Арт-студия

ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы».
1.1.Пояснительная записка……………………………………………………

3

1.2.Цели и задачи программы……………………………………………………7
1.3.Содержание программы…………………………………… ……………….8
1.4.Планируемые результаты…………………………………………………. .27
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарно-учебный график………………………………………………32
2.2. Материально-техническое обеспечение…………………………………..32
2.3. Методическое оснащение……………………………………………… …33
2.4. Методическое обеспечение………………………………………………...34
2.5.Формы аттестации………………………………………………………...…38
2.5 Список литературы……………………………………………………… …53

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Программа «Арт-студия», вводит ребенка в удивительный мир
творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как
конструирование из бумаги, росписи ткани, скрапбукинг, квиллинг, декупаж,
фелтинг, дает возможность поверить в себя, свое творчество.
Программа разработана с учётом следующих нормативных документов:
•

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
г. (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
•
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
•
письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»);
•

Концепция персонифицированного дополнительного образования
детей в Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от
05.08.2019 № 645-рп;
•
Стандарт
услуги
по
организации
и
осуществлению
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
(дополнительным общеразвивающим) программам детям в организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
на
территории
Хабаровского края приказ министерства образования и науки Хабаровского
края от 30.01.2019 № 2;
•
Положение о дополнительной общеобразовательной программе,
реализуемой в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития
3

творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного
образования детей Хабаровского края)» № 383 П от 26.09.2019 г.);
•

Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ.

Направленность
прикладное творчество.

программы

–

художественная,

декоративно-

Программа «Арт-студия», являясь прикладной, носит практикоориентированный характер, направленный на
овладение учащимися
основными приемами и техниками различных видов декоративноприкладного творчества.
Тип программы:
традиционная.
организованны по годам обучения.

Содержание

и

материал

Программа является модифицированной, разработана на основе
программ Савенко М.С. «Основы дизайна» Хабаровск 2019 г. И Данченковой
Г.А «Творческая мастерская «Ассорти», Хабаровск 2019 .
Актуальность программы. Программа «Арт-студия» отвечает
современным требованиям по организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным программам, так как, формирует и
развивает творческие способности детей, способствует развитию памяти,
мелкой моторики, раскрывает возможности и условия развития творческой
личности ребенка, раскрывает его индивидуальные способности. Эта
деятельность созвучна с Концепцией развития дополнительного образования
(Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р). Программа
составлена с учетом правил дидактики: логичность, доступность, научность,
наглядность, простота в изложении, переход от простого к сложному.
Отличительной особенностью и новизной данной программы
является то, что помимо обучения разным видам творчества, в программу
вставлен элемент, регионального компонента. Включение регионального
компонента, в учебный процесс несет познавательную, воспитательную и
развивающую функцию. Знакомство детей с родным краем, позволит
сформировать нравственно-патриотический компонент личности ребенка:
интерес к культуре края, любовь к родной природе и традиционным техникам
изготовления изделий. Содержание регионального компонента может быть
представлено путем включения его в качестве отдельных разделов, а так же
отдельных занятий в каждом блоке.
Преимущество и практическая значимость данной программы
прослеживается в том, что учащиеся на занятиях выполняют декоративные
изделия, украшения для быта, что прививает практическое и эстетическое
видение назначение вещей. Занятия имеют культуро-психологическое
4

значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно
подарить.
Педагогическая
целесообразность
программы.
Программа
педагогически целесообразна, так как направлена на развитие у учащихся
мотивации к познанию и творчеству, на раскрытие творческого потенциала
личности, через воспитание стойкого интереса к декоративно-прикладному
творчеству.
Обучение по программе широко использует:
-личностный
подход:
признающий
уникальность
личности,
ее
интеллектуальную и нравственную свободу, право на уважение;
-дифференцированный подход- учитывающий особенности каждого ребенка.
-индивидуальный подход- подразумевающий работу с каждым учащимся, с
учетом его возраста, физиологических и психологических особенностей,
уровня интеллектуально-творческого развития.
Этот подход подразумевает использование знаний, методов обучения,
стиля общения.
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся от 7 до 12
лет, проявляющих интерес к декоративно-прикладной деятельности. В
группы обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на три года
обучения. Объем освоения программы: 576 часов. Согласно Постановлению
Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об
утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 –первый год обучения-144 часа, второй
год обучения 216 часов, третий год обучения 216 часов. Реализация обучения
по программе проходит на базе МОУ ДО ДТДИМ. Занятия проводятся первый
год обучения -2 раза в неделю, по 2 часа. Второй и третий год обучения –
занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа (второй режим занятий для
второго и третьего года обучения два раза в неделю по 3 часа).
Форма обучения: очная.
Форма организации занятий:
1.Групповая- педагог, одновременно обучает целую группу учащихся. Для
такой формы характерно:
раздельное, самостоятельное выполнение
учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов.
Представлена, фронтальными занятиями и занятиями в малых группах.
2.Индивидуально-самостоятельная форма: при выполнении учащимися
специально подобранных заданий, соответствующих их возрасту и уровню
полготовки.
3.Коллективная : при создании общего творческого проекта.
5

Виды занятий:
учебное занятие, контрольные занятия, практикумы, творческие мастерские,
защита проекта, творческие встречи, творческие выставки, открытое занятие,
ярмарки, посиделки, игра-путешествие, конкурс.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение осуществляется в группах с постоянным составом. Учебный
процесс в объединении характеризуется следующими особенностями:
-учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
-учащиеся приходят в объединение добровольно;
-детям предоставляется возможность,
формы занятий.

сочетать различные направления и

Основанием для приема детей, является письменное заявление
родителей. Основанием для перевода учащихся на следующий этап обучения
является полное усвоение пройденных тем, проверяемое в результате
промежуточной и итоговой диагностики.
(Приложение 1)
После окончания обучения по учебному плану 1-го года обучения,
ребенок переходит на вторую ступень обучение по учебному плану 2-го года
бучения, затем на обучение по учебному плану 3-го года обучения.
Программа всех разделов объединения, предусматривает преподавание
по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным
темам на более высоком и сложном уровне. Изучение каждой темы
завершается изготовлением изделия, т.е. теоретический знания и
технологические приемы подкрепляются практическими применением в
жизни. Постепенно, создавая работы малых и больших форм, выполненные за
разное время, педагог и дети видят качественный и творческий рост от работы
к работе. Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. Так
же важным аспектом программы является индивидуальный подход,
удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности обучающихся.
Обучение по программе, может проходить по индивидуальным маршрутам.
Разработка индивидуального маршрута происходит совместно с педагогом и
учащимся, исходя из его желания и возможностей.
( Приложение 2)
Формы организации учебного процесса .
Для реализации цели данной программы необходимы различные формы
учебной работы:
6

-индивидуальная работа при выполнении учащимися специально подобранных
заданий, индивидуальных планов, соответствующие их по возрасту и уровню
подготовки;
-групповая работы с учащимися при выполнении учебной деятельности в
малых группах;
-фронтальная при выполнении учебной деятельности на уроке, при
выполнении общих установок для всех;
-совместной работы при выполнении определенного творческого задания
под руководством педагога;
Методы организации деятельности детей:
-репродуктивные- воспроизведение полученных знаний и освоение, способов
деятельности;
-частично-поисковые –решение поставленных задач с помощью педагога или
групповой поиск (выполнение небольших краткосрочных заданий);
-исследовательские- решение поставленных задач
с помощью
исследовательских методов (экспериментирование с разными материалами,
сочетаемости различных техник);
Режим занятий: Продолжительность занятий-45 мин, перемена 5-10
мин. В группах первого года обучения-15 учащихся. Занятия проводятся 2 раза
в неделю по 2 часа. В группах второго года обучения -12 человек, занятия
проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Группы третьего года обучения 10-12 ,
занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

1.2. Цели и задачи.
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей
ребенка, средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы:
Предметные:
- познакомить с различными видами декоративно-прикладного творчества,
многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
- изучить технологию изготовления работ в различных видах декоративноприкладного творчества;

7

- познакомить с особенностями культуры и творчества народов Хабаровского
края;
- научить выполнять работу по образцу, по технологической карте и по своему
замыслу, используя полученные знания;
- научить безопасной работе с инструментами и нагревательными приборами.

8

Метапредметные:
- развивать мотивацию к занятиям декоративно-прикладным творчеством;
- развивать самостоятельность при планировании этапов работы и умение
контролировать качество своей работы;
- овладение навыками культуры труда (трудолюбие, аккуратность) в
выбранном виде деятельности;
- воспитание ответственности при выполнении коллективных работ.
- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного
времени;
- познакомить с основами проектной деятельности;
- научить презентовать результаты своего проекта.
Личностные:
- формирование уверенности в успешном результате работы;
- формировать опыт участия в выставочной и конкурсной деятельности;
- воспитывать навыки сотрудничества, оказания помощи товарищам,
выстраивания доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и
педагогом;
- воспитывать чувство гордости к творчеству, культуре народов своей малой
Родины.
1.3. Содержание программы
Учебный план.
№

1

Тематика занятия

Всего
часы

Теория
час.

Практика
час.

Форма
аттестации

Первый год обучения

144

24

120

Выполнение
итоговых
творческих
работ,
участие
в
выставках .

Вводное
занятие. 6
Проведение
тренингов,
экскурсий,
воспитательные
мероприятия

6

9

2

Бумагопластика
бумажное
конструирование

и 34

4

30

3

Работа с фетром

34

4

30

4

Работа с тканью

36

4

32

5

Мастерская подарков

32

4

28

6

Итоговое занятие.
216

42

174

Второй год обучения
1

Проведение
экскурсий

тренингов, 6

6

Воспитательные
мероприятия.
2

Бумагопластика
бумажное
конструирование

3

Работа с фетром

4

и 54

10

44

40

6

34

Работа с тканью

40

6

34

5

Мастерская подарков

34

4

30

6

Роспись ткани

18

4

14

7

Проектная деятельность ( 24
под
руководством
педагогов)

6

18

Третий год обучения

46

170

1

Проведение
экскурсий.

216

тренингов, 6

Выполнение
итоговых
творческих
работ,
участие
в
выставках и
конкурсах,
творческий
отчет.
Контрольная
работа
по
блоку.

Участие
в
выставках и
конкурсах.
Творческий
отчет.

6

Воспитательные
мероприятия.
2

Бумажное
конструирование.

54

10

44

3

Работа с фетра.

40

6

32

10

Контрольная
работа.

4

Мастерская подарков.

20

6

14

5

Роспись ткани.

20

4

16

6

Основы декорирования.

20

4

16

7

Дизайн украшений.

36

4

32

8

Проектная
20
индивидуальная
деятельность. Подготовка
к персональной выставке.

6

14

Региональный компонент по программе:

11

( Приложение 3)

Первый год обучения.
Данный уровень предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к простым разделам в рамках
содержательного тематического направления программы. Также предполагает
изучение содержания программы. Уровень включает знания, предполагающие
выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного,
творческого, культурного самоопределение учащегося. На данном уровне
учащиеся получают базовые знания по разделам как теоретические, так и
практические. Учащиеся обучаются простым технологиям изготовления
изделия, обучаются первым навыкам работы с инструментами для рукоделия.
Содержание программы первого года обучения
№

1.

Тематический
блок занятий
Вводное
занятие.
Проведение
тренингов,
экскурсий,
воспитательн
ых
мероприятий

Содержание занятий

1.Задачи: Познакомиться с работой объединения, видами
творческих работ. Познакомиться с планом работ на
учебный год. Проведение игр, тренингов на сплочение
кол-ва объединения. Проведение запланированных
экскурсий.
2.Теоретическая часть: Знакомство с деятельностью
объединения. Беседа и демонстрация творческих работ
ребят. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Проведение тренингов на знакомство. Проведение
тренингов на творчество. Проведение игр на сплочение
кол-ва.
3.Практическая часть:
творческой работы.

Изготовление

простейшей

4.Результат: участие в тренингах, простейшая творческая
работа.
5.Форма контроля: выполнение самостоятельной работы.
6.Материал: папка «Тренинги и игры на знакомство».
Скрапбумага, декоративный фетр, ножницы, клей, декор,
шаблоны (Силуэты морских обитателей)

2.

Бумажное
конструирова
ние.

1.Задачи: Познакомить с основами конструирования из
различных видов бумаги и картона.
2.Теоретическая часть: Квиллинг. Виды квиллинга:
классический, объемный. Базовый уровень квиллинга.
Изготовление простых элементов. Изготовление цветов в
технике квиллинг. Простые цветы. Сложные цветы.
Региональный компонент: красивоцветущие растения
края, Животные в технике квиллинг. Способы и правила
закрепления
элементов.
Объемный
квиллинг.
Гофрированный картон и моделирование
из
гофрированного
картона.
Основные
элементы
изготовления фигур: ролл, конус, сфера. Изготовление
сказочных персонажей, животных из гофрированного
картона. Региональный компонент: Животные края в
сказках. Нанайские сказки. Модулирование из бумаги.
Построение простых коробочек, Декорирование. Техника
Айрисфолдинг.
Основы
скрапбукинга.
Виды
скрапбукинга. Изготовление открыток к празднику.
3.Практическая часть: Изготовление творческой работы
в технике квиллинг.
Изготовление работ из
гофрированного картона. Изготовление декоративного
панно в технике айрисфолдинг. Работа над совместным
проектом «Животный мир в сказках. Животные в технике
квиллинг».
4.Результат: Изготовление творческой работы, участие в
проекте «Животные в сказках»?
5.Форма контроля: участие в выставке, контрольный урок,
отчетная выставка.
6.Материал: бумага для квиллинга, гофрированный
картон, клей ПВА, термопистолет, ножницы, линейка,
декоративный материал.

3

Работа
фетром

с 1.Задачи: Научить основам работы с фетром. Познакомить
с народными традициями края.
2.Теоретическая часть: Фетр. История фетра. Продукция
из фетра. Качество и возможности изделий из фетра. Виды
швов их классификация. Ручные швы их выполнение.
«Шов вперед иголка», «петельный», «потайной». Шаблон.
Технология работа с шаблонами. Перевод деталей в
13

«зеркальном отражении» на фетр, пошив, набивка деталей,
соединение деталей. Цветовой круг. Возможности
композиции. Региональный компонент: аппликация,
техника изготовления аппликации из фетра. Растительный
орнамент. Животные орнаменты. Нанайские аппликации.
Экскурсия в краеведческий музей. «Нанайские узоры».
3.Практическая часть: Изготовление
творческих работ из фетра.

простейших

4.Результат: изготовленные творческие работы.
5.Форма контроля: участие в выставке, участие в
конкурсе, контрольное занятие.
6.Материал:ткань,
бисер,
бусины,
термопистолет, ленты атласные, фетр, нити.
4

Работа
тканью.

с

ножницы,

1.Задачи: Научить основам работы с тканью. Познакомить
с народными куклами и техникой их изготовления.
2.Теоретическая часть: Знакомство с различными
видами ткани. Хлопковые ткани. Использование
хлопковых тканей в творчестве. Обереги, их роль в жизни
русского народа. Народные традиции и обычаи. Виды
кукол-оберегов. Лечебные травы, их польза для человека.
Эко-дизайн. Использование шпагата и мешковины в
творчестве. Полезные вещи в быту. История игольниц.
Виды швов. Шов вперед иголку, сметочный шов,
петельный шов. Оформление лентами и бусинами.
Игольницы в эко-стиле. Декоративные элементы декора из
ткани.
Канзаши. Применение техники канзаши для
украшения вещей. Декоративность. Банты. Варианты
изготовления декоративных бантов. Красиво цветущие
растения края.
3.Практическая часть: Изготовление «Домовенка».
Изготовление куклы-оберега «Травницы».
Региональный компонент: изготовление нанайской
куклы «Акоан». Изготовление декоративной игольницы.
Изготовление простых цветов «Канзаши». Изготовление
декоративных бантов.
4.Результат: изготовленные творческие работы.

14

5.Форма контроля: участие в выставке, контрольная
работа.
6.Материал:ткань,
бисер,
бусины,
ножницы,
термопистолет,
ленты
атласные,
мешковина,
декоративный материал, иглы, нитки, мешковина, шпагат
5

Мастерская
подарков

1.Задачи: Научить изготавливать подарки своими руками
к тематическим праздникам.
2.Теоретическая часть: Оформление подарков. История
праздников. Способы оформления подарков. Работа с
шаблонами. Способы праздничного декорирования.
Изготовление работ с элементами вышивки лентами.
3.Практическая часть: Изготовление сувениров
к
тематическим праздникам. Изготовление декоративных
подвесок из ткани и фетра. Изготовление декоративного
топиария.
Изготовление
новогодних
персонажей.
Изготовление декоративных работ с использованием лент.
4.Результат: Изготовление творческой работы, участие в
выставке.
5.Форма контроля: участие в выставке, творческий
фестиваль.
6.Материал: бумага декоративная, гофрированный
картон, клей ПВА, термопистолет, ножницы, линейка,
декоративный материал.

6

Итоговое
занятие

Подведение итогов работы за год

Итого

144 ч.

По окончанию первого года обучения
Предметные результаты:
- будут знать: виды декоративно-прикладного творчества,
различные
художественные материалы и простые приемы работы с ними; простые
технологии изготовления работ в различных видах декоративно-прикладного
творчества; особенности культуры и творчества нанайцев;
- будут уметь выполнять работы по образцу;

15

- будут владеть навыками
нагревательными приборами.

безопасной

работы

с

инструментами

и

Метапредметные результаты:
- будут проявлять заинтересованность к занятиям декоративно-прикладным
творчеством;
­ будут трудолюбивы и аккуратны в выбранном виде деятельности;
- будут уметь с пользой организовать свое свободное время.
Личностные результаты:
- будут уметь сотрудничать, выстраивать доброжелательные взаимоотношения
со сверстниками и педагогом;
- будут испытывать чувство гордости и уважительного отношения к творчеству
и культуре народов своей малой Родины.
Второй год обучения.
Данный уровень предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к простым разделам в рамках
содержательного тематического направление программы. Так же предполагает
изучение содержание программы. Происходит обучение в процессе участия в
исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности. На
данном уровне больше внимание уделяется самостоятельной работе учащегося.
Так же включается проектная деятельность. Учащиеся на данном уровне
изготавливают более сложные работы, используя полученные знания. Так же
происходит пополнение «багажа знаний» новой информацией.
Содержание программы 2 года обучения
№

Тематический
блок

1

Встреча
учащимися.
Тренинги.
Экскурсии.

Содержание занятий
Познакомиться
с
работой
с 1.Задачи:
объединения, видами творческих работ.
Проведение игр, тренингов на сплочение колва объединения. Проведение запланированных
экскурсий.
2.Теоретическая
часть:
Знакомство
с
деятельностью объединения на год. Беседа и
демонстрация творческих работ ребят.
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Организация рабочего места. Проведение
16

тренингов
на
знакомство.
Проведение
тренингов на творчество. Проведение игр на
сплочение кол-ва.
3.Практическая
часть:
Изготовление
простейшей творческой работы.
4.Результат: участие в тренингах, простейшая
творческая работа.
5.Форма
контроля:
самостоятельной работы.

выполнение

6.Материал: папка «Тренинги и игры на
знакомство». Скрапбумага, декоративный
фетр, ножницы, клей, декор, шаблоны.
2

1.Задачи: Научить изготавливать творческие
Бумажное
конструирование работы из различных видов бумаги.
Познакомить с особенностями природы края.
2.Теоретическая
часть:
Скрапбукинг.
Пополнение ранее полученных знаний о
технике «Скрапбукинг». Скрапбумага, виды
скрапбумаги. Бережное отношение к бумаге.
Способы работы с бумагой. Инструменты при
работе с бумагой. Виды скрапбукинга. Стили и
виды открыток. Винтажный стиль, ретростиль, мужская открытка, детская открытка.
Использование природного материала при
изготовлении
открыток.
Изготовление
необычной открытки. Работа с шаблоном.
Построение открытки-коробочки. «Штампинг»
в открытках. Вырубные элементы для
открытки.
Основы квиллинга.
Региональный компонент: «краснокнижные»
растения края, «красная книга», растения
занесенные
в
красную
книгу
края.
Изготовление сложных цветов в технике
квиллинг. Изготовление объемных работ в
технике квиллинг. Изготовление декоративных
элементов в технике квиллинг для подарочных
коробочек.

17

Гофрированный
картон.
Изготовление
насекомых,
сказочных
персонажей
из
гофрированных полосок. Участие в проектной
работе.
Бумажное
конструирование.
Расчет
и
построение
подарочной
коробочки.
Изготовление шоколадниц в различных
тематиках.
3.практическая
часть:
изготовление
творческих работ по заданной тематике.
4.Результат: творческая работа.
5.Форма контроля: участие в творческой
выставке, контрольный урок.
6.Материал: Скрапбумага, гофрированный
картон, клей, инструменты, декоративный
материал.

3

Работа с фетром

1.Задачи: продолжить обучение работы с
фетром. Знакомство с основными техниками
декоративного творчества края.
2.Теоретическая
часть:
Повторение
полученных знаний о фетре. Шов «вперед
иголкой», «петельный шов», «стебельчатый»,
«потайной». Шаблон. Работа с шаблонами.
Цветовой круг. Возможности цвета в
композиции. Зарисовка планируемых работ на
бумаге. Составление по своему рисунку
выкройки изделия. Разработка проектной
работы. Животные из фетра.
Региональный компонент: традиционные
аппликации.
Знакомство
с
техникой
аппликации края.
3.Практическая
часть:
изготовление
творческих работ по заданной тематике.
4.Результат: творческая работа.

18

5.Форма контроля:
участие в выставке.

контрольное

занятие,

6.Материал: выкройки, фетр, нитки, иглы,
декоративны материал.
4

Работа с тканью

1.Задачи: продолжить обучение работы с
тканью. Продолжить знакомство с культурой и
традициями края.
2.Теоретическая
часть:
Повторение
полученных знаний о ткани. Шов «вперед
иголкой», «петельный шов», «стебельчатый»,
«потайной». Шаблон. Русские обереги. Куклакубышка, кукла-травница, кукла-колокольчик.
Региональный компонент: изготовление
нанайской куклы-оберега.
Цветовой круг.
Возможности цвета в композиции. Зарисовка
планируемых работ на бумаге. Составление по
своему
рисунку
выкройки
изделия.
Изготовление цветов из ткани. Разработка
проектной работы.
3.Практическая
часть:
изготовление
творческих работ по заданной тематике.
4.Результат: творческая работа.
5.Форма контроля:
участие в конкурсе.

контрольное

занятие,

6.Материал: хлопок, синтепон, нитки, иглы,
декоративны материал.
5

Мастерская
подарков

1.Задачи:
изготовление
тематическим праздникам.

подарков

к

2.Теоретическая часть: История праздников.
История подарков. Подарки к новому году,
«Пасхальный сувенир», подарки ко дню
матери. Декоративный топиарий, подарочные
коробочки.
3.Практическая
часть:
изготовление
творческих работ по заданной тематике.
4.Результат: творческая работа.
19

5.Форма контроля:
участие в выставке.

контрольное

занятие,

6.Материал: выкройки, фетр, нитки, иглы,
декоративны материал.
6

Роспись ткани

.Задачи: научить изготавливать работы в
технике холодный батик.
2.Теоретическая часть: Роспись ткани.
Холодный батик. Этапы оформления панно в
технике холодный батик. Знакомство с миром
птиц. Птицы дальнего востока. Самые
маленькие птицы планеты. Создание эскиза
работы.
Декоративные
контуры.
Использование декоративных элементов в
батике. Смешивание красок, использование
солевой технике. Этапы изготовления работ.
Региональный компонент: Орнамент с
изображением животных. Роспись панно в
традиционной технике нанайцев.
3.Практическая
часть:
изготовление
творческих работ по заданной тематике.
4.Результат: творческая работа.
5.Форма контроля: зачет, участие в выставке.
6.Материал: краски акриловые, кисти, ткань,
декоративны материал

7

Проектная
деятельность

1.Задачи: Научить навыкам
проектному исследованию.

работы

по

2.Теоретическая часть: Проект. Правила
создания
проектной
работы.
Правила
оформление проектной работы. Виды проекта,
участие в проекте. Цели и задачи проекта.
3.Практическая
часть:
совместным проектом.
4.Результат:
проектом.

20

работа

над

работа

над

совместным

5.Форма контроля: защита проекта, участие в
выставке.
6.Материал:
бумага
декоративная,
гофрированный
картон,
клей
ПВА,
термопистолет,
ножницы,
линейка,
декоративный материал.
По окончанию второго года обучения
Предметные результаты:
- будут знать: виды декоративно-прикладного творчества, художественные
материалы и различные приемы работы с ними; технологии изготовления работ
в различных видах декоративно-прикладного творчества; особенности
изготовления нанайских сувениров;
- будут уметь выполнять работы по технологической карте;
- будут владеть навыками
нагревательными приборами;

безопасной

работы

с

инструментами

и

Метапредметные результаты:
- будут мотивированы на занятия декоративно-прикладным творчеством;
- будут проявлять трудолюбие и аккуратность;
- будут уметь с пользой организовать свое свободное время;
- будут владеть навыками проектной деятельности;
- будут владеть навыками
нагревательными приборами.

безопасной

работы

с

инструментами

и

Личностные результаты:
- будут проявлять уверенность в успешном результате работы;
- будут иметь опыт участия в выставочной деятельности;
- будут уметь сотрудничать, оказывать помощь товарищам, выстраивать
доброжелательные взаимоотношения со сверстниками и педагогом;
- будут испытывать чувство гордости и уважительного отношения к творчеству
и культуре народов своей малой Родины.

21

Третий год обучения.
Данный уровень предполагает использование форм организации материала,
обеспечивающих доступ к простым разделам в рамках содержательного
тематического направления программы. Так же предполагает изучение
содержание программы. Происходит обучение в процессе участия в
исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности. На
данном этапе обучения, большое внимание уделяется проектной работе
учащихся, участию в конкурсах и персональных выставка.

Содержание 3 года обучения.
№

Блок, тема

1.

Проведение тренингов,
экскурсий,
воспитательных
мероприятий.

Содержание занятий
1.Задачи: Познакомиться с работой объединения,
видами творческих работ. Познакомиться с планом
работ на учебный год. Проведение игр, тренингов на
сплочение
кол-ва
объединения.
Проведение
запланированных экскурсий.
2.Теоретическая часть: Знакомство с деятельностью
объединения. Беседа и демонстрация творческих
работ ребят. Вводный инструктаж по технике
безопасности. Проведение тренингов на знакомство.
Проведение тренингов на творчество. Проведение игр
на сплочение кол-ва.
3.Практическая часть: Изготовление простейшей
творческой работы.
4.Результат: участие в тренингах, простейшая
творческая работа.
5.Форма контроля: участие в мини-выставке.
6.Материал: папка «Тренинги и игры на знакомство».
Скрапбумага, декоративный фетр, ножницы, клей,
декор, шаблоны .

2.

Бумажное
конструирование.

1.Задачи: Изготовление
различных видов бумаги.

творческих

работ

из

2.Теоретическая часть: Вводный инструктаж по
технике безопасности. Скрапбукинг. Многослойные

открытки. Открытки с использование элементов,
изготовленных в разных техниках. Знакомство с
нестандартными
открытками.
Образцы
нестандартных
открыток.
Основные
приемы
выполнения открыток. Чертеж открытки. Открытки с
шейкерами. Тематические открытки. Обложки в
технике скрапбукинг.
Силуэтное вырезывание. История силуэтного
вырезывания, силуэт, техника изготовления работы.
Оформление вырезанной работы элементами
квиллинг.
Бумажное
конструирование.
Изготовление
подарочной коробочки. Чертеж основания.
3.Практическая часть: Изготовление
работы.

творческой

4.Результат: творческие работы.
5.Форма контроля: зачет, участие в отчетной
выставке.
6.Материал:
скрапбумага,
клей,
ножницы,
декоративный материал.
3.

Работа
с
фоомираном.

фетром, 1.Задачи: Изготовление творческих
различных видов фетра и фоомирана.

работ

из

2.Теоретическая часть: Работа с фетром.
Изготовление из фетра «Куклы сплюшки».
Оформление тела куклы, одежды из ткани. Проектная
работа-«Изготовление игрушки-мобеля».
Работа с фоомираном. Фоомиран. Изготовление из
фоомирана цветов. Сборка цветов. Декорирование
цветка, оформление заколки, броши.
3.Практическая часть: Изготовление куклы из фетра,
броши из фоомирана.
4.Результат: участие в тренингах, простейшая
творческая работа.
5.Форма контроля: участие в выставке, защита
проекта, подготовка мастер-класса.
6.Материал: фоомиран, ткань, нитки, декоративный
фетр, ножницы, клей, декор, шаблоны .
23

4.

Мастерская подарков.

1.Задачи: Изготовление
празднику

тематических

работ

к

2.Теоретическая часть: Шерстяная акварель.
Шерсть для валяния. Изготовление плоскостных
работ в технике шерстяная акварель. Способы
выполнения цветов из шерсти. Изготовление
шерстяного пейзажа в технике шерстяная акварель.
Региональный
компонент:
Животный
мир
Хабаровского края. Животные «Красной книги».
Изготовление панно в технике шерстяная акварель
«Амурский тигр».
Новогодние композиции. Новогоднее оформление,
дизайн новогодних игрушек. Оформление и
декорирование новогодней игрушки шнуром.
Изготовление новогодних елочек в различных
техниках. Изготовление новогодней коробочки.
3.Практическая часть: Изготовление творческих
работ.
4.Результат: Изготовление творческой
участие в выставке, викторина.

работы,

5.Форма контроля: участие в выставке, викторина.
6.Материал: шерсть для валяния, иглы, сезаль,
термопистолет, декор. шнур
5.

Роспись ткани.

1.Задачи: Изготовление декоративного панно в
технике холодный батик.
2.Теоретическая
часть:
Роспись
ткани.
Изготовление панно различной тематики по
индивидуальному плану учащегося. Региональный
компонент: «Дальневосточные художники края».
3.Практическая часть:
технике холодный батик.

Изготовление

4.Результат: Изготовление
участие в выставке.

творческой

панно

в

работы,

5.Форма контроля: участие в выставке, игра-конкурс.

24

6.Материал: Ткань, акриловые краски, кисти, рамки
деревянные, декоративный контур
6.

Основы
декорирования.

1.Задачи: научить оформлять изделия в технике
декупаж.
2.Теоретическая часть: Вводный инструктаж по
технике безопасности. История декупажа. Прямой и
обратный
декупаж.
Техника
декорирования
деревянного
изделия.
Техника
кракелюра.
Тематическое
оформление
декупажем.
Региональный компонент: узоры и орнаменты в
национальном стиле.
3.Практическая часть: Изготовление творческой
работы
4.Результат: оформление изделий деревянных и
стеклянных.
5.Форма контроля: участие в выставке, разработка
мастер-класса.
6.Материал: клей для декупажа, салфетки
декупажные, кракелюр, ножницы, лак акриловый,
контуры декоративные.

7.

Дизайн украшений.

1.Задачи: научить оформлять декоративные изделия.
2.Теоретическая часть: изготовление декоративных
брошей
из бисера. Бисер, история бисера
Разновидности бисера. Технология изготовление
броши из бисера. Способы пришивания. Теория.
Анализ образцов украшений (колье, браслеты, кольца,
серьги). Выбор материала. Цветовое решение. Виды
застёжек. Зарисовка эскизов для выполнения
украшений.
Последовательность
изготовления.
Техника
выполнения. Изготовление
творческой
работы. Практика. Выполнение отдельных элементов.
Составление композиций. Подготовка основы.
Прикрепление элементов композиции к основе.
Сборка изделий. Декор. Заключительная отделка
готовых изделий.

25

изготовление различных брошей, бисер, нитки, иглы,
фетр, кожезам.
Региональный компонент: украшения коренных
народов края.
3.Практическая часть: Изготовление творческой
работы
4.Результат: оформление декоративных изделий.
5.Форма контроля: участие в выставке.
6.Материал: фетр, бисер, нити, иглы, декоративный
материал.
8.

Проекты и
индивидуальная
деятельность.

1.Задачи: продолжать обучение
деятельности.

по проектной

2.Теоретическая часть: Проектная деятельность.
Цель и задачи проекта. Разработка индивидуальных
проектов. Изготовление творческих работ. Подбор
материала,
разработка
практической
части.
Презентация проекта.
3.Практическая часть: Изготовление проектной
работы.
4.Результат: выполненная проектная работа.
5.Форма
контроля:
участие
Тестирование. Защита проектов.

в

выставке.

6.Материал: фетр, бисер, нити, иглы, декоративный
материал.
По окончанию третьего года обучения
Предметные результаты:
- будут знать: виды декоративно-прикладного творчества, художественные
материалы и различные приемы работы с ними; технологии изготовления работ
в различных видах декоративно-прикладного творчества; особенности
изготовления узоров и орнаментов в национальном стиле;
- будут уметь выполнять работы по своему замыслу;
- будут владеть навыками
нагревательными приборами;

безопасной
26

работы

с

инструментами

и

Метапредметные результаты:
- будут мотивированы на занятия декоративно-прикладным творчеством;
- умеют самостоятельно планировать этапы работы и контролировать качество
своей работы;
­ будут проявлять трудолюбие и аккуратность в выбранном виде деятельности;
- будут понимать свою ответственность при выполнении коллективных работ;
- будут уметь с пользой организовать свое свободное время.
- будут владеть навыками проектной деятельности и презентации проекта;
Личностные качества:
- будут проявлять уверенность в успешном результате работы;
- будут иметь опыт участия в выставочной и конкурсной деятельности.
- будут уметь сотрудничать, оказывать помощь товарищам, выстраивать
доброжелательные взаимоотношения со сверстниками и педагогом;
- будут испытывать чувство гордости и уважительного отношения к творчеству
и культуре народов своей малой Родины.

27

1.4. Планируемые результаты.
Предметные:
- будут знать различные виды декоративно-прикладного творчества, различные
художественные материалы и приемы работы с ними;
- будут знать технологию изготовления работ в различных видах декоративноприкладного творчества;
- будут знать особенности культуры и творчества народов Хабаровского края;
- будут уметь выполнять работы по образцу, по технологической карте и по
своему замыслу, используя полученные знания;
- будут владеть навыками
нагревательными приборами.

безопасной

работы

с

инструментами

и

Метапредметные:
- будут мотивированы на занятия декоративно-прикладным творчеством;
- будут уметь самостоятельно планировать этапы работы и контролировать
качество своей работы;
­ будут проявлять трудолюбие и аккуратность в выбранном виде деятельности;
- будут понимать свою ответственность при выполнении коллективных работ;
- будут уметь с пользой организовать свое свободное время;
- будут уметь работать по проекту и презентовать результаты своего проекта.
Личностные:
- будут проявлять уверенность в успешном результате работы;
- будут иметь опыт участия в выставочной и конкурсной деятельности.
- будут уметь сотрудничать, оказывать помощь товарищам, выстраивать
доброжелательные взаимоотношения со сверстниками и педагогом;
- будут испытывать чувство гордости и уважительного отношения к творчеству
и культуре народов своей малой Родины.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарно-учебный график
Календарно-учебный график составляется ежегодно, на начало учебного года.

01.0924.10

Учебные
занятия

3 четверть

4 четверть

Начало и

Начало и

Начало и

конец

конец

Каникулы

Начало и

Каникулы

2 четверть

конец

Учебные
занятия

27.12-

10.01-

28.03-

04.03-

31.05-

09.01

27.03

03.03

31.05

31.08

25.10 01.1126.12
31.10

каникулы

1 четверть

Каникулы

Учебные
занятия

Каникулы

Учебные
занятия

конец

01.0631.08

2.2. Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в специально оборудованном помещении – мастерской,
соответствующей санитарно – гигиеническим нормам: помещение хорошо
проветривается и хорошо освещается. Техническое оснащение и мебель
(столы, стулья, шкафы) должны отвечать требованиям, предъявляемым к
детскому оборудованию.
Материально-техническое оснащение занятий включает в себя набор
оборудования для занятий изобразительным искусством, инструменты для
работы с природными материалами, инструменты для росписи холодного и
горячего батика, который выполняется и разнообразится необходимыми для
конкретного задания материалами и приспособлениями:



















бумага для рисования,
клеенка,
сухоцветы,
клей ПВА,
гуашь,
скрепки,
зажимы,
наборы для декупажа,
природный материал
декоративный материал
клей кристалл
декоративные кашпо
рамки для фотографий
ткань для росписи
х-б ткань
синтепон
бумага для квиллинга
бумага чертежная,



















Техническое обеспечение:
-ккомпьютер;
-принтер;
-проектор;
30

линейка,
бисер, бусины, стразы,
карандаш,
иглы
ножницы,
шерсть для валяния
канцелярский нож,
шило,
цветные карандаши,
кисточки для рисования
выжигатель
Набор красок «Батик».
Фигурные дыроколы
Фоомиран
Акриловые краски
Фетр
Х-бткань

2.3. Методическое оснащение.
Дидактические материалы к занятиям.
На занятиях широко используются дидактические материалы, разработанные
технологические карты, схемы, шаблоны.
Методическое сопровождение программы.
1. Воспитательное мероприятие «Великая Война»
2. Воспитательное мероприятие Вечеринка воздушных шаров»
3. Воспитательное мероприятие « Вокруг света»
4.Разработка занятия «Путешествия по парку»
5. Воспитательное мероприятие «Лесное путешествие»
6. Воспитательное мероприятие «Экологическая кругосветка для друзей»
7.Воспитательное мероприятие «Светофор»
8.Воспитательное мероприятие «Пожарным можешь ты не быть, но должен
знать как поступить»
9. Воспитательное мероприятие «Осенний вернисаж»
10. Конспект к программе «Морское дно»
11. Конспект к программе «Оформление фоторамки»
12. Оформление «Цветочного панно»
13. Конспект к программе «Декоративные магниты»
14 Воспитательное мероприятие «День Святого Валентина»
Дидактические игры.
«Что увидел художник». Цель: развивать память, логическое мышление,
воображение. Прививать интерес к народному творчеству.
«Народные мастера». Цель: развивать наблюдательность, внимание, чувство
цвета. Воспитывать любовь к природным промыслам.
31

«Что лишнее». Цель: развивать память, логическое мышление, воображение,
речь. Прививать эстетический вкус, любовь к народному искусству.
«Мозаика». Цель: развивать воображение, мышление, память, прививать
любовь к народному творчеству; формировать эстетические чувства на
материале произведений народного творчества.
«Модели для самостоятельного творчества детей». Цель: развивать чувство
цвета, ориентировку на листе. Развивать творчество, самостоятельную
активность детей. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи,
разнообразия форм и цвета. Развивать эстетическое воспитание.
«Найди пару». Цель: подобрать соответствующее изображение по цвету,
контуру или силуэту.
«Половинки». Цель: развивать зрительное восприятие, ориентирование на
листе бумаги, через ознакомление с русским народным орнаментом.
Развивающие игры: «Найди ошибки». Цель: развивать внимание,
воображение. Найти на картинке ошибки художника: бывает – не бывает.
«Дорисуй детали». Цель: активизация психических и познавательных
процессов. Добавление к геометрической фигуре деталей превращает эту
фигуру в образ или сцену.
Мультимедийные презентации.
1. «Животные края»
2. «Красивоцветущие растения края»
3. «Все о китовых акулах»
4. «Обереги»
5. «Кукла-травница»
6. «Роспись ткани. Техника холодный батик»
7. «Растительные мотивы в росписи ткани»
8. «Основы декупажа»
9. «Обратный декупаж»

32

10. «Новогодние игрушки»
11.«Основы скрапбукинга»
12. «Открытка в технике шебби-шик»
13. «Открытка в технике ретро»
14.«Изготовление детской открытки»
Мультимедийные игры для занятий:
1.«Клуб знатоков природы»
2.«Крестики-нолики: Животные»
3.«Осенний вернисаж»
4.«Интеллектуальная карусель»
5.«В согласии с природой.
Видео-занятия для дистанционного обучения:
-«Изготовление банта»
-«Оформление новогоднего шара»
-«Осенний скрап»
-«Изготовление медузы из фетра»

2.4. Методическое обеспечение программы.
В процессе реализации программы «Арт-студия» используются
различные методы обучения:
1) методы учебно-познавательной деятельности:
-объяснительно-иллюстративный;
-проблемно-поисковый;
-личностно-ориентированный;

33

2)Методы
стимулирования
деятельности:

и

мотивации

учебно-познавательной

- ведения рейтинга успешности учащихся (ведение таблицы успешности);
- награждение грамотами и благодарностями в конце учебного года;
3) Проектные методы обучения, используемые на занятиях, дают
возможность для развития индивидуальных творческих способностей;
4) Игровые методы, расширяют кругозор, развивают познавательную
деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в
практической деятельности
3) Методы контроля
- проведение входящего и итогового контроля;
-взаимоконтроля;
- самоконтроля;
-проведение диагностики, мониторинга учащихся в конце учебного года;
Формы предъявления образовательных результатов: на протяжении всего
процесса обучения, организуются отчетные выставки объединения. Так же
организуются персональные выставки учащихся в рамках проекта «Моя
первая выставка».
Использование педагогических технологий:
Технология

Особенности на занятии

Использование
занятиях

Здоровьесберегающая

Занятия предполагают работу
над определенным комплексом
упражнений,
позволяющих
снизить нагрузку на глаза и
позвоночник и восполнить
объем двигательной активности
детей.

-пятнадцатиминутки;

Предполагает
обучение
каждого учащегося на уровне
его
возможностей
и
способностей,
что
дает
каждому ребенку возможность
получить максимальные по его

-применение
разноуровневых
заданий различной
сложности;

Технология
дифференцированного
обучения

34

на

-зарядка для глаз;
-соблюдение режима
занятий;

-технологические
карты;

способностям
знания
и
индивидуальные
реализовать свой личностный маршруты;
потенциал.
Данная технология
учебный
процесс
эффективным.

делает
более

Технология
коллективнотворческого дела

Используется для проведения -творческие задания
мероприятий. Этот способ по
группам,
деятельности
позволяет командам;
развивать
коммуникативные
навыки ребенка.

Технология
разноуровневого
обучения.

Учащиеся могут делится на
различные группы, каждая из
которых
овладевает
программным
материалом,
основываясь
на
свои
способности.

-Работа
по
индивидуальным
технологическим
картам;

Технология
проблемного обучения.

Организация учебных занятий,
которая предполагает создания
проблемной
ситуации
и
активную самостоятельность
деятельность учащихся.

-Создание
проблемных
ситуаций
занятиях;

учебной
Технология проектной Активизация
и
исследовательской деятельности учащихся путем
вовлечения их в поисковую
деятельности.
работу творческого характера.

на

-разработка
проектных
и
исследовательских
работ.
-подготовка
докладов, сообщений
к занятиям;

Технология
игровой Используется, прежде всего для - создание игровых
проведения занятий с детьми занятий по темам;
деятельности
младшего школьного возраста.
- викторины;
-игры- путешествия;
Технология обучения в Используются на занятиях -подготовка мастергрупповые формы обучения.
классов для своих
сотрудничестве
сверстников;
(командная, групповая
работа).
35

- командные задания;
Информационнокоммуникационная
технология.

Создание
информационной -создание
обстановки, стимулирующей презентаций
для
интерес и пытливость ребенка, занятий;
усиление мотивации обучения.
-создание
мастерНа ютубе создан канал «Арт- классов;
студия», где выкладываются
занятия для дистанционного -дистанционное
обучение;
обучения.

Дистанционная
технология.

Использование при обучении на - создание видеозанятиях
электронно- занятий
для
образовательных ресурсов.
учащихся
(можно
использовать,
как
частичное обучение
по программе, или в
каникулярное время)

Алгоритм учебного занятия:

№

Этап занятия

Основные характеристики

1

Орг. Момент. Постановка Постановка цели занятия. Создания педагогом
цели и задачи данного благоприятного климата с настроем детей на
занятия.
творческую
деятельность.
Активизация
внимания детей.

2

Инструктаж по
безопасности.

3

Основная часть.

4

Практическая
часть. Ведение практических заданий, контроль за
(практические
задания, выполнением заданий.
физкультминутки,
самостоятельная работа)

технике Необходимый этап на занятии. Педагог
знакомит или повторяет технику безопасности с
детьми.
Педагог обеспечивает восприятие учащимися
учебного
материала.
Максимальная
активизация познавательной деятельности
учащихся на основе теоретического материала.

36

5

Рефлексия.

Осознанное освоение
учебного материала

учащимися

нового

6

Уборка рабочего места.

Педагог контролирует уборку рабочего места,
а так же назначает дежурных.

2.5. Формы аттестации
При обучении по программе используются:
- традиционные – тестовые
дифференцированные карточки;

задания,

фронтальная

беседа,

- нетрадиционные - творческие задания в виде кроссвордов, ребусов,
викторин; самоконтроль, выставка работ, проектная деятельность. Так же
проводится контроль посещаемости, статистические данные, отслеживание
результатов диагностики, мониторинг участия в конкурсах.
Во время обучения по программе проводится входящая диагностика,
промежуточная диагностика, итоговая диагностика. Итоговый контроль
предусматривает участие в итоговой творческой выставке. При оценке
результатов принимается во внимание: способность понимания задания
преподавателя, владение инструментами, эстетика оформления работы,
знание необходимой терминологии в экологии и прикладном творчестве.
Формы отслеживания и фиксация образовательных результатов.
-индивидуальные карты;
-материалы тестирования и анкетирования;
-Дипломы и сертификаты участия в конкурсах.
Проводится индивидуальный, групповой, фронтальный контроль (устный
опрос, кроссворд, викторина)
Итоговая проверочная работа (проводится в конце учебного года) включает
основные темы учебного периода. Задания рассчитаны не только на проверку
знаний, но и метапредметных результатов обучения. Входящая проверочная
работа (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между
реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым

37

для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу, а так же
наметить «зону ближайшего развития».

38

Форма аттестационного контроля.
- отчетная выставка ;
-защита проекта и творческой работы;
- участие в творческих конференциях;
- итоговое занятие;
-конкурс;
-зачет;
Оценочные материалы. В течении учебного года проводятся мониторинги
успеваемости учащихся.

Имеет представление о многообразии
видов декоративно – прикладного 0
искусства и его роли в жизни человека.
Знает и соблюдает правила безопасной
работы иглой, ножницами, утюгом, 0
крючком, клеем
Обладает практическими навыками при
изготовлении изделия.
0
Знает и соблюдает последовательность
изготовления творческой работы по 0
каждому блоку программы.
Выполняет предложенную работу по
образцу, под руководством педагога 0
или самостоятельно.

1

Высокий

Средний

Низкий

Критерии оценки предметных результатов
Предметные результаты
Форма
отслеживани
я

2

Опрос,
тестирование
наблюдение

1

2

1

2

1

2

1

2

анализ
продукта
деятельности
анализ
продукта
деятельности
анализ
продукта
деятельности

39

Высокий

Низкий

Метапредметные результаты

Средний

Критерии оценки метапредметныхрезультатов.
Форма
отслеживани
я

Проявляет индивидуальные творческие
способности
при
изготовлении
поделки:
фантазию
воображение
самостоятельное мышление
Понимает и применяет полученную
информацию при выполнении заданий
Стали увереннее моторные навыки,
глазомер, точность движений
Проявляет коммуникативные навыки:
сотрудничает в группе, оказывает
взаимопомощь, уважительно строит
своё общение со сверстниками и
взрослыми

наблюдение

0
0
0

1
1
1

2
2
2

0

1

2

наблюдение
наблюдение

0

1

2
наблюдение

0

1

2

Проявляют познавательный интерес к
декоративно­прикладному искусству
Проявляет такие качества, как:
аккуратность
трудолюбие
терпение
усидчивость
умение довести начатое дело до конца
силу воли
уверенность
в
себе
и
своих
возможностях
бережливость (экономичный подход к
материалу,
рациональному
его
использованию)
Проявляет уважение к чужому труду и
его результатам.

40

Высоки
й

Низкий

Личностные результаты

Средний

Критерии оценки личностных результатов
Форма
отслеживания

наблюдение
0

1

2

0
0
0
0
0
0

1
1
1
1
1
1

2
2
2
2
2
2

0

1

2

0
0

1
1

2
2

наблюдение,
анализ
продукта
деятельности

наблюдение

2.6. Список литературы
Литература для педагога.
1.Арнхейм «Искусство и визуальное восприятие» Издательство «Прогресс»
Москва 1974
2.Гнедич «Всемирная история искусств» Москва «Современник» 1999
3.Иоханнес Иттен. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других
школах. Пер. с нем.яз. и предисловие Л.Монаховой. М.: Изд. Д.Аронов, 2009
4.Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов
начальной школы: Художественный труд (основы дизайн- образования)//
Начальная школа. - 1998.
5.Медведев «Формирование художественного образа на занятиях по рисунку»
Москва «Просвещение» 1986.
Интернет-ресурсы.
1.http://fcior.edu.ru/ Федеральный
ресурсов

центр

информационно-образовательных

2.http://knigi-2004.narod.ru/knigi-rossii2004/data/index_25243.htm«Педагогическое образован. и наука»
Современные

3.http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html
технологии

образовательные

4.http://www.1september.ru/ Электронное издание «1 сентября»
5.http://school.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал
Литература для обучающихся
1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие аппликации для детей. – М: ООО ИКТЦ
«Лада», 2010.
2. Бельтюкова Н. Б. Самоделки из папье-маше. – М.: Дрофа Плюс, 2007.
3. Букина С., Букин М. Квиллинг шаг вперед. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
4. Букина С., Букин М. Квиллинг. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
5. Булыгина Г.Е. Чудо – соломка. – Екатеринбург:
41

6. Воробьева Н. Точечная роспись. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2014.
7. Галанова Т. С. Ажурная бумага. Техника. Приемы. Изделия. – М.:
АСТПресс, 2008.
8. Гаврилова А.С. Фигурное вырезание из бумаги. – М.:РИПОЛ классик, 2012.
9. Гришина Н. П., Анистратова А. А. Поделки из кусочков бумаги. – М.:
Оникс, 2008.
10. Гришина Л. Л. Открытки с сюрпризом. Детский дизайн. – М.: Карапуз,
2010.
11. Дадашова З. Р. Волшебная бумага. Самоучитель по технике вырезания для
школьников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
12. Дадашова З.Р. Волшебная бумага. Шаг вперед. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
13. Дадашова З.Р. Резные сувениры. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
14. Дадашова З.Р. Резные открытки. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
15. Джейкобсон Рехам Арти. Мозаика для начинающих. Ростов н/Д.: Феникс,
2005.
16. Дубровская Н. В. Аппликации из природных материалов. – М.: АСТ, Сова,
2010.
17. Дубровская Н. В. Аппликации из камней и ракушек. – М.: АСТ, Сова, 2008.
Интернет ресурсы:
https://www.youtube.com/channel/UCUF0XBC5LdXeIdxM3P_VXAQ?view_as=s
ubscriber

42

(Приложение 1)
Входная диагностика учащихся 1и 2 года обучения.
Входная диагностика обучающихся проводится в начале учебного года для
обучающихся 1 и 2 года обучения.
Цель диагностики – определить уровень мотивации, подготовленности и
творческих способностей детей в начале обучения и уровень образовательных
потребностей для обучающихся 2 года обучения.
Определение уровня мотивации обучающихся (для обучающихся 1- го года
обучения)

Анкета №1
Фамилия имя ____________
Возраст _________________
Дата заполнения _________________

1.Знаешь, ли ты чем занимаются в объединений?


Да, знаю



Немного



Нет, не знаю

2.Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области?


Да, умею



Немного



Нет, не умею

3.Чего ты ожидаешь от обучения?


Многому научиться



Что-то свое



Не знаю

4. Почему ты пришел именно в это объединение?
43



Самому захотелось



Родители посоветовали



За компанию с другом

5. Дополнительный вопрос на усмотрение педагога.

Промежуточная аттестация учащихся 1-го года обучения.
1. Верны ли утверждения?
1. Бумага – это волокнистый материал
а) Да
б) Нет
2.Виды декоративно-прикладного искусства.
а) Теннис, шахматы, гимнастика.
б) Вышивание, витраж, мозаика, квиллинг, оригами.
в) Футбол, фигурное катание.
3. В каких видах декоративно прикладного искусства используется
бумага?
а) Вышивка шёлковой лентой.
б) Квилинг.
в) Витраж.
4. В цветовой круг входит сколько основных цветов?
а) 6
б) 7
в) 8
5.Какие виды швов существуют (подчеркни нужное)
«Петельный», «Шов вперед иголку», «Сметочный», «Художественный»,
«Правый»
Оценочная шкала теста: 9-10 баллов- высокий уровень, 6-7 баллов- средний
уровень, менее 6 баллов- низкий уровень.
44

Практическая часть: Изготовление творческого изделия к совместному
проекту.
Определение уровня освоения программы первого года обучения.
Показатель

Низкий уровень Средний
уровень

Высокий
уровень

Результаты
выполненного
теста

0-5 баллов

6-8

9-10

Творческие
достижения
учащихся
(выставка)

0-5 баллов

5-8баллов

8-10 баллов

Творческие
достижения
учащ-я

Не
принимал
участия
в
конкурсных
мероприятиях 0
баллов

Участвовал
в Мероприятия
учер-х
разного уровня- 3
мероприятияхбалла
1б.

0-10 баллов

12-20 баллов

итого

Городские мер-я2 балла
20-25 баллов

Промежуточная аттестация 2 года обучения

1. Выбери три правильных ответа при работе с ножницами.
а) Перебрасывать ножницы через стол.
б) Ножницы должны быть с острыми концами.
в) Передавать ножницы кольцами от себя.
г) Использовать ножницы по назначению.
д) Следить за движением лезвий во время работы.
е) Хранить ножницы в чехле или отведенной коробочке.
2 .Выбери три правильных ответа при работе с клеем.

45

а) Выбирать кисточку в зависимости от выполняемой работы (большая или
маленькая поверхность для нанесения клея).
б) Набирать большое количество клея на кисть.
в) Излишки клея убирать, осторожно прижимая её к краю ёмкости.
г) Кисточку после работы хорошо промыть или поставить в ёмкость с водой
(подготовить для мытья все кисточки).
д. После работы с клеем руки мыть необязательно.
5. Выбери три правильных ответа при работе с канцелярским ножом.
а) Для резания бумаги небольшую часть лезвия.
б) Когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть внутри.
в) При работе с канцелярским ножом необязательно быть внимательным.
г) При резании картона удобно пользоваться линейкой.

Проверка знаний приемов работы и умение применять их практике
1. Восстанови правильную последовательность выполнения изделия в
технике «оригами».
а) Декоративное оформление работ.
б) Подбор бумаги определённого цвета.
в) Изготовления исходной формы.
г) Определение последовательности работы.
д) Складывание базовой формы.
е) Сборка и склеивание деталей.
ж) Работа по схеме.
2. Восстанови правильную последовательность выполнения аппликации
из бумаги.
а) Наклеивание деталей изображения.
б) Раскладывание деталей изображения на фоне.
46

в) Подбор бумаги.
г) Вырезание деталей изображения.
д) Высушивание аппликации.
е) Выбор сюжета(натуры, узора).
3. Восстанови правильную последовательность выполнения поделки в
технике «квиллинг».
а) Выбор бумаги.
б) Склеивание деталей.
в) Заготовка полосок из бумаги.
г) Рассматривание образца.
д) Скручивание деталей.
е) Сборка поделки.
ж) Оформление работы.
4. Какой материал используется в технике «квиллинг». Выбери
правильный ответ.
а) Глина.
б) Пластилин.
в) Кожа.
г) Бумага.
д) Картон.
5. Когда возникла техника «квиллинг». Выбери правильный ответ.
а. 20 век.
Б. Конец 18 века.
В. Середина 9 века.
Г. Конец 14 века.
Д. Начало 21 века.
6. Кто впервые начал заниматься «квиллингом». Выбери правильный
ответ.
47

а. Купцы.
б. Монахини.
в. Крестьяне.
Оценочная шкала тестирования: 12-10 баллов- высокий уровень, 10-8
баллов –средний уровень, менее 7 баллов- низкий уровень.

Промежуточная аттестация 3 года обучения.
1.Как называется техника декорирования поверхностей наклеиванием
изображений, после чего их закрепляют лаком? В настоящее время для этой
техники часто используют салфетки и специально напечатанные картинки.
Кстати, впервые эта техника декорирования зародилась в Средневековье!
-----------------------------------------------------2.Этим словом сейчас называют особую технику рукоделия, в процессе
которой из специально обработанной шерсти создаются различные
украшения, декоративные панно, игрушки и даже одежду и обувь. Слово,
конечно, иностранизм, ведь по нашему это рукоделие просто называется
валянием._____________________________________________________3.Это
т метод рукоделия также известен как "бумагокручение". Вы наверное
встречали открытки, декорированные объёмными завитками из разноцветных
полосочек бумаги.
-----------------------------------------------------------------------4.Это японское искусство очень плотного вязания на спицах или крючком
маленьких мягких зверушек и человекоподобных существ, однако это могут
быть и различные предметы, как бы наделённые человеческими качествами.
Знаете, о чём речь?

-----------------------------------------------------------5.Искусство изготовления этого украшения для интерьера возникло из
увлечения фигурной стрижкой деревьев. Сегодня этим словом называют
красивые искусственные деревца, обычно с округлой формой кроны. Декор и
цветовая гамма такого "дерева" могут быть самыми разными, ведь
используются самые разные материалы.
----------------------------------------------------------------48

6.Эта разновидность флористики представляет из себя исполнение картин
различными природными материалами, для чего их высушивают в
спрессованном виде. Особенно это дело популярно в Японии, но и у нас уже
нашло своих поклонников.
------------------------------------------------------------7.Сегодня существует целое направление этого вида творчества - рисования на
воде. Казалось бы, детская забава - капать в воду краской и делать узоры. Но
это не совсем так, ведь помимо терапевтического эффекта самого действия
можно получить невероятный результат, который часто используют самые
разные дизайнеры! И называется эта техника 8. Изготовления цветов из проволоки и тонких шёлковых ниток зародилось в
монастырях Мальты. Сейчас это искусство очень даже популярно! В такой
технике делают украшения - серьги, броши, и иногда они стоят очень и очень
недёшево. Как эта техника называется?
9.Этот вид рукодельного искусства называется словом, которое переводится
как "книга из вырезок". Чаще всего таким способом оформляют семейные
альбомы, открытки и дневники. Кстати, этот вид рукоделия имеет достаточно
долгую историю. Наверное, вы уже догадались, что это - ...
Оценочная шкала : 18-15 баллов-высокий уровень, 13-15 баллов-средний
уровень, менее 13 –низкий уровень.

Итоговая диагностика 3 года обучения.
Итоговая диагностика предусматривает проверку теоретических знаний
и практических умений и навыков, которые определены общеобразовательной
программой. Диагностика может проводиться разных формах - это могут быть
защита творческих проектов, самостоятельные практические работы,
выставки. Самыми оптимальными вариантами для направления декоративно
прикладного искусства являются защита творческих проектов и
индивидуальные выставки с защитой своих работ, участие в итоговой
выставке объединения.
Оценка работ по следующим критериям:
разделы

Уровни освоения программы
низкий

средний

49

высокий

Техника
работы
с
материалами и
декоративная
деятельность

Учащийся знаком с Учащийся
элементарными
знаком
с
знаниями ДПИ.
элементарными
знаниями ДПИ.
Не
может
самостоятельно
Может
работать без помощи самостоятельно
педагога.
работать
без
помощи
Путается в названиях педагога.
техник.
Делает
Не
участвует
в незначительные
проектной
ошибки
в
названиях
исследовательской
техник
и
деятельности.
материалов.

Учащийся
знаком
с
элементарными
знаниями ДПИ.
Самостоятельно
работает
в
различных
техниках.
Безошибочно
называет
все
пройденные
техники, знает
все материалы.

Может
самостоятельно
Участвует
в работать
над
проектной
проектом,
деятельности, но мастер-классом,
с
помощью с
педагога.
незначительной
помощью
педагога.

Участие
выставках
конкурсах.

в Не
участвует
в Участвует
в Участвует
во
и выставках
и
не некоторых
всех
проявляет к ним выставках
предложенных
интерес.
объединения.
выставках,
проявляет к ним
активный
интерес.

50

Приложение 2

Маршрутный лист обучающегося
ФИО______________________________________________________________
Объединение_______________________________________________________
Руководитель_______________________________________________________
Ожидаемые результаты:______________________________________________
__________________________________________________________________
Критерии оценки ожидаемых результатов:______________________________
__________________________________________________________________
Индивидуальный маршрут:
Рефлексия индивидуальной образовательной деятельности:
1. Полученные результаты _______________ соответствуют (указывается
в какой степени) поставленным целям
2. Мне удалось __________________________________________________
3. Я создал (достиг, участвовал и т.п.)_______________________________
4. Я научился ___________________________________________________
5. Самооценка результатов на основании критериев
В дальнейшем мне бы хотелось изучить (научиться, освоить)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

51

Индивидуальный маршруты для учащихся объединения «Арт-студия»
№ Тема

Цель работы

Оборудование Кол- сроки
и материалы
во
часов

1. Декоративн
ая
композиция
из цветов

Научиться новым
способам
изготовления
цветов из бумаги
для оформления
открыток.

Бумага
для 4*8
акварели,
32
краски
час
акриловый,
дополнительн
ые
инструменты.

2

Топиарии
или
декоративн
ые деревца

сентяб
рь

Изготовление
Декоративны 4*8
октябр
декоративных
й материал ,
ь
32час
деревьев
из кашпо,
различных
камушки для
материалов.
декора

3. Открытки в
Бумага
для 4*8
стиле
скрапа, клей,
Познакомится
со
32
шебби-шик
ножницы
стилем
шеббичас
шик, изготовить
несколько
открыток в этом
стиле.
Проведение

52

Ноябрь

Примечан
ие

мастер-классов
для учащихся.
4. Новогодний Продолжать
сувенир
работу
по
созданию
забавных
зверушек,
применяя
различные
техники плетения,
придавая
им
«пушистый» вид.
Продолжать учить
дарить
радость
своим близким.

Бисер,
проволока,
бусины,
стеклярус.

4*8

5. Сувенир к
Дню
влюбленны Продолжать
работать
с
х
различными
материалами,
создавая
неповторимые
сувениры, в виде
сердца: кулоны,
подвески
в
машину, брелоки,
заколки.
Терпение,
желание
Развивать
фантазию
и
желание
экспериментирова
ть.

Бисер,
проволока,
бусины,
стеклярус,

4*8

6. Изготовлен Научится
ие цветов из изготавливать
ткани
цветы из ткани.

Различная
декоративная
ткань, ленты.

4*8

53

32
час

декабр
ь

январь

32час

32час

феврал
ь

7. Панно
технике
горячий
батик

в Научится
Ткань,
создавать панно в акриловые
технике горячий краски
батик.

8. Пасхальны
й сувенир

Изготовление
творческих работ
в
технике
силуэтного
вырезывания.

Портреты в
9. технике
силуэтного
вырезывани
я

Изготовление
творческой
работы в технике
силуэтного
вырезывания.

4*8

март

32час

Основа
для 4*8
апрель
сувенира,
32час
бисер,
жемчужные
бусины
для
оформления
4*8

май

32час

Итого:

288ча
с

Карточка индивидуального развития ребенка.
Фамилия, имя ----------------Возраст--------Название объединения ---------Руководитель-------Дата начало наблюдения ---Качества

Степень выраженности

Физическая активность

Внешне побуждаемая

54

Количества баллов

Стихийная
Самоуправляемая

+

Внешне побуждаемая
Психическая активность

Стихийная
Самоконтролируемая

Ведущий тип мышления

Обозначаем знаком

Терпение

Меньше, чем на ползанятия

+

Больше, чем на ползанятия
На все занятие
Воля

+

Постоянно
извне

побуждается

Иногда
усилиями

внутренними

Всегда
усилиями

внутренними +

Контроль постоянно извне
Самоконтроль

Периодически сам
Постоянно сам

Тип установки

На процесс

55

+

На результат
Тип самолюбия

+

Завышенный
Заниженный

Уровень конфликтности

Нормальный

+

Не участвует в конфликтах

+

Провоцирует конфликты
Старается
конфликты
Тип сотрудничества

улаживать

Избегает участия в общем
деле
Участвует при побуждении
в общем деле
Инициативен в общих делах +

Интерес к занятиям

Навязан извне
Поддерживается
самостоятельно

+

Иногда поддерживает сам
ребенок

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
УРОВНЯ
РЕБЕНКА (СИЗАНОВ А.Н.)

ПРОЯВЛЕНИЯ

СПОСОБНОСТЕЙ

Анкета для родителей
С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости
вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для
56

этого приведем перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На
вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».
Скорее способный, чем одаренный
1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.
2. Он с готовностью откликается на все новое.
3. Любит все загадочное и непонятное.
4. Часто нуждается в поддержке старших.
5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать
вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет»,
переходите к следующим вопросам.
Одаренный
1. Его интересы достаточно стабильны.
2. Его любознательность устойчива.
3. Любит задавать и решать трудные вопросы.
4. Часто не соглашается с мнением взрослых.
5. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
6. Начатое дело всегда доводит до конца.
7. Имеет особую склонность к определенному виду занятий или
предмету.
8. Настойчив в достижении поставленной цели.
9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит
общий язык.
10.
Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по
интересующим его предметам.
11.

Часто бывает эгоистичен.

Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что
ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам.
Яркая одаренность

57

1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном
творчестве проявляет свою одаренность.
2. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.
3. Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и
глубоким пониманием нюансов языка.
4. Всегда ищет самостоятельные решения.
5. В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит
общепризнанных мнений.
6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.
7. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.
8. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера
и свое призвание.
9.
Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на эти девять вопросов дают серьезные основания
отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно
ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребенка высокого
творческого потенциала.
Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности
ребенка
1. Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.
2. Стремление освоить незнакомое дело.
3. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.
4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.
5. Выражена потребность помечтать в одиночестве.
6. Способность длительное время думать над какой-либо идеей,
проблемой.
7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать
отдаленные ассоциации между различными предметами и явлениями.
8. Способность к творческому воображению, созданию нового.

58

Приложение 3
Тематическая карта ознакомления учащихся с Хабаровским краем

Тема

задачи

Вид деятельности

Растительный
мир

Обобщение
представлений
о
многообразии
растительного мира
края. Растительный
орнамент.

Аппликация
фетра.
Роспись ткани.
Декорирование
изделия
национальных
традициях.

Дополнительный
материал

из Презентации
«Дальневосточная
тайга»
«Растительные
мотивы в одежде
в коренных
народов»

Изготовление работ
в технике квиллинг.
Животный мир Обобщение
представлений
о
многообразии
животного
мира
края. Орнамент с
образами животных.

Аппликация.

Презентация
«Животный мир
Конструирование из Хабаровского
гофрированного
Края».
картона.
«Животные
в
Роспись ткани.
орнаментах».
«Дальневосточные
писатели».

Оформление
и
Декоративное Украшения
творчество и коренных народов декорирование
края.
изделия бисером.
культура
народов
Аппликация
из
фетра, фоомирана.

59

Презентация
«Украшение
коренных
народов»
«Обычаи
коренных

народов,
традиции»
Техники
изготовления
изделия
коренных
народов

Знакомство
аппликацией,
вышивкой
национальных
традициях.

с Аппликация.
Презентация
Конструирование из «Одежда народав бумаги.
нанайцев».
Вышивка лентами.

с
Что
такое Знакомство
«Красной
книгой
красная
Хабаровского Края».
книга?
Обобщение знаний
об «краснокнижных»
животных
и
растениях.
Первоцветы.

Роспись ткани.

Презентация
«Красная
книга
Аппликация.
Хабаровского
Конструирование из края»
бумаги.
Фото,

Путешествие в Познакомить
учащихся с историей
прошлого
родного города города,
историческими
памятниками.

Проведение
Презентация
пятнадцатиминуток. «история
возникновения
Виртуальных
родного города»
путешествий.
Беседа «В честь
Экскурсии в музей кого
названы
города.
улицы города»

иллюстрации.

60


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».