Настоящая общеразвивающая программа дополнительного образования разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»); Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019 № 645рп; Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (дополнительным общеразвивающим) программам детям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на территории Хабаровского края приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2; Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» № 383 П от 26.09.2019 г.); Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ. Пояснительная записка. Занятия парусным делом создают благоприятную почву для всестороннего развития детей. Особенно благодатна эта почва, если дети учатся самостоятельно управлять судами, пусть небольшими, и особенно, если эти суда парусные. Занятия яхтингом привлекает детей романтикой плаваний под парусом, широкими возможностями для проявления самостоятельности при управлении парусным судном. В отличие от судов с механическим двигателем, специально созданные парусные суда являют собой пример максимальной доступности, надежности, безопасности. Привлечению детей к занятиям парусным делом благоприятствуют также: огромная сеть внутренних водных путей и несудоходных водоемов нашего города и наличие парусных судов, специально созданных для детей. Процесс многолетней подготовки яхтсменов направлен на формирование физических и морально-волевых качеств, необходимых для достижения высоких целей, приобретения широкого круга специальных знаний и навыков по их практическому применению. Программа «Парусная школа» реализуется в форме сетевого взаимодействия совместно с автономной некоммерческой организацией «Водноспортивный комплекс г. Комсомольска-на-Амуре». Автономная некоммерческая организация «Водно-спортивный комплекс» предоставляет: 1) водно-спортивную базу: помещение расположенные на территории Водноспортивного комплекса, территорию 1000 м.кв. и водный объект по адресу г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Набережная, 17, для проведения учебно-тренировочных занятий (Управление Парусной яхтой) с учащимся МОУ ДО ДТДиМ. 2) материально-техническую часть (яхты, инструменты и приспособления для ремонта яхт, снаряжение для яхт) и берет на себя расходы связанные с их содержанием. Занятия на территории Водноспортивного комплекса проходят по расписанию с апреля по октябрь месяц. Занятия проводит педагог дополнительного образования МОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи. Направленность. Дополнительная образовательная программа «Парусная школа» имеет физкультурно-спортивную направленность. Актуальность программы. Парусное дело - один из немногочисленных видов спорта, занимаясь которым, человек не только соревнуется в мастерстве с другими яхтсменами, но и сталкивается лицом к лицу с силами природы. В борьбе со стихией учащийся развивается физически, становится выносливым и закаленным. Хождение на яхтах, будь то гонка или крейсерское плавание, способствуют воспитанию таких черт характера, как смелость и решительность, находчивость и инициативность, воля к победе. В парусном деле на человека активно воздействуют три основных оздоровительных фактора: солнце, свежий воздух и вода, которые способствуют для превосходного и здорового активного отдыха. Настоящая программа открывает большие возможности для освоения парусного дела в рамках системы дополнительного образования, а также нацелена на отбор одаренных учащихся с целью дальнейшего совершенствования в избранном виде спорта. Педагогическая целесообразность программы. Парусный спорт ценен как мощное педагогическое средство, как вид спорта, отвечающий тяге молодежи к романтике и дающий возможность проявить свои лучшие качества в реальных ситуациях. Обучаясь по программе учащемуся предоставляет возможность на практике, не дублируя школьные дисциплины изучить физические явления, возникающие в воздушной и водной средах, законы гидро- и аэродинамики, научиться оказывать помощь терпящим бедствия на воде. Кроме того учащиеся поучат звание юного рулевого парусной яхты. Отличительные особенности. Программ по парусному спорту для учащихся очень мало. В основном это программы юных моряков. Программа предполагает занятость обучающихся в течение всего года, так как в зимнее время года происходит теоретическое обучение, физическая подготовка и обучение плаванию в бассейне, а в летнее время года происходит практическое обучение хождения под парусом. Программа «Парусная школа» рассчитана на 3 уровня образования: стартовый уровень; базовый уровень; продвинутый уровень. Данная программа стартового уровня. Программа стартового уровня направлена на ознакомление детей с парусным делом, а именно устройством парусной лодки, безопасностью на воде, основам техники управления парусным судном, и общей физической подготовкой. В данной программе особое внимание уделяется работе с родителями. Родители могут: наблюдать за проведением тренировок, с целью повышения безопасности проведения занятий; помогать детям переносить оборудование, спускать оборудование на воду, доставать оборудование из воды, собирать и разбирать оборудование, надевать и снимать гидрокостюмы, трапеции, спасательные жилеты, элементы защиты; контролировать выполнение домашних заданий; участвовать в подготовке, обслуживании, ремонте оборудования, необходимого для проведения занятий, соревнований, спортивных сборов; обеспечивать судейство соревнований в качестве судей на дистанции, секретарей, главного судьи (при наличии квалификации); обеспечивать доставку детей к месту проведения соревнований и спортивных сборов; обеспечивать проживание, питание детей во время проведения соревнований и спортивных сборов. Адресат программы. Данная программа стартового уровня адресована детям в возрасте 8-11 лет. Условия набора детей в коллектив: принимаются мальчики и девочки, умеющие плавать и при наличии медицинской справки о допуске к занятиям. Форма обучения – очная. Объем и срок освоения программы Срок реализации 2 года, объемом 288 часов. № Период 1. 2 Кол-во занятий в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во недель Кол-во часов в год 1год обучения 5 5 36 180 2 год обучения 5 5 36 180 Итого 360 ч. Особенности организации образовательного процесса. Тренировочный процесс ведется в соответствии с учебным планом, рассчитанным на 36 недель. Учащиеся сформированы в одновозрастные группы так как занимаются на яхтах одиночках класса «Оптимист». «Оптимист» - это самая маленькая яхта с одним парусом и довольно простым устройством. Это яхта-одиночка, т.е. только один яхтсмен-рулевой управляет этой яхтой. «Оптимист» предназначен для детей-новичков, начинающих обучаться парусному спорту, в возрасте от 8 до 14 лет, при массе тела до 50 кг. Режим занятий 5 занятия в неделю по одному часу, итого 180 часа в год. Продолжительность занятия 45 минут. Цель: физическое воспитание и оздоровление обучающихся, формирование социального опыта в процессе занятий парусным спортом. Задачи: Личностные: сформировать навыки здорового образа жизни и привычку к занятиям на свежем воздухе в любое время года; привитие навыков спортивной этики, воспитывать волю, упорство, настойчивость в достижении цели; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, умение общаться в коллективе. Метапредметные: мотивировать к занятиям парусным спортом; развивать умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их воплощение в жизнь. Предметные: сформировать познавательный интерес к занятиям парусным спортом; изучить устройство яхты «Оптимист»; научить управлять яхтой; познакомить с основами метеорологии; изучить основы судовых и ремонтных работ; познакомить с такелажным делом. Содержание программы. Ученый план первого года обучения. Тематический блок занятий Вводное занятие. Всего (часы) 1 2 Краткие сведения по истории парусного дела. 1 1 3 Устройство яхты 10 4 4 Метеорология Элементы аэродинамики Техника управления яхтой Такелажное дело 2 2 4 2 2 32 2 30 6 2 4 20 2 18 100 2 98 № 1 5 6 7 8 9 10 Судовые и ремонтные работы Общая физическая подготовка Промежуточная и итоговая аттестация. Итого Теория (Часы) 1 4 180 Практика (Часы) 6 4 18 162 Форма аттестации контроля Зачёт №1 Зачёт №2 Содержание учебного плана первого года обучения. № Тематический блок занятий 1 2 3 Содержание занятий Введение. Ознакомление с яхт- Теория: клубом. Введение в образовательную программу. Техника безопасности на территории яхтклуба и на воде Краткие сведения по истории Теория: парусного дела. Краткий очерк развития парусного спорта. Олимпийское движение в парусном спорте. Знаменитые яхтсмены России. Соревнования по парусному спорту, дальние спортивные плавания. Знаменитые члены местного яхт-клуба и яхты; правила поведения и внутренний распорядок яхт-клуба;. Устройство яхты. Теория: Понятие "яхта". Общее описание: назначение, особенности. Виды яхт по конструкции корпуса, по типу вооружения. Современные материалы и типы вооружения действующих юношеских классов. Устройство корпуса. Наименование частей корпуса яхты, основные понятия. Конструкция швертбота на примере швертботов «Оптимист» и «Кадет». Корпус: киль, кильсон, транцевые доски, шпангоуты, емкости непотопляемости; шверт и швертовый колодец. Рулевое устройство: баллерная коробка, перо руля, румпель, удлинитель руля. Вооружение. Типы вооружения: гафельное, рейковое, бермудское; кэт, шлюп. Рангоут, стоячий и бегучий такелаж. Рангоутные "дерева": мачта, гик, гафель, спинакер-гик, шпрюйт (реек). Стоячий такелаж: ванты, штаги, бакштаги, ахтерштаги. Бегучий такелаж: шкоты, фалы, оттяжки, рифы. Паруса. Материалы, применяемые для изготовления парусов. Конструкция паруса: полотнища, усиления (боуты, фаловые дощечки). Наименование частей паруса. Углы: фаловый, галсовый, шкотовый. Шкаторины: передняя, нижняя, задняя, вер хняя (при рейковом/гафельном вооружении). Латы и лат-карманы. 4 Метеорология 5 Элементы аэродинамики 6 Техника управления яхтой. Практика: вооружение яхты. Подготовка у первому выходу на воду. Зачёт № 1 Теория: Понятие о ветре. Ветры барические и местные. Скорость (сила) ветра: понятие о шкале Бофорта. Ветры устойчивые и неустойчивые. Понятие об усилениях (порывы, шквалы) и ослаблениях, о заходах и отходах ветра. Влияние береговой черты на поведение ветра. Простейшие методы определения основных параметров ветра. Теория: Парус как движитель и сопротивление. Понятие о подъемной силе, парус как крыло. Силы, действующие на яхту. Дрейф и назначение киля (шверта). Практика: Отработка всех элементов аэродинамики на воде. Теория: Общие правила поведения на яхте, техника безопасности. Курсы яхты относительно ветра: левентик. бейдевинд, галфвинд, бакштаг, фордевинд. Понятия: правый - левый галс, наветренный - подветренный, круче - полнее, выше - ниже, впереди - позади. Оптимальная установка парусов на различных курсах. Основные приемы: приведение - уваливание, поворот оверштаг, поворот фордевинд. Обязательные (зачетные) маневры: отход от бона, подход к буйку, подход (швартовка) к бону в зависимости от направления ветра. Практика: Отработка всех элементов техники управления на воде. 7 Такелажное дело 8 Судовые и ремонтные работы. 9 Общая физическая подготовка 10 Промежуточная аттестация. Теория: Тросы металлические и растительные, материал изготовления. Наложение марки. Простейшие узлы: прямой, рифовый, рыбацкий штык, восьмерка, беседочный, буксирный. Практика: Отработка навыков вязание марки и морских узлов. Практика: Техника безопасности работы в мастерских. Правила пользования столярным, слесарным, малярным инструментом. Правила работы со смолами и клеями. Предсезонный осмотр и ремонт швертбота. Очистка поверхностей, грунтовка, шпаклевание, шкурение. покраска, лакировка. Подготовка рангоута к навигации. Правила нанесения марок. Осмотр такелажа и постановка мачты. Повседневный уход за корпусом. Практика: Упражнения на ловкость, подтягивания, отжимания, упражнения на бицепс, трицепс, скручивания на полу лёжа, скручивания на полу с поднятыми ногами, подъём ног в висе, планка, присед. Спортивные игры, эстафеты. Плавание в бассейне. Зачёт № 2 Сдача переводных зачётов и нормативов. Приложение 1 По итогам первого года обучения обучающиеся: Будут знать: • элементы теории парусного дела; • устройство парусной яхты класса «Оптимист»; Будут уметь: • вооружать и разоружать яхту класса «Оптимист»; • управлять парусной яхтой класса «Оптимист» в различных условиях; • вязать морские узлы; • выполнять простые ремонтные работы и обращаться с несложным инструментом. Содержание программы. Ученый план второго года обучения. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тематический блок занятий Вводное занятие. Парусные соревнования. Настойка гоночной яхты. Метеорология Элементы аэродинамики Техника управления яхтой Правила парусных гонок. Судовые и ремонтные работы Общая физическая подготовка Итоговая аттестация. Итого Всего (часы) 1 Теория (Часы) 1 Практика (Часы) 1 1 10 4 2 2 4 2 2 32 4 28 20 20 6 2 4 100 2 98 4 180 6 Зачёт № 3 4 38 Форма аттестации контроля 142 Зачёт № 4 Содержание учебного плана второго года обучения. № Тематический блок занятий 1 2 3 4 5 6 Содержание занятий Введение. Ознакомление с про- Теория: граммой. Введение в образовательную программу. Техника безопасности на территории яхт-клуба и на воде Теория: Парусные соревнования. Представление о парусных соревнованиях. Ознакомление с календарным планом соревнований на год. Настойка гоночной яхты. Теория: Настройка гоночного оборудования. Настройка паруса на разные ветровые условия. Настройка наклона мачты. Поиск идеального баланса. Практика: вооружение яхты. Метеорология Теория: Понятие о течениях. Течение на реке. Морские течения: приливы и отливы, морские «реки». Понятие о волне. Типы и форма волн: передний склон, задний склон, подошва. Волны ветровые, мертвая зыбь. Влияние глубины и формы дна на волну. Элементы аэродинамики Теория: Форма паруса и подъемная сила на различных курсах. Взаимодействие парусов. Работа спинакера. Понятие об угле лавировке. Курс при попутном ветре и установка паруса. Настройка паруса на максимальную скорость Техника управления яхтой. Практика: Отработка всех элементов аэродинамики на воде. Теория: Общие правила поведения на яхте, техника безопасности. Правила буксировки яхт: прием и крепление буксировочного конца, управление яхтой на буксировке, отдача буксирного конца. Безопасность плавания. Особые случаи на воде: действия экипажа в ситуациях резкого ухудшения погоды (шквалы, туман). Опрокидывание швертбота и действия экипажа по постановке судна на ровный киль. Действия по команде "человек за бортом!". Посадка на мель и снятие с мели. 7 Правила парусных гонок. 8 Судовые и ремонтные работы. 10 Общая физическая подготовка 11 • • • • • • Практика: Отработка всех элементов техники управления на воде. Теория: Изучение основных правил парусных гонок. Практика: Отработка правил парусных гонок на воде. Зачёт № 3 Практика: Техника безопасности работы в мастерских. Правила пользования столярным, слесарным, малярным инструментом. Правила работы со смолами и клеями. Косметический ремонт: обработка поврежденных поверхностей, заделка, окраска, полировка. Уход за парусами. Правила хранения на берегу: просушка, складывание и хранение парусов. Поддержание порядка на стоянке. Уход за кильблоком/трейлером. Подготовка швертбота к зимнему хранению. Практика: Упражнения на ловкость, подтягивания, отжимания, упражнения на бицепс, трицепс, скручивания на полу лёжа, скручивания на полу с поднятыми ногами, подъём ног в висе, планка, присед. Спортивные игры, эстафеты. Плавание в бассейне в экипировке. Зачёт № 4 Промежуточная и итоговая атте- Сдача зачётов, нормативов и сдача экзамена на стация. яхтенного рулевого 3 класса. По итогам второго года обучения обучающиеся: Будут знать: элементы теории парусных соревнований; правила парусных гонок; настройку яхты на разные ветровые условия. Будут уметь: настраивать яхту на соревнования под разные ветровые условия; правильно ставить парус относительно ветра; выполнять простые ремонтные работы и обращаться с несложным инструментом. Планируемые результаты. Личностные: будут сформированы навыки здорового образа жизни и привычка к ежедневным занятиям физической культурой; будут соблюдать спортивную этику; сформируют волевые качества: упорство, настойчивость, умение доводить дело до конца; будет развито чувство товарищества, взаимопомощи, умение общаться в коллективе Метапредметные: будет развита устойчивая мотивация к занятиям парусным спортом; научатся самостоятельности и ответственности в принятии решений. Предметные будет сформирован устойчивый интерес к парусному спорту; будут знать устройство одноместной яхты «Оптимист»; смогут управлять яхтой «Оптимист»; будут знать основы метеорологии: ветер, течение; будут знать технику безопасности, и выполнять простые ремонтные работы и обращаться с несложным инструментом; научатся вязать морские узлы. По окончанию программы стартового уровня, при успешном прохождении аттестации, учащиеся получат звание юного рулевого парусной яхты. Календарный учебный график на 2019 – 2020 учебный год. Программа «Парусная школа» Учебные заняУчебные заняУчебные заняУчебные занятия тия тия тия I четверть II четверть III четверть IV четверть Кол-во Каникулы Каникулы Каникулы Каникулы недель начало начало начало начало число число число число и и кои кои конедель недель недель недель конец нец нец нец 8 н 1д 01.0928.108н 05.1130.1210 н 13.0123.039н 30.0331.0539 н 27.10 03.11 29.12 12.01 22.03 29.03 31.05 31.08 1д С 01.06.19 по 31.08. 19 – плавательная практика, участие в соревнованиях различного уровня. Условия реализация программы. Для реализации программы необходимо: стандартная лекционная аудитория на 30 посадочных мест; бассейн для занятий общей физической подготовкой; яхты класса «Оптимист»; буер – ледовый «Оптимист»; водная акватория для летней и зимней практики хождения под парусом. Литература для обучения: Азбука юного яхтсмена Брунька – капитан «Оптимиста» автор: А. Воропаев год изд. 2010; Гонки «Оптимистов» автор: Фил Слэтер год изд. 2014. Онлайн программа «Играем в правила» http://game.finckh.net/indexrus.htm автор: Uli & Wolfi Finckh; видео материалы c различных соревнований как наглядное пособие, из интернет источника youtube.com. Формы аттестации. Формы аттестации. Зачёт. Соревнования. Формы отслеживания. Грамота, протокол зачётов, диплом, протокол соревнований. Формы предъявления Участие в соревнованиях, на фестивалях, в открытых уроках, фото и видео отчётах. Оценочные материалы. Зачёт №1 Детям выдаётся картинка (приложение № 1) устройства яхты «Оптимист» без ответов. Учащимся необходимо правильно записать все части яхты. Пиложение № 1 Зачёт № 1 Ф.И.О.________________________________________ дата _____________ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ Правильных ответов _________. Не правильных ответов _______. Оценка_______ Оценочные баллы начисляются от правильных ответов: 0-50% - 2 балла; 51-70% - 3 балла; 71-90% - 4 балла; 91-100% - 5 баллов. Зачёт № 2 Приложение № 2 Нормативы общей физической подготовленности учащихся. Стартовый уровень 1 год обучения Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты) Юноши девушки Бег на 1000 м. Бег на 1000 м. без учета времени без учета времени Плавание 50 м. Плавание 50 м. без учета времени без учета времени Подтягивание на перекладине Подъем туловища лежа не менее 4 раз на спине -не менее 8 раз Приседания за 15 с. Приседания за 15 с. -не менее 12раз - не менее 10 раз Силовая выносливость Сгибание и разгибание рук в упоре лежа – не менее 10 раз. Сгибание и разгибание рук Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места – Прыжок в длину с места - не менее 150см. не менее 140 см. Выносливость Сила в упоре лежа – не менее 8 раз. Подъем туловища, лежа на спине за 20сек. – не менее 5 раз. Техническое мастерство Обязательная техническая программа Обязательная техническая программа Зачёт № 3 Учащиеся в онлайн программе «Играем в правила» http://game.finckh.net/indexrus.htm в тестовом режиме отвечают на вопросы. Зачёт № 4 Стартовый уровень 2 год обучения Развиваемое физическое качество Выносливость Сила Силовая выносливость Контрольные упражнения (тесты) Юноши девушки Бег на 1000 м. Бег на 1000 м. без учета времени без учета времени Плавание 50 м. Плавание 50 м. без учета времени без учета времени Подтягивание на перекладине Подъем туловища лежа не менее 4 раз на спине -не менее 8 раз Приседания за 15 с. Приседания за 15 с. -не менее 12раз - не менее 10 раз Сгибание и разгибание рук в упоре лежа – не менее 15 раз. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа – не менее 10раз. Прыжок в длину с места – Прыжок в длину с места - Скоростно-силовые качества не менее 160см. не менее 150 см. Подъем туловища, лежа на спине за 20сек. – не менее 5 раз. Определение результата: максимальное количество баллов, который может получить учащийся – 20 баллов. Уровень результативности учащихся определяется по количеству набранных баллов: высокий уровень – 16-20 баллов средний уровень – 11-15 баллов низкий уровень – 5-10 баллов Аттестация На звание юного рулевого парусной яхты. 1. какое снаряжение должен одеть яхтсмен перед выходом на воду на тренировке по парусному спорту? (перечислить) 1) ________________________ 2) ________________________ 3) ________________________ 4) ________________________ 2. что такое парусная яхта? (написать определение) _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _ 3. Основные части корпуса «Оптимиста» (написать названия частей корпуса) 1)_____________________________ 2)_____________________________ 3)_____________________________ 4)_____________________________ 5)_____________________________ 6)_____________________________ 7)_____________________________ 4. Рангоут «Оптимиста» (написать в строчках) 1)_____________________________ 2)_____________________________ 3)_____________________________ 4)_____________________________ 5)_____________________________ 6)_____________________________ 7)_____________________________ 8)_____________________________ 9)_____________________________ 5. такелаж «Оптимиста» (написать) 1)_____________________________ 2)_____________________________ 3)_____________________________ 4)_____________________________ 5)_____________________________ 6)_____________________________ 6. Устройство паруса «Оптимиста» (написать) 1)_____________________________ 2)_____________________________ 3)_____________________________ 4)_____________________________ 5)_____________________________ 6)_____________________________ 7)_____________________________ 8)_____________________________ 9)_____________________________ 10)____________________________ 11)____________________________ 12)____________________________ 7. курсы яхты относительно ветра (написать названия курсов) ___________________________ __________________________ __________________________ ___________________________ 8. Маневры яхты (подпистать) ____________________________ ______________________________ ____________________________ _____________________________ 9. отход от причала, подход к причалу 1)_____________________________ 2)_____________________________ 3)_____________________________ 1)_____________________________ 2)_____________________________ 3)_____________________________ 1)_____________________________ 2)_____________________________ 3)_____________________________ 4)_____________________________ 5)_____________________________ 1)_____________________________ 2)_____________________________ 3)_____________________________ 4)_____________________________ 10.Правила расхождения яхт (какая яхта должна сторониться? Поставить номер) _____________ _______________ ____________________ 11.морские узлы (назвать) ___________________ ___________________ ___________________ Фамилия, Имя Дата Квалификация Юный рулевой результат Методические материалы. Организация образовательного процесса очное, в условиях сетевого взаимодействия. Методы обучения: словесный; наглядный; практический. Форма организации образовательного процесса групповая. Организация учебного занятия проходит в форме: теоретических занятий; практических занятий; соревнований; встречи с интересными людьми; открытых занятий; Педагогические технологии: технология группового обучения; технология разноуровневого обучения; технология игровой деятельности. Алгоритм учебного занятия. Теоретическое занятие: приветствие и посадка учащихся, настрой их на работу, концентрация внимания. проверка готовности учащихся к занятию, наличие каких-либо материалов для работы, выполнение домашнего задания. объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию через вопросы или аналогии, способствующие наращиванию познавательного интереса. работа по новому материалу. закрепления теоретического материала. учащимся предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале. выявить уровень усвоения учащимися темы или раздела образовательной программы и уровень выполнения поставленных вначале занятия целей и задач. провести анализ деятельности учащихся или направить их на самооценку, дать советы и рекомендации по применению изученного материала. мобилизовать учащихся на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с учащимися, определить наиболее перспективные пути на будущее. сообщить учащимся сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д. Практическое занятие: приветствие и построение учащихся, настрой их на работу, концентрация внимания. проверка готовности учащихся к практическому занятию, наличие экипировки. объявление темы, целей, заданий. работа по новому материалу. закрепления практических навыков. учащимся предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале. выявить уровень усвоения учащимися темы или раздела образовательной программы и уровень выполнения поставленных вначале занятия целей и задач. провести анализ деятельности учащихся или направить их на самооценку, дать советы и рекомендации по применению изученных навыков. мобилизовать учащихся на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с учащимися, определить наиболее перспективные пути на будущее. сообщить учащимся сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д. Дидактические материалы: раздаточный материал: устройство яхты «Оптимист». атлас правил парусных гонок. образцы морских узлов. Список литературы Нормативные документы 1) Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 2) Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). 3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпи-демиологические требования к устройству, содержанию и организации ре-жима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 4) Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 5) письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»); 6) Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (дополнительным общеразвивающим) программам детям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на территории Хабаровского края приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2; 7) Приказ Минобрнауки Хабаровского края от 26 сентября 2019 года № 383П "Об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе в Хабаровском крае". Литература для педагога 1) Бонд, Б. Справочник яхтсмена / Б. Бонд. – Л., 1989. 2) Воропаев, А. Азбука юного яхтсмена Брунька – капитан «Оптимиста» / А. Воропаев – X., 2010 3) Джарман, К. Морские Узлы / К. Джарман. – С., 2017 4) Кужель, Ю.А. Парусный спорт и туризм / Ю.А. Кужель. – М., 2000. 5) Ларин, Ю.А. Спортивная подготовка яхтсмена / Ю.А. Ларин. – Ростов– н/Д., 2005. 6) Слэтер, Ф. Гонки «Оптимистов» / Ф. Слэтер. – М., 2014. 7) Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области физической культуры и спорта по виду спорта парусный спорт / С.В. Ерегина. – Х., 2014 Литература для обучающихся 1) Бонд, Б. Справочник яхтсмена / Б. Бонд. – Л., 1989. 2) Воропаев, А. Азбука юного яхтсмена Брунька – капитан «Оптимиста» / А. Воропаев – X., 2010 3) Джарман, К. Морские Узлы / К. Джарман. – С., 2017 4) Ларин, Ю.А. Спортивная подготовка яхтсмена / Ю.А. Ларин. – Ростов– н/Д., 2005. 5) Слэтер, Ф. Гонки «Оптимистов» / Ф. Слэтер. – М., 2014.