Нейрогимнастика

Комплекс основных характеристик программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Психологическая успешность ребенка – первостепенная задача процесса
развития. Одной из важных целей всестороннего развития возможностей
ребенка в условиях образовательного учреждения является не только
своевременная коррекция нарушений, но также и своевременная
профилактика, подготовка высших психических функций к полной своей
реализации в более старшем возрасте. Преимущественно, развитие детского
мозга происходит через плотный контакт с окружающей действительностью,
движении и физической активности.
Данная программа направлена на нейропрофилактику и развитие
высших психических функций младших школьников.
Программа построена с учетом особенностей психофизического
развития детей в указанном возрастном диапазоне и опирается на
классические принципы нейропсихологии. Развивающие занятия строятся с
опорой на нейропсихологические принципы развития высших психических
процессов в онтогенезе.
Направленность:
социально-гуманитарная,
направление
–
нейрогимнастика
Уровень усвоения: стартовый
Данная программа разработана на основе Положения о дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе МОУ ДО Дворец
творчества детей и молодежи и в соответствии со следующими нормативными
и распорядительными документами:
Программа разработана с учётом следующих нормативных документов:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
 письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

2

 Концепция персонифицированного дополнительного образования детей
в Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от
05.08.2019 № 645-рп;
 Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
(дополнительным
общеразвивающим)
программам
детям
в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на
территории Хабаровского края приказ министерства образования и
науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2;
 Положение о дополнительной общеобразовательной программе,
реализуемой в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития
творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного
образования детей Хабаровского края)» № 383 П от 26.09.2019 г.);
 Письмо Минпросвещения России от 29.09.2023 N АБ-3935/06 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
"Методическими
рекомендациями по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной
грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным,
физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека,
значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного
развития страны");
 Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ.
Актуальность.
«Подлинная радость идет от активности мозга и напряжения тела;
эти две вещи всегда идут рука об руку»
Вильгельм фон Гумбольдт
В настоящее время количество школьников, которые испытывают
трудности в обучении, неуклонно растет. Раньше основными причинами
неуспеваемости в школе считались неправильное воспитание и проблемная
социальная среда. В последние годы неуспешными оказываются и дети из
вполне благополучных семей. И все чаще хорошая успеваемость в школе
дается ребенку ценой постоянных головных болей, проблем с ЖКТ или
различных невротических проявлений.
Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого
развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т.д.
В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной
неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.
3

Причиной трудностей обучения могут быть не до конца
сформированные отделы головного мозга. Это не значит, что с ребенком чтото не так. Ребенок может быть абсолютно здоров физически и умственно, но
его мозг, который еще развивается, не справляется со школьной нагрузкой.
Работу с детьми можно назвать «благодатной почвой», так как мозг ребенка, в
отличие от мозга взрослого, находится в стадии формирования. У каждой
психической функции есть своя программа развития. Мозг ребенка созревает
гетерохронно: разные функции развиваются в разное время. Коррекционноразвивающие занятия необходимы как детям, не успевающим в школе из-за
отставания в развитии отдельных психических функций, так и детям, которые
со школьной программой справляются, но в ущерб своему здоровью.
Отличительные
особенности
программы.
Использование
нейропсихологического подхода в работе с младшими школьниками
позволяет
нормализовать
процессы
психического
онтогенеза
и
скомпенсировать дисгенетический синдром.
Всем известна польза утренней гимнастики для организма человека, она
помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим
активного бодрствования. Однако не только тело нуждается в «разогреве», но
и мозг человека нуждается в настройке и подготовке к эффективной работе.
Нейроупражения активизируют полноценную работу левого и правого
полушария головного мозга, помогают управлять эмоциональной, физической
и умственной жизнью. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию
информации.

Рис.1. Функции левого и правого полушарий головного мозга
Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела,
а правое полушарие мозга - левой, то есть, когда мы действуем правой рукой,
активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем
4

правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т.д. Так же левое
полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое за
пространственно-образное мышление (Рис. 1.). Когда мы анализируем,
считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда
рисуем, фантазируем, танцуем и молчим – активно правое полушарие.
Распределение активности между полушариями постоянно чередуется.
Максимальная же эффективность работы мозга (творчество, интуитивные
прозрения) достигается в моменты одновременной активности обоих
полушарий. Подводя итог выше сказанному, главными задачами для
настройки и подготовки мозга к работе будут
Данная программа направлена на восстановление связи и баланса
активности между левым и правым полушарием мозга (в большинстве случаев
активизация правого полушария); а также восстановление связи и баланса
активности между передней и задней частями мозга.
Ещё одна особенность данной программы связана с соединением в её
рамках психологических, физиологических и интеллектуальных методик. Это
потребовало введения в учебный курс обширного иллюстративного
материала, разнообразных игровых методик, тестов для диагностики
результатов обучения и различных дидактических материалов.
В программу включены развивающие игры, упражнения, в том числе
электронные дидактические пособия, которые развивают внимание, память,
логические формы мышления, формируют устойчивый интерес к познавательной
деятельности.
Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу
воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и
эмоциональную сферу ребёнка.
Программа
предполагает
возможность
индивидуального
пути
саморазвития учащихся начальной школы в собственном темпе за счёт выбора
заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации
детей.
По данной программе могут заниматься дети с ОВЗ и инвалидностью.
Цели и задачи для особых категорий детей не отличаются от основных,
а практические задания облегчены.
Адресат программы. Дети в возрасте 7-10 лет.
Объём и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год –
72 часа.
Формы обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Группы
постоянные, одновозрастные, включают детей разного уровня развития и
подготовки. По программе могут заниматься не только здоровые дети, но
имеющие
небольшие
трудности
общей
моторной
неловкостью,
5

неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением
внимания,
памяти,
общей
работоспособности,
двигательной
заторможенностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми
проблемами, трудностями формирования пространственных представлений,
речевых процессов, письма, чтения, познавательных навыков.
Данная программа не подходит для детей с серьезными нарушениями
психического и психомоторного развития.
Условиями отбора детей в объединение является желание заниматься.
В группе 15 человек, что дает возможность обеспечить каждому ребенку
адекватный лично для него темп и способы усвоения знаний, а также
возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной работе.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Период
1 год обучения

Продолжительность
занятий
1 академический час

Кол-во
занятий в
неделю
2

Кол-во
часов в
неделю
2

Кол-во
недель
36

Кол-во
часов в
год
72

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Для детей с ОВЗ и инвалидностью предусмотрен «щадящий» режим
занятий по 30 мин.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: гармоничное развитие психических процессов и
высших психических функций в условиях умственной деятельности и
физической активности, на основе развития межполушарного взаимодействия
головного мозга.
Задачи программы:
Образовательные:

активизировать познавательный интерес;

формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

формировать умения и навыки (умения обдумывать и планировать
свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами,
проверять результат своих действий и т. д.).
Развивающие:

развитие логического мышления ребёнка;

развитие межполушарных связей с помощью нейродинамической
гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений,
мануальных и психомоторных игр;

развитие мелкой моторики рук;
6


развитие
памяти,
внимания,
зрительно-двигательной
координации.

формировать индивидуальные творческие способности личности.
Воспитательные:

воспитывать у детей интерес к нейрогимнастике;

формировать умение работы в коллективе;

воспитывать
настойчивость,
терпение,
способность
к
саморегуляции своих действий и самоконтроля.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения
№
п/п

Название раздела/
темы блока

Всего
часов

в том числе
Теория

Практика

1

Введение.

2

1

1

2

8

2

6

3

Развитие
двигательной,
пространственной
сферы,
изучение образа физического
«Я»
Развитие внимательности

12

12

4

Развитие памяти

8

8

5

Развитие мышления

6

6

6

Развитие речи

6

6

7

Развитие пространственных
представлений

12

12

8

Улучшение саморегуляции

9

9

9

Улучшение
сферы

7

7

10

Закрепление

соматической

2

1

Формы контроля
Естественнопедагогическое
наблюдение
Естественнопедагогическое
наблюдение
Естественнопедагогическое
наблюдение,
промежуточная
аттестация
Естественнопедагогическое
наблюдение
Естественнопедагогическое
наблюдение
Естественнопедагогическое
наблюдение
Естественнопедагогическое
наблюдение
Естественнопедагогическое
наблюдение
Естественнопедагогическое
наблюдение
Промежуточная
аттестация

1
7

ИТОГО

72

3

69

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Введение - 2 часа.
Теория: Введение. Знакомство с планом работы на год. Инструктаж по
технике безопасности. Анкетирование.
Практика: Игры на знакомство. Упражнения на снятие напряжения и
утомляемости («Рассмотри предмет», «Воздушный шарик», «7 свечей»,
«Абажур»).
Раздел 2. Развитие двигательной, пространственной сферы, изучение
образа физического «Я» - 8 часов.
Теория: Двигательная сфера и её развитие.
Практика: Игра «Активный театр».
Практика: Упражнения на развитие двигательной активности («Найди пару»,
«Стань первым», «Скучно, скучно так сидеть!»).
Практика: Упражнения на развитие двигательной активности («Морские
волны», «Самый ловкий», «Кто быстрее»).
Теория: Пространственная сфера и её развитие.
Практика: Игры на развитие пространственной сферы «Что изменилось?»,
«Что где спрятали?», «Где звучало?».
Практика: Упражнения на развитие пространственной сферы («Робот», «Все
на месте», «Поиски», «Регулировщик»).
Практика: Упражнения на развитие пространственной сферы («Далеко и
близко, высоко и низко», «Тень», «У ребят порядок строгий…», «Холодно –
Горячо; Право – Лево».)
Раздел 3. Развитие внимательности – 12 часов.

8

Практика: Обучение концентрации («Запрещенный цвет», «Придумай
автомобиль», «Найди лишнее».
Практика: Обучение сосредоточенности («Слушаю и считаю», «Читаю и
считаю», «Запомни всё»).
Практика: Обучение способности переключения и устойчивости внимания
(«Что изменилось?», «Атака вируса», «Запрещенная цифра»).
Практика: Избавление от внутренней дрожи. Прогулка и игры на свежем
воздухе.
Практика: Снятие эмоционального напряжения («Велосипед», «Бои без
правил», «Подушка – колотушка»).
Практика: Снятие мышечного напряжения («Лепим настроение», «Животное
в лесу», «Я – солнышко»).
Практика: Игра «Эмоциональная карта».
Практика: Повышение эмоционального тонуса («Говори.
Чувствуй», «Дневник моего сердца», «Набор в школу актёров»).

Слушай.

Практика: Развитие межполушарного взаимодействия («Орешки», «Замок»,
«Колечко», «Ладонь, кулак. Ребро»).
Практика: Мастер – класс «Гимнастика для мозга или развиваем
межполушарное взаимодействие».
Практика: Развитие вестибулярно-моторной активности («Теневой театр»,
«Скалолазание», «Ходьба по линии», «Баскетбол»).
Практика: Мастер - класс «Зеркальное рисование».
Раздел 4. Развитие памяти – 8 часов.
Практика: Развитие
зрительной памяти.

зрительной

памяти.

Онлайн-игры

на

развитие

Практика: Развитие объёма памяти («Письмо двумя руками», таблица
Шульте, мнемонические техники)
Практика: Посещение краеведческого музея.
9

Практика: Развитие кратковременной слуховой памяти. Методика «10 слов»
А.Р. Лурия.
Практика: Восстановление информации в памяти («Опиши друга»,
«Разноцветная лесенка», «Инопланетяне», «Цепочка действий»).
Практика: Развитие межполушарного взаимодействия. Кинезиологические
упражнения.
Практика: Нейропсихологические игры.
Практика: Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Прогулка и
игры на свежем воздухе.
Раздел 5. Развитие мышления – 6 часов.
Практика: Развитие способности устанавливать закономерность в
изображении на основе зрительного и мыслительного анализа («Чего не
хватает», «Сравнение предметов», «Четвертый лишний», «Найди лишнее
слово», «Угадай предмет»).
Практика: Развитие мыслительных операций («Подбери картинку», «Назови
всех одним словом», «Лого геометрических фигур»).
Практика: Упражнения на дыхание и расслабление мышц тела («Выпусти
бабочку», «Лимон», «Снятие напряжения в 12 точках»).
Практика: Развитие воображения и фантазии («Рисование по точкам»,
«Придуманная биография», «Актёр дубляжа», «Монолог», «Что, если?»).
Практика: Межанализаторные связи и вестибулярно-моторная активность.
Пальчиковая гимнастика.
Практика: Нейродинамическая гимнастика.
Раздел 6. Развитие речи – 6 часов.
Практика: Развитие умения формулировать свои мысли («Скажи другими
словами», «Сочини историю»).
Практика: Исправление речевых недочетов. Нейроупражнения для рта.
Практика: Нейрочтение.
10

Практика: Приемы увеличения словарного запаса («Кто последний?».
«Комплименты», «Находим детали», «Что бывает?», «Всё наоборот», «Добавь
слово»).
Практика: Игра «Интервью».
Практика: Комплекс игр на развитие речи («Ассоциации», «Загадки –
шарады», «Я знаю!». «Земля – вода – небо – огонь»).
Раздел 7. Развитие пространственных представлений – 12 часов.
Практика: Освоение телесного пространства («Выше – ниже», «Спереди –
сзади», «Дальше – ближе», «Путаница»).
Практика: Расширение диапазона движений в разных зонах пространства
(«Движения в нижней зоне», «Движения в средней зоне», «Движения в
верхней зоне»).
Практика: Расположение объектов во внешнем пространстве по
«вертикальной оси», по отношению к собственному телу («Диспетчер и
самолёт», «Робот», «Что находится надо мной (подо мной)?»).
Практика: Расположение объектов во внешнем пространстве по
«горизонтальной плоскости» («Что находится возле меня справа (слева)?»,
«Мир вокруг меня», «Сад»).
Практика: Квазипространственные представления.
Практика: Комплекс игр «Поиск клада».
Практика: Работа с линейной последовательностью предметного ряда
(«Графический диктант», «Я – конструктор», «Орнамент»).
Практика: Совершенствование представлений о схеме тела с упором на
«право-левую» ориентировку («Движения в одном направлении»,
«Правильное зеркало», «Двигательный диктант (по шагам)»).
Практика: Коррекция временных представлений («Капризный фотограф»,
«Неправильное зеркало», «Моя комната»).
Практика: Коррекция пространственных представлений («Лабиринт», «На
плоту», «Двигательный диктант»).
Практика: Нейрорисунки. Ориентировка на пространстве листа.
11

Практика: Нейрописьмо. Развитие навыка скорописания.
Раздел 8. Улучшение саморегуляции – 9 часов.
Практика: Развитие произвольных движений («Корректор», «Выполни по
образцу», «Какое что бывает?»).
Практика: Развитие самоконтроля («Правило одного дня», «Шифровки»,
«Паника в лаборатории»).
Практика: Оптимизация мышечного тонуса («Крылья птицы», «Силач»,
«Растяжка»).
Практика: Стабилизация мышечного тонуса («Весы», «Травинка на ветру»,
«Парусник», «Потянулись – сломались», «Раскачивающееся дерево»).
Практика: Работа с гипер/гипотонусом («Дракон кусает свой хвост», «Море
волнуется», «Слоны»).
Практика: Релаксационные игры. Дыхательные упражнения.
Практика: Детская йога. Медитация.
Практика: Нейроупражения для укрепления двигательного репертуара.
Практика: Кинезиологические упражнения с межполушарными досками.
Раздел 9. Улучшение соматической сферы – 7 часов.
Практика: Глазодвигательные упражнения («Бег глазами», «стрельба
глазами», «Индеец «Зоркий глаз»»).
Практика: Проработка зрительно-моторной координации («Пробуждение на
деревенском дворе», «Игры с веревочкой», Лекало», «Крокодил», «Дождь»).
Практика: Игры на повышение уровня психической активности («А я так не
думаю», «Бумеранг», «Эмоциональное чтение»).
Практика: Развитие произвольной активности («Поза покоя», «Волшебная
палочка», «Картинка настроения»).
Практика: Развитие волевой сферы («Дружеское плечо, «С меня хватит»,
«Что за эмоция?», «Воздушный шарик»).
12

Практика: Развитие эмоциональной сферы («Лото настроения», «Необычное
сражение», «Да и нет»).
Практика: Тренинг «Я управляю своими эмоциями».
Раздел 10. Заключение – 2 часа.
Практика: Подведение итогов. Нейротестирование.
Практика: «Я – супер!». Развлекательное мероприятие с играми и чаепитием.
За 1 год обучения у учащихся улучшится память, внимание, моторика,
пространственные
представления,
межполушарное
взаимодействие.
Благодаря нейроупражнениям повысится умственная работоспособность,
оптимизируются интеллектуальные процессы. Скорректируется поведение и
саморегуляция. Стабилизируется эмоциональный фон. Оптимизируется
мышечный тонус, снимутся телесные зажимы. Произойдет мобилизация
ресурсов и общее оздоровление организма.
Дети научатся преодолевать стеснительность и робкость. Станут более
самостоятельными и уверенными, что повысит их самооценку.
В целом за пройденный год приобретается база для успешной дальнейшей
учёбы в школе и не только.

13

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение детьми данной программы предусматривает:
Предметные результаты:
- значительное улучшение памяти, внимания, концентрации,
сосредоточенности, моторики;
- восстановление межполушарного взаимодействия;
- желание заниматься познавательной деятельностью;
- выявление учащихся младшего школьного возраста с аналитическим и
логическим мышлением;
умение
детей
сравнивать, классифицировать,
обобщать,
систематизировать предметы окружающей действительности.
Метапредметные результаты:
- умение детей работать в парах, подгруппах, индивидуально;
- умение организовать свою учебную деятельность;
- осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений
и отличий при сличении результатов;
- умение слушать и вступать в диалог;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные результаты:
- развитие познавательности и формирование интереса к изучению
курса;
- проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его
выслушать, помочь при необходимости;
- повышение самооценки учащихся;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Результативность программы также отслеживается в ходе проведения
педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня
развития следующих познавательных процессов:
1. Развитие внимания.
2. Развитие памяти.
3. Развитие восприятия.
4. Развитие воображения.
5. Развитие мышления.

14

Комплекс организационно – педагогических условий
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально — техническое обеспечение
Для лучшего усвоения теоретического материала используются
различное оборудование:
Список оборудования:
- Компьютер
- Мультимедийная система
Список дидактических и наглядных материалов:
1.
Математический набор
2.
Геометрические фигуры
3.
Наборы разрезных картинок.
4.
Сюжетные картинки по различным темам
5.
Полоски, ленты разной длины и ширины.
6.
Спортивный инвентарь
7.
Пластмассовый и деревянный строительный материал.
8.
Геометрическая мозаика.
9.
Счётные палочки.
10. Дидактические и развивающие игры.
11. Инструктивные карточки для нейроупражнений
Информационное обеспечение
https://www.neurodefectologia.online/methodics - нейросборники для педагогов
и родителей
https://b-trainika.com/games/igry_dlja_razvitija_mozga/ru/ - игры для развития
мозга
https://brainapps.ru/allgames - тренажер для мозга
https://logiclike.com/podgotovka-k-shkole/razvivayushchie-igry - развивающие
игры для детей на логику, мышление, внимание и память
https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat - развивающая
платформа для детей
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования МОУ
ДО ДТДИМ – Евлашовой Валентиной Михайловной. По необходимости
могут привлекаться педагоги других образовательных организаций, и не
только.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы
отслеживания
и
фиксации
образовательных
результатов:
- аналитический материал
15

- журнал посещаемости
- индивидуальный маршрутный лист
- материал анкетирования и тестирования
- методическая разработка
- отзыв детей и родителей
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов:
- аналитический материал по итогам проведения психологической
диагностики
- аналитическая справка
- диагностическая карта,
- открытое занятие
- участие в конкурсных мероприятиях различного уровня
Образовательные достижения учащихся подлежат промежуточной
аттестации. Промежуточная аттестации является частью системы внутреннего
мониторинга качества дополнительного образования по направлению
«качество образовательного процесса» и отражают динамику индивидуальных
образовательных достижений учащихся в соответствии с планируемыми
результатами освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Промежуточная аттестация учащихся проходит после следующих тем
программы:
 Тема: Развитие вестибулярно-моторной активности.
 Тема: Развитие эмоциональной сферы.
Формы подведения итогов реализации программы: индивидуальное
наблюдение. В протоколе проведения промежуточной аттестации учащимся
проставляется «зачтено» или «не зачтено».
Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде
естественно-педагогического наблюдения.
Участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах также
способствует развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных
достижений.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В дополнительном образовании детей не принято ставить оценки
обучающимся, однако для детей и педагога важно понимать, как усваивает
программу ребенок.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года.
Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить
уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации
программы.
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень:
16


ребенок владеет основными логическими операциями;

умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по
существенным признакам;

способен объединять и распределять предметы по группам;

свободно оперирует обобщающими понятиями;

умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать
целое, устанавливая между ними связь;

ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать;

может при помощи суждений делать умозаключения;

способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;

у ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр
бытовых знаний, он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в
результатах своей работы;

владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и
подгруппе.
Средний уровень:

ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение,
обобщение, классификация, систематизация;

умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но
не всегда видит все их существенные признаки;

умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в
самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует
обобщающими понятиями;

деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с
помощью взрослого справляется с заданиями;

ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен
составить описательный рассказ о них;

затрудняется самостоятельно делать умозаключения;

ребенок имеет достаточный словарный запас;

способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;

ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив;

умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в
подгруппах.
Критерии оценивания нейроупражнений:
Задания учащимся даются по принципу «от простого к сложному». Оценивать
можно только качество выполнения нейроупражения (скорость и
правильность).
Критерии оценивания творческих и самостоятельных работ:
Если работа выполнена, ставится зачёт, т.е. ребёнок усвоил материал. Если
учащийся приступил к выполнению работы, но её не сделал, то тема считается
неусвоенная и делается вывод: надо повторить или разобрать заново.
Результаты обучающихся подкрепляются или поощряются грамотами и
дипломами МОУ ДО ДТДИМ.
17

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы, формы проведения занятий и виды занятий:
Методы проведения занятий:
Словесный – обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог,
рассказ).
Практический – (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по
инструкции).
Наглядный – (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков,
плакатов, фотографий, электронных презентаций).
Поисковый – (моделирование, опыты, эксперименты).
Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия,
презентации, показ мультимедийных материалов).
Интегрированный метод (проектная деятельность).
Метод игры (дидактические игры, нейродинамическая гимнастика,
развивающие игры, ребусы, лабиринты, логические задачи, на развитие
внимания, памяти, блоки Дьенеша, игры-конкурсы, соревнования).
Формы проведения занятий:

игра;

мастер-класс;

беседа;

практическое занятие;

нейрочтение;

нейрописьмо;
По программе используются следующие виды занятий: лекция, урокигра (урок-ролевая игра), практическое наблюдение, тренинг, экскурсия.
Хорошие результаты приносят приёмы, направленные на активизацию
мышления и действия каждого ребёнка в отдельности. Обучение умению
слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем,
проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности
ребёнка.

18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1.
«Большая книга заданий и упражнений для детей», М., 2011
2.
«Всё по полочкам» А. В. Горячев, Н. В. Ключ, М., 2004
3.
Дениннсон П. «Гимнастика мозга» - 2015
4.
Комплексные занятия Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой
Т.С. В., 2010
5.
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь! - СПб., 2009
6.
Лекомцев А. С. «Развиваем логику», Ростов- на- Дону, 2014
7.
«Логические задачки» О. А. Реуцкая. Изд. «Феникс», Ростов-на-Дону,
2012
8.
«Логические игры для школьников»., Харьков, 2010
9.
Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для школьников», М.,
1985
10. Танцюры С. Ю., Курышина Е. А. «Сопровождение ребенка 7-9 лет с
ОВЗ в условиях коррекционно-образовательного процесса». Спб., 2019
11. Тренажер по математике для детей 7-10 лет» В. Г. Голубь. В., 2014
12. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция
эмоционального мира школьнилов - СПб., 2008
13. «Развитие пространственного мышления и речи», М., 2013
14. «Развитие
межполушарного
взаимодействия
у
детей.
Нейродинамическая гимнастика» Трясорукова Т. П., М., 2003
15. Семаго
Н.Я.
«Методика
формирования
пространственных
представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста», М.,
2007
16. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.:
Генезис, 2008
17. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.
Метод замещающего онтогенеза» -М., 2010
18. Сиротюк А.Л. «Коррекция обучения и развития школьников», М., 2002
19. Сполдинг Дж. Обучение через движение- М., 1992
20. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 7 - 10 лет
– М., 2003
21. Чистякова М.И. Психогимнастика – М., 1995

Список литературы для учащихся
1. Праведникова И.И., «Нейропсихология. Игры и упражнения», М., 2022
2. Ефимова Т. А. «Логика и память. Нейроупражнения для детей», М., 2023
Соболева А. Е. «Развиваем межполушарное взаимодействие», М., 2021
3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб, 1996
4. Яковлев В.Г., Гриневский А.Н. Игры для детей – М.,1992

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».