Направленность программы: художественная. Актуальность программы: В современном обществе, в век стремительного технического прогресса особенно актуальной является проблема сохранения уникального опыта предков, сформировавшего духовную культуру нации, и в то же время создание собственной социокультурной ниши для передачи будущим поколениям. Программы художественно-эстетического направления нацелены на решение этих проблем, так как являются особенно актуальными в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. К данномунаправлению относится и программа «Бисер – изящное рукоделие», которая посвящена изучению искусства бисероплетения, зародившегося много веков назад, востребованному в наши дни и непрерывно развивающемуся до сих пор. В данной программе изучение начинается с простых техник по схемам, сложные техники изучаются постепенно, в процессе практической деятельности. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь «читать» различные по сложности схемы, вести подсчет бусинок, что, несомненно, развивает логику и мышление, поэтому первый год программы, в основном, рассчитан на младших школьников и посвящен созданию простых игрушек и несложных композиций и украшений. Занимаясь по данной программе, ребенок, овладев базовыми техниками, получает возможность создания разнообразных изделий для воплощения индивидуального замысла. В дальнейшем, вооружившись терпением и вдохновением, выполняет более сложные изделия. Данная программа составлена на основе собственного педагогического опыта, изученной литературы, авторского взгляда на преподавание предмета «Бисероплетение». Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир бисероплетения, проявить и реализовать свои творческие способности. Отличительные особенности программы Программа «Бисер – изящное рукоделие» является модифицированной и разработана на основе следующих нормативных документов и программ дополнительного образования детей: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»); Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019 № 645-рп; Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (дополнительным общеразвивающим) программам детям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на территории Хабаровского края приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2; Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» № 383 П от 26.09.2019 г.); Письмо Минпросвещения России от 29.09.2023 N АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе с "Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны"); Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ. Модификации авторской программы Л.В. Горновой «Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации» составляет 8%. Отличительной особенностью программы является постепенноевключение разнообразных способов и приемов работы с бисером, что дает ребенку возможность в дальнейшем самому подбирать, комбинировать и применять изученные техники, при создании индивидуальных работ. В содержании занятий добавлен материал по дизайну и оформлению творческих работ, основы цветоведения, по истории искусства бисероплетения и диагностические задания. Программа «Бисер – изящное рукоделие» построена на обобщении современного методического опыта, позволяет охватить разнообразные направления в бисероплетении, постоянно обновляется с учетом современных тенденций. Программа разработана в соответствии с творческими и возрастными возможностями детей, по принципу доступности изложения материала, от краткого повторения до изучения более сложных тем, по мере готовности каждого обучающегося к дальнейшему освоению материала. Адресат программы. Адресатом данной программы является дети, которые не имеют специальных навыков работы с бисером, но с высокой мотивацией к обучению, заинтересованных в развитии своих творческих способностей в сфере декоративно-прикладного искусства, готовых презентовать и реализовывать продукт собственной деятельности. Программа рассчитана на детей от 7 до 16 лет. Объем программы: 576часов. Формы организации образовательного процесса. репродуктивный; словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация. методы практической работы; методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.; проекто-конструкторские методы: создание произведений декоративноприкладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел; метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра; наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы; использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов. При проведении занятий используются различные формы обучения. В зависимости от числа обучающихся: групповая и индивидуальная. Индивидуальная форма обучения преобладает, так как, в разновозрастном коллективе способности и возможности у обучающихся разные. В зависимости от дидактической цели: форма теоретического обучения; форма практического обучения. В зависимости от комплекса признаков: лекции, практикумы, зачёты, экскурсии, просмотры, выставки. Срок освоения программы– 3 года обучения. Режим занятий. 1 год обучения: занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, длительность одного занятия 45 минут, между занятиями 5 минутный перерыв. 2 год обучения: занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа, длительность одного занятия 45 минут, между занятиями 5 минутный перерыв. 3 год обучения: занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа, длительность одного занятия 45 минут, между занятиями 5 минутный перерыв. Цель программы. Развить творческие способности детей через обучение основам бисероплетения. Задачи программы. 1. Ознакомление детей с основным техникам и приемам бисероплетения и самостоятельного использования и применения их в практической творческой деятельности; 2. Научить детей технологии изготовления различных изделий из бисера; 3. Формирование навыков безопасного использования специальныхинструментов и приспособлений, необходимых при работе с бисером; 4. Ознакомление детей с историей и современными направлениями развития бисерного искусства. 5. Формирование знаний по основам композиции, цветоведения; 6. Обучение переносу индивидуального творческого замысла в готовое изделие из бисера; 7. Удовлетворение потребностей для неформального общения детей, увлеченных общим делом; 8. Предоставление возможностей самореализации и самосовершенствований в данном направлении ДПТ, для создания необычных оригинальных изделий из бисера; 9. Создание условий для публичной презентации творческих продуктов деятельности достижений в выставках и конкурсах различного уровня; 10. Воспитать ценностное отношение к окружающему миру. Учебно-тематическое планирование № п/п 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 2. 2.1 2.2 2.3. 2.4. 2.5. 3. 3.1. 3.2. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 6. 6.1 6.2 6.3. 7. 7.1. Первый год обучения Название раздела, темы Кол-во часов Формы Формы Всег Те Пра Организ аттестаци ации и о ор кти занятий (контроля ия ка ) Раздел 1. «Параллельное плетение» - 12 часов. 2 2 Беседа, Первична Введение лекция я Изделие «Простой цветок». 2 1 1 Объясне диагност Изделие «Двухцветный цветок». 2 1 1 ние ика, Изделие «Ромашка». 2 1 1 Практич контроль Изделие «Василек». 2 1 1 еская ный Изделие «Божья коровка». 2 1 1 работа опрос Раздел 2. «Петельное плетение» - 14часов. 2 2 Беседа, Наблюде Введение лекция ние Изделие «Трехцветный цветок». 2 1 1 Объясне Изделие «Петельный цветок». 2 1 1 ние Изделие «Бабочка». 4 1 3 Изделие «Декоративные веточки» 4 1 3 Раздел 3. «Комбинированное плетение»- 22 часов 2 2 Практич Наблюде Введение еская ние Изделие «Сказка». 20 1 19 работа собеседов ание Раздел 4. «Игольчатое плетение» - 14 часов. 2 2 Введение Изделие «Открытка». 8 1 7 Изделие «Елочное украшение». 4 1 3 Раздел 5. «Объемное параллельное плетение» - 32 часов. 2 2 Беседа, Первична Введение лекция я Изделие «Собачка». 8 1 7 Объясне диагност Изделие «Слон». 8 1 7 ние ика, Изделие «Крокодил». 8 1 7 Практич контроль Изделие «Мышка». 3 1 4 еская ный работа опрос Раздел 6. «Ручное ткачество» - 16 часов. 2 2 Беседа, Наблюде Введение лекция ние Изделие «Брелок». 6 1 5 Объясне Изделие «Картина». 8 1 7 ние Раздел 7. «Ткачество на станке» - 16 часов. 2 2 Практич Наблюде Введение 7.2. Изделие «Именной браслет». 7.3. 8. 8.1. 8.2. 8.3. Изделие «Знаки зодиака». 6 1 5 Раздел 8. «Создание индивидуальных украшений»- 16 часа. 2 2 Беседа Введение Объясне Изделие «Браслет». 6 1 5 ние Изделие «Колье». 8 1 7 Мастер Диагностика мотивации детей 6 класс к обучению, эффективности Группов образовательного процесса, ая итоговая диагностика качества реализации образовательной программы Всего часов 8 144 1 38 7 еская работа ние собеседов ание Наблюде ние Практиче ские занятия 106 Содержание Введение. Цели и задачи объединения на учебный год. Организация рабочего места. Техника безопасности, правила поведения в объединении. Расписание и план занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Полезные советы при работе с бисером. Раздел 1. «Параллельное плетение» Теоретические сведения. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. (Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем). Наращивание проволоки. Цветовое и композиционное решение. Практическое занятие: Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка цветов. Составление композиций букетов. Придание эстетического вида, обкручивание стебля зеленой ниткой. Сборка и закрепление цветов в вазе. Использование цветов для оформления интерьера. Раздел 2. «Петельное плетение» Теоретические сведения. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. (Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем). Наращивание проволоки. Цветовое и композиционное решение. Практическое занятие: Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка цветов. Составление композиций букетов. Придание эстетического вида, обкручивание стебля зеленой ниткой. Сборка и закрепление цветов в вазе. Использование цветов для оформления интерьера. Раздел 3. «Комбинированное плетение» Теоретические сведения. Основные приемы плетения, используемые для изготовления фигурок и цветов. Комбинирование приемов. Техника выполнения серединки цветка, лепестков, листьев, тычинок. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическое занятие: Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок и цветов. Сборка изделий. Составление композиций. Раздел 4. «Игольчатое плетение» Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий. Анализ моделей. Зарисовка схем. Наращивание проволоки. Практическое занятие: Выполнение изделий «Открытка», «Елочное украшение». Составление и оформление композиции. Способы наращивания проволоки. Применение. Раздел 5. «Объемное параллельное плетение на проволоке» Теоретические сведения. Изучение способа изготовления объемных изделий, на основе параллельного плетения на проволоке.Техника выполнения изделия.Анализ моделей. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем. Выбор материалов. Практическое занятие: Выполнение игрушек: «Собачка», «Слон», «Крокодил», «Мышка». Составление и оформление композиции. Способы наращивания проволоки. Применение. Раздел 6. «Ручное ткачество» Теоретические сведения. Изучение техники «квадратное плетение». Анализ образцов. Выбор бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем. Технология выполнения изделий. Практическое занятие: Плетение изделий основе изученных приёмов: «Брелок», панно «Картина». Оформление. Раздел 7. «Ткачество на станке» Теоретические сведения. Изучение способа изготовления изделий на станке, технология подготовки нитей основы и плетения. Подбор, бисера по цвету и номеру. Анализ моделей. Составление и зарисовка схем. Наращивание лески. Практическое занятие: Изготовление изделий «Именной браслет» и «Знаки зодиака».Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схемы. Раздел 8. «Создание индивидуальных украшений» Теоретические сведения. Эскизы. Рабочие рисунки. Цепочка-веночек, цепочка- восьмерка, односторонняя цепочка с петельками, двусторонняя цепочка с петельками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем. Практическое занятие: Практическая работа. Освоение приемов бисероплетения. Изготовление изделий по схемам различных украшений. Итоговое занятие по программе Диагностика мотивации детей к обучению, эффективности образовательного процесса, итоговая диагностика качества реализации образовательной программы Учебно-тематическое планирование Второй год обучения № п/п Название раздела, темы Кол-во часов Все Тео Прак го рия тика 1. 1.1. 1.2. 1.3. Раздел 1. «Осенняя композиция» - 33 часов. 3 3 Введение Изделие «Дерево». 18 1 17 Изделие «Объемная игрушка». 12 1 11 2. 2.1 2.2 2.3. Раздел 2. «Кирпичное плетение» - 24 часов. 3 3 Введение Изделие «Брелок». 9 1 8 Изделие «Браслет». 12 1 11 3. Раздел 3. «Ндебеле» - 24 часа. 3 3 Введение Изделие «Открытка». 12 1 11 Изделие «Кулон». 12 1 11 Раздел 4. «Новогодняя композиция» - 24 часа. 3 3 Введение Изделие «Символ года». 9 1 8 Изделие «Елочка». 12 1 11 Раздел 5. «Мозаичное плетение» - 36 часов. 3 3 Введение Изделие «Ручка». 9 1 8 Изделие «Браслет». 12 1 11 3.1. 3.2. 3.3. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 5. 5.1. 5.2. 5.3. Формы Формы Организа аттестации ции (контроля) занятий Беседа,ле кция Объяснен ие Практиче ская работа Практиче ская работа Первичная диагности ка, контрольн ый опрос Беседа,ле Наблюден кция ие Объяснен ие Практиче Наблюден ская ие, работа собеседова ние Беседа Контрольн Объяснен ый опрос ие Мастер класс Практиче ские занятия 5.4. Изделие «Кулон». 6. 6.1. 6.2. Раздел 6. «Вышивка бисером»- 24 часа. 3 3 Введение Изделие «Открытка» 21 1 7. 7.1. 7.2. Раздел 6. «Французское плетение» - 18 часов. 3 3 Введение Изделие «Парящая чаша» 15 1 14 8. 8.1. 8.2. Раздел 7. «Смешанная техника» - 18 часов. 3 3 Введение Изделие «Интерьерная 6 1 5 подвеска». Изделие «Ловец снов». 9 1 8 Раздел 8. «Мозаичная сетка» - 12 часов. 3 3 Введение Изделие «Сувенирное яйцо» 9 1 8 8.3. 9. 9.1. 9.2. 12 1 11 20 Диагностика мотивации 6 детей к обучению, эффективности образовательного процесса, итоговая диагностика качества реализации образовательной программы Всего часов 216 43 Беседа, лекция Объяснен ие Наблюден ие Практичес кие занятия Беседа,ле кция Объяснен ие Наблюден ие собеседова ние Беседа Практичес Объяснен кие ие занятия, Беседа,ле кция Мастер класс Практиче ская работа Беседа, обсужден ие Практичес кие занятия, Контрольн ый опрос 146 Содержание Введение. Цели и задачи объединения на учебный год. Организация рабочего места. Техника безопасности, правила поведения в объединении. Расписание и план занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Раздел 1. «Осенняя композиция» Теоретические сведения.Приѐмы бисероплетения, используемые для изготовления комрозиции: параллельное, петельное, игольчатое, плетение дугами. Комбинирование приѐмов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем. Практическое занятие: Практическая работа. Изготовление элементов композиции «Дерево» и «Объемная игрушка». Сборка и закрепление композиции в кашпо. Использование композиции для оформления интерьера. Раздел 2. «Кирпичное плетение» Теоретические сведения. Анализ образцов. Последовательность изготовления изделия. Выбор бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем. Практическая работа. Изготовление изделий «Брелок» и «Браслет»на основе изученных приѐмов. Сборка и оформление. Раздел 3. «Ндебеле» Теоретические сведения. Анализ моделей. Последовательность изготовления изделия. Выбор бисера. Зарисовка схем. Цветовое и композиционное решение. Практическое занятие: Практическая работа. Изготовление изделий «Брелок» и «Браслет»на основе изученных приѐмов. Сборка и оформление. Раздел 4. «Новогодняя композиция» Теоретические сведения. Анализ моделей. Последовательность изготовления изделия. Выбор бисера. Зарисовка схем. Цветовое и композиционное решение. Практическое занятие: Практическая работа. Изготовление изделий «Символ года» и «Елочка»на основе ранее изученных приѐмов. Сборка и оформление. Калибровка бисера для выполнения сложно-технологичных изделий. Раздел 5. «Мозаичное плетение» Теоретические сведения. Анализ моделей. Зарисовка схем. Наращивание лески.Рассматривание фотографий работ, анализ выполнения по схеме. Калибровка бисера для выполнения сложно-технологичных изделий. Практическое занятие: Практическая работа. Изготовление изделий «Ручка» и «Браслет».Анализ моделей. Зарисовка схем. Выполнение отдельных элементов. Сборка и оформление. Раздел 6. «Вышивка бисером» Теоретические сведения. История вышивки бисером. Современные мотивы и узоры вышивок. Стеклярус, бусины и блестки. Иглы, нитки для вышивания. Зарисовка схем. Практическое занятие: Практическая работа. Овладение приѐмами вышивки. Нашивание швом «вперѐд иголку», «за иголку». Приемы расположения бисера на ткани, его закрепление Раздел 7. «Смешанная техника» Теоретические сведения. Анализ моделей. Зарисовка схем. Наращивание лески. Рассматривание фотографий работ, анализ выполнения по схеме. Калибровка бисера для выполнения сложно-технологичных изделий. Практическое занятие: Анализ моделей. Зарисовка схем. Выполнение изделий «Интерьерная подвеска» и «Ловец снов». Сборка и оформление. Раздел 8. «Мозаичная сетка» Теоретические сведения. Различные варианты плетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, «от макушки до макушки». Выбор бисера. Цветовое решение. Практическое занятие: Практическая работа. Приёмы бисероплетения, используемые для плетения пасхальных яиц: «полотно», «ткачество», «мозаика», «кирпичный стежок», «крестик», «полоски», «колечки», «ажурное плетение», «вышивка по сетке». Итоговое занятие по программе. Диагностика мотивации детей к обучению, эффективности образовательного процесса, итоговая диагностика качества реализации образовательной программы Учебно-тематическое планирование Третий год обучения № п/п Название раздела, темы Кол-во часов Всег Теор Прак о ия тика 1. 1.1. 1.2. Раздел 1. «Кирпичное плетение» - 24 часа. 3 3 Введение Изделие «Украшение- 21 1 20 подвеска на сумку». 2. 2.1 2.2 2.3. 3. Раздел 2. «Ндебеле» - 24часа. 3 Введение Изделие «Кулон». 9 Изделие «Панно». 12 Раздел 3. «Монастырское плетение»- 36 часов 3 Введение Изделие «Игрушка – 33 амигуруми из бисера». 3.1. 3.2. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 5. 5.1. 3 1 1 3 1 Формы Формы Организаци аттестации и (контроля) занятий Беседа,лекц ия Объяснение Практическ ая работа Первичная диагности ка, контрольн ый опрос 8 11 Беседа,лекц Наблюден ия ие Объяснение 32 Практическ ая работа Наблюден ие собеседова ние Раздел 4. «Мозаичное плетение» - 36 часов. 3 3 Введение Изделие «Елочка». 15 1 14 Изделие «Елочное 18 1 17 украшение». Раздел 5. «Мозаичное косое плетение» - 24 часа. 3 3 Беседа,лекц Первичная Введение 5.2. 6. 6.1 6.2 7. 7.1. 7.2. 8. 8.1. 8.2. Изделие «Цветок». ия Объяснение Практическ ая работа Раздел 6. «Мозаичная клеевая техника» - 24 часа. 3 3 Беседа,лекц Введение ия Изделие «Картина на 21 1 20 Объяснение стекле». Раздел 7. «Сетчатое плетение» - 24 часа. 3 3 Практическ Введение ая работа Изделие «Сувенирное 21 1 20 яйцо». 21 1 20 Раздел 8. « Создание индивидуальных украшений»- 21 часа. 3 3 Беседа Введение Объяснение Изделие «Сотуар». 18 1 17 Мастер Диагностика мотивации 3 класс детей к обучению, Групповая эффективности образовательного процесса, итоговая диагностика качества реализации образовательной программы Всего часов 216 24 диагности ка, контрольн ый опрос Наблюден ие Наблюден ие собеседова ние Наблюден ие Практичес кие занятия 192 Содержание Введение. Цели и задачи объединения на учебный год. Организация рабочего места. Техника безопасности, правила поведения в объединении. Расписание и план занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Раздел 1. «Кирпичное плетение» Теоретические сведения. Анализ образцов. Последовательность изготовления изделия в две бисеринки, в три бисеринки. Способы увеличения и уменьшения бисерин в ряду. Выбор бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем. Практическое занятие: Практическая работа. Изготовление изделия «Украшение-подвеска на сумку» на основе изученных приёмов. Сборка и оформление. Раздел 2. «Ндебеле» Теоретические сведения. Исторические истоки техники плетения. Анализ образцов. Последовательность изготовления изделия. Выбор бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем. Практическое занятие: Практическая работа. Калибровка бисера для выполнения сложнотехнологичных изделий. Изготовление изделий «Кулон» и «Панно»на основе изученных приёмов. Сборка и оформление. Раздел 3. «Монастырское плетение» Теоретические сведения. Исторические истоки техники плетения. Анализ моделей. Технологические особенности данной техники плетения. Последовательность изготовления изделия. Выбор бисера. Зарисовка схем. Цветовое и композиционное решение. Практическое занятие: Практическая работа. Изготовление изделия «Игрушка – амигуруми из бисера» на основе изученных приёмов. Сборка, набивка, соединение деталей и оформление. Раздел 4. «Мозаичное плетение» Теоретические сведения. Анализ моделей. Последовательность изготовления изделия. Выбор бисера. Зарисовка схем. Цветовое и композиционное решение. Практическое занятие: Практическая работа. Калибровка бисера для выполнения сложнотехнологичных изделий. Изготовление изделий «Елочное украшение» и «Елочка»на основе ранее изученных приёмов. Сборка и оформление. Раздел 5. «Мозаичное косое плетение» Теоретические сведения. Анализ моделей. Изучение схемы, особенности сходства и отличия от «Мозаичного плетения». Зарисовка схем. Наращивание лески. Рассматривание фотографий работ, анализ выполнения по схеме. Калибровка бисера для выполнения сложно-технологичных изделий. Практическое занятие: Практическая работа. Изготовление изделия «Цветок».Анализ моделей. Зарисовка схем. Выполнение отдельных элементов. Сборка и оформление. Раздел 6. «Мозаичная клеевая техника» Теоретические сведения. История клеевой техники или «инкрустация» бисером. Современные способы «инкрустации». Стеклярус, бусины и блестки. Изучение различных видов клеевых основ. Зарисовка схем. Практическое занятие: Практическая работа. Овладение приемами приклеивания материала на стекло. Приемы расположения бисера на стекле, его закрепление и оформление. Раздел 7. «Сетчатое плетение» Теоретические сведения. Различные варианты плетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, «от макушки до макушки». Выбор бисера. Цветовое решение. Практическое занятие: Практическая работа. Приёмы бисероплетения, используемые для плетения пасхальных яиц: «полотно», «ткачество», «мозаика», «кирпичный стежок», «крестик», «полоски», «колечки», «ажурное плетение», «вышивка по сетке». Раздел 8. «Создание индивидуальных украшений» Теоретические сведения. Исторические сведения о данном виде женского украшения. Эскизы. Рассматривание фотографий работ, анализ выполнения по схеме. Калибровка бисера для выполнения сложнотехнологичных изделий. Практическое занятие: Практическая работа. Калибровка бисера для выполнения сложнотехнологичных изделий. Изготовление изделия «Сотуар». Оформление изделия. Итоговое занятие по программе. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение. Планируемые результаты 1. Предметные: Умение безопасно и по назначению использовать инструменты и приспособления для изготовления изделий из бисера; Понимание основ плетения бисером, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных прикладных материалов и техник во время практической творческой работы, то есть в процессе создания изделий из бисера; Знание отличительных особенностей различных техник бисероплетения, навык использования данной информации для самостоятельного изготовления изделий из бисера; 2. Метапредметные: умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по прикладному творчеству в словарях, справочниках, книгах по творчеству, в электронных информационных ресурсах; умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятия мира; расширение творческого кругозора, путем обмена опытом среди учащихся кружков бисероплетения школ города и района в рамках выставок, конкурсов. 3. Личностные: Сформированность у обучающихся установок интересно и с пользой организовывать свой досуг; Умение самореализовываться в творчестве и в общении со сверстниками и педагогом; Сформированность ценностного отношения как к своему, так и к чужому труду. Условия реализации программы 1. Опыт педагога. 2. Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет в соответствии с нормами СанПиН, имеет естественное и искусственное освещение, оборудован рабочими местами для учащихся и педагога. 3. Технологическое оснащение кабинета: мебель по количеству и росту детей, учебная доска, маркеры; ножницы, подставки для бисера, пяльцы, игольницы; Необходимый материал, приобретённый родителями для детей. 4. Технические средства обучения: принтер, ноутбук, телевизор. Оснащение кабинета необходимым методическим материалом: 1. Тематические подборки схем, шаблонов, эскизов демонстрационных и раздаточных; 2. Коллекция образцов изучаемых направлений ДПТ; 3. Библиотека литературы по бисероплетению, бумагокручению, биокерамике, изготовление помпонов; 4. Бланки для проведения мониторинга. Формы аттестации: Для определения результативности усвоения программы разработаны следующие формы: Зачеты,проводится с целью отслеживания уровня знаний, умений и навыковпо темам программы; Тестирование, проводится с целью оценки этапов образовательного процесса; Кроссворды, проводятся с целью закрепления знаний о безопасном использовании инструментов и приспособлений для изготовления изделий из бисера, а также для запоминания специальной терминологии; Творческие отчеты и выставки, направлены на подведение итогов работы детского объединения, на выявление уровня развития творческих способностей детей, способствуют развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию активности и самостоятельности. Оценочные материалы. Пакет диагностических методик «Диагностические карты по годам обучения» прилагаются. Методические материалы: Материалы для контроля и определения результативности занятий: вопросники, контрольные упражнения, тесты и кроссворды. Схемы, образцы основных видов плетения, основных образцы готовых демонстрационных работ. Материалы к занятиям (презентации в электронном виде, видео мастерклассы) Папки по темам и годам обучения :«История бисероплетения», «Параллельное плетение», «Мозаичное плетение» и т.д. Диагностика входящая, промежуточная и итоговая. Список литературы Для педагога: 1. Закон об Образовании (введен 01.09.2013г.) 2. ФГОС НОО, Среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 3. Л.В. Горнова. Авторская программа «Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации», Волгоград: Учитель, 2008 г., 4. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. – Культура и традиции, 1999. 5. .Бенсон Э. Бисероплетение. – АСТ, 2011. 6. .Виноградова Е.Г. Большая книга бисера. – «Кристалл», 2000. 7. .Дикт Д. Цветы из бисера в вашем доме. – М.: Мартин, 2007. 8. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999. 9. Крочли К. Бисер. Энциклопедия. – АРТ-РОДНИК, 2005. 10..Ликсо Н.Л. Бисер. – Минск: Харвест, 2006. 11.Ляукина М.В. Бисер: Браслеты, "кружево" из бисера, вышитые брошки, пасхальные яйца. – АСТ-ПРЕСС, 1999. 12.Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. 13.Романова Л.А. Магия бисера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 14.Тейлор К. Бисер. – Эксмо-пресс, 2000. 15.Чиотти Д. Бисер. – Никола-пресс, 2008. 16.Эрдман О.М. Использование народного декоративно-прикладного искусства как носителя национальной традиции в освоении школьниками культурного наследия своего народа.// Социальнопсихологические проблемы ментальности. Материалы научной конференции. – Смоленск, 1996. Для учащихся: 1. Белов Н.В. Фигурки из бисера. – Минск: Харвест, 2007..Божко Л. Бисер. - М.: Мартин, 2000. 2. Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: Айрис-пресс, 2003. 3. Лындина Ю. Игрушечки из бисера. – Культура и традиции, 2006. 4. Лындина Ю. Фигурки из бисера. – Культура и традиции, 2001. 5. Морас И. Животные из бисера. Новые идеи для вашего творчества. – АРТ-Родник, 2008..Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Бисер, драгоценные камни и Фен-шуй. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.