1 Содержание 1 Коплекс основных характеристик программы. ....................................... 3 1.1 Пояснительная записка .......................................................................... 3 1.2 Цель и задачи программы ...................................................................... 8 1.3 Содержание программы ....................................................................... 11 1.4 Планируемые результаты .................................................................... 20 2 Коплекс организационно-педагогических условий. ............................. 22 2.1 Условия реализации программы ........................................................ 22 2.2 Формы аттестации ................................................................................ 23 2.3 Оценочные материалы ......................................................................... 28 2.4 Методические материалы .................................................................... 30 3 Список литературы. ................................................................................ 33 4 Приложения ............................................................................................. 35 2 1 Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Программа «Рукоделие» направлена на изучение декоративноприкладного искусства и разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»); Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019 № 645-рп; Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (дополнительным общеразвивающим) программам детям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на территории Хабаровского края приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2; Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» № 383 П от 26.09.2019 г.); Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ. Данная программа даёт возможность развития творческих способностей детей через ознакомление и обучение различным видам декоративноприкладного творчества, а также позволяет организовать интересно и с пользой их досуг. 3 При создании программы использованы материалы из опыта работы детских объединений и программы декоративно-прикладного профиля педагогов различных УДОД (см. Список литературы) [2, 3], специальной литературы по прикладному творчеству и личного опыта работы. Предлагаемая программа имеет художественную направленность. Программа направлена на развитие творческих способностей детей, обучение различным техникам декоративно-прикладного творчества; формирование у них эстетического вкуса, чувства гармонии, знакомит с народным творчеством Знание различных видов рукоделия даёт возможность изготовить неповторимые по своей красоте оригинальные изделия, способствует развитию художественного вкуса, развитию духовного мира через самовыражение в творческой работе, развитию творческой культуры ребенка, развитию творческого нестандартного подхода к реализации задания, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового. Актуальность программы обусловлена тем, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают новые требования. Несмотря на прогресс индустрии и глобальный промышленный рост, реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Обучение по данной программе способствует формированию технологических компетенций. Поддержанное педагогом стремление учащихся объединения создать своими руками подарок родным и близким на праздник или семейное торжество вырастает со временем в столь ценные личностные качества как толерантность, эмпатия. Желание создать что-то оригинальное заставляет находиться в постоянном поиске, просматривать литературу, использовать Интернет-ресурсы. В результате формируются информационные, учебнопознавательные компетенции. Поисковый характер деятельности способствует развитию инициативы, самостоятельности. Отличительная особенность программы. Данная программа является модифицированной, разработана на основе программ декоративноприкладного профиля педагога Желновой И.Г "Домовёнок" и педагога Данченковой Г.А. "Творческая мастерская "Ассорти". Сохранять интерес всех детей на протяжении учебного года достаточно сложно, необходима смена видов деятельности в процессе обучения. Отличительная особенность программы "Рукоделие" и состоит в том, что программа учитывает различные творческие интересы детей, дополняя изучение одного вида рукоделия другим: шитьё, вышивка, вязание и т. д. Отдавая предпочтение какому-либо одному виду рукоделия, дети обязательно интересуются другим и стараются овладеть навыками по ним. Кроме того в программе отражен региональный компонент, который является средством формирования гражданского и эстетического мировоззрения подрастающего поколения. Его реализация осуществляется в программе через изучение народного 4 творчества. В программу включены темы по изготовлению сувениров в традициях народов Приамурья. Формирование у детей основ целостной эстетической культуры невозможно без развития исторической памяти. Огромная роль в этом развитии принадлежит декоративному народному искусству, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народами формы эстетического отношения к миру. Это дает возможность расширить представления детей о различных видах и направлениях декоративно-прикладного творчества, научить их работать с разными материалами. Отличительной особенностью данной программы является и то, что все разделы программы и примерное содержание тем сформированы в соответствии с запросами и предложениями детей и родителей. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. Занятия декоративно-прикладной деятельностью в программе должны решать не только задачи художественного воспитания, но и развивать интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В результате прохождения программы, учащиеся станут более самостоятельными, инициативными, умеющими планировать, контролировать и оценивать свои действия, обладающими навыками сотрудничества. Содержание тем внутри разделов программы и время их усвоения могут варьироваться в зависимости от возможностей каждого ребенка. Темы внутри разделов выстраиваются по принципу «от простого к сложному», это дает возможность каждому ребенку в ходе освоения раздела выбрать задание из предложенных вариантов по своему желанию и возможностям, уровню знаний и способностей. Способности и возможности детей – участников объединения разные, а также и уровень их художественного вкуса, личностного развития. Именно это обуславливает необходимость разноуровневого подхода, сопровождения индивидуальной траектории развития каждого ребенка. Адресат программы. Возрастной состав учащихся от 7 до 11 лет, состав групп –разновозрастный. Наличие в одной группе детей не только разного возраста, но и разного уровня подготовки и разных годов обучения, определяет выбор дифференцированного подхода на занятиях и использование не только групповой, но и мелкогрупповой работы, различных форм индивидуального сопровождения и взаимообучения. При такой организации учебно - воспитательного процесса новый материал всем учащимся дается на одну тему, которая предполагает разный характер заданий для каждого возраста и уровня учащихся. Программа рассчитана на 3 года обучения. Начать обучение по программе можно в любом возрасте, и в 7, и в 11 лет. Дети приходят в объединение без 5 специального отбора и подготовки. Главное, чтобы у ребенка был интерес и желание заниматься декоративно-прикладным творчеством. Разноуровневая система программы позволяет новому учащемуся быстро включиться в образовательный процесс и начать понравившееся дело. Приём в детское объединение осуществляется на добровольной основе, по желанию и интересу учащихся. Учебные группы могут быть сформированы как для учащихся одного возраста, так и разных возрастных категорий (разновозрастные группы) с индивидуальным сопровождением. Творческое сотрудничество в разновозрастных группах позволяет развиваться всем учащимся, от младших до старших классов, снимая психологический барьер неуверенности у одних и сдерживая амбиции других. Такая форма работы предполагает проявление терпения, внимательности, корректности, ответственности и самоконтроля со стороны старших учащихся. Форма обучения - очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2). Состав группы постоянный. Программа разноуровневая, что отвечает требованиям Концепции развития дополнительного образования детей, откуда следует, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость.(см. Приложение №1) Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей. При реализации программы является важным возможность формирования разновозрастных учебных групп, где на занятиях, как в большой семье, «встречаются» и взаимодействуют дети и подростки разных возрастных групп. В этом проявляется особый, крайне ценный смысл и потенциал взаимообучения, взаимной ответственности и доброжелательности, толерантности. Разноуровневость программы дает возможность одновременно обучаться детям разного возраста, разных возможностей и способностей. Формируются разновозрастные и разноуровневые группы, которые объединяют детей с различными образовательными запросами и интересами, возможностями и способностями к прикладному творчеству. 6 Характеристика уровней соответствия Уровни Стартовый Критерии Учащийся не знаком или имеет смутное представление о темах учебного плана до начала занятий, не владеет понятийным аппаратом и сталкивается с некоторыми трудностями при изучении материала Формы диагностики Опрос, педагогическое наблюдение, оценка работ. Учащийся имеет представление о темах учебного плана, владеет значительной Опрос, педагогическое частью понятийного аппарата и не имеет наблюдение, оценка серьёзных трудностей при изучении Базовый работ. материала, но не всегда успешно применяет свои знания на практике Учащийся имеет полное представление о Опрос, педагогическое темах занятий, полностью владеет наблюдение, оценка Продвинутый понятийным аппаратом. Успешно применяет работ. полученные знания на практике Содержание учебного материала и организация образовательного процесса позволяют обучающимся осваивать программу по трём уровням сложности: стартовому, базовому, продвинутому. Именно поэтому в программе используются разнообразные, в том числе, и инновационные формы, приёмы, технологии и методы работы с детьми и подростками, позволяющие обеспечить дифференцированный и индивидуально ориентированный подходы в обучении. Ребёнку или подростку предоставляется возможность выбора индивидуального темпа освоения учебного материала. Уровни освоения программы не приравнены к годам обучения, переход с уровня на уровень индивидуален для каждого ребёнка. Предусмотрены разные степени сложности учебного материала, содержание каждого из последующих уровней усложняет содержание предыдущего уровня. Основанием для перехода на следующий образовательный уровень служат предметные, метапредметные и личностные результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся, которая проводится два раза в год (декабрь, май). В данной программе предусматривается три уровня освоения: стартовый, базовый и продвинутый. Название уровня Стартовый Метод освоения Репродуктивный образовательной программы С подсказкой, Способ исполнения по образцу, деятельности опорной схеме Базовый Продуктивный Продвинутый Творческий По памяти, по аналогии Исследовательский 7 Выполнить по образцу (по алгоритму); Практическая работа с разной степенью сложности Выполнить то же, но с добавлением новых деталей, изменить цветовое и композиционное решение Выполнить по новой (придуманной самостоятельно) схеме изделие, которое еще не выполнялось на занятиях, либо выполнить новое задание самостоятельно, применив необычный, оригинальный подход (скомбинировав различные техники исполнения, материалы). Программой предусмотрена возможность выбора обучающимся заданий любого уровня сложности. Форма организации занятий групповая, мелкогрупповая, индивидуальная. На третьем году обучения и последующих ребенок выбирает одно или несколько изученных направлений и работает по индивидуальному образовательному маршруту. Для организации продуктивной совместной деятельности в объединении и соблюдения необходимого баланса между обучением законам ремесла и развитием свободного творчества, используются многообразные формы работы (учебное занятие, коллективно-творческие дела, индивидуальные и коллективные творческие проекты, творческие мастерские, экскурсии и т.д.). В программе предусмотрено участие детей в обсуждении процесса и результатов деятельности, как коллектива, так и каждого ребенка. И чем чаще дети участвуют в совместном анализе, рефлексии, тем больше шансов для формирования у каждого из них адекватной самооценки, умения договариваться друг с другом, обосновывать своё мнение и суждение, слушать других. Также важно участие каждого ребенка в выставках, конкурсах, праздниках коллектива, образовательных проектах. Это повышает самооценку и увеличивает интерес к выбранному виду деятельности. Объем и сроки освоения программы. Объем реализации программы 576 академических часов, 27 месяцев: Период Продолжитель ность занятия Кол-во занятий в неделю Кол-во часов Кол-во в неделю недель Кол-во часов в год 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 2часа 3часа 3часа 2 2 2 4 6 6 144 216 216 576 итого 36 36 36 Оптимальная наполняемость групп по годам обучения: 1 год – 12- 15 человек, 2 год – 10 человек, 3 год –8-10 человек. Число детей одновременно находящихся в группе от 7 до 15 человек. 8 1.2 Цель и задачи программы Цель программы – развитие творческих способностей ребенка средствами декоративно-прикладного творчества. Задачи: стартовый уровень: Предметные - познакомить с современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества; обучить технологиям работы в разных техниках декоративно-прикладного творчества; научить создавать изделие по образцу; сформировать навыки работы с разными материалами и инструментами; способствовать овладению учащимися специальными терминами; сформировать умение организации рабочего места с соблюдением техники безопасности. Личностные - способствовать формированию: уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа; ответственного отношения к учению; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению; нравственных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам и способность к оценке действий других учащихся. Метапредметные - развивать навыки активной, самостоятельной деятельности; развивать мотивацию к художественно-творческой деятельности; развивать внимание, образное мышление, художественный вкус, мелкую моторику руки; развивать ответственность, трудолюбие, аккуратность; развивать умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе. базовый уровень: Предметные - сформировать знания, умения и навыки, необходимые для усвоения технологических приёмов изготовления изделий декоративноприкладного творчества; сформировать умение работать по технологической карте; сформировать умение эстетично выполнять и оформлять изделие. Личностные - способствовать формированию: уважительного отношения к Отечеству, культуре своего народа, своего края; ответственного отношения к учению; уважительного и заботливого отношения к одногруппникам; способствовать формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; Метапредметные - развивать навыки активной, самостоятельной деятельности; развивать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми 9 результатами; развивать навыки самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы; сформировать умение анализировать и представлять результаты своего труда и результаты коллективной деятельности. продвинутый уровень: Предметные - сформировать умение совмещать различные материалы и техники; способствовать умению самостоятельно применять практические умения и навыки в выполнение творческих работ, самостоятельно подбирать материалы и способы выполнения изделий; развивать способность изготовления изделий декоративно-прикладного творчества собственного дизайна. Личностные - воспитание патриотизма, любви, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности; сформировать способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в области декоративно-прикладного творчества; способствовать формированию уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности; способствовать формированию общественно активной личности. Метапредметные - развивать умение самостоятельно определять цели и задачи своей работы, пути достижения целей; развивать потребность в саморазвитии, самостоятельности; развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе работы, оценивать правильность выполнения задач. 10 1.3 Содержание программы Сводный учебный план 1,2,3 годов обучения Разделы Количество часов (1 г.об.) Всего Теория Практика Количество часов (2 г.об.) Всего Теория 3 3 Практика Количество часов (3 г.об.) Всего Теория 3 3 Практика Вводное занятие Мягкая игрушка 2 2 60 10 50 66 12 54 54 6 48 Вышивка 16 4 12 30 6 24 30 6 24 12 2 10 30 6 24 42 6 36 Декоративное творчество 30 6 24 42 6 36 30 6 24 Проектная деятельность. 12 2 10 30 6 24 42 6 36 Итоговое занятие 2 2 3 3 3 3 Вязание Формирование детского коллектива Итого 10 144 10 28 116 12 216 12 42 174 11 12 216 12 36 Формы контроля/аттестации 180 Выставка. Творческая работа. Контрольная работа. Зачет. Выставка. Творческая работа. Контрольная работа. Зачет. Выставка. Творческая работа. Контрольная работа. Зачет. Выставка. Творческая работа. Контрольная работа. Зачет. Творческая работа. Конкурс. Защита проекта Отчетная выставка. Конкурс. Разделы: Мягкая игрушка – технологии изготовления мягкой игрушки. Вышивка – основы вышивки простыми стежками, крестиком, лентами, бисером, гладь, изонить. Вязание – основы вязания крючком. Декоративное творчество – знакомство учащихся с такими техниками декоративного творчества как квиллинг, декупаж, скрапбукинг, кардмейкинг, и пр. техники. Проектная деятельность – основы создания композиции с возможностями как дизайнера создавать настроение своих работ. Формирование детского коллектива – посещение музеев, экскурсии, подготовку к праздникам, участие в праздниках, подготовку выставочных работ. Учебный план первого года обучения № п/п 1 2 3 4 5 Название раздела Количество часов Вводное занятие. Мягкая игрушка Вышивка Вязание Декоративное творчество 6 Проектная деятельность Формы Всего Теория Практика аттестации\контроля 2 2 аттестации/ Творческая работа 60 10 50 Выставка контроляработ. 16 4 12 Контрольная работа. 12 2 10 Зачёт. контроля 30 6 24 Творческая работа. 12 2 10 7 Итоговое занятие 2 2 8 Формирование детского коллектива Итого: 10 - 10 144 28 116 Конкурс. Защита проекта Отчетная выставка. Конкурс. Содержание учебного плана 1.Вводное занятие. (2ч.) Введение в программу. Планирование работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила внутреннего распорядка. 2.Мягкая игрушка (60ч.) Ручные швы (6ч.) Теория: (3ч.) Виды ручных швов, их назначение и применение. Шов «вперёд иголкой». Шов «обметочный». «Потайной» шов. Способы закрепления нитки в начале и в конце работы. Итоговое занятие. 12 Практика:(3ч.) Выполнение ручных швов. Изготовление игольницы. Изготовление мягкой игрушки (54ч.) Теория:(7ч.) Вводное занятие. Материалы и инструменты. Понятия «шаблон», «деталь кроя». Правила раскроя деталей. Зеркальные детали. Технология сшивания деталей из ткани. Способы соединения деталей. Алгоритм пошива игрушки. Сборка игрушки. План-схема изготовления игрушки - технологическая карта. Накладные ушки. Вшитые ушки. Накладная мордочка. Утяжка мордочки Декорирование игрушки. Итоговое занятие. Практика: (47ч.) Изготовление игрушек из шариков. Изготовление игрушки по готовой выкройке. Изготовление плоскостных игрушек. Изготовление полуобъемных игрушек. Изготовление объемных игрушек. Стартовый уровень: изготовление игрушки по готовой выкройке. Базовый уровень: выполнение работы по технологической карте. Продвинутый уровень: самостоятельное изготовление изделия на заданную тему. 3.Вышивка (16ч.) Теория: (4ч.) Вводное занятие. История возникновения вышивки. Виды вышивки. Материалы и инструменты. Тамбурный шов. Стебельчатый шов. Шов "назад иголкой".Оформление вышитых изделий. Изонить - вышивка по картону. История изонити. Технология заполнения углов, окружностей, овалов. Итоговое занятие. Практика:(12ч.) Выполнение простейших швов. Вышивание изделия с использованием простейших швов. Оформление изделия в рамку. Изготовление открыток и закладок. Оформление готовых работ. Стартовый уровень: изготовление изделия по предложенному рисунку. Базовый уровень: выполнение работы по самостоятельно выполненному рисунку. Продвинутый уровень: самостоятельное изготовление изделия на заданную тему. 4.Вязание (12 ч) Теория:(2ч.) Вводное занятие. История возникновения вязания. Материалы и инструменты. Воздушные петли. Столбики. Вязание по кругу. Прибавление и убавление петель. Итоговое занятие. Практика:(10ч.) Вязание изделия по кругу с прибавлением и убавлением петель. 5.Декоративное творчество (30ч.) Теория:(6ч.) Вводное занятие. История бисера. Материалы и инструменты. Технология плетения «в крестик». Скрапбукинг. Виды бумаги. Разметка на бумаге Эскиз. Понятие "композиция". Технология изготовления картинкипанно. Декорирование изделия. Традиции и народные промыслы народов 13 Приамурья. Практика:(24ч.) Плетение браслета по схеме. Изготовление открыток к праздникам. Изготовление картинок-панно. Изготовление куклы в нанайской одежде из бумаги. Стартовый уровень: изготовление изделия по образцу. Базовый уровень: выполнение работы по самостоятельно выполненному эскизу. Продвинутый уровень: самостоятельное изготовление изделия на заданную тему. 6.Проектная деятельность (12ч.) Теория: (2ч.).Вводное занятие. Что такое "проект"? Технологическая карта. Практика: (10ч.).Изготовление декоративной рамки. Стартовый уровень: изготовление изделия по предложенному образцу. Базовый уровень: выполнение работы с опорой на предложенные педагогом варианты. Продвинутый уровень: самостоятельное изготовление изделия на заданную тему. 7.Итоговое занятие (2ч.) Анализ деятельности группы за год (освоение программного материала, результаты участия в конкурсах, личностный рост учащихся); перспективное планирование; поощрение и награждение лучших учащихся. 8.Формирование детского коллектива (8ч.) Подготовка и проведение познавательных и развлекательных мероприятий на уровне коллектива и учреждения; посещение выставок, концертов и других мероприятий. Диагностика промежуточная и итоговая. Учебный план второго года обучения № п/п 1 2 3 Название раздела Количество часов Всего Теория Практика аттестации\контроля Формы Вводное занятие. Мягкая игрушка Вышивка 3 66 30 3 12 6 54 24 аттестации/ Творческая работа. 4 Вязание 5 Декоративное творчество 6 Проектная деятельность 30 42 30 6 6 6 24 36 24 7 Итоговое занятие 3 3 8 Формирование детского коллектива Итого: 12 216 12 42 14 174 Выставка работ. контроля Контрольная работа. Зачёт. контроля Творческая работа. Конкурс. Защита проекта Отчетная выставка. Конкурс. Содержание учебного плана 1.Вводное занятие (3 ч.) Планирование работы. Материалы и инструменты. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила внутреннего распорядка. 2.Мягкая игрушка (66ч.) Теория:(12ч.) Вводное занятие. Материалы и инструменты. Виды тканей. Свойства тканей. Повторение по теме «Правила раскроя деталей», «Зеркальные детали». Уменьшение и увеличение выкройки. Изготовление шаблонов. Технология раскроя деталей из меха. Технология сшивания деталей из ткани и меха. Технология сшивания деталей из меха. Способы соединения деталей: подвижные лапки (ручки). Вышитая мордочка. Декорирование игрушки дополнительными деталями. Оформление мордочки. Детали одежды: шарф, шапочка. Старинная обрядовая кукла нанайцев – Акоан. Итоговое занятие. Практика:(54ч.) Изготовление объемных игрушек из ткани и меха. Изготовление нанайской куклы с элементами одежды, расшитой бисером. Стартовый уровень: изготовление игрушки по готовой выкройке. Базовый уровень: выполнение работы по технологической карте. Продвинутый уровень: самостоятельное изготовление изделия на заданную тему. 3.Вышивка (30ч) Теория:(6ч.).Вводное занятие. Вышивка крестиком. Материалы и инструменты. Технология выполнения вышивки. Схема и условные обозначения. Выбор цветовой гаммы. Монохромные вышивки. Основные элементы: крестик, полукрестик. Обработка вышитых изделий. Технология оформления вышивки в рамку. Итоговое занятие. Практика:(24ч.) Выполнение отдельных элементов. Выполнение вышивки по схеме. Оформление изделия в рамку. Стартовый уровень: выполнение работы по предложенной схеме. Базовый уровень: выполнение работы гармонично, сочетая цвета и фактуру. по технологической карте. Продвинутый уровень: самостоятельное изготовление изделия на заданную тему монохромно или гармонично сочетая цвета и фактуру. 15 4.Вязание (30ч.) Теория:(6ч.) Вводное занятие. Повторение по теме "Технология выполнения основных элементов: воздушная петля, столбик" Столбик с накидом. Технология вывязывания овала, прямоугольника. Технология сшивания вязаных изделий. Итоговое занятие. Практика:(24ч.) Вязание изделий по выбору. Стартовый уровень: изготовление игрушки по образцу. Базовый уровень: выполнение работы по технологической карте. Продвинутый уровень: самостоятельное изготовление изделия на заданную тему. 5.Декоративное творчество (42ч.) Теория:(6ч.) Технология изготовления брелока из бисера. Технология изготовления открытки с вышивкой. Работа по выкройке и чертежу. Технология изготовления открытки в технике квилинг. Технология изготовления бантов из лент. Практика:(36ч.) Плетение брелока по схеме. Изготовление сувениров к праздникам. Изготовление открыток к праздникам. Изготовление бантов. Изготовление картинок панно в смешанной технике. Стартовый уровень: изготовление изделия по образцу. Базовый уровень: выполнение работы по самостоятельно выполненному эскизу. Продвинутый уровень: самостоятельное изготовление изделия на заданную тему. 6.Проектная деятельность(30ч.) Теория: (6ч.). Технология изготовления комбинированных изделий с использованием ранее изученных техник. Практика: (24ч.). Создание собственных эскизов. Изготовление изделий по личным эскизам. Конкурс оригинальных идей. Стартовый уровень: изготовление изделия по предложенному образцу. Базовый уровень: выполнение работы с опорой на предложенные педагогом варианты. Продвинутый уровень: самостоятельное изготовление изделия на заданную тему. 16 7.Итоговое занятие (3ч.) Анализ деятельности группы за год (освоение программного материала, результаты участия в конкурсах, личностный рост учащихся); перспективное планирование; поощрение и награждение лучших учащихся. 8.Формирование детского коллектива (12ч.) Подготовка и проведение познавательных и развлекательных мероприятий на уровне коллектива и учреждения; посещение выставок, концертов и других мероприятий. Диагностика промежуточная и итоговая. Учебный план третьего года обучения № п/п 1 2 3 4 5 6 Название раздела Количество часов Всего Теория Практика аттестации\контроля Формы Вводное занятие. Мягкая игрушка Вышивка Вязание Декоративное творчество Проектная деятельность 3 54 30 42 30 42 3 6 6 6 6 6 аттестации/ 7 Итоговое занятие 3 3 8 Формирование детского коллектива Итого: 12 216 48 24 36 24 36 Творческая работа. Выставка контроляработ. Контрольная работа. Зачёт. контроля Творческая работа. Отчетная выставка Конкурс. Защита проекта Отчетная выставка.Конкурс 12 36 180 Содержание учебного плана 1.Вводное занятие (3 ч.) Планирование работы. Материалы и инструменты. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила внутреннего распорядка. 2.Мягкая игрушка (54ч.) Теория:(6ч.) Вводное занятие. Материалы и инструменты. Повторение по теме «Алгоритм пошива игрушки». Вшитая мордочка. Вшитое брюшко. Утяжка лап. Игрушка в одежде. Технология пошива одежды: платье, штаны. Технология изготовления волос. Оформление лица. Итоговое занятие. Практика:(48ч.) Изготовление игрушек в одежде. Изготовление игрушек с использованием нескольких техник. Изготовление игрушек по собственным эскизам. 17 Стартовый уровень: изготовление игрушки по готовой выкройке. Базовый уровень: выполнение работы по технологической карте. Продвинутый уровень: самостоятельное изготовление изделия на заданную тему с использованием разных техник. 3.Вышивка (30ч) Теория:(6ч.).Вводное занятие. Вышивка бисером. Материалы и инструменты. Технология выполнения вышивки. Схема и условные обозначения. Выбор цветовой гаммы. Вышивка лентами. Цвет и фактура. Французский узелок. Обработка вышитых изделий. Оформление вышивки в рамку. Итоговое занятие. Практика:(24ч.) Выполнение отдельных элементов. Выполнение вышивки по схеме, по эскизу. Оформление вышивки в рамку. Стартовый уровень: выполнение работы по предложенной схеме. Базовый уровень: выполнение работы гармонично, сочетая цвета и фактуру. по технологической карте. Продвинутый уровень: самостоятельное изготовление изделия на заданную тему монохромно или гармонично сочетая цвета и фактуру. 4.Вязание (42ч.) Теория:(6ч.) Вводное занятие. Повторение по теме "Прибавление и убавление петель". Смена нити в вязании по кругу. Технология вязания одежды для кукол. Итоговое занятие. Практика:(36ч.) Вязание изделий по выбору. Стартовый уровень: изготовление игрушки по образцу. Базовый уровень: выполнение работы по технологической карте. Продвинутый уровень: самостоятельное изготовление изделия на заданную тему. 5.Декоративное творчество (30ч.) Теория:(6ч.) Техника «Айрис-фолдинг», «Декупаж», «Квиллинг». Практика:(24ч.) Изготовление сувениров к праздникам. Изготовление открыток в техниках «Айрис-фолдинг», «Квиллинг». Изготовление картинок панно в смешанной технике. Конкурс оригинальных идей. Стартовый уровень: изготовление изделия по образцу. Базовый уровень: выполнение работы по самостоятельно выполненному эскизу. Продвинутый уровень: самостоятельное изготовление изделия на заданную тему. 18 6.Проектная деятельность(42ч.) Теория: (6ч.). Технология изготовления комбинированных изделий по разработанным схемам с использованием ранее изученных техник. Практика: (36ч.). Создание собственных эскизов. Изготовление изделий по личным эскизам. Подготовка и проведение мастер-классов. Конкурс оригинальных идей. Стартовый уровень: изготовление изделия по предложенному образцу. Базовый уровень: выполнение работы с опорой на предложенные педагогом варианты. Продвинутый уровень: самостоятельное изготовление изделия на заданную тему. 7.Итоговое занятие (3ч.) Анализ деятельности группы за год (освоение программного материала, результаты участия в конкурсах, личностный рост учащихся); перспективное планирование; поощрение и награждение лучших учащихся. 8.Формирование детского коллектива (12ч.) Подготовка и проведение познавательных и развлекательных мероприятий на уровне коллектива и учреждения; посещение выставок, концертов и других мероприятий. Диагностика промежуточная и итоговая. 19 1.4 Планируемые результаты. В результате обучения, учащиеся получают следующие основные знания и умения Раздел ы 4.Декоративное творчество 3. Вязание 2. Вышивка 1.Мягкая игрушкн Урове нь Проверка результатов Знания, умения, навыки Стартовый Базовый Продвинутый Знание технологий изготовления мягкой игрушки. Умение выполнить работу по технологической карте. Знание основ вышивки. Умение выполнять Умение выполнить работу гармонично, работу по образцу. сочетая цвета и фактуру, эстетично оформить изделие. Знание алгоритма изготовления мягкой игрушки. Умение выполнить работу по готовой выкройке. Знание основ вязания крючком. Умение выполнить работу по образцу. Знания по выбору материала для создания поделки в заданной технике. Умение выполнить работу по образцу. Умение выполнить работу по схеме. Выработка чувства, такта, подбор цветовой гаммы . Знания основ каждой техники Выработка чувства, такта, подбор цветовой гаммы при составлении поделок в различных техниках. Умение выполнить игрушку по собственному замыслу Создание изделия с использованием нескольких техник. Практиче ские работы Умение выполнять работу и монохромно, и гармонично сочетая цвета и фактуры. Практиче ские работы Умение выполнить поделку самостоятельно сочетая цвета и фактуры. Практиче ские работы Знание последовательности выполнения поделки в различных техниках. Умение смешивать техники при выполнении одного изделия. Умение выполнить декор поделки по собственному замыслу с соблюдением законов декорирования. Практиче ские работы Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через тестирование и участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях. (Приложение № 2) 20 Метапредметные обучающиеся научатся: Личностные У обучающихся будут сформировано Предметные учащиеся будут знать/уметь: Программа обеспечивает достижение учащимися следующих предметных, личностных и метапредметных результатов. Стартовый уровень Технологию работы в разных техниках декоративного творчества; выполнять поделки по образцу; работать различными инструментами и материалами; специальную терминалогию; правила техники безопасности; правила организации рабочего места. Положительное отношение к учению; умение анализировать свою деятельность; умение слушать и вести диалог; умение высказывать свою точку зрения; умение оценивать свои поступки и действия других. Самостоятельно организовывать свою практическую деятельность; ответственно относиться к своей работе; работать индивидуально и в паре; осуществлять контроль своей деятельности в процессе работы; Базовый уровень Технологичность изготовления изделий в различных техниках; технологии составления композиций; самостоятельно изготавливать индивидуальную композицию на заданную тему. Продвинутый уровень Технологичность изготовления изделий в различных техниках; технологию составления любой сложной композиции; разрабатывать и воплощать собственные идеи; самостоятельно подбирать материал и способы выполнения изделий; выполнять работу по собственному эскизу. Положительное отношение к учению; Положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания; умение анализировать продукцию мастеров умение вести диалог с учителем и прикладного творчества; одногруппниками; умение вести диалог с публикой; умение высказывать свою точку умение высказывать свою точку зрения; зрения. умение работать над созданием коллективных работ; умение оценивать свои поступки и действия Планировать свою работу; адекватно оценивать свои достижения; работать в группах; презентовать результаты своего труда. 21 Работать по самостоятельно разработанному плану; адекватно оценивать свои достижения и результаты работы; умение вести публичные мастерклассы; 2. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график. Примерный годовой календарный учебный график в соответствии с примерным годовым учебным графиком МОУ ДО ДТДиМ. на 2021-22 уч.год Учебные занятия I четверть начал ои конец Кани кулы 01.09- 25.1024.10 31.10 Учебные занятия II четверть начал ои конец Кани кулы Учебные занятия III четверть начал ои конец 01.11- 27.1226.12 09.01 Кани кулы 10.01- 28.0327.03 03.04 Учебные занятия IV четверть начал ои конец Каник улы 04.03- 01.0631.05 31.08 2.1Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Для занятий необходимо просторное, хорошо освещенное помещение, с размещением рабочих столов от направления дневного света, с системой общего освещения, оборудованное мебелью (парты, стулья, шкафы), отвечающее требованиям СанПиНа 2.4.4.3172-14. Организация внутреннего пространства кабинета должна соответствовать характеру работ проводимых в кабинете и соответствовать принципу целесообразности. Желательно, чтобы мебель свободно переставлялась (при смене вида деятельности на занятиях) внутри кабинета. соблюдение теплового режима и требований пожарной безопасности. Материалы, инструменты, приспособления Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления: - бумага чертежно-рисовальная, гофрированная, цветная, картон; - ткань, иголки, крючок для вязания - пяльца - пуговицы, ракушки, камешки - бисер, стеклярус - блестки - бусины 22 - самоклеющаяся пленка разных цветов нитки для вязания; нитки капроновые вата, синтепон, капрон для набивки игрушек бросовый материал: компьютерные диски, поролон, кожа, проволока; клей ПВА и «Момент»; ножницы, кисточки, карандаши, линейка; пассатижи (или плоскогубцы и кусачки), электрический утюг. Информационное обеспечение В кабинете желательно наличие магнитной доски, компьютера с выходом в INTERNET, доступ к справочным поисковым системам INTERNET проектора для мультимедийных презентаций, экрана, принтера, сканера. Кадровое обеспечение программы: педагог дополнительного образования по профилю декоративно-прикладное творчество. 2.2 Формы аттестации В соответствии с Уставом ДТДиМ оценка качества освоения программы и индивидуальной динамики обучающегося предусмотрены следующие формы диагностики, контроля и аттестации: - Входная диагностика (сентябрь) – анализ данных об уровне готовности обучающихся к освоению программы, их интересах, потребностях и возможностях. Проводится в форме анкетирования, беседы, беседы с родителями. Цель входного контроля - распределение учащихся по уровням освоения учебного материала в своих учебных группах. - Промежуточная аттестация (декабрь) проводится с учётом данных текущего контроля. Текущий контроль осуществляется педагогом методом наблюдения на занятиях, после изучения разделов в целом (тестирование, практическая работа). Результаты фиксируются в диагностических картах (Приложение №2, №3) По результатам промежуточной аттестации, учащийся может перейти на другой уровень освоения учебного материала. Например, ребенок, хорошо усваивающий программу - со стартового уровня на базовый. - Итоговый – проводится в конце года в форме выставки, творческого отчёта, контрольного урока. По результатам итоговой аттестации учащиеся могут выйти на новый уровень освоения учебной программы. По результатам итогового мониторинга детям выдаются дипломы, а завершившим программу – свидетельства об освоении программы. В конце учебного года проводится анкетирование (мнение детей о работе в объединении) по результатам учебного года (см. Приложение 4,6) 23 Форма мониторинга Входная диагностика Промежуточ ная аттестация Итоговая аттестация Текущий мониторинг Методы диагностики Анкетирование, беседа, интервьюирование родителей Тестирование, игровые задания, наблюдение; анкетирование родителей; Тестирование, наблюдение; анализ творческих работ детей; анкетирование родителей Наблюдение, педагогический анализ Участники/ параметры Дети, родители Знания по предмету Умения и навыки по предмету Сформированные компетенции Формы сбора информации Анкетирование детей Беседа с родителями Средства мониторинга Анкеты для родителей Психологические, практические тесты, практические тесты , Оценочные карты, Анкеты для родителей Психологические, практические тесты. Оценочные карты, Анкеты для родителей Компетентностные задания социально-диагностические ситуации, в т.ч. психологические игры Формы фиксации и хранения информации Аналитические справки Знания, умения, компетенции. Викторина Тестовые задания Просмотр работ Мониторинговая карта (см. Выставки Приложение № 2) Творческий отчет Презентации проектов и готовых продуктов Педагогическое наблюдение 24 Контроль и оценивание формирования личностных качеств учащихся Воспитательные и развивающие задачи Формирование адекватного отношения к миру и самому себе. Качества, которые формируются Умение учащегося делать правильный выбор, анализировать как свои работы и работы других. Формы и методы отслеживания Тестирование, психологическое сопровождение, анализ выполненных работ. Формирование Художественный вкус, Выставки, интереса к творчеству. творческое восприятие экскурсии, мира. практические работы. Формирование Качественный рост Беседы, анализ эстетического вкуса. эстетического участия в представления массовых учащихся. мероприятиях, педагогическое наблюдение. Развитие волевых Трудолюбие, Практические качеств. целеустремленность, работы, умение доводить тестирование. дело до конца. Формирование Коммуникативные Определение коллектива. навыки. уровня развития коллектива. 25 Фиксация результатов Личная карточка Портфолио Личная карточка. Личная карточка Портфолио Механизм оценивания реализации программы. I год обучения № Название п/п темы\раздела 1 2 3 4 5 Знания, навыки, умения Механизм проверки результатов Виды ручных Дать необходимые Знать виды ручных Практическая швов знания по теме. швов и уметь работа. Научить основным применять их на видам ручных швов. практике Мягкая игрушка Дать необходимые Знать алгоритм Практическая знания по теме. выполнения работы. работа. Сшить Научить выполнять Уметь выполнить работу игрушку по работу по алгоритму, по по образцу. готовой выкройке. готовой выкройке. Вышивка Дать необходимые Знать виды стежков и Практическая простыми знания по теме. уметь выполнять их на работа. стежками Научить выполнять практике. Вышивка по простые стежки. рисунку Вязание крючком. Декоративное творчество Учебные задачи Дать необходимые знания по теме. Научить выполнять основные элементы. Дать необходимые знания о различных техниках. Научить последовательности работы в данных техниках. Знать и уметь выполнять основные элементы Практическая работа. Знать и уметь выполнить работу в предложенной технике. Проверка знаний в устной форме. Групповая работа. Механизм оценивания реализации программы. II год обучения № Название п/п темы\раздела 1 2 Свойства тканей. Виды тканей. Очередность выполнения операций при изготовлении мягкой игрушки. Вышивка крестиком. Учебные задачи Познакомить с видами тканей, их свойствами. Дать необходимые знания о технологиях изготовления мягкой игрушки. Дать необходимые знания по теме. Научить выполнять основные элементы. Знания, навыки, умения Механизм проверки результатов Знать свойства тканей и Проверка виды тканей, очередность и знаний в устной правила выполнения форме. операций при Практическая изготовлении мягкой работа. игрушки Уметь выполнить работу по схеме. 26 Практическая работа. 3 Вязание крючком. 4 Декоративное творчество Дать необходимые знания по теме. Научить выполнять изделие по схеме. Дать необходимые знания о разных техниках. Научить последовательности работы в данных техниках. Знать способы вязания отдельных элементов. Уметь выполнить их по схеме. Практическая работа. Знать стили декорирования, уметь создавать изделия в одной из техник. Проверка знаний в устной форме. Механизм оценивания реализации программы. III год обучения № Название Учебные задачи п/ темы\раздела п 1 Мягкая игрушка Дать необходимые знания о технологиях изготовления мягкой игрушки 2 Вышивка бисером, Дать необходимые лентами знания по теме. Научить выполнять основные элементы. 3 Вязание крючком. 4 Декоративное творчество Знания, навыки, умения Механизм проверки результатов Знать, как правильно Практическая рационально сделать работа раскладку ткани, уметь разрабатывать собственное изделие. Знать этапы работы в Практическая данных техниках, уметь работа. применять необходимые инструменты. Рассказать и показать Знать последовательность изготовление изделия изготовления изделий в в данной технике. данной технике и уметь выполнить изделие согласно выбранной модели. Практическая работа. Проверка знаний в устной форме. Дать необходимые знания о разных техниках. Научить последовательности работы в данных техниках. Дать необходимые знания о правилах и техниках декорирования изделий. Проверка знаний в устной форме. Проверка качества готовых изделий. Знать стили декорирования, уметь создавать изделия в разных техниках. Уметь выполнять изделие соответствующего настроения. Уметь подбирать техники декорирования к выполняемому изделию. Знать последовательность работы в разных техниках декорирования. 27 2.3 Оценочные материалы Мониторинг УУД: Универсальные учебные действия формируются только в процессе образовательной деятельности. Для диагностики применяются методы: • тестирование (тест Торренса); • педагогический анализ проявления УУД детьми себя на занятии; При этом используются такие средства мониторинга как: • анкеты для родителей и детей; • психологические тесты; • практические тесты; • компетентностные задания; • оценочные карты (критерии оценки работ, материалы для проведения опроса по теме). Таблица характеристики уровней реализации программы Название Стартовый уровня Метод освоения образовательной Репродуктивный программы Способ С подсказкой исполнения деятельности Критерии компетенций Базовый Продвинутый Продуктивный Творческий По памяти, по аналогии Исследовательск ий Уметь работать с Знание техники инструкциями, безопасности использовать терминологии, информацию при умение декорировании и пользоваться изготовлении инструментами, изделий, соблюдать работать по технологию образцу, изготовления соблюдать этапы изделия. работы. 28 Уметь добывать информацию на сайте, реорганизовывать информацию из разных источников; создавать новый образец изделий, создавать эскизы, проектировать, стремиться к креативности. Критерии оценивания уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения учащегося. (вносятся в индивидуальную карту результативности освоения образовательной программы Приложение№2) баллы Показатели 0-3 менее 1/3 Воспроизводит термины, понятия, представления, законы и т.д.) средний 4-6 более 1/2 – 2/3 Понимает смысл и значение терминов, понятий, и т.д., может объяснить своими словами, привести свои примеры, аналогии. высокий 710 2/3 практически полностью Осуществляет взаимодействие уже имеющихся знаний, умений и навыков с вновь приобретенными использует их в различных ситуациях; уверенно использует в ежедневной практике Уровень низкий Критерии оценивания Знания и мастерство Формирование знаний, умений, навыков Освоение разделов программ ы 29 Формирование общеучебных способов деятельности Выполнение со значительной помощью коголибо (педагога, родителя, более опытного учащегося) Выполнение при поддержке, разовой помощи, консультации кого-либо Самостоятельное построение, выполнение действий, операций. Развитие личностных свойств и способностей Воспитанность Ниже возрастных, социальных, индивидуальны х норм. Знание элементарны х норм, правил, принципов В соответствии с возрастными, социальными, индивидуальными нормами Усвоение, применение элементарных норм, правил, принципов по инициативе «извне»: ситуативное проявление Поведение, построенное на убеждении; осознание значения смысла и цели. Выше возрастных, социальных, индивидуальных норм. 2.4 Методическое обеспечение Методы, которые лежат в основе способа организации занятия. - Словесные методы обучения: (рассказ, объяснение, беседа). - Наглядные методы обучения:(просмотр литературы, эскизов, технологических карт, образцов работ, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ исполнения педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.). - Практические методы обучения:(работа по образцу, творческие задания, практические работы и др.). - Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры, творческие конкурсы, экскурсии, итоговые мероприятия). - - - Для каждого уровня освоения программы характерными методами являются: Для стартового уровня: объяснительно-иллюстративные методы обучения. При использовании такого метода обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию. Для базового уровня: репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. Для продвинутого уровня: частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом. Исследовательские методы обучения: овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы. Формы организации деятельности: -Групповая; -Индивидуальная; -Мелко - групповая; Методика организации теоретических и практических занятий На занятиях учащиеся знакомятся с различными материалами прикладного творчества и техниками. Освоение материала происходит в основном в процессе практической деятельности. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Используются следующие дидактические материалы: -наглядные пособия; -фотографии; -дидактические карточки; -видеозаписи; 30 Для реализации программы используются следующие формы занятий: • Беседа –педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания). • Тематическое занятие – детям предлагается работать над реализацией поделки к заданной теме. • Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка. • Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. • Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей. • Занятие-викторина – работа индивидуально, в группах. • Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением. • Коллективное занятие – выполнение групповых работ (панно, поделки, коллаж). • Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам. Педагогические технологии. № п/п Используемые образовательные технологии. Цель использования технологий, методик 1 Технология разноуровневого обучения Создается возможность каждому учащемуся овладеть учебным материалом на разном уровне (1, 2, 3), благодаря наполнению разновозрастных групп учениками разного года обучения. Материал подается от простого к сложному, но он тематически связан между собой. Педагогом проводится, понеобходимости, индивидуальная работа с учащимся. На занятии поощряется помощь более опытных учащихся менее опытным. 2 Технология проектного обучения Учащийся имеет возможность выбрать деятельность не в русле учебного предмета. Учащимся поручается к моменту окончания изучения темы сделать иллюстрированный альбом к данной теме, придумать свой мастер-класс, подобрать фотографии работ профессионалов и пр. Учащиеся 3 года обучения разрабатывают и проводят собственные мастер-классы, готовят к ним раздаточный и информационный материал. 31 3 Технология коммуникативног о обучения Деятельность на занятии организуется индивидуально, в парах, в микрогруппах. Это помогает учащимся сформировать навык индивидуального, группового, публичного общения. Учащиеся самостоятельно готовят и проводят мастер-классы. 4 Здоровьесберегающ ие технологии На занятиях проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз. Учащимся постоянно напоминают правила техники безопасности при работе на занятии. 5 ИКТ технология Учащиеся готовят презентации к открытым и итоговым занятиям. Выполняя домашнее задание изучают сайты по рукоделию. Ведется группа в контакте, где каждый участник может задавать вопросы и делиться информацией. Педагог использует на занятиях проектор для демонстрации материала, проведения физкультминуток и гимнастики для глаз. Алгоритм учебного занятия. Занятие состоит из теоретической и практической частей. Причем, большее количество времени занимает практическая часть. Организационная часть. - Психологический настрой учащихся на занятие. - Проверка присутствующих учащихся. Вводная часть. - Сообщение темы занятия. - Постановка цели, выделение дидактических задач занятия. Теоретическая часть. - Изложение нового материала или повторение основ пройденного материала. Практическая часть. - Самостоятельная работа. - Первый целевой обход (выяснение все ли приступили к работе, проверка техники безопасности, организации рабочего места). - Второй целевой обход (оказание индивидуальной помощи учащимся). - Третий целевой обход (анализ работы учащихся). Заключительная часть. - Подведение итогов занятия. - Уборка рабочих мест. 32 3. Список литературы Список литературы, использованной при составлении программы 1. «Методические рекомендации по разработке разноуровневых программ дополнительного образования». ГАОУ ВО «МГПУ» АНО ДПО «Открытое образование» 2. Дополнительная общеразвивающая образовательная разноуровневая программа«Домовёнок», автор педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Желнова И.Г.,2019. 3. Дополнительная общеразвивающая образовательная разноуровневая программа «Творческая мастерская "Ассорти"», автор педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Данченкова Г.А.,2019. 4. Зенкина С.А. Мониторинг результатов по дополнительной образовательной программе. Опубликовано 22.08.2013. Социальная сеть работников образования 5. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р, URL: http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html. (Дата обращения: 24.08.2019) 6. Линенко О.М. Домашний дизайнер: творческая лаборатория. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 7. Мухина В.С., Хвостов А.А.. Возрастная психология. – М.: Академия,1999. 8. Печатникова Л., Соколова Е. Образовательное путешествие. –библиотечка «Первого сентября»,серия «Воспитание. Образование. Педагогика»– №1,Москва, 2007 9. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”https://rg.ru/2018/12/03/minprosvescheniya-prikaz-196-sitedok.html (Дата обращения: 08.05.2019). 10. Приказ Минобрнауки Хабаровского края от 26 сентября 2019 года №383П "Об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе в Хабаровском крае"; 11. Технология разноуровнего обучения,URL: http://dok.opredelim.com/docs/index-69195.html(Дата обращения: 24.08.2016). 12. Сарафанова Н. А Подарки к праздникам. – М.: Мир книги, 2004. 13. Уваров С.Н., Кунина М.В. Основы творческо-конструкторской деятельности. – М.: Академический проект, 2005. 14. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //«Российская газета» -№5976 2012 - 31 декабря. 15. Фильчакова Н.А . Мониторинг образовательных результатов в 33 программах 16. ДОД.Внешкольник, сайт о дополнительном (внешкольном образовании),dop-obrazovanie.comhttp://dop-obrazovanie.com/dlyapedagogov/metod-kabinet/monitiringi/70-monitoring-obrazovatelnykh- rezultatovv-programmakh-dod (Дата обращения: 24.08.2019). Список литературы для педагога 1. 1.Ахумада Ж. «Цветы. Альбом вышивки», М., «Мой мир». 2008. 2. Вилер Н. «Мягкие игрушки», М., Контент, 2004. 3. Власова А.В. «Энциклопедия вязания», Санкт-Петербург «Золотой век», 1998. 4. Кадж Д. «Мишки», М., «Олма-пресс», 2006. 5. Марлис Бум «Молодёжный имидж», Агенство «Ниола-пресс», 1997. 6. Маро У. «Шёлковая лента», М., «Эксмо-пресс», 2000. 7. Мара А. «Шьём игрушки для детей», М., «Мир книги». 2008. 8. Пирс х. «Объёмная вышивка», М., Ниола 21 век, 2003. 9. Сычёва Л.В. «Вязание», М. «Металл», 1993. 10. Тарасенко С.В. «Вязаная игрушка», Минск,1997. 11. Тарасенко С.В. «Забавные поделки крючком и спицами», М., 1992. 12. Тюрина М. Чудо кожа. – Эксмо,2000. 13. Ханашеич Д. Р. Подружки рукодельницы. - М.: Малыш, 1999 14. Хворостухина С. А Оригинальные поделки для дома. – М.: Мир книги, 2009. - 240 с. 15. Шквыря Ж. Волшебные нитки: Волшебная мастерская; Мои первые шедевры. – М.: ООО "Феникс", 2012. – 35 с. Список литературы для обучающихся 1. Боэренс П. «Вышивка крестиком», М., «Эксмо-пресс», 2000. 2. Белова Н.В. Мягкая игрушка. Весёлая компания», М., «Эксмо-Спб», 2003. 3. Городкова Т.В. «Мягкие игрушки - мультяшки и зверушки», Ярославль, 1997. 4. Годдард М. «Вязаные игрушки», М., Контект, 2003. 5. Мититано К. Любимые игрушки из меха и ткани», М., 2008. 6. Малахова Е. Изготовление искусственных цветов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 7. Мейстер Н.Г. Лепим из бумаги. – Ярославль: Академия развития: АкадемияХолдинг, 2002. 8. Перевертель Г.И.Самоделки из текстильных материалов. – М.: Аст-пресс 1995. 9. Петров С., Кард В. Учимся лепить. – М.: Эксмо-2001. 10. Сарафанова Н.А. Подарки к праздникам. – М.: Мир книги. 2004. 34 Приложение № 1 УРО ВНИ КРИТЕРИИ СТАРТОВЫЙ ЗУН: Усвоение правил техники безопасности; Технология работы в разных техниках декоративного творчества; Правила/приёмы работы с инструментами и материалами; Изучение терминологии. УУД: Организованность; Общительность; Самостоятельность; Мотивация к художественно-творческой деятельности ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие этических чувств ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ РЕЗУЛЬТАТЫ Целенаправленное наблюдение, опрос, практическая работа, анализ практических работ, организация самостоятельного выбора, индивидуальная беседа, работа в группе Нагляднопрактический , словесный, уровневая дифференциа ция. Групповая и индивидуальн ая работа ЗУН: Знание правил техники безопасности; Овладение технологическими приёмами; Знание назначения инструментов и материалов, навыки работы с материалами и инструментами; Знание терминологии Тестирование, наблюдение, собеседование, анкетирование, педагогический анализ Технология оценивания, проблемнодиалогическа я технология ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ УУД: Формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных действий ЛИЧНОСТНЫЕ: Знание основных моральных норм, способность к оценке своих поступков и действий других учащихся с точки зрения соблюдения/ нарушения моральных норм поведения ДИФФЕРЕНЦИРОВАН НЫЕ ЗАДАНИЯ Дифференцированные задания могут составляться исходя из формулировки: учащийся должен (обязательная часть), учащийся может (дополнительная часть). Одно и то же задание может быть выполнено в нескольких уровнях: репродуктивном (с подсказкой), репродуктивном (самостоятельно) и творческом. БАЗОВЫЙ ПРОДВИНУТЫЙ ЗУН: Технологичность изготовления изделий ДПТ; Соответствие теоретических знаний программным требованиям. Наблюдение, опрос, практическая работа, анализ практических работ, работа в группе Нагляднопрактический , словесный, уровневая дифференциа ция УУД: Организованность; Общительность; Самостоятельность; Инициативность Проявление устойчивого интереса к новым способам познания Тестирование, наблюдение, собеседование, анкетирование, педагогический анализ Технология оценивания, проблемнодиалогически й, технологичес кий Наблюдение, опрос, практическая работа, анализ практических работ, беседа Нагляднопрактический , словесный, уровневая дифференциа ция ЛИЧНОСТНЫЕ: Принятие и освоение новой социальной роли, собственной позиции ЗУН: Соответствие реальных навыков программным требованиям; Технологичность изготовления изделий ДПТ; Креативность при выполнении практических заданий; Самостоятельность в подборе материалов и способов выполнения изделия. УУД: Организованность; общительность; самостоятельность; инициативность; быть терпимым ЛИЧНОСТНЫЕ: Адекватная оценка происходящего. Логические задания; портфолио учащегося; творческие задания; наблюдение, собеседование, анкетирование, педагогический анализ Технологичес кий; проектный; Поисковый ЗУН: Освоение технологии выполнения работ ДПТ; Теоретические знания по основным разделам учебнотематического плана программы УУД: умение распределять работу в команде, умение выслушать друг друга, ЗУН: Практические умения и навыки, предусмотренные программой; Творческие навыки УУД: Согласованность действий ЛИЧНОСТНЫЕ: Способность к оценке своих поступков и действий; Патриотичность Реализация проекта: мини-проект (одно занятие); краткосрочный (4-6 занятий); среднесрочный (20-30 часов); Индивидуальный проект; Групповой проект. Действенный (поход, экскурсия, мастер-класс, игра, викторина); Реализация проекта: мини-проект (одно занятие); краткосрочный (4-6 занятий); среднесрочный (20-30 часов); долгосрочный (в течение года). Индивидуальный проект; Групповой проект. Материальный (макет, комп. презентация); Действенный (поход, экскурсия, мастер-класс, игра, викторина); Письменные (инструкция, рекомендации) Приложение №2 Индивидуальная карта результативности освоения образовательной программы ФИО Параметры оценивания 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения форма проверки, методы, диагностики методики диагностики сентябрь декабрь май сентябрь декабрь май сентябрь декабрь май 1.Освоение разделов программы Мягкая игрушка Вышивка Вязание Декоративное творчество Проектная деятельность Формирование детского коллектива 2.Формирование знаний, умений, навыков Термины Технологии (изготовления, разработки поделок, техники декоративного творчества, работы с материалами) Алгоритмы (выполнения работы, последовательности действий) Техника безопасности и охрана здоровья Навыки (работы с различными материалами, планировании работы, самоорганизации) Выставка Контрольные задания Практическая работа Собеседование Опрос Наблюдение Наблюдение 3.Развитие личностных свойств и способностей Речь (словарный запас, умение выразить мысль, публичное высказывание) мелкая моторика рук Планирование деятельности Образное мышление Внимание Память Толерантность Мышление (абстрактное и логическое) 4.Воспитанность. К прекрасному (в природе, искусстве) К обществу (к людям) Творческая работа Диагностика Задание динамики развития Тестирование Рефлексия Наблюдение Совместное обсуждение Анализ, экспертиза творческих работ КТД Беседа Социальная практика Наблюдение Анализ ситуаций Рефлексия Конкурсы, Фестивали, соревнования Нааблюдение Отзывы Экспертные оценки 5. Достижения учащегося (кол-во) На уровне детского объединения На уровне учреждения На уровне города На уровне края На уровне России На международном уровне Места, грамоты, дипломы Общие замечания и выводы Приложение №3 38 Карта результативности освоения образовательной программы группа № сен дек май сен дек май 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 0-3 балла 4-6 балла 7-10 баллов Общие замечания, суждения и выводы педагога сен дек май сен дек май сен Развитие компетенций Достижения (колво) на уровне дек май сен дек май Междунар Воспитанность Россия Формирование Формирование Развитие знаний, умений, общеучебных личностных способов свойств и навыков деятельности способностей край Освоение разделов программы город ФИО учащегося учрежден № Приложение №4 Творческая карта учащегося ФИО_ Раздел Название работ, количество Отзыв о работе (Сложно, легко, интересно, скучно, понравилось или нет) Критерии оценки (самооценка, оценка педагога) Мягкая игрушка Вышивка Вязание Декоративное творчество Проектная деятельность *Критерии оценки разрабатываются совместно с детьми: аккуратность, креативность, подбор материала, качество выполнения, завершенность и т.д. (Оценивание по 10 бальной системе). Приложение №5 Банк достижений учащихся ФИО Количество Участие в законченных выставках работ ( в баллах) участие1 балл, победа3 балла Участие в мероприятиях клуба участник -1 балл, организатор3 балла Посещение занятий1 занятие -1 балл *содержание колонок достижений разрабатывается совместно с детьми и может меняться 41 Подведение итогов. Приложение №6 Анкета Дорогой друг! Мне очень важно узнать твоё мнение. Запиши свои размышления в виде окончания предложений. Занятия для меня в этом году Больше всего мне запомнилось В этом году я узнал (научился) На занятиях мне нравится На занятиях мне не нравится На будущий год мне хотелось бы Ядумаю, в жизни мне пригодится ____________________________________________________________________ Мой педагог ___________________________________________________ 42 Приложение №7 ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ Цель: развитие контрольно-оценочной самостоятельности Что оценивать Кто должен оценивать Технология оценивания Где накапливать и фиксировать результаты По каким критериям оценивать По какой шкале оценивать Как определять итоговый балл Умения применять знания Ребёнок/учащийся в диалоге с педагогом Портфолио, Личные карточки Совместно разработанным Совместно разработанной (баллы) Средний. Решающим является последний полученный балл Алгоритм самооценки: (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем?) Коллективное обсуждение работ. 43 Приложение № 8 Примерные тестовые материалы для контрольного опроса учащихся на выявление уровня знаний теоретического материала Первый год обучения № Перечень вопросов С какими видами творчества (рукоделия) вы знакомы? 2 Нарисуйте схему «Шов вперёд иголкой». 3 Нарисуйте схему «Обмёточный шов». 4 Расположите по порядку этапы изготовления мягкой игрушки раскрой, набивка, сшивание деталей, оформление игрушки, сборка игрушки 5 Что такое " набивка"? 6 Назовите приспособление для натяжения ткани при вышивании? 7 Назовите нитки, используемые при вышивке 8 Перечислите виды вышивальных швов, стежков. 9 Чем игла для вышивания отличается от обычной иглы? (выберите ответ) толщиной длиной формой ушка 10 Свет во время работы должен падать с... 1 Ответы (в баллах) Правильный Не во всем Неверный ответ правильный ответ ответ Оценка Второй год обучения № Перечень вопросов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Какие виды творчества (рукоделия) вы знаете? Какие виды ткани вы знаете Перечислите основные швы, используемые при шитье. Назовите по порядку этапы изготовления мягкой игрушки Перечислите материалы, используемые в вышивке крестиком Перечислите основные элементы в вышивке крестиком Изобразите любую букву в виде схемы для вышивки крестиком Петли, образующие цепочку при вязании крючком, называют (выбери ответ) вытянутыми; кромочными; воздушными. Что такое скрапбукинг? На каком расстоянии необходимо держать работу от глаз? ( выбери ответ) 25 - 30 см 20 - 25 см 30-35 см Ответы (в баллах) Правильный Не во всем ответ правильный ответ Оценка Неверный ответ Третий год обучения № 1 2 3 4 5 6 7 8 Перечень вопросов Какие виды творчества (рукоделия) вы знаете? Алгоритм изготовления игрушки (сувенира) Перечислите материалы и инструменты, используемые для вышивки лентами Перечислите основные элементы в вышивке лентами Выберете прием, который не относится к технике вязания крючком? столбик с накидом; воздушная петля; лицевая петля. С чего начинается любое вязание? (выбери ответ) с вязания изнаночных петель; с вязания столбиков без накида; с набора петель. Условные обозначения петель - это... рисунок; схема; описание. Богиня Древней Греции, которая давала людям мудрость и знания, учила их ремеслам и искусствам: Арахна; Афина; Венера. Ответы (в баллах) Правильный Не во всем ответ правильный ответ Оценка Неверный ответ