Бисероплетение

1

ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………….2
1.2.Цели и задачи программы………………………………………………….8
1.3.Содержание программы………………………………………………… ..9
1.4.Планируемые результаты……………………………………………….. 21

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график……………………………………………24
2.2. Условия реализации программы…………………………………………25
2.3. Форма аттестации…………………………………………………………26
2.4.Оценочные материалы……………………………………………………..29
2.5. Методические материалы…………………………………………………29
2.6. Список литературы………………………………………………………...37

2

Раздел
№1
КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Декоративно-прикладное творчество, как часть народного искусства веками
не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной
культуры. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения
культурной и исторической самобытности России, национальных традиций.
Декоративно - прикладное искусство органично вошло в современный быт и
продолжает развиваться. Бисероплетение, как вид декоративно-прикладного
искусства в России не только возрождается, но и стало чрезвычайно
популярным в последние годы.
Данная программа основана на нормативно-правовой базе:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Далее Федеральный закон № 273-ФЗ).
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. №28г. Москва «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 г. (№ 09-3242)«О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
5. Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в
Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019
№ 645-рп;
6. Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным (дополнительным
общеразвивающим) программам детям в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, на территории Хабаровского края приказ
министерства образования и науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2;
3

7.Положение о дополнительной общеобразовательной программе,
реализуемой в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития
творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного
образования детей Хабаровского края)»№ 383П от 26.09.2019 г.);
8.Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ.
Направленность программы – художественная. Программа направлена на
формирование художественного и цветового восприятия, умения применять
полученные знания в самостоятельном творчестве, развитие основных
навыков и приемов работы изготовления декоративных изделий из бисера.
Тип программы: традиционная.
Актуальность программы. Сегодня интерес к бисеру захлестнул весь мир,
так как это доступный материал, с помощью которого можно изготовить
неповторимые по своей красоте оригинальные изделия. Бисероплетение
переживает новый этап своего развития. Появились качественные и
доступные материалы, новые формы работы с бисером, широкий выбор
литературы и интернет сайтов по бисероплетению. Сочетание бисера с
новыми материалами дает фантастический по красоте результат, а
сравнительно низкая стоимость делает это увлечение доступным каждому.
Этим объясняется огромный интерес подрастающего поколения к
бисероплетению. Но опыт показывает, что овладеть секретами рукоделия
самостоятельно достаточно сложно. Успешно овладеть этим искусством
поможет педагог. Каждая работа, выполненная из бисера индивидуальна,
хранит тепло рук мастера и может стать оригинальным сувениром и
подарком для друзей и близких. Главное, бисер позволяет раскрывать
безграничную фантазию и творческое воображение у ребенка.
Отличительные особенности программы заключается
- в тесном переплетении в содержании элементов народного прикладного
искусства с новейшими тенденциями современного дизайна;
- в использовании новых технологий;
- в работе с новыми материалами, которые упрощают технологию
изготовления изделий и выигрывают в декоративности.
- в методически обновленном, целесообразном объеме учебной нагрузки и ее
распределении, обеспечивающей широту развития личности, учитывая
индивидуальные потребности каждого ребенка.
4

Программа "Бисероплетение" разработана на основе изучения специальной
и методической литературы, и собственного педагогического опыта.(см.
Список литературы )
Новизна программы состоит в том, что она сочетает в себе традиционные
академические приемы плетения и современные приемы и техники низания.
Впервые
раздел «Ажурное плетение»
широко представлен
комбинированными способами выполнения
работ, с применением
разнообразных материалов. Новые идеи для творчества внесены в раздел
«Параллельного низания», «Мозаика», «Вышивка».
Они позволяют
учащимся самостоятельно придумывать схемы, воплотив полет своей
фантазии и творение рук.
Педагогическая
целесообразность
Программа
педагогически
целесообразна, так как направлена на развитие у детей мотивации к
познанию и творчеству, на раскрытие творческого потенциала личности
через воспитание стойкого интереса к декоративно-прикладному искусству
средствами бисероплетения.
Практическая значимость изучаемого предмета обуславливается
возможностью применить полученные знания и умения на практике,
развивать творческие способности и реализовать их в дальнейшей жизни.
Получив начальные знания, умения и навыки, обучающиеся могут в
дальнейшем развиваться в области бисероплетения, повышать свое
мастерство, достигать высоких результатов и готовить себя к
самостоятельной жизни в современном мире. Кроме того занятия
бисероплетением могут повлиять на самоопределение ребенка в будущем,
это может перерасти в профессию, или стать увлечением, что тоже
немаловажно. Обучение по данной программе создает благоприятные
условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка,
социально-культурного и профессионального самоопределения, развития
познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.
В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и
творческие способности, но и воспитываются замечательные качества
личности, такие как:
- трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, так как занятия
бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от обучающихся;
- оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать
свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой;

5

- эмоциональность, поскольку на занятиях обучающиеся развивают
способность радоваться не только своим успехам, но и успехам своих
товарищей;
- общительность, так как дружественная атмосфера в коллективе помогает
пробудить чувство радости от общения друг с другом и интерес к жизни
других людей;
- внимательность. Занимаясь бисером, обучающимся необходимо большое
усердие и внимание при работе;
- хорошая память, поскольку занятия с мелкими предметами развивают
психомоторику ребенка, а это, в свою очередь, напрямую влияет на
Адресат программы. Дополнительная образовательная программа по
бисероплетению адресована учащимся школ города Комсомольска-на-Амуре
1-5 классов, проявляющих интерес к искусству бисероплетения. В
объединение приходят дети, не имеющие специальных навыков работы с
бисером. В основном плетением занимаются девочки, но и мальчики не
исключение. Группы формируются по желанию детей.
Объем и срок усвоения программы. Программа рассчитана на 3 года. На
полное освоение программы требуется 576 часов, включая индивидуальные
консультации, тренинги, посещение экскурсий.
Объем программы и режим работы
№

Период

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Занятий в Часов
неделю
неделю

в недель

Кол-во
часов в год

1.

1год обучения

2

4часа

36

144ч.

2

2год обучения

2

6ч.

36

216ч.

3

3год обучения

3

6ч.

36

216ч.

Итого

576ч.

Форма обучения – очная.

6

Формы проведения занятий – аудиторные: учебное занятие, практикумы,
творческие мастерские, лекции, защита проекта, творческие выставки,
участие во всероссийских и международных конкурсах. Основные виды
занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего
учебного года с учетом планируемых мероприятий и интересов учащихся.
Особенности организации образовательного процесса. Обучение
осуществляется в группах с постоянным составом. Программа
предусматривает постепенный переход от одной техники плетения к другой,
более сложной, от одной схемы (упрощенной) к другой (усложненной). При
организации режима работы с учетом требований санитарноэпидемиологических норм и школьных нагрузок каждого обучающегося
выбран определенный режим занятий. Работа с бисером требует внимания и
напряженной работы глаз, поэтому важно, чтобы рабочее место каждого
ребенка было удобным и хорошо освещенным. При длительной работе с
бисером наступает зрительное утомление, поэтому рекомендуется через 2025 минут проводить зрительную гимнастику, предупреждающую
возникновение утомления глаз. Особое место в овладении данным курсом
отводится самостоятельной работе по выполнению заданий. Педагогический
контроль знаний, умений и навыков представляет собой проверку уровня
усвоения теоретических знаний, выполнение дифференцированных
практических заданий разной сложности. Важным аспектом в обучении
является индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям
познавательной деятельности обучающихся. Индивидуальный поход
подразумевает работу с каждым обучающимся, с учетом его возраста,
физиологических
и
психологических
способностей,
уровня
интеллектуального, творческого развития. Этот подход предполагает
использование заданий, методов обучения и стиля общения. Именно
индивидуальный подход дает возможность учащемуся раскрыться и
утвердиться. «Индивидуальный образовательный маршрут» ( Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ, гл.2 ст.17.п.4 ) разрабатывается ежегодно
для ребят успешно освоивших программу. Разработка индивидуального
образовательного маршрута происходит совместно с педагогом
дополнительного образования, обучающимся и его родителями. Однако
право выбора того или иного маршрута собственного образования должно
принадлежать, прежде всего, самому обучающемуся. Цель – помочь ему
спроектировать и реализовать свой проект целенаправленного развития.
Формы занятий остаются традиционными и лишь формы подведения итогов
могут различаться.
7

Режим занятий. Продолжительность занятий: 45 минут, перемены 5-10
минут. В группах первого года обучения – 15 учащихся. Режим – 2 занятия в
неделю по 2 часа. Количество часов в неделю – 4час. (144 часа). В группах
второго года обучения – 12 учащихся. Режим – 2 занятия в неделю по 3 часа.
Количество часов в неделю – 6час. (216 часов). В группах 3 года обучения 10 учащихся. Режим - 2 занятия в неделю по 3 часа. Количество часов в
неделю – 6час. (216часов).
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: приобщение обучающихся к искусству бисероплетения,
путем непосредственного включения их в творческий процесс по созданию
изделий из бисера, развитие способности к творческому самовыражению и
самореализации.
Задачи программы:
личностные:
 воспитывать чувство особой гордости традициями, культурой своей
страны, своего народа;
 способствовать сохранению и укреплению эмоционального и
психического благополучия обучающихся;
 формировать культуру поведения в обществе и в коллективе,
положительных качеств личности обучающихся: трудолюбия,
настойчивости, бережливости, терпения, самостоятельности.
Метапредметные:
 развивать образное мышление, мелкую моторику, фантазию, внимание,
творческие способности
 умение сравнивать и анализировать, формировать эстетический и
художественный вкус
 формировать мотивацию успеха и достижения творческой
самореализации
 развивать коммуникативные компетентности обучающихся на основе
организации совместной продуктивной деятельности
 формировать навыки сотрудничества, умение контролировать и
оценивать свои действия
 совершенствовать имеющиеся художественно-творческие способности.
Предметные:

8

 прививать интерес к бисероплетению, готовность участвовать самому в
создании изделий
 развивать и формировать знания по основам композиции, цветоведения
и материаловедения
 Дать теоретические и практические основы бисероплетения в технике
«параллельного
низания»,
«Мозаика»,
«Ажурное
низание»,
«Кирпичный стежок», «Ручное ткачество».
 Сформировать практические навыки работы с разными материалами и
инструментами по бисероплетению, используя разнообразные техники
плетения.
 Формирование умения использовать, самостоятельно работать с
опорными схемами, технологическими картами, «по образцу».
 расширить спектр специальных знаний в области изготовления
изделий из бисера;
 совершенствовать навыки и приемы вышивки бисером, бусинами,
пайетками и стеклярусом
1.3 Содержание программы.
Содержание данной программы оформлено по годам обучения.
Задачи 1 года обучения.
1.Личностные: формировать интерес к занятиям по бисероплетению, желание
работать на результат; воспитывать уважительное отношение к своим
товарищам; формировать навыки общения в коллективе.
2.Метапредметные: формировать умение работать по схеме, по образцу,
инструкционной карте; развивать мелкую моторику руки и внимание;
сформировать представления об основных и дополнительных цветах, о
материалах и инструментах.
3.Предметные: формировать знания и навыки при работе с проволокой в
технике параллельного низания; научить основным правилам фиксации
бисера; познакомить с элементами работы в технике «Ажурное низание,
«Кирпичный стежок», «Ручное ткачество на станке»»; научить добавлять и
закреплять проволоку, работать иголкой.

9

Учебный план. 1год обучения
Формы
Количество часов
Всег Теори Практик аттестации/
о
я
а
контроля
2
1
1
Беседа. Тест.
Наблюдение.
Минивыставка.
Коллективн
ый анализ.
78
5
74
Мастеркласс
Практическа
я работа.
Выставка
24
2
22
работ
для
родителей

№ Название раздела, темы

1.

Вводное занятие.

2.

Низание на проволоку

3.

Ажурное низание

4.

Ручное ткачество (работа на 12
станке)

1

11

5.

Техника «кирпичный стежок»

16

1

15

6.

Индивидуальная работа.

8

8

7.

Экскурсии. Выставки.

4

4

Конкурсная программа.
Итого:

144

10

Работа
сайтом.
Конкурс

134

Содержание программы 1год обучения
1.Вводное занятие.
Теория. Знакомство с объединением. Экскурсия по Дворцу. Оборудование
кабинета, рабочего места. Вводный инструктаж по технике безопасности.
10

с

Знакомство с деятельностью объединения. Демонстрация творческих работ.
Введение в образовательную программу.
2.Низание на проволоку.
Теория. Проволока для плетения. Особенности работы с проволокой.
Знакомство со схемой. Способы добавления проволоки. Правила набора 1 и
второго ряда. Меры предосторожности при обрыве проволоки.
Практика. Насекомые. Строение. Нижние крылышки. Верхние крылышки.
Правила фиксации бисера. Работа по схеме.
Закрепление техники
параллельного низания.
Практика. «Подводный мир». Плетение рыб по схеме. Особенности
плетения плавников и хвостиков. Водоросли. Звезды. Чайки. Подбор
материалов для выполнения работы. Соединение деталей.
Практика. «Сказочные фигурки из бисера». Особенности плетения
сказочных фигурок (ручки, лапки, ноги, ушки, носы, хвостики). Правила
фиксации бисера. Выбор материала. Умение работать со схемой.
Объемные фигурки из бисера и бусин.
Теория. «Трогательный зоопарк». Правила хранения игры с фигурками.
Практика. Изготовление игрушек и сувениров. Плетение в техники
параллельного низания объемной игрушки. Объемная игрушка. Особенности
работы с длинной проволокой, леской. Натяжение проволоки. Четная,
нечетная сторона работы. Работа со схемами. Особенности плетение
крыльев, лап, хвостов.
Практика. Низание в крестик. Сувенир к празднику «Святого Валентина».
Работа по схеме. Особенности выполнения. Повороты. Заделка концов
проволоки.
Теория. Необычный мир цветов. Структура соцветий. Презентация.
Практика. Цветы из бисера. Изготовление букетика в подарок родным и
близким. Разнообразие цветов. Выбор материала. Соцветие. Листья. Пестики,
Тычинки. Работа со схемами. Петельное плетение. Особенности плетения и
соединения.
3. «Ажурное низание».
11

Теория. Работа с одной и двумя иглами. Техника безопасности. Организация
рабочего стола.
Практика. Работа с одной иголкой. Крепление замочка. Работа со схемой.
Выбор необходимого материала. Набор и крепление колечка. Низание
простых цепочек «В крестик» Изготовление несложных украшений. Выбор
материала. Работа по образцу. Схема. Работа по схеме. Способы добавления
нити, лески. Чистота работы.
Теория. Знакомство с приемом оформления подарков
Практика. Пасхальный сувенир. История создания пасхального сувенира.
Подготовка основы и материала. Способ «ажурная сетка». Работа со схемой.
Приемы выполнения поворотов. Аккуратность в работе. Способы добавления
ниток. Оформление дополнительными деталями.
4.Ручное ткачество.
Теория. Творческая работа «Тканая цепочка ручной работы». Узор из
геометрических элементов на тканой цепочке. Оборудование для тканой
цепочки.
Практика. Подготовка рабочего «станка». Выбор материала. Леска, нити для
работы. Виды орнамента. Исторически сложившиеся знаки и символы в
орнаменте. Русский алфавит. Составление схемы в полосе. Правила работы
на станке. Особенности крепления бисерин. Закрепление и добавление лески.
Чистота исполнения. Изделия с ровными краями. Длина цепочки. Крепление
оставшейся лески. Оформление замочка.
5. Техника «Кирпичный стежок»
Теория. Красота и необычность готовых работ. Презентация «Подарки и
сувениры для родных и знакомых»
Практика. Материалы для работы. Цветовое решение. Удобный способ
вдевания нитки в бисерную иголку. Правила работы с иголкой. Схемы для
плетения. Простой вариант набора начального ряда. Фиксация последней
бисеринки, поворот на второй ряд. Работа со схемой и рабочей линейкой.
Закрепление нити в последнем ряду.
6. Индивидуальная работа.

12

Практика. Выполнение работы по тематике выставки. Выбор материала.
Работа совместная с педагогом. Самостоятельная работа. Особенности
демонстрационных работ.
7.Итоговые занятия.
Теория. Особенность праздника Дворца «Вот и стали мы на год взрослей».
Подготовка к Конкурсу мастерства «Маленький, да удаленький».
Практика. Жури. Участники конкурса. Вопросы по теории. Задания в
техники низания на проволоку. Основные правила фиксации бисера.

Задачи 2 года обучения
1. Личностные: воспитывать устремленность в достижении творческих
результатов; уважительное отношение к окружающим;
2.Метапредметные: развивать умения и навыки работы с различными
материалами; продолжать формировать умения использовать полученные
знания при выполнении творческих, выставочных работ
3. Предметные: углублять знания и умения в плетения бисером; расширить
спектр знаний в технике «Кирпичный стежок», «Ажурное низание», тканых
ленточек с переменной шириной и боковыми подвесками; формировать
знания в технике «Мозаика», «Вышивка бисером»; упорядочить приемы
работы в техники «французского петельного низания»

13

Учебный план. 2год обучения
Формы
Количество часов
Всего Теори Практи аттестации/
я
ка
контроля
3
1
2
Экскурсия
обзор новой
литератур
ы.
42
3
3
Выставка
работ
Деловая
27
1
36
игра

№ Название раздела, темы

1.

Вводное занятие.

2.

Низание.

3.

Техника кирпичный стежок.

4.

Мозаичное плетение

30

1

20

5.

Ручное ткачество (на станке)

27

1

23

6.

Ажурное низание.

42

3

27

7.

Вышивка бисером.

27

1

25

8.

Индивидуальная работа.

15

1

15

9.

Итоговое занятие. Конкурсная 3
программа

Итого:

216

Содержание программы. 2 год обучения
14

4

12

204

Минивыставка
Контрольн
ый тест
Творчески
й конкурс с
домашним
проектом

1.Вводное занятие. Теория. Центры бисерного производства. Основные
материалы и инструменты для работы. Организация рабочего стола.
Инструктаж по технике безопасности. Обзор новинок литературы по
бисероплетению. Введение в образовательную программу.
Практика. Игры на знакомство с вновь пришедшими в данную группу.
2.Низание. Теория. Презентация «Животные и птицы жарких стран».
Повадки и особенности поведения.
Практика. Объемная игрушка. Выбор материала. Цветовое решение для
создания образа. Схема. Проволока для плетения разного размера.
Особенности работы с проволокой. Способы добавления проволоки на лапы,
хвост, крылья. Закрепление игольчатого плетения. Приемы закрепления
проволоки. Меры предосторожности при обрыве проволоки. Объемные
фигурки из бисера и бусин. Технология создания игрушки на большой
бусине. Работа с иголкой. Использование лески и нити. Оформление
дополнительными деталями.
Миниатюрные
плетения.

растения.

Проектная

работа.

Французская

техника

Практика. Круговая французская техника. Особенности плетении. Выбор
материала. Размер проволоки и подготовка к работе. Способ набора бисера
на проволоку. Лепестки и листья. Работа со схемами. Соединение деталей.
Оформление соцветий.
3.Кирпичный стежок.
Теория. Разнообразие работ в технике «кирпичный стежок». Материалы
для данной техники. Обзор готовых работ. Презентация сайтов.
Практика. Брелки. Броши. Разные варианты
набора первого ряда.
Качество материала - высокий результат. Цветовое решение. Приемы
техники увеличения и уменьшения количества бисерин. Симметричное
плетение. Особенности работы с цветной схемой. Аккуратность работы с
иголкой. Добавление нити. Места крепления подвески для брелка.
4.Мозаика.
Теория. Знакомство с новым видом техники работы в бисероплетении
«Мозаичное плетение». «Ндбеле». Разнообразие работ. Видеообзор работ и
материалов в технике мозаика.
15

Практика. «Морские звезды». «Дольки фруктов». «Жгуты». Разнообразие
материалов для низания. Плотность плетения. Работа с образцом, со схемой.
Выбор материала. Техника «Ндбеле» («рыбная косточка»). Правила работы с
иголкой. Нитки для работы. Соединение деталей приемом «пазл». Придание
объема. Особенности плетения жгутов. Натяжение нити во время работы.
Использование основы для работы. Цветовое решение. Работа по образцу, по
схеме. Особенности соединения. Виды крепления и инструменты. Варианты
крепление швенз, кримпов, концевиков, карабинчиков.
5.Ткачество.
Теория. Знакомство с разными символами в орнаменте.
Практика. Техника безопасности при работе на станке. Инструменты для
работы. Подготовка станка к работе. Правила работы на станке. Закрепление
и добавление лески. Изделия с боковыми подвесками. Тканые ленточки с
переменной шириной. Особенность подплетений. Цепочка с переменной
шириной. Фиксация бисерин. Исторически сложившиеся знаки и символы в
орнаменте. Различные виды алфавита. Особенности плетения цепочки с
именем. Составление схемы. Чистота исполнения. Изделия для отделки
одежды. Заделка нитей после работы. Крепление.
6.Ажурное плетение.
Теория. Особенности ажурного низания.
Практика. Материалы и оборудование. Выбор схемы. Работа по схеме.
Правила поворотов в ажурном низании. Разнообразные материалы для
плетения. Низание простых цепочек. Работа с одной и двумя иглами.
Техника безопасности. Способы добавления нити, лески. Чистота работы.
Украшение для подружки. Использование бисера разных цветов и оттенков.
Выбор материала. Работа схемой. Плетение «пасхального сувенира» 2
способом. Высота и ширина «пояска». Работа над «пояском». Особенности
поворотов. Материалы для работы. Работа по схеме и инструкционной карте.
Организация рабочего стола. Соединение пояска на форме. Выполнение
верхней и нижней чашечки. Использование разных техник по выбору.
Оформление сувенира.
7.Вышивка бисером.
Теория. Создание творческой работы, используя
бисероплетения.
16

разные материалы для

Практика. Небольшая брошь. Эскиз. Выбор материала и его размещение.
Подготовка рабочего места. Набор и крепление бисера «вприкреп» по
контуру эскиза. Варианты крепления страз.
Заполнение различными
материалами (бусины, биконусы, стеклярус, рубка). Крепление для броши.
Способы соединения работы с креплением. Отделка броши по краю в
технике «кирпичный стежок».
8.Индивидуальная работа.
Теория. Сложность и значимость проектной работы. Творческий совместный
труд.
Практика. Разработка и подготовка проектной работы по выбору учащихся.
Подготовка работ к выставке года.
9.Итоговые занятия. Практика. Подготовка участников. Домашнее
задание. Выбор и работа жюри. Конкурс мастерства «Самый лучший
паучок». Награждение.

Задачи 3год обучения.

1.Личностные: воспитывать проявление гражданской позиции, направленной
на защиту уважительного отношения к собственному выбору дальнейшего
профессионального выбора; координировать свое мнения и позицию в
коллективе;
2.Метапредметные: проявлять устойчивый интерес к искусству
бисероплетении; развивать умения использовать приобретенные знания и
навыки работы с бисером, самостоятельно их концентрировать и выражать в
творческой деятельности;
3.Предметные: Развить умения оценивать учебные действия и задачи,
планировать и самостоятельно выполнять работу; осуществлять при
необходимости поиск нужной информации в справочниках, сайтах по
бисероплетению

17

Учебный план. 3год обучения
Формы
Количество часов
Всего Теори Практи аттестации/
я
ка
контроля
3
1
Обзорная
выставка
новинок
Тест.
42
2
33
Минивыставка
27
2
16
Глубинное
интервью.
Занятиепрезентация
42
3
27
Творческое
задание.
Эссе.
24
2
Портфолио
24
учащихся.
36
2
50
Комплекс
психически
30
2
х
диагностик.
Выставка
12
работ
Конкурс

№ Название раздела, темы

1.

Вводное занятие.

2.

Низание.

3.

Кирпичный стежок.

4.

Мозаика.

5.

Ажурное низание

6.

Вышивка

7.

Ручное ткачество.

8.

Индивидуальная работа.
Проектная деятельность.
Итоговый праздник
«Вот и
стали мы на год взрослей»
Итого:

216

14

202

Содержание программы.
1.Вводное занятие.
Теория. Современная школа бисероплетения.
Использование новых
материалов в работе по бисероплетению. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика. Обзор новинок литературы по бисероплетению. Игры на
сплочение коллектива. Тест «Каждый должен учиться».
18

2.Низание.
Теория. Создание работ из бисера в технике - комбинированное низание.
Практика. Сочетание известных приемов низания в одном изделии. Смелое
использование различных материалов для создания интересных изделий.
Творческая работа. Составление схемы. Создание творческой работы.
Особенности оплетения камней и кабошонов. Повороты. Соединения
цепочек. Стяжка. Заделка концов рабочей нити.
Прямое гобеленовое плетение.
Практика. Работа со схемой. Особенности низания. Равномерность
натяжения нити. Плетение небольших по размеру миниатюр. Низание в одну
и две нити, двумя иголками. Использование бисера разных цветов и
оттенков.
Миниатюрные растения.
Практика. Смелое использование различных материалов для создания
интересных работ. Выбор материала. Работа со схемами. Петельное
плетение. Особенности плетения листьев разной величины. Сборка и
формирование ствола. Работа с тейплентой. Крепление растения на основу.
3.Кирпичный стежок.
Теория. Создание новинок в технике «кирпичный стежок». Использование
интернет ресурсов.
Практика. Плетение полого браслета. Особенности плетения по
горизонтали и вертикали. Соединение шнура. Использование силикатного
шнура в качестве крепления. Наконечники для полого шнура. Крепление
застежки. Изготовление объемных брошей, брелков. Плетение сувениров
из 2 симметричных деталей. Работа со схемой. Соединение частей.
4.Мозаика.
Теория Современные технологии в помощь мозаичному плетению.
Практика. Виды жгутов и шнуров. Жгуты переменного ступенчатого
сечения. Толщина и плотность плетения. Работа в технике «мозаика» по
кругу Работа с образцом. Выбор материала. Работа со схемой. Цветовое
решение. Сочетание цветов. Правила работы с иголкой.
19

Теория. Использование современных дополнительных аксессуаров в работе.
Практика. Закрепление техники Ндбеле. Проект «Звезды». Выбор схемы.
Составление своей схемы. Самостоятельная работа в выборе цветовой
гаммы, расчет, прибавка бисерин. Работа по индивидуальной схеме.
Соединение двух деталей вариант «пазла». Последовательное присоединение
лучиков. Работа в цветовой гамме. Оформление работы. Заполнение фигурки
подручными материалами.
Практика. Стилизованный цветок. Работа по схеме «элемент листика»
Особенности соединения листьев. Крепление основы броши.
Практика. Выполнение простых украшений. «Геометрия». Работа с
качественным бисером. Работа из 1 и двух соединенных элементов. Плетение
только по цветной инструкционной карте. Выбор представленных объектов
(кулон, браслет).
5.Ажурное низание
Теория. Изготовление творческой работы. Участие в выставке творческих
работ.
Практика. Объемная игрушка. Техника по выбору. Использование разных
материалов. Игрушка на основе бусин и шаров из стекла и пенопласта.
Особенности работы с длинной проволокой, леской. Натяжение нити.
Оформление кистью. Оформление и декорирование игрушки. Новогодняя
игрушка. Использование разных материалов в изготовлении
Практика. «Пасхального сувенира» Использование различных видов
техники исполнения. Техника ручного ткачества. Способы фиксации
бисерин ручного монастырского плетения. Работа со схемой. Аккуратность в
работе. Соединение пояска. Работа над донышками в техники мозаичного
плетения.
Оформление дополнительными деталями.
Возможность
использования смешанной технике плетения.
Практика. Плетение в технике «Мох». Выбор материала. Работа схемой.
Способы добавления нити. Чистота работы.
Практика. Воротничок «Уголковое плетение». Особенности уменьшения и
увеличения полотна. История плетения в этой технике. Равномерное
затягивание нити - главное правило.
Практика. Творческая
Самостоятельная работа.

работа

к
20

Дню

Святого

Валентина.

6.Вышивка
Теория. Современные модные «штучки».
Практика. Работа чешским бисером на канве. Вышивка миниатюр. Броши.
Работа по цветной инструкционной карте. Обработка края миниатюры.
Оформление картонной основы медальона. Крепление булавки. Оформление
обратной стороны броши кожзамом или фетром. Соединение детей.
Рассмотреть 3 способа обработки края.
Сумочки и кошельки вышитые бисером. Творческая работа Использование
дополнительных материалов: шнуров, лент, кабошонов. Выбор материала.
Подготовка схемы. Работа по схеме.
7.Ручное ткачество.
Теория. Плетение наружных и внутренних уголков. Тканые ленточки с
переменной шириной.
Практика. Подготовка станка для работы. Принцип работы на ленточках с
переменной шириной. Выбор материала. Особенности работы в зависимости
от материала и размера бисера. Составление индивидуальных схем. Работа
по схеме, технологической карте. Оформление тканой ленточки после
работы. Крепление застежки.
8.Индивидуальная работа.
Теория. Проектная работа по содержанию программы.
Практика. Оформление проекта по плану. Описание этапов. Демонстрация
проекта. Размещение лучших проектов на сайтах Дворца, «Продленка»,
«Алые паруса» Подготовка работ к выставке года. Работа над проектом.
Индивидуальные выставки. Конкурсная программа «Вот и стали мы на год
взрослей». Подведение итогов обучения. Награждение. «Книга почета».
Свидетельство о прохождении программы.
1.4. Планируемые результаты
После прохождения программы (1 год обучения) у учащихся будут
сформированы:
личностные результаты:
 проявление устойчивого интереса к декоративно – прикладному
творчеству, выполнению изделий из бисера;
21

 мотивация к обучению, творческая активность, трудолюбие;
 навыки культуры общения
метапредметные результаты:
 правила самостоятельной и коллективной работы;
 концентрация внимания, творческое восприятие;
 самоконтроль;
предметные результаты:
будут знать:
 правила поведения, технику безопасности при работе с колющережущими предметами;
 гигиену труда;
 правила фиксации бисера;
 названия материалов, инструментов и их назначение, классификацию
бисера;
 цветовой круг, основные и дополнительные цвета, цветовые различия
теплых и холодных цветов;
 основные приемы бисероплетения.
будут уметь:
 организовать свое рабочее место и подготовиться к работе;
 закреплять и добавлять проволоку, леску, нитку;
 плести плоские и объемные фигурки из бисера на проволоке, с
применением основных приемов бисероплетения самостоятельно и с
помощью педагога готовить «ткацкий станок к работе»;
 работать бисерной иголочкой, выполняя небольшие работы в технике
«кирпичный стежок», «ручное ткачество», «в крестик», «ажурное
низание»;
 самостоятельно и с помощью педагога работать по образцу, схеме,
инструкционной карте.
После прохождения
сформированы:

программы (2 года обучения) у учащихся будут

личностные результаты:
 навыки культуры общения в коллективе;
 трудолюбие, любознательность;
 образное мышление, творческое восприятие;
22

метапредметные результаты:
 умения организовывать свою деятельность (подготовить свое рабочее
место, рационально размещать и использовать инструменты и
материалы);
 самостоятельность
в
изготовлении
практических
работ
и
осуществление контроля результата;
 навыки решения художественных задач с опорой на знания о цвете;
 корректировка своей деятельности в соответствии с заданиями и
замечаниями педагога.
предметные результаты:
будут знать:
 технику изготовления объемных игрушек из бисера и бусин на
проволоке, леске;
 особенности плетения из рубки и стекляруса;
 последовательность выполнения работы в технике «мозаика»;
 особенности французской техники выполнения цветов;
 технику ручного станочного ткачества тканых ленточек с переменной
шириной и боковыми подвесками;
 приемы и способы увеличения и уменьшения ряда при повороте в
технике «кирпичный стежок», «ажурное низание».
будут уметь:
 подбирать бисер в изделии, выполнять объемные игрушки на
проволоке, леске;
 выполнять изделия на объемной основе, плести цветы, мини-бансай;
 самостоятельно выполнять изделия и сувениры в технике «ажурного
низания», «кирпичный стежок», «мозаика», «ручное ткачество» на
станке;
 свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов
по бисероплетению, инструкционной - технологической картой и
составлять рабочие схемы самостоятельно.
После прохождения программы у учащихся будут сформированы:
личностные результаты:
 навыки культуры общения в коллективе;

23

 установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
 инициативность, уважение к чужому труду и результатам труда;
 самоопределение, мотивация к творчеству;
 Умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и
уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
 Умение продуктивно разрешать конфликты адекватно использовать
речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 Умение формулировать собственное мнение и позицию.
метапредметные результаты:
 устойчивый интерес к декоративно - прикладному творчеству,
выполнению изделий из бисера, умение самим создавать сюжетнотематические композиции, схемы;
 умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
 навыки решения художественных задач с опорой на знания о цвете,
правил композиций, усвоенных способах действий;
 умение организовывать свою деятельность (подготовить свое рабочее
место, рационально размещать инструменты и материалы);
 Умение планирование (отбирать и выстраивать оптимальную
технологическую последовательность реализации собственного или
предложенного замысла);
 Умение прогнозирование (осуществлять итоговый и пошаговый
контроль в своей творческой деятельности);
 участвовать в совместной творческой деятельности;
 самооценка своих возможностей, работа на результат.
будут знать:
 последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и
хранения украшений из бисера;
 технологию "инкрустация бисером";
 терминологию украшений из бисера;
 свойства фетра и особенности вышивки изделий, используя
современные материалы: (канитель, «стразовые ленты» разного
размера, стразы,).
будут уметь:

24

 предвидеть результат своих действий, планировать последовательность
их выполнения;
 создавать мысленный образ конструкции, анализировать предлагаемые
изделия;
 гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
 выполнять изделия инкрустированные бисером и бусинами;
 самостоятельно выполнять эскизы;
 работать самостоятельно в разных техниках, включая «Ндбеле»,
работать в смешанных техниках;
 осуществлять поиск нужной информации для выполнения
художественно творческой задачи с использованием специальной
литературы, интернет ресурсами;
 Самостоятельно планировать и работать над проектом.
Раздел № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ»
2.1. Календарный учебный график составляется ежегодно на начало
учебного года в соответствии с расписанием учебных групп. (Закон №273ФЗ, гл.1, ст.2,п. 9)

Календарный график учебного процесса на 2019-2020 учебный год

Учебные
занятия
I четверть
чи
сл
о
не
де
ль
8н
1д

начал
ои
конец

Учебные
занятия
II четверть
Кани
кулы

чи
сло начал
не о и
дел конец
ь

01.09- 28.10- 8 н
27.10 03.11

Учебные
занятия
III четверть
Кани
кулы

числ
начал
о
ои
неде
конец
ль

05.11- 30.12- 10 н
29.12 12.01

25

Учебные
занятия
IV четверть
Кани
кулы

числ
начал
о
ои
неде
конец
ль

13.01- 23.03- 9 н
22.03 29.03

Кол
Каник -во
улы
нед
ель

30.03- 31.0531.05 31.08

39 н
1д

2.2Условия реализации программы
Занятия проводятся на базе МОУ ДО ДТДиМ г. Комсомольска - на- Амуре.
Для занятий бисероплетения необходимо удобное помещение:
 отвечающие требованиям СанПиН
 при наличии плана эвакуации
 с размещением рабочих столов от направления дневного света
 с системой общего освещения
 с системой дополнительного освещения в вечернее время
 художественно-оформленное
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет технически оснащен.
В наличии: компьютер, проектор для мультимедийных презентаций, экран
2*2м, принтер, сканер, фотокамера, магнитная доска. Мебель (учебные столы
и стулья) быть стандартные, имеють маркировку, соответствующую
ростовой группе.
Оборудование и инструменты: бисер, стеклярус, бусины различной формы;
иголки, булавки, ножницы, нитки, воск пчелиный, леска рыболовная,
салфетки. Цветные карандаши и фломастеры, сантиметровая лента, станки
для работы в технике ткачества. Для работы над украшением нужны замочки,
швензы, крючки, «концевики», др. материалы.
Информационное обеспечение:
Обучение, включает широкое использование иллюстративного материала,
сюжетных игр, мультимедийных презентаций.
Видео – презентации по темам программы.
«История бисероплетения», «Украшения из бисера», «Удивительный
мир насекомых», «Ручное ткачество на станке», «Встречаем Новый
год по Восточному календарю», «Пасхальный сувенир», «Цветочные
композиции», «Икебана»
Дидактический и раздаточный материал:
 Схемы: «Ажурное низание», «Фигурки из бисера», «Волшебные
фигурки и животные из бисера», «Цветы из бисера», «Смешарики из
бисера», «Пасхальный Сувенир», «Вышивка бисером», «Параллельное
низание бисером», «Кирпичный стежок», «Игрушка с использованием
бисера», «Хочешь сплести?», «Искусство плетения «Ндбеле»»,
«Мозаичное плетение», «Кельтовские узоры».
 Технологические карты по работе с детьми в различных техниках.
 Инструкции: инструкции по работе с иголкой, инструкции по работе с
проволокой, инструкции по технике безопасности, пошаговые
26

инструкции «Изготовление цветов и деревьев», рекомендации «Создай
свой проект».
 Опорные таблицы: «Материалы и инструменты», «Стили бансай», «
Работа на станке», «Вышиваем брошь на фетре», «Новогодняя
игрушка», «Работа в технике Ндбеле», Маршрутные карты.
 «Тематические папки»: «Пасхальный сувенир», «Использование
творческих работ в оформлении интерьера», «В ожидании Нового
года», «Здоровье - сберегающие технологии», «Тесты и игровые
задания»,«Работа
с
родителями»,
«Воспитательная
работа»,
«Творческие зачетные работы», «Индивидуальные маршруты»,
«Аттестация учащихся объединения « «Бисероплетение».
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования, высшей
категории, профессионально работающий в разных техниках декоративноприкладного творчества.
2.3. Формы аттестации. Контроль над успешностью усвоения материала
осуществляется в процессе реализации программы.
Формы отслеживания:











журнал посещаемости
индивидуальный образовательный маршрут
перечень готовых работ
аналитический материал участия, в различного уровня конкурсах и
выставках
дневник наблюдений
материалы анкетирования и тестирования
отзыв родителей
аналитическая справка
«таблица успешности»
свидетельство об окончании курса обучения

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
контрольный урок, мастер класс, открытое занятие,
индивидуальные
выставки, защита творческих работ и проектов, итоговый конкурс «Самый
умелый паучок», «Вот и стали мы на год взрослей»
При данной работе используются традиционные - тестовые задания,
анкеты, фронтальная беседа, дифференцированные карточки, дневник
наблюдений, журнал посещаемости. Нетрадиционные
творческие
27

задания в виде кроссвордов, ребусов, викторин; самоконтроль,
индивидуальный маршрут, творческая выставка работ, карта личностного
роста, эссе, проектная деятельность.
Диагностика результативности учебного процесса осуществляется при
помощи специально разработанных заданий и тестов, позволяющих оценить
практические умения и теоретические знания учащихся, а также степень
развития некоторых психологических процессов, имеющих отношение к
занятиям по бисероплетению. Образцы тестовых заданий и диагностических
карт,

а

также

приложении.

результаты

проведенной

диагностики

приводятся

в

Диагностика проводиться 2 раз в течении учебного года:

Декабрь и май месяц. Результаты сообщаются родителям в индивидуальных
беседах и до детей не доводятся. Свидетельством достигнутых результатов
для ребенка является его электронное портфолио. Итоговый

контроль

предусматривает участие в итоговой творческой выставке и результаты
прохождения

программы,

3-х

лет

обучения.

Учащиеся

получают

удостоверение о прохождении программы.
Итоговая диагностика предусматривает проверку практических знаний и
практических умений и навыков, которые определены образовательной
программой. Диагностика может проводиться в разных формах. Это могут
быть защита творческих проектов и, самостоятельная практическая работа,
выставки.
Этапы организации итоговой выставки.
 Определение темы. Учитывается место, время и размещение работ.
 Подбор и оформление экспонатов. Каждая работа должна иметь
законченный вид.
 Оформление выставки. Работы могут быть сгруппированы по темам и
разделам программы.
 Открытие. Небольшой, но очень важный этап
28

 Закрытие. Подведение итогов. Награждение.
Защита проекта
Защита проекта является одной из форм проверки выполненного задания и
предполагает всестороннее обоснование слушателям предложенных им
решений поставленных задач. Защита проводится публично в присутствии
слушателей и руководителя. Задача обучающегося: в течении 5-10 минут
рассказать, с чего начал, к каким результатам пришел, почему это важно и
интересно. Лучше рассказывать, а не читать.
Примерный план защиты проекта.
 Представиться.
 Познакомить с темой проекта
 Назвать цель проекта и задачи
 Раскрыть содержание
 Сделать вывод
 Оценить свою работу
 Коллективное обсуждение и оценка проекта
2.4 Оценочные материалы:
В процессе реализации программы используются различные методики
оценивания успешности и навыков работы учащихся.
При оценке результатов принимается во внимание: способность
понимания задания преподавателя, владение инструментами, эстетика
оформления работы, знание необходимой терминологии.
Основными
критериями
оценки
эффективности
реализации
программы
по
бисероплетению являются:
 Мотивационно - ценностный критерий (отношение к искусству и
произведениям искусства бисероплетения)
 Информационный критерий
цветоведения, композиции)

(степень

29

сформированности

знаний

 Инструментальный критерий (степень сформированности умений и
навыков низания)
 Деятельностный критерий (участие в конкурсах, конференциях,
олимпиадах, выставках)

Входящая диагностика. Тесты и контрольные задания
Приложение №1
2.5 Методы обучения.
В

процессе

реализации

программы

«Бисероплетение»

используются

различные методы обучения:
Методы учебно-познавательной деятельности:
 объяснительно-иллюстративный;
 проблемно-поисковый;
 личностно-ориентированный;
Методы

стимулирования

и

мотивации

учебно-познавательной

деятельности:
 ведения

рейтинга

успешности

учащихся

(ведение

таблицы

успешности);
 награждение грамотами и благодарностями в конце учебного года;
 ведения таблицы «Одаренные дети»
 рекомендации для внесения в «Книгу почета Дворца»
Проектные

методы

обучения,

используемые

на

занятиях,

возможность для развития индивидуальных творческих способностей;

30

дают

Игровые

методы: - в игровой форме расширяют кругозор, развивают

познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки,
необходимые в практической деятельности
Методы контроля
 проведение входящего, промежуточного и итогового контроля;
 взаимоконтроля;
 самоконтроля;
 проведение диагностики, мониторинга учащихся в конце учебного
года;
Форма отслеживания результатов контроля: в конце учебного года
составляется аналитическая справка.
Формы предъявления образовательных результатов: на протяжении
всего процесса обучения, организуются отчетные выставки объединения. Так
же организуются персональные выставки учащихся.
Алгоритм занятия.
 Организационный момент.
 Постановка цели и задачи занятия.
 Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места.
 Основная часть. Практическая работа (включает самостоятельную и
индивидуальную работу, физкультурные паузы).
 Рефлексия.
 Итог занятия.


Уборка рабочего места.

Занятия, имеющие теоретические и практические части комбинируются в
зависимости от темы. Занятие с теоретической частью начинаются с
беседы, презентации, обзора литературы или инструкционной карты. Во
31

время практического занятия педагог следит за правилами использования
оборудования, показывает приемы и способы, объясняет поэтапное
выполнения работы.

Оказывает необходимую помощь обучающимся,

одновременно закрепляет общие правила в бисероплетении. Педагог
проводит

анализ полностью выполненных работ и находящихся в

процессе изготовления. Рекомендует, при необходимости выполнения
домашнего

задания.

Корректно

подсказывает

и

контролирует

организацию рабочего места.
Использование педагогических технологий: Обоснованно, с учетом целей
и задач обучения, воспитания и развития используемой образовательной
программы.
Выбраны конкретные современные образовательные
технологии.
№/п

Современные
Цель использования
образовательные
технологий и (или)
технологии и методики, методик
использованные
при
работе с детьми.

Результат
использования
технологий и
методик

Информационнокоммуникационные
технологии

Разработка
презентаций по темам
«История
бисера»,
«Кирпичный стежок»,
«Мозаичная
сказка»,
«Оригинальные
поделки из бисера»,
«Кельтовские узоры» и
др.
Использование
материалов Интернетсайта
«Википедия»,
интернет
словарей,
сайтов при изучении
тем
вариативных
блоков
программы
Подборка материалов
на
электронном

Повышение качества
знаний,
формирование
и
развитие
информационной и
коммуникативной
компетенции,
мотивации
к
изучению нового.

32

(или)

носителе
оригинальных
украшений».

«Сто

2.

Технология личностно- Создание
условий
ориентированного
для самореализации,
обучения
саморазвития,
адаптации,
самовоспитания
и
других, необходимых
механизмов
для
становления
самостоятельной
творческой личности
ребенка,
развитие
творческих
способностей.

Реализация
индивидуальных
образовательных
маршрутов одаренных
детей.
Успешное
участие учащихся в
городских и областных
конкурсах,
конференциях.

3.

Здоровьесберегающие
технологии

Снижение
утомляемости
обучающихся,
профилактика
заболеваний опорнодвигательной
системы и органов
зрения

Разработка комплекса
упражнений
по
профилактике
«Упражнения,
снимающие
напряжение
глаз»,
«Физкультминутка»,
«Пальчиковые игры».

4.

Метод проектирования

Создание
условий
для
развития
личности
ребѐнка,
его
способности
ставить перед собой
цель и добиваться
результата.

Разработка
индивидуальных
и
групповых
проектов.
«Путешествие в мир
бижутерии», «Звезда»,
«Подарочки
для
мамочки» и т.д.

33

2.6 Список литературы, использованной при составлении программы
1. «Методические рекомендации по разработке разноуровневых программ
дополнительного образования». ГАОУ ВО «МГПУ» АНО ДПО «Открытое
образование» .
2. Божко Л.А. Бисер. – М.: Мартин, 2002.
3. Виноградова Е.Г. Оплетение бисером и шнуром. – СПб: КРИСТАЛЛ, 2000.
4. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для
слушателей курсов повышения квалификации работников образования /
Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с.
5.Дополнительная общеразвивающая образовательная разноуровневая
программа «Берестинка. Резьба по бересте», автор педагог дополнительного
образования первой квалификационной категории Васильева Ольга
Кимовна,2016.
6. Дополнительная общеразвивающая образовательная программ «В мире
красок»,педагог Петрук Светлана Михайловна, 2014 10.
7. Программа внеучебной деятельности учащихся.по изобразительному
искусству«Декоративно-прикладное творчество», Педагог дополнительного
образования Абрамова Юлия Александровна,2011 41
8. Дополнительная общеразвивающая образовательная
«Бисероплетение»,педагог Потапова Л.Д. 09.2019г.

программа

9. Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. – Смоленск: Русич, 2004.

Список литературы, рекомендованной детям и родителям
1. Бисер «Чудесное мгновение», №1(17)/2004, №5/1999, №1(25)/2005,
№4(28)/2005, №6(22)/2004, №3/1999, № 12(34)/2005, №3(37)/2006, № 42
10(32)/2005, №2(36)/2006, № 2(18)/2004, №4(38)/2006, №2(26)/2005, №78(30)/2005, №3(19)/ 2004. 1..Федотова М. «Цветы из бисера» – М.: Культура
и традиции. 2004.
2. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития:
Академия Холдинг, 2003.
3. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития:
Академия Холдинг, 2003.
34

4. Бѐрхнхем Стефании «100 оригинальных украшений из бисера: колье,
браслеты, броши, серьги» – М.: ООО «ТД Издательство Мир книги», 2006.
5. Бисерное рукоделие: сборник / авт.-сост. О. Г. Жукова. – М.: АСТ, 2005.
6. Божко Л.А. Бисер для стильных девочек. – М.: Мартин, 2006.
7. Божко Л.А. Бисер. – М: Мартин, 2002.
8. Божко Л.А.. Изделия из бисера. – М.: Мартин, 2006.
9. Бондарева Н.И. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 г.
10. Бондарева Н.И. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
11. Бондарева Н.И. Цветы из бисера. Серия «О`кей». Ростов-на-Дону:
Феникс, 2003.
12. Виноградова Е. Г. Бисер для детей: Игрушки и украшения. – СПб.:
ЭКСМО-Пресс, 2001.
13. Виноградова Е.Г. Оплетение бисером и шнуром. – СПб: ООО
«Издательский дом» «КРИСТАЛЛ», 2000.
14. Зайцева Н.К. Украшения: Старинные мотивы. – М.: АСТ. ПРЕСС, 2000.
15. Изотова, М. Всѐ о бисере и бисероплетении. – Ростов-на-Дону: РИПОЛ
классик, 2008.
16. Исакова Э. Ю. Сказочный мир бисера: плетение на леске. – РостовнаДону: Феникс, 2004.
17. Исакова Э.Ю. Стародуб К.И., Ткаченко Т.Б. Сказочный мир бисера. –
Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс» 2005 г.
18. Колокольцова, С. Бисерное рукоделие. Дошкольное воспитание. – 2008. –
№ 11. – С. 122-123.
19. Котова И.Н., Жгуты и шнуры А.С. Приемы объемного низания. – СПб.:
«М и М» 1998.
20. Котова И.Н., Котова А.С. Школа современного бисероплетения. – СПб.:
«М и М», ТОО «Респекс», 1999 г.
21. Литвинец, Э. Н. Изготовление украшений из бисера и стекляруса – М.:
1990.
35

22. Ляукина М. Бисерные сувениры // Семья и школа 2009. – № 3. – С. 34-35.
23. Ляукина М. Бисерные шкатулки // Семья и школа: Журнал для
родителей.– М.: 2008. – № 9. – С. 34-35.
24. Ляукина М. Бисерный ажурный абажур // Семья и школа: Журнал для
родителей. – М.: 2007. – № 11 – С. 32.
37. Ляукина М. Бусы на лето // Семья и школа: Журнал для родителей. М. –
2008. – № 5. – С. 32-34.
39. Ляукина М. Виноградная лоза на абажуре // Семья и школа. – 2007. – № 8
– С. 36.
40. Ляукина М. Деревянная шторка с бисером // Семья и школа: Журнал для
родителей. М.: – 2008. – № 11 – С. 32-33.
41. Ляукина М. Яйцо из бусин // Семья и школа. – М.: 2008. – № 3. – С. 3637.
42. Магина А. Р. Поделки из бисера для любимой мамочки. – СПб.: СОВА,
2006.
43. Маркман Л.А. Бисерная фантазия. – М.: Издатель И. В. Балабанов, 1999.
45. Молодежный имидж: Плетеные косички: Шнуры: Бисерные ленточки /
М. Буш, Н. Лае, А. Нииб, Э. Вальч. – М.: Ниола-Пресс, 2000.
46. Нимайер Ю. Эксклюзивные модные украшения своими руками. – М.:
Внешсигма, 1998.
47. О'Рейли С. Плетение. – СПб.: Полигон, 1998.

Список литературы для педагога
1. Божко Л.А. Бисер. – М.: Мартин, 2002.
2. Виноградова Е.Г. Оплетение бисером и шнуром. – СПб: КРИСТАЛЛ,
2000.
4. Дополнительная общеразвивающая образовательная программ «В мире
красок»,педагог Петрук Светлана Михайловна, 2014
5. Журнал «Воспитание школьников», №4, 2005. 11. Журнал «Воспитание
школьников». № 10, 2005.
36

6. Зенкина С.А. Мониторинг результатов по дополнительной
образовательной программе. Опубликовано 22.08.2013. Социальная сеть
работников образования ,nsportal.ru, URL: http://nsportal.ru/npospo/kultura-iiskusstvo/library/2013/08/22/monitoring-rezultatovobucheniya-podopolnitelnoy.(Дата обращения: 24.08.2016).
7. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждѐнной
распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г.
№1726-р, URL: http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html. (Дата
обращения: 24.08.2016)
8. Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС
Книга, 2003.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации России
от 29.08.2013 г. n 1008 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» // «Российская газета» - № 6255 - 201311 декабря.
10.
Технология
разноуровнего
обучения,
URL:
http://dok.opredelim.com/docs/index-69195.html(Дата обращения: 24.08.2016).
11. Сарафанова Н. А Подарки к праздникам. – М.: Мир книги, 2004.
12. Сколотнева Е. И. Бисероплетение. – СПб.: ООО «Диамант», ООО
«Золотой век», 1999
13. Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. – Смоленск: Русич, 2004.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт Среднее
(полное) общее образование (10-11 кл.) Приказ Минобрнауки России от 17
мая 2012 г. № 413- [Электронный ресурс]-Официальный ресурс
Министерства образования и науки Российской Федерации.
15. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета» №5976 - 2012 - 31 декабря.
16. Фильчакова Н.А . .Мониторинг образовательных результатов в
программах ДОД. Внешкольник, сайт о дополнительном (внешкольном
образовании),
dop-obrazovanie.com
.http://dop37

obrazovanie.com/dlyapedagogov/metod-kabinet/monitiringi/70-monitoringobrazovatelnykhrezultatov-v-programmakh-dod (Дата обращения: 24.08.2016).
Электронные образовательные ресурсы по теме “Бисероплетение”
1. Техника параллельного плетения бисером на проволоке
http://www.rukodelie.by/content/?id=2558
2. Петельная техника плетения бисеромhttp://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniyabiserom/
3. Игольчатая техника плетения бисером http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniyaiz-bisera
4. Инструменты и материалы для бисероплетения
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279 5. Бисерная цепочка «пупырышки»
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
6. Цепочка «зигзаг» http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
7. Цепочка «змейка». http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
8. Цепочка с цветами из шести лепестков http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
9. Низание бисера «в крестик» http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html
10. История бисера http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniyaizbiserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html
11. Развитие бисерного производства и рукоделия в России.
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/razvitie_bisernogo_proizvodstva_i_rukodelija_v _rossii..html
12. Использование бисера в народном костюме
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ispolzovanie_bisera_v_narodnom_kostjume_v_ rossii..html
13. Материалы и инструменты для работы с бисером
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_bisero m..html
14. Подготовка рабочего места для работы с бисером
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_s_bi serom..html
15. Полезные советы при работе с бисером
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom..html
16. http://allmyhobby.ru/publ/
19 - Подборка видео-уроков по бисероплетению. http://bicer.ru/
www.ina.ucoz.ru www.biser.info
www.uroki-online.com
38

Приложение № 1
Входящая диагностика
Входящая диагностика проводится вначале учебного года для вновь
пришедших учащихся.
Цель диагностики – определить уровень мотивации и подготовленности к
творческому обучению учащихся.
Первоклассникам оказывают помощь в заполнении родители
Анкета №1
Фамилия, имя_________________
Возраст ______________________
Дата заполнения_______________
1. Знаешь ли ты, чем занимаются в объединении?
Да, знаю
Немного
Нет, не знаю
2. Умеешь ли ты уже что-то делать из бисера?
Да, умею
Немного
Нет, не умею
3. Чего ожидаешь от обучения?
Многому научиться
Что-то свое
Не знаю
4. Почему пришел в это объединение?
Родители посоветовали
Самому захотелось
39

За компанию с друзьями
Практическая работа в полосе «Продолжи узор».

Тесты и контрольные задания
для промежуточной аттестации учащихся 1 года обучения .
1. Инструкция: К каждому определению подберите правильное
название материала, и напишите в строчку.
_______________ это стеклянные длинные трубочки с продольной дырочкой
посередине.
_______________ это стеклянные шарики с дырочкой посередине.
_______________ это стеклянные короткие трубочки с продольной дырочкой
посередине.
Слова для справок: бисер, стеклярус, рубка.
2.Инструкция: Выбери верное определение для каждого инструмента и
материала. Впишите в таблицу напротив.
Определение

Инструменты
и материалы

Папа её берёт на рыбалку, а я на бисероплетение.
Её применяют при изготовлении плоских фигурок из
бисера.
Специальное приспособление для натягивания ткани при
вышивании.
Приспособление для ткачества.
Рисунок, по которому плетут изделие.
Маленькие, разноцветные, круглые и гранёные, с дырочкой
посередине.
40

Ей нужно очень аккуратно
чехольчике или подушечке.

обращаться,

хранить

в

Слова для справок: схема, тонкая проволока, леска, бисер, пяльцы, станок,
иголка.
3.Инструкция: Как называется рисунок, по которому мы плетём изделие?
Вставьте в клеточки пропущенные буквы.

Тесты и контрольные задания для промежуточной аттестации.
2 год обучения
1. Инструкция: Выберите и впишите в скобки название техники низания, в
которой используются следующие материалы и инструменты.
Пяльцы, ткань, иголки, нитки, ножницы, бисер, блёстки, пайетки
(.......__)
 Проволока, бисер, стеклярус, нитки, иголки, ножницы, рубка, бусинки
(…….)
 Станок, бисер, нитки, иголки, нитки «Ирис», ножницы (.......)
Низание, ткачество, вышивка.
2. Инструкция: Вычеркните из текста неправильно подобранную пару
контрастных цветов.
Жёлтый – фиолетовый
Оранжевый - синий
Красный – зелёный
Голубой – коричневый
3. Инструкция: О каком вышивальном шве идёт речь? Впишите пропущенное
слово в текст, выбрав правильный ответ.
Широко распространён шов ........ Нанижите бусинки на нить. Снизку
уложите вдоль линии рисунка и пришейте её мелкими стежками-петельками.
Вперёд иголку. В прикреп. По счёту.
4. Инструкция: Отметьте знаком «+» правильные ответы.


41

Способ низания дугами применяется только для изготовления цветов и
листьев, им не плетут фигурки животных.

Параллельным способом низания плетут цветы, листья и различные
фигурки.
5. Инструкция: Напишите, в какой технике низания применяется связка или
соединительная бисеринка, выберите правильный вариант из предложенных
ниже.
Связка – это важный декоративный элемент. Часто связки выполняют из
бусин, которые ярче или крупнее остального материала. Способ низания, при
котором присутствуют связки, называется .....................___
Ажурное низание, кирпичный стежок, ткачество.
6. Инструкция: Продолжите предложение, допишите, где можно
использовать бисерную сетку.
Ажурная бисерная сетка – необычное изящное украшение из неё можно
сделать:
чехол для............................__,
детали одежды.....................____________,
для декора............................_.


9. Инструкция: Подчеркните правильное название шва.
Ленивый шов, непослушный стежок, ленивый стежок, смешной ленивый
шов.
10. Инструкция: Нарисуйте схему расположения бисеринок в технике
«кирпичный стежок».

Тесты и контрольные задания для итоговой аттестации.
3 год обучения
Бисер –это
а) мелкие многоцветные бусинки со сквозным отверстием;
б) шарики с отверстием разной формы;
в) круглые или граненые шарики ;
Выполнение изделия начинается
а) с выбора бисера;
б) с разработки конструкции изделия;
в) с разработки технологии изготовления изделия;
г) с разработки схемы изделия.
42

Орнамент – это
а) узор, в котором повторяются одинаковый рисунок
б) узор из различных фигур;
в) схема для плетения
Орнамент может быть растительный, геометрический и
а) животный
б) цветочный
в) фигурный
г) предметный
Процесс изготовления изделий на станке: а) прядением;б) ткачеством;
в) отделкой
Бисер впервые появился в
а) России; в) Египте б) Китае

Что является сырьем для бисера: а) смола; б) стекло; в) зола.
Для плетения необходимо: а) леска; б) нитка; в) проволока; г) мононить
К основным цветам спектра относится
а) красный;
б) фиолетовый;
в) коричневый;
г) зеленый.
Ажурная сетка состоит
а) отверстий
б) промежутков
в) ячеек
Какие
техники
( подпиши);

плетения

представлены

43

на

рисунке

1 ______________ 2 _____________ 3 _________ ____

4 ______________ 5______________ 6___________________

7______________ 8______________________

Практическое задание
1 Задание: Составить схему браслета с геометрическим орнаментам в
технике ткачество.
2 Задание: Продолжи схему плетения

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».