ОГЛАВЛЕНИЕ Раздел № 1.Комплекс основных характеристик программы. 1.1.Пояснительная записка……………………………………………………….3 1.2.Цели и задачи программы……………………………………………………8 1.3.Содержание программы………………………………………………………9 1.4.Планируемые результаты…………………………………………………...10 Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график …………………………………………….12 2.2. Условия реализации программы…………………………………………..12 2.3. Форма аттестации…………………………………………………………...13 2.4.Оценочные материалы………………………………………………………14 2.5. Методические материалы…………………………………………………..15 2.6. Список литературы…………………………………………………………18 Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1.Пояснительная записка В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 5.п.5.1) в целях реализации права каждого человека на образование в РФ, создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями. Программа «Бумажные фантазии» предусматривает стартовый уровень и направлена на развитие художественно-творческого потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья, посредством декоративно-прикладного творчества. Программа «Бумажные фантазии» разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами: Программа разработана с учётом следующих нормативных документов: • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р). • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»); • Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019 № 645-рп; • Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (дополнительным общеразвивающим) программам детям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на территории Хабаровского края приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 30.01.2019 № 2; • Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)»№ 383П от 26.09.2019 г.); • Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ. Направленность программы: художественная, направление декоративно-прикладное творчество. Актуальность программы. Одним из психолого-педагогических ресурсов социальной интеграции и социальной адаптации детей, у которых нарушены слух, речь, внимание, является дополнительное образование, в частности, декоративно-прикладное творчество. Занятия декоративноприкладным творчеством позволяют эти недостатки в какой-то мере корригировать. Развитие мелкой моторики и координации движений руки важный момент в работе педагога дополнительного образования, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук. Занимаясь ручным трудом, ребенок с ОВЗ учится четким движениям координирования руки, развивает глазомер; тренирует пальцы и движение рук. При выполнении работ с бумагой происходит тренировка и развитие моторики пальцев - это вырезывание, скручивание бумаги. Любая поделка требует выполнения трудовых операций в определённой последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения работы. Кроме того, занятия декоративно-прикладным творчеством создают благоприятную основу для формирования и развития таких психических функций, как воображение, память, внимание, восприятие. Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является знакомство и освоение технологии различных видов рукоделия: работа с бумагой в различных техниках. Общеразвивающая адаптированная программа «Бумажные фантазии» позволяет осваивать несколько смежных направлений декоративно-прикладного искусства по принципу «от простого к сложному», что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации учащихся. В программе используется методика Монтессори. Отличительная особенность данной методики – это отношение к ребёнку-инвалиду, как к уникальной, неповторимой личности. Суть её - в помощи ребёнку в его непростом и главном занятии на протяжении всего детства - в развитии и адаптации в окружающем мире. Главный принцип педагогической системы Монтессори можно выразить коротко: "Помоги мне это сделать самому!". Данная методика позволяет ребенку развиваться в соответствии с его возможностями, то есть в собственном темпе, что немаловажно для детей, имеющих отклонения в развитии. Основные педагогические принципы Монтессори-системы, используемые в программе: 1) Свобода выбора. Такой принцип работы способствует: - умению прислушиваться к себе, - лучше понимать себя, свои желания и чувства; - умению делать выбор; - умению регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность; - формированию в ребенке инициативности и ответственности. 2) Дети – активные участники процесса обучения. Такой принцип работы способствует: - развитию уверенности в себе, самостоятельности; - удовлетворению потребности в чувстве собственной значимости; - развитию познавательной активности ребенка, интереса к обучению; -умению задавать вопросы и отвечать на них; - профилактике страха публичных выступлений; - развитию умения задавать вопросы и отвечать на них; - умению передать информацию другим и умению слушать. 3) Наличие определенных правил работы. Такой принцип работы способствует: - приучению к порядку; - умению организовать свое рабочее место; - умению рационально использовать пространство; - умению нести ответственность за собственный выбор; - развитию потребности в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт); - развитию социально-адаптивных навыков и уважения к правам других. 4) Отсутствие оценок взрослого. Такой принцип работы способствует: - независимости от чьей-либо оценки; - формированию позитивного образа «Я»; - развитию уверенности в себе; - умению объективно оценивать себя, свои поступки и работу; - развитию желания работать с материалами только потому, что ему понастоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку. 5) Отсутствие соревновательного мотива. Такой принцип работы способствует: - формированию позитивной самооценки, благоприятного образа «Я»; - развитию самодостаточности и уверенности в себе. Другой отличительной особенностью программы «Бумажные фантазии» является интеграции потенциала двух организаций для решения общей задачи, отвечающей интересам сторон договора. Педагогическая целесообразность. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды нередко оказываются беспомощными в самообслуживании. Чаще всего это является результатом семейного воспитания, поскольку физическая ослабленность большинства детей, моторная неловкость, медлительность в выполнении бытовых действий побуждают окружающих взрослых к подмене элементарного, доступного по возрасту труда ребенка собственным. Однако при особой организации педагогического процесса элементарная трудовая деятельность может приобретать достаточно развитые формы и оказывать коррекционное воздействие на личностное развитие ребенка. Обучение по данной программе способствует: социализации и адаптации ребенка-инвалида в обществе; включению ребенка с ограниченными возможностями в различные виды индивидуальной деятельности, расширению их круга интересов, творческих возможностей; приобщению к активному, творческому образу жизни; формированию трудовых, практических умений и навыков; созданию базовых основ образованности и решению задач формирования общей культуры учащегося, расширению его знаний о мире и о себе; оптимальному развитию личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности; накоплению учащимися социального опыта и обогащению навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы. Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья с нарушением зрения и мелкой моторики, с ЗПР, с нарушениями интеллектуального развития, дети-инвалиды с нарушением опорнодвигательного аппарата 7-12 лет. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 1 учебный год (9 месяцев), 72 часа. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся в мелкогрупповой или индивидуальной форме, численность в группе - от 7 до 12 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет педагогу построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Педагог может также в процессе занятия организовывать учащихся в небольшие группы по 2-3 человека, чтобы они имели возможность работать совместно, объединяя свои усилия в творческом процессе. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий период 1 год итого Продолжитель Кол-во Кол-во ность занятий в часов в занятия неделю неделю 2 1 2 2 1 2 Кол-во недель Кол-во часов в год 36 36 72 72 Занятия проходят 1 раз в неделю – 2 часа, продолжительность одного занятия 30 минут, перерыв между занятиями 5 минут. 1.2. Цели и задачи программы. Цель программы: удовлетворение потребности детей с ОВЗ в выявлении и развитии творческого потенциала средствами декоративноприкладного творчества. Задачи: Предметные: - совершенствовать умения и формировать навыки работы с нужными инструментамии приспособлениями при обработке бумаги и других материалов; - обучить практическим навыкам работы в различных техниках декоративно-прикладного творчества; - формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству; - обучение учащихся использовать в своей речи правильной терминологии, понятий и сведений. Метапредметные: - знакомство детей с различными видами декоративно-прикладного искусства; - развитие художественного вкуса, творческого потенциала и интереса к ДПИ; - развитие памяти, образного мышления, внимания, воображения, глазомера, сенсомоторики; - развитие личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, ответственности; - обучение приемам коллективной работы; - развитие у детей с ОВЗ эстетического восприятия окружающего мира. Личностные: - воспитание уважительного отношения к результатам труда; воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, целеустремленности, терпения; - воспитание культуры общения, умения работать в коллективе; - развитие активности и самостоятельности; - создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего развитию интереса к образовательному процессу и творческому общению учащихся. 1.3. Содержание программы. Учебный план. № п/п Раздел программы всего теория практика Форма аттестации/ контроля 1 2 2 беседа Вводное занятие. Практическая 2 Бумажная страна 32 6 26 работа, 2.1 Предметная и объемная 1 8 наблюдение, аппликация анализ, 2.2 Аппликация из 1 6 творческая геометрических фигур работа 2.3 Сплошная обрывная 2 10 мозаика 2.4 Объемная аппликация. 2 8 Практическая 3 Новогодняя 10 2 8 работа, мастерская наблюдение, 3.1 Новогодние игрушки 1 4 анализ, 3.2 Новогодние открытки 1 4 творческая 4. Бумажные фантазии 36 4 32 работа 4.1. Торцевание 1 11 Практическая работа, 4.2. Квиллинг 1 11 наблюдение, 4.3. Оригами 2 10 анализ, творческая работа 5 Итоговая аттестация Практическая 2 2 работа, наблюдение, анализ, творческая работа, тест. итого 72 14 68 Содержание учебного плана Раздел 1. Вводное занятие Теория. Подготовительный этап (презентация объединения, комплектация групп обучающихся). Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с материалами, инструментами. Раздел 2 Бумажная страна. 2.1 Предметная и аппликация. 2.2 Аппликация из геометрических фигур. 2.3 Сплошная обрывная мозаика. 2.4 Объемная аппликация. Теория. Техника безопасности при работе с ножницами. Практика. Техника безопасности при работе с ножницами. Изготовление работ в технике аппликация: Осенний пейзаж. Зайка на лужайке. Весенний день, Снегири. Морской пейзаж. Золотая рыбка. Бабочки на лугу. Котик. Улитка. Грибная поляна. Городской пейзаж. Натюрморт. Изготовление открыток: День папы, Букет для мамы, День Учителя. 8 марта, 23 февраля, С днем рождения Изготовление работ в технике объёмной аппликации: Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации. Форма контроля: практическая работа, наблюдение, анализ, творческая работа Раздел 3 Новогодняя мастерская 3.1 Новогодние игрушки. 3.2 Новогодние открытки. Теория. Изучение истории праздника. Практика. Изготовление объёмные поделки на ёлку. Изготовление снежинок из бумаги. Объемная ёлка. Игрушка-Снегурочка. Игрушка-Дед Мороз. Символ года. Новогодняя открытка. Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации. Форма контроля: практическая работа, наблюдение, анализ, творческая работа 4. Раздел. Бумажные фантазии 4.1 Торцевание. Теория. Знакомство с техникой «Торцевание». Практика. Техника безопасности при работе с ножницами. Изготовление поделок. Валентинка. Тематическое панно. Открытки. Птицы. Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации. Форма контроля: практическая работа, наблюдение, анализ, творческая работа 4.2 Квиллинг. Теория. Общие понятия техники создания основных элементов. Знакомство с инструментами. Основные формы «глаз», «капля», «спираль». Изготовление роллов базовых форм. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм. Практика. Изготовление поделок. Изготовление роллов для рябины. Изготовление роллов для листьев. Изготовление панно «Ветка Рябины». Сборка панно «Ветка рябины». Объёмные поделки. Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации. Форма контроля: практическая работа, наблюдение, анализ, творческая работа 4.3 Оригами. Теория. Инструменты и материалы. Техника выполнения работ. Практика: подарочная упаковка, игрушки. Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации. Форма контроля: практическая работа, наблюдение, анализ, творческая работа 5. Раздел. Итоговая аттестация Итоговая аттестация: Самостоятельная работа: тест, наблюдение практическое задание. Подведение итогов. Выставка работ. 1.4. Планируемые результаты. Предметные: - усовершенствуют умения и сформируют навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов; - обучатся практическим навыкам работы в различных техниках декоративно- прикладного искусства; - сформируют интерес к декоративно- прикладному искусству; -разовьют в своей речи правильную терминологию, понятия и сведения. Метапредметные: - познакомятся с различными видами декоративно- прикладного искусства; - разовьют художественный вкус, творческий потенциал и интерес к декоративно- прикладному искусству; - улучшатся память, образное мышление, внимание, воображение, глазомер, сенсомоторика; - обучатся приемам коллективной работы; - улучшится эстетическое восприятие окружающего мира. Личностные: - будет воспитано уважительное отношение к результатам труда; - приобретут такие качества как трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целеустремленность, терпение; - повысится культура общения, умение работать в коллективе; Повысится активность и самостоятельность. Раздел № 2 Комплекс организационно педагогических условий. 2.1. Календарный учебный график. Календарный учебный график программы детского объединения «Бумажные фантазии» составляется в соответствии с годовым календарным учебным графиком МОУ ДО ДТДиМ ежегодно. В каникулярное время реализуются разнообразные формы образовательного процесса, предусмотренные общеразвивающими программами: экскурсии, творческие встречи, концерты и т.д. Допускается перенос занятий на утреннее время (по согласованию с администрацией). Приложение № 1 2.2 Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение . Занятия проводятся на базе КГБУ Комсомольский-на-Амуре РЦДПОВ. Освещение кабинета: люминисцентное (смешанное вечером, днем естественное). Светильники включаются, по необходимости. Воздушно- вентиляционный режим кабинета: приточно - вытяжная вентиляция, естественное проветривание. В помещении есть раковина с водой. Организация внутреннего пространства кабинета соответствует характеру работ проводимых в кабинете и соответствует принципу целесообразности. Оборудование кабинета: один большой стол на 12 посадочных мест У каждого учащегося имеются необходимые инструменты и материалы. (Приложение № 2) Информационное обеспечение: Для реализации программы сформирован учебно-методический комплекс: - библиотека: детская литература, литература по народным промыслам и декоративному искусству; книги по изобразительному искусству; нормативные документы; - фонд учебно-наглядных пособий: репродукции художников; фонд творческих работ учащихся; наглядные пособия; схемы последовательного выполнения заданий; - фото фонд: фотографии детских работ, принявших участие в выставках и конкурсах; фото архив; - перечень творческих достижений; - аудио-, видео-, фото- источники. Кадровое обеспечение. Педагог должен иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогике. 2.3 Формы аттестации. Контроль знаний, умений, навыков учащихся проводится в форме педагогического анализа по результатам просмотра выполненных работ, что обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Просмотры работ проводятся в конце каждой темы. Просмотр-выставка творческих работ – в конце года. В каждой работе отмечаются положительные стороны, лучшие работы принимают участие в конкурсах и выставках различного уровня. При оценивании учащегося, осваивающегося программу, следует учитывать: -формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству; -овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественно-творческой деятельности; -степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. Формы отслеживания: - аналитический материал: участие в конкурсах, выставках; -отзыв родителей; - готовая работа. Формы предъявления результатов: - выставка; - готовое изделие; - защита творческих работ; - конкурс. и демонстрации образовательных 2.4 Оценочные материалы. Тест № 1 на выявление уровня знаний теоретического материала. (Приложение 3) Кол-во правильных ответов Низкий уровень 1-5 Средний уровень Высокий уровень 6-8 9-12 Творческая работа. Критерии оценок: оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся. Высокий уровень: если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения. Средний уровень: если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность. Низкий уровень: если работа выполнена под неуклонным руководством педагога, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен. 2.5 Методические материалы. Особенности организации образовательного процесса: очно. Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их. При работе с ножницами и др. инструментами строго соблюдать правила безопасности труда (с учащимися проводится беседа по ТБ) (Приложение№5). Программа реализуется в форме сетевого взаимодействия между МОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи и Методы обучения. Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический; - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления); - игровой. Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных цели и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества. Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрено использование педагогических технологий - технология индивидуализации обучения, технология дифференцированного обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей. Применяются следующие средства дифференциации: а) разработка заданий различной трудности и объема; б) разная мера помощи педагога учащимся при выполнении учебных заданий; в) вариативность темпа освоения учебного материала; г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией. Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное время на занятии отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. В процессе освоения программы применяются 3 вида заданий: - тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки; - частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ выполнения работы; - творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. Рекомендации по организации самостоятельной работы. Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, выполнение работы с применением шаблонов, сбора информации по теме). Алгоритм учебного занятия 1.Подготовительный этап: - организационный момент; - подготовка учащихся к работе на занятии; - выявление пробелов и их коррекция; - проверка творческого, практического задания. 2.Основной этап: - подготовка к новому содержанию; -обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности; - формулировка темы, цели учебного занятия; - усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность); - применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно. 3.Практическая работа. 4.Итоговый этап: - просмотр выполненных работ, подведение итога занятия что получилось, на что надо обратить внимание, над, чем поработать; - мобилизация детей на самооценку; - рефлексия. На каждом занятии необходимо оставлять место для творчества детей – это важно для их самореализации. Занятия (обучение новому) рекомендуется проводить по плану: 1. Связь с прошлым занятием (вспоминаем, что учились делать). 2. Нацеливание на предстоящую работу. 3. Мотивировка (зачем эта работа нужна). 4. Разбор образца детьми, по деталям. 5. Рабочее место (что необходимо для работы). 6. Техника безопасности. 7. План выполнения работы (выполнение на технологической карте). 8. Закрепление хода выполнения работы (наводящие вопросы). 9. Самостоятельное выполнение работы детьми с озвучиванием всех действий. 10. Оценка работ детьми, самооценка своих работ. 11. Связь с жизнью (где и как можно использовать). 12. Похвала руководителя за работу на занятии. 13. Нацеливание на следующее занятие. 2.6 Список литературы для педагога: 1. Альда. Поделки из бумаги и картона.- М.- «Росмен», 2008. 2. Баенская Е.Р., Разенкова Ю.А., Выродова И.А. Мы: общение и игра взрослого с младенцем; Книга для родителей. 3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада и родителей.- М. Издательство «Просвещение», 1992 -208с.: ил. 4. Кабитина Н.И. Работа с бумагой: поделки и игры. М.: ТЦ «Сфера», 2001 128с.: ил. 5. Костерин Н.П. Учебное рисование.- М. Издательство «Просвещение», 1991 - 280с.. 6. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст/ Под ред. А.Г. Московкиной. М.: Классикс Стиль, 2003. 7. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2006 - 80с.:ил.. 8. Сарафанова Н.А. Подарки к праздникам. М.: Мир книги, 2004. 9. Хана Линд Бумажная мозаика.- М: Айрис-пресс, 2007. 10. Шматко, Н. Д. Шляхов И.П. Аппликация для детей. Проф-Пресс, 2007. Список литературы для родителей и учащихся: 1. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов.- М: Издательство «Просвещение», 1985. 2. Петрова И.М. Объёмная аппликация.- СПб.: «Детство-Пресс», 2006 - 28с. 3. Романовская А.Л., Чезлов Е.М. Забавные поделки, крупные и мелкие.- М.: 000 «Хорвест», 2005 - 96с.. Интернет-ресурсы: 1. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ единая коллекция образовательных ресурсов; 2. www.ped-kopilka.ru - учебно-методический кабинет; 3. www.passionforum.ru - мастер – классы; 4.sdelala-sama.ru›1745-bumagoplastika-dlya… - бумагопластика для детей; 5. ped-kopilka.ru›Блоги›…obryvnaja-aplikacija-iz… 6. http://stranamasterov.ru/– сайт «Страна Мастеров». Статьи и публикации о ручном творчестве: описание техник, фотогалерея работ и др. Каталог детской и методической литературы. Блоги. Интернет-конкурсы. Мастер-классы. 7. http://master.forblabla.com/blog/46056279053/YOlochki-iz-bumagi- сайт «Очумелые ручки». Мастер – классы по изготовлению поделок для детей и преподавателей. 34 н. 4 д. Кол-во недель Каникулы начало и конец 03.0431.05 Учебные занятия IV четверть 31.0531.08 число недель 7 н. Каникулы начало и конец 09.0122.03 Учебные занятия III четверть 23.0302.04 число недель 11н. Каникулы начало и конец 06.1127.12 Учебные занятия II четверть 30.1208.01 число недель 8 н. Каникулы начало и конец 01.0927.10 Учебные занятия I четверть 28.1005.11 число недель Художественная 8 н. Направленность Приложение №1 Календарный график учебного процесса на 2022 – 2023 учебный год. Приложение № 2 Инструменты: 1.Ножницы12 шт. 2Линейка12шт 3Набор кистей12 шт. 4.Нож для бумаги 5 шт. 5.Циркуль 2 шт. 6.Шило 2 шт. 7.Ножницы фигурные 2 набор 8.Дыроколы (Фигурные) 5шт. Материалы: № Материал Кол-во № Материал Кол-во 1. Бумага чертежная А3 5пач 12 Клей универсальный 5 шт. 2. Бумага бархатная 5пач. 13 Клей ПВА 10 шт. 3. Бумага для оригами 5пач. 14 Клей – карандаш 15 шт 4. Бумага для квиллинга 5 набор 15 Картон цветной 3 пач. 5. Бумага цветная 15 пач. 16 Маркеры для дисков 3 набор 6. Бумага чертежная А4 3 пач. 17 Скобы для степлера 4 упак. 7. Ватман 5 л. 18 Скотч двухсторонний 2 шт. 8. Зубочистки 2 упак. 19 Скотч 1 шт. 9. Дополнительные аксессуары 15 упак 20 Скрепки канцелярские 4 упак. 10. Калька в рулоне 1 рул. 21 Фломастеры 4упак. Приложение № 3 Тест № 1 на выявление уровня знаний теоретического материала 1. Бумагу и картон производят из А) нефти; Б) древесины; В) угля. 2. К природным материалам относятся А) пластмасс; Б) древесина; В) пластилин. 4. Симметричные детали, фигуры должны быть А) одинаковыми, при наложении друг на дружку, полностью совпадать; Б) одинаковыми по форме, но разными по размеру; 6. Искусство изготовления плоских и объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги называется А) оригами; Б) квиллинг; В) аппликация. 7. Ножницы товарищу подаем А) ручками вперед; Б) лезвием вперед. 9. Какие инструменты мы используем при работе с бумагой? А) пила, ножницы, линейка; Б) ножницы, шило, отвертка; В) линейка, ножницы, шило. 12. При неисправности инструмента А) вы поставите в известность педагога и возьмёте другой; Б) продолжите им работать; В) возьмёте другой. Приложение № 4 Инструкция по технике безопасности на занятиях декоративноприкладного искусства Подготовить рабочее место к работе, убрать все лишнее. Работать за столом следует аккуратно. Осторожно пользоваться режущимися и колющимися инструментами. Инструмент держать так, чтобы не порезаться и не уколоться. В случае пореза обратиться к педагогу. Рабочее место держать в порядке, материал не разбрасывать. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место. Тщательно вымыть руки с мылом. Правила по технике безопасности при работе с ножницами Соблюдай порядок на своём рабочем месте. Перед работой проверь исправность инструментов. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. Работай ножницами только на своём рабочем месте. Следи за движением лезвий во время работы. Ножницы клади кольцами к себе. Подавай ножницы кольцами вперёд. Не оставляй ножницы открытыми. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу. Используй ножницы по назначению. Правила безопасной работы с клеем Быть осторожным с клеем. Не вдыхать его и не пробовать. Не допускать попадание клея в глаза (при попадании немедленно промыть теплой водой) При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.