Парусная школа продвинутый уровень (1)

Настоящая общеразвивающая программа дополнительного образования
разработана в соответствии с нормативными документами:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
 Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019 № 645рп;
 Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (дополнительным общеразвивающим) программам детям в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, на территории Хабаровского края приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2;
 Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в
Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского
края)» № 383 П от 26.09.2019 г.);
 Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ.

Пояснительная записка.
Характеристика программы.
Парусный спорт – один из немногочисленных видов спорта, занимаясь которым
человек не только соревнуется в мастерстве с себе подобными, но и сталкивается лицом к лицу с силами природы. Борьба с непогодой создает подчас весьма суровые условия, в которых человек становится выносливым, закаленным, развивается физически.
Плавание на яхтах, будь то гонка или крейсерство способствует воспитанию таких черт
характера, как смелость и решительность, находчивость и инициатива, воля к победе.
Если в яхтенном экипаже нет сплоченности, борьба, как с силами природы, так и с
соперником в гонке грозит серьезным поражением. Поэтому в каждом яхтсмене, от
матроса до рулевого, должны быть сильно развиты чувства личной ответственности,
разумной и строгой дисциплины, подлинного товарищества и взаимопомощи.
Программа «Парусная школа» реализуется в сетевой форме совместно с автономной некоммерческой организацией «Водноспортивный комплекс г. Комсомольскана-Амуре».
Автономная некоммерческая организация «Водноспортивный комплекс» предоставляет:
1) водноспортивную базу: помещения расположенные на территории водноспортивного комплекса, 1000 кв.м и водный объект по адресу г. Комсомольск-наАмуре, ул. Набережная, 17, для проведения учебно-тренировочных занятий с
учащимися МОУ ДО ДТДиМ.
2) материально-техническую часть (яхты, инструменты и приспособления для ремонта яхт, снаряжение для яхт) и берёт на себя расходы, связанные с их содержанием.
Занятия на территории Водноспортивного комплекса проходят по расписанию с
апреля по октябрь месяц. Занятия проводит педагог дополнительного образования
МОУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи.
Направленность.
Дополнительная образовательная программа «Парусная школа» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Тип программы.
Программа «Парусная школа» разноуровневая, имеет 3 уровня:
•
Стартовый уровень.
•
Базовый уровень
•
Продвинутый уровень.
Данная программа продвинутого уровня.
Программа продвинутого уровня направлена на:
- отбор наиболее одаренных и подготовленных юных яхтсменов в качестве резерва сборной города и края по парусному спорту;
- совершенствование навыков по управлению спортивным парусным судном в
любых погодных условиях;

- глубокое изучение теории парусного спорта, сдача экзаменов по теоретической
и практической части;
- совершенствование на базе общей физической подготовки глубоко специализированных физических качеств, обеспечивающих продуктивную физическую
деятельность яхтсмена на яхте;
- активное участие в соревнованиях любого уровня – от городских гонок до всероссийских и международных чемпионатов;
- выполнение нормативов КМС и МС на этапе совершенствования спортивного
мастерства;
- отбор (как итоговая задача) в состав сборной команды Хабаровского края.
Актуальность программы.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом
со стороны детей и их родителей на программы:
 способствующие развитию физических, познавательных, нравственных
качеств обучающихся, формированию мотивации к здоровому образу
жизни, проведению свободного времени в содержательной и интересной
форме;
 обучающие решать возникающие проблемы спокойно, творчески;
 способствующие самоутверждению и самоопределению личности;
 развивающие способность самостоятельного принятия решений и ответственности за результат их исполнения.
Программа продвинутого уровня формирует у детей целостный взгляд на мир
парусного спорта, способствует опробованию детьми нескольких видов парусных судов, а также получения представления о других видах спорта, родственных парусному,
гармонично сочетает собственно тренировки с участием в соревнованиях. Особенностью программы является то, что виды парусного спорта изучаются не только последовательно, но и интегрированно.
Данная программа является многопрофильной. Набор изучаемых предметов позволяет дать ребенку необходимые знания для занятий парусным спортом, развить у
обучающихся разнообразные навыки и способности как физические (силу, ловкость,
выносливость), так и интеллектуальные (анализ, внимательность, аккуратность, находчивость), проводить парусную подготовку на свежем воздухе в течение всего календарного года.
С другой стороны, программой учитываются особенности условий водноспортивной базы и расположения города Комсомольска-на-Амуре. Водные объекты города:
русло реки Амур, оз. Мылки доступны для безопасных занятий парусным спортом.
Педагогическая целесообразность программы
Образовательная программа «Парусная школа» призвана обеспечить создание
целостной культурно-образовательной и социально-воспитательной среды для самоопределения и личностного самовыражения обучающихся, базируется на интересе детей к парусному спорту. Занятия в детском объединении отвлекают учащихся от негативного влияния улицы и вредных привычек, призывают к здоровому образу жизни.

Зимние занятия носят в основном теоретический характер, на них учащиеся знакомятся с основами навигационного дела, изучают мат-часть, метеорологию, аэродинамику, такелажное дело, а также тактику гонок. Но именно зимой у учащихся есть
возможность приобщиться к парусному спорту, улучшить свою физическую и тактическую подготовку. Кроме того в зимний период юные яхтсмены участвуют в соревнованиях по парусному спорту в южных регионах Российской Федерации. В условиях
Хабаровского края принимают участие в соревнованиях по буерному спорту.
Весной возобновляются практические занятия на яхтах. В летний период предусмотрено проведение практики по отработке знаний и навыков в процессе участия в
соревнованиях различного ранга, а так же судейской и инструкторской практики.
Кроме того, обучающиеся, показывающие высокие результаты в соревновательной деятельности отбираются в сборную команду яхтсменов Хабаровского края.
Отличительные особенности
При реализации программы учитываются особенности условий водноспортивного комплекса города и климатические условия.
1. Для занятий по продвинутой программе «Парусная школа» в основном используются швертботы класса «Лазер 4,7», «Лазер радиал», «Лазер стандарт».
2. Класс швертбота «Лазер» является олимпийским классом. Происходит ориентация учащихся на олимпийский вид спорта.
3. Программой предусмотрена летняя практика.
4. Теоретический курс дополнен углубленным изучением правил предупреждения столкновений судов, углубленное изучение вопросов навигации, безопасности мореплавания и действий в аварийных ситуациях, сложные вопросы метеорологии.
5. Усилены общефизическая и специальная физическая подготовка. В парусном
спорте есть специфические нагрузки, специальные упражнения - например, откренивать яхту, подбирать шкоты. Предусмотрены и игровые упражнения, которые развивают координацию движений яхтсменов.
6. Теоретико-техническая и тактическая подготовка направлена на отработку
стратегии и тактики гонок, на совершенствование навыков по самостоятельному
управлению яхтой, умений добиваться максимальной скорости и следить за погодными условиями, и за расположением друзей-соперников.
6. Программа предполагает занятость обучающихся в течение всего года, так как
в зимнее время года происходит: теоретическое обучение, физическая подготовка, выездные соревнования в южные регионы, а в летнее время года происходит практическое обучение хождения под парусом.
Адресат программы.
Данная программа адресована детям в возрасте 14-18 лет.
Условия набора детей в коллектив: принимаются мальчики и девочки, умеющие
плавать, при наличии медицинской справки о допуске к занятиям и оконченном курсе
базового уровня.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 4 года, объемом 1728 часов.

№

Период

1.

Кол-во
занятий в
неделю

Кол-во
часов в неделю

Кол-во
недель

Кол-во часов в год

1 год обучения

6

12

36

432

2

2 год обучения

6

12

36

432

3

3 год обучения

6

12

36

432

4

4 год обучения

6

12

36

432

Итого

1728 ч.

Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Тренировочный процесс ведется в соответствии с учебным планом, рассчитанным
на 36 недель. Учащиеся сформированы в разновозрастные группы с постоянным составом, так как занимаются на яхтах одиночках класса «Laser 4.7», «Laser Radial» и
«Laser standart».
«Laser 4.7» - международный монотипный класс одиночных швертботов из семейства «Laser». Как в свое время «Laser Radial», версия 4.7 была разработана для более легких яхтсменов, весом 45-65 кг. По сравнению со стандартной версией, площадь
парусности в «Laser 4.7» уменьшена на 35%. Использование такого же корпуса, как в
стандартной версии делает класс «Laser 4.7» очень популярным в мире. Регулярно проводятся чемпионаты мира и первенства континентов.
«Laser Radial» – женский олимпийский класс.
«Laser standart» – мужской олимпийский класс.
Режим занятий.
Продолжительность занятий: 45 минут, перемены 15 минут. В группах обучения – по 15 учащихся. Режим обучения – 4 занятия в неделю по 2 часа, 1 занятия в неделю 3часа, 1 занятия в неделю 1час. Количество часов в неделю – 12 часов, 432
часа в год.
Цель: совершенствования систем и функций организма, формирование социального
опыта и спортивного мастерства в процессе занятий парусным спортом.
Задачи:
Личностные:
- воспитать устойчивый вектор самосовершенствования, организации для себя и окружающих насыщенной жизни, позитивного досуга;
- воспитать потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков в парусном деле;

- сформировать привычку к здоровому образу жизни и занятиям на свежем воздухе в
любое время года;
- развивать умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их
воплощение в жизнь;
- воспитать волевые качества личности.
Метапредметные:
- повысить уровень физических качеств учащихся, в том числе укрепить здоровье;
- развивать у учащихся наблюдательность, внимание, мышление, память;
- научить анализировать и принимать правильные решения.
Образовательные:
- совершенствовать навыки в слесарном, столярном, малярном, такелажном делах;
- более полное овладение теоретическими и практическими навыками управления яхтой;
- прохождение инструкторской и судейской практики;
- осуществлять подготовку всесторонне развитых юных яхтсменов высокой квалификации для пополнения сборной команды города и края.

Содержание программы.
Ученый план.
Тематический план первого года обучения.
Тематический блок занятий
Введение. Техника безопасности.

Всего
(часы)

Теория
(Часы)

2

2

2

Настройка гоночной яхты.

46

16

30

3

Тактика парусных гонок.

26

10

16

4

Такелажное дело

24

5

19

5

Метеорология.

8

8

0

6

Судовые и ремонтные работы

66

6

60

7

Практические занятия

60

0

60

8

Общая физическая подготовка.

46

2

44

9

СФП

90

5

85

10

Соревнования отборочные

24

0

24

протоколы

11

Соревнования

40

0

40

протоколы

Итого

432ч.

74

358

№
1

Практика
(Часы)

Форма аттестации
контроля

Зачёт 1

Зачёт 2

Учебная практика.
№

Тематический блок практики

1
2

Судейская практика.
Инструкторская практика.
Итого

Всего
(часы)
12
12
24

Содержание учебного плана первого года обучения.
№

Содержание занятий.

Тематический блок занятий

1

Введение. Техника безопасности.

2

Настройка гоночной яхты.

Теория:
Введение в образовательную программу.
Техника безопасности на территории яхт-клуба, бассейна, спортзала и на воде.
Теория:
Скорость яхты, настройка, управление яхтой laser 4.7, и пирамида гоночного мастерства. Основы
управления гоночной яхтой. Настройка: определения и концепции.
Практика: Настройка гоночной яхты на разные ветровые условия.

Теория:
3

Тактика парусных гонок.

4
5

Такелажное дело
Метеорология.

6

Судовые и ремонтные работы

7

Практические занятия

8

9

Общая физическая подготовка.

СФП

Скорость, тактика и пирамида гоночного мастерства. Подготовка к гонке. Стратегия старта. Тактика
стара. Правила на старте. Старты на полных курсах.
Практика: отработка стартов.
Изготовление изделия софт шакл. Ремонт бегучего такелажа.
Ветер и заходы ветра. Примеры прогнозов погоды.
Теория:
Техника безопасности работы в мастерских. Правила пользования столярным, слесарным, малярным
инструментом. Правила работы со смолами и клеями.
Практика:
Осмотр и ремонт швертбота. Очистка поверхностей, грунтовка, шпаклёвание, зачистка. покраска,
лакировка. Подготовка рангоута к навигации. Правила нанесения марок. Повседневный уход за корпусом. Косметический ремонт: обработка поврежденных поверхностей, заделка, окраска, полировка.
Уход за парусами. Правила хранения на берегу: просушка, складывание и хранение парусов.
Поддержание порядка на стоянке. Уход за кильблоком/трейлером.
Подготовка швертбота к зимнему хранению.
Практика: Отработка всех элементов в совокупности. Подготовка к соревнованиям.
Практика:
Кардио тренировки. Упражнения на подтягивания, отжимания, упражнения на бицепс, трицепс,
скручивания на полу лёжа, скручивания на полу с поднятыми ногами, подъём ног в висе, планка,
присед (всё с утяжелением). Спортивные игры.
Практика:
Имитация откренивания на тренажере в различных позах, сериями по 5-15 мин в зависимости от
позы.

Соревнования отборочные
Соревнования

10
11

Имитация подбирания и протравливания шкотов с использованием тренажеров (резкие движения
попеременно одной рукой, с различными весами или использованием резиновых амортизаторов),
гантелей или набивных мячей; имитация динамического откренивания на тренажере с использованием ремней откренивания и закрепленными двумя ногами или одной ногой (руки на груди, за голову); то же с имитацией выбирания шкотов через блок и различными грузами или резиновыми
амортизаторами; имитация поворота оверштаг с использованием лодки (тренажера или низко натянутого линя): привстать - нырок под гик с разворотом туловища -сесть в рабочую позу откренивания, выполнять сериями, без нагрузки или с использованием утяжелителей (гантели, тяжелые пояса
и т.п.)
Отборочные соревнования в сборную города.
Краевые соревнования

По итогам первого года обучения обучающиеся:
Будут знать:
•
•

Настройку гоночной яхты Laser 4.7.
Стратегию старта.

Будут уметь:
•
•
•
•

Настраивать гоночную яхту.
Управлять гоночной яхтой.
Стартовать из разных позиций
Изготавливать изделия из синтетических тросов.

Содержание программы.
Ученый план.
Тематический план второго года обучения группы.
Тематический блок занятий
Введение. Техника безопасности.

Всего
(часы)

Теория
(Часы)

2

2

2

Настройка гоночной яхты.

46

16

30

3

Тактика парусных гонок.

26

10

16

4

Такелажное дело

20

5

15

5

Метеорология.

8

8

0

6

Судовые и ремонтные работы

66

6

60

7

Практические занятия

60

0

60

8

Общая физическая подготовка.

26

2

24

9

СФП

90

5

85

10

Соревнования краевые

28

0

28

протоколы

11

Соревнования региональные

40

0

40

протоколы

Итого

432ч.

№
1

Практика
(Часы)

Форма аттестации
контроля

Зачёт 3

Учебная практика.

№

Тематический блок практики

1
2

Судейская практика.
Инструкторская практика.
Итого

Всего
(часы)
12
12
24

Содержание учебного плана второго года обучения.
№

Содержание занятий.

Тематический блок занятий

1

Введение. Техника безопасности.

2

Настройка гоночной яхты.

Теория:
Введение в образовательную программу.
Техника безопасности на территории яхт-клуба, бассейна, спортзала и на воде.
Теория:
Управление яхтой на лавировке. Повороты оверштаг. Управление на полных курсах. Повороты фордевинд.
Практика: Управление на разных курсах. Отработка поворотов.

Теория:
3

Тактика парусных гонок.

4

Такелажное дело

5

Метеорология.

6

Судовые и ремонтные работы

7

Практические занятия

8

9

Общая физическая подготовка.

СФП

Настройки и снасти управления гротом. Тяга грота. Настройка курсов от гоночного бейдевинда до
бакштага. Использование оттяжки гика на лавировке.
Практика: отработка стартов.
Изготовление изделий из синтетических тросов . Ремонт бегучего такелажа.
Понятие о течениях. Течения на реке. Морские течения: приливы и отливы. Простейшие методы замеров течений.
Теория:
Техника безопасности работы в мастерских. Правила пользования столярным, слесарным, малярным
инструментом. Правила работы со смолами и клеями.
Практика:
Осмотр и ремонт швертбота. Очистка поверхностей, грунтовка, шпаклёвание, зачистка. покраска,
лакировка. Подготовка рангоута к навигации. Правила нанесения марок. Повседневный уход за корпусом. Косметический ремонт: обработка поврежденных поверхностей, заделка, окраска, полировка.
Уход за парусами. Правила хранения на берегу: просушка, складывание и хранение парусов.
Поддержание порядка на стоянке. Уход за кильблоком/трейлером.
Подготовка швертбота к зимнему хранению.
Практика: Отработка всех элементов в совокупности. Подготовка к соревнованиям.
Практика:
Кардио тренировки. Упражнения на подтягивания с дополнительным весом, отжимания, упражнения на бицепс, трицепс, скручивания на полу лёжа, скручивания на полу с поднятыми ногами,
подъём ног в висе, планка, присед (всё с утяжелением). Спортивные игры.
Практика:
Имитация откренивания на тренажере в различных позах, сериями по 5-15 мин в зависимости от
позы с весами..

Соревнования отборочные
Соревнования

10
11

Имитация подбирания и протравливания шкотов с использованием тренажеров (резкие движения
попеременно одной рукой, с различными весами или использованием резиновых амортизаторов),
гантелей или набивных мячей; имитация динамического откренивания на тренажере с использованием ремней откренивания и закрепленными двумя ногами или одной ногой (руки на груди, за голову); то же с имитацией выбирания шкотов через блок и различными грузами или резиновыми
амортизаторами; имитация поворота оверштаг с использованием лодки (тренажера или низко натянутого линя): привстать - нырок под гик с разворотом туловища -сесть в рабочую позу откренивания, выполнять сериями, без нагрузки или с использованием утяжелителей (гантели, тяжелые пояса
и т.п.)
Краевые соревнования.
Региональные соревнования.

По итогам второго года обучения обучающиеся:
Будут знать:
•
•

Настройку и снасти управления парусом .
Технику поворотов.

Будут уметь:
•
•
•
•

Управлять яхтой на лавировке и на полных курсах.
Настраивать парус и снасти.
Выполнять повороты оверштаг и фордевинд.
Изготавливать изделия из синтетических тросов.

Содержание программы.
Ученый план.
Тематический план третьего года обучения.
Тематический блок занятий
Введение. Техника безопасности.

Всего
(часы)

Теория
(Часы)

2

2

2

Правила парусных гонок.

26

16

10

3

Тактика парусных гонок.

46

10

36

4

Такелажное дело

20

5

15

5

Терминология.

8

8

0

6

Судовые и ремонтные работы

66

6

60

7

Практические занятия

60

0

60

8

Общая физическая подготовка.

26

2

24

9

СФП

90

5

85

28

0

28

протоколы

40

0

40

протоколы

№
1

10
11

Соревнования отборочные
Соревнования всероссийские.
Итого

Практика
(Часы)

Форма аттестации
контроля

Зачёт 4

Зачёт 5

432ч.

Учебная практика.

№

Тематический блок практики

1
2

Судейская практика.
Инструкторская практика.
Итого

Всего
(часы)
12
12
24

Содержание учебного плана третьего года обучения.
№

Содержание занятий.

Тематический блок занятий

1

Введение. Техника безопасности.

2

Правила парусных гонок.

Теория:
Введение в образовательную программу.
Техника безопасности на территории яхт-клуба, бассейна, спортзала и на воде.
Теория:
Правила матчевых гонок. Изменения части 1,2,3,4. Последняя точка уверенности. Место у знака.
Наказания и исправления.
Практика: отработка правил на воде.

Теория:
3

4

Тактика парусных гонок.
Такелажное дело

5

Терминология.

6

Судовые и ремонтные работы

7

Практические занятия

8
9

Общая физическая подготовка.
СФП

Тактика матчевых гонок. Вход в зону и первая встреча. Средняя фаза. Финальное сближение, старт.
Цели первого сближения. Цели для средней фазы. Как подготовиться к финальной фазе
Практика: отработка тактики на воде.
Практика:
Изготовление бегучего такелажа . Ремонт стоячего такелажа и рангоута.

Теория:
Изучение морских терминов(бак,рубка,шпангоут,стрингер,каюта,камбуз,кокпит,кают-компания,и.т.д)
Теория:
Техника безопасности работы в мастерских. Правила пользования столярным, слесарным, малярным
инструментом. Правила работы со смолами и клеями.
Практика:
Осмотр и ремонт швертбота. Очистка поверхностей, грунтовка, шпаклёвание, зачистка. покраска,
лакировка. Подготовка рангоута к навигации. Правила нанесения марок. Повседневный уход за корпусом. Косметический ремонт: обработка поврежденных поверхностей, заделка, окраска, полировка.
Уход за парусами. Правила хранения на берегу: просушка, складывание и хранение парусов.
Поддержание порядка на стоянке. Уход за кильблоком/трейлером.
Подготовка швертбота к зимнему хранению.
Практика: Отработка всех элементов в совокупности. Подготовка к соревнованиям.
Практика:
Кардио тренировки. Упражнения на подтягивания, отжимания, упражнения на бицепс, трицепс,
скручивания на полу лёжа, скручивания на полу с поднятыми ногами, подъём ног в висе, планка,
присед (всё с утяжелением). Спортивные игры.
Практика:

Соревнования отборочные
Соревнования

10
11

Имитация откренивания на тренажере в различных позах, сериями по 5-15 мин в зависимости от
позы.
Имитация подбирания и протравливания шкотов с использованием тренажеров (резкие движения
попеременно одной рукой, с различными весами или использованием резиновых амортизаторов),
гантелей или набивных мячей; имитация динамического откренивания на тренажере с использованием ремней откренивания и закрепленными двумя ногами или одной ногой (руки на груди, за голову); то же с имитацией выбирания шкотов через блок и различными грузами или резиновыми
амортизаторами; имитация поворота оверштаг с использованием лодки (тренажера или низко натянутого линя): привстать - нырок под гик с разворотом туловища -сесть в рабочую позу откренивания, выполнять сериями, без нагрузки или с использованием утяжелителей (гантели, тяжелые пояса
и т.п.)
Отборочные соревнования в сборную города.
Краевые соревнования

По итогам третьего года обучения обучающиеся:
Будут знать:
•
•
•

Правила матчевых гонок.
Стратегию матчевых гонок.
Морскую терминологию.

Будут уметь:
•
•
•

Ремонтировать корпус яхты.
Ремонтировать рангоут.
Осуществлять ремонт бегучего и стоячего такелажа.

Содержание программы.
Ученый план.
Тематический план четвёртого года обучения.
Тематический блок занятий
Введение. Техника безопасности.

Всего
(часы)

Теория
(Часы)

Практика
(Часы)

Форма аттестации
контроля

2

2

2

Правила парусных гонок.

26

16

10

Зачёт 6

3

Тактика парусных гонок.

46

20

26

4

Такелажное дело
Сигнальные флаги парусных гонок
Судовые и ремонтные работы

20

5

15

8

8

0

66

6

60

7

Практические занятия

60

0

60

8

Общая физическая подготовка.

26

2

24

9

СФП

90

5

85

36

0

36

протоколы

36

0

36

протоколы

№
1

5
6

10
11

Соревнования региональные
Соревнования всероссийские.
Итого

Зачёт 7

432ч.

Учебная практика.

№

Тематический блок практики

1
2

Судейская практика.
Инструкторская практика.
итого

Всего
(часы)
12
24
36

Содержание учебного плана четвёртого года обучения.
№

Тематический блок занятий

1

Введение. Техника безопасности.

2

Правила парусных гонок.

3

Тактика парусных гонок.

4

Такелажное дело

5

Сигнальные флаги парусных гонок.

6

Судовые и ремонтные работы

7

Практические занятия

8
9

Общая физическая подготовка.
СФП

Содержание занятий.
Теория:
Введение в образовательную программу.
Техника безопасности на территории яхт-клуба, бассейна, спортзала и на воде.
Теория:
Правила командных гонок. Определения части 2 и части 4. Протесты и требования исправить результат. Наказания. Сигналы ампаеров.
Практика: отработка правил.
Теория:
Основы и принципы командных гонок. Стратегия старта командных гонок. Тактика ведения командной гонки.
Практика:
Отработка элементов командной гонки.
Практика:
Ремонт бегучего и стоячего такелажа. Ремонт рангоута.
Теория:
Сигналы откладывания гонок. Сигналы прекращения гонок. Подготовительные сигналы. Изменения
участка дистанции. Другие сигналы.
Теория:
Техника безопасности работы в мастерских. Правила пользования столярным, слесарным, малярным
инструментом. Правила работы со смолами и клеями.
Практика:
Осмотр и ремонт швертбота. Очистка поверхностей, грунтовка, шпаклёвание, зачистка. покраска,
лакировка. Подготовка рангоута к навигации. Правила нанесения марок. Повседневный уход за корпусом. Косметический ремонт: обработка поврежденных поверхностей, заделка, окраска, полировка.
Уход за парусами. Правила хранения на берегу: просушка, складывание и хранение парусов.
Поддержание порядка на стоянке. Уход за кильблоком/трейлером.
Подготовка швертбота к зимнему хранению.
Практика: Отработка всех элементов в совокупности. Подготовка к соревнованиям.
Практика:
Кардио тренировки. Упражнения на подтягивания, отжимания, упражнения на бицепс, трицепс,
скручивания на полу лёжа, скручивания на полу с поднятыми ногами, подъём ног в висе, планка,
присед (всё с утяжелением). Спортивные игры.
Практика:

Соревнования отборочные
Соревнования

10
11

Имитация откренивания на тренажере в различных позах, сериями по 5-15 мин в зависимости от
позы.
Имитация подбирания и протравливания шкотов с использованием тренажеров (резкие движения
попеременно одной рукой, с различными весами или использованием резиновых амортизаторов),
гантелей или набивных мячей; имитация динамического откренивания на тренажере с использованием ремней откренивания и закрепленными двумя ногами или одной ногой (руки на груди, за голову); то же с имитацией выбирания шкотов через блок и различными грузами или резиновыми
амортизаторами; имитация поворота оверштаг с использованием лодки (тренажера или низко натянутого линя): привстать - нырок под гик с разворотом туловища -сесть в рабочую позу откренивания, выполнять сериями, без нагрузки или с использованием утяжелителей (гантели, тяжелые пояса
и т.п.)
Отборочные соревнования в сборную города.
Краевые соревнования

По итогам четвёртого года обучения обучающиеся:
Будут знать:
•
•
•

Правила командных гонок.
Стратегию матчевых гонок.
Флаги парусных гонок.

Будут уметь:
•
•
•

Осуществлять капитальный ремонт яхты.
Осуществлять капитальный ремонт рангоута.
Изготавливать бегучий такелаж.

Планируемые результаты
Личностные:
- развиты навыки самостоятельного физического совершенствования, организации содержательного досуга;
- сформирована мотивация к самообразованию и дальнейшему развитию профессиональных умений и навыков в парусном деле;
- сформирована привычка к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- сформировано умение принимать самостоятельное решение и нести за него ответственность;
- развиты качества личности: целеустремленность, инициативность, решительность,
настойчивость, выдержка, дисциплинированность.
Метапредметные:
- повысится уровень основных физических качеств и способностей, индивидуальной
физической подготовленности;
- будут развиты наблюдательность, внимание, мышление, память;
- будут развиты способности, позволяющие одновременно следить за изменениями ветра,
течения, волны, движением парусной лодки, и находить правильные решения тактических
задач, возникающих в парусных гонках.
Образовательные:
- сумеют подготовить яхту к плаванию и хранению, обслуживать яхту и провести необходимый мелкий ремонт;
- будут знать морскую терминологию, устройство яхты, теорию управления судном,
метеорологию, навигацию, первую медицинскую помощь, маневры под парусами, действия при постановке на якорь и швартовке, порядок расхождения судов;
- будут уметь выполнять обязанности судьи на дистанции, судьи на секундомере, судьи
на старте, судьи на финише, секретаря, выполнять обязанности помощника инструктора;
- будет подготовлен спортивный резерв для сборной команды города и края.

Условия реализация программы.
Для реализации программы необходимо:






стандартная лекционная аудитория на 30 посадочных мест;
бассейн для занятий общей физической подготовкой;
яхты класса «Лазер 4.7»; «Лазер Радиал», «Лазер стандарт».
тренажёры для занятий СФП ;
водная акватория для летней и зимней практики хождения под парусом.
Литература для обучения:

Настройка парусов и такелажа автор: И. Дедекам год изд. 2007; Настройка гоночной яхты автор: Б. Гладстоун год изд. 2014. Онлайн программа «Играем в правила»
http://game.finckh.net/indexrus.htm автор: Uli & Wolfi Finckh; Морские узлы в обиходе
автор: К. Джарман год изд. 2004; видео материалы c различных соревнований как
наглядное пособие, из интернет источника youtube.com; Онлайн симулятор «Virtual regatta inshore»
Формы аттестации.
Формы аттестации.
Зачёт. Соревнования.

Формы отслеживания.
Грамота, протокол зачётов,
диплом, протокол соревнований.

Формы предъявления
Участие в соревнованиях,
на фестивалях, в открытых уроках, фото и видео
отчётах.

Оценочные материалы.
Зачёт №1
Изготовить изделие из синтетического троса дайнемы, софт шакл (мягкую скобу).
Зачёт №2
Развиваемое физическое
качество

Выносливость

Сила

Силовая выносливость

Контрольные упражнения (тесты)
Юноши

Девушки

Бег 3000 м (не более 14 мин. 00 с)

Бег 1500 м (не более 6 мин. 30 с)

Плавание 400 м (без учета времени)

Плавание 400 м (без учета времени)

Подтягивание на перекладине (не
менее 10 раз)

-

Подъем туловища, лежа на спине
(не менее 25 раз)

Подъем туловища, лежа на спине
(не менее 20 раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре Сгибание и разгибание рук в упоре
лежа (не менее 25 раз)
лежа (не менее 20 раз)
Приседания за 15 с (не менее 12

Приседания за 15 с (не менее 10

Техническое мастерство

раз)

раз)

Обязательная техническая программа

Обязательная техническая программа

Спортивный разряд

Третий спортивный разряд

Зачёт №3
Развиваемое физическое
качество
Быстрота

Контрольные упражнения (тесты)
Юноши

Девушки

Плавание 400 м (не более 8 мин.
15 с)

Плавание 400 м (не более 9 мин.
00 с)

Скоростно-силовые каче- Сгибание и разгибание рук в упоре Сгибание и разгибание рук в упоре
ства
лежа за 30 с (не менее 12 раз)
лежа за 30 с (не менее 10 раз)
Выносливость

Бег 3000 м (не более 12 мин. 30 с)

Бег 3000 м (не более 13 мин. 30 с)

Сила

Подтягивание на перекладине (не
менее 14 раз)

Подтягивание на перекладине (не
менее 7 раз)

Подъем туловища, лежа на спине
(не менее 25 раз)

Подъем туловища, лежа на спине
(не менее 20 раз)

Силовая выносливость
Техническое мастерство
Спортивный разряд

Сгибание и разгибание рук в упоре Сгибание и разгибание рук в упоре
лежа (не менее 35 раз)
лежа (не менее 30 раз)
Обязательная техническая программа

Обязательная техническая программа

2 спортивный разряд.

Зачёт №4
Дать понятие морским терминам:
Галс_____________________________________________________________________
Курс_____________________________________________________________________
Рангоут___________________________________________________________________
Такелаж___________________________________________________________________
Киль______________________________________________________________________
Шпангоут__________________________________________________________________
Стингер___________________________________________________________________
Бак_______________________________________________________________________
Бакен_____________________________________________________________________
Рубка_____________________________________________________________________
Каюта_____________________________________________________________________
Камбуз____________________________________________________________________
Кают-компания_____________________________________________________________
Кокпит____________________________________________________________________
Кок_______________________________________________________________________
Ахтерштаг_________________________________________________________________
Бакштаг___________________________________________________________________
Ванты_____________________________________________________________________
Водоизмещение_____________________________________________________________
Истинный ветер_____________________________________________________________
Лавировка_________________________________________________________________
Лаг_______________________________________________________________________
Мидель____________________________________________________________________
Монотип___________________________________________________________________

Оценочные баллы начисляются от правильных ответов: 0-50% - 2 балла; 51-70% - 3
балла; 71-90% - 4 балла; 91-100% - 5 баллов.

Зачёт №5
Развиваемое физическое
качество

Контрольные упражнения (тесты)
Мужчины

Женщины

Быстрота

Плавание 400 м (не более 7 мин.
30 с)

Плавание 400 м (не более 8 мин.
00 с)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места (не менее
240 см)

Прыжок в длину с места (не менее
220 см)

Выносливость

Бег 3000 м (не более 12 мин. 00 с)

Бег 3000 м (не более 13 мин. 00 с)

Подтягивание на перекладине (не
менее 16 раз)

Подтягивание на перекладине (не
менее 8 раз)

Подъем туловища, лежа на спине
(не менее 50 раз)

Подъем туловища, лежа на спине
(не менее 45 раз)

Сила

Силовая выносливость
Техническое мастерство

Сгибание и разгибание рук в упоре Сгибание и разгибание рук в упоре
лежа (не менее 35 раз)
лежа (не менее 30 раз)
Обязательная техническая программа

Спортивное звание

Обязательная техническая программа

1 спортивный разряд

Зачёт №6
Ответить в онлайн тестировании на вопросы по правилам парусных гонок.
http://game.finckh.net/indexrus.htm
Зачёт №7
Развиваемое физическое
качество

Контрольные упражнения (тесты)
Мужчины

Женщины

Быстрота

Плавание 400 м (не более 7 мин.
30 с)

Плавание 400 м (не более 8 мин.
00 с)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места (не менее
240 см)

Прыжок в длину с места (не менее
220 см)

Выносливость

Бег 3000 м (не более 12 мин. 00 с)

Бег 3000 м (не более 13 мин. 00 с)

Подтягивание на перекладине (не
менее 20 раз)

Подтягивание на перекладине (не
менее 10 раз)

Подъем туловища, лежа на спине
(не менее 60 раз)

Подъем туловища, лежа на спине
(не менее 50 раз)

Сила

Силовая выносливость

Сгибание и разгибание рук в упоре Сгибание и разгибание рук в упоре
лежа (не менее 40 раз)
лежа (не менее 35 раз)

Техническое мастерство

Обязательная техническая программа

Спортивное звание

Обязательная техническая программа

Кандидат в мастера спорта. Мастер спорта России.

Методические материалы.
Организация образовательного процесса очное, в условиях сетевого взаимодействия.
Методы обучения:
 словесный;
 наглядный;
 практический.
Форма организации образовательного процесса групповая.
Организация учебного занятия проходит в форме:






теоретических занятий;
практических занятий;
соревнований;
встречи с интересными людьми;
открытых занятий;

Педагогические технологии:
 технология группового обучения;
 технология разноуровневого обучения;
 технология соревновательной деятельности.
Алгоритм учебного занятия.
Теоретическое занятие:
 приветствие и посадка учащихся, настрой их на работу, концентрация внимания.
 проверка готовности учащихся к занятию, наличие каких-либо материалов для
работы, выполнение домашнего задания.
 объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию через вопросы или аналогии,
способствующие наращиванию познавательного интереса.
 работа по новому материалу.
 закрепления теоретического материала.
 учащимся предлагается самим дать оценку информации и выделить основную
мысль, заложенную в материале.
 выявить уровень усвоения учащимися темы или раздела образовательной программы и уровень выполнения поставленных вначале занятия целей и задач.

 провести анализ деятельности учащихся или направить их на самооценку, дать
советы и рекомендации по применению изученного материала.
 мобилизовать учащихся на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с учащимися, определить
наиболее перспективные пути на будущее.
 сообщить учащимся сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо
подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д.
Практическое занятие:
 приветствие и построение учащихся, настрой их на работу, концентрация внимания.
 проверка готовности учащихся к практическому занятию, наличие экипировки.
 объявление темы, целей, заданий.
 работа по новому материалу.
 закрепления практических навыков.
 учащимся предлагается самим дать оценку информации и выделить основную
мысль, заложенную в материале.
 выявить уровень усвоения учащимися темы или раздела образовательной программы и уровень выполнения поставленных вначале занятия целей и задач.
 провести анализ деятельности учащихся или направить их на самооценку, дать
советы и рекомендации по применению изученных навыков.
 мобилизовать учащихся на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с учащимися, определить
наиболее перспективные пути на будущее.
 сообщить учащимся сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо
подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д.
Дидактические материалы:
 раздаточный материал: синтетические тросы.
 атлас правил парусных гонок.
 образцы морских изделий(огон, софт шакл).

Мониторинг личностного развития учащегося в процессе усвоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе
Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

(оцениваемые параметры)
I. Организационно-волевые Способность переносить (выдер- - терпения хватает меньше чем на ½ занятия
живать) известные нагрузки в тече- - терпения хватает больше чем на ½ занятия
качества:
ние определенного времени, пре- - терпения хватает на все занятие
1.1. Терпение
одолевать трудности.
1.2. Воля

Способность активно побуждать -волевые усилия побуждаются извне
- иногда – самим учащимся
себя к практическим действиям.
- всегда – самим учащимся

1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои по- - учащийся постоянно находится под воздействием
ступки (приводить к должному контроля из вне
- периодически контролирует себя сам
свои действия).
- постоянно контролирует себя сам

II.Ориентационные
ства:
2.1. Самооценка

каче- Способность оценивать себя адек- - завышенная
ватно реальным достижениям.
- заниженная
- нормальная

Осознанное участие ребенка в
освоении образовательной про2.2. Интерес к занятиям в детграммы
ском объединении

- интерес к занятиям продиктован извне
- интерес периодически поддерживается самим учащимся
- интерес постоянно поддерживается учащимся самостоятельно

Способность занять определенную - периодически провоцирует конфликты
позицию в конфликтной ситуации - сам в конфликтах не участвует, старается их избе3.1. Конфликтность (отношение
жать
ребенка к столкновению интере- пытается самостоятельно уладить возникающие
сов (спору) в процессе взаимоУмение воспринимать общие дела, конфликты
действия
как свои собственные
- избегает участия в общих делах
- участвует при побуждении извне
III. Поведенческие качества:

Возможное
количество
баллов
1
5
10

1
5
10

Методы диагностики
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
1
5
10
1
5
10

Анкетирование

1

Тестирование

5
10
0
5
10
0
5
10

Тестирование,
метод незаконченного предложения
Наблюдение

3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам
детского объединения)

- инициативен в общих делах

Мониторинг личностного развития учащегося
№
п/п

ФИО обучающегося

Организационноволевые качества:

Ориентационные
качества

Поведенческие
качества

Итого

Список литературы
Литература, используемая для составления программы
1) Ерегина, С.В. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области физической культуры и спорта по виду спорта парусный спорт / С.В.
Ерегина. – Х., 2014
2) Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду парусный спорт от 30 августа 2013 г. N 696

Литература для педагога
1) Бонд, Б. Справочник яхтсмена / Б. Бонд. – Л., 1989.
2) Дедекам, И. Настройка парусов и такелажа / И. Дедекам – М., 2007
3) Джарман, К. Морские Узлы / К. Джарман. – С., 2017
4) Кужель, Ю.А. Парусный спорт и туризм / Ю.А. Кужель. – М., 2000.
5) Ларин, Ю.А. Спортивная подготовка яхтсмена / Ю.А. Ларин. – Ростов– н/Д., 2005.
6) Гладстоун, Б. Настройка гоночной яхты / Б. Гладстоун. – М., 2014.

Литература для обучающихся
1) Бонд, Б. Справочник яхтсмена / Б. Бонд. – Л., 1989.
2) Дедекам, И. Настройка парусов и такелажа / И. Дедекам – М., 2007
3) Джарман, К. Морские Узлы / К. Джарман. – С., 2017
4) Ларин, Ю.А. Спортивная подготовка яхтсмена / Ю.А. Ларин. – Ростов– н/Д., 2005.
5) Гладстоун, Б. Настройка гоночной яхты / Б. Гладстоун. – М., 2014.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».