Пояснительная записка Театральное искусство способствует творческому и креативному развитию личности, формированию эстетического вкуса, помогает чувствовать себя востребованным, успешным членом общества. Направленность программы - художественная, театральное творчество. Программа «По ступеням театрального творчества» разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»); Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019 № 645-рп; Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (дополнительным общеразвивающим) программам детям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на территории Хабаровского края приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2 Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» № 383 П от 26.09.2019 г.). Программа «По ступеням театрального творчества» реализуется в форме сетевого взаимодействия с МУК "ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР" г. Комсомольска-наАмуре, что дает новые возможности расширения образовательного пространства, совместного эффективного использования образовательных ресурсов в области театрального творчества, совместного использования кадровых, материальнотехнических ресурсов для достижения нового качества образования и обеспечения его 2 преемственности и непрерывности. К реализации программы привлекаются педагоги МОУ ДО ДТДиМ и профессиональные артисты театра, которые проводят занятия согласно учебного плана на площадке МОУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи. Такое сотрудничество позволит педагогам повысить свой профессиональный уровень и компетентность, а учащимся проявить творческие способности и раскрыть свои таланты. Актуальность программы : Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по этой программе - проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционном процессе приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов. Обучение по данной программе актуально в связи с тем, что воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. У детей происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека. Отличительные особенности программы: Программа разработана на основе типовой образовательной программы «Космос театра» кандидата педагогических наук Т.Г. Пеня. Проведено разделение задач программы на предметные, метапредметные и личностные. Программа дополнена новыми педагогическими технологиями такими как: технология дизайн-мышления, креативные технологии, личностно-ориентированные технологии. Программа является разноуровневой и включает в себя три уровня: стартовый, базовый и продвинутый. Обучение построено по принципу последовательности. Учащиеся зачисляются на программу и в течение трёх лет осваивают стартовый уровень, затем переходят на базовый уровень и обучаются также три года, после переходят на продвинутый уровень и обучаются в течении четырёх лет. Программа предполагает разработку индивидуальных маршрутов для одарённых, или отстающих учащихся. Таким образом, по результатам промежуточных мониторингов ребёнок может быть переведен на следующий уровень раньше, или наоборот, может быть оставлен на данном уровне для повторного обучения. По результатам входной диагностики и прослушивания ребёнок может быть сразу зачислен на базовый или продвинутый уровень. Адресат программы: учащиеся 7-17 лет, физически готовые заниматься 3 данным видом деятельности, готовность подтверждается справкой от врача. Содержание программы, деление на уровни и организация учебного процесса учитывает возрастные особенности и характеристики детей, поэтому приоритетной формой деятельности на стартовом уровне (учащиеся 7-10 лет), является игра базовом уровне (учащиеся 10-13 лет), является коммуникативный тренинг продвинутом уровне (учащиеся 13-17 лет), является репетиционный процесс и выступления. В программе предусмотрена возможность обучения поздно прибывших, частоболеющих, отстающих и опережающих программу обучающихся по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой программы, а также построение индивидуальной образовательной траектории через вариативность материала, предоставление заданий различной сложности в зависимости от их психофизиологического состояния. Программа не рассчитана на детей, предварительно отобранных на конкурсной основе. Любой ребенок получит возможность отожествлять себя с театральным персонажем (перевоплощаться), а также научиться находить соответствующие выразительные средства для передачи образа в движении, мимике, жестах, интонациях. Объем и срок освоения программы: 144 часа-1 год обучения 144 часа -2 год обучения 180 часов-3 год обучения 216 часов-4 год обучения 216 часов-5 год обучения 252 часа-6 год обучения 288 часов-7 год обучения 288 часов-8 год обучения 288 часов-9 год обучения 288 часов-10 год обучения Итого: в объёме 2304 часа за 10 лет Продолжительность занятий: 40-45 мин. • Актерское мастерство-от 4 до 8 часов в неделю в соответствии с годом обучения Состав группы от 15 до 20 человек Цель программы - Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности. Задачи: Предметные задачи актёрское мастерство(стартовый уровень): обучать терминологии и элементарным знаниям о театре, театральных 4 профессиях, театральной культуре; • обучать работать в предлагаемых обстоятельствах; • обучать сочинять элементарные этюды, капустники. актёрское мастерство (базовый уровень) • обучать навыкам исполнительского(актёрского) искусства; • обучать театральной терминологии, расширять знания в области театрального искусства; • обучать использовать идейно действенный анализ при сочинении этюдов и капустников; • обучать сочинять «роман роли» персонажа актёрское мастерство (продвинутый уровень) обучать выстраивать поведенческую линию персонажа обучать использовать «Метод вопросов» в репетиционном процессе обучать находить зерно роли, выстраивать темпо-ритмический рисунок роли обучать составлять сценарии развивать способность к сценической импровизации Метапредметные задачи актёрское мастерство: • развивать способность к коллективному творчеству; • развивать уверенность в собственных силах; • формировать эмоциональный интеллект; • развивать образную память, воображение, креативное мышление, творческие способности; • развивать креативные способности; • развивать умение выстраивать коммуникацию по принципу сотрудничества; • развивать уверенность в собственных силах; • развивать способности к самоорганизации; • развивать организаторские способности; • развивать зрительскую культуру; • развивать умение быть «здесь и сейчас» в сценическом пространстве, видеть, слышать и понимать, что происходит; • развивать умение спокойно выходить из нестандартных ситуаций; • развивать способность к само рефлексии; • развивать способность конструктивно анализировать результат творческого процесса. Личностные задачи • развивать уважительное и доброжелательное отношение к окружающим; • формировать художественно-эстетический вкус; • развивать интерес к творчеству, как к способу самопознания и познания мира; • развивать способность быть в эмоциональном контакте со зрителем, чувствовать настроение зрительного зала; 5 • формировать ощущение само ценности и собственной творческой и личной значимости Содержание программы: Учебный план 1 года обучения № П №п Название модуля 1 Актёрское мастерство 2 Тренинг-игра Организ Формы аттестации/ Количество часов ация контроля реализу ющая образова Всего Теория Практ. тельную услугу МОУ Отчётное 140 4 136 ДТДиМ мероприятие коллектива МУК Контрольное Драмати задание 4 4 ческий театр Актёрское мастерство 1. Вводное занятие. Беседа с детьми, знакомство с планами на год. Напоминание правил театра-студии «Бенефис», его традиций и законов. 2. История театра. Знакомство с жанрами театра. Знакомство с театральными терминами, применяющимися в актёрском тренинге. 3. Сплочение коллектива. Тренинг на командообразование. Выполнение групповых упражнений: «снежный «ком», «молекулы», «найди сходства», «найди отличия», «импульс», «мы разные» и другие. 4. Пластический тренинг. Выполнение тренинговых упражнений на снятие мышечных зажимов, установление центра тяжести, раскрепощение. Изучение различных психо-физических состояний через язык тела. 5. Внимание. Тренировка произвольного внимания. Круги внимания(малый, средний, большой). Упражнения на развитие умения держать внимание, держать несколько объектов внимания, не отвлекаться, перенаправлять внимание. 6. Общение и взаимодействие. Упражнения на партнёрство. Изучение способов общения и взаимодействие. Индивидуальные и групповые этюды на взаимодействие с партнёром. 6 7. Тренинг-игра от партнёров программы. Артисты Драматического театра проводят тренинг на тему «Жизнь в вымышленной действительности». 7 Учебный план 2 года обучения № П №п Название модуля 1 Актёрское мастерство 2 Тренинг-игра Организ Формы аттестации/ Количество часов ация контроля реализу ющая образова Всего Теория Практ. тельную услугу МОУ Отчётное 140 4 136 ДТДиМ мероприятие коллектива МУК Контрольное Драмати задание 4 4 ческий театр Актёрское мастерство 1. Восстановление актерской психотехники. Краткий курс практических упражнений по темам 1 года обучения. 2. Теоретический блок. Знакомство с новыми театральными терминами, повторение пройденного теоретического материала. Данный блок не выделен в отдельные темы занятий, а является частью каждого занятия. 3. Пластический тренинг. Выполнение тренинговых упражнений на снятие мышечных зажимов, установление центра тяжести, раскрепощение. Изучение различных психо-физических состояний через язык тела. Работа над образом через пластику. 4. Сценическое внимание. Этюдная работа над сценическим вниманием. Одиночные и групповые этюды. 5. Пристройка. Виды пристроек. Пристройка, как форма взаимодействия с партнёром. Отработка пристроек в этюдах . 6. Импровизация. Упражнения на развитие умения действовать в быстроменяющихся предлагаемых обстоятельствах, легко выражать свои мысли. Секреты успешного выступления перед аудиторией. 8 7. Тренинг-игра от партнёров программы. Артисты Драматического театра проводят тренинг на тему «Свобода в существовании на сцене». 8. Работа над отчётным мероприятием коллектива. Генерирование идей. Сочинение капустников и театральных номеров. Распределение ролей. Репетиционный процесс. Показ. Традиционные мероприятия коллектива проходят в течение года. Таковыми являются: «Подарочки для мамочки»ноябрь, «Сюрпризы от деда Мороза»-декабрь, «Бенефис»-май. 9 Учебный план 3 года обучения № П №п Название модуля 1 Актёрское мастерство 2 Тренинг Организ Формы аттестации/ Количество часов ация контроля реализу ющая образова Всего Теория Практ. тельную услугу МОУ Учебный спектакль 176 4 172 ДТДиМ МУК Контрольное Драмати задание 4 4 ческий театр 1. Восстановление актерской психотехники. Краткий курс практических упражнений по темам 1 и 2 года обучения. 2. Теоретический блок. Знакомство с новыми театральными терминами, повторение пройденного теоретического материала. Данный блок не выделен в отдельные темы занятий, а является частью каждого занятия. 3. Психо-физический тренинг. Тренинг проводится на каждом занятии, является актёрской разминкой перед репетиционным процессом. 4. Работа над отчётным мероприятием коллектива. Данный блок не выделен в определенный временной период, отчётные мероприятия проходят в течение года. Таковыми являются: «Подарочки для мамочки»-ноябрь, «Сюрпризы от деда Мороза»-декабрь, «Бенефис»-май. 5. Подбор материала для постановки спектакля по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах» для учебного показа. Читка литературных произведений, пьес, обсуждение, актёрские пробы, распределение ролей. 6. Разбор и исследования подобранного материала. Обсуждение смысла произведение, темы, актуальности. Разбор образов, Читка. 7. Этюдное исследование драматургического материала. Индивидуальные и групповые этюды на эмоциональное состояние, на предлагаемые обстоятельства пьесы, на взаимодействие с партнёрами по спектаклю, на создание и поддержание атмосферы спектакля. Этюды на поиск характера и характерности персонажа. 10 8. Тренинг от партнёров программы. Артисты Драматического театра проводят тренинг на тему «От текста до сценического образа». 9. Репетиционный процесс. Разделение пьесы на картины. Разбор событийного ряда пьесы. Репетиция спектакля по событиям. Сводные, индивидуальные, мало групповые, массовые, технические, репетиции. Примерки костюмов. Подбор прически и грима для создания образа. Генеральные репетиции. 10.Показ учебного спектакля по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах». 11 Учебный план 4 года обучения № П №п Название модуля 1 Актёрское мастерство 2 Тренинг-игра Организ Формы аттестации/ Количество часов ация контроля реализу ющая образова Всего Теория Практ. тельную услугу МОУ Контрольные 210 6 204 ДТДиМ задания МУК Контрольное Драмати задание 6 6 ческий театр 1. Вводное занятие. Беседа с детьми, знакомство с планами на год. Напоминание правил театра-студии «Бенефис», его традиций и законов. 2. Восстановление актерской психотехники. Краткий курс практических упражнений по темам 1-3 года обучения. 3. История театра. Знакомство с новыми театральными терминами. 4. Психо-физический тренинг. Тренинг проводится на каждом занятии, является актёрской разминкой перед репетиционным процессом. 5. Партнёрское взаимодействие. Взаимодействия в этюдах. Отработка партнёрства 6. Сценическое внимание. Освоение техник работы со зрительным залом. Выработка ощущения «Четвёртой стены» 7. Сценический образ. Освоение техник погружения, исследования, написания «Романа роли» 8. Тренинг от партнёров программы. Артисты Драматического театра проводят тренинг на тему «Органическое существование на сцене». 9. Подбор материала для постановки спектакля для следующего учебного года по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах». Читка литературных произведений, пьес, обсуждение, актёрские пробы, распределение ролей. 12 Учебный план 5 года обучения № П №п Название модуля 1 Актёрское мастерство 2 Тренинг-репетиция Организ Формы аттестации/ Количество часов ация контроля реализу ющая образова Всего Теория Практ. тельную услугу МОУ Спектакль на 210 6 204 ДТДиМ большой сцене МУК Контрольное Драмати задание 6 6 ческий театр 1. Вводное занятие. Беседа с детьми, знакомство с планами на год. Напоминание правил театра-студии «Бенефис», его традиций и законов. 2. Восстановление актерской психотехники. Краткий курс практических упражнений по основным темам. 3. История театра. Знакомство с новыми театральными терминами. 4. Разбор и исследование подобранного материала. Обсуждение смысла произведение, темы, актуальности. Разбор образов, написание романа роли, определение зерна роли. Читка. 5. Этюдное исследование драматургического материала. Индивидуальные и групповые этюды на эмоциональное состояние, на предлагаемые обстоятельства пьесы, на взаимодействие с партнёрами по спектаклю, на создание и поддержание атмосферы спектакля. Этюды на присвоение себе обстоятельств и текста героя . 6. Репетиция -тренинг от партнёров программы. Артисты Драматического театра проводят тренинг на тему «Приспособления в работе над ролью». 7. Репетиционный процесс. Разделение пьесы на картины. Разбор событийного ряда пьесы. Репетиция спектакля по событиям. Сводные, технические репетиции. Примерки костюмов. Подбор прически и грима для создания образа. Генеральные репетиции. 8. Показ спектакля по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах» для зрителей на большой сцене. 13 Учебный план 6 года обучения № П №п Название модуля 1 Актёрское мастерство 2 Тренинг Организ Формы аттестации/ Количество часов ация контроля реализу ющая образова Всего Теория Практ. тельную услугу МОУ Спектакль на 246 4 242 ДТДиМ большой сцене МУК Контрольное Драмати задание 6 6 ческий театр 1. Вводное занятие. Беседа с детьми, знакомство с планами на год. Напоминание правил театра-студии «Бенефис», его традиций и законов. 2. Восстановление актерской психотехники. Краткий курс практических упражнений по основным темам. 3. Репетиционный процесс. Восстановление спектакля прошлого учебного года. Сводные, индивидуальные, мало групповые, массовые, технические, репетиции. 4. Темпо-ритмический рисунок роли. Углубленная работа над ролью, совершенствование роли. 5. Жанровое существование. Работа над природой чувств. Погружение в жанровые особенности спектакля(комедия, драма, сказка) в работе над улучшением своей роли. 6. Репетиция -тренинг от партнёров программы. Артисты Драматического театра проводят тренинг на тему «Жанровые особенности существования на сцене в профессиональном театре». 7. Репетиционный процесс. Прогоны, технические репетиции. Сводные репетиции. Генеральные репетиции. 8. Показ спектакля для зрителей. 14 Учебный план 7 года обучения № П №п Название модуля 1 Актёрское мастерство 2 Тренинг-репетиция Организ Формы аттестации/ Количество часов ация контроля реализу ющая образова Всего Теория Практ. тельную услугу МОУ Спектакль на 280 4 276 ДТДиМ большой сцене МУК Контрольное Драмати задание 8 8 ческий театр 1. Вводное занятие. Беседа с детьми, знакомство с планами на год. Напоминание правил театра-студии «Бенефис», его традиций и законов. 2. Восстановление актерской психотехники. Краткий курс практических упражнений по основным темам. Актёрский тренинг. 3. Подбор материала для постановки спектакля по принципу «Персонаж в предлагаемых обстоятельствах» на большой сцене. Читка литературных произведений, пьес, обсуждение, актёрские пробы, распределение ролей. 4. Разбор и исследование подобранного материала. Обсуждение смысла произведение, темы, актуальности. Разбор образов, Читка. 5. Этюдное исследование драматургического материала. Индивидуальные и групповые этюды на эмоциональное состояние, на предлагаемые обстоятельства пьесы, на взаимодействие с партнёрами по спектаклю, на создание и поддержание атмосферы спектакля. 6. Наблюдение. Знакомство с техникой работы над сценическим образом «Наблюдение». Поиск в жизни людей схожих с образом. Ведение дневника наблюдений. Этюдные показы «Образ в предлагаемых обстоятельствах». 7. Характер и характерность персонажа. Написание «Романа роли» персонажа. Пластические пробы образа(походка, скорость существования). Голосовые особенности образа. Нахождение «Зерна роли». Выстраивание линии «Индивидуальности образа». Психо-физическое погружение в образ. 8. Тренинг от партнёров программы. Артисты Драматического театра проводят тренинг на тему «Сценический образ-складываем как пазл». 15 9. Репетиционный процесс. Разделение пьесы на картины. Разбор событийного ряда пьесы. Репетиция спектакля по событиям. Сводные, индивидуальные, мало групповые, массовые, технические, репетиции. Примерки костюмов. Подбор прически и грима для создания образа. Генеральные репетиции. 10.Показ спектакля по принципу «Персонаж в предлагаемых обстоятельствах» на большой сцене 16 Учебный план 8 года обучения № П №п Название модуля 1 Актёрское мастерство 2 Тренинг-репетиция Организ Формы аттестации/ Количество часов ация контроля реализу ющая образова Всего Теория Практ. тельную услугу МОУ Спектакль на 280 4 276 ДТДиМ большой сцене МУК Контрольное Драмати задание 8 8 ческий театр 1. Вводное занятие. Беседа с детьми, знакомство с планами на год. Напоминание правил театра-студии «Бенефис», его традиций и законов. 2. Актёрский тренинг. Восстановление актерской психотехники. Краткий курс практических упражнений по основным темам. 3. Пластический тренинг. Развитие и улучшение пластичности тела для работы над сценическим образом и свободы существования на сцене 4. Восстановление спектакля прошлого учебного года. Репетиционный процесс. Репетиция спектакля по событиям. Сводные, индивидуальные, мало групповые, массовые, технические, репетиции. Примерки костюмов. Подбор прически и грима для создания образа. Генеральные репетиции 5. Фестивальные выезды и показы 6. Тренинг от партнёров программы. Артисты Драматического театра проводят тренинг на тему «Линия роли: было-стало». 7. Показ спектакля по принципу «Персонаж в предлагаемых обстоятельствах» на большой сцене 17 Учебный план 9 года обучения № П №п Название модуля 1 Актёрское мастерство 2 Тренинг-репетиция Организ Формы аттестации/ Количество часов ация контроля реализу ющая образова Всего Теория Практ. тельную услугу МОУ Спектакль на 280 4 276 ДТДиМ большой сцене МУК Контрольное Драмати задание 8 8 ческий театр 1. Вводное занятие. Беседа с детьми, знакомство с планами на год. Напоминание правил театра-студии «Бенефис», его традиций и законов. 2. Восстановление актерской психотехники. Краткий курс практических упражнений по основным темам. Актёрский тренинг. 3. Подбор материала для постановки спектакля по принципу «Персонаж в предлагаемых обстоятельствах» на большой сцене. Читка литературных произведений, пьес, обсуждение, актёрские пробы, распределение ролей. 4. Разбор и исследование подобранного материала. Обсуждение смысла произведение, темы, актуальности. Разбор образов, Читка. 5. Этюдное исследование драматургического материала. Индивидуальные и групповые этюды на эмоциональное состояние, на предлагаемые обстоятельства пьесы, на взаимодействие с партнёрами по спектаклю, на создание и поддержание атмосферы спектакля. 6. Наблюдение. Ведение дневника наблюдений. Этюдные показы «Образ в предлагаемых обстоятельствах». 7. Характер и характерность персонажа. Написание «Романа роли» персонажа. Пластические пробы образа(походка, скорость существования). Голосовые особенности образа. Нахождение «Зерна роли». Выстраивание линии «Индивидуальности образа». Психо-физическое погружение в образ. 8. Тренинг от партнёров программы. Артисты Драматического театра проводят тренинг на тему «Сценический образ-особенности». 18 9. Репетиционный процесс. Разделение пьесы на картины. Разбор событийного ряда пьесы. Репетиция спектакля по событиям. Сводные, индивидуальные, мало групповые, массовые, технические, репетиции. Примерки костюмов. Подбор прически и грима для создания образа. Генеральные репетиции. 10.Показ спектакля по принципу «Персонаж в предлагаемых обстоятельствах» на большой сцене 19 Учебный план 10 года обучения № П №п Название модуля 1 Актёрское мастерство 2 Тренинг-репетиция Организ Формы аттестации/ Количество часов ация контроля реализу ющая образова Всего Теория Практ. тельную услугу МОУ Спектакль на 280 4 276 ДТДиМ большой сцене МУК Контрольное Драмати задание 8 8 ческий театр 1. Вводное занятие. Беседа с детьми, знакомство с планами на год. Напоминание правил театра-студии «Бенефис», его традиций и законов. 2. Актёрский тренинг. Восстановление актерской психотехники. Краткий курс практических упражнений по основным темам. 3. Пластический тренинг. Развитие и улучшение пластичности тела для работы над сценическим образом и свободы существования на сцене 4. Сочинение выпускного спектакля для показа на большой сцене. Этюды. Написание миниатюр, событийного хода, сценария. 5. Разбор и исследование сочиненного материала. Обсуждение смысла произведение, темы, актуальности. Разбор образов, Читка. 6. Этюдное исследование материала для постановки. Индивидуальные и групповые этюды на эмоциональное состояние, на предлагаемые обстоятельства пьесы, на взаимодействие с партнёрами по спектаклю, на создание и поддержание атмосферы спектакля. 7. Наблюдение. Ведение дневника наблюдений. Этюдные показы «Образ в предлагаемых обстоятельствах». 8. Характер и характерность персонажа. Написание «Романа роли» персонажа. Пластические пробы образа(походка, скорость существования). Голосовые особенности образа. Нахождение «Зерна роли». Выстраивание линии «Индивидуальности образа». Психо-физическое погружение в образ. 9. Тренинг от партнёров программы. Артисты Драматического театра проводят 20 тренинг на тему «Сценический образ-особенности». 10.Репетиционный процесс. Разделение пьесы на картины. Разбор событийного ряда пьесы. Репетиция спектакля по событиям. Сводные, индивидуальные, мало групповые, массовые, технические, репетиции. Примерки костюмов. Подбор прически и грима для создания образа. Генеральные репетиции. 11.Показ выпускного спектакля по принципу «Персонаж в предлагаемых обстоятельствах» на большой сцене 12.Фестивальные показы спектакля Планируемые результаты: ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Будут знать театральную терминологию; использовать упражнения для снятия мышечных зажимов ориентироваться в сценическом пространстве; выполнять действия на сцене; взаимодействовать на сценической площадке с партнёром; произвольно удерживать внимание на заданном объекте; создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ. работать с воображаемым предметом; владеть приемами раскрепощения и органического существования; ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: приобретут навыки нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Регулятивные УУД: приобретут навыки самоконтроля и самооценки; смогут планировать свои действия на отдельных этапах работы; 21 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД позволяют: развить интерес к театральному искусству; освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале); сформировать представления о театральных профессиях; освоить правила проведения рефлексии; строить логическое рассуждение и делать вывод; выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение); вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста. Коммуникативные УУД позволяют: организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); соблюдать нормы публичной речи Организационно-педагогические условия Материально-техническое обеспечение • • • • • • • • • учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм и правил; сцена; стол учительский и для упражнений; стулья/ скамейки; костюмерная; магнитофон/ музыкальный центр; персональный компьютер/ ноутбук, оснащенный звуковыми колонками; фонотека; использование сети Интернет; 22 • магнитно-маркерная доска, флипчарт • учащиеся должны иметь удобную тренировочную форму и сменную обувьчешки или балетки. Информационное обеспечение http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/ Методическое пособие – http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/ Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/ Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства» https://open-lesson.net/6365/ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа Роста «Лидер» http://stage4u.ru/o-shkole/stati-i-materialy/79-osnovy-diktsii-stsenicheskaya-rech/ Основы дикции. Сценическая речь. https://infourok.ru/rabochaya-programma-kruzhka-osnovy-oratorskogo-masterstva5496854./Основы ораторского мастерства Кадровое обеспечение. Педагогический работник, реализующий программу удовлетворяет квалификационным требованиям, указанным в квалификационном справочнике по должности педагог дополнительного образования. • педагог со специализацией театральной направленности. • костюмер • актёры МУК Драматический театр Формы аттестации: Ежегодно проводится одна промежуточная аттестация в конце учебного года. Для промежуточной аттестации используются различные формы: контрольные тесты, творческие задания, тренинговые проверочные упражнения, этюды, выступления. Итоговая аттестация проводится в конце обучения. Итоговой аттестацией является спектакль на выпускном празднике «Бенефис». Уровень усвоения программного материала и развития творческих качеств студийцев, определяется по трём уровням: высокий, средний, низкий. Максимальное количество баллов-30=100% уровню усвоения программного материала, 15 балов =50%(средний уровень), 3 балла=10%(низкий уровень) Результаты Высокий Средний 23 Низкий 10 баллов 5 баллов 1 балл Предметные: • сможет выступать на сцене в массовых традиционных мероприятиях и праздниках коллектива; Свободно держится на сцене, выразительно исполняет роль, способен импровизировать Хорошо держится на сцене, исполняет роль уверенно, действует только по заданному мизансценическому рисунку. Во время выступления зажат, при исполнении роли может сбиться и растеряться. Метапредметные: Сможет коммуницировать в группе по принципу сотрудничества; С большим желанием общается в группе, выполняя творческие задание. Сотрудничает, выслушивает мнения одногруппников, легко идет на компромисс, предлагает свои идеи. Не стремится к конкуренции. Любит общение в группе умеет слушать мнения других, дополняет их, стремится отстоять свое мнение, конкурируя с одногруппниками. Если его идею отбрасывают, то переживает. Стремится к индивидуальной работе. При общении в группе, старается доминировать, подавляет активность одногруппников. Личностные: Проявляет терпимость к особенностям других людей Сдержан, внимательно и уважительно относится к окружающим в разных эмоциональных состояниях. Не разжигает конфликт Проявляет терпимость окружающим, может быть сдержан поддаться провокацию конфликтной ситуации 24 к но не и на в Испытывает трудности в сдерживании негативных эмоций, сталкиваясь с особенностями других людей Максимальное количество баллов 30-высокий уровень усвоения программного материала и развития творческих качеств, 15 до 29 баллов- средний, ниже 15 балловнизкий. Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов при освоении данной программы: журнал посещаемости, анкетирование, видеозапись выступлений, отзывы учащихся и родителей, благодарности. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: зачёт, открытое занятие, выступление, капустник, спектакль. Оценочные материалы Анкеты: 1.Диагностика «Методика выявления склонностей учащихся» (Р.В. Овчарова) коммуникативных и организаторских Оценка уровней коммуникативных способностей: Критерии: - Низкий уровень 0,1-0,45 - Ниже среднего 0,46-0,55 - Средний уровень 0,56-065 - Выше среднего 0,66-0,75 - Высокий уровень 0,76-1 2. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационнопотребностной сфере (О. Ф. Потемкина) Шкалы: - «Ориентация на процесс» - «Ориентации на результат» - «Ориентация на альтруизм» - «Ориентация на эгоизм» 3. Таблица оценки выступлений учащихся (Раздел программы «Театральный капустник», «Учебный спектакль», «Спектакль»). Критерии: 1) Разработка содержания выступления: - приемы начала выступления - содержательность - подведение итога 2) Убедительность существования на сцене 3) Выразительность 4) Уверенное поведение, свобода в движениях 25 6) Контакт с аудиторией 7) Ораторское мастерство: - Дикция, четкость речи - Выразительность речи - Сила голоса Методическое обеспечение: методы проведения занятий: • практические (упражнения, тренинг, конференция); • наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ); • словесные (объяснение, диалог, рассказ, беседа, инструктаж); • видеометоды (просмотр, видеозапись самопрезентаций) работа с приглашёнными специалистами(мастер-классы актеров Драматического театра) Формы организации индивидуальная образовательного процесса: коллективная, групповая Формы организации учебного занятия: игра тренинг репетиция беседа, диалог просмотр видео материалов мозговой штурм капустник мастер класс встреча с интересными людьми учебный спектакль спектакль праздничное мероприятие Педагогические технологии: Игровые технологии Технология обучения в сотрудничестве, или технология группового обучения также является основной при реализации данной программы. Использование 26 и технологии продиктовано особенностью театрального творчества, поскольку театр-искусство коллективное. На занятиях учащиеся работают в группах при выполнении упражнений и этюдов, часто дискуссируют. Организовывают диспуты при сочинении темы капустника, его основного хода и номеров для него. Личностно-ориентированные технологии. В основе каждого занятия заложены: принцип положительного характера обратной связи – каждый человек, а уж тем более ребенок, нуждается в поддержке и одобрении окружающих, похвале и благодарности; принцип создания «ситуации успеха» для каждого; принцип безусловного принятия ребенка. Программой предусмотрена возможность разработки индивидуального образовательного маршрута для отстающих, частоболеющих, одаренных учащихся. Технология дизайн-мышления, креативные технологии активно применяются для коллективного поиска новых идей. Используется метод фокальных объектов, метод синектики, мозговые штурмы, метод случайных ассоциаций при сочинении этюдов, хореографических, ритмических и пластических связок, итоговых номеров для капустника. При изучении каждой темы данной программы используются упражнения на развитие креативных способностей. Технология развития критического мышления. Театральное творчество безусловно способствует развитию умения анализировать различные стороны явлений и характеров. Так, на занятиях, учащиеся обсуждают, разбирают и анализируются характеры персонажей, которых исполняют сами, и которых исполняют их одногруппники. Обсуждают, рефлексируют и находят различные варианты исполнения творческих заданий, упражнений. Высказывают суждения после видеопросмотров, или очных просмотров выполненных заданий, основываясь на глубоком погружении в данную тему. Здоровьесберегающие технологии применяются при реализации данной программы по следующим направлениям: Организация позитивного микроклимата в коллективе, как условие сохранения и укрепления психического здоровья. 27 Список литературы для педагога 1. «Театр круглый год» приложение к журналу «Читаем, учимся, играем». Выпуск № 3,4 2004 год, Выпуск № 1,2 2005 год. 2. Ганелин Е.Р. Школьный театр. Программа обучения детей основам сценического искусства. Методическое пособие. Кафедра основ актерского мастерства. Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. - СПб, 2002. 3. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб: Речь, 2001. 4. Голубовский Б.Г. «Наблюдения. Этюд. Образ» М. 2011г. 5. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение: секреты вокального мастерства». Ростов-наДону: Феникс, 2007. — 156 с. 6. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж». СПб, 1997. — 192 с. 7. Ершова А. П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие личности школьника //Сборник: Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. - М., 1984. 8. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992 г. 9. Ильев В.А. Когда урок волнует (Театральная технология в педагогическом творчестве): Уч. Пособие (2-е издание, исправленное и дополненное) для студентов педагогических учебных заведений и студентов художественнопедагогических факультетов институтов искусств и культуры, учителей школ, лицеев, колледжей, гимназий. – Пермь, 2004. 10.Ильенко Л. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. – М., 2000. 11.Клубков С. В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. - М.: Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» N 6(46) 2001. 12.Кристи Г. В. Воспитание актера школы К.С. Станиславского. М.: Искусство, 1978. 13.Назарова Л.В. «Постановка голоса. Система практических упражнений: Методические рекомендации». Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. — 27 с. 14.Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М., Советский композитор, 2011. 15. Кулагина И. Художественное движение. - М.:Изд-во «Наука», 2016. 16. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски – 2008. 17.Пеня Т.Г., Ершова А.П., «Театральные занятия для младших школьников» - М.: Просвещение,1995. 18.Петров В.А. Нулевой класс актера. – М.: Советская Россия, 1985. 19.Рутберг И. «Пантомима. Первые опыты» М. 2010. 28 20.Савостьянов А.И. Рождение артиста. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2006. 21.Сац Н.И. Новеллы моей жизни. В 2 кн.- М.,1984. 22.Станиславский К.С. Работа актера над собой, ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М.: Искусство, 1985. 23.Театр, где играют дети: Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов /Под ред. А. Б. Никитиной. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 24.Товстоногов Г.А. «Зеркало сцены» в 2 томах – 2е изд., Л.: Искусство, 1984. 25.Чехов М.А. О технике актера. Литературное наследие: В 2 т.: Т. 2 – М.: Искусство, 1986. 26.Шангина Е.Ф. Тренинг актерских и режиссерских способностей. Методические рекомендации для самодеятельных театральных коллективов. – Барнаул, 1990. 27.Шихматов Л.М. «Сценические этюды». М.2010. Список литературы для учащихся 1. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.,1989 2. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002 3. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 1987 4. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М.,2012г. 5. "Искусство театра. Вчера. Сегодня. Завтра.2013г. 6. Грим. Учебное пособие Непейвода Светлана Ивановна. -М., 2014г. 7. Шихматов, Львова - Сценические этюды. Учебное пособие. – М. 2014 29