КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Развитие сети дорог и резкий рост количества транспорта значительно усложнили обстановку на дорогах. Дети вместе со взрослыми являются участниками дорожного движения. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма (далее ДДТТ) необходимо обучать детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице в качестве пешеходов и формировать у них специальные навыки участников дорожного движения в качестве велосипедистов. Программа направлена на развитие у детей навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, пропаганду здорового образа жизни, предотвращение ДТП с участием детей. Программа курса «Безопасное колесо» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». А также на основе сборника методических рекомендаций «Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», а также Программы спортивной подготовки по виду спорта «Велоспорт-шоссе» для ДЮСШОР. Программа разработана с учётом следующих нормативных документов: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»); Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019 № 645рп; Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (дополнительным общеразвивающим) программам детям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на территории Хабаровского края приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2; Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» № 383 П от 26.09.2019 г.); Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ. Направленность: социально-гуманитарная, безопасность дорожного движения. Уровень сложности: базовый. Актуальность Во-первых, среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо выделяется проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. К сожалению, изучение Правил дорожного движения (ПДД) в курсе ОБЖ и во внеклассной работе классных руководителей в полной мере не дает положительного результата в безопасном поведении детей на дорогах. Анализ дорожно-транспортных происшествий за последние годы выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению на дорогах. Программа дополнительного образования «Безопасное колесо» будет способствовать воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части. Во-вторых, обучение обучающихся культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. В-третьих, программа позволит воспитать в детях дисциплинированность, внимание, собранность, такие качества, как ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что занятия предоставляют обучающимся возможности приобрести практический опыт взаимодействия в социальной среде и личностного роста. Организация образовательного процесса направлена на тесное сотрудничество детей разного возраста и инспекторов по пропаганде безопасности дорожного движения в освоении навыков безопасного поведения в дорожной среде. Отличительная особенность программы заключается в том, что тесное взаимодействие всех участников с сотрудниками ГИБДД позволит создать условия для формирования безопасного образовательного пространства в школе и ее социальном окружении. В программе предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам: оказания первой медицинской помощи, владения навыками коммуникативной компетенции. Детей психологически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых ситуациях. Кроме этого, программа представляет собой пропедевтический курс введения в автомобильное дело, которое учащиеся школы будут изучать в старших классах. Программа имеет четкую практическую направленность. На занятиях, общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся: • овладевают знаниями по ПДД, этике поведения на дороге; • участвуют в повседневной жизни коллектива; • получают знания, непосредственно относящиеся к охране жизни и здоровья; • привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков. Адресат программы Программа предназначена для обучающихся 9-13 лет. Принимаются ребята, активно интересующиеся автомобилями, вождением велосипеда, изъявившие желание участвовать в работе по пропаганде ПДД и предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Школьники не только обучаются сами, но и передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, в том числе «Безопасное колесо», работают с учащимися начальной школы, разрабатывают наглядные пособия, площадки для вождения велосипеда и т. п. Объём и сроки усвоения программы: программа рассчитана на 2 года, 324 часа. Формы обучения – очная. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Период 1 год обучения 2 год обучения Продолжительность Количество Количество Кол-во занятия занятий в часов в недель неделю неделю 1 час 3 3 36 2 час 3 6 Особенности организации образовательного процесса: Форма организации занятий: 36 Кол-во часов год 108 216 в - Групповая. Наполняемость учебной группы 15 человек. Форма проведения занятий: -беседа; - практическая работа; - соревнования; - игры. Методы: - Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы); - Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций, материальной базы); - Практические (фигурное вождение велосипеда, практическое вождение, велопробеги, оказание доврачебной медицинской помощи). Цель: формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах. Задачи: Предметные • научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки; • обучить фигурному вождению велосипеда; Метапредметные • сформировать умение безопасного поведения в различных дорожно- транспортных ситуациях; • развивать навыки быстрого реагирования на обстановку при движении Личностные • воспитать чувство ответственности за собственную безопасность; • воспитать умение действовать в команде. Учебный план (1 год обучения) № Тема 1. Правила дорожного движения Основы доврачебной медицинской 2. помощи Фигурное вождение велосипеда 3. Количество часов Всего Теория Практика 30 10 20 5 10 5 30 4 26 Формы контроля Тест Наблюде ние Норматив ы 4. Преодоление препятствий на велосипеде Общая физическая подготовка 5. 6. Пропаганда безопасности движения Итого: 20 4 16 12 2 10 6 2 4 108 37 71 Норматив ы Норматив ы Участие в акции Содержание программы 1 год обучения 1. «Правила дорожного движения» Транспортные средства. Виды транспортных средств. Участники дорожного движения. Водитель. Обязанности водителя. Пешеход. Обязанности пешехода. Пассажиры. Обязанности пассажиров Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты Средства организации и регулирования дорожного движения. Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка. Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки». Действие водителя при запрещающим сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками Начало движение, маневрирование. Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движения при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка Места, где запрещен поворот. Места, где запрещен разворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона Проезд перекрестков. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей Движение через железнодорожные пути Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде Движение в жилых зонах Приоритет маршрутных транспортных средств Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Внешние световые приборы транспортных средств. Темное время суток и условия недостаточной видимости. Правила пользования внешними световыми приборами. Пользование звуковыми сигналами. Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов Решение ситуационных билетов Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б» 2. Основы доврачебной медицинской помощи Понятие о травмах и объеме первой помощи. Раны и кровотечение. Правила наложения повязок. Закрытые травмы. Повреждение головы и лица. Повреждение конечностей. Ожоги. Отморожение. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца. 3. Фигурное вождение велосипеда Приемы выполнения упражнений по фигурному вождению. Программа соревнований по фигурному вождению. Безопасность при выполнении упражнений. Круг. Восьмерка. Слалом. Перестроение. Прицельное торможение. Перенос предмета. Желоб. Кривая дорожка. 4. Преодоление препятствий на велосипеде Безопасность при движении по пересеченной местности Экипировка велосипедиста Подготовка велосипеда Преодоление на велосипеде естественных препятствий Преодоление на велосипеде искусственных препятствий Велопробег 25 км 5. Общая физическая подготовка Общие сведения о воздействии спортивных нагрузок на организм человека Врачебный контроль Подвижные игры Легкоатлетические упражнения Спортивные игры Гимнастические упражнения Занятия на тренажерах 6. Пропаганда безопасности движения Подготовка к соревнованиям, конкурсам. Участие в акциях по пропаганде безопасного движения Ожидаемые результаты По окончании 1 года обучения обучающихся: - демонстрируют знание ПДД (разделы о пешеходах, велосипедистах); - знают основные виды опасностей, возникающих при движении на велосипеде и умеют их избегать; - выполняют правила передвижения по изученным маршрутам, в т.ч. с естественными или искусственными препятствиями; - умеют оказать первую помощь при несложных травмах (ушибы, неглубокие раны, растяжения связок); - умеют выполнять упражнения по фигурному вождению велосипеда; - принимают участие в соревнованиях «Безопасное колесо» в составе команды; - принимают участие в соревнованиях по велосипедному спорту. Учебный план (2 год обучения) № Количество часов Тема Всего 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Теория Форма контроля Практика Правила дорожного движения Основы доврачебной медицинской помощи Фигурное вождение велосипеда Преодоление препятствий на велосипеде Общая физическая подготовка Пропаганда безопасности дорожного движения Подготовка к соревнованиям и конкурсам 60 40 20 20 10 10 55 5 50 40 8 32 22 4 18 12 4 8 25 1 6 Итого: 216 72 142 Тест Наблюдение Нормативы Нормативы Нормативы Участие в акции Участие в конкурсах Содержание программы 2 год обучения 1. Правила дорожного движения Транспортные средства Виды транспортных средств. Участники дорожного движения Водитель. Обязанности водителя Пешеход. Обязанности пешехода Пассажиры. Обязанности пассажиров Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты Средства организации и регулирования дорожного движения Дорожные знаки. Предупреждающие знаки Дорожные знаки. Знаки приоритета Дорожные знаки. Предписывающие знаки Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки» Действие водителя при запрещающим сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки. Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки. Начало движение, маневрирование Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движения при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка Место, где запрещен поворот. Место, где запрещен поворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона Расположение транспортных средств на проезжей части Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами. Дороги, на которых водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном направлении Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция Скорость движения Общие правила выбора скорости движения. Максимальная разрешенная скорость движения транспортных средств. Обгон и встречный разъезд Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками 1.13 и 1.14 Остановка, стоянка, вынужденная остановка Виды прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения движения Подготовка к преднамеренному прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамереннее прекращение движения на тротуаре Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена Проезд перекрестков Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей Движение через железнодорожные пути Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде Движение по автомагистралям Въезд на автомагистрали и выезд с них. Особенности маневрирования на автомагистралях. Прекращение движения на автомагистрали Движение в жилых зонах Приоритет маршрутных транспортных средств Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Пользование внешними световыми приборами. Внешние световые приборы транспортных средств. Темное время суток и условия недостаточной видимости. Правила пользования внешними световыми приборами. Пользование звуковыми сигналами Буксировка механических транспортных средств Общие правила и способы буксировки. Случаи запрещения буксировки Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов Решение ситуационных билетов Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б» 2. Основы доврачебной медицинской помощи Понятие о травмах и объеме первой помощи. Раны и кровотечение. Травматический шок. Синдром длительного сдавливания. Правила наложения повязок. Закрытые травмы. Повреждение головы и лица. Повреждение груди. Повреждение органов брюшной полости. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей. Электротравма. Ожоги. Отморожение. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца. 3. Фигурное вождение велосипеда Приемы выполнения упражнений по фигурному вождению. Программа соревнований по фигурному вождению. Безопасность при выполнении упражнений. Узор из конусов. Змейка. S-образная дорога. Квадрат. Наклонная доска. Узкий проезд. Дорога с выбоинами. Дорога с ямами. Дорога с неровностями для ограничения скорости. Проезд под перекладиной. Зауженная прямая дорожка. Кривая дорожка. Рельсы. 4. Преодоление препятствий на велосипеде Безопасность при движении по пересеченной местности Экипировка велосипедиста Подготовка велосипеда Преодоление на велосипеде естественных препятствий Преодоление на велосипеде искусственных препятствий Велопробег 25 км 5. Общая физическая подготовка Общие сведения о воздействии спортивных нагрузок на организм человека Врачебный контроль Подвижные игры Легкоатлетические упражнения Спортивные игры Гимнастические упражнения Занятия на тренажерах 6. Пропаганда безопасности движения Подготовка к соревнованиям, конкурсам. Участие в акциях по пропаганде безопасного движения 7. Подготовка и участие в соревнованиях Врачебный контроль Подготовка велосипедов, экипировки Тактика и стратегия прохождения различных дистанций Подготовка и участие в соревнованиях Ожидаемые результаты По окончании 2 года обучения обучающихся: - демонстрируют знание ПДД (успешно выполняют задания из билетов ГИБДД по категориям А и В); знают основные виды опасностей, возникающих при движении на - велосипеде и умеют их избегать; умеют составлять велосипедные маршруты для безопасного передвижения, - в т.ч. с естественными или искусственными препятствиями; - умеют оказать первую помощь при травмах до приезда Скорой помощи; - умеют выполнять упражнения по фигурному вождению велосипеда; - - принимают участие в мероприятиях по пропаганде ПДД и дорожной безопасности; принимают участие в соревнованиях «Безопасное колесо» в составе команды. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Организационно-методические условия Материально-техническая база № п\п Наличие Количество Аптечка Инвентарь по фигурному вождению велосипеда 2 шт. 1 комплект Спортивный зал Спортивная площадка Магнитные знаки правил дорожного движения Билеты по проверке знаний ПДД для учащихся 5 -7кл. 1 1 1 комплект 2 комплекта Комментарий к экзаменационным билетам Велосипеды 2 комплекта 15 шт Формы аттестации 1. Тестирование, работа с индивидуальными карточками по ПДД 2. Анкетирование по теоретическим знаниям и правилам техники безопасности и личной гигиены 3. Проведение конкурсов, викторин по ПДД, медицине 4. Оценка посещаемости занятий в велогородке, автогородке, "Школе ГИБДД"; участие в внутри учрежденческих, городских и краевых соревнованиях "Безопасное колесо". 5. Проведение тестовых испытаний по возрастным оценочным нормативам и определение физического уровня развития Оценочные материалы 1. «Дорогу осилит идущий» - дорожная грамота в 100 вопросах и ответах. 2. Правила дорожного движения велосипедистов – билеты. 3. Билеты по правилам дорожного движения для работы педагога с учащимися. Методические материалы Данная программа опирается на Сборник методических рекомендаций «Содержание деятельности образовательных учреждений про профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Центра общих проблем среднего образования ГНУ ИСМО РАО: ЕА. Бондаренко, Н.Ф. Виноградова, В.А. Горский, К.Е. Грибанова, А.А. Журин под ред А.А. Журина, М., ИСМО РАО , 2006 год. Издание подготовлено в рамках проекта «Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах». В сборнике представлены методические рекомендации по организации учебновоспитательной работы, направленной на формирование у детей и подростков устойчивых стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах. Содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания, представленные в методических рекомендациях, отобраны с учетом психологических и психофизиологических особенностей учащихся соответствующих возрастов и социальных групп. Пособие адресовано руководителям органов управления образованием, образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, методистам, учителям, воспитателям, студентам педагогических вузов. Для спортивной подготовки используется Программа спортивной подготовки по виду спорта Велоспорт-шоссе (Разработана в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по велосипедному спорту-шоссе, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30.08.2013_года № 68 Список источников для педагога 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р). 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 5. письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»); 6. Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019 № 645-рп; 7. Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (дополнительным общеразвивающим) программам детям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на территории Хабаровского края приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2; 8. Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» № 383 П от 26.09.2019 г.); 9. Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ. 10. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007. 11. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004. 12. Школа светофорных наук, г.Киров, 2000. 13. Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения/ В.В. Головко. – М., 2007. 14. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / В.П. Дмитрук. – М.,2008 15. Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком/ С.Ф. Зеленин. – М., 2007. 16. Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: метод. Пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Н.И. Клочанов. – М., 2004. 17. Куперман А.И. Безопасность дорожного движения / А.И. Куперман, Ю.В. Миронов. – М., 2007. 18. Психология обеспечения безопасности дорожного движения. – М., 2008. 19. Энциклопедия безопасности. – М.,2002. Список литературы для учащихся 1. Кузьмина Т.Д.Важные уроки по правилам дороги.,2007г 2. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. – М, 2004г. 3. «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника» Допущено Министерством образования в качестве методического пособия для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования под общей редакцией Г лавного государственного инспекторабезопасности дорожного движения РФ генерала - лейтенанта милиции В.Н.Кирьянова Москва, «Третий Рим», 2007; 4. «Изучение правил дорожного движения» Внеклассная работа в начальной школе автор - составитель Е.А.Гальцова. Издательство «Учитель» Волгоград 2008; 5. «Правила дорожные знать каждому положено». Познавательные игры со школьниками. Автор-составитель М.С. Коган. Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2008. 6. А.Л.Рыбин. Обучение правилам дорожного движения. - М., «Просвещение», 2008 7. Газета «Добрая дорога детства» 8. М.Л.Форнггат. Учись быть пешеходом.- Санкт-Петербург, 2008