Речевой имидж оратора. уровень базовый

Пояснительная записка
Владение и управление своей речью на публике помогает обрести
уверенность в себе, выдержать социальную конкуренцию, создать свой
публичный имидж и завоевывать достойное место в обществе.
Направленность программы- социально-гуманитарная.
Тип программы: одноуровневая (базовый).
Программа «Речевой имидж оратора» разработана в соответствии с
нормативными документами:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Минпросвещения России от
09.11.2018 N 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)»);
 Концепция персонифицированного дополнительного образования
детей в Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства
от 05.08.2019 № 645-рп;
 Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
(дополнительным
общеразвивающим)
программам
детям
в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на
территории Хабаровского края приказ министерства образования и
науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2
 Положение о дополнительной общеобразовательной программе,
реализуемой в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития
творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного
образования детей Хабаровского края)» № 383 П от 26.09.2019 г.).
2

Актуальность программы:
К сожалению, далеко не все любят выступать публично, многие не
умеют красиво и убедительно говорить. Однако практически во всех сферах
человеческой деятельности требуется умение выступать перед публикой.
Проблемы межличностного делового общения с каждым днём всё более
актуальны. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на
эффективность совместной деятельности, на успешность проведения бесед,
совещаний и переговоров, пресс – конференций и дискуссий, торгов и
презентаций. Карьера любого специалиста весьма многогранна. В любой
профессии можно остаться на самой низкой ступеньке иерархической
лестницы, а можно достичь высоты, власти, став высокообразованным и
квалифицированным профессионалом. Коммуникативная компетентность
может помочь реализовать свои замыслы и намерения, став преуспевающим
человеком.
Интенсивная работа над речью, коммуникацией, освоение техник
самопрезентации и публичных выступлений - ключ к самоопределению,
личностному развитию, эффективной адаптации к социуму, а в дальнейшем к
успеху в профессиональной карьере. Это соответствует запросу учащихся,
родителей и государства.
Отличительные особенности программы:
Программа разработана на основе типовой образовательной программы
«Как сделать голос сценичным» кандидата педагогических наук З.В.
Савковой, а также с использованием
книг самого известного и
титулованного специалиста по лидерству и коммуникации в России
Радислава Гандапаса «К выступлению готов! Презентационный
конструктор», «101 совет оратору».
Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Речевой имидж оратора» отличает:
1. переработаны и модифицированы в блоки:
 «Речевой имидж оратора-важный soft skills в любой профессии»,
 «Техника речи»,
 «Дизайн голоса»,
 «Эффективные техники самопрезентации»,
 «Основы эффективной коммуникации»,
 «Структура и приёмы публичного выступления».
2. Увеличена учебная нагрузка - 4 часа в неделю -1 год обучения; 6 часов в
неделю - 2 год обучения.
3. Пересмотрены и определены формы занятий: беседа, тренинг,
спикерские конференции.
4. Выделены необходимые для данной программы педагогические
технологии: технология дизайн-мышления, креативные технологии,
проектные технологии, личностно-ориентированные технологии.
3

Адресат программы: учащиеся 14-18 лет без значимых дефектов
речи, прошедшие вступительное собеседование. На собеседовании ребёнку
необходимо рассказать реальную историю, имеющую смысл, из собственной
жизни.
Объем и срок освоения программы:
период

продолжительнос
ть занятия

1 год
2 часа
2 год
2 часа
Итого по программе

кол-во
кол-во
занятий в часов
неделю
неделю
2
4ч
3
6ч

кол-во
в недель
36
36

кол-во
часов
год
144
216
360

в

Форма обучения: очная
Продолжительность одного академического часа - 45 минут. Наполняемость
группы до 30 человек.
Особенности организации образовательного процесса: Содержание
программы и организация учебного процесса учитывает возрастные
особенности и характеристики детей 14-18 лет, поэтому приоритетной
формой деятельности, является-коммуникативная (работа в группах), а также
проектная деятельность (разработка и подготовка спикерских выступлений),
помогающая самоопределению.
В программе предусмотрена возможность обучения поздно
прибывших, частоболеющих, отстающих и опережающих программу
обучающихся по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой
программы, а также построение индивидуальной образовательной
траектории через вариативность материала, предоставление заданий
различной сложности в зависимости от их психофизиологического
состояния.
Режим занятий: продолжительность занятий: 45 мин. (требование
СанПиН) два раза в неделю в первый год обучения, три раза в неделю второй год обучения.
Цель программы
компетенций подростка

–

развитие

4

речевых

и

коммуникативных

Задачи:
Предметные задачи
 развивать технику речи (артикуляцию, дикцию, дыхание, речевой
слух);
 тренировать и улучшать звучание голоса (полётность звука, диапазон,
интонирование, резонирование);
 расширять пассивный словарный запас;
 обучать навыкам самопрезентации;
 обучать навыкам построения ораторского(публичного) выступления
Метапредметные задачи
 развивать коммуникативные способности;
 развивать уверенность в собственных силах;
 освобождать от внутренних зажимов и деструктивных убеждений о
себе;
 развивать эмоциональный интеллект;
 развивать организаторские способности;
 развивать лидерские качества;
 развивать образную память, воображение, произвольное внимание;
 развивать креативные способности;
 развивать способности к самоорганизации;

Личностные задачи
 формировать самоценность личности;
 развивать интерес к самопознанию, самоопределению, саморефлексии;
 развивать способность к личному целеполаганию и несению
ответственности за свой выбор.
Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№ Название раздела, темы
п/п

Количество часов
Теория

Раздел 1: Введение в предмет
1.1 Правила техники безопасности. 1
Введение в образовательную
программу. Культура общения и
поведения.
1.2 Знакомство с речевым аппаратом. 0,5
5

Формы
контроля

Практика Всего

1

2

опрос

1,5

2

опрос

Гигиена голоса.
Раздел 2: Речевой имидж оратора-важный soft skills в любой профессии
2.
Знакомство
с
понятиями 2
6
8
Опрос
«жесткие» и «мягкие» навыки.
Определение их влияния
на
самореализацию
и
профессиональный успех.
Раздел 3: Техника речи. Свободный звук
3.
Упражнения на снятие зажимов 0,5
11,5
12
Контрольное
во время звучания. Пластический
упражнение
тренинг.Тренинг
на
раскрепощение
Раздел 4: Техника речи. Артикуляция
4.
Гимнастика для губ, языка, 1
7
8
Показ
челюсти
(выполнение
разминки
упражнений: «Замок», «Часы»,
«Качели»,
«Лягушка»,
«Лошадка»,
«Горка»,
«Покусывание».
Раздел 5: Техника речи. Дикция
5.
Основные
упражнения
2
8
10
Упражнения
для улучшения дикции.
на
чёткость
Сложные
произношения
сочетания(биппи-бипп,
пибби-винни-пиффи,
буки-баки).Отработка
чёткости
в
произношении. Работа с
окончаниями
слов.
Чтение
текстов
с
пробкой,
или
карандашом.
Раздел 6: Техника речи. Дыхание.
6.
Дыхательная
гимнастика. 1
7
8
Контрольное
Опорный
звук.
Упражнения
упражнение
«воздушный шар», «пушинка»,
«пламя свечи». Произношение
текста на длинном выдохе.
Раздел 7: Техника речи. Речевой слух
7.
Упражнения
на
слуховое 1
7
8
Контрольное
внимание. Отработка чувства
групповое
ритма. Групповые упражнения с
упражнение
хлопками на темп и ритмичность.
Работа с короткими текстами в
разном темпо-ритме
Раздел 8:Дизайн голоса
8.1 Резонирование.
2
Знакомство
с
резонаторами(грудной, головной).
Упражнения на резонирование.
Тренинг
на
основе

10

6

12

Контрольное
упражнение

вибрационного массажа. «М»упражнения.
8.2 Диапазон. Интонирование.
1
Тренинг-гекзаметр. Тренинг ОМХА-ЛИ
8.3 Полетность звука.
Упражнения
«В
движении»,
упражнения с мячом, работа с
короткими рассказами.
Раздел 9: Словарный запас
9.1 Активный
и
пассивный 2
словарный запас. Тренинг на
активизацию
пассивного
словарного запаса «Стеклянная
банка».
Тренинг
«Забытые
эпитеты». Тренинг «Новостная
лента»
Рассказ спикера.
4
Тренинг «Новостная лента».
Работа
над
сочинёнными
рассказами. Речевые репетиции.
Подготовка к спикерскому показу.
9.3 Спикерская конференция
Итого всего:
18
9.2

11

12

Контрольное
упражнение

16

16

Показ

10

12

Контрольное
упражнение.

28

32

Спикерские
выступления
на репетициях

2
126

2
144

Показ

Содержание учебного плана 1 год обучения:
1. Введение в предмет.
Теория: Введение в образовательную программу. Культура общения и
поведения. Знакомство со строением речевого аппарата и способами
извлечения звука. Анатомия и гигиена голосового аппарата. Голосовой
режим, уход за голосовым аппаратом, правильное питание. Знакомство
с основными терминами, которые будут встречаться в дальнейшем
обучении.
Практика: упражнения на диагностику уровня речевого развития.
Техника «колесо баланса», «ментальная карта».
2. Речевой имидж оратора-важный soft skills в любой профессии.
Теория: Знакомство с понятиями «жесткие» и «мягкие» навыки.
Определение их влияния на самореализацию и профессиональный
успех.
Практика: Упражнения на диагностику собственных навыков.
Техника «Освобождение от внутренних зажимов и деструктивных
убеждений о себе» , «SWOT-анализ». Тренинг «Мы разные».
7

3. Техника речи. Свободный звук
Теория: Топ 3 фактора влияющих на звучание. Правило 2-х минут.
Эффективный режим тренировок речи.
Практика: Упражнения на снятие зажимов во время звучания.
Пластический тренинг. Настройка 3 в 1:тело, эмоции, речь. Комплексы
упражнений на снятие блоков.
4. Техника речи. Артикуляция.
Теория: Типология артикуляционных зажимов (причины, особенности,
характеристики).
Практика: Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение
упражнений: «Замок», «Часы», «Качели», «Лягушка», «Лошадка»,
«Горка», «Покусывание».)Упражнения на отработку навыков четкого
произношения звуков (озвучивание начала и конца слов «дзяканья» и
т.п.).
5. Техника речи. Дикция.
Теория: Дефекты в речи (типология, причины, особенности, способы
исправления).
Практика: Основные упражнения для улучшения дикции. Сложные
сочетания(биппи-бипп, пибби-винни-пиффи, буки-баки).Отработка
чёткости в произношении. Работа с окончаниями слов. Чтение текстов
с пробкой, или карандашом.
6. Техника речи. Дыхание.
Теория: Опорный звук. Разновидности дыхательных техник.
Практика: Дыхательная гимнастика. Упражнения на опорный звук.
Упражнения «воздушный шар», «пушинка», «пламя свечи».
Произношение текста на длинном выдохе. Дыхательная гимнастика
Стрельникова.
7. Техника речи. Речевой слух.
Теория: Ритмика в речи. Акцент.
Практика: Упражнения на слуховое внимание. Отработка чувства
ритма. Групповые упражнения с хлопками на темп и ритмичность.
Работа с короткими текстами в разном темпо-ритме
8

8. Дизайн голоса. Резонирование.
Полетность звука.

Диапазон.

Интонирование.

Теория: Интонации. Диапазон. Как настроить свой природный
средний регистр. Влияние звучания оратора на аудиторию.
Практика: Комплекс упражнений, позволяющий настроить свободное
и природное звучание. Вибрационный массаж, гекзаметр, мупражнения, упражнения на текст в движении.
9. Словарный запас.
Теория: Эффективные способы расширения словарного запаса. Карта
создания дерева метафор. Структура короткого спикерского
выступления.
Практика: упражнения на расширение словарного запаса.Комплекс
упражнений на избавление от слов паразитов и «эээ, аааа»-мусора в
речи. Упражнения на работу со скоростью речи. Техники расстановки
акцентов в выступлении. Разработка спикерского выступления в
заданной теме. Конференция.
Планируемые
обучения

результаты

реализации

программы

первого

года

Предметный результат:
 Обучающиеся смогут артикулировать,
 освоят основные упражнения для улучшения дикции, полетности звука,
интонирования,
 освоят дыхательные гимнастики,
 расширят пассивный словарный запас

Метапредметный результат:
 учащиеся смогут осуществлять совместную деятельность в составе
учебной группы, ориентироваться в ситуации общения,
 применять коммуникативные средства привлечения и удержания
внимания аудитории,
 смогут различать и использовать интонации, выражающие основные
чувства,
 смогут дать оценку своей работе и работе группы.
9

Личностный результат:
 учащиеся обретут самоценность, поймут свои сильные и слабые
стороны, будут способны к самоопределению,
 смогут терпимо относится к особенностям других людей,
 будут проявлять уважение к окружающим (здороваться, соблюдать
основные правила вежливости)

10

Учебный план 2 года обучения
№ Название раздела, темы
п/п

Количество часов
Теория

Практика Всего

Раздел 1: Вводное занятие
1.
Правила техники безопасности. 1
1
Обзор тем прошлого года
Раздел 2: Восстановление речевого тонуса
2.1 Пластический
тренинг. 12
Комплекс
упражнений
на
снятие блоков и зажимов.
Упражнения: «Марионетки»,
«Землетрясение»,
«Пробуждение»
2.2 Речевой
тренинг. 22
Артикуляционная гимнастика.
Дыхание. Дикция. Упражнения
на силу и глубину звучания
Раздел 3: Эффективные техники самопрезентации»
SWOT-анализ,
техника 6
34
позволяющая определить и
присвоить себе достоинства,
сильные стороны и говорить о
них
убедительно.
Техника
самопрезентации в 5 вопросах.
7
популярных
ошибок
провальной самопрезентации.
Практика в группах
Раздел 4: Основы эффективной коммуникации
4.1 Энергия спикера. Техники 6
32
управления своим вниманием и
вниманием
аудитории.
Психология жестов. Комплекс
упражнений на работу со
страхами
и волнением в
общении. Техника «Анализ
аудитории».
Типология
вопросов
критикующего и алгоритмы
ответов на них. Техники
отстаивания своей позиции.
4.2 Имидж оратора. Дресс-код
убедительного
выступления.
Психология цвета. Влияние
аксесуаров.
Конструктор
образов. Карты соответствия
дресс-кода темам выступлений.
3.

11

Формы
аттестации/
контроля

2

опрос

12

Контрольное
упражнение

22

Контрольное
упражнение

40

Зачёт.
Контрольное
написание своей
самопрезентации.
Защита
самопрезентации.

38

Контрольные
упражнения

Раздел 5:
Структура и приёмы публичного выступления
5.
Сценарий
выступления 8
46
54
«Матрёшка»,
«Дерево».
Инструкция
«3
способа
красиво начать и завершить
выступление».
Техника «Тезис-выступление».
Аргументы и факты. Как не
терять мысль и быть в контакте
с аудиторией. С чего начать,
что говорить и как закончить,
чтобы вас слушали.
Раздел 6: Спикерская конференция
6.
Работа
над
собственным 2
спикерским
выступлением.
Сценарий.
Работа
над
звучанием.
Репетиции.
Конференция.
Итого всего:
23

46

48

193

216

Выступления

Выступление

Содержание учебного плана:
1. Раздел 1: Вводное занятие.
Теория: Правила техники безопасности. Обзор тем,терминов прошлого
года .
Практика:Упражнение «Карта желаний и моё место в ней».
2. Раздел 2: Восстановление речевого тонуса.
Теория: Взаимосвязь: голос-тело, речь-внимание, зажим-звучание.
Практика: Пластический тренинг. Комплекс упражнений на снятие
блоков и зажимов. Упражнения: «Марионетки», «Землетрясение»,
«Пробуждение». Речевой тренинг. Артикуляционная гимнастика.
Дыхание. Дикция. Упражнения на силу и глубину звучания.
3. Раздел 3: Эффективные техники самопрезентации»
Теория: SWOT-анализ, техника позволяющая определить и присвоить
себе достоинства, сильные стороны и говорить о них убедительно.
Типология деструктивных убеждений о себе. Техника «ПУП»(три
факта о себе). 7 популярных ошибок провальной самопрезентации.
Практика: Упражнения на позитивное мышление. Тренинг на
определение
деструктивных
убеждений
о
себе.
Тренинг
трансформации
деструктивных
убеждений.
Составление
самопрезентаций, используя SWOT-анализ, технику «ПУП», практика в
группах.
Техника :«Самопрезентации в 5 вопросах», практика в группах.
12

Индивидуальное выступление с самопрезентацией. Репетиции, разбор,
корректировка.
4. Раздел 4: Основы эффективной коммуникации.
Теория: Энергия спикера. Техники управления своим вниманием и
вниманием аудитории. Карта анализа аудитории по секторам.
Типология вопросов критикующего и алгоритмы ответов на них.
Имидж оратора. Дресс-код убедительного выступления. Психология
цвета. Влияние аксесуаров.
Практика: Комплекс упражнений на работу со страхами и волнением
в общении. Практика в технике управления своим вниманием и
вниманием аудитории. Практика «Словесный расстрел спикера».
Практика «Не говорение, не выступление-РАЗГОВОР». Практика
«Конструктор образов оратора». Составление карт соответствия дресскода темам выступлений оратора.
5. Раздел 5: Структура и приёмы публичного выступления.
Теория: Как написать сценарий выступления используя техники:
«Матрёшка», «Дерево», «Тезис-выступление».
Инструкция «3 способа красиво начать и завершить выступление». Как
не терять мысль и быть в контакте с аудиторией. С чего начать, что
говорить и как закончить, чтобы вас слушали.
Практика: Самостоятельное написание сценария выступления в
техниках: «Матрёшка», «Дерево», «Тезис-выступление». Презентация
и защита сценариев. Редактура, доработка сценариев публичного
выступления.
6. Раздел 6: Спикерская конференция
Теория: Топ 5 выдающихся спикеров. Видеопросмотр их выступлений.
Структура успеха.
Практика: Работа над собственным спикерским выступлением.
Отработка
сценария.
Работа
над
звучанием.
Наполнение
эффективными элементами взаимодействия с аудиторией. Репетиции.
Конференция.
Планируемые результаты реализации программы второго года обучения
Предметный результат:
 Обучающиеся смогут настроить свой голос: свободное звучание, тембр,
четкость произношения,
 расширят пассивный словарный запас,
 смогут написать самопрезентацию,
13

 узнают этапы подготовки и структуру публичного выступления,
 освоят основные вербальные и невербальные средства усиления
воздействия на аудиторию
 смогут планировать последовательность работы над устным
выступлением,
 смогут написать сценарий публичного выступления,
 смогут использовать приемы начала, завершения выступления,
взаимодействия с аудиторией,
 смогут выступить перед публикой.

Метапредметный результат:
 учащиеся смогут осуществлять совместную деятельность в составе
учебной группы, ориентироваться в ситуации общения,
 применять коммуникативные средства привлечения и удержания
внимания аудитории, установления контакта со слушателями,
 демонстрировать навыки уверенного поведения в публичном
выступлении и при подготовке к нему,
 освободятся от внутренних зажимов и деструктивных убеждений о
себе,
 смогут самопрезентовать себя опираясь на свои достоинства и сильные
стороны,
 смогут различать и использовать интонации, выражающие основные
чувства,
 самостоятельно планировать работу по подготовке индивидуального
учебного проекта(самопрезентации), осуществлять целесообразный
выбор риторических приёмов, используемых в публичном
выступлении,
 смогут дать оценку своей работе и работе группы,
 смогут организовать спикерскую конференцию в рамках учебного
заведения,
 будут опираться на образную память и воображение, готовя публичное
выступление.
Личностный результат:
 учащиеся обретут самоценность, поймут свои
стороны, будут способны к самоопределению,
14

сильные и слабые

 смогут терпимо относится к особенностям других людей,
 будут проявлять уважение к окружающим (здороваться, соблюдать
основные правила вежливости)
 в ходе работы над учебным проектом учащиеся будут демонстрировать
свои положительные установки, направленные как на участие в
процессе индивидуальной и коллективной деятельности, так и на
достижение качественного результата
Организационно-педагогические условия
Материально-техническое обеспечение
• учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм и
правил;
• стол учительский и для упражнений;
• стулья/ скамейки;
• магнитофон/ музыкальный центр;
• персональный компьютер/ ноутбук, оснащенный звуковыми
колонками;
• фонотека;
• использование сети Интернет;
• магнитно-маркерная доска, флипчарт
• учащиеся должны иметь удобную тренировочную форму и сменную
обувь-чешки или балетки.
Информационное обеспечение
 https://www.youtube.com/watch?v=14diYB-mqy4/
Конструктор
публичного выступления. Методы преодоления волнения во время
выступления. Мастер-классы Р.И.Гандапаса
 https://open-lesson.net/6365/ Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Школа Роста «Лидер»
 http://stage4u.ru/o-shkole/stati-i-materialy/79-osnovy-diktsiistsenicheskaya-rech/ Основы дикции. Сценическая речь.
 https://infourok.ru/rabochaya-programma-kruzhka-osnovy-oratorskogomasterstva-5496854./Основы ораторского мастерства
Кадровое обеспечение.

15

Педагогический работник, реализующие программу удовлетворяет
квалификационным требованиям, указанным в квалификационном
справочнике по должности педагог дополнительного образования.
• педагог со специализацией театральной направленности.
Формы аттестации:
В программе «Речевой имидж оратора» предусмотрены: 1 входная
диагностика, 3 текущих контроля в конце каждого полугодия, и 1 итоговый
контроль в конце обучения.
Входная диагностика включает в себя опрос «Сфера моих интересов»,
тест на определение творческих возможностей Х.Зиверта и видео задание:
каждому учащемуся предлагается записать на собственный смартфон мини
самопрезентацию-короткий рассказ о себе.
Первый текущий контроль проходит в виде практического зачётного
занятия по темам первого полугодия, на котором дети выполняют
контрольные упражнения.
Второй, и третий текущий контроль проводится в виде спикерских
конференций закрытого типа, на которых дети демонстрируют речевые и
коммуникационные
навыки
в
небольших
выступлениях
перед
одногруппниками и педагогом.
Итоговый контроль – это открытая спикерская конференция, на
которой могут присутствовать родители и другие зрители. Для каждого
учащегося выделено время на выступление 15 минут перед публикой.
Учащийся-спикер выступает с собственной темой, с использованием
самопрезентации и речевых техник для убедительного и свободного
звучания.
Уровень усвоения программного материала и развития творческих
качеств, определяется по трём уровням: высокий, средний, низкий
Результаты

Высокий
(10 баллов)

Предметные: практические
программой
«Работа над дикцией»

Средний
(5 баллов)
умения

16

и

навыки,

Низкий
(1 балл)
предусмотренные

Точно
выполняет
упражнение.Активен
в
речи. Громко говорит.
Чётко
проговаривает,
проглатывает окончания
слов.
Использует
интонации,
передаёт
смысл и эмоции.

Выполняет
задание, допуская
ошибки.
Интонациями
пользуется
не
всегда. Звуки в
речевых заданиях
не все понятны.
Говорит громко.

Учащийся
держится
неуверенно,
периодическ
и теряется,
подглядывая
и
ориентируяс
ь на других
учеников,
выбивается,
смеётся над
тем,
что
делает,
запинается в
скороговорк
е,
не
выговаривае
т
четко
звуки,
говорит
тихо.

Метапредметные:
Свободно выполняет задания в группе, легко ориентируется в ситуации
общения
С большим желанием
выполняет,
творческие
задания в группе. Во
время
работы
выслушивает
мнения
всех участников, легко
идет на компромисс,
предлагает свои идеи,
приводит
факты
и
обоснованные доводы

Творческие
задания в группе
выполняет, умеет
слушать мнения
других,
дополняет их, но
своих идей не
выдвигает

Личностные:
Проявляет терпимость к особенностям других людей

17

Испытывает
трудности
при работе в
группе.
Стремиться
остаться
незаметным,
или
стремиться
играть
только
по
своим
правилам.

Сдержан, внимательно и
уважительно относится к
окружающим в разных
эмоциональных
состояниях. Не разжигает
конфликт

Проявляет
Испытывает
терпимость
к трудности в
окружающим, но сдерживани
может быть не и
сдержан
и негативных
поддаться
на эмоций,
провокацию
в сталкиваясь
конфликтной
с
ситуации
особенностя
ми других
людей
Максимальное количество баллов 30-высокий уровень усвоения
программного материала и развития творческих качеств, 15 до 29 балловсредний, ниже 15 баллов-низкий.
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов при
освоении данной программы: журнал посещаемости, анкетирование,
видеозапись выступлений, отзывы учащихся и родителей, благодарности.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
зачёт, открытое занятие, выступление на конференциях закрытого и
открытого типа.
Оценочные материалы
Анкеты:
1.Диагностика «Методика выявления коммуникативных и организаторских
склонностей учащихся» (Р.В. Овчарова)
Оценка уровней коммуникативных способностей:
Критерии:
- Низкий уровень 0,1-0,45
- Ниже среднего 0,46-0,55
- Средний уровень 0,56-065
- Выше среднего 0,66-0,75
- Высокий уровень 0,76-1
2. Диагностика социально-психологических установок
мотивационно-потребностной сфере (О. Ф. Потемкина)
Шкалы:
- «Ориентация на процесс»
- «Ориентации на результат»
- «Ориентация на альтруизм»
18

личности

в

- «Ориентация на эгоизм»
3. Таблица оценки выступлений учащихся (Раздел программы «Спикерская
конференция»).
Критерии:
1) Разработка содержания выступления:
- приемы начала выступления (привлечение внимания аудитории вопрос,
цитата и др.)
- к аудитории (проблема, привлечение внимания)
- содержательность
- подведение итога (выводы, резюме)
- приемы завершения выступления (рекомендация, побуждение к действию,
цитата и
2) Организация пространства
3) Внешний вид выступающего
4) Соблюдение регламента выступления
5) Уверенное поведение, свобода в движениях
6) Контакт с аудиторией
7) Ораторское мастерство:
- Дикция, четкость речи
- Выразительность речи
- Сила голоса
Методическое обеспечение:
методы проведения занятий:
•

практические (упражнения, тренинг, конференция);

•

наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ);

•

словесные (объяснение, диалог, рассказ, беседа, инструктаж);

•

видеометоды (просмотр, видеозапись самопрезентаций).

Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая и
индивидуальная
Формы организации учебного занятия:
 тренинг
 репетиция
 беседа, диалог
 мозговой штурм
 конференция
 выступление
19

Педагогические
технологии:

 Технология обучения в сотрудничестве, или технология группового
обучения также является основной при реализации данной программы.
На занятиях учащиеся работают в группах при выполнении упражнений
и заданий, часто дискуссируют.
 Личностно-ориентированные технологии. В основе каждого занятия
заложены:
принцип положительного характера обратной связи – каждый человек,
а уж тем более ребенок, нуждается в поддержке и одобрении
окружающих, похвале и благодарности;
принцип создания «ситуации успеха» для каждого;
принцип безусловного принятия ребенка.
Программой предусмотрена возможность разработки индивидуального
образовательного маршрута для отстающих, частоболеющих,
одаренных учащихся.
 Технология дизайн-мышления, креативные технологии активно
применяются для коллективного поиска новых идей. Используется
метод фокальных объектов, метод синектики, мозговые штурмы, метод
случайных ассоциаций при сочинении самопрезентаций и освоении
техник публичного выступления. При изучении каждой темы данной
программы используются упражнения на развитие креативных
способностей.
 Технология развития критического мышления.
Ораторское
искусство безусловно способствует развитию умения анализировать
различные стороны явлений и характеров. Учащиеся обсуждают,
рефлексируют и находят различные варианты действий в ситуациях:
критики, встречи со сложной аудиторией. Учатся грамотно выстраивать
алгоритмы своего поведения. Высказывают суждения после
видеопросмотров, или очных просмотров выполненных заданий,
основываясь на глубоком погружении в данную тему.
 Проектные технологииИспользую в работе методику написания
учащимися проектов личной самопрезентации, спичей для публичного
выступления, организовываю деятельность по их реализации.
 Здоровьесберегающие технологии применяются при реализации
данной программы по следующим направлениям:
Организация позитивного микроклимата в коллективе, как условие
сохранения и укрепления психического здоровья.
Организация здоровьесберегающего пространства (просторный
кабинет для занятий, соблюдение режима проветривания)
Изучение правил здоровьесберегающего поведения (беседы, анализ
собственной деятельности, разбор спорных ситуаций, касающихся этой
темы во время занятий)
20

Целесообразная физическая нагрузка (двигательная активность
учащихся на занятиях, динамические паузы, смена видов деятельности
на занятии, обусловленная возрастными особенностями учащихся)

21

Список литературы для педагога
1. Гандапас Р.И. «К выступлению готов», М.,Манн, Иванов и Фербер,
2021 г.
2. Васильев Ю.А. «Сценическая речь. Голос действующий», М.,
Академический проект, 2020 г.
3. Гандапас Р.И. «Харизма лидера», М., Манн, Иванов и Фербер, 2016 г.
4. Гандапас Р.И. «101 совет оратору», М., Альпина Паблишер, 2016 г.
5. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». Методическое пособие.
–СПб., Искусство,2019.
6. Аппс Д. «Чтобы слушали и слышали! Влияние вашего голоса» СПб.,
Питер, 2012г.
7. Воробьева И.В. «Социально-культурная деятельность», ГИУСТ БГУ,
2009г.
8. Голованова И.И. «Методика публичного выступления», Казань: Центр
инновационных технологий, 2009г.
9. Кипнис М. «Тренинг коммуникации», М., «Ось- 89», 2005г.
10.Кручинин В.А. «Формирование мотивации достижения успеха в
подростковом возрасте», Н. Новгород: ННГАСУ, 2010г.
11. Мендел С. «Навыки эффективной презентации», СПб.: Издательский
Дом «Нева», 2003г.
12. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. «Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп», М.,
Изд-во Института Психотерапии – 2002г.
Список литературы для родителей учащихся
1. Москалюк О.В. «Педагогика взаимопонимания. Занятия с
родителями»,-М., Учитель, 2020.1.
2. Берн Э. Л. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в
игры» , М.,«Эксмо», 2013г.
3. Леви В.Л. «Искусство быть собой», Кемерово: Кемеровское книжное
издательство, 2010г.
4. Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб: Питер, 2008г.
5. Фабер А., Мазлиш Э. «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как
слушать, чтобы подростки говорили» М.: Эксмо. -2009г.
Список литературы для детей
22

1. Игнатович В.К. «Проектная компетентность старших подростков
как условие их личностного самоопределения», М., Концепт, 2007г.
2. Пелинский И. «Бренд по имени. Искусство самопрезентации», М.,
Сова-Фильм, 2012 г.
3. Альтшуллер А.А. «Суперменеджер: имидж и самопрезентация», М.,
Феникс, 2004 г.
4. Дубицкая В., Швабовская В. «Все не просто. Как быть собой?», М.,
Попурри, 2021 г.
5. Мороз А. «Планируй по-своему: 14 секретов персонального таймменеджмента»,
М.,
Феникс,
2016г.

23

Приложение 1

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и
личностной сферы.
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В.
Овчаровой предназначена для выявления коммуникативных склонностей
учащихся.
Основополагающим
методом
исследования
является
тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17
лет. Исследование проводит педагог 1 раз в год. Методика проводится в
стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и
индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов
проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных
исследования.

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения.Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам
необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по
каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на
вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+»,
если отрицательный, то «—». Представьте себе типичные ситуации и не
задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на
обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы:
1.Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию
ими Вашего мнения?
2.Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической
ситуации?
3.Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4.Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то
легко ли Вы отступаете от задуманного?
5.Любите ли Вы придумывать или организовываться своими товарищами
различные игры и развлечения?
6.Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, кото­рые нужно было
выполнить сегодня?
Кашина С.И.

7.Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в
соответствии с Вашим мнением?
8.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товари­щами из-за
невыполнения ими своих обещаний, обяза­тельств, обязанностей?
9.Часто ли Вы в решении важных дел принимаете ини­циативу на себя?
10.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас
обстановке?
11.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое
дело?
12.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13.Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов,
затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14.Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15.Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение,
если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17.Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для
своих товарищей?
18.Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свида­ния?
19.Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20.Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении
большой группы своих товарищей?
ЛИСТ ОТВЕТОВ

1

6

11

16

2

7

12

17

3

8

13

18

4

9

14

19

5

10

15

20

Кашина С.И.

Обработка
полученных
результатов.
Показатель
выраженности
коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных
ответов на все нечетные вопросы отрицательных ответов на все четные
вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю
можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
низкий уровень — 0,1—0,45;
ниже среднего — 0,46—0,55;
средний уровень — 0,56—0,65;
выше среднего — 0,66—0,75;
высокий уровень — 0,76—1.

Кашина С.И.

Приложение 2
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ В
МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ О.Ф.ПОТЕМКИНОЙ
Назначение теста. Выявление степени выраженности социальнопсихологических установок.
Инструкция к тесту:
Ответьте на каждый вопрос «Да», если он верно описывает ваше
поведение и «Нет», если ваше поведение не соответствует тому, о чем
говорится в вопросе.
Тестовый материал
Вариант 1
Выявление степени выраженности социально-психологических
установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат»
1. Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас больше, чем этап ее
завершения?
2. Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?
3. Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?
4. Вы обычно много времени уделяете своей особе?
5. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не
интересно, даже если это необходимо?
6. Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?
7. Вам легче просить за других, чем за себя?
8. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом
уже о других?
9. Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что
интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?
10. Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать
результата, чем просто добрые и отзывчивые?
Кашина С.И.

11. Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-либо просят?
12. Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для
других?
13. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать
о выигрыше?
14. Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?
15. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась
беда или неприятности?
16. Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?
17. Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом
понастоящему?
18. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке,
нехватке времени, помехам со стороны?
19. Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?
20. Вам трудно заставить себя сделатьчто-то для других?
21. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете
закончить их до конца?
22. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на
успех в жизни?
23. Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?
24. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
25. Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени
и о себе?
26. Вам часто удается довести начатое дело до конца?
27. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни жить
интересами других людей?
28. Вы можете назвать себя эгоистом?
29. Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете
закончить начатое дело?
Кашина С.И.

30. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми
качествами?
31. Ваша отличительная черта бескорыстие?
32. Свободное время Вы используете для своих увлечений?
33. Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за
того, что кому-то обещали что-либо сделать?
34. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?
35. Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих
интересах?
36. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных
побуждений?
37. Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том,
насколько оно Вам интересно?
38. Стремление к результату в любом деле Ваша отличительная черта?
39. Ваша отличительная черта умение помочь другим людям?
40. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее
вознаграждение?
Вариант 2
Выявление степени выраженности социально-психологических
установок, направленных на «свобода - власть», «труд - деньги»
1. Вы согласны, что самое главное в жизни быть мастером своего
дела?
2. Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора
решения?
3. Ваши знакомые считают Вас властным человеком?
4. Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не
стоят уважения?
5. Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?
6. Основное стремление в Вашей жизни свобода, а не власть и деньги?
Кашина С.И.

7. Вы согласны, что иметь власть над людьми наиболее важная
ценность?
8. Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?
9. Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным
делом?
10. Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки
требованиям со стороны?
11. Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти это ее сила?
12. Вы уверены, что все можно купить за деньги?
13. Вы выбираете друзей по деловым качествам?
14. Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами
перед другими людьми?
15. Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не
подчиняется Вашим требованиям?
16. Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?
17. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?
18. Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках
закона?
19. Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?
20. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий
интеллект?
21. В жизни Вас радует только отличный результат работы?
22. Самое главное стремление в Вашей жизни быть свободным?
23. Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?
24. Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?
25. Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?
26. Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?
27. Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить?
28. Вы согласны, что деньги “не пахнут” и неважно, как они
Кашина С.И.

заработаны?
29. Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?
30. Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?
31. Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?
32. Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?
33. Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?
34. Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас наибольшее
негодование?
35. Власть может заменить Вам многие другие ценности?
36. Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?
37. Труд наибольшая ценность для Вас?
38. Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя среди незнакомых
людей?
39. Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?
40. Наиболее сильное потрясение для Вас отсутствие денег?
Ключ к тесту
Вариант 1 Вариант 2 Вопросы
Процесс Труд 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
Результат Свобода 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34,
38
Альтруизм Власть 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35,
39
Эгоизм Деньги 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36,
40
За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл.
Интерпретация результатов теста
Ориентация на процесс.
Обычно люди более ориентированы на процесс,менее задумываются над
достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их
Кашина С.И.

процессуальная направленность препятствует их результативности; ими
больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много
рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.
Ориентация на результат.
Люди, ориентирующиеся на результат, одни из самых надежных. Они могут
достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам,
неудачам.
Ориентация на альтруизм.
Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе,
заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться.
Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой
отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и
может казаться неразумным, но приносит счастье.
Ориентация на эгоизм.
Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко.
Известная доля “разумного эгоизма” не может навредить человеку. Скорее
более вредит его отсутствие, причем это среди людей “интеллигентных
профессий” встречается довольно часто.
Ориентация на труд.
Обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того,
чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд
приносит им больше радостей и удовольствия, чем какието иные занятия.
Ориентация на деньги.
Ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к
увеличению своего благосостояния.
Ориентация на свободу. Главная ценность для этих людей -это свобода.
Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже
это сочетание “свободы” и “деньги”.
Ориентация на власть.
Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью является влияние на
других, на общество.
Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно
представить графически. Для этого необходимо начертить две вертикальные
пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра
Кашина С.И.

(точка 0) количество баллов согласно ключам опросника.
Далее следует эти точки соединить. В результате получится плоскость,
отражающая особенности социально-психологических установок.
Следует отметить, что можно, на основании результатов использования
методик, выявить несколько групп испытуемых:
1. Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными
ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени.
2. Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все
ориентации выражены чрезвычайно слабо.
3. Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые
ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.
В процессе индивидуального консультирования целесообразно уточнить,
в частности, причины дисгармоничности ориентации или низкую
мотивацию.
Эти причины могут быть временными и не нуждаться в коррекции.

Кашина С.И.

Приложение 3

Спикерская конференция
Таблица оценки выступлений учащихся
Каждый критерий оценивается от 1 до 5 баллов. В критерии-соблюдение
регламента ставиться+, если спикер уложился в отведенное время и к общему
количеству баллов добавляется ещё один балл. Если спикер превысил время ,
отведенное для выступление, то в данном критерии ставится знак -, и
дополнительных баллов не начисляется.
ФИО выступающего
Тема выступления

Кашина С.И.

Содержание
выступления

Внешний вид
выступающег
о

Соблюдени
е
регламента
выступлени
я

Подача
(уверенное
поведение,
контакт с
аудиторией
)

Ораторск
ое
мастерст
во

Итого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».