1.
Хореографическое искусство.
Стартовый уровень.
Ярош Д.С.
Савелова А.В.
2.
Хореографическое искусство.
Базовый уровень.
Ярош Д.С.
Савелова А.В.
3.
Хореографическое искусство.
Продвинутый уровень.
Ярош Д.С.
Савелова А.В.
Программа относится к стартовому уровню усвоения,
реализуется в образцовом художественном коллективе
ансамбля танца «Багульник». Данная программа
характеризуется тем, что в настоящее время со стороны
родителей и детей растет спрос на образовательные
услуги в области хореографии. В основном
дети
начинают заниматься хореографией в
младшем
школьном возрасте, так как родители справедливо
считают,
что
ребенок,
который умеет танцевать,
развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.
Отличительная
особенность
программы
«Хореографическое искусство. Стартовый уровень»
заключается в методически обновленном, целесообразном
объеме учебной нагрузки и ее распределении,
обеспечивающей широту развития ребёнка, учитывая
индивидуальные возможности каждого.
Программа относится к базовому уровню усвоения.
Имеет художественную направленность, реализуется в
образцовом художественном коллективе ансамбля танца
«Багульник». На базовый уровень дети переходят после
прохождения подготовки стартового уровня программы
«Хореографическое искусство».
Образовательная
программа
«Хореографическое
искусство. Базовый уровень» предоставляет ребёнку и
подростку спектр возможностей по реализации его
интересов и способностей в сфере хореографии.
Ценностью данной программы заключается в том, что
помимо
усовершенствований
хореографической
подготовки детей, уделяется расширенное внимание
теоретическим познаниям народного творчества, истории
и культуры народов.
Программа относится к продвинутому уровню усвоения.
Имеет художественную направленность, реализуется в
образцовом художественном коллективе ансамбля танца
«Багульник». На продвинутый уровень дети переходят
3 года
7-11 лет
4 года
12–15 лет
3 года
16-18 лет
4.
«Танцуй – ка»
Ярош Д.С.
Савелова А.В.
5.
«Мир танца» стартовый
уровень
Голов А.В.
6.
«Класс ударных инструментов»
Асташенков В.С.
после прохождения подготовки базового уровня
программы «Хореографическое искусство».
Ценность программы «Хореографическое искусство.
Продвинутый уровень» заключается в углублённом
изучении
теоретических и практических знаний и
навыков
для
дальнейшего
поступления
в
профессиональные ВУЗы. Также в данной программе
уделяется внимание пальцевой технике и подготовке
девочек к выступлениям на пуантах.
Тип программы:
Одноуровневая
Стартовый уровень.
Программа является подготовительным курсом для
программы «Хореографическое искусство» образцового
художественного
коллектива
ансамбль
танца
«Багульник».
Ценность программы заключается в том, что на
уроке проводятся ритмические упражнения, музыкальные
игры, подвижные игры и элементы художественной
гимнастики, в которых дети смогут проявлять свою
непосредственность и эмоциональность.
Тип программы: одноуровневая (стартовый).
Программа танцевально-спортивного клуба «Дуэт»
реализует художественное направление и предназначена
для воспитания художественно-эстетических ценностей,
развития
физически
крепкого,
здорового
тела,
расширения знаний детей о мире, включения в
самостоятельный творческий процесс.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся,
через танец, знакомятся с культурой народов мира,
укрепляют свое тело, имеют возможность побывать в
роли артиста, участвовать в спортивных мероприятиях.
Тип программы: Одноуровневая (базовая).
Художественная
направленность,
индивидуальное
обучение.
1 год
5-6 лет
1 год
5-6 лет
5 лет
9-16 лет
7.
«Класс эстрадной гитары»
Алиев О.В.
8.
«Индивидуальные занятия на
духовых инструментах»
Зайченко АВ.
Парыгин М.С.
9.
«Эстрадно-духовой оркестр»
Парыгин М.С.
В основу образовательной программы положена
концепция развивающего обучения, согласно которой
работа над приобретением и совершенствованием
исполнительских навыков и умений находится в
неразрывной связи с всесторонним, универсальным
развитием личности ученика, расширением его
художественного
и
общекультурного
кругозора,
активизацией творческих и познавательных сил.
Тип программы: Одноуровневая (базовая).
Целью учебного предмета является обеспечение развития
творческих способностей и индивидуальности учащегося,
овладение знаниями и представлениями о гитарном
исполнительстве, формирование практических умений и
навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области музыкального
искусства.
Программа основана на принципе вариативности для
различных возрастных категорий детей и молодежи.
Тип программы: Одноуровневая (базовая).
Программа является общеразвивающей и личностноориентированной;
позволяет
формировать
исполнительские навыки на уровне практического
применения.
Ценность программы заключается в том, что осваивая
духовые
инструменты,
обучающиеся
постепенно
становятся участниками оркестра или ансамбля.
Тип
программы:
Одноуровневая
(базовая).
Цель программы - формирование музыкального кругозора
учащихся и развитие творческих
способностей
средствами
инструментально-исполнительского
искусства.
Являясь
распространенной
формой
приобщения школьников к музыке, духовые оркестры
способствуют общему подъёму музыкальной культуры,
воспитывают активных участников художественной
самодеятельности, развивают у учащихся чувство
3-5 лет
9-15 лет
5 лет
9-18 лет
5 лет
10-17 лет
10. «Музыкальный инструмент
(фортепиано)»
Чеховская Т.В.,
Дорофеева Н.В.
11. «Музыкальная грамота и
слушание музыки»
Дорофеева Н.В.
12. «Рукоделие»
Кривощёкова Е.В.
коллективизма, товарищества и ответственности.
Ценность программы заключается в том, что она
воспитывает и развивает у учащихся навыки
коллективного музицирования.
Тип программы: разноуровневая (стартовый и базовый).
1-4 года
Обучение индивидуальное и мелкогрупповое.
Особенность программы заключается в личностноориентированном подходе, позволяющем более полно
приблизить формирование знаний, умений и навыков
игры
на
инструменте
к
индивидуальным
физиологическим, психологическим и интеллектуальным
особенностям каждого обучающегося, способствовать
развитию
общей
музыкальной
грамотности
и
расширению
музыкального кругозора.По окончании
программы возможно дальнейшее общемузыкальное,
профессиональное и исполнительское обучение.
Тип программы: Одноуровневая (базовая).
5-7 лет
Групповые и индивидуальные занятия.
Программа включает в себя широкий круг явлений из
области истории и теории музыки. Гармоничное развитие
музыкального слуха, памяти, мышления осуществляется в
тесной
взаимосвязи
теоретических
знаний
с
практическими навыками. Исследуются важнейшие
события музыкальной жизни, биографии композиторов,
направления в искусстве, ознакомление с инструментами,
различными жанрами и формами музыкальных
сочинений.
Тип программы:
3 года
разноуровневая
Программа даёт широкие возможности для ознакомления
с различными видами рукоделия и их обучению;
традиционными народными промыслами;
позволяет
организовать интересно и с пользой досуг учащихся.
Знание различных видов рукоделия вырабатывает умение
видеть прекрасное, даёт возможность изготовить
7-11 лет
7-18 лет
7-11 лет
13. «Академия детского
творчества»
Кривощёкова Е.В.
14. «Радуга»
Кривощёкова Е.В.
15. «Аквамарин»
Столповская А.О.
неповторимые по своей красоте оригинальные изделия,
способствует развитию художественного вкуса, развитию
духовного мира через самовыражение в творческой
работе, развитию творческой культуры ребенка,
развитию творческого нестандартного подхода к
реализации задания, воспитанию трудолюбия, радости
созидания и открытия для себя что-то нового.
Тип программы:
Стартовый уровень
данная программа направлена на формирование интереса
дошкольников
к
декоративно-прикладным
видам
творчества, обеспечивает их эстетическое, нравственное,
интеллектуальное
развитие.
Изобразительная
деятельность – это специфическое образное познание
действительности. На занятиях дети получают первые
художественные впечатления, приобщаются к искусству,
овладевают
разными
видами
художественной
деятельности, среди которых большое место занимают
рисование,
лепка,
аппликация.
Изобразительная
деятельность интересна, увлекательна для будущего
школьника, так же он имеет возможность передать свои
впечатления об окружающей действительности с
помощью карандаша, красок, бумаги.
Тип программы:
стартовый уровень.
Программа направлена на развитие творческих
способностей детей, обучение различным техникам
рисования; формирование у них эстетического вкуса,
чувства гармонии, знакомит с народным творчеством.
Тип программы: традиционная
Программа направлена на формирование у учащихся
компетентностей, необходимых для создания творческих
работ, выполненных в различных видах изобразительного
искусства.
Для достижения наилучших результатов на занятиях
7-11лет
3года
4-7 лет
3 года
5-6 лет
1 год
16. «Бисероплетение»
Бревнова В.А.
17. «Амигуруми из бисера»
Бревнова В.А.
используются не только традиционные художественные
средства (карандаши, гуашь, акварель, пастель), но и
другие материалы для детского творчества.
Данная программа включает в себя разнообразие новых
творческих живописных приемов и методов изображения
в цвете. Во время учебы важно попробовать все
возможные техники и приемы, чтобы знать свои
предпочтения, а также сильные и слабые стороны.
Тип программы:
традиционная. Программа «Бисероплетение» направлена
на формирование художественного и цветового
восприятия, умения применять полученные знания в
самостоятельном творчестве,
на развитие основных
навыков и приемов работы изготовления декоративных
изделий из бисера.
Практическая
значимость
изучаемого
предмета
обуславливается возможностью применить полученные
знания и умения на практике, развивать творческие
способности и реализовать их в дальнейшей жизни.
Получив начальные знания, умения и навыки,
обучающиеся могут в дальнейшем развиваться в области
бисероплетения, повышать свое мастерство, достигать
высоких результатов и готовить себя к самостоятельной
жизни в современном мире.
Тип программы: традиционная.
В связи с популяризацией сувениров hand-made
повышается
заинтересованность
подрастающего
поколения к изучению разных видов рукоделия, в том
числе технике
плетения амигуруми из бисера для
изготовления
игрушек
и
предметов
интерьера.
Социальные сети демонстрируют огромное количество
работ по изготовлению игрушек амигуруми из бисера,
доступный материал, с помощью которого можно
изготовить неповторимые по своей красоте оригинальные
изделия, вызывающих небывалый интерес у учащихся.
6-15 лет
1 год
3 года
12-16 лет
Опыт показывает, что овладеть секретами рукоделия
самостоятельно достаточно сложно, успешно овладеть
этим искусством поможет педагог.
Кроме того, обучающиеся приобщаются к
полезному виду рукоделия. Плетение из бисера является
не только приятным успокаивающим занятием, но и
приносит огромное количество положительных эмоций,
что является мощным толчком к воплощению новых
идей, подчеркивает творческую индивидуальность, играет
немалую экономическую роль в жизни человека.
Программа выполняет
социальный заказ на
формирование целостной, самодостаточной личности,
обладающей широким кругозором, запасом необходимых
ценностных ориентиров, без которых невозможно
органичное существование человека в окружающем мире.
Занятия по программе «Амигуруми из бисера»
представляет
большие
возможности
для
профессиональной ориентации учащихся, где они
получают не только навыки плетения объемных
сувениров из бисера, но и представление об истинной
красоте народного искусства, неутомительном труде и
талантливости русского народа. Обществу нужны люди
таких профессий, как художники и мастера в
трикотажном производстве, по кружевоплетению,
мастера ручного художественного вязания, художникидизайнеры, модельеры.
18. «Арт-студия»
19. «От ритмики к танцу»
Шукова И.В.
Кармановская В.А.
3 года
Тип программы: традиционная. Программа «От ритмики 3 года
к танцу» предназначена для детей дошкольного возраста
и направлена на развитие художественно-творческих
способностей детей 4-7 лет средствами ритмики и
хореографии. Реализуется в Эстетическом центре раннего
развития «Солнышко». дети изучают основы ритмики,
хореографии и приобретают базовые знания, качества,
навыки
исполнительства
с
учетом
возрастных
7-12 лет
4-7 лет
20. «Азбука хореографии»
Лоншакова Г.Г.
21. «Сценическое движение и
пластика»
Кармановская В.А.
22. «По ступеням театрального
Кашина С.И.,
особенностей.
Тип программы:
6 лет
базовый уровень. Программа «Азбука хореографии»
предназначена для детей младшего и среднего школьного
возраста и направлена на Развитие личности ребенка
средствами хореографического искусства. Реализуется в
танцевальной эстрадной-шоу группе «Сладкоежки»
Занятия хореографией помогут снять психологические и
мышечные зажимы, выработать уверенность в себе,
развить выразительность исполнения, природные
физические данные, научиться двигаться в соответствии с
музыкальными
образами,
что
необходимо
для
сценического выступления. За весь период обучения
программа позволяет учащимся развить и применить
свои способности, приобрести опыт творческой
деятельности, показать результаты своего труда и
творчества.
Тип программы:
3 года
Одноуровневая
Стартовый уровень.
Реализуется в эстрадно- вокальной шоу группе
«Сладкоежки». Занятия хореографическим искусством
способствуют физическому развитию детей и обогащают
их духовно. Изучение хореографии помогает развить те
стороны личностного потенциала детей, на которые
содержание других предметов имеет ограниченное
влияние: воображение, активное творческое мышление,
способность рассматривать явления жизни с разных
позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает
эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но
в отличие от других искусств, оказывает существенное
влияние и на физическое развитие ребёнка, что в
совокупности
формирует
гармоничное
развитие
личности.
Тип программы:
10 лет
7-13 лет
10-13 лет
лет
6-18
творчества»
Татаринова Е.А.,
Кармановская В.А.
23. «Грация Танца»
Зайцев Р.В.
Зайцева А.Н.
24. «Художественное слово»
Кашина С.И.
традиционная
Программа
театральной
студии
«Бенефис»
художественной направленности помогает
учащимся раскрыть творческий потенциал, побороть
страхи
перед
аудиторией,
повысить
уровень
коммуникабельности, научится владеть телом, жестом,
голосом.
Программа
направлена
на
развитие
воображения, образного мышления, памяти, внимания,
креативных
способностей. Занятия проходят по
студийному принципу, что подразумевает переход
ребенка от педагога к педагогу. В программе: актёрское
мастерство, хореография, сценическая речь. Итогом
образовательного
процесса
являются
отчётные
мероприятия коллектива и спектакль.
Тип программы:
одноуровневая (базовый)
Программа обеспечивает общее гармоническое,
психологическое, духовное и физическое развитие
ребенка; формирует разнообразные умения, способности
и знания в области танца; воспитывает у учащегося
потребности в здоровом образе жизни.
Тип программы:
традиционная
Программа «Художественное слово» художественной
направленности способствует выявлению и развитию
творческого дарования детей в раннем возрасте.
Учащиеся
через игру, постигают основы
речевой
культуры, работают над артикуляцией, дыханием,
чувством ритма.
Репетируя стихотворение для
коллективного прочтения дети учатся взаимодействовать
друг с другом, слышать своего партнёра и быть значимой
частью команды. В процессе занятий дети овладевают
артистическими навыками, основами речевой культуры,
умением держаться на сцене. Итогом обучение является
выступление
с
литературным
материалом
на
4 года
7-11 лет
1 год
6 лет
25. Театр моды «Мармелад»
Левшина И.Е.
26. «Бумажные фантазии»
Столповская А.О.
27. «Хореография и сценическая
пластика»
Козлова О.А.
28. «Сундучок идей»
Пицунова В.В.
профессиональной сцене.
Тип программы:
традиционная
Программа «Театр моды Мармелад» художественной
направленности помогает
учащимся раскрыть творческие способности, объединяет
такие понятия как пластика, дефиле, мода, дизайн.
Занятия по программе формируют эстетический и
художественный вкус: учащиеся научатся находить свой
индивидуальный образ, познакомятся с историей
костюма, попробуют себя в роли моделей и дизайнеров.
Программа помогает преодолеть природные страхи перед
выходом на сцену и публичными выступлениями.
Итогом образовательного процесса являются отчётные
мероприятия коллектива.
Программа «Бумажные фантазии» предусматривает
стартовый уровень и направлена на развитие
художественно-творческого потенциала учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, посредством
декоративно-прикладного творчества.
Тип программы: одноуровневая (базовая). Программа
направлена на развитие художественно–творческих
способностей средствами ритмопластики.
Тип программы:
одноуровневая (стартовый)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Сундучок идей» создает благоприятные
условия для интеллектуального и духовного воспитания
личности, развития познавательной активности и
творческой самореализации обучающихся. Сравнительно
несложные приемы изготовления поделок из бумаги,
соленого теста, природного и синтетического материала, а
также разработка и реализация творческих проектов,
делает данное направление творчества необыкновенно
привлекательным.
Каждый
имеет
уникальную
10 лет
7-18 лет
1 год
7-12 лет
3 года
10-13 лет
1 год
5-10 лет
29. «Сувенир Приамурья»
Самар Е.А.
30. «Ремесла земли Нани»
Самар Е.А.
31. «Обучение эстрадному вокалу»
Решетник Т.В.
возможность выразить свои скрытые таланты, воплощать
самые интересные и сложные замыслы.
Тип программы (уровень сложности) – базовый.
В
данной
программе
реализуются
знания,
воспитывающие
уважение,
любовь
к
культуре,
традициям, быту и опыту родного народа и живущих
вместе с ним других народов.
Народное, декоративно-прикладное и изобразительное
творчество рассматривается как часть материальной и
духовной культуры общества. Исходя из того, что одним
из основных носителей информации для ребёнка является
художественный образ, воздействующий на его чувства и
сознание, оно способствует формированию его
мировоззрения, является важным средством познания
окружающей жизни, эстетически обогащает, доставляет
ему наслаждение и желание творчества, целостно и
гармонично развивает личность.
Тип программы (уровень сложности) – базовый.
В данной программе реализуются знания, приобщающие
к культуре, традициям, быту и опыту коренного народа
Приамурья – нанайцев.
Народное,
декоративно-прикладное
творчество
рассматривается как часть материальной и духовной
культуры нанайцев. Исходя из того, что одним из
основных носителей информации для человека является
художественный образ, который оказывает воздействие
на развитие личности и способствует формированию
мировоззрения, является важным средством познания
окружающей жизни, эстетически обогащает, доставляет
ему наслаждение и желание творчества, целостно и
гармонично развивает личность.
Тип программы: одноуровневая (базовый).
Программа способствует формированию интереса к
эстрадному искусству, воспитанию художественного
вкуса, культуры восприятия и развитию индивидуальных
3 года
8-12 лет
2 года
15-18 лет
3 года
5– 8 лет
творческих способностей путем освоения основ
вокального и хореографического эстрадного искусства на
основе использования лучших образцов мировой
эстрадной культуры, подготовка к активной социальной
жизни.
32. «Вокализ»
Островская Л.И.
Тип программы: одноуровневая (базовый).
Программа
«Вокализ»
имеет
художественную
направленность и ориентирована на приобщение детей к
вокальному искусству, которое способствует развитию
творческой фантазии, погружает детей в мир
классической поэзии и драматического искусства.
Приобщение учащихся к музыке и песне, позволяет
сформировать
эстетически
развитую
личность,
пробуждающую творческую активность и художественное мышление ребенка. Вырабатываются навыки
восприятия произведений искусства, формируется
культура личности, творческая деятельность. С раннего
возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном
общении, испытывают тягу к творчеству.
Программа реализуется в детской эстрадной шоу-группе
«Ассорти». Занимаясь вокалом, дети получают не только
вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами
современной, классической музыки, произведениями о
Родине и крае, приобретают навыки выступления перед
зрителями.
33. «Музыкальная капель»
Островская Л.И.
Тип программы: одноуровневая (стартовый).
Программа «Музыкальная капель» предназначена для
ознакомления детей с миром песни, музыки, чувств и
настроений. Через музыку и пение, ребенок может
раскрывать свой внутренний мир, самовыражаться и
духовно обогащаться. Данная программа направлена на
развитие у дошкольников вокальных данных, творческих
способностей, исполнительского мастерства
Физкультурно-спортивная направленность
34. «Начальное
обучение Щиткова Г.Н.
Тип программы: одноуровневая (базовая);
2 года
6-9 лет
2 года
5-7 лет
1 год
6 -12лет
плаванию»
35. «Спортивное плавание»
Поликарпова Е.А.
Ефремова Е.Л.
Чебану Д.С.
Халиман А.О.
Программа объединения
«Начальное обучение плаванию»
реализует
физкультурно-спортивное направление и
предназначена для начального обучения плаванию
школьников младшего возраста.
Программа предполагает обучение как спортивным,
так и облегченным, неспортивным способам плавания,
поворотам, нырянию, учебным прыжкам в воду, играм в
воде и начальной тренировке. Использование в обучении
различных поддерживающих средств позволяет ускорить
формирование навыка плавания у детей младшего
возраста.
Программа по плаванию ориентирована на применение
широкого комплекса упражнений, которые способствуют
формированию
правильной
осанки,
прививают
гигиенические навыки, закаливают организм. Программа
ориентирована на применение широкого комплекса форм
работы и методов проведения занятий и направлена на
формирование общественной активности личности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в
социуме, навыков здорового образа жизни.
Щиткова Г.Н.
Поликарпова Е.А.
Ефремова Е.Л.
Чебану Д.С.
Программа направлена на овладение учащимися
достаточно высокого уровня развития физических качеств
и
способностей,
что
позволит
в
дальнейшей
специализированной подготовке достичь высокого уровня
мастерства и успешной его реализации в условиях
соревновательной деятельности.
Регулярные
занятия
спортивным
плаванием
разносторонне влияют на физическое развитие ребенка.
Состояние центральной нервной и дыхательной систем,
формируют правильную осанку и сопротивляемость
различным простудным заболеваниям. Занятия спортом
благотворно влияют на формирование личности. Спорт
развивает такие черты личности, как целеустремленность,
10 лет
8 -18лет
настойчивость, решительность, самообладание, смелость,
дисциплинированность, прививаются гигиенические
навыки.
36. «Адаптивное плавание»
Чебану Д.С.
37. «Парусная школа» стартовый Рыловский С.В.
уровень
Использование такой программы подготовки
пловцов, позволяет не только приобщить детей и
молодежь к активным занятиям спортом, но в первую
очередь – получить максимально полный эффект от
структурированного
непрерывного
тренировочного
процесса.
Приобрести
такие
качества
как
работоспособность и результативность учащихся,
готовых к дальнейшему росту в обществе, при этом
получить социально-педагогический и культурновоспитательный эффект от занятий спортивным
плаванием.
Тип программы:
одноуровневая – стартовый уровень.
Программа «Адаптивное плавание» для детей с ОВЗ с ЗПР
направлена на максимально возможное развитие
жизнеспособности
детей
за
счет
обеспечения
оптимального режима функционирования отпущенной
природой и имеющиеся в наличии телесно-двигательных
характеристик и духовных сил, их гармонизацию для
максимальной самореализации в качестве социально и
индивидуально значимого субъекта и носит в основном
оздоровительный характер.
Тип программы:
одноуровневая – стартовый уровень.
Программа предполагает занятость обучающихся в
течение всего года, так как в зимнее время года
происходит
теоретическое
обучение,
физическая
подготовка и обучение плаванию в бассейне, а в летнее
время года происходит практическое обучение хождения
под парусом.
Программа «Парусная школа» реализуется в сетевой
1 год
7-14 лет
2 года
8-12 лет
форме совместно с автономной некоммерческой
организацией
«Водноспортивный
комплекс
г.
Комсомольска-на-Амуре».
Занятия парусным делом создают благоприятную
почву для всестороннего развития детей. Особенно
благодатна эта почва, если дети учатся самостоятельно
управлять судами, пусть небольшими, и особенно, если
эти суда парусные. Занятия яхтингом привлекает детей
романтикой
плаваний
под
парусом,
широкими
возможностями для проявления самостоятельности при
управлении парусным судном. В отличие от судов с
механическим двигателем, специально созданные
парусные суда являют собой пример максимальной
доступности, надежности, безопасности.
38. «Парусная школа»
базовый уровень
Рыловский С.В.
Тип программы: одноуровневая базовый уровень
Программа «Парусная школа» реализуется в сетевой
форме совместно с автономной некоммерческой
организацией
«Водноспортивный
комплекс
г.
Комсомольска-на-Амуре».
Заключается в возможности долговременного влияния
на формирование личности подростка, предоставление
ему широких возможностей для реализации своих
физических способностей
и нравственных качеств.
Парусный спорт ценен как мощное педагогическое
средство, как вид спорта, отвечающий тяге молодежи к
романтике и дающий возможность проявить свои лучшие
качества в реальных ситуациях. В парусном спорте
особенно ярко проявляются черты коллективизма, так
как если в яхтенном экипаже нет сплоченности, гонка
наверняка закончится поражением. Поэтому в каждом
яхтсмене, от матроса до капитана яхты, должны быть
развиты чувство личной ответственности, разумная и
строгая дисциплина, подлинное товарищество и
3 года
12-15 лет
взаимопомощь. Парусный спорт
предоставляет
возможность
учащемуся на практике изучить
физические явления, возникающие в воздушной и водной
средах, законы гидродинамики и аэродинамики.
39. «Парусная школа» продвинутый
уровень
Рыловский С.В.
40. «Стрельба из пневматической
Сахаровский Ю.А.
Зимние занятия носят в основном теоретический
характер, на них учащиеся знакомятся с основами
навигационного дела, изучают мат-часть, метеорологию,
аэродинамику, такелажное дело, а также тактику гонок.
Но именно зимой у учащихся есть возможность
приобщиться к парусному спорту, улучшить свою
физическую и тактическую подготовку.
Весной возобновятся практические занятия на яхтах.
А в летний период поучаствовать в соревнованиях
различного ранга, где на практике проверить навыки и
знания, полученные на зимних теоретических занятиях.
Тип программы: одноуровневая продвинутый уровень Парусный спорт – один из
немногочисленных видов спорта, занимаясь которым
человек не только соревнуется в мастерстве с себе
подобными, но и сталкивается лицом к лицу с силами
природы. Борьба с непогодой создает подчас весьма
суровые условия, в которых человек становится
выносливым, закаленным, развивается физически.
Плавание на яхтах, будь то гонка или крейсерство
способствует воспитанию таких черт характера, как
смелость и решительность, находчивость и инициатива,
воля к победе. Если в яхтенном экипаже нет
сплоченности, борьба, как с силами природы, так и с
соперником в гонке грозит серьезным поражением.
Поэтому в каждом яхтсмене, от матроса до рулевого,
должны быть сильно развиты чувства личной
ответственности, разумной и строгой дисциплины,
подлинного товарищества и взаимопомощи.
Тип программы: одноуровневая – базовый уровень.
3 года
15-18 лет
12-17 лет
3 года
винтовки и пистолета»
41. «Мир танца. Уровень –
стартовый «+»»
Голов А.В.
Болотских С.А.
Король А.А.
На теоретических занятиях изучаются основные сведения
об отечественном стрелковом оружии, его основных
технических характеристиках, по истории стрелкового
спорта, технике и методике стрельбы, основные правила
по технике
безопасности во время тренировочных
занятий, а также особенности стрельбы из различных
положений.
На практических занятиях
учащиеся приобретают
умения и навыки по разборке и сборке автомата
Калашникова, в совершенствовании техники стрельбы из
пневматического оружия.
К
занимающимся
предъявляются
определенные
требования по мерам безопасности при обращении с
пневматическим оружием, т.к. при нарушении правил по
технике безопасности возможно получение серьезных
травм и увечий, по знанию устройства и работы данного
вида оружия.
Тип программы: одноуровневая (стартовый «+»).
Программа танцевально-спортивного клуба «Дуэт»
реализует физкультурно-спортивное направление с
интеграцией
художественного
направления
и
предназначена для формирования значимых для
спортивной
деятельности
личностных
качеств:
трудолюбие, терпение,
упорство
в
достижении
результата; ориентация на здоровый образ жизни;
уверенность в себе, активность, внимательность и
вежливость во взаимоотношениях с окружающими; навык
самостоятельного совершенствования.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся,
помимо получения спортивных умений и навыков в
области спортивной бальной хореографии, реализуют
творческий потенциал, воспитывают художественноэстетические ценностей, учатся анализировать свои
результаты и достижения, искать и использовать
необходимую информацию.
4 года
7-11 лет
42. «Мир танца. Уровень –
базовый»
43. «От картинга до «Формулы –
1»»
44. «Церемониальный отряд
барабанщиц»
(значимая)
Голов А.В.
Болотских С.А.
Король А.А.
Тип программы: одноуровневая (базовый).
Программа танцевально-спортивного клуба «Дуэт»
реализует физкультурно-спортивное направление с
интеграцией
художественного
направления
и
предназначена для развития значимых для спортивной
деятельности личностных качеств: трудолюбие, терпение,
упорство в достижении результата; ориентация на
здоровый образ жизни; уверенность в себе, активность,
внимательность и вежливость во взаимоотношениях с
окружающими;
навык
самостоятельного
совершенствования.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся,
помимо развития спортивных умений и навыков в
области спортивной бальной хореографии, реализуют
творческий потенциал, воспитывают художественноэстетические ценностей, учатся анализировать свои
результаты и достижения, искать и использовать
необходимую информацию.
Техническая направленность
Жемерикин И.А.
Тип программы: одноуровневая – базовый уровень.
Данная программа позволит детям правильно и безопасно
вести себя на дороге в качестве пешеходов, пассажиров и
водителей. Программа имеет спортивно-техническую
направленность, так как формирует у обучающихся
культуру безопасного поведения на дороге, на основе
технических знаний и практических навыков в
обслуживании и управлении автомобилем.
Особенностью
программы
является
возможность
обучения безопасной техники вождения автомобиля (на
тренажере и автомобиле), а также разобраться более
подробно и доступно в технической части автомобиля.
Социально-гуманитарная направленность
Асташенков В. С.
Тип программы: одноуровневая (базовая).
Цель программы - обучение игре на малом барабане,
изучение символики Российской Федерации.
4 года
13-15 лет
3 года
8-16 лет
2 года
12-17 лет
45. «АБВГДЕЙКА»
Мусиенко Е.А.
46. «Академия развития»
47. «Весёлый английский»
Мусиенко Е.А.
Куйдина А.С.
48. «Азбука общения»
Новикова О.П.
49. «Символы и геральдика»
Сахаровский Ю.А.
Образовательный процесс отличает его открытый
характер, т.к. он предусматривает сотрудничество с
различными учреждениями и организациями города.
Ценность программы заключается в формировании
активной гражданской позиции и патриотизма у детей.
Работа в группах и индивидуально.
Программа «АБВГДЕЙКА» социально-гуманитарной
направленности, стартовый уровень.
Программа
«Весёлый
английский»
социальногуманитарной направленности, стартовый уровень.
Предлагаемая программа основана на реализации
коммуникативно-деятельностного подхода. Реализация
этого подхода включает в себя не только постановку
задач по формированию умений и навыков в речевой
деятельности, но и обучение иноязычному речевому
общению на основе различных видов детской предметнопрактической деятельности. Программа написана с
позиций узнающего мир дошкольника. Она позволяет
показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей
окружающей его действительностью.
Тип программы:
Одноуровневая (базовый)
Программа «Азбука общения» реализует социальногуманитарное направление, ориентирована на развитие
коммуникативных
soft-компетенций,
формирование
опыта общения, поведения, оценочной деятельности;
способствует формированию культуры речи, норм
этикета, расширению кругозора, повышению мотивации к
обучению и творчеству..
Тип программы:
Одноуровневая (базовый)
Программа способствует воспитанию патриотов и
граждан России - нового поколения людей, ощущающих
духовное и кровное родство с далекими предками,
3 года
4–7
1 год
7-11 лет
3 года
4–7
3 года
10-12 лет
3 года
12-17 лет
50.
«Школа будущего педагога»
51. «Патриоты»
Пашицына В.В.
Новикова О.П.
Калиниченко Н.Ф.
Шиберин Д.И.
отстоявшими честь, свободу и независимость Отчизны. У
детей формируется понимание сущности и значения
государственной символов, понимание значимости
исполнения гражданских ритуалов, связанных с ними.
Тип программы: Дополнительная общеобразовательная
программа «Школа будущего педагога» базового уровня,
реализуется в сетевой форме с АмГПГУ.
Программа отражает самостоятельную, завершенную
систему психолого-педагогических знаний для учащихся
9-11, которая ориентирует их на профессии: учитель,
воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, педагог
дополнительного образования, востребованные в г.
Комсомольске-на-Амуре и Хабаровском крае в целом.
Направлена на развитие личности, коммуникативных
умений,
освоение
навыков
межличностного
взаимодействия,
погружение
в
педагогическую
профессию.
Отличием данной дополнительной общеобразовательной
программы от уже существующих образовательных
программ
является
организация
психологопедагогических практик и профессиональных проб,
обучение по индивидуальным учебным планам.
В процессе освоения программного материала
учащиеся достигнут уровня готовности к осознанному
выбору
педагогической
профессии.
Наиболее
существенным результатом работы обучения по
программе будет являться поступление обучающегося в
педагогический СУЗ или ВУЗ Хабаровского края.
Программа военно-спортивного объединения будет
способствовать снижению отрицательного влияния
человеческого фактора на искажение ценностноориентированного поведения личности, общества и
государства от всех видов угроз.
Настоящая дополнительная образовательная программа
направлена на формирование и повышение современного
2 года
16-18 лет
1 год
12-17 лет
52. «Развивающие игры»
Куйдина А.С.
53. «Я звезда – школа театрального
мастерства»
Наделяева Е.С.
54. «Академия юного управленца»
Пашицына В.В.
Новикова О.П.
уровня в области военно-спортивного и патриотического
воспитания обучающихся.
Программа
«Развивающие
игры»
социально1 год
гуманитарной направленности, стартовый уровень.
Одним из средств познавательного развития детей
являются развивающие игры. Значимость развивающих
игр для развития дошкольников, многообразие и
возрастная адекватность позволяет использовать их для
решения указанной проблемы – развития словеснологического мышления дошкольников.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать
вывод, что развитие ребёнка в дошкольном возрасте
играет большую роль для психического и личностного
формирования ребёнка, а игра является основным
способом коррекции эмоциональной и поведенческой
сферы у детей.
10 лет
Тип программы:
традиционная
Программа
«Я-Звезда!» социально-гуманитарной
направленности помогает учащимся
раскрыть личностный и творческий потенциал, побороть
страхи
перед
аудиторией,
повысить
уровень
коммуникабельности, научится владеть телом, жестом,
голосом. Программа направлена на развитие навыков
самопознания, самоанализа и самопрезентации, а также
развитие воображения, образного мышления, памяти,
внимания, креативных способностей. Занятия проходят
преимущественно в игровой и тренинговой форме.
В программе два основных блока: коммуникативный
тренинг и мастерство актера. Итогом образовательного
процесса являются индивидуальные творческие работы
учащихся и участие в мероприятиях различного уровня,
предполагающих публичное выступление.
Тип программы: традиционная
краткосроч
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая ная 24 часа
4 – 5 лет
7-18 лет
15-16 лет
55. «Я – вожатый»
Калиниченко Н.Ф.
56. «Добро нужно каждому»
Помчалова Т.А.
программа «Академия юного управленца» направлена на
создание благоприятных условий для личностного
развития подростков, профессионального
самоопределения и творческого труда.
Тип программы: традиционная.
краткосроч
В связи с тем, что за последние годы в России произошли ная 24 часа
существенные изменения в социальной и экономической
сферах жизни, возникла проблема недостатка кадров для
организации досуга учащихся во внеурочное время: один
педагог-организатор школы и старший вожатый в детском
оздоровительном лагере, лагере дневного пребывания не
в силах курировать различные направления досуговой
деятельности детей. На помощь ему могут прийти
старшеклассники, заинтересованные организаторской и
вожатской работой и специально подготовленные к ней в
объединении «Я-вожатый!».
Вожатый должен быть мастером на все руки и при этом
непременно оставаться духовным наставником детей,
формирующим их мировоззрение и характер,
способствующим их личностному росту. В силу
вышеизложенных причин, в совокупности с временными
и социальными факторами возникла необходимость в
создании программы «Я-Вожатый!».
Важнейшей задачей становится формирование у
3 года
подростков
навыков
социальной
и
личностной
компетентности,
позволяющих
им
противостоять
приобщению к употреблению психоактивных веществ,
алкоголизму, курению в условиях давления социального
окружения: умения общаться, понимать других людей, а
также собственного достоинства и уважения к другим,
умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением
окружающих, противостоять внешнему давлению.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга
обучающихся и изменившаяся социально-экономическая
обстановка в стране требуют появления новых подходов и
14-17 лет
15-18 лет
57. «Патриоты Отчизны»
Шиберин Д.И.
58. «Вся жизнь – игра»
Приходько С.Н.
методов
активизации
подростков.
Волонтёрское
движение является одной из таких форм работы.
Тип программы: одноуровневая – базовый уровень. краткосроч
Основу содержательной деятельности программы
ная 36
«Патриоты Отчизны»
часов
составляет
гражданско-патриотическое
воспитание
подростков, включающее
несение службы на Посту № 1, изучение основ военного
дела и военной
службы, приобретение практических навыков по
гражданской обороне и
действий в экстремальных ситуациях, способствующее
воспитанию у
молодежи высокого морального духа, героизма,
мужества, инициативы,
любви к России и выполнению гражданского долга перед
ней
Тип программы: одноуровневая – базовый уровень. С
2 года
древних времен ораторское искусство служило самым
наглядным
И эмоциональным способом передачи знаний и опыта в
человеческом
обществе.
Понятие «ведущий», широкое и многогранное. Оно
включает в себя
умение правильно и грамотно выражать свои мысли и
чувства, великолепно
двигаться по сцене, реализовывать интеллектуальные и
организаторские
способности.
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Вся
жизнь-игра»,
реализуется в детском объединении «Ведущие»,
деятельность которого
осуществляется на базе художественно-массового отдела
15-17 лет
12-15 лет
59. «Речевой имидж оратора»
Кашина С.И.
60. «Азбука речи»
(адаптированная)
Терезанова О.И.
«Досуг», Дворца
творчества детей и молодежи города Комсомольска-наАмуре.
Тип
программы:
одноуровневая
(базовый).
Владение и управление своей речью на публике помогает
обрести
уверенность в себе, выдержать социальную конкуренцию,
создать свой
публичный имидж и завоевывать достойное место в
обществе.
Интенсивная работа над речью, коммуникацией, освоение
техник
самопрезентации и публичных выступлений - ключ к
самоопределению,
личностному развитию, эффективной адаптации к
социуму, а в дальнейшем к
успеху в профессиональной карьере. Это соответствует
запросу учащихся,
родителей и государства.
Тип программы: одноуровневая (стартовый).
В настоящее время проблема развития речи становится
особенно значимой. Анализ реальной ситуации,
сложившейся в системе воспитания и обучения детей
дошкольного возраста показал, что количество детей,
имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно
растет. Речевые нарушения в той или иной степени
препятствуют общению, создают трудности в социальной
адаптации ребенка. Главной и отличительной чертой
современного общества является подмена живого
человеческого общения зависимостью от компьютера.
Недостаток общения родителей со своими детьми,
игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает
число дошкольников с недостатками речи: у детей
отсутствуют навыки культуры речи, им сложно
использовать интонации, регулировать громкость голоса
2 года
14-18 лет
1 год
5-7 лет
61. «Введение в краеведение с
основами туризма»
Зубарева Е.А.
62. «Туристы-многоборцы»
Пугачев А.А.
63. «Окружающий мир»
Куйдина А.С.
и темп речи и т. д. Своевременно не осуществленная
коррекционно-логопедическая помощь приводит к
школьной дизадаптации, расстройствам в эмоциональной
и личностной сфере, в дальнейшем возникает фактор
социальной депривации
Туристско-краеведческая направленность
Тип программы: одноуровневая,
Реализуется программа в 3этапа, соответствующих годам
обучения:
•
1-й, подготовительный – это начальное знакомство
с видами деятельности краеведа-туриста, формирование
базовых понятий, расширение круга представлений,
обогащение лексики;
•
2-й, прикладной, предполагающий применение
получаемых знаний на практике в различных видах
деятельности: экскурсиях и походах, в различных
состязаниях;
•
3-й,
исследовательский,
на
этом
уровне
развивается мотивация к исследовательской деятельности
через мини-экспедиции, мини-конференции, работу на
природных учебных площадках. На этом уровне дети
приобретают опыт наблюдений, описаний, выступлений.
Тип программы: многоуровневая.
Спортивный туризм (туристское многоборье) во всех
формах своей деятельности способствует
разностороннему развитию личности ребенка, общему
оздоровлению его организма, укреплению физических и
духовных сил, совершенствованию технико-тактического
туристского мастерства, приобретению навыков
самостоятельной деятельности, инициативности и
коллективизма, изучению своего края и воспитывает
патриота своей Родины.
Естественнонаучная направленность
Данная программа имеет естественно-научную
направленность, стартовой уровень. В период
3 года
8-11 лет
11-15 лет
3 года
2 года
5–6
дошкольного детства у ребёнка возникают первые
представления об окружающем мире, формируется
умение устанавливать простейшие взаимосвязи и
закономерности в явлениях окружающей жизни, а также
самостоятельно применять полученные знания в
доступной практической действительности.
№
п/п
Наименование
образовательной программы
БАНК ДАННЫХ ПРОГРАММ ул. Советская, д. 8
Аннотация к программе
Ф.И.О. педагога
Срок
Возрастная
Краткие сведения
реализующего
реализации категория
программу
Художественная направленность
1.
Художественное движение
(стартовый)
2.
Художественное движение
(базовый)
Данная программа стартового уровня в условиях интересной, Аржанова Н.А.
увлекательной деятельности – ритмики, способствует
музыкально-эстетическому
развитию
и
формированию
личности
ребенка, его
познавательной,
волевой
и
эмоциональной сфер. Чувство ритма позволяет детям точно
выполнять движения, выразительно, изящно танцевать и
значительно ярче проявлять себя в играх. Логоритмика
является основной составляющей занятия, что развивает речь,
внимание, собранность. Универсальность программы в том, что
ребёнок может подключиться к ней на любом этапе.
Разнообразная
тематика
развивает
познавательные
способности, творческое воображение, волевые качества.
Третий год обучения направлен на развитие природных и
артистических данных. Программа составлена с учётом
возрастных особенностей детей.
Данная программа базового уровня направлена на эстетическое Аржанова Н.А.
воспитание детей, на развитие художественно-творческого
потенциала личности посредством хореографии. Значительно
расширены и углублены разделы программы: «Классический
танец», что даёт возможность внести в этот раздел занятия на
пальцах для одарённых детей, «Экспрессивный танец»
3 года
5-7 лет
4 года
8-12 лет
3.
Художественное движение
(продвинутый)
4.
«Основы хореографического
мастерства»
5.
«Детская ритмика»
6.
«Музыкальный фольклор»
знакомит
с
основными
направлениями
современной
хореографии; широкий выбор, возможность индивидуализации
обучения.
Программа продвинутого уровня направлена на эстетическое
воспитание детей, на развитие художественно-творческого
потенциала личности посредством хореографии. Особое
внимание уделяется развитию творческих способностей с
помощью импровизации и активной концертной деятельности.
Важным критерием результатов обучения является участие в
концертной деятельности,
Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает
развить те стороны личностного потенциала учащегося, на
которые содержание других предметов имеет ограниченное
влияние: воображение, активное творческое мышление,
способность рассматривать явления жизни с разных позиций.
Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический
вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличии от
других видов искусств, оказывает существенное влияние и на
физическое развитие ребёнка.
Обучение по программе «Ритмика» состоит из двух основных
разделов - это обучение движению под музыку и обучение
основам музыкальной грамоты, в соответствии с этим занятия
организовываются, таким образом: первое занятие - это
танцевальная ритмика, 2-ое – музыкальная ритмика; Обучение
направленно на развитие и воспитание у детей двигательной
сферы в сочетании со словом и музыкой. Формирование
навыков хореографической пластики, музыкальности, развитие
их творческих способностей.
Программу «Музыкальный фольклор» следует рассматривать
как модель работы педагога с детьми, которые стремятся
получить музыкальное образование как неотъемлемую часть
общего образования посредством ансамблевого музицирования
через
особую
художественно-философскую
систему,
опирающуюся на
фольклор. Тематическая направленность
программы позволяет наиболее полно реализовать творческий
Аржанова Н.А.
4 года
12-17 лет
Щёкина Е.Д.
4 года
10-15 лет
Щёкина Е.Д.
2 года
5-7 лет
Царихина Ю.Н.
5 лет
8-18 лет
7.
8.
9.
потенциал ребёнка, способствует развитию комплекса умений,
совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать
потребность в общении. Учащийся получает обильную пищу
для обдумывания, размышлений, развития воображения и
фантазии, образного мышления. Основанием для этого служит
основополагающая идея программы – постижение музыкальнохудожественного образа народной песни и традиций русского
народа.
«Вокальное пение. Соло»
Программа направлена на развитие творчески активной, Царихина Ю.Н.
социально-адаптивной
личности
средствами
вокальнопевческой деятельности.
1) Воспитывает любовь к вокально-исполнительской культуре
через эстрадное пение, способствует развитию голосовых
возможностей и вокально-певческих навыков;
«Детский академический хор» Программа основана на комплексном взаимодействии двух Гизатулина О.Р.
направлений: традиционной вокально-хоровой школы, которая
помогает овладеть необходимым багажом специальнотехнических навыков (найти свой звуковой эталон; развить
стилевую и жанровую культуру звука, певческий тембр; понять
и освоить принцип звукообразования).
«Карусель»
Музыкальные занятия способны развивать у детей Дорош О.В.
познавательные процессы, воспитывать любовь к прекрасному,
обогащать духовный мир, формировать художественный вкус.
Программа раскрывает цели и задачи формирования
всесторонне развитой личности, расширяет кругозор
учащегося, приобщает его к лучшим образцам вокальнопесенного творчества русских композиторов и народной песни,
знакомит с произведениями современных авторов, народнопесенной литературой, воспитывает чувство ответственности и
коллективизма.
Добавлены блоки:
Артикуляционная гимнастика по системе
В. Емельянова - 10 часов.
Чистоговорки , скороговорки, стихи - 8часов.
Программа предусматривает работу с солистами.
5 лет
8-18 лет
7 лет
7-15лет
4 года
5-9лет
10. «Музыка» (ШРЭР)
11. «Баян. Аккордеон»
12. «Шкатулочка»
Отличительные особенности данной программы является Дорош О.В.
максимальное использование возможностей музыки для
становления качеств личности ребёнка, его нравственноэстетических чувств, потребности общения с музыкальным
искусством. Учащийся будет владеть приемом звукоизвлечения
на детских инструментах, иметь представления о приемах игры
на элементарных инструментах детского оркестра; овладеет
основами игры в детском оркестре, инструментальном
ансамбле.
Программа нацелена на приобретение учащимися знаний, Пильтяй А.Г.
умений и навыков игры на баяне, аккордеоне, практическое
изучение народного фольклорного этноса нашей страны, а так
же направлена на эстетическое
и духовно-нравственное
развитие ребёнка.
В программе заложены основы для приобретения ими опыта
исполнительской практики, а также самостоятельной работы по
изучению и постижению музыкального искусства.
В дальнейшем накопленные знания, опыт деятельности дают
возможность ученику после завершения учёбы активно
участвовать в музыкально – творческой деятельности или
выбрать
музыкальную
деятельность
своей
будущей
специальностью.
Данная программа открывают большие возможности Григорьева Е.А.
воплощения собственных фантазий учащихся, желаний и
самовыражения
в
целом.
Практическая
работа
с
разнообразными материалами позволяет им ощутить
незабываемые эмоции, развивать творческие способности,
переживать «ситуацию успеха», что в конечном результате
помогает общему психическому и личностному развитию.
Отличительная особенность программы заключается в том, что
учащиеся имеют возможность ознакомиться с различными
видами декоративно-прикладного творчества в рамках
реализации одной программы, смогут приобрести базовые
умения для создания готового продукта, применяя различные
материалы. В программе большое внимание уделяется
2 года
5-7 лет
6 лет
7-15 лет
1 год
7-11лет
13. «Бисер-изящное рукоделие»
14. «Изобразительное искусство»
15. «Юный художник»
практической деятельности, что позволит сформировать
интерес к разнообразным техникам декоративно-прикладного
творчества.
Программа направлена на развитие творческих способностей Григорьева Е.А
детей через обучение основам бисероплетения. У учащиеся
будет
сформирован
навык
безопасной
работы
с
использованием специальных инструментов и приспособлений
необходимых при работе с бисером; смогут переносить
творческий замысел в творческое изделие; смогут
изготавливать изделия применяя техники бисероплетения;
презентовать творческие продукты и участвовать в конкурсах
различного уровня.
Программа включает направления - изобразительная Сивак В.Т.
деятельность, художественное творчество и основы истории
изобразительного
искусства;
интегрирует
со
всеми
образовательными областями и их направлениями.
Направлена на эстетическое, познавательное, личностное
развитие
ребенка
на
основе
приобщения
его
к
изобразительному и декоративно-прикладному творчеству.
Учащиеся овладеют основами живописного искусства с
использованием различных художественных техник; смогут
использовать приобретенные навыки художественной работы в
следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре,
декоративно-прикладных и народных формах искусства; освоят
выразительные возможности художественных материалов:
живописных и графических (гуашь, акварель, акрил, пастель,
цветные и акварельные карандаши, темпера, тушь, сангина,
восковые мелки), глина, соленое тесто.
Данная программа стартового уровня направлена на Пассар В.А.
эстетическое
воспитание
учащихся,
на
развитие
художественно-творческого потенциала личности посредством
изобразительного искусства. В образовательном процессе,
наряду с основными дисциплинами, включены занятиям по
нетрадиционным техникам рисования. Такие занятия очень
способствуют развитию импровизации в творчестве,
3 года
7-14 лет
4 года
7-11лет
2 года
7-12 лет
16. «Веселые петельки»
17. «Смастеримка»
18. «Сценическое пространство»
эмоциональной выразительности, нестандартному мышлению,
значительно расширяя представление об искусстве и способах
самовыражения в изобразительном творчестве.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая Максимова В.Н. 4 года
программа «Весёлые петельки» ориентирована на приобщение
детей к декоративно-прикладному искусству через освоение
техники вязания крючком, изготовление поделок из ниток и
пряжи. Это способствует адаптации учащихся к постоянно
меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке
к самостоятельной жизни в современном мире и
профессиональному самоопределению, воспитанию уважения к
истории и традициям своего народа, развитию у учащихся
чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир
художественных образов.
«Смастеримка» прививает любовь к декоративно - Огурцова Т.Н.
4 года
прикладному творчеству, развивает художественно эстетический вкус через использование материалов разных
видов. ДООП направлена на ознакомление и освоение разных
видов деятельности, формирование интереса к познанию и
творчеству, развитие кругозора. Обучающиеся учатся умениям
работы разных видов ремёсел: работа с природными
материалами, бумагой, картоном, цветными нитками,
ракушками, рисунки песком (с включением регионального
компонента).
Этот технический универсализм помогает обучающимся в
овладении искусством создания поделок из любого материала.
Программа направлена на создание условий для развития Попельнюк М.А. 4 года
личности и мотивации ребёнка к познанию и творчеству,
привить интерес через театр к мировой художественной
культуре
и
дать
первичные
сведения
о
ней:
- заложить первоначальную основу творчески, с воображением
и фантазией, относиться к любой работе;
сформировать
навык
коллективного
творческого
взаимодействия и общения.
Занятия состоят из системы тренировочных упражнений,
7-12 лет
8-12лет
7-15 лет
19. «Путь к музицированию»
20. «Красота спасёт мир»
специальных заданий, творческих и развивающих игр. На
занятиях применяются
занимательные и доступные для
понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки,
игры, что привлекательно, как для младших, так и старших
школьников. Основное время на занятиях занимает
самостоятельное решение детьми творческих задач.
Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно
действовать, принимать решения, управлять собой в сложных
ситуациях.
В программе применяется авторская методика «Музыкальное Маслова В.А.
5-7 лет
творчество как средство формирования личностных качеств
детей и подростков, на основе учета индивидуальных
способностей
и
возможностей
ребенка,
программа
обеспечивает последовательное, поэтапное моделирование
личностного пути развития учащегося, формируя его
нравственные ценности и жизненные ориентиры, оказывает
помощь в социализации и самоопределении. Индивидуальная
программа по инструменту обеспечивает комплексное
обучение учащихся в музыкально-хоровой студии и дает право
получить начальное музыкальное образование при условии
прохождения 4-х дисциплин: инструмент, сольфеджио,
музыкальная литература, хор.
Занятия в классе фортепиано-это не только приобретение
знаний и музыкально-практических навыков игры на
инструменте, но и сфера духовной жизни, самовыражения и
самоутверждение учащихся, раскрывающих индивидуальную
самобытность
каждого.
Как
следствие,
становится
естественным стремление детей играть на инструменте.
Данная программа представляет собой синтез классической, Коробицина В.В. 6 лет
народной и современной хореографии, направлена на
вооружение учащихся знаниями основ хореографического
искусства,
развитие
артистических,
исполнительских
способностей детей, высокого общефизического, социального,
интеллектуального, нравственного уровня.
Программа направлена на вооружение учащихся знаниями
7-17 лет
6-12 лет
21. «Арт-перспектива»
22. «Войди в мир искусства»
основ хореографического искусства, развитие артистических,
исполнительских
способностей
детей,
высокого
общефизического,
социального,
интеллектуального,
нравственного уровня. Развитие музыкальности; двигательных
качеств и умений; творческих способностей; умение
ориентироваться
в
пространстве;
нравственнокоммуникативных качеств личности
Актуальность данной программы определяется запросом со Инкина Ю.А.
стороны детей и их родителей на программы художественно –
эстетического развития школьников. Программа «Артперспектива» развивает умение наблюдать, анализировать,
запоминать, позволяет учащимся реализовать творческие
способности, развивать память и фантазию. В процессе
обучения осуществляется эстетическое, нравственное и
трудовое воспитание. Учащиеся приобретают навыки
рационального использования своего свободного времени,
работы в коллектив и общения с окружающими.
Пройдя обучение по программе, обучающийся сможет
применять полученные умения и навыки в личном творчестве
и получит базовые знания, необходимые для последующего
изучения предметов в области изобразительного искусства.
Изобразительное искусство как часть жизни ребенка включает Соколова В.В.
в себя ее эмоциональную и интеллектуальную стороны, дает
возможность
развить
творческие
способности.
В
изобразительном искусстве, как предмете обучения, ребенок
учится продуктивно и творчески выражаться, передавать свое
эмоциональное состояние, свои знания о мире, получать новые.
Он учится высказывать свои чувства в художественной форме:
на языке живописи, графики, пластики. Программа по
изобразительному искусству «Войди в мир искусства» является
ответом на четко обозначившуюся потребность родителей в
организации
полноценного
личностного
развития,
эстетического воспитания, творческого развития ребенка
дошкольного возраста. Программа по изобразительному
искусству «Войди в мир искусства» предполагает
3 года
7-11 лет
2 года
5-7 лет
художественное образование дошкольников в учреждении
дополнительного
образования
детей,
учитывает
образовательные возможности и потребности детей, как
проявивших
одаренность, так и
с ограниченными
возможностями здоровья или находящихся в трудной
жизненной ситуации.
Физкультурно-спортивная направленность
1.
«Черлидинг»
2.
«Русские шашки»
Популяризация и развивитие черлидинга; занятия черлидингом Коробицина В.В. 3 года
развивают физические способности, а так же смелость,
решительность,
целеустремленность,
настойчивость,
взаимоуважение, взаимовыручку, ответственность, умение
работать в команде, т.е. коммуникативную, социальную и
нравственную
компетенции
обучающихся.
Учащиеся
приобретают хорошую физическую форму, укрепляют
здоровье,
развивают
грацию,
пластику,
формируют
правильную осанку и походку. У подростков развивается
координация движений, суставная подвижность, укрепляется
опорно-двигательный аппарат. Воспитывается музыкальность и
чувство ритма, чувство красоты, оптико-кинестической
системы (знаки, мимика, пантомимика, жесты: иллюстраторы,
регуляторы, эмблемы, адаптаторы, афоректоры).
Программа направлена на обучение основам шашечной игры, Вяткин Б.П.
4 года
развитие личности ребенка, способного к творческому
самовыражению, через овладение основами игры в шашки;
развитие внимательности и наблюдательности, логического
мышления и творческого воображения; формирование умения
самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество, принимать решения. Игра в шашки
вырабатывает объективность мышления, тренирует память,
воспитывает
настойчивость,
смекалку,
трудолюбие,
целеустремленность, точный расчет, формирует характер,
зарождает в человеке творческое начало; помогает ребенку
быстрее адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить
учебный материал.
В ней есть такие разделы, как: «Партии ведущих мастеров»,
12-15 лет
9-16 лет
3.
«Школа футбола»
4.
«Белая ладья»
5.
6.
«Воспитательная деятельность в объединении», расширен
перечень применяемых методов и форм организации игровой
(практической) части занятий.
Обучение игре в мини - футбол – педагогический процесс, Киница И.В.
направленный на укрепление здоровья занимающихся,
развитие их физических качеств и освоение техникотактических приемов игры. Достижение цели физического
воспитания и, в частности, мини-футбола, обеспечивается
решением основных задач, направленных на: формирование
положительной мотивации к занятию футболом, основ
культуры здорового образа жизни, развитие творчески
активной, социально-адаптивной личности.
Данная программа поможет учащимся раскрыть потенциал в Кривцов Н.Ю.
шахматах, научит понимать основы шахматного мастерства,
сформировать способности учащихся к саморазвитию и
мотивации к обучению, отражающие их личностные качества.
«Резвая пешка»
Программа направлена на формирование основ культуры Кривцов Н.Ю.
шахматной игры; ознакомление с историей происхождения
шахмат;
изучение
шахматной
нотации;
получение
первоначальных
навыков
участия
в
соревнованиях;
ознакомление с основами тактических приёмов и идей.
«Спортивное ориентирование»
Спортивное ориентирование, являясь одним из наиболее Кузнецов Д.С.
специфическим видом спорта, в котором сочетаются высокие
физические и умственные нагрузки на фоне сильного
эмоционального напряжения, становится универсальным
средством формирования мотивации к познанию и спорту.
Данная программа, направленная на совершенствование
навыков ориентирования, позволяет создать необходимые
условия для удовлетворения индивидуальных потребностей
учащихся как в интеллектуальном (путѐм активизации
познавательной деятельности), так и в нравственном развитии
(путѐм получения социального опыта взаимодействия).
Занятия, реализуемые в рамках программы представляют собой
эффективное средство повышения двигательной активности,
3 года
7-14 лет
5 лет
6-15 лет
1 год
6-8 лет
5 лет
9-18 лет
физического оздоровления и совершенствования учащихся,
приобщение их к здоровому образу жизни. В результате
освоения программы у учащихся появляется возможность
личностного самоопределения, профессиональной ориентации
и успешной адаптации к жизни в обществе. Навыки, которые
учащиеся получают во время обучения, смогут применить на
протяжении всей жизни.
7.
«Адаптивные игры с воланом»
8.
«Игры с воланом»
9.
«Лыжная подготовка»
Актуальность программы обусловлена тем, что для детей с Максимова В.Н.
ограниченными
возможностями
здоровья
физические
упражнения жизненно необходимы, так как они являются
эффективным
средством
одновременно
физической,
психической и социальной адаптации. Бадминтон - вид спорта,
входящий в программу летних Специальных Олимпийских игр.
Отличительная особенность бадминтона - это его доступность
и вариативность. Этот вид спорта подходит для детей разного
уровня физической подготовки. В игру можно спокойно играть,
перекидывая волан друг другу, а можно и активно, на
спортивной площадке, давая большие физические нагрузки.
Достаточно двух человек, чтобы можно было полноценно
играть. Бадминтон положительно влияет на зрительное
восприятие, мышление и внимание, развивает силу, скорость,
координацию, выносливость, способствует нормализации веса.
Формирование и развитие культуры здорового образа жизни, Максимова В.Н.
через овладение основами игры в бадминтон.
Массовое развитие бадминтона помогает решить основную
задачу, стоящую перед физкультурным движением: добиться
физического совершенства учащихся, укрепить их здоровье,
обеспечить активный и разнообразный досуг.
Занятия
бадминтоном
позволяют
разносторонне
воздействовать на организм человека, развивают силу,
быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах,
способствуют приобретению широкого круга двигательных
навыков, воспитывают волевые качества.
Организация деятельности по лыжной подготовке играет Полякова И.В.
4 года
10-11 лет
5 лет
7-17 лет
5 лет
7-17 лет
10. «Лыжи»
большую роль в физическом воспитании учащихся.
Передвижение на лыжах доступно детям с самого раннего
возраста. Занятия лыжным спортом несут положительный
оздоровительный
эффект,
являются
компенсацией
недостаточной двигательной активности современных детей и
молодежи, формируют и совершенствуют двигательные
умения и навыки, улучшают функциональные возможности
организма, воспитывают нравственно-волевые качества.
Регулярные занятия лыжной подготовкой способствуют
всестороннему развитию обучающихся. При передвижении на
лыжах развиваются все основные физические качества,
особенно положительно влияют занятия на лыжах на развитие
выносливости, силы, ловкости, способствуют воспитанию
смелости, решительности, находчивости и приобретению
умения ориентироваться на местности. Принести полное
удовлетворение занятия лыжным спортом могут только тогда,
когда лыжник в полной мере владеет техникой ходьбы на
лыжах, техникой спуска с гор и поворотов. Наиболее быстро и
хорошо осваивают технические приемы дети и подростки.
Педагогическая
целесообразность
данной
программы Кантемирова Н.Е.
заключается в том, что используемые формы, методы и
средства в ходе образовательного процесса значительно
расширяют кругозор учащихся, приобщают к как мировым
достижениям спорта, так и к российским особенностям
развития лыжного спорта, развивают умение использовать
потенциал региона, края, города. Программа по лыжной
подготовке способствует формированию личности ребенка,
развитию
навыков
самостоятельной
деятельности
и
коллективной работы, раскрытию его талантов.
5 лет
7-17 лет
2 года
5-7 лет
Техническая направленность
1. «Радость творчества» ШРЭР
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая Григорьева Е.А.
программа «Радость творчества» заключается в том, что работа
с бумагой охватывает сразу два направления
техническое и художественное, что позволяет устанавливать
2. «Солнышко»
межпредметную связь. Так же в процессе целенаправленного
обучения бумагопластике, осуществляется умственное,
нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей.
Развиваются умения анализировать предметы окружающего
мира, самостоятельность мышления, творчество,
художественный вкус. Формируются ценные качества
личности
(целеустремлённость,
ответственность,
инициативность, креативность), что важно для подготовки
детей к обучению в школе.
Данная программа предназначена для обучения детей Огурцова Т.Н.
выполнению декоративных композиций из бумаги.
Программа построена на постоянной смене видов деятельности
в течение учебного года (квилинг, декупаж, комкование)
чередование видов позволяет избежать потери интереса к
данной деятельности, сохраняя эффект новизны и в то же время
даёт возможность систематически работать над овладением
материалами и техниками, постоянно переходить от простого к
сложному.
2 года
5-7 лет
2 года
5-7 лет
1 год
5-7 лет
Социально-гуманитарная направленность
1. «Звуковая мозаика»
2. «Логика»
Программа поможет дошкольникам быстрее адаптироваться к Попова Т.В.
последующему обучению в школе, так как ориентирована на
преемственность с начальной школой. Обучающиеся
приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный
запас, развивается фонематический слух, овладевают навыками
чтения. Ребенок быстрее начинает верить в свои силы,
появляется мотивация к занятиям и к получению результата
Программа ориентирована на развитие сферы познания через Соколова В.В.
формирование сенсорных (восприятие предметов и их свойств),
интеллектуальных (мышление) и творческих способностей
детей на основе логико-схематических представлений о
существующих взаимодействиях и отношениях.
Освоение математического содержания программы «Логика»
направлено, прежде всего, на развитие познавательных и
творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать,
выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения,
3. «Служу отечеству пером»
4. «Юный журналист»
5. «Безопасное колесо»
решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход
решения творческой задачи.
Данная программа нацелена на создание условий для Болдырева А.Н.
социального,
культурного
и
профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности
ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной
культуры через совершенствование основных видов речевой
деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Программа «Служу Отечеству пером» является модификацией
авторской программы Т.В. Горчаковой, Л.Н. Будариной и др.,
видоизменена в направлении адаптации к среднему школьном
возрасту, учёта культурно-национальных особенностей
Хабаровского края, увеличения количества часов, отведенных
на практические занятия.
Программа ориентирована на приобщение детей к Болдырева А.Н.
журналистской деятельности через освоение теоретических
основ журналистики и приобретение практического опыта в
процессе
создания
разно
жанровых
материалов
в
периодическом детском издании «Без секретов».
Педагогическая
целесообразность
данной
программы Мельников А.В.
заключается в том, что занятия предоставляют обучающимся
возможности приобрести практический опыт взаимодействия в
социальной среде и личностного роста. Организация
образовательного
процесса
направлена
на
тесное
сотрудничество детей разного возраста и инспекторов по
пропаганде безопасности дорожного движения в освоении
навыков безопасного поведения в дорожной среде.
В программе предусмотрено обучение детей не только
правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам:
оказания первой медицинской помощи, владения
навыками коммуникативной компетенции.
Детей психологически и физически готовят к
принятию адекватных решений в любых ситуациях.
Кроме этого, программа представляет собой пропедевтический
курс введения в автомобильное дело, которое учащиеся школы
1 год
11-12 лет
2 года
13-18 лет
2 года
9-13 лет
будут изучать в старших классах.
6. «Английский для
дошкольников»
Программа является педагогически целесообразной, т.к. Болдырева А.Н.
многие психологи считают дошкольный возраст подходящим
периодом для начала изучения иностранного языка.
Обучение английскому языку в дошкольном возрасте
способствует интеллектуальному росту детей, ускоряет их
языковое развитие; формирует важные элементы социальной
компетенции;
облегчает
раннюю
интеграцию
в
поликультурном пространстве современного мира; закрепляет
полезные умения взаимодействия с педагогом, родителями и
сверстниками; тренирует универсальные познавательные
действия и готовит к школьному образованию.
1. «Заниматика»
Программа
направлена
на
развитие
элементарных Попова Т.В.
математических представлений, посредствам игр, задач и
упражнений. В ходе обучения дети овладевают способами
установления разного рода математических связей и
отношений.
Формируется умение ориентироваться в существующих
математических зависимостях. Развиваются операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
обобщения.
Систематизируются имеющиеся у детей пространственные и
временные представления. Происходит знакомство с
геометрическими фигурами, дети овладевают основной
математической терминологией.
2 года
5-7 лет
1 год
6-7 лет
Естественнонаучная направленность
Туристско-краеведческая направленность
1.
«Туризм»
2. «Азбука туризма»
3. «Моя малая Родина»
4. «Юные краеведыэкскурсоводы»
Программа направлена на формирование основ культуры
здорового образа жизни, развитие творчески активной,
социально-адаптивной личности средствами спортивного
туризма и ориентирования. Развитие личностных качеств,
обеспечивающих
успешную
адаптацию
в
социуме:
любознательность,
инициативность,
самостоятельность,
реактивность; ознакомление учащихся
с природными
возможностями Дальнего Востока; с национальными и
культурно-историческими
традициями
своего
края;
формирование
навыков
общения
со
сверстниками,
руководителем,
младшими
товарищами
(развитие
толерантности и коммуникативности); развитие навыков
оказания первой доврачебной помощи себе и своим товарищам.
Туристско-краеведческая деятельность по своему содержанию
является
уникальной
отечественной
воспитательной
технологией, которая на протяжении значительного периода
доказала свою эффективность в вопросах формирования и
развития региональной идентичности. Краеведение является
одним из важнейших источников расширения знаний учащихся
о родном крае, воспитании любви к нему, формировании
гражданственности, патриотизма к своему Отечеству, к малой
Родине, сформировать базовые туристские компетенции,
необходимые для полевой и экспедиционной работы.
Создание условий для всестороннего развития личности
школьника на основе личностно-ориентированной, туристскокраеведческой деятельности. В результате освоения программы
обучающиеся смогут применять приобретенные знания и
умения для: самостоятельного знакомства с историкокультурными объектами своего города и родного края; оценки
их эстетической ценности; ориентирования в своем городе;
поиска нужной информации о родном крае и т.д.
Программа позволяет решать не только обучающие задачи, но
и создает условия для формирования таких личностных
качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение
к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей,
Кантемирова Н.Е.
10 лет
7-17 лет
Ситар И.В.
3 года
7-11 лет
Кантемирова Н.Е.
1 год
7-17 лет
5 лет
11-18 лет
Пугачёв А.А.
Ситар И.В.
Ситар И.В.
Нефедова Р.Я.
5. «Мой край»
6. «Юный краевед»
способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Также через занятия в объединениях юных краеведовэкскурсоводов
появляются
реальные
возможности
компенсировать
психологические
проблемы
детей,
возникающие у многих в семье и школе.
Данный процесс потребует таких изменений самой системы
построения педагогического воздействия, которые позволят
эффективно
трансформировать
средовую
структуру,
осуществить интеграцию образовательных областей, (в том
числе и в практике туристско – краеведческой деятельности
учреждений дополнительного образования), обеспечить
необходимую степень реализации системно-ролевого подхода в
контексте ключевых компетенций.
Туризм представляет собой эффективное средство физического Ситар И.В.
и нравственного совершенствования человека, данная
программа позволяет обучать учащихся основным навыкам
туризма и краеведения, изучение истории и географии своей
малой Родины. Краеведение – один из важнейших элементов
обществоведческого образования в школе. Изучение
регионального курса помогает конкретизировать факты
истории России, углубить знания, повысить интерес к
культурным традициям своего и других народов, вызвать
чувство сопричастности к своим корням, развить духовные
потребности, воспитать нравственные качества личности:
патриотизм, любовь и чувство гордости за свою Родину.
Данная программа предполагает изучение своей местности,
приводит в систему знания о родном городе, позволяет
повысить уровень культуры школьников, расширить
краеведческие знания о родном городе. Отличительной
особенностью данной программы является ее комплексный
характер,
учет
регионального
компонента,
многофункциональность.
Программа направлена на развитие творчески активной, Нефёдова Р.Я.
социально-адаптивной личности средствами туристскокраеведческой
деятельности.
Особенностью
является
3 года
8-12 лет
2 года
9-16 лет
7. «Школа безопасности»
8. «Школа туризма»
комплексный подход, сочетающий в себе курс краеведения,
туристских, этнографических навыков и ОБЖ. Комплекс
характеризует всю практическую деятельность объединения,
начиная с полученных краеведческих знаний и интерпретации
их при написании рефератов, исследовательских работ,
участии в городских и краевых краеведческих мероприятиях.
В программе увеличено количество часов, отведенных на
изучение разделов:
«Древние стоянки по берегам Амура»,
«История основания г. Комсомольска-на-Амуре». В основе
программы положены тематические экскурсии по городу.
Актуальность программы: организация работы с детьми и Юрина А.С.
подростками в области защиты от чрезвычайных ситуаций и
подготовки к действиям в условиях социальных и военных
конфликтов, формирование активной позитивной жизненной
позиции у подрастающего поколения являются одной из
наиболее острых социальных проблем для современного
российского общества.
Дети достигают наиболее высоких темпов развития
физического потенциала в целом. Для них характерным
является стремление к неординарным поступкам, жажда
состязаний, тяга к творчеству. У юношей и девушек
закладываются основные черты личности, заканчивается
формирование характера. Данная программа позволяет
реализовывать актуальные потребности детей, прививать
необходимые умения и навыки, позволяющие в условиях
экстремальных ситуациях осуществлять грамотные действия по
спасению, оказанию первой помощи попавшим в беду людям, а
случае необходимости - руководить проведением поисковоспасательных работ.
Программы для родительского общества заключается в том,
что содержание обучения обеспечивает предпрофессиональную
подготовку и содержательный досуг обучающихся.
Отличительной
особенностью
программы
от
уже Киле Е.А.
существующих является ее комплексный характер (кроме
3 года
12-17 лет
3 года
12-17 лет
блоков туризма и краеведения в программу включен
этнографический блок, основы поисково-спасательных работ и
др.), учет регионального компонента, многофункциональность.
Кроме того, успешная подготовка к комплексным слетам и
соревнованиям, например: «Зарница», «Школа безопасности»
возможна только с учетом их предметной многопрофильности.
В программе немало места отводится психологии
межличностных
отношений,
социально-психологическим
проблемам, формированию здорового
морально-психологического климата в коллективе.