Хореографическое искусство.Стартовый уровень

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Пояснительная записка……………………………………………………………………...
Учебный план первого года обучения……………………….............................................
Учебный план второго года обучения……………………….............................................
Учебный план третьего года обучения………………..…………………………………...
Планируемые результаты…………………………………………………………………...
Календарный график учебного процесса…………………………….................................
Условия реализации программы…………………………………………………………...
Диагностика планируемых результатов и оценочные материалы. Мониторинг оценки
результативности освоения программы……………...........................................................
Протокол результатов………………………………………………….................................
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов обучения по
программе…………………………………………………………………………………....
Оценочные материалы………………………………………………………………………
Методическое обеспечение…………………………………………………………………
Список литературы для детей и педагогов………………………………………………...

2

2
4
7
10
13
15
16
17
23
24
25
29
31

Программа «Хореографическое искусство» реализуется на базе МОУ ДО ДТДиМ в
образцовом художественном коллективе ансамбля танца «Багульник», позволяет вызвать у
учащихся интерес к хореографии и мотивирует на дальнейшее изучение по программе.
Программа относится к стартовому уровню усвоения.
Программа разработано в соответствии с нормативными документами:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015
г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»);
 Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в
Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019 № 645рп;
 Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным (дополнительным общеразвивающим)
программам детям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,
на территории Хабаровского края приказ министерства образования и науки
Хабаровского края от 30.01.2019 № 2;
 Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в
Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей
(Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского
края)» № 383 П от 26.09.2019 г.);
 Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ.
Направленность программы – художественная, хореография
Актуальность: характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и
детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. В основном дети
начинают заниматься хореографией в младшем школьном возрасте, так как родители
справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и
гармоничнее своих сверстников.
Отличительная особенность в методически обновленном, целесообразном объеме
учебной нагрузки и ее распределении, обеспечивающей широту развития ребёнка, учитывая
индивидуальные возможности каждого.
Адресат программы: Стартовый уровень программы «Хореографическое искусство»
рассчитан на 3 года обучения учащихся с 7 до 11 лет. Набор осуществляется по результатам
конкурсных вступительных испытаний. Учащиеся, обладающие хорошими музыкальными и
физическими данными, годные по состоянию здоровья, физически подготовлены и
психологически готовые к обучению, зачисляются в коллектив.
3

По окончанию реализации программы учащимся выдаётся Свидетельство об
обучении по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе.
Желающие продолжить обучение в ансамбле танца «Багульник» переходят на базовый
уровень.
Объём и сроки усвоения: Стартовый уровень рассчитан на 3 года обучения:
Год
обучения
I год
II год
III год
Итого

Возраст

Часы за год

7-8 лет
8-9 лет
9-11

144
216
216
576

Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса – учащиеся одного возраста
сформированы в группы по 15-17 детей. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 2-3 часа
(45 + 45 минут), включая 10-и минутный перерыв
Режим занятий.
№ Год обучения
Кол-во
недель
1
2
3

I год
II год
III год

36
36
36

Кол-во
неделю

часов

4
6
6

в Кол-во
занятий
неделю
2
3
3

Цель:
развить
творческие
и
физические
посредством хореографического искусства.

Продолжительность
в занятий
2
2
2
способности

ребёнка

Задачи:
1.
Предментные:
• Формировать основы начальной хореографической подготовки: базовые
знания, умения и навыки.
• Обучить элементам классического танца, как основе хореографии.
• Формировать музыкальное восприятие, умение слушать и слышать музыку.
• Укреплять общефизическое состояние обучающихся.
2.
Метапредметные:
• Формировать мотивацию для дальнейшей самостоятельной творческой
деятельности.
• Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.
• Совершенствовать имеющиеся художественно-творческие способности.
• Развивать коммуникативные компетентности учащихся на основе организации
совместной продуктивной деятельности;
3.
Личностные:
• способствовать сохранению и укреплению эмоционального и психического
благополучия учащихся;
4

•

формировать культуру поведения в обществе и в коллективе, положительных
качеств личности обучающихся: трудолюбия, настойчивости, бережливости,
терпения, самостоятельности.

5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Первого года обучения
Овладение простейшими навыками координаций движений. Развитие выворотности,
правильной осанки, гибкости и музыкальности.

1.
2.

Название раздела
Давайте познакомимся
Элементы ритмики.

часы
всего
2
22

теория
2
4

3.
4.

Партерная гимнастика.
Элементы классического танца.

20
32

4
4

5.

Упражнения на середине зала.

16

2

6.
7.

Музыкальные игры.
Танцевальные композиции.

16
16

2
4

8.

Подготовка
номера
к 16
традиционному празднику «День
рождение» коллектива.
Праздничный
концерт, 2
посвящённый «Дню рождения
коллектива»
Итоговое занятие
2

2

Форма
практика контроля
Зачёт
Контрольный
18
урок
Зачёт
16
Зачёт,
28
контрольный
урок
Зачёт,
14
контрольный
урок
Зачёт
14
Зачёт,
12
контрольный
урок
Зачёт
14

-

2

Концерт.

-

2

Открытое
занятие

ИТОГО:

24

120

№

9

10

144

Содержание учебного плана первого года.
1. Давайте познакомимся
Беседа с детьми. Знакомство с ансамблем танца «Багульник», его правилами и традициями.
Просмотр фотовыставки коллектива в холле ансамбля. Составление списка детей. Запись
данных каждого ребёнка с последующим занесением в журнал. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с педагогом и концертмейстером, танцевальным классом, правилами поведения
на занятиях.
2. Элементы ритмики.
Теория:
1.«Упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков»
Знакомство с простейшими элементами музыкальной грамоты. Включает ритмические
упражнение, музыкальные игры, музыкально- ритмические задания по слушанию и анализу
танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности:
формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах
6

музыки, развивают чувства ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной
музыке, определить ее характер, метроритм, строение и умение согласовывать музыку с
движением.
Практика:
• Поскоки с ноги на ногу;
• Притопы;
• Разновидности танцевальной ходьбы и бега.
3. Партерная гимнастика.
Теория:
1. «Азбука танца»;
2. «Партерная гимнастика».
Начало тренировки суставно-мышечного аппарата. Наработка выворотности, эластичности и
крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Растягивание мышц,
исправление физических недостатков (сутулость, косолапость).
Практика:
• упражнения для укрепления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса,
спины, живота, рук и ног);
• упражнения на координацию движений;
• растяжки на полу;
• упражнения на гибкость («лодочка», «колечко», «кошечка»);
• упражнения на растяжку мышц ( «бабочка», «лягушка» и др.).
• эмоциональное состояние («маски лица»: радость, горе, кокетство , хитрость, злость.
4. Элементы классического танца.
Теория:
1.«Основы классического танца».
Практика:
• Постановка корпуса у станка;
• Разучивание позиций ног;
• Разучивание позиций рук.
5. Упражнения на середине зала.
Теория:
1.«Рисунок танца».
Практика:
• Маршировка, перестроение в шеренгу, колонну, круг;
• Поклон из I позиции;
• Шаг с подскоком;
• Па галоп (боковой);
• Па польки с согнутым коленом;
• Наклоны и повороты головы;
• Наклоны корпуса – стоя;
• Верчение на середине зала.
6. Музыкальные игры.
Теория:
1.«Музыка и танец».
Развитие чувства ритма, умения слышать, быть в партнерских отношениях.
7

Практика:
• «Хитрая лиса»;
• «Кот и мыши»;
• «Узнай музыку».
7. Танцевальные композиции.
Теория:
1.«Танцуют все».
Практика:
Педагог разрабатывает на музыку развернутые этюды на 16т 4/4
• «Бабочка», «Кошка», «Охотник на охоте», «Цирковая лошадка»,
• «Лягушонок», «Птица».
• «Танец с хлопками» - парный танец, построен на легком беге и хлопках.
• «Приглашение» - парный танец, построен на поклонах мальчика и девочки, простых
шагах в повороте и подскоках.
• «Полкис» - парный танец, построен на подскоке, галопах, «ковырялочке» и поворотах.
8. Подготовка номера к традиционному празднику «День рождение» коллектива.
Теория:
1.«День рождение ансамбля»
Подготовка где группу первого года обучения посвящают в «ансамблисты», дарят каждому
ребёнку сувенир в виде медальки с эмблемой багульника.. Дети первый раз выходят на
большую сцену и выступают перед зрителями.
Практика:
• Подготовка танцевального номера.
9. Праздничный концерт, посвящённый «Дню рождения ансамбля».
10. Итоговое занятие.
Целью является мониторинг способностей детей.

8

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Второй год обучения
№

Название раздела

часы
всего теория
2
2
партерной 34
6

1.
2.

Ты и я, мы с тобой друзья
Элементы ритмики и
гимнастики.
Основы классического танца.
(движения учатся лицом к станку).

Форма
практика контроля
Зачёт
Зачёт
28

4.
5.

Allegro
Элементы русского танца.

26
30

4
6

22
24

6.

Этюды:
- на развития внимания
- на развития эмоциональности
Подготовка номера к традиционному
празднику
«День
рождения»
коллектива
Концерт,
посвящённый
«Дню
рождения коллектива»
Контрольный урок

16

4

12

Зачёт,
контрольный
урок
Зачёт
Зачёт,
контрольный
урок
Зачёт

20

4

16

Зачёт

2

-

2

Концерт

2

-

2

Контрольный
урок.

ИТОГО:

216

34

182

3.

7.

8.
9.

84

8

76

Содержание учебного плана второго года обучения.
1. Ты и я, мы с тобой друзья.
Составление списка детей. Запись данных каждого ребёнка с последующим
занесением в журнал.
2. Элементы ритмики и партерной гимнастики.
Теория:
1.«Пространство зала»;
2.«Партерная гимнастика».
Практика:
• Упражнения на развитие ориентации в пространстве.
• Упражнения на развитие чувства партнёрства.
• Упражнения на свободное перемещение в зале с последующим возвращением в
колонну.
• Построение из круга в одну шеренгу, две шеренги, в четыре шеренги и обратное
перестроение на месте, в продвижении.
• Перестроение из круга в «рассыпную» и снова в круг.

9

•

Наработка выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и
тазобедренного суставов.
• Растягивание мышц.
3. Основы классического танца.
Теория:
1.«История классического танца»;
2. «Азбука классического танца».
Практика:
Упражнения у станка (в выворотной позиции лицом к станку). Позиции ног – I, II,
III. Позиции рук – подготовительная, I, II, III.
• Demi plie – полуприседание. Развивает выворотность бедра, эластичность и силу ног.
• Battement”stendu – скольжение ноги в сторону, вперёд, назад из I позиций. Движение,
вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах. Развивают силу
и эластичность ног.
• Rond de jambe par terre ( поточкам) - круговое движение ноги по полу, (endehors –
круг ногой вперед,
endedans – круг ногой назад). Развивает подвижность
тазобедренного сустава.
• Releve ( по I, II, V поз.) – подъем на полупальцы.
• Relevelent на 45* из I поз. – медленное поднимание ноги. Развивает силу и легкость
ног в танцевальном шаге. Изучается в сторону, позднее вперед и назад.
• Portdebras (I) – движения рук из подготовительного положения в позиции I, III, II и
снова в подготовительное положение.
4. Allegro
Теория:
1.« Всё о прыжках».
Практика:
• Подготовка к прыжкам.
• Прыжки по I, II и VI позициям, руки на поясе.
5. Элементы русского танца.
Теория:
1.« История Русского танца»;
2.«Знакомство с основами Русского танца».
Практика: Основные положение рук
• подготовительное
• руки на талии
• поднятие рук до уровня груди ( I позиция) ( ладони повернуты слегка вверх),
раскрытие рук до стороны ( II позиция).
• руки скрещены на уровне груди
• русский ход с открыванием руки.
6. Этюды.
Теория:
1.«Танцуют все».
• Музыкальные задания.
• Этюд «Знакомство» (на развития внимания).
• Этюды на развитие эмоциональности.
10

7. Подготовка номера к традиционному празднику «День рождения» коллектива.
Теория:
«День рождение коллектива».
Практика:
• Разучивание танцевального номера.
8. Концерт, посвящённый «Дню рождения коллектива».
9. Итоговое занятие.
Целью является мониторинг способностей детей.

11

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Третий год обучения.
Развитие творческих способностей, формирование в учениках стойкого интереса к
изучаемому материалу.
№

Название раздела

216
всего
2
классического 70

теория
2
8

практика
62

1.
2.

Урок Мира
Элементы
танца.

3.

Элементы русского танца.

52

6

46

4.

Упражнения на середине.

32

2

30

5.
6.
7.

Сценические репетиции.
Концертная деятельность.
Итоговое занятие.

36
22
2

4
2
1

32
20
1

Итого:

216

25

191

Форма
контроля
Зачёт
Зачёт,
контрольный
урок
Зачёт,
Контрольный
урок
Зачёт,
контрольный
урок
Зачёт
Концерт
Открытый
урок

Содержание учебного плана третьего года обучения.
Урок Мира.
Решение организационных вопросов. Планы на год. Учить детей жить по законам
добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей.
2. Элементы классического танца.
Теория:
1.«Повторение, навыки ,обобщение»;
2. «Методическое исполнение упражнений»;
Практика:
• положение ноги surlecou-de-pied спереди (основное положение) и сзади. Положение
работающей ноги на уровне щиколотки опорной ноги, развивает выворотность и
подвижность стопы;
• рreparation – подготовительное движение руки и ноги к какому-нибудь движению;
• battement tendu jete из I позиции. Маленькие броски вперёд, в сторону и назад;
• grand plie по I, II , V позициям ( полное приседание);
• вattement frappeпо I поз – сильное ударяющее движение, развивает силу ног,
ловкость, быстроту и подвижность колена. Изучается лицом к станку с выносом ноги
в пол, позже вперёд и назад;
• рort de bras II и III. ( без перегиба корпуса);
1.

12

•
•

вattement releve lent на 90* из I поз;
перевод станка за одну руку;
прыжки:
• temps leve sauté по I, II, Vпозиции;
• changement de pied (лицом к палке и на середине);
• pas еchappе из V в II и обратно;
• точки класса.
3. Элементы русского танца.
Теория:
1.«Повторение, навыки, обобщение»;
2.«Изучение элементов Русского танца»
Практика:
• медленный русский ход с открыванием ноги вперед;
• «гармошка»;
• «молоточки»;
• притопы - удары всей стопой в пол: на сильную долю, на слабую долю, двумя ногами;
• «ковырялочка с подскоком»;
• «простой ключ»;
• дробная дорожка каблуками;
• «моталочка» на полупальцах с двух ног попеременно;
Для мальчиков:
• хлопушки (одинарные хлопки и удары, акцентирующие в ладони, по бедру, по
голенищу);
• «мячик» - присядка по IV;
• вращение на месте.
4. Упражнения на середине.
Теория:
1. «Пространство в зале»
Практика:
• Движения, способствующие развитию координации и исполнительского мастерства.
• полька по диагонали;
• полька с переступанием;
• галоп в сочетании с различными движениями;
• подготовка к вращению по диагонали.
5. Сценические репетиции.
Теория:
1.«Правила поведения на сцене».
Практика:
Отработка уже проученных танцев. А также разучивание новых танцевальных
номеров.
6. Концертная деятельность.
Теория:
1. «Правила обращения с костюмом»;
Практика:
13

Выступление на сценической площадке. Показ своих приобретённых знаний и
умений.
7. Итоговое занятие.
Теория:
Тест 1.
Практика:
Открытый урок
Целью является мониторинг способностей детей.

14

Планируемые результаты.
•

•

•
•
•
•
•

•
•

Предметные результаты:
Будут знать элементарную хореографическую терминологию, правила поведения во
время занятий, во время репетиций и выступления на сцене, а также в театре,
концертном зале;
Будут уметь выполнять простейшие элементы классического танца, слышать и
определять характер музыки; чувствовать ритм и размер музыкального произведения;
ориентироваться в сценическом пространстве;
Будут владеть начальной хореографической подготовкой; первоначальными навыками
координации движений.
Будут уметь грамотно и эмоционально исполнять несложные комбинации у станка;
Научатся исполнять несложные вращения;
Будут готовы (физически и эмоционально) и смогут участвовать в концертах.
Научатся выполнять грамотно и эмоционально несложные танцевальные комбинации;
исполнять этюды на основе разученного материала; передавать манеру исполнения
движений;
Будут уметь ритмично и музыкально исполнять этюды на основе материала русского
танца.
Будут уметь различать танцевальные мелодии по их характеру, танцевальному
направлению, слышать и использовать в танце ритм мелодии;

Метапредметные результаты:
• Будут уметь формировать для себя безопасный и здоровый образ жизни;
• Приобретут коммуникативные навыки и навыки сотрудничества;
• Будут иметь творческий потенциал в процессе коллективного хореографического
творчества, способности к самооценке на основе критериев успешности творческой
деятельности;
• Приобретут умения самостоятельно решать творческие задачи в достижении творческой
самореализации;
• Будут уметь концентрироваться на работе, быстро и надолго запоминать пройденный
материал;
• Будут иметь творческий потенциал в процессе коллективного хореографического
творчества;
• Будут уметь анализировать окружающий мир, явления и отличать «красивое» от
«некрасивого»;
• Будут, при помощи родителей, организовывать самостоятельную домашнюю работу для
отработки пройденного материала.
• Будут уметь правильно ставить свое тело, стараться всегда держать красивую осанку.
Личностные результаты:
• Будут проявлять интерес к обучению, творческая активность;
• Будут проявлять внимание и сочувствие к окружающим, стараться помочь другим в
различных ситуациях.

15

•
•

•
•
•

Смогут свободно взаимодействовать с людьми разного возраста, пола, национальности,
активно участвовать в общественной жизни;
Приобретут образное мышление, творческое восприятие.

Приобретут бережное отношение, сохранение и совершенствование опыта
своего народа;
Будут уметь проявлять инициативность;
Будут уметь сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и
уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

16

Календарный график учебного процесса на 2019 – 2020 учебный год.

Название
программы

«Хореографи
ческое
искусство»

Учебные
занятия
I четверть
число
недель
8 н 1д

начал
ои
конец
01.09
27.10

Каник
улы

28.1003.11

Учебные
занятия
II четверть
чис
начал
ло
ои
нед
конец
ель
8н
05.11
29.12

Кани
кулы

30.12
12.01

17

Учебные
занятия
III четверть
чис
начал
ло
ои
нед
конец
ель
10 13.01н
22.03

Кани
кулы

23.03
29.03

Учебные
занятия
IV четверть
чис начал
ло
ои
нед коне
ель
ц
9 н 30.03
31.05

Кани
кулы

31.05
31.08

Колво
недел
ь
39 н
1д

Условия реализации программы.
•
•

•
•
•

медицинская справка о состоянии здоровья, желание ребенка.
просторный специализированный зал, оборудованный зеркалами и станками,
соответствующий санитарно-гигиеническим нормам (температурный режим, световой
режим и т. д.);
музыкальное сопровождение, концертмейстер;
костюмы;
наличие учебного, диагностического и дидактического материала.
Технические средства обучения:
магнитофон; музыкальный центр
видеомагнитофон;
телевизор
наличие ковриков.
Тренировочная форма:
Девочки – гимнастический купальник, трико, хитон, балетные туфли, народные

туфли.
Мальчики – черные брюки народного характера, белая футболка, балетные туфли,
народные сапоги.

18

Диагностика планируемых результатов и оценочные материалы
Формы аттестации/контроля
За период обучения дети получают определенный объем знаний и умений, качество
которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводится промежуточный контроль участие в концертах, сдача зачетов в форме тестов и сдача экзаменов в форме контрольных и
открытых занятий. Обязательным и важным элементом учебного процесса является
систематический контроль успеваемости учащихся.
Виды контроля обучающихся:
Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование;
мониторинг, педагогическое наблюдение;
Текущий контроль (в течении года) – опрос, зачёт, контрольные задания, участие в
концертных программах;
Итоговый контроль (итоговая аттестация) – участие в концертах и конкурсах разного
уровня, мониторинг, контрольное занятие по окончанию года

Диагностика планируемых результатов
Результаты
Предметные результаты
Умеют различать танцевальные мелодии по их
характеру,
танцевальному
направлению,
слышат и используют в танце ритм мелодии.
Умеют правильно выполнять упражнения по
классическому и русскому танцу.
Знают терминологию классического танца.

Методика
Опрос
Наблюдение
Наблюдение

Опрос
Наблюдение
Тестирование (тест составляется педагогом на
основе пройденного материала)
Готовы (физически и эмоционально) и могут Наблюдение
участвовать в концертах
Анализ практической работы
Беседа
Метапредметные результаты
Организовывают, при помощи родителей, Наблюдение
самостоятельную домашнюю работу для Беседа с родителями
отработки пройденного материала.
Анализ работы
Умеют анализировать окружающий мир, Беседа
явления
и
отличают
«красивое»
от Опрос
«некрасивого».
Наблюдение
Умеют концентрироваться на работе, быстро и Опрос
надолго запоминают пройденный материал.
Наблюдение
Умеют правильно ставить свое тело, Наблюдение
стараются всегда держать красивую осанку.
Выполняют более сложные координационные Наблюдение
движения,
стали
более
гибкими
и
пластичными.
Личностные результаты
Могут свободно взаимодействовать с людьми Наблюдение
19

разного возраста, пола, национальности, Анализ
мероприятий,
проведенных
в
активно участвуют в общественной жизни.
коллективе
Проявляют интерес к здоровому образу жизни Наблюдение,
опрос
Проявляют внимание и сочувствие к Наблюдение
окружающим, стараются помогать другим в Анализ поведения мероприятий в коллективе
различных ситуациях.
Беседа с родителями
Проявляют интерес к культуре танца, Наблюдение
интересуется культурой своей страны
Беседа
Беседа с родителями

Мониторинг оценки результативности освоения программы.
Показатели
Критерии
(оцениваемыепараметры)

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

Теоретическая подготовка
Владение
специальной Осмысленность минимальный
терминологией
по и правильность уровень (ребенок,
тематике программы
использования как
правило,
специальной
избегает
терминологии
употреблять
специальные
термины);
- средний уровень
(ребенок
сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой);
максимальный
уровень
(специальные
термины
употребляет
осознанно
и
в
полном
соответствии с их
содержанием).
Практическая подготовка
Практические умения и точность
и минимальный
навыки, предусмотренные грамотность
уровень: исполняя
программой
выполнения
танец,
учащийся
изученных
в держится
процессе
неуверенно,
20

Методы
диагностики

Кол.
баллов

Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос

1

5

10

Контрольное
1
задание,
контрольный
урок,
классконцерт.

занятий
периодически
основных
подглядывая
и
движений
ориентируясь
на
танцев
(в других
учеников,
соответствии с допуская ошибки в
этапами
построении,
обучения)
траектории
движений и техники
танца. Эмоции и
ритм
движений
слабо выражен или
отсутствует;
- средний уровень:
учащийся
выполняет задание,
допуская ошибки в
позициях рук, ног
исполняя
танец.
Прослеживаются
неточности
в
исходных позициях
и
движениях,
недоработка стопой
и т.п. Движения
скоординированные,
но не всегда точные.
Не
всегда
прослеживаются
эмоции, во время
исполнения
и
характер танца;
максимальный
уровень: учащийся
четко
исполняет
танец, не допускает
ни одной ошибки.
Движения
уверенные,
скоординированные.
Характерное
выделение
ритма,
счета, акцентов в
каждом
танце.
Эмоциональность в
исполнении,
21

5

10

правильное
построение
в
начале, во время и
по
завершению
танца.

Личностноеразвитие.
Терпение

Воля

Самоконтроль

Способность
выдерживать
нагрузки
в
течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности.

Способность
активно
побуждать себя
к практическим
действиям.

Умение
контролировать
свои поступки
(приводить
к
должному свои
действия).

минимальный Наблюдение
уровень: терпения
хватает меньше чем
на ½ занятия;
- средний уровень:
терпения
хватает
больше чем на ½
занятия;
максимальный
уровень: терпения
хватает
на
все
занятие
минимальный Наблюдений
уровень:волевые
усилия
ребенка
побуждаются извне
средний
уровень:иногда
–
самим ребенком;
максимальный
уровень:всегда
–
самим ребенком
минимальный Наблюдение
уровень:
ребенок
постоянно
находится
под
воздействием
контроля из вне;
- средний уровень:
периодически
контролирует себя
сам;
максимальный
уровень: постоянно
контролирует себя
сам
22

1

5

10

1

5

10

1

5

10

Тип
сотрудничества
(отношение ребенка к
общим делам детского
объединения)

Умение
воспринимать
общие
дела,
как
свои
собственные

минимальный Наблюдение,
беседа,
уровень:
избегаетучастия в тестирование
общих делах;
- средний уровень:
участвует
при
побуждении извне;
максимальный
уровень:
инициативен
в
общих делах

1

5

10

Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии,
так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие параметры
оценивания включают: балетные данные, музыкально-ритмические способности,
сценическая культура.
При переходе с одного года обучения на другой, дети проходят контрольную
аттестацию.
Параметры и критерии оценивания уровня хореографической подготовки
Параметры

Балетные данные

Музыкально-ритмические способности

Сценическая культура

Критерии
• осанка
• выворотность
• танцевальный шаг
• подъем стопы
• гибкость
• прыжок
• чувство ритма
• координация движений:
• нервная
• мышечная
• двигательная
• музыкально-ритмическая
координация
• эмоциональная выразительность
• создание сценического образа

Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
• Осанка. Для занятий танцами кроме хорошего физического развития необходимо
выработать правильную осанку. Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым
поясом.
• Выворотность– способность развернуть ноги (в бедре, голени и стопе) наружу. Она
за-висит от двух факторов: от строения тазобедренного сустава и строения ног.
Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к двенадцати годам.
• Подъем стопы – изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема (высокий, средний,
маленький) находится в прямой зависимости от строения стопы и эластичности связок.
23

• Танцевальный шаг – способность свободно поднимать ногу на определенную высоту
в сторону, назад, вперед при выворотном положении обеих ног.
• Гибкость тела зависит от гибкости позвоночного столба. Степень подвижность
определяется строением и состоянием позвоночных хрящей.
• Прыжок, его высота и легкость зависят от силы мышц, согласованности всех частей
тела (сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы
и пальцев).
• Координация движений. Среди двигательных функций особое значение для танца
имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную,
мышечную, двигательную.
Нервная координация определяет чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки,
запоминание движения и зависит от работы зрительного и вестибулярного аппаратов.
Для мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое
обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).
Двигательная координация – это процесс согласования движений тела в пространстве
и во времени (одновременное и последовательное).
• Музыкально – ритмическая координация
Это умение согласовывать движения тела во времени и пространстве под музыку.
• Эмоциональная выразительность – это наличие актерского мастерства, умение
свободно держаться на сцене.
Определение результата: максимальное количество баллов, которое может получить
учащийся – 60 баллов. Уровень результативности учащегося определяется по количеству
набранных баллов:
высокий уровень – 40 - 60 баллов
средний уровень – 16 – 39 балла
низкий уровень – 0 - 15 баллов

Таблица мониторинга
№ Ф.И.
ребёнка

Термино Основные Терпе
логии
движения ние

Воля

24

Самоко Сотрудн
нтроль ичество

Ито
го

Уровень

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
промежуточной аттестации учащихся
детского объединения ____________________________МОУ ДО ДТДиМ
_________________ учебный год
Ф.И.О. педагога__________________________________________________________
№ группы_______________________________________________________________
Дата проведения аттестации________________________________________________
№
п/п

Фамилия, имя ребенка

Год
обучения

Форма
проведения

Итоговая оценка

Итоги промежуточной аттестации:
Критерии оценки

Кол-во учащихся

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

________ учащихся переведено на следующий этап (год) обучения.
________ учащихся оставлено на этом же этапе обучения
Подпись педагога_________________________
Подписи членов
аттестационной комиссии ________________ / ________________/
________________ /_________________/
________________ /_________________

25

% учащихся

Формы выявления, фиксации и предъявления результатов обучения по
программе.
Способы и формы
выявления результатов
Беседа, опрос, наблюдение
Праздничные мероприятия
Концерты
Открытые
и
итоговые
занятия

Способы и формы
фиксации результатов
Протоколы
контрольных
уроков
Анкеты
Дипломы
Благодарственные письма
Видеозапись
Фотографии
Отзывы (детей, родителей,
организаций)

26

Способы
и
формы
предъявления результатов
Контрольные занятия
Открытые занятия
Концерты
для
родителей
внутри коллектива;
Участие
в
различных
мероприятиях и праздниках;
Проведение
итоговых
концертов в конце учебного
года;
Отчётный концерт.

Оценочные материалы.
I год обучения.
Тест 1 «Уровень физических данных» (физическое развитие).
1. Выворотность ног.
Поставить ребенка к станку в I позицию. Попросить глубоко присесть, отрывая
постепенно пятки так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в стороны. Обратить
внимание: легко или с трудом он это делает.
2. Подъём стопы.
Попросить ребенка из I позиции выдвинуть ногу в сторону, колено выпрямить.
Осторожными усилиями рук проверить эластичность и гибкость стопы. При наличии
подъёма стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму.
3. Балетный шаг.
Ребенок становится боком к станку, держась за него одной рукой. Из I позиции
работающую ногу, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъёмом поднимают
в сторону, до той высоты, до какой позволяет это делать бедро. Норма выше 90 градусов.
4. Гибкость тела.
Ребенка поставить так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены
в стороны. Ребенок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно
подстраховать, придерживая за руки. При прогибе вперёд ребёнок должен медленно
наклонить корпус, сильно вытянув позвоночник, стараясь достать животом, грудью и
головой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости
корпус обычно свободно наклоняется вперед
5. Прыжок.
Проверяется высота прыжка в свободном положении ног с предварительным
коротким приседанием. Прыжки выполняются несколько раз подряд.
6. Координация движений.
Попросить ребенка повторить несложную комбинацию 2-3 движений.
Тест 2 «Уровень творческого развития».
Музыкальный слух.
Игра «Повторяй за мной». Попросить ребенка повторить ритмический рисунок за
педагогом. Педагог молча хлопает в ладоши какой-нибудь ритм, примерно 5-7 секунд,
ребенок старается воспроизвести этот ритм как можно точнее, выдерживая все паузы и
длительность. Повторить так 5раз, постепенно усложняя рисунок.
Эмоциональность.
Игра «Попробуй, повтори». Предложить ребенку рассмотреть изображение и
повторить эмоциональное состояние.

27

Воображение.
Игра «Расскажи без слов». Предложить ребенку «рассказать» стихотворение «Идет бычок
качается» без слов. Уточнить у ребенка, требуется ли время для подготовки.

II год обучения.
Тест 1«Уровень физических данных»
Тест выполняют группой после разминки. Выполнение разминки относится к тесту
1.Выворотность ног.
Выполнить упражнение «Лягушка».
Упражнение исполняется лежа на спине с
подтягиванием стоп к ягодицам и последующим раскрытием бедер в стороны.
2.Подъём стопы.
И.п.: сидя, ноги вместе стопы натягиваются и сокращаются поVI позиции вместе,
поочередно, с круговыми вращениями (руки на поясе, спина прямая).
3.Балетный шаг.
Ребенок становится боком к станку, держась за него одной рукой. Из I позиции
работающую ногу, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъёмом поднимают
в сторону, до той высоты, до какой позволяет это делать бедро.
4.Гибкость тела.
Ребенка поставить так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в
стороны. Ребенок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно
подстраховать, придерживая за руки. При прогибе вперёд ребёнок должен медленно
наклонить корпус, сильно вытянув позвоночник, стараясь достать животом, грудью и
головой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног.
5. Прыжок.
Выполнить 16 Sotte.
6.Координация движений.
Выполнить комбинацию танцевальных движений «Кузнечик»
Тест 2 «Уровень творческого развития».
Музыкальный слух.
- Прохлопать, а затем протопать определенный ритмический рисунок (каждому
обучающемуся педагог задает разный ритмический рисунок).
- Прослушать отрывки музыкальных произведений П.И.Чайковского «Болезнь куклы»
и «Новая кукла». Определить соответствие музыки и названия (используется метод
голосования). Объяснить свое мнение (индивидуальный опрос).
- протанцевать прослушанную музыку (танцуют все одновременно).
Упражнение «Мяч»
Педагог: Сейчас все вы превращаетесь в мячи, но только мячи сдувшиеся. Я возьму в руки
воображаемый насос и буду надувать вас со звуком «Ш-ш-ш…», а вы будете расти,
надуваться с нарастающим звуком «О-о-о…». Затем я постараюсь поиграть с вами, как с
самыми настоящими мячами.
Тест 3. Игра «Волшебный конверт»
В ярком конверте лежат несколько маленьких свёрнутых листочков бумаги с
заданиями. Обучающиеся по очереди вытягивают из конверта задание и сразу же его
выполняют. Если у кого-то из обучающихся есть дополнения к ответу другого ребенка, то
его обязательно выслушивают. Одно и то же задание может быть написано 2-3 раза. Игра
продолжается до тех пор, пока конверт не останется пустым.
Задания в конверте:
1.
Начни движение по залу после вступления.
2.
Определи темп музыкального произведения. Двигайся в заданном темпе.
3.
Бабочка. Заяц. Медведь. Под звучащий аккомпанемент определи, кто может
двигаться под данную музыку из вышеперечисленных животных и изобрази его в
танце.
28

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Проанализируй музыкальное произведение (характер, темп, форте или пиано,
аллегро или адажио).
Определи музыкальный жанр.
Изобрази под музыку заданный образ:
Кукла;
Осенний лист в безветренную погоду;
Осенний лист при сильном ветре;
Мяч;
Лису.
Изобрази под музыкальное сопровождение снежинку в безветренную погоду.
Повтори ритмический рисунок за педагогом.
Определи динамический оттенок музыки.
Изобрази под музыкальное сопровождение катание на коньках.
Изобрази под музыкальное сопровождение снежинку при легком ветре.
Передай настроение музыки в движении.
Выполни комбинацию танцевальных шагов в соответствии с темпом, т.е.
постепенное ускорение и замедление.

IIIгод обучения.
Тест 1.Уровень освоения программы»
Разгадай кроссворд.
Ответьте правильно на вопросы 1 – 8, и вы легко найдете ответ на вопрос №9

9.
1.
2.

7.

8.

№
1
2
3
4
5

Вопрос
Ответ
Один из простых прыжков, такое же название имеет блюдо в sotte
кулинарии.
Plie на русском языке обозначает
Приседание
Фамилия известной балерины с необычным именем – Майя.
Плисецкая
Медленная часть танца.
Adagio
«Большой» - по французски.
Grand
29

6
7
8
9

Промежуток, расстояние. Необходимо соблюдать в фигурах, Интервал
рисунках танца.
Комплекс упражнений для разогрева.
Разминка
Одно из основных свойств музыкального звука, результат Длительность
продолжительности колебания.
искусство танца
Хореография

Анкета оценки мотивационного уровня ребенка.
1. Нравится ли мне посещать занятия в коллективе «Радость». - Да. - Нет. - Иногда.
2. С каким настроением я иду на занятие. - С желанием. - Потому что надо. - Ведет мама.
3. Мне очень нравится общаться в моем коллективе. - Да. - Нет. - Иногда.
4. Ко мне относятся доброжелательно и замечают все мои достижения. - Да. - Нет. - Иногда.
5. Мне нравится концертная деятельность. - Да. - Нет. - Иногда.
6. У меня хорошее отношение с педагогом. - Да. - Нет. - Иногда.

Социальная компетентность. Умение вести себя в коллективе.
Способность к адекватной оценке себя.
Ребенок
могу дать совет
другим
знать и умею
сосуществовать
умею существовать
знаю, как сосуществовать

Педагог
могу дать совет
другим
знать и умею
сосуществовать
умею существовать
знаю, как сосуществовать

Ребенок

шгд

Педагог

могу научить
других
знаю и умею исполнять
движения
умею исполнять движения
знаю, как правильно исполнять
движение

могу научить
других
знаю и умею исполнять
движения
умею исполнять движения
знаю, как правильно исполнять
движение

Ребенок рисует свое положение на лестнице достижений согласно своему мнению.
Заполняется отдельно ребенком и педагогом и сравнивается результат.

30

Методическое обеспечение образовательной программы.
Методы и приёмы обучения.
Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе можно
условно разделить на наглядные, словесные и практические.
Кроме того, в методическом арсенале педагога есть методы с ярко выраженной
психолого-педагогической доминантой, а также более локальные, частные, специфические
приёмы, в которых преобладает хореографическая составляющая (постановочные и
исполнительские).
Наглядный метод обучения включает:
 образный показ педагога;
 эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;
 подражание образам окружающей действительности;
 приём тактильно-мышечной наглядности;
 наглядно-слуховой приём;
 демонстрацию эмоционально-мимических навыков;
 использование наглядных пособий.
Словесный метод обучения включает:
 рассказ;
 объяснение;
 инструкцию;
 лекцию;
 беседу;
 анализ и обсуждение;
 словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;
 раскладки хореографического па;
 закрепление целостного танцевального движения-комбинации;
 словесную репрезентацию образа хореографического движения.
Практический метод обучения обогащен комплексом приёмов, сочетающих
наглядность и слово:
 игровая ситуация;
 детское «сотворчество»;
 соревновательность и переплясность;
 использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
 выработка динамического стереотипа (повторяемости и повторности однотипных
движений);
 фиксация отдельных этапов хореографических движений;
 сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
 приём пространственной ориентации;
 развитие основных пластических линий;
 музыкальное сопровождение танца как методический приём;
 хореографическая импровизация;
 приём художественного перевоплощения.
Принципы обучения:
 принцип последовательности,
 принцип постепенности,
 принцип доступности,
 принцип наглядности в освоении материала.
31

Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному,
опирается на индивидуальные особенности ученика интеллектуальные, физические,
музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей образовательной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач
учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
обучения балетной гимнастики.
Используемые на занятиях педагогические технологии:
• личностно-ориентированное обучение;
• технология сотрудничества;
• технология саморазвития
• технология развивающего обучения;
• информационная технология
• здоровьесберегающие
Форма обучения – очная.
При особых условиях (актированных дней,
неблагоприятной
эпидемиологической
ситуации)
предусматривается
применение
дистанционной формы обучения с использованием сайта учреждения, сайта ансамбля,
мессенджеров, электронной почты и онлайн-платформы ZOOM, YouTube
Формы проведения занятий:
1. коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив,
имеющий своих лидеров (при самостоятельной постановке хореографических
композиций);
2. групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и более),
имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;
3. парная, предполагающая общение с двумя учащимися при постановке дуэтных танцев.

32

Список литературы.
Список источников:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 9.11 2018года
№196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Письмо от 18.112015г. №09-3242 Министерства образования и науки Российской
Федерации, письмом Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования»
4. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»
6. Приказ Минобрнауки России от 9.08.2013 N 1008 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»

1.
2.
3.
4.
5.

Список литературы для учащихся:
Базарова Н. Мей В.П. «Азбука классического танца» Л., «Иск-во»., 2006,
Вашкевич Н.Н. «История хореографии всех веков и народов». 2019 «Специальная
литература»
Забылин. М.«Праздники, обряды и обычаи на Руси», 2005, изд. «Белый город»,
Москва.
Капшук О.Н. «Русские праздники и обряды», 2010, Ростов-на-Дону, «Феникс».
Степанов А. «Балет. Книга о безграничных восможностях», 2019, «Манн, Иванов и
Фербер».

6.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Список литературы для педагога:
Айламазян А. «В ожидании танца: беседы, наброски, размышления», 2018 «Русский
печатный дом».
Арбузова, Е.Н. Анисимов А.И. Шатрова О.В. «Практикум по психологии общения»,
2010, Москва, «Аист».
Ваганова А.Я. «Основы классического танца», 2000, изд. «Лань» Санкт-Петербург.
Валяев Д. «То, чего не видит зритель», 2012, «Век информации», Москва.
Вихрева Н. «Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем», 2004
«М.:Театралес»
Гончукова О. Авидон И. «Тренинги формирования команды», 2009, Москва,
«Астрель».
Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца» (учебное пособие) М.,2002г.

7.
8.
9. Доско В.«Простые правила для успеха вашего ребенка», 2009, Москва, Айрес
«Пресс».
10. Забылин М «Праздники, обряды и обычаи на Руси», 2005, изд. «Белый город»,
Москва.
11. Капшук О.Н. «Русские праздники и обряды», 2010, Ростов-на-Дону, «Феникс».
12. Пичуричкин С.«Имидж творческого коллектива», 2012, «Век информации». Москва.
33

13. Савченко А.В. « Программа ритмика и хореография для хореографических отделений
общеобразовательных школ, гимназий, детских музыкальных школ и школ искусств»
г. Хабаровск 2006г.
14. Э. Сарабьян «Актерский тренинг по системе Станиславского «Как быть максимально
естественным и убедительным», 2011, изд. «Астрель».
15. М. Соколова, А.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях», 2003,
Москва, «Айрес Пресс».
16. Цорн А.Я. «Грамматика танцевального искусства и хореографии», 2011, «Лань».
17. Шарапова Н.И. «Детский танец», 2011, «Лань»

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».