1 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – Положение) в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи (далее – Дворец), определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования во Дворце (далее – внутренняя система оценки качества образования или ВСОКО), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования. 1.2. Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования во Дворце. 1.3. Система внутренней оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений, обучающихся эффективности дополнительных общеобразовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов внутренней системы оценки качества образования. 1.4. Основными пользователями результатов внутренней системы оценки качества образования Дворца являются: педагоги дополнительного образования (включая старших), обучающиеся и их родители (законные представители), педагогический совет Дворца, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования Дворца, аттестации работников Дворца, Управление образования администрации г. Комсомольска-на-Амуре. 1.5. Дворец обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.6. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников Дворца, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 1.7. В настоящем Положении используются следующие термины: Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам. Качество условий – это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса. 2 Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно–качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся. Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью КИМов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), содержание которых соответствует реализуемым дополнительным общеобразовательным программам. 1.8. Оценка качества образования осуществляется посредством: - системы внутреннего контроля; - общественной экспертизы качества образования; - лицензирования; - мониторинга качества образования. 1.9. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: -образовательная статистика; - промежуточная и итоговая аттестация; -мониторинговые исследования; -социологические опросы; -отчеты работников; - посещение занятий, конкурсов, соревнований, олимпиад, конференций, выставок и других мероприятий. 2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования 2.1. Целями внутренней системы оценки качества образования являются: - формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования во Дворце; - получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования во Дворце, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; - предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования; 3 - принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; - прогнозирование развития образовательной системы Дворца. 2.2 Задачами построения внутренней системы оценки качества образования являются: - формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению; - формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; - формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования; - изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности Дворца; определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям; - определение степени соответствия дополнительных общеобразовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям; - обеспечение доступности качественного образования; - оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся; - определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования; - выявление факторов, влияющих на качество образования; - содействие повышению квалификации педагогов дополнительного образования (включая старших), принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся; - определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам. 2.3. В основу внутренней системы оценки качества образования положены следующие принципы: - объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учѐта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; - открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; 4 - доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; - рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; - оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); - инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, краевыми аналогами; - взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; - соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования во Дворце. 3. Организационная и функциональная структура внутренней системы оценки качества образования 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: директора, заместителей директора, педагогический совет. 3.1.1.Директор Учреждения: - формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО Дворца и приложений к ним, утверждает своим приказом и контролирует их исполнение; формирует информационно–аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы Дворца за учебный год, публичный доклад Дворца и другое); - принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.1.2. Заместители директора: - разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование внутренней системы оценки качества образования Дворца, участвуют в этих мероприятиях; - обеспечивают на основе дополнительных образовательных программ проведение во Дворце контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, 5 социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; - организуют систему мониторинга качества образования во Дворце, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализируют результаты оценки качества образования на уровне Дворца; - организуют изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; - обеспечивают условия для подготовки работников Дворца и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; - обеспечивают предоставление информации о качестве образования на муниципальный и краевой уровни системы оценки качества образования. 3.1.3. Педагогический совет Дворца: - содействует определению стратегических направлений развития системы образования во Дворце; - содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием во Дворце; - инициирует и участвует в организации конкурсов дополнительных общеобразовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий; - принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Дворца; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; - принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательного процесса во Дворце; - принимает участие в оценке качества и результативности труда работников Дворца, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами Дворца; - содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со Дворцом по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима во Дворце, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности во Дворце. 4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования 4.1. Реализация осуществляется на внутреннего мониторинга качества образования основе нормативных правовых актов Российской 6 Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. 4.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на основе анализа образовательного процесса Дворца, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.3. Предметом системы оценки качества образования являются: • качество образовательных результатов обучающихся; • качество организации образовательного процесса, включающей условия организации образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса; • качество дополнительных общеобразовательных программ, принятых и реализуемых во Дворце, условия их реализации; • воспитательная работа; • профессиональная компетентность педагогов и их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования; • эффективность управления качеством образования и открытость деятельности Дворца. 4.4. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования. 4.4.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся включает в себя: • промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся; • мониторинговые исследования качества теоретических и практических знаний обучающихся; • результативность участия обучающихся в городских, краевых, региональных, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д. 4.4.2. Содержание процедуры внутренней оценки качества организации образовательного процесса включает в себя: • результаты лицензирования Дворца; • программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в учебно – воспитательном процессе; • оснащенность кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; • обеспеченность методической и учебной литературой; • оценку соответствия охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов); • оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН; • степень соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям; реализация направленности программ дополнительного образования, заявленной в лицензии; 7 • оценку качественной сохранности контингента обучающихся; • анализ результатов дальнейшего устройства выпускников; • оценку открытости Дворца для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей. 4.4.3. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя: • аттестация педагогов; • отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в конкурсах педагогического мастерства и т.д.); • знание и использование современных педагогических методик и технологий; • образовательные достижения обучающихся. 4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности Дворца. 4.6. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества устанавливаются в программе мониторинговых исследований. 5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования 5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: - основным потребителям результатов ВСОКО; - средствам массовой информации через публичный доклад Дворца; - размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте Дворца. 5.2. Система оценки качества образования во Дворце предполагает участие в осуществлении оценочной деятельности представителей общественности в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования. 8