструктаж по технике безопасности.
2. Повторение материала предыдущего года.
Теория:
1.«Вспомним, что знаем».
Практика:
• Приведение мышц ног, рук, корпуса в танцевальную форму.
• Техническая отработка всех пройденных движений.
• Повтор и закрепление навыков исполнения движений на станке.
3. Основы классического танца.
Теория:
1.«Вспомним, что знаем»;
2.«Новые термины»;
3.«Образцы классического танца»;
4.«Особенности костюма в классическом танце»;
5.«Формы классического танца»;
Практика:
Исполняются все пройденные элементы движений в различных комбинациях в более
быстром темпе.
Дополнительно изучается:
• demi-plie, grand plieпо IV поз;
• battement tendu, battement tendujeteвовсемаленькиепозы;
• battementfrappe в маленькие позы и с releve;
• battementfoundu во все направления на 45* и позах;
• petit temps releve ( как preparation кrond de jampen lair);
• battementdeveloppeна 90*
• demi rond de jampdevelopeна 90* ( endehorsen dedans, поза attitude);
• grandbattementjete во всех направлениях на 2/4;
• adajio из пройденных элементов;
• полуповороты приёмом soutenus на полупальцах по V позиции;
• растяжки на станке и середине зала.
• Allegro:
• tempslevesauteeпоIVпозиции.
• assamble с открыванием ноги в сторону с координацией головы и рук.
• pas glissade (учебная форма).
4. Экзерсис на середине зала.
Теория:
1.«Особенности упражнений на середине».
Практика:

10

На середину зала последовательно переносятся упражнения экзерсиса у станка,
выполняемые в том же порядке. Темп остается таким же, как у станка.
• вращение chane
• беговое вращение
• вращение «блинчик»
• подготовка к tour.
• Pasbalance (как разновидность исполнения).
5. Сценическая репетиция.
Теория:
1.«Сюжет – как основа номера»;
2.«Актёрское мастерство»;
3.«Сценический макияж»;
4.«Отношение партнёров».
Практика:
Разработка новых танцевальные номеров, где есть возможность распределение
исполнителей в новой постановке по правильности исполнения движения и умений. Объяснение
смысла изучаемых номеров. Знание того, что должен исполнитель в этом танце рассказать зрителю.
6. Концертная деятельность.
Проведение традиционного отчетного концерта коллектива; участие в концертах,
конкурсах, фестивалях и других мероприятиях.
7. Индивидуальная работа.
Теория:
1.«Я – солист».
Практика:
На индивидуальных занятиях происходит работа с отдельными учащимися для ввода их в
сольные части номера.
8. Анализ выступлений.
Теория:
1.«Разберём ошибки».
Практика:
Просмотр видео с концертов. Попытка детей увидеть ошибки и успехи. Развитие умения
рассуждать и анализировать.
9. Контрольный урок.
Теория:
1. Мониторинг 1.
Практика:
• Открытый урок. Целью является мониторинг развития способностей детей.

11

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Шестой год обучения
Уделяется внимание музыкальным темповым произведениям применительно для
классического танца. Все упражнения повторяются в ускоренном темпе. Изучается уровень
подъема ног, добавляются полупальцы опорной стопы.
№

Название раздела

Форма контроля

1.
2.

«Мы теперь не просто дети»
Основы классического танца.

324 часа
всего теория
3
3
105
24

3.

Экзерсис на середине зала.

36

6

4.
5.
6.
7.

Сценическая репетиция.
Концертная деятельность.
Индивидуальная работа.
Анализ выступлений.

108
42
24
3

15
3
3
3

практика
Зачёт
Зачёт, контрольный
81
урок
Зачёт, контрольный
30
урок
Контрольный урок
93
Концерт, конкурс
39
Контрольный урок
21
Зачёт
-

8.

Контрольный урок.
ИТОГО:

3
324

1
58

2
266

Открытое занятие

Содержание учебного плана шестого года обучения.
Мы уже не просто дети.
Формирование групп. Составление расписания. Решение организационных вопросов.
Планы на год. Напоминание учащимся правил поведения на занятиях. Правила безопасности при
пожаре, при эвакуации, выезд на природу.
2. Основы классического танца.
Теория:
1.«Вспомним что знаем»
2.«Правила основных движений классического танца»;
3.«Имена и Фамилии»;
4.«Образцы классического танца»;
5.«Прима и артист балета»;
Практика:
Усложнение различных комбинаций у станка:
• Вattement double frappe – движение с двойным ударом на 2/4;
• Вattement developpe назад – разворачивающее движение, размер 3/4, 4/4,
• характер плавный, связный;
• Вattement releve lent впозах;
• demi rond de jambeen face из одной позы в другую;
• поза ecartee;
• battement frappe на полупальцах;
• grand rond de jambe jete en dehors и en dedans;
1.

12

•
•
3.

rond de jambe en lair (en dehors и en dedans) на 45*;
petit battement surlecou-de-pied с разворотом в маленькие позы (носком в пол и на plie).
Экзерсис на середине зала.
Теория:
1.«Повторим, что знаем».
Практика:
• Вattement tendu en tournant на 90* (en dehors и en dedans);
• Вattement tendu jete en tournant на 45* (en dehors и en dedans) ;
• rond de jambe par terre en tournant (en dehor sи en dedans) на 45*;
• вattement foundu с plie-releve и rond de jambe на 45*.
Прыжки:
• pas echappe battu (с заноской из V и II позиции);
• assamble в позы;
• grand pas echappe en tournant на 90*;
• pas emboite c продвижением вперёд и по диагонали;
• sissonne в I arabesgue по диагонали.
4. Сценическая репетиция.
Теория:
1.«Сценический макияж»;
2.«Актёрское мастерство»;
3.»Правила поведения на сцене»
4.Тест 1.
Практика:
Репетиции, подготавливающие новые номера для репертуара ансамбля. Готовятся
танцевальные номера с исполнением эмоциональной окраски. Используется индивидуальная
выразительность участников. Подготовка нового репертуара.
5. Концертная деятельность.
Теория:
1.«Правила поведения на гастролях».
Практика:
Разовые выступления и большие концерты, посвящены определённым датам и событиям.
Выезды на фестивали и конкурсы в другие города.
Большой отчетный концерт для школьников и зрителей города.
6. Индивидуальная работа.
Теория:
1.«Я-солист».
Практика:
На занятиях происходит работа с отдельными учащимися для ввода их в сольные части
номера или в целый номер.
7. Анализ выступлений.
Теория:
1.«Разберём ошибки».
Практика:
Просмотр видио с концерта.
8.
Контрольный урок.
13

Теория:
1. Мониторинг 1.
Практика:
• Открытый урок. Целью является мониторинг развития способностей детей.

14

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Седьмой год обучения
Суммируются приобретённые за шесть лет все знания и навыки, необходимые для изучения
наиболее сложных движений классического танца в их законченной форме. Особое внимание
уделяется работе над художественной выразительностью и музыкальностью учащихся.
№ Название раздела

324 часа
всего
теория практика
Край 3
3
-

2.

Дальний
Восток.
контрастов.
Основы классического танца.

90

9

81

3.

Экзерсис на середине зала.

36

6

30

4.
5.
6.
7.

Сценическая репетиция.
Концертная деятельность.
Индивидуальная работа.
Контрольный урок.
ИТОГО:

105
48
39
3
324

12
3
1
34

93
48
36
2
290

1.

Форма контроля
Зачёт
Зачёт,
контрольный
урок
Зачёт,
контрольный
урок
Контрольный урок
Концерт, конкурс
Контрольный урок
Открытый урок

Содержание учебного плана седьмого года обучения.
1.

2.

•
•
•
•

•
•
•
•
3.

Дальний Восток. Край контрастов.
Инструктаж по технике безопасности при выезде на фестивали и конкурсы. Просмотр
познавательного фильма о Дальнем Востоке.
Основы классического танца.
Теория:
1.«Вспомним что знаем»;
2.«Закономерности переходов рук из одного положения в другое.»;
3.«Образцы классического танца».
Практика:
Demi plie, grand plie в сочетании с различными видами port de bras;
Вattement foundu в позах, на всей стопе и на полупальцах;
pas ballotte вперед-назад;
rond de jambe en lair en dehors и en dedans;
а) на полупальцах;
б) с plie-releve;
demirond de jambe из одной позы в другую;
вattement developpe с медленным поворотом en dehors и end edans с ногой поднятой вперед и
назад на 90*;
вattement developpe на plie с ногой на 90;
вattement soutenu на 90* в позах, с подъемом на полупальцы.
Экзерсис на середине зала.
Теория:
15

1.«Вспомним что знаем»;
2.«Аplomb – это».
Практика:
Учащиеся должны проверить свою устойчивость без опоры, особенно в движениях с
переходом с одной ноги на другую. Внимание уделяется отработке вращений. Середина становится
танцевальной.
• Вattement foundu на полупальцах;
• Вattement frappe на полупальцах;
• III и IV arabesgue;
• Ecartee вперед, назад, с подъемом на полупальцы и на demiplie;
• IV port de bras;
• Tour (пируэт) endehors из V и II позиций с окончанием в V позицию;
• sissonne в II arabesgue по диагонали;
• grand jete.
4. Сценическая репетиция.
Теория:
1.«Актёрское мастерство»;
2.«Балетмейстерское искусство»;
3.«Образцы народного танца»;
4.Анкета 1.
Практика:
• Разработка новых танцевальные номеров. Отрабатывание движений уже изученного
материала.
5. Концертная деятельность.
Подготовка и проведение выступлений и концертов на базе Дворца творчества, на городских
торжественных мероприятиях, выезды на конкурсы и фестивали в другие города.
6. Индивидуальная работа.
Теория:
1.«Я – солист».
Практика:
Подготовка солистов на конкурсы и отдельные выступления.
7. Контрольный урок.
Теория:
1. Мониторинг 1.
Практика:
• Итоговое занятие. Целью является мониторинг способностей детей.

16

Планируемый результат.
Предметные результаты:
• Будут знать: хореографические элементы и комбинации; терминологию классического танца;
• Научаться исполнять экзерсис классического танца и народного танца у станка;
• Будут знать историю и манеру исполнения танцев народов мира;
• Научаться выразительно передавать характер создаваемого образа;
• Овладеют навыком в синхронном движении при исполнении массового танца в народном
стиле, умений равнять рисунки танца;
• Будут готовы к индивидуальному выступлению на публике и участию в конкурсах;
• Будут знать малые формы хореографии.
Метапредметные результаты:
• Будут владеть навыками мышечного напряжения и расслабления;
• Будут владеть сложнокоординированными, ритмически сложными движениями; чувством
ритма, музыкальностью;
• Будут знать музыкальное различие между композиций разного народа;
• Будут знать характер исполнения изученного материала и отличить его от других
танцевальных направлений;
• Будут знать о нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
• Научаться анализировать, сравнивать и обобщать;
• Будут уметь координировать свои усилия с усилиями других;
• Будут уметь соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
• Будут уметь владеть своим мышечным аппаратом и навыками координации движения.
Личностные результаты:
• Будут уметь работать в коллективе, ощущая себя частицей группы;
• Научаться идти на компромисс, создавая коллективный продукт;
• Научаться уважать и чтить традиции и культуру других народов;
• Будут уметь проявлять навыки комунникативного межличносного общения;
• Будут иметь сформированные навыки уважительного отношение к истории и культуре
своего народа;
• Научаться быть аккуратными по отношению к костюмам и атрибутике;
• Преобретут эмоционально-ценностное отношение к искусству, танцевальной деятельности;
• Научаться задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных
ситуаций.;
• Будут более наблюдательным и внимательным.

17

Календарный график учебного процесса на 2019 – 2020 учебный год.

Название
программы

«Хореографи
ческое
искусство»

Учебные
занятия
I четверть
число
недель
8 н 1д

начал
ои
конец
01.09
27.10

Каник
улы

28.1003.11

Учебные
занятия
II четверть
чис
начал
ло
ои
нед
конец
ель
8н
05.11
29.12

Кани
кулы

30.12
12.01

18

Учебные
занятия
III четверть
чис
начал
ло
ои
нед
конец
ель
10 13.01н
22.03

Кани
кулы

23.03
29.03

Учебные
занятия
IV четверть
чис начал
ло
ои
нед коне
ель
ц
9 н 30.03
31.05

Кани
кулы

31.05
31.08

Колво
недел
ь
39 н
1д

Условия реализации программы.
•
•

медицинская справка о состоянии здоровья, желание ребенка.
просторный специализированный зал, оборудованный зеркалами и станками,
соответствующий санитарно-гигиеническим нормам (температурный режим, световой
режим и т. д.);
• музыкальное сопровождение, концертмейстер;
• костюмы;
• наличие учебного, диагностического и дидактического материала.
Технические средства обучения:
магнитофон; музыкальный центр
видеомагнитофон;
телевизор
наличие ковриков.
Тренировочная форма:
Девочки – гимнастический купальник, трико, хитон, балетные туфли, народные туфли.
Мальчики – черные брюки народного характера, белая футболка, балетные туфли, народные
сапоги.

19

Диагностика планируемых результатов и оценочные материалы
Формы аттестации/контроля
За период обучения дети получают определенный объем знаний и умений, качество которых
проверяется ежегодно. Для этой цели проводится промежуточный контроль - участие в концертах,
сдача зачетов в форме тестов и сдача экзаменов в форме контрольных и открытых занятий.
Обязательным и важным элементом учебного процесса является систематический контроль
успеваемости учащихся.
Виды контроля обучающихся:
Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование; мониторинг,
педагогическое наблюдение;
Текущий контроль (в течении года) – опрос, зачёт, контрольные задания, участие в
концертных программах;
Итоговый контроль (итоговая аттестация) – участие в концертах и конкурсах разного уровня,
мониторинг, контрольное занятие по окончанию года

Диагностика планируемых результатов
Результаты
Предметные результаты
Умеют различать танцевальные мелодии по их
характеру,
танцевальному
направлению,
слышат и используют в танце ритм мелодии.
Умеют правильно выполнять упражнения по
классическому и русскому танцу.
Знают терминологию классического танца.

Методика
Опрос
Наблюдение
Наблюдение

Опрос
Наблюдение
Тестирование (тест составляется педагогом на
основе пройденного материала)
Готовы (физически и эмоционально) и могут Наблюдение
участвовать в концертах
Анализ практической работы
Беседа
Метапредметные результаты
Организовывают, при помощи родителей, Наблюдение
самостоятельную домашнюю работу для Беседа с родителями
отработки пройденного материала.
Анализ работы
Умеют анализировать окружающий мир, Беседа
явления
и
отличают
«красивое»
от Опрос
«некрасивого».
Наблюдение
Умеют концентрироваться на работе, быстро и Опрос
надолго запоминают пройденный материал.
Наблюдение
Умеют правильно ставить свое тело, Наблюдение
стараются всегда держать красивую осанку.
Выполняют более сложные координационные Наблюдение
движения,
стали
более
гибкими
и
пластичными.
Личностные результаты
Могут свободно взаимодействовать с людьми Наблюдение
20

разного возраста, пола, национальности, Анализ
мероприятий,
проведенных
в
активно участвуют в общественной жизни.
коллективе
Проявляют интерес к здоровому образу жизни Наблюдение,
опрос
Проявляют внимание и сочувствие к Наблюдение
окружающим, стараются помогать другим в Анализ поведения мероприятий в коллективе
различных ситуациях.
Беседа с родителями
Проявляют интерес к культуре танца, Наблюдение
интересуется культурой своей страны
Беседа
Беседа с родителями

Мониторинг оценки результативности освоения программы.
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

Теоретическая подготовка
Владение
специальной Осмысленность минимальный
терминологией
по и правильность уровень (ребенок,
тематике программы
использования как
правило,
специальной
избегает
терминологии
употреблять
специальные
термины);
- средний уровень
(ребенок
сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой);
максимальный
уровень
(специальные
термины
употребляет
осознанно
и
в
полном
соответствии с их
содержанием).

21

Методы
диагностики

Кол.
баллов

Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос

1

5

10

Практическая подготовка
Практические умения и точность
навыки, предусмотренные грамотность
программой
выполнения
изученных
процессе
занятий
основных
движений
танцев
соответствии
этапами
обучения)

и минимальный
уровень: исполняя
танец,
учащийся
в держится
неуверенно,
периодически
подглядывая
и
ориентируясь
на
(в других
учеников,
с допуская ошибки в
построении,
траектории
движений и техники
танца. Эмоции и
ритм
движений
слабо выражен или
отсутствует;
- средний уровень:
учащийся
выполняет задание,
допуская ошибки в
позициях рук, ног
исполняя
танец.
Прослеживаются
неточности
в
исходных позициях
и
движениях,
недоработка стопой
и т.п. Движения
скоординированные,
но не всегда точные.
Не
всегда
прослеживаются
эмоции, во время
исполнения
и
характер танца;
максимальный
уровень: учащийся
четко
исполняет
танец, не допускает
ни одной ошибки.
Движения
22

Контрольное
1
задание,
контрольный
урок,
классконцерт.

5

10

уверенные,
скоординированные.
Характерное
выделение
ритма,
счета, акцентов в
каждом
танце.
Эмоциональность в
исполнении,
правильное
построение
в
начале, во время и
по
завершению
танца.

Личностноеразвитие.
Терпение

Воля

Самоконтроль

Способность
выдерживать
нагрузки
в
течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности.

Способность
активно
побуждать себя
к практическим
действиям.

Умение
контролировать
свои поступки
(приводить
к
должному свои
действия).

минимальный Наблюдение
уровень: терпения
хватает меньше чем
на ½ занятия;
- средний уровень:
терпения
хватает
больше чем на ½
занятия;
максимальный
уровень: терпения
хватает
на
все
занятие
минимальный Наблюдений
уровень:волевые
усилия
ребенка
побуждаются извне
средний
уровень:иногда
–
самим ребенком;
максимальный
уровень:всегда
–
самим ребенком
минимальный Наблюдение
уровень:
ребенок
постоянно
находится
под
воздействием
контроля из вне;
23

1

5

10

1

5

10

1

- средний уровень:
периодически
контролирует себя
сам;
максимальный
уровень: постоянно
контролирует себя
сам
Тип
сотрудничества Умение
минимальный Наблюдение,
(отношение ребенка к воспринимать
беседа,
уровень:
общим делам детского общие
дела, избегаетучастия в тестирование
объединения)
как
свои общих делах;
собственные
- средний уровень:
участвует
при
побуждении извне;
максимальный
уровень:
инициативен
в
общих делах

5

10

1

5

10

Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и
определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие параметры оценивания
включают: балетные данные, музыкально-ритмические способности, сценическая культура.
При переходе с одного года обучения на другой, дети проходят контрольную аттестацию.
Параметры и критерии оценивания уровня хореографической подготовки
Параметры

Балетные данные

Музыкально-ритмические способности

Сценическая культура

Критерии
• осанка
• выворотность
• танцевальный шаг
• подъем стопы
• гибкость
• прыжок
• чувство ритма
• координация движений:
• нервная
• мышечная
• двигательная
• музыкально-ритмическая
координация
• эмоциональная выразительность
• создание сценического образа

Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
24

• Осанка. Для занятий танцами кроме хорошего физического развития необходимо
выработать правильную осанку. Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым поясом.
• Выворотность– способность развернуть ноги (в бедре, голени и стопе) наружу. Она зависит от двух факторов: от строения тазобедренного сустава и строения ног. Формирование голени
и стопы у детей обычно заканчивается к двенадцати годам.
• Подъем стопы – изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема (высокий, средний,
маленький) находится в прямой зависимости от строения стопы и эластичности связок.
• Танцевальный шаг – способность свободно поднимать ногу на определенную высоту в
сторону, назад, вперед при выворотном положении обеих ног.
• Гибкость тела зависит от гибкости позвоночного столба. Степень подвижность
определяется строением и состоянием позвоночных хрящей.
• Прыжок, его высота и легкость зависят от силы мышц, согласованности всех частей тела
(сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев).
• Координация движений. Среди двигательных функций особое значение для танца имеет
координация движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную,
двигательную.
Нервная координация определяет чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки,
запоминание движения и зависит от работы зрительного и вестибулярного аппаратов.
Для мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое
обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).
Двигательная координация – это процесс согласования движений тела в пространстве и во
времени (одновременное и последовательное).
• Музыкально – ритмическая координация
Это умение согласовывать движения тела во времени и пространстве под музыку.
• Эмоциональная выразительность – это наличие актерского мастерства, умение свободно
держаться на сцене.
Определение результата: максимальное количество баллов, которое может получить
учащийся – 60 баллов. Уровень результативности учащегося определяется по количеству
набранных баллов:
высокий уровень – 40 - 60 баллов
средний уровень – 16 – 39 балла
низкий уровень – 0 - 15 баллов

Таблица мониторинга
№ Ф.И.
ребёнка

Термино Основные Терпе
логии
движения ние

Воля

Самоко Сотрудн
нтроль ичество

Ито
го

Уровень

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
промежуточной аттестации учащихся
детского объединения ____________________________МОУ ДО ДТДиМ
25

_________________ учебный год
Ф.И.О. педагога__________________________________________________________
№ группы_______________________________________________________________
Дата проведения аттестации________________________________________________
№
п/п

Фамилия, имя ребенка

Год
обучения

Форма
проведения

Итоговая оценка

Итоги промежуточной аттестации:
Критерии оценки

Кол-во учащихся

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

________ учащихся переведено на следующий этап (год) обучения.
________ учащихся оставлено на этом же этапе обучения
Подпись педагога_________________________
Подписи членов
аттестационной комиссии ________________ / ________________/
________________ /_________________/
________________ /_________________

26

% учащихся

Формы выявления, фиксации и предъявления результатов обучения по
программе.
Способы и формы
выявления результатов
Беседа, опрос, наблюдение
Праздничные мероприятия
Концерты
Открытые
и
итоговые
занятия

Способы и формы
фиксации результатов
Протоколы
контрольных
уроков
Анкеты
Дипломы
Благодарственные письма
Видеозапись
Фотографии
Отзывы (детей, родителей,
организаций)
Аналитические справки

27

Способы
и
формы
предъявления результатов
Контрольные занятия
Открытые занятия
Концерты
для
родителей
внутри коллектива;
Участие
в
различных
мероприятиях и праздниках;
Проведение
итоговых
концертов в конце учебного
года;
Отчётный концерт.

Оценочные материалы.
IV год обучения
Тест 1. Диагностика владения знаниями о культурном поведении артиста и
зрителя.
(опрос, анкетирование).
Выбери правильный ответ
1. Культурный, грамотный и воспитанный артист тот, кто
А) комментирует со снисходительным видом выступления других
артистов;
Б) умеет незаметно передвигаться за кулисами, готовясь к своему
выходу;
В) выглядывает из-за кулис, чтобы лучше видеть, как выступают
другие;
Г) приходит на концерт заранее, имея при себе всё необходимое для
выступления.
2. Быть готовым к выступлению, это:
А) знать наизусть и без ошибок свою партию;
Б) просто привести себя в порядок и прийти в чем есть;
В) приготовить костюм (выгладить, подшить, почистить, сложить в
специальный пакет);
Г) знать, что должен исполнять партнёр и как взаимодействовать с
другими исполнителями в номере;
Д) сделать причёску, какая тебе нравится;
Е) иметь с собой, расчёску, лак, шпильки, невидимки, резинки.
3. Культурный, грамотный и воспитанный зритель тот, кто
А) разговаривает, громко комментирует выступления, чтобы показать
свои знания;
Б) если не нравится выступление встает с места до окончания номера,
входит и выходит во время выступления из зала;
В) перед входом в зрительный зал обязательно выключает сотовый
телефон;
Г) всегда благодарит за выступления артистов аплодисментами;
Д) может перекусить во время выступления, если проголодался;
Е) ждет полного окончания спектакля или номера, чтобы выйти из зала.
4. Продолжи правила поведения:
A. Вставать с места до окончания номера…
B. За выступление артистов благодарят…
C. Перед входом в зрительный зал необходимо выключить …
D. Разговаривать, перешептываться, шуршать фантиками, жеваться
и употреблять еду во время выступления
E. Вставать с места до конца представления
F. На концерт приходит.

28

Мониторинг 1. «Знание терминологии».
1. Plie – это….
2. battement tendu – это….
3. battement tendu jete – это….
4. Releve – это…
5. grand battement jete – это….
6. rond de jambe par terre – это….
7. Поза croisee – это….
8. Поза effasee – это….
9. Поворот en dehors – это...
10. Поворот en dedans – это…
0 - 3 баллов – низкий уровень знаний;
4 - 7 баллов – средний уровень знаний;
8 – 10 баллов – высокий уровень знаний.

V год обучения.
Диагностика 1. «Диагностика интереса»
Инструкция: Прочитайте вопрос и выберете один, наиболее подходящий ответ.
1. Занятия в кружке посещаю
а) Систематически
б) Довольно часто
в) От случая к случаю
2. Если твои друзья решают уйти из кружка, то...
а) Останусь
б) Подумаю остаться или уйти
в) Уйду не раздумывая
3. Дома в свободное время делаю го, чем занимаюсь в кружке
а) Да, всегда
б) Иногда
в) Никогда
4. Как ты думаешь, пригодятся ли тебе в жизни знания, умения, навыки, полу ченные в
кружке
а) Да
б) Может быть
в) Нет
5. При возникновении трудностей доводишь ли ты начатое дело до конца?
а) Всегда добиваюсь намеченной цели
б) Иногда трудности меня пугают
в) Без посторонней помощи бросаю начатое дело
6. Совершенствуешь ли ты свои знания, умения, полученные в кружке само стоятельно
а) Постоянно ищу и предлагаю новые идеи
б) Иногда возникает желание попробовать что-то новое, но не
всегда это удается
в) Ограничиваюсь тем, что изучаю в кружке
Обработка результатов
29

Преобладание ответов под буквой «а» (4-6 ответов) свидетельствует об устойчивом интересе
к занятиям.
Преобладание ответов под буквой «б» предполагает формирующийся интерес воспитанника
к занятиям.
Преобладание ответов под буквой «в» показывает неустойчивый интерес к занятиям.
Мониторинг 1. «Проверка знаний».
Цель: проверить усвоение программы учащимися.
1. grand plie – это…
2. battement foundu – это…
3. adajio – это…
4. tour – это…
5. Поза croisee – это….
6. Поза effasee – это….
7. Перечислите формы классического танца:
8. Allegro – это…
9. Назовите женский классический костюм
10. Обувь в которой танцует балерина называется
0– 3 правильных ответа – низкий уровень.
5– 7 правильных ответа – средний уровень
8- 10 правильных ответа – высокий уровень.

VI год обучения.
1.

2.

3.

4.

5.

6.

Тест 1. «Тест по хореографии:»
Назовите приспособление, служащее опорой танцовщикам:
а) станок;
б) палка;
в) обруч.
Обувь балерины?
а) балетки;
б) джазовки;
в) пуанты.
Как с французского языка переводится слово demi plie?
а) полуприседание;
б) приседание;
в) полное приседание.
Международный день танца?
а) 30 декабря;
б) 29 апреля;
в) 28 мая.
Автор балета «Лебединое озеро»:
а) Чайковский П.И.;
б) Петипа М. И.;
в) Прокофьев С..
Сколько точек направления в танцевальном классе?
а) 7;
б) 6;
в) 8.
30

7. Назовите богиню танца:
а) Майя Плисецкая;
б) Айседора Дункан;
в) Терпсихора.
8. Краковяк:
а) польский народный танец;
б) украинский народный танец;
в) белорусский народный танец.
9. Направление движения или поворота к себе, во внутрь:
а) en dehors;
б) en dedans;
в) rond.
10. Что означает en face?
а) спиной к зрителям;
б) лицом к зрителям;
в) боком к зрителям.
11. Первая позиция ног:
а) пятки сомкнуты вместе, носочки разведены и направлены в разные стороны;
б) стопы расположены на расстоянии одной стопы друг от друга, пяточки направлены друг к другу,
носочки разведены разные стороны;
в) стопы вместе.
12. Как называется балетная юбка?
а) пачка;
б) зонтик;
в) карандаш.
13. Подготовительное движение для исполнения упражнений:
а) реверанс;
б) поклон;
в) preparation.
14. Что такое партерная гимнастика?
а) гимнастика на полу;
б) гимнастика у станка;
в) гимнастика на улице.
15. Сколько позиций рук в классическом танце?
а) 2;
б) 4;
в) 3.
Ответы на вопросы:
1 А
7 В
13 В
2 В
8 А
14 А
3 А
9 Б
15 Б
4 Б
10 Б
5 А
11 А
6 В
12 А
Мониторинг 1. «Проверка знаний»
Цель: проверить усвоение программы учащимися.
1. releve lent – это…
31

2. petit battement – это…
3. grand battement – это
4. Какие позы вы знаете?
5. Чайковский П.И. является автором какого балета?
6. Кто такая прима балета?
7. Как называют солиста в балете?
8. en face – это…
9. Назовите направление en dehors
10. Назовите направление en dedans
0-3 правильных ответа – низкий уровень
4-7 правильных ответа – средний уровень
8-10 правильных ответа – высокий уровень

VII год обучения
Анкета: «Познавательная потребность подростков» Цель анкетирования: установить
интенсивность познавательных потребностей подростков.
1. Как часто Вы подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной работой?
• Часто (5 баллов).
• Иногда (3).
• Редко (1).
2. Что Вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?
• Потрудиться, но самому найти ответ (5).
• Когда как (3).
• Получить готовый ответ от других (1).
3. Много ли Вы читаете дополнительной литературы?
• Много, постоянно (5).
• Иногда много, иногда совсем не читаю (3).
• Мало или совсем не читаю (1).
4. Часто ли Вы задаете вопросы учителям?
• Часто (5).
• Иногда (3).
• Редко (1).
5. Насколько эмоционально Вы относитесь к интересному для Вас делу?
• Очень эмоционально (5).
• Когда как (3).
• Эмоции неярко выражены (1).
Обработка результатов:
Подсчитать сумму баллов каждого подростка и разделить ее на 5 (5 – это показатель
интенсивности познавательных потребностей). Интенсивность можно считать сильно выраженной,
если показатель больше 3,5; умеренной – если результат от 2,5 до 3,5; слабой – если результат
меньше 2,5.
Мониторинг 1. «Проверка знаний»
Цель: проверить усвоение программы учащимися.
1. На каком языке все названия движений классического танца?
2. port de bras – это…
32

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Аplomb – это…
Кто такой балетмейстер?
Назовите название государственного академического ансамбля имени Н. С. Надеждиной
Какой народный ансамбль носит имя создателя?
Вattement foundu – это…
Как с францезского переводится Вattement frappe
Grand rond – это…
Adagio – это…

0-3 правильных ответа – низкий уровень
4-7 правильных ответа – средний уровень
8-10 правильных ответа – высокий уровень.

33

Методическое обеспечение образовательной программы.
Методы и приёмы обучения.
Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе можно условно
разделить на наглядные, словесные и практические.
Кроме того, в методическом арсенале педагога есть методы с ярко выраженной психологопедагогической доминантой, а также более локальные, частные, специфические приёмы, в которых
преобладает хореографическая составляющая (постановочные и исполнительские).
Наглядный метод обучения включает:
 образный показ педагога;
 эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;
 подражание образам окружающей действительности;
 приём тактильно-мышечной наглядности;
 наглядно-слуховой приём;
 демонстрацию эмоционально-мимических навыков;
 использование наглядных пособий.
Словесный метод обучения включает:
 рассказ;
 объяснение;
 инструкцию;
 лекцию;
 беседу;
 анализ и обсуждение;
 словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;
 раскладки хореографического па;
 закрепление целостного танцевального движения-комбинации;
 словесную репрезентацию образа хореографического движения.
Практический метод обучения обогащен комплексом приёмов, сочетающих наглядность и
слово:
 игровая ситуация;
 детское «сотворчество»;
 соревновательность и переплясность;
 использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
 выработка динамического стереотипа (повторяемости и повторности однотипных движений);
 фиксация отдельных этапов хореографических движений;
 сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
 приём пространственной ориентации;
 развитие основных пластических линий;
 музыкальное сопровождение танца как методический приём;
 хореографическая импровизация;
 приём художественного перевоплощения.
Принципы обучения:
 принцип последовательности,
 принцип постепенности,
 принцип доступности,
 принцип наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на
индивидуальные особенности ученика интеллектуальные, физические, музыкальные и
эмоциональные данные, уровень его подготовки.
34

Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей образовательной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета
и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях обучения балетной гимнастики.
Используемые на занятиях педагогические технологии:
• личностно-ориентированное обучение;
• технология сотрудничества;
• технология саморазвития
• технология развивающего обучения;
• информационная технология
• здоровьесберегающие
Форма обучения – очная. При особых условиях (актированных дней, неблагоприятной
эпидемиологической ситуации) предусматривается применение дистанционной формы обучения с
использованием сайта учреждения, сайта ансамбля, мессенджеров, электронной почты и онлайнплатформы ZOOM, YouTube
Формы проведения занятий:
1. коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющий
своих лидеров (при самостоятельной постановке хореографических композиций);
2. групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и более), имеющих
общее задание и взаимодействующих между собой;
3. парная, предполагающая общение с двумя учащимися при постановке дуэтных танцев.

35

Список литературы.
Список источников:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 9.11 2018года №196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
3. Письмо от 18.112015г. №09-3242 Министерства образования и науки Российской Федерации,
письмом Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования»
4. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ
от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»
6. Приказ Минобрнауки России от 9.08.2013 N 1008 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

1.
2.
3.
4.
5.

Список литературы для учащихся:
Базарова Н. Мей В.П. «Азбука классического танца» Л., 2006, «Иск-во».
Блазис К. «Кодекс Терпсихоры», 2017, «ГИТИС».
Ваганова А.Я. «Основы классического танца», 2000, изд. «Лань» Санкт-Петербург.
Вашкевич Н.Н. «История хореографии всех веков и народов». 2019 «Специальная
литература»
Забылин. М.«Праздники, обряды и обычаи на Руси», 2005, изд. «Белый город», Москва.
Капшук О.Н. «Русские праздники и обряды», 2010, Ростов-на-Дону, «Феникс».
Степанов А. «Балет. Книга о безграничных восможностях», 2019, «Манн, Иванов и Фербер».
Фирер А. «Вкус танца», 2019, «Волшебная флейта».
Список литературы для педагога:
Айламазян А. «В ожидании танца: беседы, наброски, размышления», 2018 «Русский
печатный дом».
Арбузова, Е.Н. Анисимов А.И. Шатрова О.В. «Практикум по психологии общения», 2010,
Москва, «Аист».
Ваганова А.Я. «Основы классического танца», 2000, изд. «Лань» Санкт-Петербург.
Валяев Д. «То, чего не видит зритель», 2012, «Век информации», Москва.
Вихрева Н. «Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем», 2004
«М.:Театралес»
Гончукова О. Авидон И. «Тренинги формирования команды», 2009, Москва, «Астрель».
Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца» (учебное пособие) М.,2002г.

6.
7.
8.
9. Доско В.«Простые правила для успеха вашего ребенка», 2009, Москва, Айрес «Пресс».
10. Забылин М «Праздники, обряды и обычаи на Руси», 2005, изд. «Белый город», Москва.
11. Капшук О.Н. «Русские праздники и обряды», 2010, Ростов-на-Дону, «Феникс».
12. Пичуричкин С.«Имидж творческого коллектива», 2012, «Век информации». Москва.
13. Савченко А.В. « Программа ритмика и хореография для хореографических отделений
общеобразовательных школ, гимназий, детских музыкальных школ и школ искусств» г.
Хабаровск 2006г.
36

14. Э. Сарабьян «Актерский тренинг по системе Станиславского «Как быть максимально
естественным и убедительным», 2011, изд. «Астрель».
15. М. Соколова, А.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях», 2003, Москва,
«Айрес Пресс».
16. Цорн А.Я. «Грамматика танцевального искусства и хореографии», 2011, «Лань».
17. Шарапова Н.И. «Детский танец», 2011, «Лань»

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».