Школа будущего педагога

РАЗДЕЛ 1
«Пояснительная записка»
Система дополнительного образования предоставляет каждому ребенку возможность
свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения,
включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.
Поэтому в целях повышения эффективности процессов личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников для обеспечения подготовки к выбору профессий
педагогического профиля разработана дополнительная общеобразовательная программа
«Школа будущего педагога». Программа ориентирована на развитие детей с социальнопедагогической одаренностью и даёт им возможность быть участниками непрерывной
образовательной практики, приобщаться к новым формам учебной деятельности.
Нормативно-правовым основанием разработки программы стали документы:


Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».



Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).



Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;



Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»



письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015
г.

№

09-3242

«О

направлении

информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»);


Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском
крае. Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019 № 645-рп;



Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по
дополнительным

общеобразовательным

(дополнительным

общеразвивающим)

программам детям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,
на территории Хабаровского края приказ министерства образования и науки
Хабаровского края от 30.01.2019 № 2;


Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в
Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей

(Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского
края)» № 383 П от 26.09.2019 г.);


Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ.
Программа «Школа будущего педагога» по своей направленности: социально-

педагогическая.
Уровень программы: базовый.
Актуальность и новизна программы.
К числу наиболее актуальных проблем в регионе относится ориентация
обучающихся на педагогические профессии. Дополнительная общеобразовательная
программа «Школа будущего педагога» отражает систему психолого-педагогических
знаний для учащихся 9-11, которая ориентирует их на профессии: учитель, воспитатель,
педагог

дополнительного

образования,

педагог-организатор,

востребованные

в

Хабаровском крае и в городе Комсомольске-на-Амуре. Программа направлена на развитие
личности, коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия,
погружение в педагогическую профессию.
Отличительной особенностью программы является разновозрастной состав
обучающихся и предоставление возможности обучающимся обучаться в педагогическом
классе не только с первого, но и со второго года обучения.
Впервые в городе Комсомольске-на-Амуре апробируются новые формы
профориентационной работы в рамках реализации проекта «Педагогический класс как
площадка

эффективного

сетевого

наставничества»

«Краевого

инновационного

комплекса» - модели сетевого взаимодействия образовательных организаций города,
учреждений дополнительного и высшего образования.
Отличительными особенностями данной дополнительной общеобразовательной
программы от уже существующих образовательных программ являются разнообразные
формы практикоориентированной деятельности, организация «Профессиональных проб»
и проектной деятельности – эффективных площадок формирования опыта и
профессионального самоопределения.
Целью программы является формирование готовности личности к выбору
педагогической профессии.
Задачи:
Образовательные задачи:
- обеспечить получение обучающимися первичных психолого-педагогических
знаний и навыков, базовых и дополнительных знаний и их соотнесение со школьной
практикой;

- дать первоначальные знания об организации воспитательной работы в
образовательной организации;
- обеспечить включение обучающихся в процессе профессиональных проб в
деятельность, максимально приближенную к педагогической.
Развивающие задачи:
- развивать у обучающихся высокие морально-психологические, деловые и
организаторские качества, социально-значимые компетенции,необходимые будущему
педагогу;
-

способствовать

формированию

лидерских

качеств,

психологической

и

коммуникативной культуры, навыков общения с детским коллективом, умению работать
в группе, способности к рефлексии;
- обеспечить овладение техниками продуктивного общения.
Воспитательные задачи:
-

обеспечить

удовлетворение

образовательных

потребностей

и

развитие

способностей обучающихся, ориентированных на продолжение образования в ССУЗах и
ВУЗах педагогического профиля;
- создать условия для самореализации, самоутверждения и успешной социализации
обучающихся адекватно своим запросам и потребностям;
- мотивировать обучающихся для последующей работы в системе образования,
закрепление молодежи в районе и регионе.
Содержание программы объединено в 3 тематические дисциплины: «Академия
общения», «Школа лидерства», «Шаги организатора» и спецкурсы, направленные на
развитие компетенций будущего педагога.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических
знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания
способствуют развитию у детей творческих способностей, умения проектировать.
Содержание программы выстроено так, чтобы элементарные теоретические
представления школьники сразу же могли исследовать на практике, поэтому программой
предусмотрены практические занятия, проектные практики и профессиональные пробы.
Повышению эффективности образовательного процесса должны способствовать
используемые педагогами современные технологии дополнительного образования:
личностно-ориентированного развивающего обучения, индивидуализации обучения,
коллективной творческой деятельности, игровые технологии, проблемного обучения,
проектного обучения.
Формы организации деятельности обучающихся – групповые, подгрупповые,
индивидуальные, дистанционные.

Формы проведения занятий - лекции, семинары, дискуссии, конференции,
экскурсии, обучающие игры, социально-психологические тренинги, уроки-практикумы,
дискуссии, анализ конкретных ситуаций, психолого-педагогические диагностики, участие
в мероприятиях, коллективные творческие дела.
Методы обучения – словесные, наглядные, практические.
Занятия

по

типу

–

комбинированные,

теоретические,

практические,

диагностические, репетиционные.
Режим занятий, срок реализации программы: возраст детей, участвующих в
реализации данной программы – 15-18 лет, то есть дети, обучающиеся во 8-11 классе.
Продолжительность образовательного процесса – 2 года. Режим работы:
1. Групповые занятия – 1 час в неделю.
2. Проектная деятельность в подгруппах (очно, заочно, дистанционно) – 1 час в
неделю.
3. Индивидуальная, консультационная работа – 1 час в неделю.
Количество детей в группе - 10-15 человек.
Возраст обучающихся: программа рассчитана на занятия с учащимися 8-11
классов, желающими поступать в педагогические колледжи и ВУЗы Хабаровского края.
Условия приема в группу: обучающимся по данной программе может быть
учащийся, имеющий интерес к педагогическим профессиям, заполнивший анкету,
разработанную информационно-методическим отделом, подтвердивший готовность
принять участие в проекте «Педагогический класс как площадка эффективного сетевого
наставничества»

«Краевого

инновационного

комплекса».

Такой

обучающийся

зачисляется приказом директора в состав объединения «Школа будущего педагога» МОУ
ДО Дворца творчества детей и молодежи.
В процессе освоения программного материала обучащиеся должны достичь уровня
готовности к осознанному выбору педагогической профессии. Наиболее существенным
результатом работы обучения по программе будет являться поступление обучающегося в
педагогические учреждения среднего и высшего образования Хабаровского края.
Предполагаемые результаты
Обучающийся будет знать:
- первичные психолого-педагогические знания;
- первоначальные знания, умения и навыки общения с детским коллективом,
особенности работы в команде, правила организации учебно-исследовательской
деятельности;
Обучающийся будет уметь:
- ориентироваться в выбранной профессиональной области;

- владеть техниками продуктивного общения, высказывать и аргументировать свою
точку зрения, выступать перед группой, строить взаимодействие с людьми разного
возраста;
- соотносить первичные психолого-педагогические знания и навыки, базовые и
дополнительные знания со школьной практикой;
- уметь анализировать психолого-педагогические ситуации, выделять проблему и
находить пути ее решения.
У обучающегося должны быть развиты:
- первичные лидерские качества, организаторские способности, психологическая и
коммуникативная культура, способность к рефлексии;
- практические умения и навыки организации жизнедеятельности учащихся в
стенах школы и вне ее (умение организовывать игровой досуг младших школьников и
сверстников, планировать свою деятельность, разрабатывать проекты, сценарии, планы
деятельности).
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- выбрать свою будущую профессию в соответствии со своими потребностями и
способностями;
- у него будет сформировано желание получить педагогическую специальность и
вернуться в город для работы в образовательных учреждениях.
Формы

организации

контроля,

подведения

итогов

реализации

дополнительной образовательной программы: собеседования, тестирование, зачёты,
разработка и защита проектов, анкетирование, учебно-исследовательские конференции.
По окончании обучения в «Школе будущего педагога» обучающимся будут вручены
Сертификаты.
РАЗДЕЛ 2. Учебный план
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа будущего педагога»
состоит из трех разделов – дисциплин «Академия общения», «Школа лидерства» и «Шаги
организатора».
Учебный план
№ п/п

Учебные дисциплины,

1 год

2 год

блоки, модули

обучения

обучения

1

«Академия общения»

84

74

2

«Школа лидерства»

84

74

158

3

«Шаги организатора»

4

Практика и

24

34

58

профессиональные пробы

Итого

Первый год обучения «Академия общения»
Раздел

Содержание

Количество часов
Теория

Практик

Формы контроля

Всего

а
«Введение»

Введение в

1

-

1

Контрольные

образовательную

упражнения,

программу

диагностические
процедуры.

Структура общения

2

3

5

Контрольные
упражнения,
диагностические
процедуры.

Качества личности,

2

4

6

важные для общения

Контрольные
упражнения,
диагностические
процедуры, тренинги.

Общение в группе

1

2

3

Контрольные

«Основные

упражнения,

закономерности

диагностические

процесса

процедуры, тренинги.

общения»

Общение как форма

4

6

10

взаимодействия

Контрольные
упражнения,
диагностические
процедуры, тренинги.

Законы общения

6

11

17

Контрольные
упражнения,
диагностические
процедуры, тренинги.

Лаборатория «PROобщение»

2

10

12

Контрольные
упражнения,
диагностические
процедуры, защита
проектов.

Профессиональные

-

10

10

пробы

Контрольные
упражнения,
диагностические
процедуры,
педагогическое
наблюдение.

Итоговое занятие

-

2

2

Наблюдения.
Контрольные
упражнения.

Виды социальных

2

4

6

взаимодействий

Контрольные
упражнения,
диагностические
процедуры.

Этика общения и

2

2

4

культура общения

Контрольные
упражнения,
диагностические
процедуры, тренинги.

Деловое общение

6

10

16

Контрольные
упражнения,

«Восприятие и

диагностические

познание людьми

процедуры,

друг друга»

выполнение
творческих заданий.
Лаборатория «PRO-

3

5

8

общение»

Контрольные
упражнения, анализ,
защита проектов.

Профессиональные

-

6

6

пробы

Контрольные
упражнения,
диагностические
процедуры,
педагогическое
наблюдение.

Итоговое занятие

-

2

2

Наблюдения.
Контрольные
упражнения.

Итого:

31

77

108

Содержание программы 1 года обучения
Введение в образовательную программу. Основные понятия и определения.
Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии.
Цели общения. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное
взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга. Методы исследования
общения.
Основные закономерности процесса общения
Структура общения. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны
общения. Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная,
координационная, Речь как составной элемент общей культуры. Культура речи, ее
функции. Виды общения. Уровни общения: понимания, эмотивная, функция установления
отношений, функция оказания влияния. Дистанционные формы общения.
Качества личности, важные для общения. Профессионально важные качества
необходимые педагогу для общения с аудиторией. Тренинг по развитию коммуникативных
умений и навыков «Общение без проблем».
Общение в группе. Социальный статус в группе. Групповые нормы и правила.
Общение как форма взаимодействия. Вербальное общение. Составляющие
вербального общения. Виды вербального общения. Невербальное общение. Внешность и
язык тела. Зоны межличностного общения. Типы невербальных реакций. Невербальные
элементы. Деловое общение. Функции делового общения. Особенности делового общения.
Виды делового общения. Принципы делового общения.
Законы общения. Законы, правила, приемы и принципы общения. Зеркальное
развитие общения. Зависимость результата общения от объема коммуникативных усилий,
возрастающего нетерпения слушателя. Падение интеллекта аудитории с увеличением ее
размера. Первичное отторжение новой идеи. Закон коммуникативного сохранения. Закон
ритма общения. Речевое самовоздействие. Отторжение публичной критики. Доверие к
простым словам. Притяжение критики. Коммуникативные замечания. Ускорение
распространения негативной информации. Искажение информации при ее передаче.
Детальное обсуждение мелочей. Закон влияния ближнего круга. Речевое поглощение
эмоций. Эмоциональное подавление логики. Принципы (универсальные правила)
бесконфликтного общения.
Итоговое занятие.
Восприятие и познание людьми друг друга

Виды социальных взаимодействий. Ролевое взаимодействие. Возникновение
психологических барьеров при взаимодействии.
Виды взаимодействия. Методы психологического влияния в процессе общения. Понятие
«харизмы». Типы социальных ролей (выполнение решения задач). Определение стиля
взаимодействия.
Этика общения и культура общения. Определение понятий «этика общения» и
«культура общения». Характеристика способов овладения культурой общения. Ценности
общения. Этические принципы общения.
Деловое общение. Приемы делового общения. Деловой стиль. Деловое слушание.
Техники налаживания контакта.
Техники активного слушания. Определение собственного стиля делового общения.
Деловое общение как

условие

успешного взаимодействия в профессиональной

деятельности.
Формирование имиджа человека. Факторы, влияющие на формирование имиджа.
Этапы формирования собственного имиджа. Внешний вид делового человека. Стиль
мышления и манера поведения. Экскурсия в модельное агентство «DIVAMODELS»
«Внешний вид. Деловой стиль в одежде для женщин и мужчин».
Личная

презентация.

Дресс-код.

Онлайн-презентация.

Приемы

эффективногоспикерства.
Визитная карточка – важное средство, облегчающее деловое общение. Оформление
визитной карточки. Рекомендации по обмену визитными карточками.
Требования,

предъявляемые

к

телефонному

разговору.

Компетентность,

тактичность, доброжелательность, владение приемами ведения беседы, стремление
оперативно и эффективно решить проблему –основа успешного проведения делового
телефонного разговора. Основные элементы композиции разговора по телефону.
Итоговое занятие.
Второй год обучения «Академия общения»
Раздел

Содержание

Количество часов
Теория

Практик

Формы контроля

Всего

а
Основы мастерства
ведения беседы

1

2

3

Контрольные
упражнения,
диагностические
процедуры, тренинги.

Речевое воздействие

1

2

3

Контрольные
упражнения,
диагностические
процедуры, тренинги.

Конфликтная

1

2

3

компетентность

Контрольные
упражнения,
диагностические

«Оптимизация

процедуры, тренинги.

процесса

Основы мастерства

общения»

ведения спора

1

2

3

Контрольные
упражнения,
диагностические
процедуры, тренинги.

Активные методы

2

4

6

Контрольные

повышения

упражнения,

коммуникативной

диагностические

компетентности

процедуры, тренинги.

Лаборатория «PRO-

2

12

14

общение»

Контрольные
упражнения,
диагностические
процедуры, защита
проектов.

Профессиональные

-

12

12

пробы

Контрольные
упражнения,
диагностические
процедуры,
педагогическое
наблюдение.

Итоговое занятие

-

2

2

Наблюдения.
Контрольные
упражнения.

Основы мастерства

5

8

13

Контрольные

публичного

упражнения,

выступления

диагностические
процедуры,

выступления, защита
проектов.
Коммуникативная

3

6

Контрольные

9

деятельность как

упражнения,

«Индивидуальное

важная составляющая

диагностические

общение и работа

педагогической

процедуры, тренинги.

с группой»

компетентности
учителя
Лаборатория «PRO-

4

12

Контрольные

16

общение»

упражнения,
диагностические
процедуры, защита
проектов.

Профессиональные

-

22

Контрольные

22

пробы

упражнения,
диагностические
процедуры,
педагогическое
наблюдение.

Итоговое занятие

-

2

Наблюдения.

2

Контрольные
упражнения.
Итого:

20

88

108

Содержание программы 2 года обучения
Оптимизация процесса общения
Основы мастерства ведения беседы. Беседа и ее важнейшие разновидности.
Поведение

в

беседе

с

незнакомым

человеком. Непродуктивные модели беседы и способы преодоления возникающих
трудностей. Основные черты талантливого/неталантливого собеседника.
Способы активизации собеседника. Роль вопроса в поддержании контакта. Виды
вопросов

(закрытые,

открытые

и

альтернативные,

уточняющие

и

т.д.)

Основные виды бесед: дружеская, светская, деловая (общая характеристика).
Речевое воздействие.
воздействие.

Тренинг

по

Понятие речевого воздействия, эффективное речевое
закреплению

изученного

материала

на

практике.

Коммуникативная позиция говорящего Тренинг по закреплению изученного материала на
практике.

Конфликтная компетентность. Понятие конфликта. Динамика конфликта.
Значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в конфликтной
ситуации. Эмоциональная саморегуляция. Анализ типичных причин и сфер возникновения
конфликта. Стили поведения в конфликте и его разрешение. Выбор адекватной стратегии
поведения для разрешения конфликта.

Упражнения по конфликтной компетентности

подростка. Стратегии разрешения конфликта. Стратегия противоборства. Стратегия
компромисса. Стратегия избегания и уступчивости (приспособления). Стратегия
сотрудничества. Активное слушание. Конструктивное поведение в конфликте.
Основы мастерства ведения спора. Спор как диалогический жанр. Виды споров
(дискуссия,

диспут,

дебаты,

полемика).

Структура

спора.

Основные

способы

доказательства. Рациональная и иррациональная аргументация. Основные способы
проверки тезиса и аргументов. Основные способы опровержения тезиса и аргументов.
Уловки в споре и приемы их нейтрализации. Анализ и контроль речевого поведения в споре
с эстетических, логических и эмоциональных позиций. Достижение толерантности
общения.
Активные методы повышения коммуникативной компетентности. Тренинг по
закреплению изученного материала на практике
Итоговое занятие.
Индивидуальное общение и работа с группой
Основы мастерства публичного выступления. Общие особенности подготовки
публичного

выступления.

Виды

публичного

выступления. Основные трудности публичного выступления. Принципы выбора и
расположения материала. Поддержания внимания аудитории в ходе выступления.
Поведение оратора в аудитории. Соблюдение регламента.
Как вести споры, дискуссии? Правила проведения переговоров. Деловые речи. Основы
актерского мастерства. Язык телодвижения. Преодоление закомплексованности в общении.
Коммуникативная деятельность как важная составляющая педагогической
компетентности учителя. Индивидуальная и групповая работа с учащимися. Работа с
родителями учащихся. Общение с педагогами. Дистанционные формы общения.
Итоговое занятие
Учебный план программы «Школа Лидерства»
1 год обучения
Раздел

Содержание

Количество часов
Теория

Практика

Всего

Формы контроля

«Я-концепция»

Качества лидера.

16

4

20

Лидерские уроки.

Анкетирование.
Контрольные
упражнения.
Диагностические
процедуры.
Педагогическое
наблюдение.

«Синергия

Актуализация знаний

знаний»

возрастных и психо-

упражнения.

физических

Тестирование.

16

4

20

Контрольные

особенностей детей,
этапов становления
коллектива, форм
внеурочной
деятельности и т. д.
«Event-

Формирование

марафон»

организационных и

упражнения.

лидерских качеств;

Диагностические

формирование банка

процедуры.

идей деятельности,

Педагогическое

опыта работы в

наблюдение.

20

6

26

Контрольные

команде.
«Открытая

Навыки работы в

кафедра»

команде и

упражнения.

индивидуально,

Диагностические

публичные

процедуры.

выступления, работа

Педагогическое

над

наблюдение.

14

4

18

Контрольные

стрессоустойчивостью,
эмоциональной
стабильностью.
«Профессиона

Профессиональные

льные пробы»

практики в рамках

упражнения.

осенних, зимних,

Диагностические

весенних каникул.

процедуры.

---

24

24

Контрольные

Педагогическое
наблюдение.
108
Содержание разделов первого года обучения:
Раздел «Я-концепция»
Раздел представлен блоками «Теоретико-практические занятия» (16 часов),
«СтартПроект» (4 часа), «Профессиональные пробы» (6 часов). Раздел посвящен изучению
проблем лидерства, основам эффективного лидерства и управления, личности лидера, его
позиции в команде, обучению лидерству и способам управления конфликтами.
Раздел «Синергия знаний»
Блоки раздела «Теоретико-практические занятия» - 16 часов, «СтартПроект» - 4 часа,
«Профессиональные пробы» - 6 часов. В рамках данного раздела обучающиеся знакомятся
с психофизическими возрастными особенностями детей и подростков, многообразием
форм работы с детьми, способам решения педагогических ситуаций и задач, направлениями
внеурочной деятельности, системой дополнительного образования в России и за рубежом,
учатся разрабатывать внеурочные занятия.
Раздел «Event-марафон»
«Теоретико-практические занятия» - 20 часов, «СтартПроект» - 6 часов,
«Профессиональные пробы» - 8 часов.
Раздел

«Event-марафон»

предполагает

знакомство

и

изучение

систем

самоуправления в образовательных организациях, организаторских техник, основ
актерского мастерства, приемов написания сценариев, проектированию и оформлению
мероприятий. Кроме того, обучающиеся познакомятся с основами журналистской
деятельности, работой в социальных сетях и проблемами блоггерства, способами поиска
социальных партнеров и спонсоров.
Раздел «Открытая кафедра»
«Теоретико-практические занятия» - 14 часов, «СтартПроект» - 4 часа,
«Профессиональные пробы» - 4 часа.
Раздел «Открытая кафедра» ставит своей целью обучить приемам и особенностям
командообразования, умению работать в команде, выступать на публике и готовить
спикеров и докладчиков, работать над стрессоустойчивостью и эмоциональной
стабильностью.
Раздел «Профессиональные пробы»
Представлен практическими занятиями в количестве 24 часов, в рамках организации
каникулярных школ, направлен на отработку полученных навыков, формированию нового
опыта.

Учебный план программы «Школа Лидерства»
2 год обучения
Раздел

Содержание

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

8

14

22

«Синектика:

Развитие творческого

развитие

мышления и

упражнения.

творческого

творчества, как

Диагностические

коллектива»

способности личности,

процедуры.

таланта; сплочение

Педагогическое

коллектива.

наблюдение.

«IT-Техник»

Работа с компьютером

8

16

24

Контрольные

Контрольные

и программным

упражнения.

обеспечением,

Тестирование.

использование

Аналитическая

современных

деятельность.

компьютерных и
мобильных приложений
(фоторедакторов,
музыкальных и видеоприложений)
«Формула

КТД (организуемые для

успеха»

одноклассников,

упражнения.

параллели, младших

Диагностические

классов).

процедуры.

10

18

28

Контрольные

Педагогическое
наблюдение.
Обсуждение результатов
деятельности с
педагогами, классными
руководителями,
родителями.
«Профессиона

Профессиональные

льные пробы»

практики в рамках

упражнения.

осенних, зимних,

Диагностические

весенних каникул.

процедуры.

---

34

34

Контрольные

Педагогическое
наблюдение.
108
Содержание разделов второго года обучения:
Раздел «Синектика: развитие творческого коллектива»
«Теоретико-практические занятия» - 8 часов, «СтартПроект» - 14 часов,
«Профессиональные пробы» - 8 часов. Раздел предусматривает работу по развитию
творческого мышления и личности, талантов и способностей; обучение приемам сплочения
коллектива, формирования эффективного вектора деятельности любой команды.
Раздел «IT-техник»
«Теоретико-практические занятия» - 8 часов, «СтартПроект» - 16 часа,
«Профессиональные пробы» - 8 часов. Раздел представлен темами по изучению
программного обеспечения, компьютерных и мобильных приложений, работы в
приложениях Skype, Zoom, Messenger Rooms, Google Meet, веб-конструированию, основам
работы с текстовыми, музыкальными, фото- и видеоредакторами.
Раздел «Формула успеха»
«Теоретико-практические занятия» - 10 часов, «СтартПроект» - 18 часов,
«Профессиональные пробы» - 10 часов. Раздел представляет собой интенсивную работу по
проектированию и разработке мероприятий, событий для обучающихся младших классов и
параллели.
Раздел «Профессиональные пробы»
Представлен практическими занятиями в количестве 34 часов, в рамках организации
каникулярных школ, направлен на отработку полученных навыков, формированию нового
опыта.
Учебный план «Школа организатора»
1-й год обучения
Раздел

Тема

Кол-во

В т.ч.

Формы

часов Теория. Практика

аттестации/
контроля

Вводное занятие.
1. Тропа

1. Основные понятия термина

организатора

«современный организатор».
2. Методы

и

технологии

работы организатора.

2

2

Диагностика

2

2

Опрос

6

4

2

Игровой
практикум

3. Технология

организации

6

2

4

интересных дел.
4. Игровой практикум

Практическое
задание

6

2

4

«Разведка интересных дел»,

Игровой
практикум

«Аукцион».
5. Составление «Карты

6

2

4

интересных дел».
6. Подготовка к организации

Практическое
задание

4

4

-

Опрос

4

-

4

Практическое

выбранного дела.
7. Реализация

интересного

дела на практике.
2. Основы
актерского

1.Основы

актерского

задание
6

2

4

мастерства. Выбор амплуа.

Практическое
задание

мастерства
2. Актерское мастерство:

6

2

4

компоненты поведения,

Практическое
задание

интонация, мимика, жесты.
3.Тренинг актерского

6

-

6

Опрос

6

Практическое

действия и ролевой тренинг.
4. Игровой практикум «Я -

6

актер: основы актерского

задание

мастерства. Выбор амплуа».
3. Развитие

1. Понятия «творческого

творческого

мышления, «воображения»,

мышления

«логики», «аналитического и

2

2

-

Диагностика

4

-

4

Практическое

критического мышления» и их
роль в деятельности
организатора.
2. Тренинги и упражнения для
активизации творческого

задание

мышления
4. Оформительс

1. Значение оформления и

кий практикум

дизайна в деятельности

2

2

-

Опрос

2

2

-

Опрос,

организатора
2. История оформления, в т.ч.

история русской рекламы и

диагностика

афиши
3. Инструменты и средства,

12

2

10

виды оформительской

Практическое
задание

деятельности
Итоговое занятие

2

-

2

Практическое
задание

5.«Профессионал Профессиональные практики в
ьные пробы»

24

-

24

Контрольные

рамках осенних, зимних,

упражнения.

весенних каникул.

Диагностически
е процедуры.
Педагогическое
наблюдение.
108

30

78

Содержание разделов первого года обучения.
Вводное занятие
Теория. Техника безопасности, начальная диагностика. Знакомство с основными
понятиями: «организатор», «активист», «общественная жизнь», «досуг». Начальная
диагностика.
Раздел I. «Тропа организатора»
Тема 1.1. «Основные понятия термина «современный организатор».
Теория. Знакомство с

понятием «организатор» и с особенностями организаторской

деятельности в условиях современного развития социума.
Тема 1.2. «Методы и технологии работы организатора».
Теория. Основные методы и технологии работы организатора.
Практика. Ситуационное лидерство.
Тема 1.3. «Технология организации интересных дел»
Теория. Алгоритм организации интересных дел.
Практика. Организаторский практикум «Я могу!».
Тема 1.4. "Игровой практикум «Разведка интересных дел», «Аукцион»
Теория. Технический минимум обеспечения проведения мероприятия. Практика. Игровой
практикум «Разведка интересных дел», «Аукцион».
Тема 1.5. Составление «Карты интересных дел»
Теория. Факторы, влияющие на эффективность деятельности группы.
Практика. Составление «Карты интересных дел».
Тема 1.6. «Подготовка к организации выбранного дела»

Теория. Подготовка к организации выбранного дела.
Тема 1.7. «Реализация интересного дела на практике».
Практика. Реализация интересного дела на практике.
Раздел 2. «Основы актёрского мастерства»
Тема 2.1. «Основы актерского мастерства. Выбор амплуа».
Теория. Основы актерского мастерства.
Практика. Упражнение-активатор «Цепочки», «В погоне за хвостом».
Тема 2.2. «Актерское мастерство: компоненты поведения, интонация, мимика, жесты».
Теория. Компоненты поведения, интонация, мимика, жесты – работа над актерским
мастерством.
Практика. Игровой тренинг «Круг признаков», «Достижение цели», «Мои лучшие числа»,
«Наблюдение».
Тема 2.3. «Тренинг актерского действия и ролевой тренинг».
Практика. Тренинг актерского действия и ролевой тренинг.
Тема 2.4. "Промежуточная диагностика в форме игрового практикума «Я - актер: основы
актерского мастерства. Выбор амплуа»
Практика.

Игровой

практикум «Я-актер: основы актерского мастерства. Выбор

амплуа».
Раздел 3. «Развитие творческого мышления»
Тема 3.1. Понятия «творческого мышления, «воображения», «логики», «аналитического и
критического мышления» и их роль в деятельности организатора.
Теория.

Знакомство

с

понятиями

«творческое

мышление», «воображение»,

«логика», «аналитическое и критическое мышление».
Тема 3.2. Тренинги и упражнения для активизации творческого мышления.
Практика.

Упражнения-активаторы:

«Разные

кости»,

«Кто

лучше

щелкает?»,

«Олимпийская система», «Хитрые цены», «Скользящие монеты», «Зашифрованные
примеры», «Куча мелочи».
Раздел 4. «Оформительский практикум»
Тема 4.1. «Значение оформления и

дизайна в деятельности организатора».

Теория. Роль оформительской деятельности для организатора.
Тема 4.2. «История оформления, в т.ч. история русской рекламы и афиши».
Теория. Знакомство с историей русской рекламы и афиши.
Практика. Промежуточная диагностика.
Тема 4.3. «Инструменты и средства, виды оформительской деятельности».

Теория. Основные

инструменты и средства оформительской деятельности.

Практика. Изготовление дизайнерского образца газеты, журнальной статьи и афиши.
Место бумажной пластики в оформлении газет и афиш.
Тема 4.4.Итоговое занятие
Практика.

Тестирование.

Выпуск

информационной

листовки,

самостоятельное

выступление на круглом столе «Время достижений», самостоятельная организация игровой
программы «Веселый калейдоскоп».
Раздел 4. «Профессиональные пробы». Представлен практическими занятиями в
количестве 24 часов, в рамках организации каникулярных школ, направлен на отработку
полученных навыков, формированию нового опыта.
Учебный план «Школа организатора»
2- й год обучения
Раздел

Тема

Кол-во
часов

В т.ч.
Теор.

Формы

Практ.

аттестации/
контроля

Повторение и обобщение

2

-

2

Опрос

2

1

1

Опрос

2

1

1

Практическое

пройденного материала.
«Тропа

Тема 1. Технический минимум

организатора»

обеспечения и проведения
мероприятия.
Тема 2. Технология подготовки и
проведения мероприятий для

задание

младших школьников.
Тема 3. Специфика организации и

2

1

1

проведения массовых

Практическое
задание

мероприятий.
Тема 4. Специфика организации и

2

1

1

проведения спортивных

Практическое
задание

мероприятий
Тема 5. Использование
современных технологий в
организации и проведении
мероприятий. Игры-тренинги «Это
здорово!», «Большой мир», «5
шагов», «Землетрясение».

2

1

1

Опрос

Тема 6. Деловая

игра «Моя

2

-

2

шкатулка», создание «Банка
информационной

Практическое
задание

поддержки

организатора»
«Культура речи и

Тема 1. Характеристика основных

ораторское

недостатков публичных

Мастерство»

выступлений.
Тема 2. Ораторский практикум

2

2

-

Практическое
задание

2

-

2

«Трибуна».

Практическое
задание

Тема 3. Игровой практикум

2

-

2

«Слова в словах».
«Оформительский

Тема 1.Значение дизайна и

практикум»

оформления места проведения

Практическое
задание

2

2

-

игровой
практикум

мероприятия в успехе общего
дела.
Тема 2. Инструменты и средства

4

2

2

Опрос

2

2

-

Практическое

оформления сцены.
Тема 3. Цветовое

решение

оформления залов и сцены.
Тема 4. Новейшие технологии

задание
4

2

2

Диагностика

6

2

4

Практическое

оформления сцены воздушными
шарами.
Тема 5. Конкурс проектов
«Сценический дизайн».
«Социальное

Тема 1. Понятие социального

проектирование»

проектирования, и его место и

задание
4

4

-

Опрос

4

2

2

Круглый стол

6

2

4

Практическое

значение в общественной
деятельности.
Тема 2. Этапы работы над
проектом.
Тема 3. Планирование и
разработка социального проекта.
«Развитие

Тема 1. Тренинг для активизации

творческого

творческого мышления

мышления»

«Велосипедистка».

задание
2

-

2

Игровой
практикум

Тема 2. Упражнение для

2

-

2

Активизации творческого

Практическое
задание

мышления «Палиндромы».
«Основы

Тема 1. Исторические аспекты

режиссёрского и

режиссерского и сценарного

сценарного

мастерства, основные понятия

мастерства»

сценарного дела.
Тема 2. Инструменты и средства

2

2

-

Практическое
задание

2

-

2

передачи режиссерского замысла

Практическое
задание

(звук, световая партитура,
декорации и костюмы, ход
сценического действия),
упражнение
«Необычный рассказ».
Тема 3.Технология разработки

2

-

2

сценария для проведения

Практическое
задание

мероприятий различной тематики
и направления.
Тема 4. Конкурсная программа

4

-

2

«Мой первый сценарий».
Тема 5. Разработка сценария

Практическое
задание

4

-

4

проведения итогового

Практическое
задание

мероприятия, подбор
музыкального оформления и
мультимедийного сопровождения.
Тема 6. Оформление места

2

-

2

проведения мероприятия, создание

Практическое
задание

информационной службы, PR
данного праздника.
Итоговое занятие. Проведение

2

-

2

итогового мероприятия.

Практическое
задание

«Профессиональные

Профессиональные практики в

пробы»

рамках осенних, зимних, весенних

упражнения.

каникул.

Диагностически

34

-

34

Контрольные

е процедуры.
Педагогическое

наблюдение.
108

26

80

Содержание учебного плана 2 года обучения.
Повторение.
Тема 1.1. «Повторение и обобщение пройденного материала».
Теория. Повторение и обобщение знаний об основах оформительского практикума места
проведения мероприятий, специфике организации мероприятий, повторение основных
понятий «организатор», «общественная жизнь», «досуг».
Практика. Деловая игра «Жизнь, которую выбирают».
Раздел 1 «Тропа организатора».
Тема 1.1. «Технический минимум обеспечения проведения мероприятия»
Теория. Специфика подготовки конкурсно - развлекательных программ. Специфика
проведения интеллектуально-познавательных игр.
Практика. Работа над разработкой сценариев игровых сюжетных программ.
Тема 1.2. «Технология подготовки и проведения мероприятий для младших школьников».
Теория. Методика подготовки и проведения мероприятий для младших школьников.
Практика. Создание «Банка информационной поддержки организатора».
Тема 1.3 «Специфика организации и проведения массовых мероприятий».
Теория. Технология работы с большими аудиториями, специфика организации и
проведения массовых театрализованных программ, массовых шествий и парадов.
Тема 1.4. «Специфика организации

и проведения спортивных мероприятий»

Теория. Специфика организации и проведения спортивных мероприятий.
Практика. Игра «Что такое здоровье?»
Тема 1.5. "Использование современных технологий в организации и проведении
мероприятий. Игры-тренинги «Это здорово!», «Большой мир»,«5 шагов», «Землетрясение».
Теория. Технологии организации мероприятий для небольшой аудитории.
Практика. Игры-тренинги «Это здорово!», «Большой мир», «5 шагов»,
«Землетрясение».
Тема 1.6. «Деловая игра «Моя

шкатулка»,

создание

«Банка

информационной

поддержки организатора».
Практика. Деловая игра «Моя шкатулка.
Раздел 2. «Культура речи и ораторское мастерство».
Тема 2.1. «Характеристика основных недостатков публичных выступлений».
Теория. Основные недостатки публичных выступлений.
Тема 2.2. Ораторский практикум «Трибуна».
Теория. Повышение культуры речи.

Практика. Ораторский практикум «Трибуна».
Тема 2.3. «Игровой практикум «Слова в словах»
Практика. Игровой практикум «Слова в словах».
Раздел 3 «Оформительский практикум»
Тема 3.1. «Значение дизайна

и оформления места проведения мероприятия в успехе

общего дел».
Теория. Знакомство с новейшими оформительскими и дизайнерскими разработками.
Тема 3.2. «Инструменты и средства оформления сцены».
Теория. Основные инструменты и средства оформления сцены.
Практика. Игровой практикум «Мой цвет».
Тема 3.3. «Цветовое решение оформления залов и сцены».
Теория. Колористика в оформлении места проведения мероприятия.
Тема 3.4. «Новейшие технологии оформления сцены воздушными шарами».
Теория. Знакомство с технологиями оформления сцены воздушными шарами.
Практика. Практикум по украшению зала воздушными шарами и изделиями из поделочной
бумаги.
Тема 3.5. "Конкурс проектов «Сценический дизайн»
Теория. Подготовка к конкурсу проектов «Сценический дизайн».
Практика. Проведение конкурса проектов «Сценический дизайн».
Раздел 4 «Социальное проектирование»
Тема 4.1. «Понятие социального проектирования, его место и значение в общественной
деятельности организатора».
Теория. Знакомство с понятием «социальное проектирование» и с основами этой
деятельности.
Тема 4.2. «Этапы работы над проектом»
Теория. Этапы работы над проектом.
Практика. Практикум «Мой проект». Деловая игра «Интервью», «Есть идея».
Тема 4.5. «Планирование и разработка

социального проекта.

Теория. Планирование социального проекта «Мы в действии. Социальный портрет».
Практика. Разработка социального проекта «Мы в действии Социальный портрет».
Раздел 5 «Развитие творческого мышления»
Тема 5.1. «Тренинг для активизации творческого мышления «Велосипедистка».
Практика. Упражнение «Велосипедистка», «Задача с плюсом».
Тема 5.2. «Упражнения для активизации творческого мышления «Палиндромы».
Практика. Упражнение «Палиндромы», «Перепутанная музыка».
Раздел 6 «Основы режиссёрского и сценарного мастерства».

Тема 6.1. «Исторические аспекты режиссерского и сценарного мастерства, основные
понятия сценарного дела».
Теория. История развития режиссерского и сценарного искусства.
Тема 6.2. «Инструменты и средства передачи режиссерского замысла (звук, световая
партитура, декорации и костюмы, ход сценического действия), упражнение «Необычный
рассказ»
Практика. Упражнение «Необычный рассказ».
Тема 6.3. «Технология разработки сценария для проведения мероприятий различной
тематики и направления».
Практика. Подготовка к проведению городского мероприятия.
Тема 6.4. «Конкурсная программа «Мой первый сценарий».
Практика. Конкурсная программа «Мой первый сценарий».
Тема 6.5. «Разработка сценария проведения итогового мероприятия, подбор музыкального
оформления и световой партитуры»
Практика. Разработка сценария проведения итогового мероприятия, подбор музыкального
оформления и световой партитуры.
Тема 6.6. «Оформление места проведения мероприятия, создание информационной
службы, PR данного праздника»
Практика. Оформление места проведения мероприятия, создание информационной
службы, PR данного праздника.
Тема 6.7. Итоговое занятие. «Проведение итогового мероприятия»
Практика. Проведение итогового мероприятия
Условия реализации программы
В ходе реализации программы «Школа будущего педагога» используются
следующие формы организации образовательной деятельности: групповые при изучении
общих и теоретических вопросов, индивидуально-групповые – на практических занятиях:
- занятие;
- практикум;
- деловая игра;
- тренинг, психологическая игра;
- исследование (социологическое в том числе);
- презентация;
- круглый стол;
- кейсы;
- тестирование;
- ролевое обыгрывание ситуаций;

- встречи со специалистами;
- дебаты и т.д.
Материально-техническое обеспечение программы
В ходе реализации программы возникает необходимость в демонстрации
видеоматериалов, презентаций, для чего используется мультимедийное оборудование.
Информационно-методическое обеспечение представляет собой дидактические
разработки, методическую литературу по теме, памятки и инструкции для обучающихся,
конспекты занятий, ссылки на интернет-источники.
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Реализацией

программы

«Школа

будущего

педагога»

заняты

педагоги

дополнительного образования, имеющие высшее педагогическое образование.
Формы аттестации
Итоговая аттестация определяет уровень достижений обучающихся по завершению
освоения дополнительной общеобразовательной программы «Школа будущего педагога» с
целью определения изменения уровня развития детей, и проводится по завершению
обучения в форме выставки-презентации проектов «Мой путь в профессию педагога».
Формы представления результатов:
- контрольные упражнение;
- тестирование;
- практикумы;
- презентация проектов.
Оценочные материалы, позволяющие определить достижение планируемых результатов:
1. Контрольные тесты к разделам программы.
2. Задания для кейс-задач.
3. Контрольные упражнения.
4. Оценочные листы для практикумов.
5. Экспертные листы для оценки проектов.
Формы отслеживания

и

фиксации

образовательных результатов:

1. Аналитическая справка.
2. Готовый проект.
3. Материалы анкетирования, тестирования.
4. Рейтинг.
Формы предъявления и демонстрации:
1. Тест.
2. Защита проектов.
3. Методические материалы

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, эвристический.
Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальногрупповая, индивидуальная формы.
Программа

успешно

соответствующих

сочетает

умений

и

в

себе

навыков

теоретические
на

практике

знания

благодаря

и

отработку

современным

педагогическим технологиям и методикам, которые интересны старшеклассникам,
таких как:
- технология дистанционного обучения;
- проектные технологии;
- технология критического мышления;
- коммуникативная технология обучения;
- креативные технологии;
- технология проблемного обучения;
- личностно-ориентированные технологии;
- обучение в сотрудничестве;
- технология коллективной творческой деятельности;
- здоровьесберегающая технология;
-технология портфолио.
Список литературы к дисциплине «Академия общения»
Основная литература:
1. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение / О.А. Баева. - М.: Новое
знание, 2016. - 368 c.
2. Биннерман Л., Искусство общения. – ЮНИТИ,2008.
3. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. - М.: ИНФРА-М, 2017.
- 304 c
4. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. — СПб., 2001.
5. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. — СПб., 1996.
6.

Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.

– СПб., 2005.
7.

Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. – СПб., 2005.

8.

Гришина Н.В. Психология конфликта. –СПб.: Питер,2008.

9.

Джонсон Д. У. Тренинг общения и развития. — М., 2000.

10. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия /Под ред. Е. А. Левановой. –
СПб., 2006.
11. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов н /Д.: Феникс,2001.
12. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2001.

13. Марасанов Г. И. Социально психологический тренинг. — М., 1998.
14. Монина Г. Б., Лютова Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи,
родители). – СПб., 2005.
15. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /Под ред. М. Р.
Битяновой. — СПб., 2002.
16. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н. Ю. Хрящевой. — СПб., 1999.
17. Фопель К. Игры для детских вечеринок. – М., 2004.
18. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей
школьного возраста. – М., 2005.
19. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. — М., 1988.
20. Яцук Н.Д. Культура речи: практикум / Н.Д. Яцук. - М.: Флинта, 2016. - 92 c.
Дополнительная литература:
1. Казанский У. А.Игры в самих себя. – М. Роспедагенство, 1995.
2. Козлов Н. Философские сказки для обдумывающих житие. Практическая психология на
каждый день. – М., 1997.
3. Маленкова Л. Н. Человековедение. – М, 2000 г.
4. Микляева А. Я. – подросток. Ч.1-2. – С-Пб, 2003.
5. Петрусинский В. В. На пути к совершенству. – М., 1995 г.
6. Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. – М., 1995 г.
7. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном
возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1995 г.
8. Рахлевская Л. К. Самопознание в процессе изучения человековедения. 1-2 части. – Томск,
1996.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1993.
10.

Рязанова Д. В.Тренинги с подростками. – М., 2003 г.

11.

Седнев А. Блестящее выступление. Как стать успешным оратором. - М.: Питер, 2014.

- 773c.
Интернет-ресурсы:
1. http://technics-speech.ru
2.http://www.gramma.ru
3. http://www.gramota.ru
4. https://studopedia.ru
Список литературы к дисциплине «Школа лидерства»
Основная литература:

1.

Блага Карел, Шебек Михаэл. Я твой ученик, ты – мой учитель. – М.: Просвещение,

1991.
2.

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб.

: 2009. – 398 с.
3.

Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.

4.

Вотинова, Е. Г. Методика воспитания школьников и воспитательной деятельности

педагога: учебное пособие / Е. Г. Вотинова, Н. А. Ложникова; ГОУ ВПО «Кемеровский
государственный университет», Томск: Издательство Томского

государственного

педагогического университета, 2008. – 228 с.
5.

Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. –

СПб.: Питер, 2011.
6.

Дедушка А. И. Психологическая работа с подростковыми группами. Создание

дружного коллектива. – СПб.: Речь, 2010. – 256 с
7.

Дедушка А. И. Как научить детей дружбе? Психологическая работа с подростками. –

СПб.: Речь, 2010. – 235 с
8.

Джон С. Максвелл, Джим Дорнан. Как стать человеком влияния.

9.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать

уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и
начать жить. Перев. с англ. – М., 1990.
10. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – М., 1984.
11. Кон И.С. Открытие «я». – М., 1978.
12. Ричард Б. Брук. Скорость 2М, от которой волосы встают дыбом. Перев. с англ.
К.Бухарева. – Минск, ПКП «Эрбиния», 1999.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. – М.: Педагогика, 1989.
14. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1982.
15. Шефер Б. Законы победителей. Перев. с нем. С.Э. Борич. – Мн.: Попурри, 2006.
Литература для обучающихся и их родителей:
1.

Лутошкин H. Как вести за собой. – М.: «Просвещение», 1981.

2.

Грецов А. Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе. – СПб, 2012 г.

3.

Грецов А. Г. Лучшие упражнения для сплочения команды. – СПб, 2012 г.

4.

Грецов А. Г., Попова Е. Г. Раскрой свои способности. – СПб, 2004 г.

5.

Грецов А. Г., Попова Е. Г. Узнай себя. – СПб, 2004 г.
Список литературы к дисциплине «Шаги организатора».

1.

Бучкова Л. Там, где солнцем залиты дорожки. - ВДЦ «Орленок», 2015. - 128 с.

2.

Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное

пособие. - М., 2016. - 197 с.

3.

Григорьева Т. Г., Линская Л. В., Усольцева, Т. П. Основы конструктивного общения:

хрестоматия. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 2015. - 235 с.
4.

Из опыта реализации областной программы «Долг и честь». - Вологда, 2019. - 273 с.

5.

Карпов А. М., Шакирзянов Г. 3. Образовательно-воспитательные основы профилактики

курения. - Казань: Отечество, 2015. - 172 с.
6.

Козлова С. Воспитание сопричастности. - ВДЦ «Орленок», 2016. - 117 с.

7.

Лидер и лидерство. - ВДЦ «Орленок», 2017. - 124 с.

8.

Мир твоих увлечений (путеводитель). - ВДЦ «Орленок», 2017. 75 с.

9.

Можейко О. В. Организация аналитической работы с детьми во временном детском

объединении. - ВДЦ «Орленок», 2019. - 56 с.
10. Ни днем единым... Вчера, сегодня и завтра Центра образования. - М.: Изд. МСХА, 2017.
- 87 с.
11. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. - СПб.: Речь, 2019. - 242 с.
12. Сборник социально педагогических проектов: в помощь социальному педагогу / сост.
А. Г. Ковалева, И. В. Мердюшова. - НДЦ «Орленок», 2018. - 215 с.
13. Спирина Л. В., Чапайкин А. В. 24 здоровья. Для тебя и для детей. – ВДЦ
14. «Орленок», 2017. - 98 с.
15. Фришман И. И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной
активности детей и молодежи. – М.: УЦ Перспектива, 2019.
Литература для обучающихся и их родителей.
1. Бучкова Л. Там, где солнцем залиты дорожки. - ВДЦ «Орленок», 2015. - 78 с.
2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие.
- М., 2017. - 127 с.
3. Григорьева Т. Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения:
хрестоматия. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 2018. - 264 с.
4. Детское движение: вопросы и ответы / под ред. Т. В. Трухачева. - Кострома, 2016. - 215
с.
5. История школы и педагогики: опыт педагогического творчества; тематическая подборка
статей из педагогической периодики / сост. И. Н. Хуснутдинова. - ВДЦ «Орленок», 2017. 252 с.
6. Карпов А. М., Шакирзянов Г. 3. Образовательно-воспитательные основы профилактики
курения. - Казань: Отечество, 2018. - 93 с.
7. Козлова С. Воспитание сопричастности. - ВДЦ «Орленок», 2015. - 244 с.

8. Мир наших прав: материалы специализированной смены / под ред. Л. Р. Сайфутдиновой.
- ВДЦ «Орленок», 2018. - 186 с.
9. Можейко О.

В.

Организация аналитической

работы

10. С детьми во временном детском объединении. - ВДЦ «Орленок», 2019. - 263 с.
11. Палитра полезных занятий / под ред. И. Н. Хуснутдиновой. ВДЦ
12. «Орленок», 2018. - 76 с.
13. Саквояж заманчивых идей. - Вып. 1: сборник сценариев. - Вологда, 2016. - 97 с.
14. Специализированная смена в Зубренке «Правовой марафон»/ авт.-сост. С. С.
Красовская. - Минск: Изд. центр БГУ, 2016. - 138 с.
15. Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной
активности детей и молодежи. – М.: УЦ Перспектива, 2019. - 312 с.
16. Бачков И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2017. - 178 с.
17. Ди Специо

Майкл.

А.

Превосходные

головоломки,

развивающие

критическое мышление. М.: ООО «Издательство Астрель» 2015. - 235 с.
18. Как сделать отдых детей незабываемым праздником: материалы авторских смен / авторсост. А.П. и др. – Волгоград «Учитель», 2017. - 184 с.
19. Подросток и здоровый образ жизни. - Серия «Поиск- га» / сост. И. В. Иванченко. - ВДЦ
«Орленок», 2018. - 78 с.
20. Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей. - М., 2017. - 278 с.
21. Спирина Л. В. «Дети, здравствуйте всегда!»: в 3 ч. - ВДЦ «Орленок», 2018. - 67 с.
22. Мир твоих увлечений (путеводитель). - ВДЦ «Орленок», 2008. - 87 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».