Введение в краеведение

1

1.1 Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы
Программа «Введение в краеведение с основами туризма» имеет туристскокраеведческую направленность. Программа предполагает организацию оздоровительнопознавательной деятельности средствами туризма и краеведения под руководством
педагога таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие
образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную
и эмоциональную сферы ребенка в непосредственном контакте с окружающей природной
и социальной средой.
Уровень сложности – базовый.
Программа разработана с учётом следующих нормативных документов:
•

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
•
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»);
•
Концепция персонифицированного дополнительного образования детей
Хабаровском крае. Утверждена распоряжением правительства от 05.08.2019 № 645-рп;

в

•
Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
(дополнительным
общеразвивающим)
программам детям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на
территории Хабаровского края приказ министерства образования и науки Хабаровского
края от 30.01.2019 № 2;
•
Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в
Хабаровском крае (Приказ КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей (Региональный
модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» № 383 П от
26.09.2019 г.);
•

Устав и локальные акты МОУ ДО ДТДиМ.

2

Актуальность
Одной из основных составляющих всестороннего развития личности является
воспитание гражданина страны, человека, любящего свою Родину. А, как известно,
изучение и познание своей страны начинается с изучения своей малой Родины. Только зная
историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, изучив особенности
природного и культурного наследия своей малой Родины можно научиться по-настоящему
любить Родину, стать гражданином своего Отечества.
Краеведческое образование дает возможность формировать у детей целостную
картину мира, позволяя интегрировать в едином комплексе разнообразные области знания
и виды деятельности.
Одной из актуальных проблем современного образования является сбережение
здоровья детей в процессе обучения. Данная
программа способствует реальному
оздоровлению детей, предусматривая пребывание на воздухе, физическую активность.
В целях удовлетворения образовательных потребностей учащихся в программу
введен 4 модуль (4 год обучения), содержанием которого является исследовательская и
проектная деятельность.
Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и
методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного
добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы,
делать выводы и строить умозаключения. В связи с этим возрастает значимость подготовки
младшего школьника к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности, как
на уроках, так и во внеурочное время Опыт работы показал эффективность проектного
метода обучения в краеведении. Проведение проектов показывает большую
заинтересованность учащихся в изучении истории своей семьи, истории города (села),
вообще, истории родного края. Такое обучение мотивирует участников на проявление
инициативы в исследовательской деятельности, активный поиск информации, творческих
находок.
Отличительная особенность программы
Программа «Введение в краеведение с основами туризма» модифицированная
программа, разработанная на основе программы «Введение в историю» Н.Г. Петровой (М.,
Наука, 1994 г.).
Отличительной особенностью программы «Введение в краеведение с основами туризма»
является;
 ее комплексный характер,
 программа включает материал различных областей краеведения,
исследовательскую деятельность, туристическую подготовку, пребывание детей в
природной среде,
 программа адаптирована к конкретному городу, региону.
Учебный план и программа первого года обучения знакомит с начальными видами
деятельности краеведа-туриста, формирует базовые понятия, расширяет круг
представлений, обогащает лексику. Первый год - подготовительный
Учебный план и программа второго года обучения непосредственно знакомит с
историей освоения и заселения Дальнего Востока, природой Хабаровского края,
начальными знаниями о туризме. Второй год обучения -прикладной, предполагает
применение получаемых знаний на практике в различных видах деятельности: экскурсиях
и походах, в различных состязаниях;

3

Учебный план и программа третьего года обучения расширяют зону познания.
Вводятся темы об истории и настоящем своего города, семьи, коренных народностей,
знания о проектной деятельности.
Четвертый год обучения исследовательский, на этом уровне развивается мотивация
к исследовательской деятельности через мини-экспедиции, мини-конференции, работу на
природных учебных площадках. На этом уровне дети приобретают опыт наблюдений,
описаний, выступлений. Знакомит учащихся с понятием проект и навыками разработки
проекта и обобщения результатов.
Программа реализуется в сетевой форме с Филиалом Комсомольский ФГБУ
«Заповедное Приамурье». Сетевое взаимодействие позволяет расширить материальнотехническую базу за счет ресурсов партнеров, и увеличить кадровый потенциал реализации
программы.
Педагогическая целесообразность
Программа предполагает организацию оздоровительно – познавательной
деятельности средствами краеведения и туризма под руководством педагога таким
образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно –
воспитательного процесса на творческую, познавательную, двигательную и
эмоциональную сферы ребенка в непосредственном контакте с окружающей природой и
социальной средой.
Адресат программы
Программа рассчитана на объединение школьников 7-11 лет. С разным уровнем
подготовки. Дети принимаются без специального отбора и не обязаны обладать
определенными навыками, способностями и сформированными интересами.
Сведения о программе
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 4 года обучения, в объеме 792 часа. Начало занятий 01.09.
Окончание 31.05.
Форма обучения
Занятия проходят в очной форме. В определенных ситуациях возможно
осуществление образовательного процесса в дистанционной форме.
Уровень освоения программы – базовый.
Особенности организации образовательного процесса
Обучение проводится в группах. Виды занятий по программе определяются
содержанием программы и предусматривают лекции, практические занятия, мастерклассы, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, выставки,
соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ. Участие в различных
конкурсах различного уровня.
Организационные формы обучения
Наиболее целесообразной (исходя из цели и задач программы, возраста детей и
конкретных условий работы с ними) формой организации детей на учебном занятии

4

является групповая. Но для более детальной отработки навыков проведения экскурсий,
участия в конкурсе, оформление реферативных заданий, проектной деятельности
необходимо использовать и индивидуальную форму работы с каждым ребенком.
Наполняемость группы 15-12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Год
обучения

Кол-во
часов в
неделю

Кол-во
занятий в
неделю

Продолжительность
занятия

Кол-во
недель

Кол-ство
часов в
год

1 год

4 часа

2

45мин

36

144 часа

2 год

6 часов

3

45 мин

36

216 часов

3 год

6 часов

3

45 мин

36

216 часов

4 год

6 часов

3

45 минут

36

216 часов

Итого

792 часа

1.2 Цель и задачи программы
Цель
Формирование интереса к изучению родного края, к его прошлому и настоящему на основе
познавательной, практической и исследовательской деятельности учащихся средствами
краеведения с элементами туризма.
Задачи
Образовательные:
1. формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и
культурного развития общества;
2. углубленное изучение истории, природы, экономики и экологии региона, края,
города; развитие навыков наблюдения, исследования, проектирования, ознакомления с
методами познания объектов краеведения;
3. сбережение и укрепления здоровья через пребывание и движение на свежем
воздухе, в природной среде;
4. закрепление полученных знаний на практике.
Личностные:
1. формировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию
своего края, его истории, культуре, природе;
2. воспитывать уважительное отношения к окружающим людям, усвоение
общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

5

3. развивать у обучающихся сознание значимости коллективной работы для
получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе
выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности
Метапредметные:
1. развивать познавательный интерес к истории родного края, интеллектуальные
способности, кругозор учащихся;
2. развивать представление возможности самореализации через разнообразие видов
деятельности;
3. развивать коммуникативные компетенции: учить навыкам общения, умению вести
конструктивный диалог, публично выступать.
1.3 Содержание программы
Учебный план (1-й год обучения)
№ Название темы

1

2

Организационное
вводное занятие
Что изучает история

Всего
Теория Практика Формы контроля
часов
2

12

2

6

-

6

Задание для
самоконтроля
(Приложение 1)
Творческая работа

3

Источники краеведа

50

16

34

4

Далекое прошлое
края

24

10

14

Зачетная работа
(кроссворд)
(Приложение 2 )

5

Открыватели
неведомых стран

22

10

12

Фронтальный опрос

6

Организация и
проведение
путешествия

34

10

24

Итого:

144

54

90

«Из бабушкиного
сундука»

Путешествие
Фотоотчет

Содержание программы
Тема 1. Организационное вводное занятие
Теория:

6

Ознакомление с планом работы кружка. Цели и задачи. Краткий обзор экскурсий и
походов. Организационные вопросы. Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в
учебном кабинете, учреждении, при проведении экскурсий, выездов в общественном
транспорте, туристических походах. Знакомство с детьми.
Тема 2. Что изучает история
Теория:
«История – это исследование и рассказ о событиях». Счет лет в истории. Из
прошлого земли. Как образовалась земля.
Практика:
Составление «ленты времени» (эра, эпоха, век, год), экскурсия в музей геологии
Тема 3. Источники краеведа
Теория:
Историческая и географическая карта. Что и как рассказывают нам карты. Язык
карт (топографические знаки, цветовое обозначение). Отличие географической и
исторической карты. Археология – это наука, изучающая жизнь людей по вещественным
источникам. Древние стоянки по берегам Амура. Мир вещей – утварь, одежда,
инструменты являются вещественными источниками краеведа
Практика:
Цветовой диктант (составление карты ). Ребятам дается задание: используя
территорию школы, изобразить географическую и историческую карту, схему школьного
двора. Экскурсия в краеведческий музей. Экспозиция «Археологические находки».
Находки в городе и окрестностях. Раскопки, которые велись на территории края. На
примере экспозиции «Личные вещи переселенцев». Сравнить вещи и определить основное
занятие людей, потребности того времени.
Контроль: 1. выставка «Из бабушкиного сундука». Приносятся предметы, вещи,
важные для семьи. Составляется описание истории этого предмета.
Тема 4. Далекое прошлое края
Теория:
Люди Амура и их мир. История племен, обитавших на территории края. Коренное
население края. Понятие терминов «малочисленные народности» и «аборигены»
Практика:
Места расселения коренных народностей. Работа с картой. Легенды, мифы
народов Амура. Посещение экспозиции «Люди Амура». Чтение книги Дмитрия
Нагишкина «Амурские сказки». Нанайские игры.
Контроль: контрольное задание: Разгадай кроссворд
Тема 5. Открыватели неведомых стран

7

Теория:
Стороны света. Кто придумал компас. Русские путешественники. Историческая
карта освоения Дальнего Востока. Как достигли Земли Русской на Востоке (Семен
Дежнев, казаки – землепроходцы).
Практика:
Определение частей света по компасу. Открытие и заселение края. Маршруты
землепроходцев. Работа с атласом «Люби и знай свой край» Выход к Амуру. Подготовка
сообщений об И.Ю. Москвитине, В.Д. Пояркове.
Тема 6. Организация и проведение путешествия
Теория:
Техника безопасности в походе, экскурсиях. Определение цели и района
путешествия. Источники информации о районе путешествия.
Практика:
Комплектование группы. Распределение обязанностей. Разработка маршрута,
составление схемы маршрута. Смета путешествия. Походы выходного дня. Экскурсии.
Формы подведения итогов
- диагностика уровня освоения предметных результатов (тестирование)
- участие в творческом проекте «Из бабушкиного сундука»
В практической деятельности результативность оценивается качеством
выполненной работы. Участие в походах, деятельность учащихся (индивидуальная и
совместная). Умение работать в команде.
Критерии оценки сформированности знаний и умений обучающихся I года обучения

№ Критерии оценки

Задание
Самостоятельно выполнил с
выполнил
частичной
помощью
задание
педагога

Задание
выполнил
только при
участии
педагога

1

Знает и может показать на карте
Дальний Восток, Хабаровский край, г
Комсомольск на Амуре

5

4

3

2

Может прочитать карту при помощи
цветового обозначения и распознать
виды карт.

5

4

3

3

Определить на ленте времени в каком
веке, году живет

5

4

3

8

4

Определить занятия и потребности
людей по их вещам (экспонатам)

5

4

3

5

Может проследить путь
первооткрывателей Дальнего Востока по
атласу «Люби и знай свой край»

5

4

3

6

Понимает и может перечислить
коренные малочисленные народы
Хабаровского края.

5

4

3

7

Знает и выполняет правила безопасности
на природе, экскурсии, в классе.

5

4

3

8

Активно работает в команде

5

4

3

Итого

40

32

24

От 32 до 40 баллов – высокий уровень, от 32 до 24 баллов- средний, менее 24
баллов низкий уровень сформированности знаний и умений.
Учебный план (2-й год обучения)

Теория

Пракка

Формы
контроля

Организа
ция
партнер

104

44

60

Дневник
наблюдений

12

Мой народ и народы
соседи

22

8

14

Работа с
Атласом

3

История освоения и
заселения Приамурья

22

8

14

Викторина
(Прил - е 4)

4

Люди Амура и их мир.

18

6

12

5

Организация и проведение
путешествия

48

14

34

Всего
часов

1

Живая и неживая природа
Хабаровского края.

2

№ Тема

Итоговое занятие

2

2

Итого:

216

80

Фотоотчет,
выставка.
Конкурс «Я
живу на
Дальнем
Востоке»
(Приложение
5)

6
136

Содержание программы

9

Тема 1. Живая и неживая природа Хабаровского края
Теория:
Жизнь растений и животных Амура. Человек – часть природы. Сообщество живых
организмов и их взаимоотношения. Растительный мир Хабаровского края. Животный
мир Хабаровского края. Животные в разные времена года. Рыбы Амура. Места
заповедные (заповедники Хабаровского края). Охрана природы. Неживая природа.
Поверхность материков: равнины, горы, пустыни
Практика:
Сообщество живых организмов и их взаимоотношения (работа с карточками
«Взаимоотношения живых организмов» Вариант 1 и 2). Лесная аптека. Сезонные
изменения (дневник наблюдений). Растения и животные Хабаровского края. Места
обитания. Работа с атласом «Люби и знай свой край». Рыбы Амура - работа с
определителем видов рыб. Правила поведения на природе. Заповедники Хабаровского
края на карте. Живая и неживая природа. Полезные ископаемые. Как их узнать и
обозначить на карте. Добыча и использование полезных ископаемых (экскурсия в
геологический музей п. Солнечный). Необычная карта края (экскурсия в краеведческий
музей).
Темы совместных занятий проводимых с Филиалом Комсомольский ФГБУ
«Заповедное Приамурье»
1 Человек. Природа. Заповедник - о заповедной системе с упором на Комсомольский
заповедник.
2. «Путешествие по Комсомольскому заповеднику» - викторина о Комсомольском
заповеднике.
3.«Млекопитающие Приамурья» - о животном мире Приамурья
4.«Рыбы Приамурья»
5. «Зимующие птицы» «По страницам Красной книги»
6. «Силинский лес» - программа о памятнике природы «Силинский лес».
Контроль: Заполненный «Дневник наблюдений»
Тема 2. Мой народ и народы
Теория:
Что означают слова: я – русский, нанаец, узбек, и т. д. Из чего складывается
понятие нации, народа. Мой народ и народы - соседи. Расселение народа.
Практика:
Работа с физической картой: нанесение границ государств, краев.
Административное деление края. Работа с атласом.
Тема 3. История освоения и заселения Приамурья
Теория:

10

Независимые племена дауров, дючеров, гиляков, тунгусов в 17 веке. Первые
русские землепроходцы под предводительством В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова, О.
Степанова. Первые ученые Амура.
Практика:
Места поселения дауров, дючеров, гиляков, тунгусов в 17 веке (работа с атлосом).
Путь первых землепроходцев (работа с контурной картой). Экскурсия в краеведческий
музей. Экспозиция «Освоение Дальнего Востока».
Контроль: Викторина
Тема 4. Люди Амура и их мир
Теория:
Люди Амура. Как нанайцы представляли себе мир. Ритуальная скульптура.
Одежда, оружие, жилище народов Амура. Шаман. Его роль в жизни, мировоззрении, в
фольклоре народов севера. Древо жизни у разных народов.
Практика:
Как я представляю мое Древо жизни. Составление Древо жизни. Легенды, мифы
народов Амура. Экскурсия в музей п. Верхняя Эконь, краеведческий музей.
Тема 5. Организация и проведение путешествия
Теория:
Техника безопасности на маршрутах Снаряжение групповое и личное. Обеспечение
безопасности в походах
Практика:
Составление сметы путешествия. Продукты питания. Укладка рюкзака.
Оформление путевых документов. Порядок движения на маршруте.. Установка палатки,
приготовление пищи на костре. Походы с одной ночевкой.
Контроль: Фотовыставка «Мир моими глазами»
Тема 6. Итоговое занятие Конкурс знатоков «Я живу на Дальнем Востоке»
Формы подведения итогов
- диагностика уровня освоения предметных результатов Конкурс знатоков
- участие в фотовыставке «Мир моими глазами»;
-участие в образовательном проекте «Я Комсомольчанин»;
-участие в туристско краеведческом проекте «Моя Малая Родина».
В практической деятельности результативность оценивается качеством
выполненной работы. Умение слышать и слушать руководителя. Выполнять инструкцию
по технике безопасности.

11

Критерии оценки сформированности знаний и умений обучающихся 2 года
обучения
Задание
выполнил
с
частичной
помощью
педагога

Задание
выполнил
только при
участии
педагога

№

Критерии оценки

Самостоятельно
выполнил
задание

1

Знает и может показать на карте
границы Хабаровского края, города
края.

5

4

3

2

Знает отличие живой и неживой
природы

5

4

3

3

Может назвать 10 растений,
произростающих в Хабаровском
крае. 10 животных

5

4

3

4

Знает периодизацию освоения
Дальнего Востока, имена
путешественников

5

4

3

5

Может назвать коренные
народности проживающих на
Дальнем Востоке.

5

4

3

6

Может правильно собрать
снаряжение для похода согласно
сезона.

5

4

3

7

Может четко выполнять указания и
распоряжения руководителя похода.

5

4

3

8

Активно работает в команде

5

4

3

Итого

40

32

24

От 32 до 40 баллов – высокий уровень, от 32 до 24 баллов- средний, менее 24
баллов низкий уровень сформированности знаний.
Учебный план. (3-й год обучения)
№ ТЕМА
1

История края в XIX – ХХ веке
Символика хабаровского края.

Всего
часов

Теория Практика

28

18

Формы контроля

10

12

2

Мой город

56

28

28

Тестовая работа
(Приложение 6)

3

История моего города в
истории моей семьи

14

6

8

Сообщения, эссе

4

Исследовательская работа.
Методы познания

18

14

4

Составление анкеты
– опросника.
Исследование по
выбранной теме

5

Организация и проведение
путешествий

90

40

50

Выставки. (фото,
видео материалы)

6

Подведение итогов
путешествия

6

6

Творческая работа

7

Итоговое занятие

4

4

Туристический слет

Итого:

216

103

113

Содержание программы
Тема 1. История края в XIX - ХХ веке
Теория:
Хабаровский край – наш родной край. Исторически сложившиеся границы края.
История освоения и присоединение края к России. Деятельность Амурской экспедиции Г.
И. Невельского в середине 19 века и ее роль в освоении и присоединении края к России.
Основание городов Николаевска, Хабаровска, Благовещенска. Происхождение названий
городов сел. Дореволюционный период истории Хабаровского края. Образование
Хабаровского края.
Символика Хабаровского края. Герб, флаг. Правила составления гербов. Значение цветов
флага. Символизм фигур на гербе.
Практика:
Работа с контурной картой. Обведи на к/к сухопутную границу края красным
цветом, а морскую – синим. Первые русские поселения. Города Хабаровского края.
Тема 2 Мой город
Теория:
Что такое город? Имена городов. Имя моего города. Мой город на карте страны,
края. Его географическое положение. История выбора площадки и строительство города.

13

Основатели и первостроителигорода.. Этапы развития города. Первые промышленные
предприятия города. Чем живет мой город. Символика города.
Практика:
Город на карте и карта города. Историческая карта города (где что было, как
выглядело). Первая улица города – Кирова. Составление презентации. Площади, музеи,
памятники города (работа с открытками о городе). История одной улицы - ул. Ленина.
Онлайн игра «Знаешь ли ты улицу Ленина» «Мой город» (автобусная экскурсия). «Улицы
Контроль: Тестовое задание
Тема 3. История города в истории моей семьи
Теория:
Моя семья, ее биография. Из кого состоит моя семья.. Всегда ли вы (твои
родственники) жили в Комсомольске? Откуда приехали твои прадедушка, прабабушка?
Чем занимались? Где работают близкие тебе люди?
Практика:
Составление родового дерева семьи. Посещение музеев предприятий. Знакомство с
деятельностью знаменитых горожан, внесших вклад в развитие города.
Контроль Сообщение, эссе.
Тема 4. Навыки исследовательской работы. Методы познания.
Теория:
Знакомство с теоретическими понятиями: исследование, открытие, исследователь,
исследовательские умения, опыт, наблюдение и наблюдательность, эксперимент,
гипотеза, схемы, результат, защита, доклад. Информация. Источники информации.
Способы получения информации. Учимся задавать вопросы. Сущность приемов;
«сравнения, классификация, эксперимент». Структура исследования, гипотеза, причина и
следствие.
Практика:
Мини – исследование. Возможные темы; «Тайна моего имени», «Дорога в школу»,
«История моего Дома»
Контроль: Составление анкет для опроса по заданной теме.
Тема 5. Организация и проведение путешествий
Теория:
Техника безопасности на маршруте. Выбор маршрута путешествия. Сбор
информации о маршруте. Режим дня на маршруте. Гигиена туриста. Аптечка туриста.
Первая доврачебная помощь в походе. Предупреждение потертостей, теплового удара,
обморожений. Способы ориентирования. Топографические знаки.

14

Практика:
Составление карты путешествия. Ориентирование на местности. Разбивка бивака.
Приготовление пищи на костре. Выполнение экспедиционных заданий. Оказание первой
помощи. Наложение повязок и шин. Транспортировка пострадавшего. Походы с двумя
ночевками.
Контроль: Выставка фото и видео материалов
Тема 6. Подведение итогов путешествия
Практика:
Оформление дневниковых записей, сверка собранных материалов с
опубликованными источниками. Проверка фактов и дат. Консультации со специалистами.
Оформление практических работ.
Тема 7. Обобщающее занятие
Туристический слет
Оценка сформированности знаний и умений обучающихся 3 года обучения
Прохождение маршрута краеведческой образовательной игры «Улицы города
рассказывают». (Приложение 7)
Учебный план. (4-й год обучения)
Формы аттестации/
контроля

№

Название темы

Всего
часов

Теория

Практика

1

Организационное вводное
занятие

2

2

-

2

«Учебный проект».
История проектной
деятельности. Виды
проектов.

18

10

8

Классификация
проектов по видам

3

. Основы проектной
деятельности. Способы
решения проблемы.

14

8

6

Практическое
занятие

4

Этапы работы над
проектом. Выбор темы.
Структура проекта

34

10

24

Составление плана
работы над проектом

5

Работа с источниками
информации. Интернет
ресурсы.

34

16

18

.Фронтальный опрос

6

Учимся работать вместе.
Правила групповой
работы. Учимся
выступать.

36

12

24

Групповая работа.
Практикум

15

7

Работа над проектом.
Написание проектов.
Требования к проектной
работе. Защита проектов.

8

70

Оценка проектов.
Итоговое занятие.

8

Итого:

216

26

84

44

. Презентация
проекта

8

Групповая работа.

132

Содержание учебного плана
Тема 1. Организационное вводное занятие.
Тема 2. История проектной деятельности. Виды проектов «Учебный проект».
Теория.
История проектной деятельности. Деятельность. Проектная деятельность. Содержание,
элементы, цель и задачи проектной деятельности. Понятие «Учебный проект». Основные
теоретические сведения, термины. Виды проектов; игровой, творческий, прикладной
исследовательский. Проект, метод проектов. Проектный метод. Понятия проблемы, цели,
задач.
Практика. Виды проектов. Определение вида проекта по содержанию
Тема 3. Основы проектной деятельности.
Теория.
Типологические признаки проектов: по доминирующей деятельности, по предметносодержательной области, по характеру координации, по количеству участников, по
продолжительности выполнения.
Практика. Практическая работа: Определение типов и видов готовых проектов. Выбор
типа проекта для дальнейшей работы и обоснование своего выбора.
Тема 4. Этапы работы над проектом
Теория.

Подготовительный; планирование, исследование, изготовление продукта проекта,
результаты, подготовка к защите проекта, презентация (отчёт), оценка результатов и
процесса (рефлексия). Выбор темы проекта. Структура проекта. Актуальность темы – как
начальный этап исследования. Особенности актуальности. Формулировка проблемы. Цель
и задачи проекта. Гипотеза: доказанная и опровергнутая. Оценка тем, актуальности,
проблем, целей, задач и гипотез.
Практика. Практические работы: 1. Составление содержания работы над своим
проектом на каждом этапе работы. 2.Определение плана действий на каждом этапе при

16

работе над своим проектом. 4. Структура проекта. Определение структуры своего проекта
и обсуждение структуры проектов кружковцев
Тема 5. Работа с источниками информации.
Теория.
Работа в библиотеке. Виды справочной литературы (словарь, справочник,
энциклопедия). Работа с литературой. Источники информации. Работа с источниками
информации. Пути поиска информации. Правила работы с литературой, книгой: план
текста, тезисы, конспект. Работа с текстом. Составление записей и таблиц. Работа с
источником информации. Поиск по оглавлению. Выписки. Цитаты. Составление таблиц
Работа с дополнительными источниками информации (Интернет). Другие источники
научной информации Интернет – как источник информации: поисковые системы.
Практика. Правила работы с литературой, книгой: план текста, тезисы, конспект Поиск по
оглавлению. Выписки. Цитаты. Практические работы:1. Поиск необходимой
информации в Интернете и составление списка литературы. 2. Поиск необходимой
информации в библиотеке и составление списка литературы.
Тема 6. Учимся взаимодействовать. Правила групповой работы.
Теория.
Командные роли. Работа в группе. Взаимодействие. Распределение ролей. Учимся выступать.

Публичное выступление. Залог хорошего выступления. Рекомендации по подготовке к
защите проекта. Техника подготовки выступления. Вопросы оппонентов и рекомендации
Практика. Практическая работа: 1.Разработка исследования для своего проекта.
2.Обсуждение видов исследований для проектов и их результатов
Тема 7.

Работа над проектами.

Теория.
Первичное оформление проектных групп Выбор темы. Определение проблемы. Постановка
цели и задач. Работа с информацией. Индивидуальные и групповые консультации по
содержанию и правилам оформления проектных работ. Работа с презентацией. Правила
составления презентации. Шрифт, размер, цветовое решение, структурное содержание, отражение
темы. Подготовка к защите проектов. Правила представления работы. Публичное выступление.
Метод убеждения.
Практика. Работа над проектами. Написание проекта. Планирование деятельности.
Работа с информацией. Оформление проектов. Структура проекта. Оформление титульного листа
и содержания. Правила составления презентации. Защита проектов.

Тема 8. . Оценка проектов и их презентаций. Рефлексия. Итоговое занятие.
Теория
Оценка презентаций проектов по критериям.
Практика. Семинар: Обсуждение проектных работ и их презентаций. Рефлексия.
Самооценка деятельности и оценка деятельности других участников проекта. Подведение
итогов проводится в форме защиты проектно-исследовательских работ, конференции

17

Способы проверки результатов. Текущий контроль усвоения материала осуществляется
путем практического выполнения этапов проекта. Периодические знания и умения по
пройденным темам осуществляется при помощи анкетирования.
Критерии оценки сформированности знаний и умений обучающихся 4 года
обучения
Параметры

Оценка

1 Соответствие содержания целям и задачам проекта

3

- сформулирована личная цель исследования участника проекта

1

-поставлены исследовательские задачи

1

- содержание работы соответствует целям и задачам

1

2 Умение видеть проблему и находить пути решения

3

проблема исследования сформулированна

1

указаны пути решения проблемы исследования

1

есть обоснования выбранного пути

1

3 Наличие вывода, отражение собственной позиции

1

4 Соблюдение требований к оформлению проекта

3

выходные данные (информация об авторе, учреждение, название)

1

разнообразие источников информации

1

соблюдение норм русского языка

1

5 Логичность, последовательность изложения материала

1

6 Оригинальность представления содержания и результатов исследования

1

7 Ораторское мастерство

1

Итого:

13

Планируемые результаты дополнительной общеразвивающей программы
«Введение в краеведение с основами туризма»
Реализация программы предполагает следующие результаты:
Результаты

1 год

2 год

3 год

4 год

Предметны
е. (Имеют
представлен

Физическую
карту России,
Хабаровского
края, отличие
исторических и

Границы
Хабаровского
края, основные
виды
растительного и

Историю
основания городов
расположенных на
Амуре.
Дореволюционный

Осуществлять
поиск нужной
информации для
выполнения

18

ие, умеют,
знают

географических
карт, цветовое
обозначение
карт, стороны
света, основные
источники
краеведческих
знаний.
Историческое
прошлое края,
историю
освоения и
заселения
Приамурья в 17
веке. Правила
безопасного
передвижения
на маршруте.
Иметь опыт
однодневных
походов.
Правила
поведения в
походе, на
экскурсии.
Понятия:
маршрут, схема
маршрута,
топография,
археология,
раскопки,
памятники,
духовная
культура,
материальная
культура,
абориген,
коренные
народы,
малочисленные
народности,
ритуальная
скульптура,
шаман.

животного мира,
отличие живой и
неживой природы.
Первых Русских
землепроходцев на
Д.В.
национальный
состав коренного
населения Амура.
Снаряжение
групповое и
личное,
обеспечение
безопасности в
походах. Понятия:
нация, народ,
абориген,
коренные народы,
малочисленные
народности. Уметь
двигаться в
группах на
маршруте
правильно
снаряжаться в
поход с учетом
сезона и условий,
четко выполнять
указания и
распоряжения
руководителя .

период истории
Хабаровского края,
образование
Хабаровского края.
Географическое
положение города
Комсомольска наАмуре, основную
периодизацию
истории города,
Название главных
и основных улиц и
площадей,символи
ку города.
Историю своей
семьи. Основные
предприятия
города,
знаменитых
земляков.
Требования к
оформлению
рефератов,
конкурсных работ.
Основные этапы
организации
проектной
деятельности.
Технологию
оказания
доврачебной
помощи Находить
на карте основные
населенные
пункты
Хабаровского края.
Составлять
родовое дерево
семьи. Составлять
и задавать вопрос.
Оформлять
практические
работы согласно
требованиям.
Правильно
снаряжаться в
поход с учетом
сезона и условий.

исследования с
использованием
учебной и
дополнительной
литературы в т.ч.
интернета.
Высказываться в
устной и
письменной
формах.
Ориентироваться на
разные способы
решения
познавательных
исследовательских
задач.
Анализировать
объекты, выделять
главное.
осуществлять
синтез (целое из
частей). Строить
рассуждения об
объекте,проводить
сравнение
классификацию по
разным
критериям,устанавл
ивать причинноследственные связи.
Видеть проблемы,
ставить вопросы,
выдвигать
гипотезы,
планировать и
проводить
наблюдения, делать
умозаключения и
выводы,
аргументировать
(защищать) свои
идеи.

19

Бережно
относиться и
понимать
ценность
исторического и
культурного
наследия Малой
Родины.
Соблюдать
правила
поведения в
природе.
Бережного
отношения к
окружающему
миру.

Соблюдение
правила поведения
в природе
Формирование
осознанного,
уважительного и
доброжелательног
о отношения к
другому человеку.
Готовности и
способности вести
диалог с другими
людьми и
достигать в нем
взаимопонимания

Чувства гордости
за свою малую
родину, народ и
историю своего
края, осознание
своей этнической и
национальной
принадлежности.
Формирование
уважительного
отношения к
иному, мнению
,истории,культуре
других народов

Положительное
отношение к
проектной
деятельности;
ориентация на
понимание причин
успеха в проектной
деятельности,
понимание
предложений и
оценок
педагога. Развитие
навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях, умения
не создавать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций

Метапредме Участие
обучающихся в
тные
НПК
школьников
различного
уровня.Работать
в команде в
процессе
выполнения
совместного
задания.

Достижения
обучающихся по
предметам
«Окружающий
мир»,
«Литературное
чтение». Уметь
вести поисковую и
исследовательску
ю работу.
Подбирать,
систематизировать
необходимый
материал.

Научатся создавать
коллективный
проект.
Определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата
выполнения
творческого
проекта. Излагать
своё мнение и
аргументировать
свою точку зрения
и оценку событий.
Умение
пользоваться
историческим
материалом из
различных
источников и
систематизировать
его.

Формирование
умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации.
Определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата.Использ
ование различных
способов поиска.
Готовность слушать
собеседника и вести
диалог.Излагать
своё мнение и
аргументировать

Личностны
е

20

свою точку зрения и
оценку событий

2 Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Введение в краеведение с основами туризма»
Календарный учебный график
Начало учебного года

1 сентября

Окончание учебного года

31 мая

Организационный период

1 – 15 сентября

Количество учебных недель

36

Календарный учебный график заполняется ежегодно перед началом нового
учебного года. Временное расписание составляется в августе, постоянное в сентябре (по
окончанию организационного периода).
Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение
Занятия проводятся в учебном помещении соответствующее санитарногигиеническим нормам и технике безопасности.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский
Шкафы для хранения учебной литературы, дидактических материалов, пособий,
учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки).
Печатные пособия

21

Таблицы в соответствии с основными разделами программы.
Географические и топографические карты.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- Классная доска с креплениями для таблиц.
- Персональный компьютер с принтером.
- Проектор для демонстрации слайдов.
Экранно-звуковые пособия
- Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы
Учебно-практическое оборудование
Компас, веревки, туристическое снаряжение.
Электронные образовательные ресурсы
1 КГБНУК «Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова». http://hkm.ru/
2 Природа Хабаровского края http://www.maginfo.net.ru/prirodnyezony/
priroda-dalnego-vostoka.html
3 Сайт КГАОУ ДО РМЦ http://www.kcdod.khb.ru/
4 Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru
5 Мир животных http://www.maginfo.net.ru/prirodnyezony/priroda-dalnegovostoka.html
6 Природа Дальнего Востока https://uchportfolio.ru/excursion/1
7 Географическое положение Хабаровского края
https://infourok.ru/prezentaciya-nashkray-habarovskiy-1778930. Html
Формы аттестации, контроля
Аттестация позволяет определить, достигнуты ли обучающимися планируемых
результатов. Для оценки результативности учебных занятий применяются вводный,
текущий, тематический, промежуточный виды контроля и итоговое занятие.
Начальная аттестация осуществляется на первом году обучения в начале учебного
года. Цель – определить исходный уровень ЗУН обучающихся, определить формы и
методы работы. Формы оценки – собеседование.
Текущая аттестация происходит после изучения основных тем по программе в
течении учебного года.

22

Промежуточная аттестация проводится по окончанию первого и второго года
обучения.
Итоговый контроль проводится по окончанию изучения программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа,
диплом, грамота, журнал посещаемости, фото и пр.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
выставка, защита творческих работ, конкурс, открытое занятие, участие в
образовательных проектах, научных конференциях, соревнованиях по туризму.
Формы подведения итогов
- диагностика уровня освоения предметных результатов (тестирование),
- участие в конкурсной деятельности,
- участие в Городском образовательном туристско-краеведческом проекте «Малая
Родина»;
- участие в Городском историко-краеведческом проекте «Я – Комсомольчанин»,
проведение краеведческих викторин;
-подготовка работ с исследовательским компонентом для научно – практических
конференций различного уровня.
Оценочные материалы
Для оценки результатов используется методика предметных проб в качестве
которых выступают;
1. Для текущей оценки предметных результатов используются тесты, кроссворды,
викторины (Приложения № 1,2,4). 2. При промежуточной аттестации используются Блиц
–викторину (Приложение 6) и конкурс знатоков «Я живу на Дальнем Востоке»
(Приложение 5) 3. Для итогового контроля проводится Туристско – краеведческая игра
«Улицы города рассказывают» (Приложение 7) 4.Выполнение и защита проектов.
5. Участие в краеведческих олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Методическое обеспечение
Настоящий раздел представляет краткое описание общей методики работы в
соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями
учащихся.
Формы занятий:
- аудиторные занятия;
- проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают
возникающие познавательные задачи;
- беседы с учащимися в процессе изучения темы;
- заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;

23

- самостоятельная работа с книгами, иллюстрациями;
- просмотр видеофильмов и видео по изучаемой теме;
- развивающие игры, стимулирующие познавательный процесс;
- экскурсии;
- подготовка ребятами экскурсий;
- проведение тематических историко – краеведческих викторин;
- походы;
- работа в библиотеке;
- разработка и защита проектов;
В программе предусмотрены различные формы самостоятельной работы,
самоконтроля.
Технологии:
- здоровьесберегающие;
- развивающего воспитания и обучения;
- игровые;
- компьютерные;
- проблемного обучения.
Методы:
- словесные (беседа, объяснение);
- объяснительно – иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский проблемный;
- игровой, дискуссионный;
- проектный;
- метод творческих заданий;
- наглядные (работа с наглядными пособиями, показ видеоматериалов и
фотоматериалов).
Алгоритм учебного занятия

24

Обязательная подготовка кабинета перед занятиями (проветривание, по
возможности влажная уборка), подготовка дидактических материалов.
Занятия включают несколько этапов: организационный момент, теоретическая
часть, физкультминутка, практическая часть, окончание занятия (рефлексия, подведение
итогов).
Образовательный процесс делится на три этапа:
1этап - подготовительный. Задача: усвоить новый материал;
2 этап - практический. Задача: самостоятельно применять все полученные знания
на практике в ходе выполнения творческой работы;
3 этап - окончание занятия (рефлексия, подведение итогов, прощание).
Занятие по теме "Мой город на карте и карта города". Знакомство с картой
города.
Цели и задачи
1. Познакомить учеников с картой города. Начать игру-путешествие по карте
города (она будет продолжаться до конца учебного года).
2. Закрепление понятий, полученных в игре "Поиски клада", и предыдущих
занятиях. Что такое карта. Карты исторические и географические. Значки на карте.
Ход занятия
1. Каждый ученик получает индивидуальную карту города, на обратной стороне
которой напечатана "Схематическая карта туристического похода". Ученики
рассматривают карту, отвечают на вопросы: а) Откуда и куда шли туристы? б) По какой
местности? в) Каково было их задание на маршруте, какие они вели наблюдения? г) Как
на карте обозначена железная дорога? реки и ручьи? мосты? лес? какой это лес?
2. Открываем карту города. Как ее следует повернуть? Какие надписи читаем
сначала, какие потом? Как сделать, чтобы карта заговорила на языке истории? Задание:
обозначить на карте "историческое событие" (Высадка инопланетян).
3. Прокладка маршрута экскурсии (В Силинский парк, маршрут начинается от
школы).
4. Как "озвучить" карту на языке географии? (Обозначаем реки и речки - Амур,
Силинка, горы, лес).
5. Блиц-викторина "Знакомые незнакомцы": дети получают цветные фотографии
самых известных зданий города (ЦУМ, Дом Молодежи и т.д.) и быстро ищут их место на
карте города.
6. Педагог подводит итоги урока, наиболее активные ученики получают "драконов"
(жетоны, дающие право на высокие оценки и приз).
Методические рекомендации

25

Для успешной реализации данной программы используются и разработаны
методические рекомендации на весь период обучения:
1 Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников»
Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара
2007г.
2 Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсий. – М; ЦРИБ
Турист, 1980.
3 Ципкин Ю. Н. Методические рекомендации по оформлению конкурсных работ.
4 Методические рекомендации к пособию «Моя Малая Родина»
5 Методическая разработка экскурсий:
«Улицы города рассказывают...»
«Нижний Амур – родина Нани»
«Приамурье мое заповедное»
Экскурсия – прогулка. «Лесной дом»
«Город на Амурском берегу»
6 Методические рекомендации по составлению «Технологическая карта маршрута»
7 Методические рекомендации по составлению и оформлению методических
разработок
8 Памятка «Младший школьник -юный исследователь» (Проектная деятельность)
9 Методические рекомендации по «Методике составления и проведения экскурсий
для школьников» (на примере экологической экскурсии)
Дидактические материалы - тесты, карточки, фото и видео материалы, задания
соответствующие изучаемым темам. «Сообщество живых организмов»,
«Взаимоотношения живых организмов», «Мы живем на планете Земля», «Правила
туриста».
Список литературы
1 Алексеев А. И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской
Америки: до конца 19 в.- М.: Просвещение 1982г.
2 Аскольд В.И. О взаимодействии основного и дополнительного образования //
Внешкольник, 2001.- № 5- 7- Юс.
3 Агатова И. Патриотическое воспитание в школе. / И. Агатова, М. Довыдова – М.:
Айрис-пресс. 2002.
4 Богданова Е. Г. Дополнительное образование как средство подготовки к
жизненному самоопределению. // Управление школой, 2001 -№45-вкладыш.

26

5 Востриков Л.А. И привести в известность край: Из истории Приамурского
географического общества. - Хабаровск, 1989.
6 Герои великого океана. - Хабаровск: КЦДЮТиЭ, 1996.
7 Города Хабаровского края. - Хабаровск, 1972.
8 Журкина А. Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования. //
Дополнительное образование, 2000,- № 9- 6-9с.
9 Ингстрем Л.В. В лесу и на опушке: Книга по спортивному ориентированию. - М.:
1979.
10 Истомин, П.И. Туристская деятельность школьников: вопросы теории и
методики. /П.И. Истомин, Н.В. Максимов. – М.: Педагогика, 2007. -247 с.
11 Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.: Профиздат, 1986.
12 Куликов В.М. Ротштей Л.М. Школа туристских вожаков. - М: Просвещение
1997.
13 Левицкая В. История отечества для детей. - М.: Просвещение, 1996.
14 Литова 3. А. Интеграция базового и дополнительного образования в школе //
Школа, 2001.-№ 3- 50-53с.
15 Матюшина Г. Н. Историческое краеведение. - М: Просвещение. 1975.
16 Методика историко-краеведческой работы в школе. - М.: Просвещение. 1992.
17 Молони Н. Археология. - М.: Росмэн, 1996.
18 Петрова Н.Г. Введение в историю. М.: Наука, 1994.
19 Кабазан В. Как заселялся Дальний Восток. Хабаровск: Кн. изд-во 1976.
20 Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. - М.: Просвещение.
21 Селевко, ГК. Педагогические технологии на основе активизации,
интесификации и эффективного управления УВП.- М.; НИИ школьных технологий, 2005г.
22 Гаер Е. Бытовая обрядность. Хабаровск: Кн. изд-во 1985.
23 Юнев И.С. Краеведение и туризм М.: Просвещение. 1974.
24 Кучеренко СП. Зов Сихотэ-Алиня. Хабаровск: кн. изд-во 1987.
25 Шейнгауз А. С. С заботой о лесе. Хабаровск: Кн. изд-во. 1987.
26 Животный мир Приамурья. / Составитель Тихонова А.Е. Хабаровск: Кн. изд.-во
1999.
27 Очерки истории родного края. Хабаровск: Кн. изд-во. 1993.
28 Знакомьтесь:

Комсомольск на Амуре. Хабаровск: Кн. изд-во. 1980.

27

29 Остапец А. А. На маршруте туристы следопыты. М.: Просвещение. 1987.
30 Хуторской А. В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. –М.;
Гум, изд. Центр ВЛАДОС, 2000
31 Ильиных Л.М. «Развитие исследовательских способностей школьников.»
Начальная школа 2007, №7
Цифровые образовательные ресурсы
1 Иванов В.А. «Интерактивные экологические игры-викторины, разработки
занятий, презентации для младших школьников». Диск 1-3. Детский экологобиологический центр «Натуралист» и Государственный природный заповедник
«Болоньский», г. Амурск, 2009 г.
2 «Мир природы». Познавательные материалы об окружающем мире. Наглядное
пособие по естествознанию для младших школьников. ЗАО «Новый диск», 2006 г.
3 Новикова О.П., Калиниченко Н.Ф., Пашицына В.В. Задания к городскому
историко-краеведческому конкурсу «Я - комсомольчанин». Презентация.
ГДТДиМ, 2014 г.
4 Пашицына В.В. Рекламный ролик про Комсомольск-на-Амуре, ГДТДиМ, 2014 г.
5 Зубарева Е.А. Мультимедийная игра «Знаешь ли ты улицу Ленина».
6 Зубарева Е.А. Мультимедийный проект «Что для меня значит Малая Родина».
7 Зубарева Е.А. Презинтция «Улица Кирова – первая улица города»
8 Зубарева Е. А. «Памятные места города»
9 Песни Приамурья. Сборник песен. Правительство Хабаровского края, 2008 г.
10 Фотографии города Комсомольска-на-Амуре http://www.kmslife.ru/ photo/
list.php?SECTION_ID=950
11 Фотографии города Комсомольска-на-Амуре
12 http://www.101hotels.ru/main/cities/Komsomolsk-na-Amure/photos
13 Комсомольск-на-Амуре. Википедия.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%F1%EE%EC%EE%EB%FC%F1%EA%ED%E0-%C0%EC%F3%F0%E5
14 Фотографии старого Комсомольска-на-Амуре
15 http://www.etoretro.ru/city2101.htm
16 «Школа защитника природы». Презентации, пособия, фильмы. Центр охраны
дикой природы. Москва, 2009 г.
Список литературы для детей

28

1 Ворожайкина Н. И. Студеникина М.П. Рассказы о родной истории. М: 1994 г.
2 Амур - река подвигов. Хабаровск: Кн. изд.- во 1983 г.
3 Хрестоматия по истории Дальнего Востока (в 2 - ух. томах).-Владивосток: Кн.
изд. -во 1982 г.
4 Кучеренко С. П. Звери у себя дома. - Хабаровск: Кн. изд. - во 1979 г.
5 Махлин М. Д. Амурский аквариум. - Хабаровск: Кн. изд. - во 1990 г. 6.
6 Кучеренко С. П. Рыбы у себя дома. - Хабаровск: Кн. изд. - во 1988 г. 7.
7 Усенко Н. В. Деревья, кустарники и лианы Дальнего Востока. Хабаровск: Кн. изд.
- во 1969 г.
8 Шлотгауэр С. Д. Мельникова А.Б. Они нуждаются в защите. Редкие растения
Хабаровского края. - Хабаровск: Кн. изд. - во 1990 г.
9 Бардин К. Азбука туризма. -М.: Просвещение, 1973 г.
10 Шейкин А. Повесть о карте. Очерки. Л.: Детская литература, 1976 г. 11.
11 Членов А. Геология в картинках. М: Детская литература, 1975 г.
12 Твой родной край. Книга для внеклассного чтения младших школьников
Хабаровского края. /Составитель Тихонова А. Е.. Хабаровск: Кн. изд.- во 1982 г.
13 Рони - Старший Жозеф Анри. Борьба за огонь. Хабаровск: Кн. изд.- во. 1986 г.
14 Атлас «Люби и знай свой край» для школ Хабаровского края. Федеральная
служба геодезии и картографии России. М: 1993 г.
15 Кузьмина М. И вырос город на Амуре... Комсомольск на Амуре 1989 г. 16 Что было до
нашей эры. /Сб. Москва: Педагогика
17 НагишкинД . Амурские сказки Кн. изд – во «Речь» 2016 г.

Приложение 1

Проверочные работы.
Задания для самоконтроля

29

(Тема: «Что изучает история)
1. Слово "история" в переводе с древнегреческого языка означает: а) событие; б) время;
в) рассказ о прошлых событиях; г) повествование о том, что узнано, исследовано.
2. Родоначальником письменной истории считается: а) Иордан; б) Геродот; в) Птолемей;
д) Диоген.
3. Сопоставьте виды источников с их примерами:
1. Устные --------- а) пещерная живопись
2. Письменные----- б) летописи
3. Вещественные---- в) скифский меч
г) былины про богатырей Руси
4. Сопоставьте греческих историков с их методами изучения истории:
1. Геродот-------- а) описывал только те факты, в которых сам был уверен
2. Фукидид------- б) в основном описывал биографии известных людей
3. Плутарх-------- в) при описании событий мог обратиться к легендам, народным
поверьям
5. Завершите и запишите предложения: - История как предмет изучает…
- Историками называют…
- Исторические источники разделяют на…
6. Когда вы вместе с друзьями читаете сказку, рассказ, можно ли утверждать, что вы
изучаете историю? Объясните, почему вы так считаете.
7. Завершите предложения и запишите их в тетради: «Историческими источниками
могут быть…»
«Я считаю, что профессия историка важна, потому что…

Приложение 2
Разгадайте кроссворд
Тема: «Далекое прошлое края»

30

4

5

6

7
2
1

8

3

1. Народность, проживающая в северных районах Хабаровского края
2. Этот народ живет на реке Амгунь. Занимается охотой, рыболовством и искусно
изготавливают изделия из древесины – шкатулки, туяски, коробочки.
3. Это самый многочисленный коренной народ Хабаровского края. Славится искусством
шитья одежды, расшитой национальными узорами.
4.Народность проживающая по рекам Тумнин, Коппи, Амур.
5. Народность проживающая близко к Амурскому Лиману. Издавна занимаются морским
рыболовством , изготавливают отличные сети.
6. Народность проживающая по правым притокам Амура, Гур, Анюй, Основной промысел
был поиск чудодейственных корней женьшеня.
7. Этот народ проживает на севере края. Занимается охотой, разводит оленей, развивает
земледелие.
8. По роду занятий, культуре, внешнему виду они схожи с нанайцами. Занимаются охотой
и рыболовством.

Приложение 3
Итоговый тест первого года обучения
1.В какой части света по отношению к остальной территории России

31

находится Хабаровский край?
2. Укажите какой цвет используют при обозначении на карте (соедините стрелками);
 Сухопутную границу
крсный
 Леса
синий
 Горы
зеленый
 Вода (реки,моря,озера)
коричневый
 Пустыни
желтый
 Населенные пункты
черный
3. Используя административную карту Российской Федерации,
подпишите названия государств, краев, граничащих с Хабаровским краем.
4. Нанесите на контурную карту реку Амур, определите направление ее
течения.
5. На контурной карте Хабаровского края найдите и подпишите
названия городов расположенных вдоль Амура: Хабаровск, Комсомольск-наАмуре, Амурск, Николаевск-на-Амуре.
6. Отметьте на контурной карте места проживания коренных народов Хабаровского края
в соответствии с цветом:
зеленым – эвены;
красным – эвенки;
синим – нанайцы;
желтым – нивхи;
коричневым – орочи;
черным – негедальцы;
фиолетовым – удыгейцы;
оранжевым – ульчи.
4. Вместо прочерка впишите исследователя, который совершил это открытие;
_____________ закрепил за Москвой все левобережье Амура и составил «Чертеж реки
Амур». В честь него названа столица нашего края.
Именно экспедиция _______________ разогрела интерес к дальнейшему исследованию
наших земель. Он построил первое русское жилище на берегу Охотского моря.
___________ первым побывал на берегах Амура и доказал возможность выхода из Амура
в Охотское море

Приложение 4
Викторина «Первопроходцы Дальнего Востока»
Тема: История освоения и заселения Дальнего Востока
Задание №1

32

Соедините линиями фамилии и имена первопроходцев
Хабаров
Поярков
Москвитин
Миддендорф
Невельской

Николай Михайлович
Василий Данилович
Ерофей Павлович
Геннадий Иванович
Александр Федорович

Задание№2
1. Отряд под предводительством этого землепроходца первым вышел к
берегам Тихого океана? . . . . . . . . . .
2. Они первыми побывали на берегах Амура, кто возглавлял отряд? . . . . . . .
3. Именем этого землепроходца назван город? ………….
4. Исследователь Дальнего Востока, по результатам проведенных исследований написал
большую книгу «Путешествие на север и восток Сибири? …………..
5. Знаменитый мореплаватель адмирал русского флота? ……..
Задание №3
Для укрепления обороны устья Амура были организованы Амурские сплавы. В каждую
клеточку горизонтали вписывается одна цифра четырехзначного числа – исторической
даты. Впишите недостающие даты

8

4

1

5
5

1

8

8

первый сплав по Амуру под
руководством
Н.Н.
Муравьева-Амурского
Второй сплав по Амуру под
руководством
Н.Н.
Муравьева-Амурского
Третий сплав по Амуру под
руководством
Н.Н.
Муравьева-Амурского
Подписание
Айгуньского
договора

Задание№4.
Ответьте на вопросы
Назовите основные занятия казаков и крестьян переселенцев XVII–XVIII вв.

_______________________________________________________________
___________________________________________________________
Из какого материала в основном строили свои жилища переселенцы?
_______________________________________________________________
___________________________________________________________
Что в избе переселенца занимало главное место?
_______________________________________________________________

33

___________________________________________________________
Какой сосуд – гордость и украшение стола в русской избе?
_______________________________________________________________
____________________________________________________________
Где хранили продукты в доме?
_______________________________________________________________
___________________________________________________________
В чем спали самые маленькие дети в доме?
_______________________________________________________________
___________________________________________________________
Чем доставали хозяйки горячие чугунки из печи?
_______________________________________________________________
___________________________________________________________
Чем утепляли свои избы переселенцы?
_______________________________________________________________
____________________________________________________________
Как называлась обувь, которую носили первые переселенцы?
_______________________________________________________________

Приложение 5
Итоговое занятие второго года обучения
Конкурс знатоков «Я живу на Дальнем Востоке»

34

Конкурс 1:«ЗНАТЬ на ПЯТЬ»
Участникам предлагается дать по 5 ответов на каждый из 5 предложенных вопросов
о Хабаровском крае.
1. Назовите 5 чудес Хабаровского края.
(Амурский тигр, Шантарские острова, Цветок лотоса, Озеро Амут, Мост через
Амур, Петроглифы Сикачи-Аляна, Дуссэ-Алинь)
2. Назовите 5 крупных промышленных предприятий Хабаровского края.
3. Назовите 5природных заповедников на территории Хабаровского края.
(Большехехцирский, Комсомольсий, Буреинский, Ботчинский, Болоньский, Джугджурский,
Национальный парк Анюйский)
4. Назовите 5 наиболее крупных рек, протекающих по территории Хабаровского
края. (Амур, Уссури, Амгунь, Анюй, Бурея, Тунгуска и т.д.)
5. Назовите 5 спортсменов, прославивших наш край на мировой спортивной
арене.(Юлия Чепалова, Александр Панжинский, Евгений Плющенко, Юрий Бережко, Иван
Штыль, Иван Скобрев, Эдуард Хренников и др.)
Блан ответов конкурса «ЗНАТЬ на ПЯТЬ»
№

Название 1

Название 2

Название 3

Название 4

Название5

1.
2.
3.
4.
5.
(Команды получают бланки для ответов. На экране по очереди появляются пять
вопросов. Ответы участники заносят в таблицу. За каждый правильный ответ команда
получает один балл. Максимальное количество баллов – 25.)

.
Конкурс 2: « Хабаровский край на карте России»
Командам необходимо нанести на контурную карту Хабаровского края ряд
географических понятий:
1. Города Хабаровского края(Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск,
Вяземский, Бикин, Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань.)
2. Реки, моря(Амур, Охотское море, Японское море)
3. Страны, края, области,граничащие с Хабаровским краем(ЕАО, Амурская
область, Приморский край, Якутия, Магаданская область, Китай)
4. Коренные народности,проживающие на территорииХабаровского края(орочи,
нанайцы, ульчи, удэгейцы, нивхи, негидальцы, эвены, эвенки)

35

Магаданская
обл.

Якутия

Николаевск-на-Амуре
Амурская
область

Комсомольск-на-Амуре
Амурск
Хабаровск
Советская гавань

ЕАО
Китай

Вяземский
Бикин
Приморский край

Конкурс 3: «Полезные ископаемые»
(Команды получают карточки с пронумерованными изображениями полезных
ископаемых, карточки с их названиями и карточки с их описаниями. Задача участников
правильно соотнести Изображение, Название и Описание.)

36

37

Ответы:
1.

2.

Бурый уголь
5.

3.

Платина
6.

Золото
9.

8.

Серебро

Каменный уголь

Фосфорит

11.

Ртуть

Песок

Медь
7.

10.

Олово

4.

12.

Глина

Графит

38

Конкурс 4 «Все о лесе»

39

Вопросы:
1. Краснокнижное животное, являющееся символом уссурийской
тайги.(………………….….)
2. Лук охотский с характерным чесночным запахом. (…………………………..)
3. Утка, проживающая на Дальнем Востоке, гнездится в дуплах деревьев и имеет
интересный окрас. (………………………..)
4. Рыба, которую больше всего мы любим за ее икру. (………………….…..)
5. Животное, изображенное на гербе Хабаровского края. (…………………..…..)
6. Единственное пробконосное дерево в России, произрастающее на Дальнем
Востоке. (…………………….….)
7. Самая крупная рыба, обитающая в Амуре. (…………………………)
8. Растение, цветущее без цветка, употребляемое в пищу.
(………………….………)
9. Китайский окунь. (…………….……)
10. Ягода, созревающая первой в Хабаровском крае. (………………………….)
11. Рыба, обитающая в реках Хабаровского края и «выполняющая желания» (……)
Конкурс 5: «Экскурсия по городу»
Участникам необходимо просмотреть видеоролик, запомнить памятники и
достопримечательности, которые появятся на экране и после просмотра фильма записать
их названия в бланк ответов.
Памятники и достопримечательности виртуальной прогулки:
Храм Св.Ильи
Речной вокзал
Стелы памятника –мемориала во славу павшим за Отчизну
Памятник судостроителям
Памятник военным строителям, совершившим ледовый переход
Памятник содружеству российского и китайского народа
Памятник И.Хоменко
Памятник Первостроителям города
Памятный камень «Здесь 10мая 1932г. высадились первые комсомольцы –
строители города.»
10. Памятник Ю.А.Гагарину
11. Мемориал «7 мая 2005 в ознаменование 60-лнтия Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945г. от организаций и предприятий г. Комсомольскана-Амуре»
12. Драматический театр
13. ДК Авиастроителей
14. Кинотеатр «Факел»
15. с/к «Смена»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

40

Приложение 6
Блиц-викторина
Тема: Мой город
1. В мае 1932г. 3 тыс. человек прибыли на пароходах строить
г.Комсомольск-на-Амуре. Эти пароходы назывались:
а)

«Челюскин», б) «Коминтерн», в)«Паллада» , г)«Колумб», д)«Георгий Седов»

2. В годы Великой Отечественной войны начали выпускать
продукцию заводы:
а)

Судостроительный, б)«Амурсталь», в)Авиационный , г) Амурлитмаш

3. Камень, установленный на берегу Амура, в память о высадкепервостроителей, привезли
из:а)п. Горный, б)п. Солнечный, в)ст. Пивань
4. Самая длинная улица в г.Комсомольске на - Амуре
а)

проспект Мира

б)

проспект Ленина

в)

Комсомольское шоссе (Комшоссе)

5. Самая первая улица г.Комсомольска на - Амуре
а)

ул. Вокзальная

б)

ул. Кирова

в)

ул. Комсомольская

6. Городское телевещание в г.Комсомольске на - Амуре
начато официально:
а) в 1940
б)

в 1955

в)

в 1967

г)

в 1973

7. Какому известному писателю принадлежат строки:
«Я в Амур влюблен… проплыл по Амуру тысячи верст...»:
а)

А.П. Чехову

41

б)

A.M. Горькому

в)

И.А. Гончарову

8. В поселке Солнечном добывают полезное ископаемое:
а) уголь
б) олово
в) глина
г) золото
9. Судостроительный завод построен на территории озера.
Какого?
а)

оз. Хорпи

б)

оз. Мылки

в)

оз. Силинское

10. Средняя глубина Амура:
а)

5м

б)

10м

в)

15м

г)
д)

20м
25м

11. Вы движетесь вверх по течению р.Силинка и видите горные
вершины. Это хребет:
а)

Сихотэ-Алинь

б)

Джугджур

в)

Мяо-Чан

Ответы: 1) б, г 2) б, г 3) б 4) в 5) б 6) в 7) а 8) б 9) в 10) г 11) в

42

Приложение 7
Игра по краеведению«Улицы города рассказывают»
Итоговое занятие диагностика уровня освоения программы «Ведение в краеведение с основами
туризма»
Правила игры
В игре участвуют команды школьников. Состав команды 6-8 человек. Подготовка к игре
начинается за месяц до ее начала. Проводиться жеребьевка, и каждая команда изучает тот район,
который ей достался (улицы, площади, памятники, историю строительства района, какие
учреждения находятся в этом районе, какие были).
Все маршруты организаторами игры выверяются тщательным образом и в плане объектов и в
плане затраты времени. Маршруты должны быть равноценны для каждой возрастной группы. Для
каждой команды выделяется сопровождающий, который знает маршрут и хорошо ориентируется
в этом районе.
Ход игры
1. Жеребьевка маршрутов.
2. Сопровождающий группы получает конверт с маршрутом. На
конверте написано место и время старта. Приводит команду к
месту старта и вручает конверт команде. В конверте - карточка список из объектов, которые команда должна найти
3. После вскрытия конверта команда продумывает маршрут т.е.
порядок прохождения объектов (объекты расположены в
алфавитном порядке).
4. Прохождение маршрута. На выполнение задания команда
получает контрольное время.

время
10м

обеспечение

20-30м

Часы,
10м.

1ч

карандаш,
ручка.

5. При нахождении объекта команда должна отметить в карточке
номер объекта по порядку его нахождения и его пароль (см.
образец).
6. После прохождения маршрута команда сдает заполненные
карточки в Турцентр.
7. Вторая часть игры. Команды - соперницы задают вопросы друг
другу по теме «Мой город». Разделы: улицы, площади, памятники,
здания. (В основе - игра «крестики - нолики»)
8. Подведение итогов игры проводиться после возвращения с
маршрута последней команды.

5м
15м

Вопросы о
городе по
разделам.

20м

43

Итоговая таблица игры

Название
команды

Район и
маршрут

Число
найденных
объектов

Сумма балов
за вопросы

Общая
сумма

Время на
Место
маршруте

балов

Подведение итогов.
Победителем игры является команда, набравшая максимальное количество очков. При равенстве
очков выигрывает команда, прошедшая маршрут за меньшее время. Команда, нашедшая меньшее
количество объектов, занимает место после команды, нашедшей большее число объектов.
За найденный объект начисляется 20 очков.
За правильный ответ на вопрос 1 очко
Предлагаемые районы и маршруты.
Район города: ул. Мира, ул. Орджоникидзе, ул. Кирова, ул. Аллея Труда.
Карточка маршрута №1
Название команды________________
Фамилия сопровождающего ____________________________
Время старта________

Время финиша_____________

№ Название объекта

Пароль объекта

Ответ на пароль

№

1

Первая кирпичная
школа.

Что находиться в этом
здании теперь

Педагогический
университет

об.
7

2

Центр занятости

Что находилось в этом
здании раньше

Художественный
музей

2

3

Детская
поликлиника
№1

Кому посвящена
мемориальная барельефная
доска на здании

Почетному
гражданину города
Пендрие В.Л.

4

Художественный
музей

Какое учебное заведение
размещалось в этом здании

Университет
марксизма ленинизма

5

Экологобиологический центр

Цвет стен здания

Светло - желтый

44

6

Мира 14
Первый

7
краеведческий

Редакция какой газеты
размещается по этому
адресу.
Улица, на которой он
размещался

Панорама

Осовиахима

8

Администрация
музей.
города

Сколько орденов на фасаде

2

9

Художественная
школа

Где она располагается
(учреждение).

Художественный
музей

Кто из почетных горожан
проживал в этом доме

Буряк С.И.

10 Аллея труда 9

45

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».